Различие современных российских печатных и советских печатных СМИ для детей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 8
1.1 История становления детской журналистики 8
1.2 Детская журналистика 1930-х годов: тематические особенности жанров 12
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ 26
2.1 Сравнительный анализ детских журналов и журналов 30-х годов 26
2.2 Структурно-типологический анализ выпусков журнала «Мурзилка» за 1930 год и за 2021 год 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 8
1.1 История становления детской журналистики 8
1.2 Детская журналистика 1930-х годов: тематические особенности жанров 12
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ 26
2.1 Сравнительный анализ детских журналов и журналов 30-х годов 26
2.2 Структурно-типологический анализ выпусков журнала «Мурзилка» за 1930 год и за 2021 год 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Современное общество характеризуется как информационное. Средства массовой информации влияют на культуру современного общества и его мировоззрение. Интернет и вовсе стал средой обитания, и это еще один феномен наших дней. Структура мыслей и поведения детей во многом связана с потреблением тех или иных средств массовой информации им самим и кругом его общения. А значит, СМИ оказывают значительное влияние на социализацию подрастающего поколения.
В современной реальности многие люди уделяют огромное время своей карьере, повышению своего материального благосостояния, а семья и воспитание детей уходят на второй план. Нынешнее поколение – это поколение, воспитанное гаджетами. Это выражение уже закрепилось в СМИ. Исследования психологов показали, что сегодня 25% детей в возрасте до четырех лет страдают нарушениями речи. Для сравнения: еще 50 лет назад такие проблемы наблюдались только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений выросло более чем в 6 раз [42].
Именно детские СМИ помогают своей аудитории сформировать привычку к чтению и печатному слову в противовес гаджетам, дают первые представления об окружающем мире, а касательно подростков – помогают сформировать медиакомпетенции, научиться критически подходить к информационному потоку, транслируемому СМИ, отделять «зерна от плевел». Это впоследствии поспособствует формированию информационной культуры личности.
Становление детской журналистики – важный этап в развитии медиасферы для подрастающего поколения в России. Именно в советское время детская журналистика обрела индивидуальные черты. В СССР журналы для детей выполняли множество функций: развлекательную, образовательную и идеологическую. Главным посылом детской журналистики в 30-е годы было формирование в детях любви к труду и социалистическим ценностям. Советская детская журналистика положило начало формированию эстетического вкуса юных читателей, т. к. журналы той эпохи отличались уникальным художественным оформлением, которым занимались известные в СССР писатели и художники. Именно советская журналистика стала толчком к формированию единой культурной среды, что отразилось на всем последующем развитии журналистики для детей в современной России.
Таким образом, актуальность исследования вызвана необходимостью изучения, осмысления и всестороннего анализа детской советской журналистики 30-х годов, определения особенностей развития и их жанрово-форматного разнообразия с момента зарождения до настоящего времени.
Степень научной разработанности темы. По нашему мнению, исследование темы СМИ для детей, как печатных, так и онлайн-СМИ, абсолютно недостаточно. Подавляющее большинство работ о СМИ для детей в России датируются 2012 г. и ранее, кроме того, как правило, это небольшие по объему статьи, опубликованные в научных журналах. Создается впечатление, что уже десятилетие эта тематика практически не исследовалась. За это время могли произойти существенные изменения в функционировании СМИ анализируемой категории, были созданы новые СМИ, прекратили деятельность существовавшие ранее и т. д.
В последние годы были проведены исследования по рассматриваемой тематике профессора Гродненского университета С. В. Харитоновой, однако,
они о детских СМИ Беларуси. Несмотря на то, что между Россией и Беларусью
много общего, в том числе и в менталитете населения, этих исследований явно
недостаточно, чтобы составить мнение о тенденциях развития детских СМИ в настоящее время в России.
Объект исследования данной работы – российские и советские печатные СМИ для детей.
Предмет исследования – жанрово-форматное и типологическое различие современных российских печатных и советских печатных СМИ для детей.
