ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы практики строительства автомобильных дорог .... 9
1.1 Основные характеристики и классификация автомобильных
дорог 9
1.2 Особенности строительства автомобильных дорог 20
1.3 Зарубежный опыт строительства автомобильных дорог 24
2 Комплексный анализ проблем строительства автомобильных дорог. 34
2.1 Анализ состояния автомобильных дорог 34
2.2 SWOT-анализ строительства автомобильных дорог 49
2.3 Разработка стратегии строительства автомобильных дорог 51
3 Определение объема инвестиций основных направлений развития
автомобильных дорог в городе Красноярске 58
3.1 Направления развития городских автомобильных дорог на
основании реализации генерального плана города 58
3.2 Обоснование потребности в инвестициях на строительство
автомобильных дорог 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
На протяжении ряда последних лет российское правительство все больше внимания уделяет финансированию автодорожного строительства. Это объясняется крайне плохим состоянием автомобильных дорог по сравнению с показателями разных стран.
Развитие строительства автомобильных дорог является актуальным для любого государства, заинтересованного в росте собственной экономики, и особенно для России.
Понимая сложность и важность проблем таких как, взрывной рост автомобильного транспорта, как следствие, резкое повышением нагрузки на существующую дорожную сеть. Необходимо обратить особое внимание на строительство и усовершенствования автомобильных дорог. Этот факт отмечается как отечественными экспертами в области транспортной политики, так и исследованиями международных организаций.
В настоящее время на территории России, в частности в городе Красноярске, транспортно-эксплуатационное состояние значительной части автомобильных дорог не отвечает нормативным требованиям. Удешевление строительства, несоблюдение правил эксплуатации дорог привело к высокой и быстрой степени износа, следствием этого является недостаточная прочность дорожного покрытия и несоответствие параметров дорог интенсивности и безопасности движения. Это произошло в результате низкого уровня финансирования проектных работ, что сильно отразилось на сфере дорожного строительства. Снижение стоимости строительства автодорог в процессе проектирования недопустимо рассматривать как отдельный самостоятельный процесс. Необходимо рассматривать снижение стоимости всего жизненного цикла объекта, включающего проектирование, строительство и эксплуатацию. Стремление к единовременной экономии может привести к увеличению стоимости всего жизненного цикла автомобильной дороги, снижению срока службы, уменьшению долговечности и надежности. Поэтому одной из
актуальных научных и практических задач является экономическое обоснование направлений развития строительства автомобильных дорог.
Актуальность темы исследования и недостаточность её проработанности определили цель и задачи исследования.
Целью исследования является экономическое обоснование требуемых объемов инвестиционных вложений в строительство автомобильных дорог города Красноярска.
Для наиболее полного решения выше представленной цели в работе представлены следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики и классификацию
автомобильных дорог;
- раскрыть особенности строительства автомобильных дорог;
- исследовать зарубежный опыт строительства автомобильных дорог;
- проанализировать состояния автомобильных дорог на территории России, Красноярского края, а также города Красноярска;
- разработать стратегию развития автомобильных дорог на основе проведенного анализа;
- обосновать потребности в инвестициях на строительство автомобильных дорог в зависимости от технических характеристик;
Объектом исследования выступает система автомобильных дорог города Красноярска.
Предметом исследования является экономическое обоснование инвестиций в строительство автомобильных дорог.
Научная гипотеза диссертационного исследования заключается в обоснование затрат на строительство автомобильных дорог, определенных в соответствие с возможными вариантами технологических решений, предусматривающих минимизацию совокупных удельных затрат, что позволит обеспечить более рациональное использование инвестиционных ресурсов города Красноярска
Исследованию теоретических вопросов и практических проблем основных направлений регионального развития, автомобильных дорог посвящены труды многих отечественных ученых, в которых изложены различные концепции, методы и рекомендации по решению проблем. Различные аспекты рассматриваемой проблематики представлены в трудах таких ученых, как Н.Т. Агафонова, Ю.Н. Гладкого, Ю.Д. Дмитревского, А. Е. Карлика, Г.М. Колосовского, В.С. Голова, А.С. Федорова, В.В. Гасилова, В.Г. Медницкого, П. Сугрэ, А.Д. Чулновского, В.А. Афанасьева, В.М. Могилевича, И.А. Золоторя, Т.В. Бобровой, Г.Х. Самигулов, Л.И Тошев, А.Ю. Фадеев, Т.В. Данченко, Р.Г. Абышов, А.П. Буслаев, Ю.Д. Куприянов, М.В. Яшина и другие.
