Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Работа №181465

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения подростков 9
1.1 Понятие «неблагополучная семья»: ее основные характеристики и виды 9
1.2 Сущность понятия «девиантное поведение подростков»: его причины и факторы.. 14
1.3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и развития девиантного поведения у
подростков 23
2 Профилактика девиантного поведения подростков из неблагополучных семей (на
примере Асиновского района) 26
2.1 Анализ исследования причин девиантного поведения подростков из
неблагополучных семей в Асиновском районе 26
2.2 Система профилактической работы с подростками Асиновского района,
направленная на профилактику девиантного поведения 28
2.3 Предложения по совершенствованию системы профилактической работы с
подростками Асиновского района, направленные на профилактику девиантного
поведения 44
2.4 Оценка эффективности предложенных мероприятий 47
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения А 57
Приложение Б 59

Деформация личности, её психологическая неустойчивость под влиянием семьи, начинается с самого раннего детского возраста. Именно на этой стадии под влиянием всех неблагоприятных факторов возникают неправильные и отрицательные для дальнейшего развития ценностные установки.
Семейное воспитание в отличии от общественного строится на чувствах любви и взаимного уважения. Они и определяют нравственную атмосферу внутри семьи, взаимоотношения всех её членов, сопровождая человека с самого рождения и до самой старости. Так должно быть в идеале. Но, к большему сожалению, бывают неприятные исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности.
В тех семьях, где отношения детей и родителей характеризуются полным равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано лишается потребности в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм.
Семейное неблагополучие в настоящее время является одной из главных социально-психологических проблем любого современного общества, решение которой определяется вопросами государственной безопасности.
В последние годы, интерес к проблеме семейного неблагополучия и отклоняющегося поведения среди подростков в нашей стране, значительно вырос, что вызвало необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики семейного неблагополучия и девиантного поведения, поиска более эффективных мер социально-психологической помощи, такой как, превентивной, профилактической, коррекционной, реабилитационной и т.п.
Одной из тенденций семейного неблагополучия является рост среди общего числа общественно опасных действий доли преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Подростки социализируются в условиях того социума, где они живут с рождения.
Сильные и слабые стороны этого социума - это зеркальное отражение всех социальных проблем нашего общества в целом. А сегодняшнее его состояние, которое характеризуется не иначе, как кризисное, способствует проявлению новых негативных моделей поведения детей и подростков, вплоть до преступного. Снижаются возрастные границы многих видов и форм девиантного поведения, изменяется половой состав несовершеннолетних, растет число отклоняющихся форм поведения, проявляющихся в алкоголизме, наркомании, токсикомании, бродяжничестве, половом аморализме, хулиганстве, вандализме, суициде и др.
Так почему появляются неблагополучные семьи в нашей стране? Как семья превращается в неблагополучную? Почему в семьях складываются тяжелые и сложные ситуации и как дети это переживают? Как происходит психическое развитие ребенка в неблагополучной семье? Как и чем можно помочь, так называемой, семье «группы риска»? Какова методика работы с неблагополучными семьями в нашей стране? На все эти вопросы даются ответы в данной выпускной квалификационной работе.
Вопросами семейного неблагополучия как одного из главных факторов развития девиантного поведения у подростков в нашей стране занимались и занимаются многие российские ученые, например, такие как В.В. Бодров, В.Е. Каган, Н.И. Козлов Г.И. Крайнев, М.С. Мацковский, Г.М. Миньковский, A.M. Полеева, Ю.П. Прокопенко, М.И. Рахманова, М.Я. Устинова, Л.В. Чуйко, Б.Ю. Шапиро, З.А. Янкова и др.
Из зарубежных исследователей можно выделить следующих: Л. Рубинштейн, Р. Краус, М. Дойч, Дж.Мид, К.Лоренц, Г.Беккер, Э. Лемерт и др.
Вышесказанное и определило выбор темы исследования, проблему которого можно сформулировать следующим образом: семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения подростков.
Решение этой проблемы составляет цель исследования: проанализировать влияние неблагополучной атмосферы в семье на развитие девиантного поведение подростков.
