Введение………………………………………………………………...…………2
Глава 1. Академизм в изобразительном искусстве…………….……………….6
1.1 Общая характеристика академизма как художественного направления……….6
1.2. Развитие русского академизма в живописи и его особенности .………….8
Глава 2. Представители русской школы академизма …………………......…..14
2.1. Академические традиции в творчестве А. И. Иванова ……………..……14
2.2. Творчество К.П. Брюллова...28
2.3. Поздний академизм второй половины XIX в. в творчестве Г. Семирадского.....38
Глава 3. Применение материалов ВКР в школьном курсе истории……….....47
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованных источников и литературы…………………………..61
Приложения……………………………………………………………………...
Актуальность темы. Академизм – стилистическое направление европейской живописи XVII-XIX веков, является естественным развитием идей и традиций художественного Классицизма.
В общем смысле академическая живопись – это реалистичная живописная картина высокого качества, с проработкой мельчайших деталей и некоторой долей помпезности и пафоса в сюжете.
Традиция работы опытных художников в стиле академизма была постепенно «выдавлена» другими художественными стилями, преимущественно импрессионизмом, образовавшемся в середине XIX века. Несмотря на все старания художников-импрессионистов, их стиль так и не смог стать доминирующим, однако все равно сыграл не последнюю роль в свержении старинных академических художественных традиций.
В наше время картины мастеров-академистов распределены по крупным музеям мира, небольшое количество подобных произведений находится в частных художественных коллекциях.
Начало XIX века – время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в области культурных достижений она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер.
Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению.
Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Культура России второй половины XIX-начала XX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы предшествующего времени. На рубеже XIX-XX веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущениями человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали "серебряным веком" русской культуры.
Учитывая значение академизма как для отечественной живописи, так и для мирового искусства в целом, можно говорить, что тема представленной к рассмотрению работы является значимой и актуальной.
Цель исследования– изучить особенности русского академизма в живописи.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие академизма, выделить его основные черты;
- ознакомиться с особенностями русского и западного академизма, провести их сравнительный анализ;
- привести характеристику творчества некоторых русских художников-академистов;
- оценить роль академизма в развитии мировой и отечественной живописи.
Объектом исследования является академизм как направление живописи.
Предмет исследования – история формирования русского академизма, его основные черты и особенности.
Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XVIII -XIX столетия. Академизм как направление в европейском изобразительном искусстве зародился в XVI веке, обрел силу в XVII–XIX столетиях. Русское академическое искусство развивалось значительно позднее западноевропейского, со второй половины XVIII века, апогея достигло в первой трети XIX столетия, в период развития романтических тенденций. В связи с этим в ряде случаев хронологические рамки были расширены для проведения сравнения русского и европейского изобразительного искусства.
Территориальные рамки охватывают территорию Российской империи. Для проведения сравнительного анализа проводилось исследование западноевропейского академизма.
Историография. Литература о русской академической живописи немногочисленна. В истории изучения вопроса можно выделить три периода: дореволюционную историографию, период 1920-30-х гг. и искусствознание с начала 1970-х гг. Однако ни в одной из работ, касающихся вопроса, не представлена полная картина развития академизма. Академическая живопись рассматривается в связи с другими тенденциями русского искусства или в контексте более общих проблем. До сих пор остается в стороне изучение конкретного содержания понятия "академизм" применительно к русскому XIX веку, не выяснено до конца происхождение академизма и не создана картина его эволюции в русской живописи на протяжении столетия.
В дореволюционный период академическая живопись становилась предметом внимания общих работ по истории искусства. Материал излагался, как правило, по описательному принципу. В редких исследованиях раскрывалась сущность академизма, но не рассматривалась его история.
В последнее десятилетие развития советского искусствоведения, по мнению авторов одного из исследований, не была представлена полная картина развития академизма на протяжении XIX века. Академическая живопись рассматривалась в связи с другими тенденциями русского искусства или в контексте более общих проблем.
Академизм сыграл ключевую роль в систематизации художественного образования и закреплении классических традиций. Это направление способствовало организации объектов в художественном контексте и воплощало традиции античного искусства, где идеализированный образ природы компенсировал нормы красоты. Считая современную реальность недостаточно достойной «высокого» искусства, академизм противопоставлял ей вне временные и вне национальные стандарты красоты, представляя идеализированные образы и сюжеты, далекие от повседневности (вдохновленные античной мифологией, Библией и древней историей). Это подчеркивалось условностью и абстрактностью моделирования, колоритом и рисунком, а также театральностью композиций, жестов и поз.
Будучи в основном официальным направлением в дворянских и буржуазных странах, академизм направил свою идеалистическую эстетику против прогрессивного национального реалистического искусства. Начиная с середины XIX века, принятые в художественных академиях ценности, отдаленные от реальной жизни и сосредоточенные на идеальных представлениях о красоте, начали противоречить динамичному развитию живого художественного процесса. Это привело к открытым протестам со стороны молодых демократически настроенных художников, наиболее активно выраженных в так называемом «бунте четырнадцати» в Петербургской Академии Художеств в 1863 году. Молодые художники выступили против обязательных тем для дипломных работ, которые предполагали использование мифологических, исторических или библейских сюжетов, игнорируя событийное течение современности как предмет искусства, не достойный внимания.