Целью данной работы является комплексное изучение современных российских и советских журналов для детей и их места в отечественно-информационном пространстве, а также выявление типологических, классификационных и жанрово-форматных особенностей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретическую литературу по проблематике исследования;
- Определить эмпирическую базу исследования;
- разработать матрицу критериев и провести анализ выбранных текстов;
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы теоретиков журналистики, рассматривающие ее общие аспекты (А. В. – провести общий обзор современных российских онлайн-СМИ для Колесниченко, С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохоров, Д. В. Соколов-Митрич, А. А. Тертычный и др.); исследующие функции СМИ, в том числе, детские (Е. В. Вартанова, Л. В. Васильева, Л. Р. Дускаева, Я. Н. Засурский, Г. Л. Капустина, В. А. Лукас, З. А. Нуреева, В. Ф. Олешко, А. Я. Школьник и др.); типологию, жанры и форматы СМИ (А. А. Дмитровский, О. А. Коцарев, А. А. Лютикова, А. А. Никитенко, А. А. Тертычный, М. А. Уланова и др.), особенности интернет-СМИ (В. А. Бирюков, Е. В. Вологина, А. Н. Гильманова, И. В. Деева, Е. Н. Клеменова, С. С. Касаткин, В. А. Лукас и др.), особенности психологии6 детей и подростков и влияния на них СМИ (Жилавская И. В., Карделлан К., И. В. Макаров, Д. А. Емелина, Д. В. Соколов и др.).
А также исследования, непосредственно посвященные анализу современных СМИ для детей, как печатных, так и электронных, а именно работы М. И. Алексеевой, О. В. Андронниковой, Е. Е. Вологиной, А. П. Гостомыслова, Н. В. Горбатовой, Т. Г. Рябовой, В. В. Грудинской, Г. Л. Капустиной, Л. Н. Колесовой, Д. И. Косолаповой, Н. Л. Кулаковой, Е. Ю. Макаренко, Н. А. Ореховой, О. А. Петровой, Руденко И. А., А. Б. Федоровой, С. В. Харитоновой и др.
Эмпирической основой работы являются выходящий в настоящее время журнал для детей Мурзилка: печатная и онлайн-версии, а также печатные и интернет-издания (около 10). Особое внимание при анализе было уделено советским журналам «Еж», «Чиж» и «Пионер».
Методы исследования. В работе использовались общие и частные методы научного исследования: описание, классификация, синтез, обобщение, статистический и сравнительно-сопоставительный анализы, интент-анализ.
В качестве теоретических методов использовался, в первую очередь, анализ научной литературы. Основной эмпирический метод – мониторинг и анализ выходящих в настоящее время СМИ для детей.
Научная новизна исследования заключается в том, что в настоящее время отсутствуют всеобъемлющие исследования современных российских печатных, онлайн СМИ для детей, а также школьных СМИ, отсутствует четкая классификация их форматов, четко не определены основные признаки данных форматов, а также функции, выполняющие этими СМИ. Данная работа представляет собой исследование, в котором восполняется указанный пробел, а также проводится системный анализ особенностей современных российских печатных и онлайн СМИ для детей, а также школьных СМИ.
Теоретическая значимость работы состоит в изучении и систематизации особенностей жанрово-форматного и типологического разнообразия современных российских печатных и электронных СМИ для детей, что вносит определенный вклад в совершенствование теории журналистики и расширяет представление о месте и роли детских СМИ в информационном пространстве России.
Практическую значимость исследования определяет то, что его результаты могут использоваться в ходе дальнейшего изучения проблематики СМИ для детей, их жанрово-форматных особенностей, в практической работе в детских СМИ в качестве журналиста, редактора, работе с детьми в ученическом СМИ и т. д.
Структура работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Она состоит из введения, двух глав (они разделены на два параграфа), заключения, списка использованной литературы.
В современной реальности многие люди уделяют огромное время своей карьере, повышению своего материального благосостояния, а семья и воспитание детей уходят на второй план. Нынешнее поколение – это поколение, воспитанное гаджетами. Это выражение уже закрепилось в СМИ. Исследования психологов показали, что сегодня 25% детей в возрасте до четырех лет страдают нарушениями речи. Для сравнения: еще 50 лет назад такие проблемы наблюдались только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений выросло более чем в 6 раз [42].