Исходя из цели работы были определены следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по теме «неблагополучная семья», рассмотреть отдельные виды неблагополучных семей;
- проанализировать причины и факторы девиантного поведения подростков;
- рассмотреть взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения;
- исследовать причины девиантного поведения подростков из неблагополучных семей на примере Асиновского района;
- предложить рекомендации по работе с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением.
Объектом исследования являются неблагополучные семьи и подростки с отклоняющимся поведением.
Предмет исследования: причины влияния отношений в неблагополучной семье на отклоняющиеся поведение подростков.
Гипотеза работы: отклоняющиеся поведение подростков во многом зависит от психологического влияния неблагополучной семьи, которое может быть нейтрализовано при помощи применения комплекса психокоррекционных программ, с учетом типа неблагополучной семьи и формы, отклоняющегося поведения подростков.
Методы исследования: теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ литературы), эмпирический (наблюдение, беседа).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В теоретической части работы семейное неблагополучие рассматривается как главный фактор девиантного поведения подростков. На основе анализа литературы даются определения таким понятиям, как «неблагополучная семья» и «девиантное поведение подростков». В практической части работы анализируется существующая в районе система профилактической работы с подростками, направленная на профилактику девиантного поведения подростков, даются рекомендации по совершенствованию данной системы и оценивается эффективность от предложенных мероприятий.
Материал исследования изложен на 59 стр., приложения составляют 3 стр., список использованной литературы включает 50 наименований. Работа включает 7 таблиц, 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Поскольку семья и родственные отношения являются неотъемлемой частью жизни любого человека в современном мире, то семейная жизнь в свою очередь определяет эмоциональный опыт человека. Семейные отношения- между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, или между родственниками- могут быть теплыми и положительными во всех отношениях. Но в тоже время они могут быть наполнены злостью, острыми разногласиями и проблемами, доводящими людей до отчаяния и глубокого чувства вины и тревоги.
«Теневая сторона» семейной жизни обширна и противоречит тем красивым картинкам, которые нам показывают по телевидению и в других средствах массовой информации. Существуют множество непривлекательных сторон семейной жизни, включая противоречия и острые конфликты, которые приводят семью к разводу. Некоторые психические заболевания также влияют на характер семейных отношений. Однако наиболее тяжелыми по своим последствиям являются инцесты с детьми, а также насилие в семейной жизни.
Характеристика неблагополучных семей разнообразна - это могут быть семьи, где родители не занимаются воспитанием, злоупотребляют алкоголем, бродяжничают, жестоко обращаются с детьми, эксплуатируют детей, бросают их, оставляя в опасных ситуациях и т.д. В свою очередь семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и проводит к нарушению ценностных ориентаций.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Большинство родителей, у которых девиантные дети, сами в детстве страдали от конфликтов со своими родителями. Стиль родительского поведения, положительного или отрицательного, копируется детьми и откладывается в психике ребёнка. Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Повзрослев ребёнок воспроизводит данный стиль как вполне «естественный». Он и не знает и не видел других отношений в семье.
Под отклонениями в поведении детей и подростков понимают такие его особенности, которые обращают не только на себя внимания, но и настораживают общественность. И эти особенности свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, правил, несут в себе задатки и истоки будущих проступков, нарушений правовых, нравственных, социальных, требований закона и представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим и обществу в целом.
В результате исследования мы достигли цели работы, доказав, что неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, влекут собой отклоняющиеся поведение подростков. Кроме того, были выполнены следующие задачи:
- проанализирована научная литература по теме исследования;
- дано определение понятию «неблагополучная семья», рассмотрены её виды;
- проанализированы причины и факторы девиантного поведения подростков;
- рассмотрена взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения;
- исследованы причины девиантного поведения подростков из неблагополучных семей на примере Асиновского района;
- предложены рекомендации по работе с неблагополучными семьями, направленные на профилактику девиантного поведения подростков.
На основе исследования были сделаны следующие выводы:
1. Неадекватное отношение родителей к подростку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт и как следствие - отклоняющееся поведение подростка.
2. Практически все дети, проживающие в неблагополучных семьях отличаются определенными личностными, поведенческими и эмоциональными особенностями, негативно влияющими на их дальнейшую жизнь.
3. Уровень развития личности подростка зависит от создания условий родителями.
4. Негативные взаимоотношения между взрослыми и подростками формируются при неблагоприятном климате в семье, и подросток, протестуя против таких отношений, может до конца не осознавая свои поступки идёт на крайнее меры, чаще в виде девиантного поведения.
