Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Контекстные задачи в обучении физике (Оренбургский государственный педагогический университет)

Работа №181112

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы57
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Теоретические и методологические основы использования контекстных задач в обучении физике 6
1.1 Понятие задача и их классификация 6
1.2 Понятие контекстных задач и их классификация 9
1.2.1. Определение контекстных задач 9
1.2.2. Основные характеристики контекстных задач 11
1.2.3. Классификация контекстных задач 14
1.3. Психолого-педагогические аспекты внедрения контекстных задач 16
1.4. Методические принципы разработки и отбора контекстных задач 19
1.5 Роль контекстных задач в обучении физике 22
Глава 2 Практическое применение контекстных задач в обучении физике и их эффективность 25
2.1 Многообразие контекстных задач в обучении физике 25
2.1.1. Контекстные задачи по механике 25
2.1.2Контекстные задачи по молекулярной физике и термодинамике 29
2.1.3Контекстные задачи по электродинамике 33
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 36
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 54
Приложение А 54
Приложение Б 55
Приложение В 57
Приложение Г 58
Приложение Д 59

Современное образование все чаще нацелено не только на обучение школьников каким-либо теоретическим знаниям, но и на формирование у них таких качеств и умений, как саморазвитие, умение учиться и, самое важное, применение полученных знаний на практике. В этих условиях учителю необходимо находить новые эффективные подходы и методы обучения для достижения намеченных результатов.
Одним из таких подходов может являться контекстное обучение. Это обучение ориентировано на включение учащихся в познавательную деятельность, стимулирование у них умения анализировать поставленную задачу, связанную либо с реальной жизнью, либо с каким-нибудь школьным предметом. Также контекстное обучение направлено на развитие у школьников критического мышления, оценку ситуации и возможности решать проблему с уже имеющимися знаниями.
Основа этой педагогической теории была разработана советским и российским психологом и педагогом А. А. Вербицким [3]. Внедрением соответствующей технологии в среднюю школу занимались такие исследователи, как Н. А. Рыбакина[28], И. Сатриани [39], Л. Н. Дзюба [9] и др., в том числе при изучении физики такие специалисты, как О. Г. Ларионова [4], О. Н. Мачехина [20], М. В. Мащенко [21] и др.
Контекстное обучение в преподавании физики поможет понять, как работают современные технологии. Ученики смогут узнать не только формулы, но использовать знания для понимания работы техники, природных явлений и т.д [37, с.260]. В наше время особенно важно готовить учеников, которые могут применять физические законы и принципы для решения реальных задач, а также применения знаний в будущей профессиональной деятельности и для получения межпредметных знаний.
Использование реальных жизненных примеров способствует лучшему пониманию законов физики, развивает аналитические способности, логическое мышление, расширяет кругозор и повышает интерес к изучению физики. Таким образом, разработка и внедрение контекстных задач в обучение физике способствует повышению качества образования и формированию у школьников интереса к предмету. Однако учебные материалы по физике, такие как школьные учебники и задачники, не всегда имеют большой арсеналконтекстных задач. В основном они основаны на типичных условиях, которые не вызывают большого интереса у современных школьников. Этим определяется наличие методической проблемы и обосновывается актуальность выбранной темы [27, c.280] .
Объектом исследования выступает контекстное обучение физике.
Предметом исследования является внедрение контекстных задач в обучение физике в средней школе, установление методов и подходов, способствующих эффективному использованию контекстных задач для достижения образовательных результатов.
Цель исследования: анализ внедрения контекстных задач в обучение физике, их роль в успеваемости, понимании предмета, повышения мотивации учащихся, развития их критического мышления и способности применять физические знания в реальных жизненных ситуациях.
Гипотеза исследования: использование контекстных задач в обучении физике повышает познавательные способности учащихся, улучшает их мотивацию к изучению предмета, а также способствует развитию критического мышления, что, в свою очередь, приводит к повышению успеваемости и улучшению практических навыков.
