Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ АРТ-ТЕРАПИИ В ОПТИМИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №181469

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2025
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы изучения возможностей использования метода арт-терапии при развитии адаптации студентов - первокурсников к учебной деятельности 7
1.1 Общее представление о феномене адаптации личности в зарубежной
и отечественной литературе 7
1.2 Особенности адаптации студентов - первокурсников к условиям
высшего учебного заведения 14
1.3 Арт-терапия как метод психологического сопровождения 16
1.4 Применение арт-терапии в работе с проблемами социально -
психологической адаптации студентов первого курса 19
Выводы по главе 1 22
2 Эмпирическое исследование роль арт-терапии в оптимизации адаптации студентов первого курса к учебной деятельности 24
2.1 Структура эмпирического исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 29
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 62

Современное общество предъявляет к личности всё более высокие требования, связанные с необходимостью быстрой адаптации к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды. Жизнь человека представляет собой динамический процесс постоянного взаимодействия с окружающей действительностью, в котором важнейшее значение приобретают гибкость, эмоциональная устойчивость и способность к саморегуляции. Особенно остро эти качества требуются в периоды жизненных переходов, одним из которых является поступление в высшее учебное заведение.
Переход к университетской жизни происходит с рядом значимых изменений: новая образовательная парадигма, изменение социального окружения, необходимость самостоятельного управления временем и поведением. Для многих студентов первый год обучения становится сложным этапом, сопровождающимся стрессом, тревожностью, неопределенностью и трудностями в установлении социальных контактов. В этой связи актуальным становится вопрос оказания своевременной психологической поддержки первокурсникам.
Особую ценность в данном контексте представляют методы психологического сопровождения, основанные на невербальном самовыражении и творческом осмыслении переживаний. Среди них выделяется арт-терапия - подход, позволяющий через творчество активизировать внутренние ресурсы личности, снизить уровень эмоционального напряжения и улучшить адаптационные показатели.
Вместе с тем, в отечественной практике остаётся ограниченным количество разработанных и научно обоснованных арт-терапевтических программ, ориентированных на специфику студенческой адаптации.
Проблема исследования: в этих условиях возникает необходимость в разработке и апробации арт-терапевтической программы, ориентированной на оптимизацию адаптации студентов первого курса к университетской учебной деятельности. Представляется целесообразным провести экспериментальное исследования для определения роли арт-терапии на показатели психоэмоционального состояния студентов, а также успешность их вхождения в новую социальную группу в начале университетского образования.
Объект: адаптация студентов-первокурсников к учебной деятельности
Предмет: направленность изменений (динамика) показателей адаптации (уровень адаптированности к учебной деятельности, интеграция в учебную группу, психоэмоциональное состояние) студентов-первокурсников, участвующих в арт-терапевтической программе.
Цель исследования: определить роль арт-терапии в процессе оптимизации адаптации студентов первого курса к учебной деятельности и интеграции в учебную группу
Задачи:
1. Провести теоретический анализ основных понятий исследования
2. Сформировать общее представление о специфике адаптации студентов первокурсников к условиям высшего учебного заведения
3. Изучить подходы к использованию арт-терапии и существующие арт- терапевтические программы, направленные на содействие адаптации студентов.
4. Разработать программу арт-терапевтических занятий, нацеленную на оптимизацию процесса адаптации студентов-первокурсников.
5. Подобрать психодиагностические методики для оценки уровня адаптации студентов первого курса.
6. Сформировать контрольную и экспериментальную группу из числа студентов-первокурсников для проведения исследования.
7. Провести эмпирическое исследование, направленное на определение роли, разработанной арт-терапевтической программы в оптимизации адаптации студентов-первокурсников.
8. Выполнить количественный обработку данных.
9. Сформулировать выводы о действенности реализованной программы
Общая гипотеза исследования: участие студентов-первокурсников в арт-терапевтической программе характеризуется положительной динамикой показателей адаптации к учебной деятельности и учебной группе.
Частные гипотезы:
1. В процессе участия в арт-терапевтической программе у студентов- первокурсников будет наблюдаться статистически значимое снижение уровня тревоги, стресса и проявлений депрессии.
2. Участие в арт-терапевтической программе будет сопровождаться статистически значимым повышением уровня адаптированности студентов-первокурсников к учебной группе и учебной деятельности.
Теоретико - методологическая основа исследования: теория адаптации личности (Ж. Пиаже, А. А. Реан, Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, К.Роджерс); теоретические основы арт-терапии (А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева); исследования, посвященные изучению эффективности арт-терапии (О. А. Боковой, И. В. Голубевой, О. В. Судакова)
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по теме исследования.