Научные результаты магистерской диссертации состоят в следующем:
- Исследованы особенности технологии строительства автомобильных дорог в Российской Федерации;
- Проведен сравнительный анализ состояния автомобильных дорог на уровне Российской Федерации, Красноярского края и г. Красноярск;
- Предложена авторская классификация автомобильных дорог;
- Разработана стратегия развития строительства автомобильных дорог для города Красноярск
- Определены направления развития автомобильных дорог г. Красноярск на основании адаптированной к новому генеральному плану города Красноярск транспортной схемы;
- Произведено обследование участков строительства новых дорог в качестве исходного материала для расчетов по определению потребности в инвестициях на строительство новых дорог г. Красноярск;
- Определенно необходимое количество инвестиции для строительства автомобильных дорог города Красноярска.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании авторской классификации автомобильных дорог.
Проведенные в магистерской диссертации исследования посвящены изучению развития строительства дорог Красноярска, а также обоснованию инвестиционных вложений в развитие строительства автомобильных дорог, так как эффективное функционирование и развитие дорог в транспортной сети, является одним из основных факторов, обуславливающих экономический рост во всех отраслях хозяйствования Российской федерации в целом.
1. В ходе изучения основных направлений технологии строительства автомобильных дорог, выявлено, что строительство в Российской Федерации ведется в два основных этапа: проектирование автомобильных дорог, и их строительство.
Проектирование подразделяется на геологическое изыскание и разработку плана строительства дорог. Строительство же подразделяется на девять этапов:
- Топографическая съемка и разбивка участка строительства
- Подготовка участка
- Возведение земельного покрытия, создания насыпи в случае необходимости
- Выравнивание участка, устранение рельефа
- Строительство водоотводов и вспомогательных конструкции
- Укладка щебня
- Укладка финишного покрытия
- Нанесение разметки
- Приготовление дороги к открытию движения
Так как автомобильные дороги подвержены воздействию многочисленных природных и климатических факторов, не допускается использование типовых проектов. Этим и обусловлено высокие требования к строительству автомобильных дорог.
2. На основании проведенного сравнительного анализа было рассмотрено состояния автомобильных дорог Российской Федерации, Красноярского края и г. Красноярска.
Выявлено, что в период с 1975 г. по 1997 г. прослеживается стабильный рост показателя протяженности дорог РФ, чего нельзя сказать о следующем периоде с 1998 по 2005 гг. Это в большинстве случая обусловлено совокупностью политических и экономических перемен и становлением нового государства. Вследствие данных событий были изменены и методики учета автодорог. В результате объявленные объемы строительства не могут объяснить «скачок» после 2006 г. В начале 2010-х гг. протяженность дорог продолжает быстро увеличиваться только с помощью введенных методик подсчета. С 2010 г. в протяженность российских автодорог с твердым покрытием стали включать дороги местного значения, а с 2012 г. — и улицы. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства, реконструкции и ремонта дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. По данным Минтранса РФ 2014 г., при увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автомобильный парк вырос более чем в 2,7 раза.
Общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения Российской Федерации в новой классификации на 2014 год оценивается в 823,5 тыс. км
Также на основании анализа выявлено, что развитие автомобильных дорог в России происходит неравномерно, это связано, с уровнем развития регионов, которое влияет на общее состояние территориальной дорожной сети.
Анализ состояния автомобильных дорог Красноярского края, показал, что за последние десять лет в эксплуатацию было введено всего 149,7 тыс.км дорог, это всего в 1,5 раз больше, чем вводится в некоторых регионах за год.
За последние несколько лет, было построено более 70 км дорог общего пользования, отремонтировано более 700 км, в том числе, на 324 км проведен капитальный ремонт. Отремонтирован 71 мост общей длиной 2105 м, в том числе капитально 49 мостов общей протяженностью 1225 м., завершены работы первой очереди формирования транспортного обхода г. Красноярска, введен в эксплуатацию четвертый автодорожный мост через р. Енисей.
Отсюда, выявлена необходимость регулярного планового ремонта с целью предотвращения разрушения существующей дорожной сети, протяженность нуждающихся в ремонте дорог составляет 1578 км (в том числе: капремонт - 394 км, текущий ремонт-1184 км). Кроме того, более 3,5 тыс. км дорог имеют технико-эксплуатационные характеристики, не отвечающие нормативным требованиям.
