АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические основы музыкального феномена в контексте искусства 5
1.1 Содержание и структура искусства 5
1.2 Понятие психологии искусства в различных подходах 8
1.3 Специфика влияния искусства на человека 13
1.4 Влияние музыкального искусства на человека 18
2 Феноменологический анализ опыта музыкального восприятия 33
2.1 Методология и методы исследования выбора профессиональной деятельности в
контексте увлечения музыкой 33
2.2 Анализ опыта выбора профессиональной деятельности в контексте увлечения
музыкой 34
2.3 Анализ рефлексии аспектов собственной жизни человека, связавшего
свою профессию с музыкальной деятельностью 45
2.4 Первичные аналитические таблицы 47
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Актуальность: Многие люди увлекаются музыкой и видят в этом не только хобби, но и возможность связать свою жизнь с творчеством и музыкальной индустрией. Однако, профессиональное развитие в этой области требует определенных знаний и навыков. Музыкальное восприятие является ключевым аспектом для многих профессионалов в индустрии музыки. Для них их профессия служит средством для выражения своих чувств и идей с помощью инструментов, пения или текстов. Именно поэтому это не только слуховой, но и эмоциональный и культурный опыт, который организован и развивается благодаря музыке. Для многих людей данная форма выражения становится способом понимания и интерпретации реальности и рефлексии аспектов собственной жизни, которые им нравятся или которые они хотят изменить. Таким образом, музыкальное восприятие играет важную роль в жизни профессионалов музыкальной индустрии, так как оно превращается в незаменимый инструмент, способствующий формированию восприятия окружающего мира и собственного места в нем.
Цель: выявление особенностей выбора профессиональной деятельности в
контексте увлечения музыкой
Объект исследования: выбор профессиональной деятельности человека
Предмет исследования: выбор профессиональной деятельности в контексте увлечения музыкой
Задачи:
1. Рассмотреть литературные источники, описывающие возможности влияния музыки на выбор профессиональной деятельности, а также особенности музыкального восприятия.
2. Теоретически обосновать использование качественного метода исследованияпри изучении опыта рефлексии посредством музыкального восприятии.
3. Провести полустандартизированное интервью с деятелями
музыкальной сферы.
4. Провести феноменологический анализ опыта работы деятелей музыкальной сферы с целью уточнения гипотезы.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение:
Музыкальное восприятие является способом понимания реальности и рефлексии аспектов собственной жизни для людей, связавших свою профессию с музыкальной деятельностью.
Методы исследования: теоретические методы: анализ литературных данных;
эмпирические методы: полустандартизированное интервью; метод анализа эмпирического материала: феноменологический анализ.
Теоретико-методологическая основа исследования работы:
• феноменологическая психология (Джорджи А., Лукьянов О.В., Улановский А.М., Гуссерель Э.)
• психология искусства (Выготского Л.С., Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Арнхейм Р.)
• музыкальная психология (Петрушин В.И., Раушер Ф., Кирхер А.)
• психология музыкальных способностей (Теплов Б.М.)
• феномен музыкального слуха (Кабалевский Д. Б., Медушевский В.В., Кирнарская Д.К., Гельмгольц Г.)
Структура выпускной квалификационной работы построена исходя из поставленных задач и целей. Выпускная квалификационная работа изложена на 75 страницах, включает в себя введение, две главы (в сумме восемь параграфов), заключение, список использованной литературы, состоящей из 54 пункта.
В заключение стоит отметить, что в данной работе была поставлена цель исследования выявления особенностей выбора профессиональной деятельности в контексте увлечения музыкой. Цель была достигнута через ранее поставленные задачи. Гипотеза также была достигнута и уточнена.
Первые два параграфа первой главы направлены на рассмотрение понятий искусства и психологии искусства, так как музыка - это большая часть искусства и, не рассмотрев данные понятия, невозможно понять суть музыки. В третьем параграфе мы изучили особенности влияния искусства на человека и выяснили, что существует прямая зависимость от воздействия различных проявлений искусства на эмоциональное состояние, развитие творческого мышления и успешность в жизни. При этом, сильнейшее влияние происходит непосредственно при участии в творческом процессе, так как он стимулирует самовыражение, а именно ведет к эмоциональному и чувственному раскрепощению личности.
Четвертый параграф посвящен рассмотрению музыкального искусства и специфики его воздействия на природу человека. Было обнаружено, что под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично, а музыкотерапия, способна регулировать эмоциональное состояние, облегчать переживания и повышать социальную активность. Также, стоит сказать, что музыка - это искусство, берущее свое начало из звука, поэтому особое место в ее понимании принадлежит музыкальным способностям, например, таким, как музыкальный слух. Чем лучше это качество развито, тем полнее человек способен воспринимать музыку, а его недостаточное развитие может препятствовать полноценному занятию музыкальной деятельностью.