Именно детские СМИ помогают своей аудитории сформировать привычку к чтению и печатному слову в противовес гаджетам, дают первые представления об окружающем мире, а касательно подростков – помогают сформировать медиакомпетенции, научиться критически подходить к информационному потоку, транслируемому СМИ, отделять «зерна от плевел». Это впоследствии поспособствует формированию информационной культуры личности.
Становление детской журналистики – важный этап в развитии медиасферы для подрастающего поколения в России. Именно в советское время детская журналистика обрела индивидуальные черты. В СССР журналы для детей выполняли множество функций: развлекательную, образовательную и идеологическую. Главным посылом детской журналистики в 30-е годы было формирование в детях любви к труду и социалистическим ценностям. Советская детская журналистика положило начало формированию эстетического вкуса юных читателей, т. к. журналы той эпохи отличались уникальным художественным оформлением, которым занимались известные в СССР писатели и художники. Именно советская журналистика стала толчком к формированию единой культурной среды, что отразилось на всем последующем развитии журналистики для детей в современной России.
Таким образом, актуальность исследования вызвана необходимостью изучения, осмысления и всестороннего анализа детской советской журналистики 30-х годов, определения особенностей развития и их жанрово-форматного разнообразия с момента зарождения до настоящего времени.
Степень научной разработанности темы. По нашему мнению, исследование темы СМИ для детей, как печатных, так и онлайн-СМИ, абсолютно недостаточно. Подавляющее большинство работ о СМИ для детей в России датируются 2012 г. и ранее, кроме того, как правило, это небольшие по объему статьи, опубликованные в научных журналах. Создается впечатление, что уже десятилетие эта тематика практически не исследовалась. За это время могли произойти существенные изменения в функционировании СМИ анализируемой категории, были созданы новые СМИ, прекратили деятельность существовавшие ранее и т. д.
В последние годы были проведены исследования по рассматриваемой тематике профессора Гродненского университета С. В. Харитоновой, однако,
они о детских СМИ Беларуси. Несмотря на то, что между Россией и Беларусью
много общего, в том числе и в менталитете населения, этих исследований явно
недостаточно, чтобы составить мнение о тенденциях развития детских СМИ в настоящее время в России.
Объект исследования данной работы – российские и советские печатные СМИ для детей.
Предмет исследования – жанрово-форматное и типологическое различие современных российских печатных и советских печатных СМИ для детей.
Целью данной работы является комплексное изучение современных российских и советских журналов для детей и их места в отечественно-информационном пространстве, а также выявление типологических, классификационных и жанрово-форматных особенностей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретическую литературу по проблематике исследования;
- Определить эмпирическую базу исследования;
- разработать матрицу критериев и провести анализ выбранных текстов;
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы теоретиков журналистики, рассматривающие ее общие аспекты (А. В. – провести общий обзор современных российских онлайн-СМИ для Колесниченко, С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохоров, Д. В. Соколов-Митрич, А. А. Тертычный и др.); исследующие функции СМИ, в том числе, детские (Е. В. Вартанова, Л. В. Васильева, Л. Р. Дускаева, Я. Н. Засурский, Г. Л. Капустина, В. А. Лукас, З. А. Нуреева, В. Ф. Олешко, А. Я. Школьник и др.); типологию, жанры и форматы СМИ (А. А. Дмитровский, О. А. Коцарев, А. А. Лютикова, А. А. Никитенко, А. А. Тертычный, М. А. Уланова и др.), особенности интернет-СМИ (В. А. Бирюков, Е. В. Вологина, А. Н. Гильманова, И. В. Деева, Е. Н. Клеменова, С. С. Касаткин, В. А. Лукас и др.), особенности психологии6 детей и подростков и влияния на них СМИ (Жилавская И. В., Карделлан К., И. В. Макаров, Д. А. Емелина, Д. В. Соколов и др.).