2. Эмпирические:
• формирующий эксперимент;
• психодиагностическое тестирование: методика адаптированности
студентов в вузе (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова); Шкала депрессии, тревоги и стресса (S. Lovibond, P. Lovibond, А. А. Золоторева)
3. Метод арт-терапии: реализация разработанной программы
4. Методы математической статистики: критерий Колмогорова-Смирнова, T - критерий Уилкоксона для зависимых выборок, U-критерий Манна- Уитни для двух независимых выборок, коэффициент корреляции Спирмена. Математическая обработка данных проводилась с применением программы IBM SPSS Statistics 11.
Эмпирическая база исследования: выборка составила 61 человек, из которых 48 девушек и 13 юношей. Все участники исследования студенты первого курса, разных факультетов Томского государственного университета.
На формирующем этапе исследования распределение по группам происходило методом рандомизации. Экспериментальная группа составила 28 человек, контрольная 33.
Теоретическая значимость: данная работа позволит расширить представления о возможностях применении арт - терапии при работе с адаптационными процессами, дополнит знания о роли творческого самовыражения в регуляции эмоциональных проявлений. Полученные данные могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретических подходов в области практической психологии, а также послужить основой для создания профилактических, коррекционных программ психологического сопровождения в системе высшего образования.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для информирования администрации высших учебных заведений и кураторов о важности и действенности метода арт-терапии при работе с первокурсниками. Разработанная и апробированная программа арт- терапевтического сопровождения, может быть внедрена в работу психологических служб вузов с целью повышения уровня адаптации и эмоционального благополучия обучающихся. Материалы исследования также могут быть интересны для специалистов в области психологии и социальной педагогики, работающих с молодежью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Адаптация студентов-первокурсников к образовательной среде вуза представляет собой сложный и многогранный процесс, охватывающий психоэмоциональную, социальную и академическую сферы. В условиях значительных изменений в характере учебной деятельности и межличностного взаимодействия у многих студентов возникают адаптационные трудности, проявляющиеся в форме повышения уровня тревожности, стресса, снижения мотивации и нарушения социальной включённости. Эти факторы отрицательно влияют на успешность обучения и общее психологическое благополучие студентов.
В связи с этим возрастает значение методов психологического сопровождения, направленных на поддержку адаптационного периода. Одним из перспективных подходов является арт-терапия, использующая творческую деятельность как инструмент самопознания, эмоциональной разгрузки и развития навыков саморегуляции. Арт-терапия способствует раскрытию внутренних ресурсов личности, снижению эмоционального напряжения и повышению уровня социальной и академической адаптированности.
Целью эмпирического исследования являлось определить роль арт- терапевтической программы в оптимизации адаптации студентов первого курса к учебной деятельности и интеграции в группу. Для достижения поставленной цели были сформулированы и реализованы следующие задачи: проведен анализ научной литературы по теме исследования, сформированы общие представления о специфике адаптации студентов первокурсников к условиям высшего учебного заведения, изучены научные подходы к использованию арт-терапии, разработана программа арт-терапевтических занятий, нацеленная на оптимизацию процесса адаптации студентов- первокурсников, организовано и проведено эмпирическое исследование по апробации разработанной арт-терапевтической программы с формированием экспериментальной и контрольной групп студентов, осуществлен количественный анализ исследования, проинтерпретированы результаты. Результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что участие студентов-первокурсников в арт-терапевтической программе характеризуется положительной динамикой показателей адаптации к учебной деятельности и учебной группе. Частные гипотезы, сформулированные на основе применения методики, также нашли подтверждение в ходе исследования. Сравнительный анализ данных экспериментальной и контрольной групп выявил статистически значимые различия. У участников экспериментальной группы зафиксировано более выраженное снижение уровня депрессии (на 43,12%), стресса (на 49,73%) и тревожности (на 20,1%). Также наблюдалось повышение уровня адаптированности к учебной группе (на 20,61%) и к учебной деятельности (на 25,17%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная арт- терапевтическая программа оказала положительное влияние в оптимизации адаптации студентов первого курса к учебной деятельности и их интеграции в учебную группу.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении понимания механизмов влияния арт-терапии на адаптацию студентов в образовательной среде, а также в расширении представлений о возможностях применения данного метода в рамках психологического сопровождения. Практическая ценность выражена в создании и апробации авторской программы, которая может быть использована в работе психологических служб вузов.
