Содержание 1
Введение 2
Самоэффективность как психологический феномен. Креативность и творчество личности 4
1.1 Феномен самоэффективности в отечественной и зарубежной
психологии 4
1.2 Самоэффективность в профессиональной деятельности психолога . 8
1.3 Особенности юношеского возраста 18
1.4. Определение понятий «креативность» и «творчество» у зарубежных
авторов 23
1.5. Подходы к изучению креативности 26
2. Взаимосвязь самоэффективности и креативности личности 33
2.1. Проведение исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 37
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 51
В настоящее время психологическая наука акцентирует свое внимание на развитии потенциала личности и нахождении внутреннего ресурса, позволяющего человеку быть подлинным субъектом жизнедеятельности. Современному миру требуются высокоэффективные люди, способные правильно оценить собственные возможности и результаты своей
деятельности (в том числе профессиональной). Субъектная позиция человека к выполняемой им деятельности проявляется в обращенности к своим внутренним резервам, потенциалам развития. Такой человек имеет множество возможностей выбора средств действий и построения определенной стратегии деятельности, поведения и жизни в целом. Все это определяется самоэффективностью личности. Большое значение имеет самоэффективность для развития профессионального самосознания, поскольку вера в собственную эффективность способствует раскрытию способностей и возможностей будущих профессионалов, повышает настойчивость, активность, помогает преодолевать трудности и достигать поставленных целей.
Сегодня, в мире многопланового развития личности встает вопрос о влиянии и взаимосвязи некоторых психологических аспектов и характеристик на самоэффективность. Так, креативность и творчество, самые непостижимые явления человеческого сознания, остаются малоизученными и весьма актуальными и по сей день. В настоящем времени окружающий мир ставит высокие требования личности для достижения успеха, взывая к фантазии, изобретательности, новому взгляду на вещи, созидательному началу человека. Всё это включает в себя феномен креативности, изучаемый многими зарубежными и отечественными авторами (Симпсон, Тейлор, А.Маслоу, К.Рождерс, Торренс, Д. Гилфорд, Холодная, Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев, Н.В. Рождественская, Е. Торренс и др.). В данной работе нас интересует вопрос связи и возможного влияния креативности и творчества человека во всем их многообразии на его самоэффективность в учебной деятельности.
Таким образом, проблему можно определить как противоречие между присутствующим интересом психологов к данному феномену, выражающимся в появлении различных исследований, и недостаточностью использования концепта самоэффективности в практической работе с людьми, испытывающими трудности самореализации.
Самоэффективность за тридцать лет ее разработки завоевала значительную популярность среди зарубежных психологов, что подтверждается постоянно возрастающим количеством работ в этом направлении (А. Бандура, 1993; Л. Хьелл, Д. Зиглер; Дж. Капрара, Д. Сервон). В отечественной психологии также начинается процесс теоретического осмысления этого феномена и его эмпирическое исследование (М.И. Гайдар, В.Г. Ромек, М.В. Чистова, Т.М. Маланьина, Т.О. Гордеева, О.А. Шепелева и др.). Современные немецкие психологи М. Ерусалем, Р. Шварцер и русский психолог В. Ромек уточнили и расширили понятие самоэффективности, внесли весомый вклад в разработку методики ее исследования.
Цель данной работы - изучение и эмпирическая проверка взаимосвязи самоэффективности личности и креативности студентов социальноориентированных специальностей.
Объект исследования: самоэффективность и креативность личности как психологические феномены.
Предмет исследования: взаимосвязь самоэффективности личности и креативности у студентов социально-ориентированных специальностей.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучить сущность понятия «самоэффективность» в
психологической литературе и рассмотреть взгляды исследователей- психологов по проблеме самоэффективности;
- изучить сущность понятия «креативность» в психологической литературе и рассмотреть взгляды исследователей-психологов по проблеме креативности и творчества;
- подобрать диагностический инструментарий и провести исследование на выявление взаимосвязи или отсутствие таковой между самоэффективностью и креативностью;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования:
• ’имеется положительная связь между уровнем самоэффективности студента в рамках учебной деятельности и уровнем креативности;
• ’учащиеся, занимающиеся творчеством в той или иной сфере, имеют более высокие показатели по самоэффективности и креативности
Методы исследования:
1. Методика Дж. Маддукса и М. Шеера по диагностике самоэффективности личности (адаптация А.В. Бояринцевой)
2. Тест на креативность личности Вишняковой Н.
3. Тест «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туник.
4. Авторская анкета «Самовосприятие творческой активности».
