Введение
1. Теоретические предпосылки проблемы формирования ценностного
отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 6
1.1 Ценностное отношение личности к образованию как предмет психолого
- педагогического анализа 6
1.2 Особенности формирования ценностного отношения к образованию у
бакалавров направления «Педагогическое образование» 18
1.3 Изучение уровня сформированности ценностного отношения к
образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 26
2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 41
2.1 Организация дискуссий с целью ориентирования студентов на формирование положительного отношения к образованию 43
2.2 Решение ситуационных задач педагогической направленности для
принятия студентами решения об изменении модальности отношения к образованию 52
2.3 Выполнение творческих заданий проблемно-практического характера, в ходе решения которых студенты могут продемонстрировать изменившееся отношение к образованию 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Р 86-112
Актуальность исследования. В «Национальной доктрине об образовании в Российской Федерации» приведены такие стратегические цели, как непрерывность образования в течение всей жизни, а также подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. В настоящее время существует потребность в конкурентоспособных специалистах, которые непрерывно актуализируют свою профессиональную компетентность. Постоянное поддержание, совершенствование своей профессиональной квалификации невозможно без сформированного ценностного отношения личности к образованию. Таким образом, для данных специалистов образование должно выступать одной из ключевых ценностей.
Проблема ценности образования в России приобрела особое значение в 50-60-е гг. XIX века, когда распространение получила его антрополого¬гуманистическая парадигма, в основу которой легли представления о человеке как высшей ценности, синтезе национального и общечеловеческого в воспитании, особой социокультурной миссии учителя (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). В дальнейшем данная концепция развивалась в трудах отечественных философов и педагогов XIX-XX века (Н. А. Бердяев, В. П. Вахтеров, К. Н. Винтцель, В. В. Звенькоевский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. С. Соловьев), а также в практической деятельности педагогического образования, которая привела к формированию новой системы ценностей, основанной на развитии внутреннего потенциала личности, стремящейся к саморазвитию и актуализации своего внутреннего потенциала. Исследованию содержания ценностного отношения к образованию посвящены работы Л. М. Архангельского, М. В. Богуславского, С. Г. Вершловского, В. З. Вульфова, Н. А. Долгушиной, И. Ф. Исаева, Б. Т. Лихачева,
Н. Д. Никандрова, Е. П. Пономарёвой, 3. И. Равкина, В. А. Сластёнина, Л. В. Фалеевой, Г. И. Чижаковой, Е. Н. Шиянова.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности средств формирования ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно¬экспериментальным путём проверить результативность средств формирования ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров направления «Педагогическое образование».
Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Гипотеза: формирование ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» будет более результативным, если реализовать следующие средства:
— организация дискуссий с целью ориентирования студентов на формирование положительного отношения к образованию;
— решение ситуационных задач педагогической направленности для принятия студентами решения об изменении модальности отношения к образованию;
— выполнение творческих заданий проблемно-практического характера, в ходе которых студенты могут продемонстрировать изменившееся отношение к образованию.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы формирования ценностного отношения личности к образованию.
2. Выявить особенности формирования ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
3. Изучить уровень сформированности ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
4. Теоретически обосновать средства формирования ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
5. Опытно-экспериментальным путём проверить результативность обоснованных средств формирования ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической,педагогической литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций личности; эмпирические - педагогический эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности бакалавров, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - ранжирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет»
Апробация работы: Основные положения и выводы данной работы были представлены на XXIV Международной научно-практической конференции «Обучение и воспитание: методики и практика 2015/2016 учебного года» в г. Новосибирске (декабрь 2015 г.), а также на конференции Сибирского федерального университета «Молодёжь и наука: проспект Свободный - 2016» г. Красноярск (апрель 2016 г.).
Объем и структура работы: введение, две главы, заключение,приложения. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования ценностного отношения к образованию у студентов второго курса направления «Педагогическое образование» позволило нам сделать следующие выводы:
Ценностное отношение отражает взаимосвязь личностных и общественных значений как целостное образование личности, которое основывается на личностном опыте и является основанием ценностного поведения.
Ценностное отношение к образованию понимается как связь человека с образованием, проявляющаяся в стремлении человека к осуществлению и продолжению образовательной деятельности и рассматриваемая как нечто значимое для его жизнедеятельности, благоприятствующая результативности образовательной деятельности.
В ходе исследования определены следующие компоненты ценностного отношения к образованию:
— витальный, отражающий отношение к образованию как к средству удовлетворения потребностей в стабильности, порядке, свободе от страха, материальном обеспечении, условиях работы;
— социальный, отражающий отношение к образованию как к средству удовлетворения потребности в значимых общественных и межличностных отношениях;
— личностный, отражающий отношение к образованию как к средству удовлетворения потребностей в самореализации, саморазвитии и самосовершенствовании.