Однако исследование имеет ряд ограничений. Выборка была ограничена по численности и не полностью репрезентативна, так как включала студентов одного вуза. Невозможно было исключить влияние общих факторов учебного процесса, внешними факторами, влияющими на всех студентов ВУЗа в этот период, эффектом Хоторна (само осознание участия в исследовании может незначительно влиять на отношение к учебе).
Перспективными направлениями дальнейших исследований являются проведение сравнительного анализа эффективности арт-терапии и других методов психологического сопровождения, изучение влияния арт-терапии на академическую успеваемость. Это позволит расширить научно-практические основы использования арт-терапии в системе высшего образования и повысить качество психологического сопровождения студентов.



1. Абдуева П. К. Арт-терапия // Мировая наука. - 2018. - № 5 (14). - С. 127— 129.
2. Аксенова Г. И. Проблема адаптации личности в отечественной психологии / Г.И.Аксенова, П. Ю. Аксенова // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 4. — С. 28 - 36.
3. Арапова О.И. Феномен адаптации. Теоретический обзор // Психология. Психофизиология. — 2023. — Т. 16, № 3. — С. 111-122.
4. Ахметзянова А. И. Феномен социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной науке: история изучения // Известия Дагестанского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. — 2018. — Т. 12, № 2. — С. 5-10.
5. Бокова О. А. Результаты исследования эффективности психологических показателей групповой арт-терапевтической работы / О. А. Бокова, И. В. Голубева, С. В. Шереметова // МНКО. — 2015. — № 3(52). — С. 258-260.
6. Вальдес М. С. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса / М. С. Вальдес, А. Г. Московкина // Наука и школа. — 2016. — № 2. — С. 163-167.
7. Вишневская Е.С. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников к университетской жизни // Холодная наука. — 2025. — № 14. — С. 63-74.
8. Волковская Т. Н. Современные теоретико-методологические подходы к пониманию феномена адаптации / Т. Н. Волковская, Т. М. Марченко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61(4). - С. 269-271.
9. Волчанская В. О.Социально-психологическая адаптация в отечественной и зарубежной психологии // Человеческий капитал. - 2019. - № 12 (132). - С. 108-114.
10. Воскресенко О. А. Проблема формирования социальной адаптивности обучающихся в зарубежной литературе // Инновационная наука. - 2011. - № 9. - С. 97-104.
11. Г оробченко Л. А. Обзор современных методов арт-терапии для людей разного возраста // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 433-436.
12. Григорьева М. В. Адаптация личности в современном мире: межвузовский сборник научных трудов / М. В. Григорьева, Е. Е. Бочарова, А. А. Голованова, Л. Е. Тарасова, Р. М. Шамионов. — Саратов: ИЦ «Наука», 2011. — Вып. 3. — 110 с.
13. Гурьев М. Е. Социально-психологическая характеристика адаптации и адаптационных возможностей личности в социальной среде // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2015.— № 22. - С
14. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: дис. канд. психол. наук / Л. Г. Дикая. — М.: Ин-т психологии РАН, 2002.
15. Доржеева А. А.Контент-анализ феномена адаптации // Педагогический имидж. - 2020. - Т. 14, № 3 (48). - С. 346-356.
16. Забара Л. И. Социально-психологическая адаптация к вузам студентов- психологов / Л. И. Забара, Ю. В. Лебедева, Н. А. Шабанова // Педагогическое образование в России. — 2021. — № 6. — С. 185-193.
17. Зенин Д. И. Проблема социально-психологической эволюции студентов в отечественной и зарубежной психологии // Вестник науки. — 2024. — Т. 5, № 12 (81). — Ч. 1. — С. 572-584
18. Зинченко В. П. Психологические аспекты профессионального творчества человека // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 2 (4). - С. 3-21.
19. Золотарева А.А. Систематический обзор психометрических свойств Шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS-21) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 2020. — № 2. — С. 26-37.
20. Карапетрова Е. В. Использование методов арт-терапии в работе с тревожными состояниями в период интеграции в общероссийском образовательном пространстве / Е. В. Карапетрова, В. П. Гребенщикова // Гуманитарные науки. — 2024. — № 3 (67). — С. 100-106.
21. Касаткина Н. Э. Проблема адаптации студентов вуза к процессам обучения и сохранения здоровья / Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 18. — С. 165-173.
22. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе: учебное пособие / М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2007. — 336 с.
23. Киселёва О. А. Арт-терапия как метод психокоррекции: взаимодействие и становление // Психология. - 2022. - № 3 (93). - С. 28-31
24. Ковригина И. С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования // Актуальные проблемы гуманитарных и строительных наук. — 2009. — № 9. — С. 1-6.