На основе данных выводов можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о роли родительского отношения к своим детям нашла своё подтверждение. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношением, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительно, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, начать критиковать родителей, учителей и других взрослых.
В связи с этим в неблагополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем эта сложность увеличивается ещё и потому, что родители слишком часто заняты или не уделяют должного внимания детям, поэтому и не понимают, что уже с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели, когда они были маленькими. Не всегда родители понимают, что нужно запрещать, что следует разрешать. Всё это создает неприятную ситуацию.
Проблема неблагополучных семей в России является одной из самых острых в нашей стране. Не обошла она и Асиновский район. В Асиновском районе (по состоянию на 01.11.2019 года) 119 неблагополучных семей и 217 несовершеннолетних граждан состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Эти цифры выше по сравнению с прошлым годом: в 2018 году в Асиновском районе на учете стояло 109 семей.
Для оказания помощи детям из таких семей муниципалитетом организовывается система взаимодействия специалистов на разных уровнях управления и разрабатываются модели взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
В работе с неблагополучными семьями выделяют те направления помощи, которые помогают сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затруднения.
Необходимость активных действий по созданию условий оказаниям детям государственной помощи и поддержки требует современных методов работы. Это прежде всего новые формы работы с неблагополучной семьей, имеющих детей, т.е. быстрое реагирование на нужды и запросы детей.
Чтобы защитить и сохранить семью первый шаг специалиста должен быть в сторону осознания всех существующих проблем в семье. Второй шаг направлен на оказании помощи людям в их окружении. Третий шаг специалиста связан с оценкой того, как члены семьи отрицают очевидные чувства и факты, их попыткой неискренне реагировать, изменять смысл того, что с ними случилось. Четвертый шаг направлен на выявление и насилия по отношению к детям и другим членам семьи.
Таким образом, мы можем утверждать, что усилия всех специалистов субъектов профилактики семейного неблагополучия должны быть направлены на то, чтобы ребёнок остался в своей семье.



1. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст]: монография /М.И. Буянов. - М.:Академия, 1998, - 465с.
2. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] /Р.Бэрон, Д.Ричардсон. - СПб. ПраймЕврознак, 1999, - 274 с. 3. Васильев, В.Л. Юридическая психология [Текст]: учебник / В. Л. Васильев - СПб: Питер, 1997. - 656с.
4. Волков, Б.С. Психология подроста [Текст] / Б.С. Волков - М.: Педагогическое общество России, 2001. -160с.
5. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский - СПб. ЭКСМО - ПРЕСС, 2000. -485с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика. 1991-480с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Эксмо, 2003. - 512с.
8. Гилинский, Я. Социология девиантного поведения [Текст]: учебное пособие / Я. Глинский, В. Афанасьев. - СПб. Питер, 1993. - 134с.
9. Грецов, А.И. Тренинг общения для подростков [Текст]: методическое пособие/А.И. Грецов. - Спб:Питер, 2008. - 160 с.
10. Дети группы риска [Текст]/под. Ред. А.И. Грецена. - Спб.РГПУ, 1998. - 178 с.
11. Евтихов, О.Л. Практика психологического тренинга [Текст]/ О.Л.Евтихов. - Спб:Питер, 2005. - 254с.
12. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст]: монография/ А.И. Захарова. - М.:Академия, 1986 - 226 с.
13. Змановска, В.Е. Девиантология [Текст]: Учебное пособие/ В.Е. Змановская. - М.:Академия, 2006 - 288 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]: Монография/ Е.П. Ильин. - 54 Спб.: Питер 2003. - 342 с.
15. Ковалева, А.И. Социализация личности: нормы отклонения. [Текст]: Монография / А.И. Ковалева. - М.: Академия, 1997. - 345 с.
16. Колесов, Д.В. Современный подросток: Взросление и пол. [Текст]: Учебное пособие / Д.В. Колесов. - М.: Флинта, 2003. - 200с.
17. Колосова, С.М. Агрессия и агрессивность [Текст]:// Школьный психолог. 2000. №25.
18. Колосова, С.М. Истоки детской агрессии [Текст]:// Школьный психолог. 2000 №12.