На основании анализа дорожной инфраструктуры Красноярского края также выявлено, что на 1 января 2014 года протяженность дорог равна 26,1 тыс.км из них 7,2 тыс.км не соответствующих нормативным требованиям транспортно-эксплуатационных показателей.
Общая протяженность улично-дорожной сети города Красноярска равна
1053,6 км, протяженность дорог с твердым покрытием - 837,2 км, что составляет 79,5% от всех улиц города. Площадь улично-дорожной сети занимает 15% площади застроенных земель города. Протяженность магистральной сети - 250 км, плотность сети в пределах застройки - 5,3 км/км2, плотность магистральной сети - 1,8 км/км2 [24].
Недостаточная обеспеченность территории Красноярска, автомобильными дорогами I и II технических категории; наличие мостов в неудовлетворительном состоянии на трассах основных автомобильных дорог.
3. Разработана классификация автомобильных дорог на основе системного представления всех влияющих характеристик и параметров, а также рассмотрены и представлены в работе все основные понятия, связанные с автомобильными дорогами и их строительством.
4. В ходе выполнения поставленных задач, была разработана стратегия развития строительства автомобильных дорог, которая будет осуществляться в рамках основных стратегических направлений развития страны и края.
Целью данной стратегии является, наращивание экономического потенциала повышение, доступности транспортных услуг для населения, и улучшения качества жизни населения, из анализ внутренних и внешних факторов влияющих на развитие объектов, а также стратегических приоритетов, на основе двух сценариев развития строительства автомобильных дорог умеренного и оптимистичного, была разработана стратегия развития автомобильных дорог города Красноярска.
Реализация данной стратегии направлена на социально-экономического развитие города Красноярска, так как дороги являются главным вектором перспективного развития. Данная стратегия может стать фундаментом развития любой отрасли экономики, так как она заключается в том, чтобы повысить уровень жизни населения за счет развития дорожной отросли, а это в свою очередь содействует экономическому росту города, а также к повышению его конкурентоспособности.
5. Исходя из проведенного исследования направлений развития городских автомобильных дорог, на основании реализации генерального плана было выявлено, что в городе Красноярске планируется строительство восьми участков автомобильных дорог, семь из которых было рассмотрено.
6. Проведено обследование наиболее приближенных участков к запланированным, на основании данного обследования были предложены исходные данные запланированных участков, на основании этих данных были выбраны коэффициенты необходимые для дальнейшего расчета по укрупненным показателям НЦС.
7. На основании произведенного обследования и расчета
запланированных участков, автомобильных дорог в г. Красноярске произведено обоснование полученных результатов. Выявлено что самым выгодным станет вариант строительства автомобильной дороги третей категории, но стоит отметить, что в дальнейшем на этапе эксплуатации, износ дорожного полотна приведет к большим вложениям в ремонтные работы. Отсюда было принято решение о выборе высшей категории дороги и большему количеству полос движения, для уменьшения нагрузки на дорожное полотно, что продлит жизненный цикл автомобильной дороги.
1. Жуков, В.И. История транспортного строительства автомобильных дорог: учебное пособие / В.И. Жуков. - Красноярск: КрасГАСА, 2006 - 123 с.
2. Тошева, Л.И. Основы безопасности дорожного движения/ Тошева Л.И. - М.: ВАКО, 2011. - 240 с.
3. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
5. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01¬89*. - Введ. 20.05.2011. - Мин-во регионального развития Российской Федерации, 2011. -113 с
6. Постановление от 28 сентября 2009 года N 767 О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации // [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Техэксперт. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902177298
7. Постановление от 30 сентября 2013 г. N 510-п Об утверждении
государственной программы Красноярского Края «Развитие транспортной системы» (с изменениями на 31.01.2017) // [Электронный ресурс]:
КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги (с Изменениями N 2-5) [Электронный ресурс]: // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Техэксперт». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/5200258
9. ГОСТ Р 52398 - 2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. Введ. 01.05.2006. - Москва : Стандартинфом, 2006. - 7 с.
10. ГОСТ Р 52399 - 2005 Геометрические элементы автомобильных дорог. Введ. 01.05.2006. - Москва: Стандартинфом, 2006. - 7 с.
11. СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений [Электронный ресурс]: // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Техэксперт». - Режим доступа: http: //docs. cntd.ru/document/1200084712
12. Рябиков, Н.А. Современные методы обоснования развития сети автомобильных дорог/ Н.А. Рябиков, Н.Х. Байбулатова // Бюллетень транспортной информации. - 2000. - №59.
13. Малов, В.Ю. Ресурсы Сибири как основа экономики России/ Малов В.Ю. // ЭКО. - 2005. - № 5. - 35 - 48 с.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
[Электронный ресурс]: КонсультантПлюс - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru/
15. Горелышева, Н.В. Технология и организация строительства автомобильных дорог. /Н.В. Горелышева// - М.: Транспорт, 1992 -550 с.
16. Строительство автомобильных дорог. Т1/Под ред. В.К. Некрасова. - М. : Транспорт, 1980. - 415 с.
17. Тулаева, А.Я. Строительство улиц и городских дорог/ Тулаева А.Я.// - М.: Стройиздат, 1974 - 421 с.
18. Шестоперов, С. В. Дорожно-строительные материалы/ Шестоперов С. В. // М.: Высшая школа, 1969. - 672 с.
19. Халтурин, Р.А. Состояние и опыт строительства дорожной сети в России и за рубежом/ Халтурин Р.А.// Институт экономики Российской академии наук. - 2011 - № 1(74). - 223-226 с.
20. «Was kosten Autobahnen», GELDidee, Nr. 3, 2007 агентство
[Электронный ресурс]: Ubersicht - Режим доступа:
http: //www. steuerschroeder. de/Uebersicht-Lohnsteuer-2014. pdf
21. Мировой опыт создания и развития сети автомобильных дорог / Гос. Совет Российской Федерации // Мин-во регионального развития Российской Федерации - М., 2006. - 148 с
22. Моисеев, Г.А. Частное финансирование транспортных инфраструктур за рубежом/ Г.А. Моисеев // Транспорт: наука, техника, управление. — 2004. — №6. — 35-43 с.
23. Transportation Solutions that Improve Communities [Электронный ресурс]: Fehr Peers - Режим доступа : http://www.fehrandpeers.com/
24. Федеральное дорожное агентство [Электронный ресурс]: Пресс центр - Режим доступа: http://rosavtodor.ru/
25. Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]: Министерство транспорта Российской Федерации - Режим доступа: https://www.mintrans.ru/
26. Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс]: Федеральные целевые программы России - Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/
27. Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) [Электронный ресурс]: Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) - Режим доступа: http://www.news.rador.ru/
28. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 1032-р. Об утверждении «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» (с изменениями на 11 июня 2014 года)//
[Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru.
29. Постановление от 30 сентября 2013 г. N 510-п Об утверждении
государственной программы Красноярского Края «Развитие транспортной системы» (с изменениями на 31.01.2017) // [Электронный ресурс]:
КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
30. Постановление от 18 октября 2011 г. N 628-п Об утверждении долгосрочной целевой программы «Дороги Красноярья» на 2012-2016 годы (с изменениями на: 20.11.2013) // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
31. Приоритетный проект Российской федерации Безопасные и
качественные дороги // [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http: //bkd .rosdornii.ru/about/
32. ГУП «Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю» [Электронный ресурс]: Пресс центр - Режим доступа: http://krudor.ru/
33. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р. О Транспортной стратегии Российской Федерации // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
34. Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Арутюнова Д.В. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
35. Решение о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск от 21.11.2016 № В-190 // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
36. Красноярск Администрация города [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru
37. Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики ОАО «РосНИПИУрбанистики» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //www.urbanistika.ru/index2 .php
38. Федотова, Г.А. Справочная энциклопедия дорожника. Том 5. Проектирование автомобильных дорог/ Федотов Г.А., Поспелов П.И. (ред.). - М.: Информавтодор, 2007 - 393 с.
39. Государственные сметные нормативы, Укрупненные нормативы цены строительства НЦС 81-02-08-2014 Часть 8. Автомобильные дороги (приложение N 8 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 августа 2014 г. N 506/пр) // [Электронный ресурс]: Минстрой России - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/1985/
40. Хачатуров, Т. С. Экономическая эффективность капитальных вложений - М.: - 1964 - 77 с.
41. Капитальные вложения и источники их финансирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes- 19/10.htm
42. Транспортное дело России №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.morvesti.ru/archiveTDR/element.php?IBLOCK_ID=66&SEC- TION ID=1389&ELEMENT ID=4134