В этот период понятие «академизм» начало восприниматься в негативном ключе, обозначая совокупность догматических приемов и норм. Под давлением реалистов — как русских передвижников, так и буржуазно-индивидуалистических оппозиционеров — академизм распался и лишь частично сохранился в конце XIX и начале XX века в ряде стран, в основном в обновленных формах неоклассицизма.
1. Терминологический словарь по культурологии: словарь / составители В. Л. Бенин, Е. Д. Жукова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 743 с.
2. 1000 великих художников [Электронный ресурс]. - 1электрон. опт. диск (CD-ROM), мультим.; 32Мб. - Pentium-266MMХ, 32 Мб оперативной памяти, видеокарты поддерживающая режим 800/600 TrueColor, 4-скоростной привод лазерных дисков,50Mb свободного места на диске звуковая карта, мышь. - М.: ООО "БИЗНЕССОФТ": ИДДК, 2005. - 32Мб. - (Энциклопедия). - ISBN 5-94522-721-8. (ЦГБ)
3. Адамчик, В. В. Русское искусство: более 2000 цветных иллюстраций / В. В. Адамчик; М.В. Адамчик. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. - 352 с.
Статьи и монографии
4. Академическая выставка. // Новое время. 1889. 21 марта / 2 апр. № 4691. С. 2.
5. Актуальные вопросы развития изобразительного искусства в провинции: межрегиональная научно-практическая конференция, Белгород, 15–16 октября 2021 г.: сборник материалов / Министерство культуры Белгородской области, Белгородский государственный художественный музей, ООО «Ассоциация искусствоведов»; составитель: Н.М. Гончаренко; ответственный за выпуск: Т.А. Лукьянова. – Белгород: Изд-во Сичкаревой Е.В., 2022. – 160 с.
6. Алленов, М. М. История русского искусства. Русское искусство XVIII - XX века: Т.2 / М. М. Алленов; Л.И. Лифшиц; ред. А. Астахова. - М.: Белый город, 2008. - 504с.:
7. Амфилохиева, Екатерина Вальтеровна Изобразительное искусство. Полная энциклопедия / Амфилохиева Екатерина Вальтеровна. - М.: Эксмо, 2022. - 712 c.
8. Антонян, К. Г. Институциональный аспект художественной культуры: учебно-методическое пособие / К. Г. Антонян, М. В. Рон. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. — 112 с.
9. Безелянский, Ю. Н. Улыбка Джоконды: книга о художниках / Юрий Безелянский. – Москва: Радуга, 1999. – 320 с.
10. Библейская живопись / авт.-сост. Л. М. Жукова, В. Калашников, В. Михайлов. - М.: Белый город, 2008. - 48с.
11. Болтон, Р. Живопись: от первобытного искусства до XXI века / Р. Болтон; предисл. М. Коллингса; пер. Н. Мироновой. - М.: Эксмо, 2007. - 320с
12. Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи М.: 2005 - 400 с.
13. Васильева-Шляпина, Г. Л. История мировой живописи: учебное пособие / Г. Л. Васильева-Шляпина. — Москва: Академический Проект, 2020. — 528 с.
14. Видинеев В.Н. О понятиях «декоративность» и «академизм» в живописи / В.Н. Видинеев // Философия образования. — 2015. — №2.— С. 170-180.— URL: https://rucont.ru/efd/358147 (дата обращения: 16.04.2025)
15. Гордон Е.С. Русская академическая живопись второй половины XIX века: дис. … канд. искусствоведения. М., 1985. 220 с.
16. Гудыменко Ю.Ю. Традиции и новаторство в портретной живописи К.П. Брюллова 1820-х годов // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 1. - С. 62-68.
17. Дьяченко, А. П. Острова русского зарубежья (очерки о художниках русской эмиграции): учебное пособие / А. П. Дьяченко. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. — 472 с.
18. История искусства в образах: Европейское искусство от древности до наших дней / текст Жиля Плаци; предисл. Жана Лакутюра. – Москва: АРТ-Родник, 2001. – 191 с.
19. Казарин, С. Н. Академический рисунок: практикум по дисциплине по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профили «Графический дизайн», «Дизайн костюма»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / С. Н. Казарин. — Кемерово: КемГИК, 2016. — 87 с.
20. Карпова Т.Л. Салонный академизм. Возвращение к теме // Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830–1910-х годов / сост. Т.Л. Карпова. М.: Сканрус, 2006. С. 6–23.
21. Карпова Т.Л. Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века. Опыт самопознания личности. СПб., 2000. С. 31.
