ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ФУТБОЛИСТОВ
1.1 Физическая подготовленность в двигательной деятельности футболиста
6
1.2 Общая характеристика процесса воспитания скоростно-силовых способностей футболистов
1.3 Скоростно-силовые качества футболистов, особенности средств и методики воспитания
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 35
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 36
3.1 Организация учебно-тренировочного процесса ДЮСШ в группах начальной подготовки футболистов с усиленным компонентом развития способностей скоростно-силовой направленности 36
3.2 Результаты применения разработанной тренировочной программы, с учетом акцентированного развития скоростно-силовых качеств в группах начальной подготовки 42
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Актуальность. Достижение высоких спортивных результатов в современном футболе невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой футбольной команды, в том числе и юношеской, определяются в основном тремя факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, морально-волевым, психологическим и т.д.).
Высокотехничный и тактически грамотный игрок никогда не сможет в полной мере продемонстрировать своё мастерство, если из-за плохой физической подготовленности он редко овладевает мячом, медленно передвигается по футбольному полю, слабо бьёт по мячу. Проявление мышечной силы и скорости в игре способствуют полной реализации технического и тактического арсенала футболиста (Б.А. Аркадьев, 1990; В.М. Биткин, 1999; В.В. Газзаев 2005; А.П. Кочетков, 2000 и др.).
Изучение литературных источников и обобщение опыта спортивной тренировки юных футболистов в возрасте 11-12 лет, свидетельствует о нерешённых вопросах управления их скоростно-силовой подготовкой. В современной методической и научной литературе более детально разработана методика развития скоростно-силовых качеств у взрослых футболистов. При этом, имеющиеся результаты научных исследований и методические рекомендации носят общий характер, без учёта различий юношеского и взрослого организмов.
Между тем, юные футболисты слабее взрослых и развитие скоростно-силовых качеств у них имеет свои особенности. По мнению многих опытных специалистов футбола, возраст 11-12 лет является наиболее оптимальным для развития скоростно-силовых способностей у футболистов (Г.Д. Качалин, 1986; А.П. Кочетков, 1988, 2000; В.В. Понедельник, 1997; Н.П. Симонян, 1998 и др.). Поэтому решение задачи по качественному развитию скоростно-силовых качеств у юных игроков этого возраста приобретает первостепенное значение.
Исследования, проведённые в последние годы передовыми отечественными и зарубежными специалистами в сфере подготовки футболистов, показывают, что умело применяемые упражнения в системе скоростно-силовой подготовки юных игроков в возрасте 11-12 лет, значительно снижают вероятность получения травм и способствуют росту спортивных результатов в будущем (В.М. Бобров, 1971; О.И. Блохин, Д.Б. Аркадьев, 1984; Г.Д. Качалин, 1986; А.П. Кочетков, 2000 и др.).
В настоящий момент, нам не удалось обнаружить работы, которые бы раскрывали сущность, особенности и технологию управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов в возрасте 11-12 лет с учётом рационального соотношения упражнений с мячом и без мяча, за исключением работ (Мукиан М. 2008; Кузнецов А.А. 2007 и др.), но и они имеют фрагментарный характер.
Всё вышеизложенное определяет актуальность и выбор направления нашего исследования.
Гипотеза исследования: предполагалось, что у футболистов, на этапе начальной подготовки должно происходить усиление компонентов скоростно-силовой тренировки в сенситивный период развития этих качеств, которые обеспечивают целостные двигательные действия избранного вида спорта. Отсюда особо актуальной становится проблема применения эффективных средств и методов скоростно-силового воздействия в системе построения учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования: физическая подготовка юных футболистов в учебно-тренировочном процессе.
Предмет исследования: организация, средства и методы скоростно-силовой подготовки футболистов 11-12 лет на этапе начальной подготовки
Цель исследования: разработка короткой тренировочной программы интенсивного развития скоростно-силовых качеств 11-12 летних футболистов.
Задачи исследования:
1. Выявить проблему развития скоростно-силовых качеств юных футболистов на этапе начальной подготовки по данным литературы.
2. Систематизировать различные способы, средства и методы совершенствования скоростно-силовой подготовленности футболистов в процессе тренировки.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность тренировочной программы развития скоростно-силовых качеств юных футболистов на основе приоритета интенсивности физических нагрузок.
1. Скоростно-силовые качества футболиста проявляются в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. В связи с этим центральная проблема воспитания скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений, выбор величины сопротивления и темпа выполнения упражнений, которые должны быть индивидуальными и определяться возрастными особенностями занимающихся. Возраст 11-12 лет у юных футболистов в спортивной подготовке является решающим. Именно в этот период достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости, закладываются основы техники и тактики, формируется спортивный характер, что и актуализирует проблему исследования.
2. Совершенствование скоростно-силовой подготовки заключается в упорядочивании способов скорости выполнения технических действий футболиста (с мячом, без мяча, с увеличением интенсивности), в упорядочивании физических упражнений по соотношению технической и физической направленности на основе их систематизации.
3. Результаты нашего исследования показали, что прирост (средний прирост = 4,6 %) всех исследуемых показателей скоростно-силовых способностей экспериментальной группы выше, чем прирост аналогичных показателей в контрольной группе, при Р < 0,05. Это свидетельствует о том, что предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых способностей средствами футбола у подростков 11-12 лет, обеспечивают тренировочный эффект в рамках короткой (1,5 месяца) программы интенсивного развития скоростно-силовых качеств.
1. Адоян. Г.А. Итоги прошедшего века или эволюция результативности футбола / Г.А. Адоян. - М.: Спутник 2001. - 54 с.
2. Алешин П. Сто лет Российскому футболу / П. Алешин [и др.].- М.: Росс. футб. союз,- 1997. - 229 с.
3. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра: Кн. для учащихся сред, и ст. классов. / С.Н. Андреев. -М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
4. Ашибоков М.Д. Футбол / М.Д. Ашибоков, А.И. Белоус, М.Н. Киржинов. - Майкоп: изд-во АГУ, 2005. - 28с.
5. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурноспортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 3-5.
6. Бобкова Е.Н. Возрастная динамика скоростных способностей мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического развития / Е.Н. Бобкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2006.-№4.-С. 41.
7. Бондаревский Е.Я. Методология построения должных норм физической подготовленности: Метод, реком / ВНИИФК. М., 1983. - 34 с.
8. Вайи X. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых. / пер. с итал. / Хорст Вайи. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2004. - 244с. - (Первый шаг)
9. Верхошанский Ю.В. Прогнозирование и организация тренировочного процесса. -М.: ФиС, 1985. - 176 с.
10. Витковски 3. Координационные способности в футболе: Диагностика, прогнозирование развития, тренировка. / 3. Витковски, В.И. Лях. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - №4.-С. 28-31
И. Германов Г.Н. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР. / Г. Н. Германов, В.Г. Никитушкин. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 2. - С. 8-13
12. Голомазов С.В. Теория и методика футбола. Техника игры. / С.В. Го- ломазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002. - 472 с.
13. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
14. Зиновьев В.А. Особенности педагогической деятельности детского тренера-педагога по футболу. / В. А. Зиновьев. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 2. - С. 37-41
15. Искусство подготовки высококлассных футболистов: Научнометодическое пособие / Под ред. Проф. Н.М. Люкшина. - М.: Советский спорт, - 2003. - 416 с... 52