25. Кодоева А. Ч. Сущность и содержание проблемы адаптации курсантов к обучению в вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-1. - С. 88-91.
26. Колкая Ю. Н. Сказкотерапия как современное направление арт-терапии для профилактики и коррекции тревожности // Вестник науки. — 2024. — № 6 (75). — С. 1257-1262
27. Коломийцев А. К. Новый подход в применении фототерапии // Молодежный научный инновационный журнал. — 2016. — № 3-4 (45). — С. 71-72.
28. Колошина Т. Ю. Практические занятия по арт-терапии: методические рекомендации / сост. Т. Ю. Колошина. — СПб., 2015. — 75 с.
29. Копытин А. И. Концептуальные основы эко-арт-терапии// Медицинская психология в России. — 2019. — Т. 11, № 1 (54). — С. 1-24.
30. Копытин А.И. Арт-терапия — новые горизонты: монография / под ред. А.И. Копытина. — Москва: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
31. Кравцова Л. А. Теоретические аспекты изучения проблем адаптации студентов к образовательному процессу вуза / Л. А. Кравцова, М. А. Абдурахманова, Д. И. Гасанова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 74-1. — С. 133-136
32. Курьез Ю. Р. Арт-терапия как средство психопрофилактики эмоционального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации: магистерская диссертация / Ю. Р. Курьез; науч. рук. Водяха Ю.Е.; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2017. — 77 с.
33. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
34. Максимов М. А. Адаптация как процесс активности и развития субъекта// Акмеология. - 2013. - № 4 (48). - С. 72-76.
35. Нежельская Г. Н. Адаптация студентов к образовательной среде профессиональной высшей школы // Наука. Инновации. Технологии. - 2012. - №
2.
36. Никонова Л. П. Феномен адаптации как предмет научной рефлексии / Л. П. Никонова // Проблемы науки. - 2016. - № 1 (43)
37. Овсяник О. А. Социально-психологические особенности эволюции личности // Российский педагогический и психологический журнал. — 2012. — № 1
38. Пиаже Ж. В. О машинах «Ассимиляции» и «Аккомодации» / Ж. В.
Пиаже // Психологическая наука и образование — 1998. — Т. 3, № 1. — Статья
2. — URL: https: //psyj ournals. ru/j ournals/pse/archive/1998 n 1 /Piaget (дата
обращения: 09.06.2025)
39. Прачук С. Ю. Сущность социальной адаптации подростков // Время науки. — 2014. — № 10 (10). — С. 324-329.
40. Романова И. В. Социальная адаптация как феноменологическая категория /И. В. Романова, Н. П. Романова, Т. В. Шарова // Вестник ЗабГУ. — 2011. — № 6. — С. 122-133.
41. Середина Н. В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / Н. В. Середина, О. В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2014. — № 2. — С. 51-54.
42. Скавычева Е. Н. АРТ-терапевтические методы коррекции тревожности у выпускников средней школы / Е. Н. Скавычева, Т. Д. Сегова // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 80-1. — С. 447-450.
43. Соколова Н. А. Социальная адаптация как технология социальной работы // Вестник ЮУрГГПУ. - 2016. - № 5. - С. 95-100.
44. Судакова О. В. Перспективы использования арт-терапии в высшей школе для снятия симптомов стресса и эмоционального выгорания студентов // АНИ: педагогика и психология. - 2024. - № 1 (46). - С. 169-173.
45. Суханов А. А. Анализ понимания адаптации человека в отечественных психологических исследованиях // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2. - С. 201-205.
46. Фесенко С. Н. Психологические особенности юношеского возраста / С. Н. Фесенко // Инновационная наука. - 2023. - № 2-1. - С. 129-133.
47. Чащина О. В. Арт-терапия и ее применение в психологии // The Newman in Foreign Policy. — 2016. — № 34 (78) . — С.
48. Шамионов Р. М. Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы / Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2008. - № 1. - С. 110-115
49. Шмигановская А. Ю. Перспективы применения арт-терапии как средства противодействия при посттравматическом стрессовом расстройстве// Психология. — 2024. — № 3. — С. 54 - 58.
50. Этезова М. М. Психологическая адаптация первокурсников к условиям вузовского обучения / М. М. Этезова, Б. Б. Нагоев // Мир науки. — 2016. — № 6. — С. 1-7.
51. Яковлев Е. В. Виды адаптации личности в образовательном процессе / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева // Вестник ЮрГГПУ. - 2016. - № 6. - С. 123 - 127.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