Для достижения намеченной цели и проверки выдвинутой гипотезы в соответствии с объектом и предметом исследования поставим следующие задачи:
1. Проанализировать соответствующую литературу по теории и методике обучения физике;
2. Определить понятие «контекстная задача», выделить основные характеристики таких задач и дать их классификацию;
3. Проанализировать психолого-педагогические аспекты внедрения контекстных задач в обучение физике;
4. Установить методические принципы разработки и отбора контекстных задач по физике;
5. Подготовить серию контекстных задач по механике, молекулярной физике, термодинамике, электродинамике, внедрить их в практику и экспериментально проверить эффективность их применения в обучении физике.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что представленный в работе материал может быть использован при обучении физике в средней школе.
Базой исследования выступило муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №46» города Оренбурга.
Структура бакалаврской работы: выполненная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе рассмотрена проблема по внедрению контекстных задач при изучении физики в средней школе. В итоге проведенного исследования получены следующие результаты.
1. Проанализирована соответствующая литература по методике обучения физике, связанная с вопросом использования контекстного подхода.
2. Определено понятие «контекстная задача», выделены основные характеристики таких задач и дана их классификация.
3. Проанализированы психолого-педагогические аспекты внедрения контекстных задач в обучение физике, а именно развитие мотивации учащихся, формирование познавательных процессов, развитие критического мышления и функциональной грамотности, а также учет индивидуальных особенностей школьников.
4. Установлены методические принципы разработки и отбора контекстных задач по физике: научная корректность, доступность, проблемность, межпредметность, дифференциациа, вариативность решений и практическая значимость результатов. Эти принципы позволяют создавать задачи, которые не только способствуют усвоению физики, но и развивают аналитическое мышление, познавательные способности.
5. Подготовлена серия контекстных задач по механике, молекулярной физике, термодинамике, электродинамике, которые были внедрены в практику обучения физике на базе МАОУ «СОШ №46». Было экспериментально проверено, как использование контекстных задач на уроках физики влияет на успеваемость и интерес учеников. До того, как стали применяться эти задачи, оценки у большинства школьников были ниже среднего, и многие не совсем понимали, зачем им нужны знания по физике. После того как с ноября по декабрь стали активно использоваться контекстные задачи, результаты стали заметно лучше — оценки повысились, а ученики стали больше интересоваться предметом.
Контекстные задачи помогли ребятам увидеть связь между тем, что они учат, и реальной жизнью, что очень важно. Они начали лучше понимать физические законы и стали увереннее применять знания не только на уроках, но и в повседневных ситуациях. Это тоже повысило их мотивацию к учебе.
В целом, можно сказать, что использование таких задач — это хороший способ сделать уроки более понятными и интересными. Благодаря этому ученики не просто зазубривают формулы, а действительно понимают, зачем учат физику. В будущем стоит продолжать использовать этот подход и проводить подобные исследования с другими классами, чтобы подтвердить его эффективность.
Исследование показало, что небольшие изменения в методике преподавания могут значительно улучшить результаты и отношение к предмету.



1. Алексеев Ю.К. Физика в задачах и упражнениях / Ю.К. Алексеев. — М.: Просвещение, 2016. — 320 с.
2. . Беликовым В.П. Сенсорно-перцептивная организация человека// О проблемах современного человекознания. — М., 1977.—С.48-56.
3. Вербицкий А.Н. Психология обучения / А.Н. Вербицкий. — М.: Педагогика, 2017. — 280 с.
4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М: PublishingHousLogos, 2010 – 300 c.
5. Волков Ю.С. Методика преподавания физики / Ю.С. Волков. — М.: Экзамен, 2019. — 240 с.
6. Воронов А.А. Физика и инженерия / А.А. Воронов. — М.: Лань, 2021. — 260 с.
7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. — М.: Наука, 1960. — 320 с.
8. Громов П.П. Основы механики / П.П. Громов. — СПб. : Питер, 2019. — 275 с.
9. Дзюба Л.Н. Применение контекстного обучения /Л.Н. Дзюба //Специалист.– М., 2005 – №2. – С. 40-46.