Для выявления уровня сформированности ценностного отношения к образованию использовалась методика В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной «Морфологический тест жизненных ценностей» и метод контент-анализа аналитических эссе студентов.
Нами разработаны средства формирования ценностного отношения к образованию:
— организация дискуссий с целью ориентирования студентов на формирование положительного отношения к образованию;
— решение ситуационных задач педагогической направленности для принятия студентами решения об изменении модальности отношения к образованию;
— выполнение творческих заданий проблемно-практического характера, в ходе которых студенты могут продемонстрировать изменившееся отношение к образованию.
Эффективность разработанных средств в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированности ценностного отношения к образованию в экспериментальной группе.
В целом, решение поставленных задач позволило достичь запланированную цель. Нам удалось выявить и реализовать средства формирования ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование», а также опытно¬экспериментальным путём проверить их результативность. Полученные результаты доказывают, что использование данных средств способствовало повышению значимости образовательной деятельности; это, на наш взгляд, в дальнейшем будет способствовать развитию устойчивой внутренней позиции личности по отношению к образованию на витальном, социальном и личностном уровнях.
1. Арсенова, М. А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего школьного возраста в процессе познавательной деятельности / М. А. Арсенова // Концепт. - 2012. - №6. - С. 17.
2. Бородина, Е. С. Системный анализ модели воспитания ценностного отношения студентов к образованию / Е. С. Бородина // Вестник Южно¬Уральского государственного университета. - 2009. - №4. - С. 54-58.
3. Демкина, Е. В. Формирование ценностного отношения к будущей профессии у студентов педагогических специальностей ВУЗА. / Е. В. Демкина // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - №4. - С. 28¬31.
4. Демченко, З. А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 19.12.06 / Зинаида Алексеевна Демченко. - Петрозаводск, 2006. - 25 с.
5. Дискуссия как метод обучения в летних школах // Летний лагерь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/2TUdOO
6. Есипова, Е. В. Культурологические основы формирования ценностного отношения к педагогической профессии: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Есипова Елена Викторовна. - Ростов-на-Дону, 2007. - 186 с.
7. Институт экономических преобразований и управления рынком «Socio Ego» - теория и практика менеджмента [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/GBIi8X
8. Исаев, И. Ф Профессионально-педагогическая культура преподавателя учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. - Москва: «Академия», 2002. - 208 с.
9. Карпушина, Л. В. Психология ценностей российской молодёжи: монография / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов. - Самара: НЦ РАН, 2009. - 252 с.
10. Колесникова, И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И.А. Колесникова // Педагогика. - 2008. - № 9.
11. Коротаева, А. С. Ценностное отношение к профессии у будущих педагогов: проблемы и пути формирования/ А. С. Коротаева // Научный электронный журнал: Современный проблемы науки и образования. - 2011. - №3. - С. 3-14.
12. Котлярова, И. О. Показатели оценки качества образовательного процесса / И. О. Котлярова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2008. - №29. - С. 34-53.
13. Корчагина, Л.М. Как написать творческую работу по педагогике (эссе) / Л. М. Корчагина. — Рязань, 2008. — 68 с.
14. Лапина, Е. В. Формирование ценностного отношения педагога к профессиональной деятельности в системе дополнительного образования/ Е. В. Лапина // Журнал: Историческая и образовательная мысль. - 2012. - №5. - С. 15-17.
15. Метод групповой дискуссии // Калининградский бизнес-колледж [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/Zfz7CN
16. Мураева, О. Г. Идея ценностного отношения к педагогической деятельности в трудах Петра Григорьевича Редкина/ О. Г. Мураева // Педагогическое образование. - 2008. - №3. - С. 9-15.
17. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Электронный ресурс] / О. Г. Мясищев. - Режим доступа: http://goo.gl/kH8SW2
18. Набиуллин, Л. Г. Роль педагогических ценностей в формировании профессиональной культуры педагога / Л. Г. Набиуллин // Человек и образование. - 2013. - №4. - С. 94-98.
19. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Федеральный центр образовательного законодательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/IJzosH
20. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - Москва: Академия, 2004. - 216 с.
21. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. От 02.03.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
22. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова - Режим доступа: http://www.ozhegov.org/
23. Писарь, О. В. Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода: автореф. дис. ... д-р. пед. наук: 13.00.01 / Писарь Олег Владимирович. - Казань, 2009. - 436 с.
