Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ СУДЬИ, РАССМАТРИВАЮЩЕГО УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Работа №181119

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1. Восстановительные технологии в работе с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом 10
1.1. Особенности вынесения приговора в отношении несовершеннолетних 10
1.2. Приоритет восстановительного подхода при формировании правосудия,
дружественного к ребенку 17
2. Восстановительное правосудие как ориентир при рассмотрении уголовных дел с
участием несовершеннолетних 26
2.1. Основы гуманитарной компетентности судьи, рассматривающего дела в отношении
несовершеннолетних 26
2.2. Особенности приговоров по уголовным делам в отношении несовершеннолетних:
результаты практического исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложение А Программа исследования 61
Приложение Б Таблицы контент-анализа 64


Преступность - достаточно сложное социальное явление и, по мнению Э. Дюркгейма , ее существование подготавливает почву для общественного прогресса. Ненормальной же является чрезмерный либо излишне низкий ее уровень. Иными словами, «Преступность — это не инородное тело в организме общества, а результат специфической деформации его характеристик, существующих в нем отношений, их перерождения, подобно тому, как это происходит при раковой опухоли живого организма».
Рост и ужесточение детской преступности обращают на себя особое внимание как сотрудников служб, осуществляющих непосредственную работу с несовершеннолетними, преступившими закон, так и общества в целом. Такая обеспокоенность данным вопросом имеет под собой основание, т. к. «состояние преступности взрослых, особенно рецидивной, зависит от предшествующего состояния преступности
несовершеннолетних» , иными словами уровень преступности несовершеннолетних находится в зависимости с последующим развитием государства.
Похожую мысль выразил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию и Президент РФ, подчеркнув при этом следующее: «Закон должен быть суров к тем, кто сознательно пошёл на тяжкое преступление, нанёс ущерб жизни людей, интересам общества и государства. И конечно, закон должен быть гуманен к тем, кто оступился».
По данным статистики в период с января по июль 2015 г., опубликованной Генеральной Прокуратурой, преступность среди несовершеннолетних увеличилась на 8,3% (с 27 919 до 30 247). При этом удельный вес преступлений, совершенных
несовершеннолетними или при их соучастии, увеличился с 4,5% до 4,7% от всех
предварительно расследованных преступлений.
Сложившаяся ситуация в области подростковой преступности может
свидетельствовать о недостатках воспитания, об отсутствии механизмов последующей интеграции данной категории в общество. В таких условиях является целесообразным рассмотрение вопроса о совершенствовании профилактической деятельности среди несовершеннолетних.
Указом Президента от 1 июня 2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» одним из важных направлений является создание дружественного к ребенку правосудия с приоритетом восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия. В качестве одной из мер, необходимых для реализации восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, рассматривается развитие служб примирения.
Однако на данный момент концепция, предусматривающая применение к подросткам, преступающим закон, практик восстановления не нашла достаточного отклика. Некоторыми экспертами, а также работниками системы правоприменения до сих пор высказывается мнение в пользу ужесточения наказаний в отношении рассматриваемой категории.
Как отмечает отечественный криминолог А. И. Долгова «На рецидивную преступность несовершеннолетних влияет распространенность не всегда обоснованного условного осуждения или применения мер воспитательного характера без обеспечения постоянного контроля за поведением осужденных. В результате у несовершеннолетних возникает ощущение вседозволенности. Обоснованное и законное назначение наказания сводит к минимуму или, возможно, даже исключит рецидив».
В то же время американский криминолог Нильс Кристи в своей книге «Борьба с преступностью как индустрия» отмечает следующее: «Главная опасность преступности состоит не в преступлениях, а в том, что борьба с преступностью может столкнуть общество на тоталитарный путь развития». А подобные условия, условия полного подчинения и преимущественно карательный характер правосудия производит не что иное, как социальное отторжение несовершеннолетних, что в свою очередь становится одной из основополагающих причин повторного совершения преступлений.
В связи с вышесказанным внедрение восстановительных технологий в работу с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом, видится достаточно актуальным, т. к. они призваны осуществлять комплекс мер, включающих минимизацию последствий преступления, восстановление справедливости с позиции жертвы, а также помощь самому преступнику. Именно восстановительный подход может способствовать интенсификации процесса формирования ответственного поведения и как следствие побудить подростка, вступившего в конфликт с законом, к искуплению содеянного.