22. Кон-Винер. История стилей изобразительного искусства / Кон-Винер; пер. с нем. - М.: ООО "Из-во В. Шевчук", 2001. - 222с.:
23. Кравченко, Т. Ю. Русские художники, скульпторы, архитекторы / Т. Ю. Кравченко; худож. Г.Н. Соколов. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 416 с.
24. Ладвинская, А. А. Жизнь выдающихся людей. 70 знаменитых художников: Судьба и творчество / А. А. Ладвинская. - Ростов н/Д.: Феникс; Донецк: Кредо, 2007. - 448с.
25. Лисовский, В. Г. Академия художеств / В.Г. Лисовский. - М.: Лениздат, 2007. - 184 c.
26. Лихачев, Д. С. Русское искусство от древности до авангарда / Д. С. Лихачев. – Москва : Искусство, 1991. – 407 с.
27. Львова, Е. В. Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям / Е. В. Львова, С. В. Шаброва. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 59-62.
28. Мандер, К. ван. Книга о художниках [Текст] / Мандер К. ван; Карел ванМандер; пер. с гол. В.М. Минорского; под ред. Г.И. Федоровой. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 544 с.
29. Матвеева Е. Роньшин В. История живописи. В 12 томах. Том 5. СПб.: Лабиринт, 2007 - 378 с.
30. Нестерова Елена Владимировна. Поздний академизм и салон в русской живописи второй половины XIX века: диссертация ... доктора искусствоведения в форме науч. доклада: 17.00.04.- Санкт-Петербург, 2004.- 32 с.
31. Нестерова Е.В. Поздний академизм и Салон. СПб.: Золотой век, Аврора, 2004. 472 с.
32. Поморов, С. Б. Живопись для дизайнеров и архитекторов. Курс для бакалавров: учебное пособие / С. Б. Поморов, С. А. Прохоров, А. В. Шадурин. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2015. — 104 с.
33. Пронина, И. А. Декоративное искусство в Академии Художеств. Из истории русской художественной школы XVIII - первой / И.А. Пронина. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 312 c.
34. Реш, О. В. Становление русской художественной культуры XVII–XVIII вв. в парадигме эпохи перемен: монография / О. В. Реш, Е. Л. Антонова, С. Н. Зенин. — Белгород: БГИИК, 2023. — 132 с. —
35. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.- граф. фак. пединститутов. – 3-е изд., доп. и перераб. / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 239 с.
36. Русская художественная традиция в современной отечественной культуре. Статьи. Размышления. Эссе. Том 2 / составитель Г. В. Скотникова. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. — 292 с.
37. Русское искусство и архитектура / авт.-сост. М.В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2009. - 608с.
38. Русское искусство: для тех, кто хочет все успеть: от Древней Руси до советского искусства 80-х, русский классицизм, византийское наследие, смешение стилей, новаторство и традиции, шедевры архитектуры, живописи и музыки / автор текста Вероника Ганчурина. - Москва: Эксмо, 2019. - 123, [3] с.
39. Русское искусство в собрании регионального государственного Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа. Вступительная статья к разделу «Живопись». СПб., 1999. С. 77-94.
40. Самин, Д.К. 100 великих художников / Д. К. Самин. - М.: Вече, 2007. - 480с.
41. Студенческая весна — 2023. ХIХ Международная научно-практическая конференция студентов и магистрантов: материалы конференции / под редакцией А. Э. Еремеева. — Омск: ОМГА, 2023. — 300 с.
42. Татаринцева, И. В. Стилевые направления в изобразительном искусстве Западной Европы XIX века: от романтизма к постимпрессионизму: учебное пособие / И. В. Татаринцева. — Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2015. — 104 с.
43. Трофимова, Г. П. Русская культура как феномен: учебное пособие / Г. П. Трофимова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2022. — 102 с.
44. Трактовка евангельских сюжетов в русской и европейской живописи второй половины XIX века // Василий Дмитриевич Поленов и русская художественная культура второй половины XIX - первой четверти XX века. М.; СПб., 2001. С. 40-48.
45. Философия и искусство: Материалы VII Международной научной конференции; 22 апреля 2021: сборник статей: материалы конференции / под редакцией Л. С. Зориловой [и др.]. — Москва: РАМ им. Гнесиных, 2023. — 248 с.
46. Ходж, С. Великие художники: жизнь, шедевры, направления, стили / Сьюзи Ходж; [пер. с англ.]. – Москва: БММ, 2011. - 192 с.
47. Ходж, С. Главное в истории современного искусства / Сьюзи Ходж; [пер. с англ. А. Строкина]. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 224 с.
48. Ходж, С. Искусство. 50 идей, о которых нужно знать / Сьюзи Ходж; [пер. с англ. М. Александровой]. – Москва: Фантом Пресс, 2014. – 207 с.
49. Яковлева , Н. А. Жанровая хронотипология. Теоретические основы и методика жанрового анализа живописи / Н. А. Яковлева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2024. — 228 с.