10. Егорова И.К. Исследовательские методы в физике / И.К. Егорова. — СПб. : Питер, 2018. — 275 с.
11. Емельянова С.С. Электричество и магнетизм / С.С. Емельянова. — М.: Дрофа, 2018. — 260 с.
12. Захаров В.И. Физика для учителей / В.И. Захаров. — М.: ВАКО, 2020. — 260 с.
13. Захарова О.П. Оптика и свет / О.П. Захарова. — М.: Астрель, 2019. — 255 с.
14. Иванов И.И. Физика: учебник для 9 класса / И.И. Иванов. — М.: Просвещение, 2020. — 320 с.
15. Киселев П.П. Физика и технологии / П.П. Киселев. — СПб. : БХВ, 2018. — 240 с.
16. Корецкий В.В. Основы физики для школьников / В.В. Корецкий. — М.: Дрофа, 2019. — 270 с.
17. Крылов Д.В. Решение задач по физике / Д.В. Крылов. — М.: Дрофа, 2020. — 290 с.
18. Кузнецова Н.В. Физика в жизни / Н.В. Кузнецова. — М. : Дрофа, 2021. — 255 с.
19. Лебедев И.М. Оптика и волны / И.М. Лебедев. — М.: Лань, 2019. — 270с.
20. Мачехина О.Н. Учитель в социально-контекстном пространстве современной школы//Человек и образование. – М.,2009 .– С.152-157.
21. Мащенко М. В. Использование контекстного подхода для повышения подготовки при обучении информатике в социально-экономических классах средней школы / М.В.Мащенко. – Екатеринбург, 2003. – 22 с.
22. Морозов Е.И. Электродинамика: теория и практика / Е.И. Морозов. — СПб. : БХВ, 2020. — 310 с.;
23. Никитин М.С. Основы электричества / М.С. Никитин. — СПб. : БХВ, 2019. — 265 с.
24. Николаев В.Г. Введение в физику / В.Г. Николаев. — Новосибирск : Наука, 2017. — 320 с.
25. Орлов С.С. Современная физика / С.С. Орлов. — М.: Высшая школа, 2021. — 300 с.
26. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. — М.: Прогресс, 1984. — 303 с.
27. Петров П.П. Основы физики / П.П. Петров. — СПб. : Питер, 2019. — 280 с.
28. Рыбакина Н.А. Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания в общеобразовательной школе/Н.А. Рыбакина//Образование и наука. – М., 2017 – №2. – С. 50-56.
29. Руденко О.В. Введение в физику / О.В. Руденко. — Новосибирск: Наука, 2020. — 300 с.
30. Сафронов А.В. Физика и экология / А.В. Сафронов. — М.: Наука, 2021. — 270 с.
31. Сидоров А.А. Практические задачи по физике / А.А. Сидоров. — М.: ВАКО, 2018. — 250 с.
32. Сидорова Н.П. Термодинамика в школе / Н.П. Сидорова. — СПб. : Питер, 2021. — 260 с.
33. Смирнова Т.М. Контекстные задачи по физике / Т.М. Смирнова. — М.: Академия, 2022. — 280 с.
34. Соловьев В.В. Энергия и движение / В.В. Соловьев. — М.: ВАКО, 2017. — 270 с.
35. Соловьева М.И. Природа и физика / М.И. Соловьева. — М.: Дрофа, 2017. — 250 с.
36. Усова А. В., Тулькибаева Н. Н. Практикум по решению физических задач: пособие для студентов физико-математических факультетов. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — 71 с.
37. Федоров А.Д. Термодинамика в задачах / А.Д. Федоров. — М.: Лань, 2018. — 260 с.
38. Шаров А.В. Физика и обучение / А.В. Шаров. — М.: Просвещение, 2020. — 275 с.
39. Satriani I., Emilia E. Gunawan M. Contextual Teaching and Learning Approach to Teaching Writing/ I. Satriani, E. Emilia M. Gunawan// Indonesian Journal of Applied Lingustics. – 2013 – №1. – С. 21-30.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