Также, в ходе исследования были проведены полустандартизированные интервью с работниками музыкальной сферы, а после, для уточнения гипотезы, выполнен феноменологический анализ опыта выбора профессиональной деятельности в контексте увлечения музыкой. В процессе работы, было выяснено несколько важных смыслов. Например, один из них связан с моментом возникновения у респондентов желания работать в музыкальной сфере. Желание работать в сфере искусства у респондент 1 появилось еще в детском возрасте, но любовь к музыке и увлечение ей дали понять, что именно этим она хочет заниматься в жизни. При этом, респондент 2 ни в детском, ни в подростковом, ни в более старшем возрасте не задумывалась о работе в сфере музыки в профессиональном аспекте и предпочитала наслаждаться музыкой в качестве слушателя.
Еще один смысл, который хочется выделить из ответов респондентов, это то, что при выборе музыкальной профессии значительную роль и у респондента 1, и у 69
респондента 2, играла вдохновленность творчеством другого музыканта. С детского возраста музыкальная группа стала увлечением для респондента 1 и сопровождала её на протяжении взросления, что привело к сильной привязанности к участникам группы. Для респондента 2, одну из определяющих ролей в выборе работы сыграл диджей, так как после встречи с ним она заинтересовалась данной профессией.
Также для уточнения гипотезы исследования было проведено дополнительное полустандартизированное интервью со вторым респондентом, после чего проходила процедура феноменологического анализа. В ходе данного анализа было выявлено, что после прослушивания значимой композиции, респондент начинает испытывать чувство любви, а более того, может представить себя на месте исполнителя, посвящая эти строки молодому человеку, так как испытывает к нему похожие чувства, описываемые в песне. Также, упоминания расставания в песне, может заставить респондента почувствовать тревогу и грусть, так как она до сих пор не может отпустить момент предательства со стороны молодого человека.
Учитывая всё вышесказанное, можно сказать, что музыкальное восприятие имеет большое значение для людей, особенно для тех, кто связал свою профессию с музыкой. Оно является способом понимания реальности, а также рефлексии аспектов собственной жизни. Музыка может передать эмоции, настроение, и, что не менее важно, помочь выразить себя. Человек может стать более чувствительным к окружающему миру, если научится правильно воспринимать музыку. Таким образом, музыкальное восприятие - это не только способ получения удовольствия и развлечения, но и инструмент самопознания и саморазвития.
1. Акопян Л. Х. Аналитический слух как основа развития интеллектуальных умений музыканта / Л. Х. Акопян // Стратегия развития образовательного пространства в контексте интеграции культуры и искусства : коллективная монография / Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, кафедра вокала и хорового дирижирования. - Москва : Издательство «Перо», 2016. - с. 12- 17.
2. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства / Б.Г. Ананьев // Художественное творчество. - Л. : Наука, 1982. - с. 236-242.
3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.П. Анисимов. - М. : Владос, 2014. - 128 С.
4. Бондарь К.В. Восприятие музыки как проблема психологической науки: ретроспективный анализ транспозиции психологии музыкального восприятия / К.В. Бондарь // Северо-Кавказский психологический вестник. - № 7/3. - 2009. - с. 17- 24
5. Бунькова А. Д. Возможности терапии искусством в лечении и профилактике профессиональных заболеваний деятелей искусства / А. Д. Бунькова, А. В. Васнина // Наука и современность. - 2015. - № 38. - с. 49-53.
6. Быкова В. В. Хореографическое искусство как фактор развития личности человека / В. В. Быкова // Дни науки: сборник материалов по результатам проведения Дней науки (г. Луганск, 13-17 мая 2019 г.). - Луганск : ГОУК ЛНР «ЛГАКИ имени М. Матусовского», 2019. - 298 с.
7. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В. В. Ванслов. - М. : Сов. художник, 1966. - 118 С.
8. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. - С. 480.
9. Гарипова Н. М. Музыкальный слух как слухомоторная способность, обусловливающая особенности музыки и ее осмысления / Н. М. Гарипова // Таврические студии. - 2019. - № 18. - с. 85- 92.
10. Грибкова О.В. Творческая самореализация личности будущего учителя музыки как педагогическая проблема // Педагогика искусства. 2010. № 4. С. 99-104.
11. Джангирова Ш. К. Психология влияния современного искусства / Ш. К. Джангирова // Молодежь, наука, творчество - 2016 : материалы XIV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Омск, 23-26 мая 2016 года. - Омск: Омский государственный технический университет, 2016. - С. 517- 519.
12. Зиннатова А.А. Влияние музыки на человеческий организм // Вестник Казанского гос. Ун-та культуры и искусств. - 2009. - № 4. - С. 17-18.
13. ИСКУССТВО Толковый словарь Ожегова онлайн // Интернет- платформа «Толковый словарь Ожегова онлайн» [Электронный ресурс]. - URL: https://slovarozhegova.ru (дата обращения: 23.05.23).
14. Калугина Н. А. Современные подходы к изучению психологии искусства / Н. А. Калугина // Проблемы подготовки кадров для сферы искусств и культуры : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 06-08 декабря 2001 года. Том Часть 2. - Хабаровск: Хабаровский государственный институт искусств и культуры, 2001. - С. 17- 19.
15. Кириллова И. Л. Искусство как одно из основных средств информационно-психологического воздействия на человека / И. Л. Кириллова, В. В. Кожуховский // Материалы докладов 50-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов, посвященной Году науки : в 2 т. / УО «ВГТУ». - Витебск, 2017. - Т. 2. - С. 65-67.
..54