Для проверки статистической значимости различий между группами и установления связи между параметрами использовались методы, критерий Колмагорова-Смирнова, коэффициент корреляции Пирсона при помощи программы SPSS Statistics, версия 17.0 для операционной системы Windows 7.
В исследовании приняли участие 94 студента ТГУ ФП в возрасте от 18 до 23 лет.
В данной работе было в ходе теоретического исследования было рассмотрено явление самоэффективности как психологического феномена в рамках различных теорий. Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Была изучена сущность понятий «самоэффективность» и «креативность» в психологической литературе, а также рассмотрены особенности проявления юношеского возраста и изучена важность феномена самоэффективности и его проявление у психологов и студентов социально-ориентированных специальностей. Также нами были рассмотрены взгляды исследователей-психологов по проблеме взаимосвязи самоэффективности и креативности личности.
В эмпирической части было осуществлено исследование для выявления взаимосвязи между самоэффективностью студентов социальноориентированных специальностей и творчеством и креативностью в их обычной жизни. При анализе полученных данных было выявлено, что треть из опрошенных занимаются творчеством в том или ином проявлении (создание нового продукта, генерирование идей и решение поставленных задач, действие по шаблону), и 98% из тех, кто имеет высокие показатели по самоэффективности, занимаются творчеством. 37% опрошенных, показавших высокие баллы по методике Вишняковой на креативность, завышен уровень «я- идеального», и все эти респонденты имеют отношение к творчеству. Наибольшие показатели в тесте креативности Туник занимали шкалы «любознательность» и «воображение», и самые высокие баллы по ним имели творческие люди. Полученные вышеописанные результаты подтверждают вторую часть гипотезы о том, что учащиеся, занимающиеся творчеством в той или иной сфере, имеют более высокие показатели по самоэффективности и креативности.
В результате анализа полученных данных с помощью корреляционного анализа Пирсона была установлена высокая значимая корреляционная связь между показателями самоэффективности и креативности. Отсюда был сделан вывод, что креативность влияет на самоэффективность личности, как и самоэффективность влияет на уровень креативности. Таким образом, первая часть поставленной нами гипотезы о том, что имеется положительная связь между уровнем самоэффективности студента в рамках учебной деятельности и уровнем креативности, также была подтверждена, и более того, - выявлен высокий уровень взаимосвязи и двухстороннего влияния данных двух свойств личности друг на друга.
Подводя итог по проведенной работе, можно сказать, что была достигнута цель данной работы - исследована взаимосвязь самоэффективности личности и ее креативности у студентов социально-ориентированных специальностей.
1. Альперович В. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью / В.Д. Альперович, Д.Ю. Показанкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 10 (октябрь). - С. 86-90.
2. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 322 с.
3. Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А.Барышева, Ю.А. Жигалов. - СПб., 2006. - 268 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. -320 с.
5. Болдинова М.Н. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии / М.Н. Болдинова, А.Н. Елизаров // Педагогика и психология образования. - Москва. - 2013.- № 3. - С. 95-106.
6. Вагин Ю.Р. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персонологии и психопатологии / Ю.Р. Вагин. - Пермь.- 2002.
7. Василевская Е.У. Особенности проживания периода юности: возраст и социально-исторический контекст / Е.У. Василевская, О.Н. Молчанова // Культурно-историческая психология.- Москва.- 2013.- № 1.- С. 52-61.
8. Вознюк Ю.С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста / Ю.С. Вознюк // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - Новосибирск.-2015.- № 5657.- С. 42-49.
9. Гайдар К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов / К.М. Г айдар // Психология — XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / науч. ред. К.М. Гайдар.- Воронеж: ВГУ, 2007.- С. 4-13.
10. Гайдар М.И. Личностная самоэффективность студентов-психологов / М.И. Гайдар // Российский психологический журнал. - 2008.- Т.5.- С. 75-77.
11. Гаранина Ж.Г. Особенности личностного и профессионального саморазвития студентов-психологов в процессе обучения в высшей школе/ Ж.Г. Гаранина // Интеграция образования. - 2012.- С. 84-89.
12. Гаранина Ж.Г. Профессиональное саморазвитие будущих специалистов в процессе обучения в высшей школе / Ж.Г. Гаранина // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования.- Саранск.- 2013.- № 2 (22).- С. 4048.
13. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления /Дж. Гилфорд.- М., 1965.- 244 с.
14. Глущенко Я.О. Психологические особенности ценностного переживания внутреннего конфликта в период юности / Я.О. Глущенко // Северо-Кавказский психологический вестник.- 2010.- Т.8.- №8.- С. 31-34.
15. Гончар С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).- М.: Буки-Веди, 2012.- С. 250-253....50