А также исследования, непосредственно посвященные анализу современных СМИ для детей, как печатных, так и электронных, а именно работы М. И. Алексеевой, О. В. Андронниковой, Е. Е. Вологиной, А. П. Гостомыслова, Н. В. Горбатовой, Т. Г. Рябовой, В. В. Грудинской, Г. Л. Капустиной, Л. Н. Колесовой, Д. И. Косолаповой, Н. Л. Кулаковой, Е. Ю. Макаренко, Н. А. Ореховой, О. А. Петровой, Руденко И. А., А. Б. Федоровой, С. В. Харитоновой и др.
Эмпирической основой работы являются выходящий в настоящее время журнал для детей Мурзилка: печатная и онлайн-версии, а также печатные и интернет-издания (около 10). Особое внимание при анализе было уделено советским журналам «Еж», «Чиж» и «Пионер».
Методы исследования. В работе использовались общие и частные методы научного исследования: описание, классификация, синтез, обобщение, статистический и сравнительно-сопоставительный анализы, интент-анализ.
В качестве теоретических методов использовался, в первую очередь, анализ научной литературы. Основной эмпирический метод – мониторинг и анализ выходящих в настоящее время СМИ для детей.
Научная новизна исследования заключается в том, что в настоящее время отсутствуют всеобъемлющие исследования современных российских печатных, онлайн СМИ для детей, а также школьных СМИ, отсутствует четкая классификация их форматов, четко не определены основные признаки данных форматов, а также функции, выполняющие этими СМИ. Данная работа представляет собой исследование, в котором восполняется указанный пробел, а также проводится системный анализ особенностей современных российских печатных и онлайн СМИ для детей, а также школьных СМИ.
Теоретическая значимость работы состоит в изучении и систематизации особенностей жанрово-форматного и типологического разнообразия современных российских печатных и электронных СМИ для детей, что вносит определенный вклад в совершенствование теории журналистики и расширяет представление о месте и роли детских СМИ в информационном пространстве России.
Практическую значимость исследования определяет то, что его результаты могут использоваться в ходе дальнейшего изучения проблематики СМИ для детей, их жанрово-форматных особенностей, в практической работе в детских СМИ в качестве журналиста, редактора, работе с детьми в ученическом СМИ и т. д.
Структура работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Она состоит из введения, двух глав (они разделены на два параграфа), заключения, списка использованной литературы.
СМИ для детей – это часть медиа-системы страны, ориентированная на детскую аудиторию (детей и подростков в возрасте до 18 лет); официально зарегистрированные СМИ (газеты, журналы, радио- и телеканалы, сетевые издания), распространяющие актуальную для детской аудитории информацию. Основной специфической особенностью СМИ для детей является четкая ориентированность на аудиторию – граждан от 0 до 18 лет. Ее характеризует неоднородность и значительная разница в медиапотреблении (очевидно, что маленьким детям необходимы одни СМИ, а подросткам– совершенно другие). Аудитория СМИ для детей разделена на 5 основных возрастных групп – от малышей до старших подростков.
Анализ развития СМИ для детей в исторической ретроспективе показал, что в досоветское время основное назначение журналистики для детей состояло в просвещении и воспитании. В советский период – пропаганда и воспитание советского гражданина. Для постсоветского периода характерна коммерциализация СМИ, в том числе, и детских, что отразилась на функционировании СМИ, главное для которых стало получение прибыли.
Сравнительный анализ двух изданий детской периодики демонстрирует эволюцию перехода от одного метода подачи информации к другому. Оба анализируемых журнала и «Мурзилка» 1930 года, и «Мурзилка» 2021 года имеют одинаковое количество полос, а именно 36, что абсолютно не означает того, что их содержание одинаково тоже. Издание «Мурзилка» и выпуски его журналов в 1930 году имели образовательную и идеологическую направленность, в то время как в настоящее время выпуски «Мурзилки» сейчас являются простым и легким чтивом, заинтересовывая читателя яркостью и пестротой иллюстраций. Что касается тиража, тираж «Мурзилки» 1930 года в два раз превосходит тираж «Мурзилки» 2021 года, что наталкивает на вывод о том, что популярность детской периодики в 1930 годы была значительна выше, чем сейчас.