24. Принципы, методы, формы воспитания [Электронный ресурс] / Педагогика. - Режим доступа: http://vaniorolap.narod.ru/theme8.html
25. Позднякова, А. Л. Формирование ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Позднякова Анастасия Леонидовна. - Чита, 2011. - 323 с.
26. Пономарёва, Е. П. Ценностное отношение к образованию как педагогическое понятие / Е. П. Пономарёва // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2011. - №24. - С. 90-95.
27. Попованова, Н. А. Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности: автореф. дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.01 / Н. А. Попованова. - Красноярск: Кларетианум, 2003. - 23 с.
28. Резниченко, М. Г. Диагностика и развитие ценностных ориентаций будущих педагогов / М. Г. Резниченко // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 4. - с.26-32.
29. Седых, Т. В. Самообразование слушателей системы дополнительного профессионального образования как предпосылка дальнейшего самосовершенствования личности специалиста / Т. В. Седых, Г. И. Чижакова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 7. - С. 188-196.
30. Ситка, И. В. Формирование у будущих учителей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ситка Игорь Васильевич. - Чебоксары, 2011. - 184 с.
31. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Москва: «Академия», 2002. - 576 с.
32. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - Москва: Академия, 2003. - 192 с.
33. Собкин, В. С. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы / В. С. Собкин, О. В. Ткаченко, А. В. Федюнина // Вопросы образования. - 2005. - №1. - С. 304-319.
34. Сорокина, Л. В. Формирование готовности студентов средних специальных учебных заведений к обеспечению безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сорокина Людмила Владимировна. - Самара, 2006. - 152 с.
35. Социологический энциклопедический словарь / сост. Г. В. Осипов. - Москва: НОРМА- М, 2000. - 488 с.
36. Сулейменова, Ж. Б. Педагогические ценности и ценностные отношения как содержание воспитательного процесса в вузе / Ж. Б. Сулейменова // Вестник Алтая. - 2007. - №6. - С. 301-303.
37. Телицына, Г. В. Ценностный компонент образования как основа профессиональной подготовки студента / Г. В. Телицына // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №7. - С. 56-59.
38. Тимофеева, С. В. Аксиологический подход в образовании - наиважнейший фактор воспитания духовного и творческого начал в личности /С. В. Тимофеева // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2009. - №3. - С. 251-257.
39. Тихоокеанский государственный университет. Что такое эссе? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/Vazj3G
40. Толковый словарь русского языка / сост. Д. Н. Ушаков. - Москва: Советская энциклопедия - М, 2009. - 1248 с.
41. Троянская, С. Л. Педагогика. Тезисы лекций и практические занятия: эл. учебное пособие [Электронный ресурс] / С. Л. Троянская, Н. В. Брызгалова. - Режим доступа: http://vaniorolap.narod.ru/theme8.html
42. Каменева, Н. В. Учебные творческие задания как средство развития индивидуальности младшего школьника [Электронный ресурс] / Н. В. Каменева. - Режим доступа: http://goo.gl/5KgZFC
43. Фалеева, Л. В. Ценность самоорганизации личности студента в учебной деятельности как феномен: от ценностей обучения к ценности образования [Электронный ресурс] / Л. В. Фалеева. - Режим доступа: http: //goo. gl/hRT gzj
44. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 (с изменениями от 31 мая 2011 г.). // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа: http://fgosvo.ru
45. Филиппова, И. Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности / И. Н. Филиппова // Молодой учёный. - 2014. - №6. - С. 762-764.
46. Философский энциклопедический словарь / сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - Москва: «ИНФРА» -М, 2006. - 576 с.
47. Философский энциклопедический словарь / сост. В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. - Москва: «Мысль» - М, 2010. - 744 с.
48. Халилова, Ш. Т. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения / Ш. Т. Халилова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - №2. - С. 142-148.
49. Ханылаев, Т. А. Общепедагогические особенности формирования у
студентов ценностного отношения к образованию: автореф. дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.01 / Ханылаев Тячмурад Атагельдыевич. -Смоленск, 2006. - 190 с.
50. Худякова, Н. Л. Аксиологические основы поведения человека: учеб. пособие / Н. Л. Худякова. - Челябинск: изд-во Челябинского гос. ун-та, 2010.
51. Чижакова, Г. И. Организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности / Г. И. Чижакова, А. Л. Позднякова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №7. - С. 132-136.
52. Шумилова, А. С. О ценностном отношении будущих педагогов к образованию / А. С. Шумилова // Обучение и воспитание: методики и практика. Электрон. сборник - 2015. - №12 - С. 14-20.