Та часть несовершеннолетних, которые достигли возраста уголовной ответственности, предстают перед судом. Судья - должностное лицо, призванное разрешать вопросы юридической ответственности, он обладает правомочием назначения наказания. От принятого им решения зависит судьба человека. Причем в данном случае речь идет о еще не вполне сформировавшемся человеке, и ошибка судьи может стоить очень много. А значит, судье рассматривающему дело с участием несовершеннолетнего недостаточно обладать чисто юридическими знаниями, его компетенция должна быть намного шире и должна включать разные области знаний как о человеке в целом, так и об отдельных значимых характеристиках личности подростка.
Именно поэтому становятся актуальными следующие вопросы:
1. Из каких характеристик семейной и общественной жизни, а также личности несовершеннолетнего исходит судья, вынося тот или иной приговор?
2. Какими компетенциями должен обладать судья, чтобы постановить справедливый приговор?
3. Какие техники и принципы восстановительного подхода в отправлении правосудия он может и должен использовать в своей работе при разрешении дел с участием несовершеннолетних?
В целом главный вопрос заключается в следующем: каковы особенности использования восстановительного подхода в работе судьи, рассматривающего уголовные дела несовершеннолетних?
К изучению проблемы реагирования на преступления несовершеннолетних подходили представители разных областей науки. Так криминологи-аболиционисты, в частности Н. Кристи и Л. Хулсман, подвергали критике существующую систему наказания и предлагали использовать для противодействия преступности различные общественные ресурсы и интегративные формы контроля. Идея примирения преступника и жертвы прослеживается в трудах Х. Зера, утверждавшего, что задача правосудия состоит прежде всего в восстановлении. Сторонниками восстановительного подхода являются и некоторые отечественные исследователи, такие как Л. Карнозова и Р. Максудов.
Цель: выявить особенности восстановительного подхода в работе судьи,
рассматривающего дела с участием несовершеннолетних.
Объект: принципы восстановительного подхода в практике отправления
правосудия с участием несовершеннолетних.
Предмет: особенности восстановительного подхода в работе судьи,
рассматривающего дела с участием несовершеннолетних.
Задачи:
1. Изучить особенности вынесения приговора в отношении несовершеннолетних;
2. Провести анализ нормативно-правовой базы, касающейся введения восстановительного подхода;
3. Выделить критерии компетентности судьи, позволяющих наиболее полно рассматривать дела с участием несовершеннолетних;
4. Изучить и проанализировать практику вынесения приговоров в отношении несовершеннолетних.
Данная работа состоит из трех глав. В первой части описываются особенности вынесения приговора в отношении несовершеннолетних, а также раскрывается приоритет восстановительного подхода перед карательным в рамках системы правосудия. Вторая глава включает изучение основ гуманитарной компетентности судьи, рассматривающего уголовные дела несовершеннолетних, навыков необходимых для принятия первым наиболее эффективных решений. В третьей главе представлен подробный отчет по проведенному контент-анализу приговоров, вынесенных судьями девяти федеральных округов РФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несовершеннолетний, вступивший в конфликт с законом и достигший возраста привлечения к уголовной ответственности, вступает во взаимодействие с судьей, рассматривающим дело с его участием, а также в своего рода зависимость от принятого последним решения. При этом условием обоснованного, справедливого, а главное эффективного с точки зрения воздействия на сознание и последующее поведение несовершеннолетнего приговора является не только юридическая компетентность судьи, но и так называемая гуманитарная.
Целью данной выпускной квалификационной работы было выявление особенностей восстановительных подхода в работе судьи, рассматривающего уголовные дела несовершеннолетних. Проблема преступности несовершеннолетних не утрачивает своей актуальности, что может свидетельствовать о неэффективности методов, используемых в работе с данной категорией, а также о несостоятельности системы реагирования на преступления в целом.
В рамках первой главы были изучены особенности вынесения приговора в отношении несовершеннолетних. В ходе анализа нормативно-правовых актов и иных источников выяснилось, что современное отечественное уголовное законодательство признает специфику личности несовершеннолетних и выделяет для них особый раздел, регламентирующий правила применения мер уголовно-правового воздействия, исключая при этом из возможных видов наказания те, которые не могут быть применены к подростку в силу его психовозрастных особенностей, а также социального и правового положения.