19. Колесникова, Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, психоконсультирование [Текст]: Учебное пособие/ Г.И. Колесникова. - Ростов-на-Дону: Феникс 2007. - 350с.
20. Кон, И.С. Психология ранней юности[Текст]: Учебное пособие/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 348 с.
21. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитание школьников [Текст]: Учебное пособие/ В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение 1976. - 249с.
22. Кулагина, О.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: Учебное пособие/ О.Ю. Кулагина. - М.: Юрайт, 2002, - 464 с.
23. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]: Монография/ А.Г. Лидерс. - М.: Академия 2001. - 256с.
24. Лисина, М.И. Проблемы онтегенеза общения [Текст]: Учебное пособие/ М.И. Лисина. - М.: Академия 1986 - 315 с.
25. Менделеевич, В.Д. Психология отклоняющегося поведения [Текст]: Учебное пособие / В.Д. Менделеевич. - 2005. - 367с.
26. Моралов, В.Т. Основа самопознания и саморазвития [Текст]: Монография/ В.Т. Моралов. 8г/- М.: Академия 2002. - 256с.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Детство, отрочество [Текст]: Учебное пособие/ В.С. Мухина. - М.: Академия 2002. - 55 456с.
28. Немов, Р.С Психология [Текст]; учебное пособие / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1990. -301с.
29. Николаева, Е.И. Социальные, психологические, психофизиологические механизмы аддитивного поведения [Текст]: монография / Ростов - на Дону: Феникс, 2002¬74с.
30. Новейший психологический словарь [Текст] / Под. Ред. А.С. Шапаря - Ростов - на Дону: Феникс, 2005. -808с.
31. Общая психология [Текст] учебное пособие / Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1968. -208с.
32. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: [Текст] методическое пособие / Под. ред. И.Г. Соковни.- М.: Просвещение, 2005.-158с.
33. Прутченков, А.С. Социально - психологический тренинг. [Текст]: учебное пособие / А.С. Прутченков. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. -640с.
34. Психология детства. [Текст] учебное пособие / Под. ред. А.А. Реана. М.: Прайм - Еврознак, 2003. - 368с.
35. Психология подростка. [Текст] учебное пособие / Под. ред.А.АРеана.- СПб.: Прайм - Еврознак, 2004.-480с.
36. Психология [Текст] словарь / Под. ред. А.Ветровского, Н.Г. Ярошевского. / - М.: Политиздат, 1999. -494с.
37. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика [Текст] учебное пособие / Д.Я. Райгоролский. Самара: Бархат - Москва, 2005 - 627с.
38. Раттер, М. Помощь трудным детям. [Текст] учебное пособие / М. Раттер. - М.: Просвещение 1987. - 413с.
39. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. [Текст] учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: Владос - Пресс, 2002. -384с.
40. Реан, А.А. Агрессия и агрессивная личность. [Текст] :// Психологический журнал. - 1996. - №5. 56
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - М: Питер, 2003. - 713с.
42. Рычкова, Н.А. Дезадаптивное поведение детей. [Текст]: Диагностика, коррекция, психопрофилактика/ Н.А. Рычкова. - М.: Академия, 2000. - 247с.
43. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодёжи. [Текст] учебное пособие / П.С. Самыгин. - Ростов - на Дону: Феникс, 2006 - 440с.
44. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия коррекции. [Текст] / Л.М. Семенюк. М.: 1969. - 275с.
45. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением. [Текст]: монография / Л.С. Славина. - М.: Воронеж1996. - 27с.
46. Славина, Л.С. Трудные дети. [Текст] монография / Л.С. Славина. - М.: Воронеж, 1998. - 313с.
47. Словарь по социальной педагогике. [Текст] / Под. ред. Л.В. Мордахаева. - М.: Академа, 2002. - 254с.
48. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. [Текст] учебное пособие / Под. ред. Л.Я. Олифренко. - М.: Академа, 2002. - 254с.
49. Толстых, Н.Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки. [Текст] / Н.Н Толстых, С.А. Кулавок // Вопросы психологии. - 1989. - №2.
50. Эмоциональные нарушения и их коррекция. [Текст] учебное пособие / Под. ред. В.В. Лебединского, О.В. Никольской. - М.: Просвещение, 1988. - 15с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