Все 10 выпусков журнала «Мурзилка» 1930 года отличались относительной строгостью в оформлении, плотностью текста, и однотипным цветовым оформлением иллюстраций. В то время как в 10 выпусках журналов «Мурзилка» 2021 года преобладает яркий дизайн с различными шрифтами различных цветов. Эти существенные расхождения указывают на эволюцию перехода от формального и относительно строгого повествования к легкому и пестрому стилю, завлекающих внимание юного читателя. Анализ 20 выпусков журналов также выявил существенное различие в интерактивной составляющей обоих изданий. В «Мурзилке» 1930 года конкурсы были направлены на развитие у читателей интеллектуальных и творческих умений, направленных на формирование гражданской ответственности. В то время как в современных выпусках журнала «Мурзилка» за 2021 год задания и конкурсы стали легкими и простыми, выполняющими функцию вовлеченности детей в процесс чтения журнала. Таким образом, современная детская журналистика на примере издания «Мурзилка» трансформируется в яркий, простой и доступный метод подачи информации для юного читателя.
Анализ развития СМИ для детей в исторической ретроспективе показал, что в досоветское время основное назначение журналистики для детей состояло в просвещении и воспитании. В советский период – пропаганда и воспитание советского гражданина. Для постсоветского периода характерна коммерциализация СМИ, в том числе, и детских, что отразилась на функционировании СМИ, главное для которых стало получение прибыли.
Сравнительный анализ двух изданий детской периодики демонстрирует эволюцию перехода от одного метода подачи информации к другому. Оба анализируемых журнала и «Мурзилка» 1930 года, и «Мурзилка» 2021 года имеют одинаковое количество полос, а именно 36, что абсолютно не означает того, что их содержание одинаково тоже. Издание «Мурзилка» и выпуски его журналов в 1930 году имели образовательную и идеологическую направленность, в то время как в настоящее время выпуски «Мурзилки» сейчас являются простым и легким чтивом, заинтересовывая читателя яркостью и пестротой иллюстраций. Что касается тиража, тираж «Мурзилки» 1930 года в два раз превосходит тираж «Мурзилки» 2021 года, что наталкивает на вывод о том, что популярность детской периодики в 1930 годы была значительна выше, чем сейчас.
Все 10 выпусков журнала «Мурзилка» 1930 года отличались относительной строгостью в оформлении, плотностью текста, и однотипным цветовым оформлением иллюстраций. В то время как в 10 выпусках журналов «Мурзилка» 2021 года преобладает яркий дизайн с различными шрифтами различных цветов. Эти существенные расхождения указывают на эволюцию перехода от формального и относительно строгого повествования к легкому и пестрому стилю, завлекающих внимание юного читателя. Анализ 20 выпусков журналов также выявил существенное различие в интерактивной составляющей обоих изданий. В «Мурзилке» 1930 года конкурсы были направлены на развитие у читателей интеллектуальных и творческих умений, направленных на формирование гражданской ответственности. В то время как в современных выпусках журнала «Мурзилка» за 2021 год задания и конкурсы стали легкими и простыми, выполняющими функцию вовлеченности детей в процесс чтения журнала. Таким образом, современная детская журналистика на примере издания «Мурзилка» трансформируется в яркий, простой и доступный метод подачи информации для юного читателя.
Подобные работы
- Ценности и антиценности культуры в отечественных СМИ
и публицистике периода Гражданской войны и нэпа
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННАЯ ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Динамика стиля жизни семьи в период трансформации российского общества
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕТСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ КУРАТОРА В ПРОЦЕССЕ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РОССИИ НА МАТЕРИАЛЕ КРАСНОЯРСКОЙ МУЗЕЙНОЙ БИЕННАЛЕ
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОСВЕЩЕНИЯ
СПОРТИВНЫХ СОБЫТИЙ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Специфика современного репортажа (на примере журнала «Русский репортёр»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Жанр репортажа в современных печатных СМИ ( на материалах работ
Д.В. Соколова-Митрича)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Специфика современного репортажа (на примере журнала «Русский репортёр»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016