Анализ текста Постановления Пленума Верховного Суда РФ, касающегося правоприменительной практики по уголовным делам с участием несовершеннолетних, показал, что правосудие в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, в целом направлено на гуманное отношение к последним, а также на учет и детальное исследование личности каждого из них при назначении наказания. Так Пленум Верховного Суда РФ среди значимых данных характеризующих несовершеннолетнего выделил следующие категории: условия жизни и воспитания, состояние его здоровья, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
Несмотря на вышеизложенное, обнаружилось, что действующий закон не предусматривает особого порядка принятия судебного решения в отношении
несовершеннолетнего обвиняемого, судебный процесс проходит в общем порядке с необходимыми изъятиями. Однако право на защиту и дополнительные процессуальные гарантии обеспечивается на всех стадиях уголовного процесса.
Второй параграф первой главы посвящен вопросу приоритета восстановительного подхода при формировании правосудия перед карательной моделью. Изучение необходимой литературы и источников показало, что восстановительное правосудие иначе подходит к разрешению правовых конфликтов, например, санкции здесь - крайняя мера реагирования на преступное поведение. Кроме того, восстановительный подход вовлекает стороны в разрешение конфликта, т. е. в данном случае именно они выступают в качестве активных субъектов, от конкретных действий которых будет зависеть исход того или иного дела.
Целью второй главы было выявление основных гуманитарных компетенций, необходимых судье при разрешении уголовных дел с участием несовершеннолетних. Для этого был выделен круг основных проблем, с которыми приходятся сталкиваться судье. При этом к первой группе были отнесены так называемые системные проблемы или проблемы процессуального характера, а именно: отсутствие закона о ювенальной юстиции, двойственность положения судьи. Во вторую группу вошли проблемы, вытекающие из непосредственного взаимодействия с подростком: непонимание проблем несовершеннолетнего, его поведения, мотивов. Третью группу составили проблемы, связанные с недостаточностью компетенций, необходимых для детального изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление.
В процессе дальнейшего рассмотрения указанного выше вопроса обнаружилось, что закон обязывает судью при рассмотрении дела и принятии решения устанавливать обстоятельства жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития, а также иные особенности личности. Однако изучение практики оформления уголовного дела показало, что судья может оказаться заложником так называемой «золотой клетки доказательств», которая позволит ему учесть лишь ту информацию, которая зафиксирована в материалах дела, а значит, его выводы относительно личности несовершеннолетнего будут опосредованы сведениями, представленными иными специалистами.
В связи с вышеизложенным представилось возможным вывести следующее: профессиональная компетентность судьи, рассматривающего уголовные дела несовершеннолетних, должна включать в себя наличие специальной подготовки в области социологии, криминологии, виктимологии, педагогики и подростковой психологии; судье 53 следует выстроить собственный подход на пути понимания проблем подростка, а также содействовать формулированию на основе этого подхода требований к специалистам, составляющим отчеты и заключения для суда.
Одним из вопросов, поставленных в начале работы, был вопрос о том, какие характеристики семейной и общественной жизни несовершеннолетнего, а также относящиеся к его личности изучает судья перед вынесением приговора. В ходе поиска ответа на него представилось необходимым изучить приговоры, вынесенные в рамках рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних. Для этого был проведен контент- анализ, в ходе которого было исследовано 380 приговоров.
В качестве категорий и единиц контент-анализа были выделены:
1) обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания в семье несовершеннолетнего: состав семьи (наличие других детей, иных членов семьи); образ жизни родителей, наличие работы, их еженедельная занятость; отношения между родителями; детско-родительские отношения; наличие/отсутствие внутрисемейных конфликтов; материально-бытовые условия жизни семьи;
2) информация об условиях жизни и воспитания в образовательном учреждении:
учебное заведение, в котором обучается несовершеннолетний; взаимоотношения со сверстниками; взаимодействие с педагогами; профилактическая работа,
проводимая администрацией школы, классным руководителем, социальным педагогом, психологом;
3) сведения о круге общения подростка, способах времяпрепровождения, увлечениях.
Анализ описательно-мотивировочной части приговоров показал, какие сведения чаще всего отражаются судьями в приговорах, вынесенным несовершеннолетним, а, следовательно, принимаются первыми во внимание.
Так в наибольшей степени свое отражение в текстах исследованных приговоров нашли сведения о структуре и составе семьи несовершеннолетнего, данная информация содержалась примерно в 220 приговорах (около 58 %). Однако при этом в 160 приговорах рассматриваемые данные были либо недостаточными, либо не были указаны. При этом 32 таких приговора вынесено судьями Северо-Кавказского федерального округа, что составляет 62 % от приговоров данного федерального округа и 20 % от общего массива изученных приговоров.
Другой, наиболее часто указываемой категорией стала категория, содержащая информацию об образовательном учреждении, посещаемом несовершеннолетним. Такая информация отсутствовала по всем выделенным единицам лишь в 2 приговорах из 380 54
изученных. Однако при этом класс обучения не был указан в 36 текстах из 380 исследованных (9,4%), а об индивидуальной работе классного руководителя говорилось лишь в 28 приговорах (7,4%) без указания конкретных мер воздействия и проводимых мероприятий.
Еще одной категорией, выделенной среди наиболее часто встречающихся, стала категория, описывающая взаимоотношения между родителями и несовершеннолетним. Данная информация содержалась в 114 приговорах из 380 проанализированных (30%), однако она была достаточно краткой. Вместе с тем информации о взаимоотношениях между родителями подростка внимание было уделено лишь в 3,7 % случаях.
К наименее отраженным категориям помимо уже указанных выше, могут быть отнесены:
Во-первых, сведения о родителях несовершеннолетнего. Так, возраст родителей (лиц их замещающих) нашел свое отражение лишь в 1 приговоре из 380 проанализированных, информация о трудовой деятельности затронута в 5 приговорах (1,3%), а сведения об уровне образования указанных лиц отсутствовали в 100 % случаях.
Во-вторых, информация о взаимоотношениях подростка с одноклассниками и учителями школы, такие сведения были отражены в текстах лишь 41 (10,9%) и 28 (7,4%) приговоров соответственно.
В-третьих, категория, выделенная для описания материально-бытовых условий жизни семьи. Площадь жилого помещения, занимаемого семьей несовершеннолетнего подсудимого, нашла отражение лишь в 22 приговорах из 380 изученных, что в общей массе изученных приговоров составило около 5,9 %; информация о наличии оборудованного рабочего места содержалась в 38 приговорах (10%); а о среднедушевом доходе в 11 (около 2,9%). Кроме того 24 приговора (6,3%) было вынесено в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, при этом ни в одном из них рассматриваемые данные указаны не были.
В-четвертых, круг общения несовершеннолетнего, а также сведения о способах времяпрепровождения. Подобного рода информация встретилась в 32 (8,4%) и 53
приговорах соответственно (13,9%).
В целом контент-анализ показал, что на сегодняшний день к вопросу изучения личности несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом, судьи подходят достаточно формально.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. (ред. от 30.03.2015) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. Ун-та.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. (ред. от 30.03.2015) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. Ун-та.
4. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ : (ред. от 23.07.2013) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: // федер. закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ : (ред. от 28.10.2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: // федер. закон от 24 июля 1999 г. № 120- ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность : распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 1430-р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О формировании дружественного к ребенку правосудия в системе правосудия Российской Федерации : Постановление Президиума Совета судей РФ от 01 декабря 2014 г. N 427 КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Приговор 1 А77 2014 1 А8 2015 от 23032015 по делу 1 А77 2014 [Электронный ресурс] // Сайт судебные и нормативные акты РФ. - Электрон. данные. - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 7.04.2016).
11. Приговор 1 8 2015 1 97 2014 от 09042015 по делу 1 8 2015 [Электронный ресурс] // Сайт судебные и нормативные акты РФ. - Электрон. данные. - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 15.03.2016).
12. Приговор 1 105 2015 от 19052015 по делу 1 105 2015 [Электронный ресурс] // Сайт судебные и нормативные акты РФ. - Электрон. данные. - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 10.03.2016).
13. Приговор 1 90 2015 от 02072015 по делу 1 90 2015 [Электронный ресурс] // Сайт судебные и нормативные акты РФ. - Электрон. данные. - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 20.02.2016).
14. Приговор 1 567 2015 от 31082015 по делу 1 567 2015 [Электронный ресурс] // Сайт судебные и нормативные акты РФ. - Электрон. данные. - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 24.02.2016).
15. Приговор 1 136 2015 от 16112015 по делу 1 136 2015 [Электронный ресурс] // Сайт судебные и нормативные акты РФ. - Электрон. данные. - URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 9.03.2016).
...49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