Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурные ориентиры итальянского антифашизма

Работа №129387

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
I. Итальянский фашизм и антифашизм. Идеология и современные оценки. 8
1.1. Философская и историческая интерпретация фашизма 8
1.2. Рефлексия фашизма в Италии 26
1.3. Антифашизм 37
II. Культурное окружение итальянского антифашизма 1920-х годов 53
2.1. Светское общество при фашизме 53
2.2. Фашизм и католицизм 62
2.3. Авторы и издатели антифашисты. Пьеро Гобетти 69
III. «Проектируя постфашизм» 92
3.1. Основные направления мысли 92
3.2. Послевоенные итоги 98
3.3. Фашизм и антифашизм сегодня 102
Заключение 114
Литература 119
Электронные ресурсы 126
Приложение 1 127
Приложение 2


Борьба с фашизмом во всех его проявлениях не уходит в прошлое. Поколение за поколением люди сталкиваются с фашизмом в политическом, идейном, социальном, нравственном, правовом и других аспектах, во всех временных измерениях прошлого, настоящего и будущего. В Италии, пережившей более 20 лет фашистского господства, понятие «тоталитаризм» во многом ассоциируется с режимом Муссолини 1920-40-х годов. Это был сложный и неоднозначный период, вызывающий и ныне противоречивые оценки современников. От той эпохи в обществе сохранился не только мощный антифашистский потенциал, определявший облик послевоенной Италии, но и постоянно рецидивирующий синдром возврата к идеализируемому прошлому.
История XX века определила появление в интеллектуальном направлении мысли антифашистской проблематики. Число писателей, философов, публицистов, журналистов, издателей и мыслителей, обращавшихся и до сих пор обращающихся к проблеме реальной опасности фашизма очень велико. Тем более это относится к итальянской литературе. В настоящее время правомерно говорить о богатом пласте антифашистских текстов, их истоках, судьбе их авторов.
Идеи антифашизма, которые формировались и активно пропагандировались интеллектуалами, оказали глубокое влияние на общественное мнение первой половины XX века. Деятели культуры раньше политиков осознали степень опасности фашизма для человеческой цивилизации. Их активность в борьбе с «чумой XX века» в решающей мере способствовала формированию антифашистского сознания в широких слоях населения. Благодаря этому уже в начале 30-х годов фашизм так и не смог осуществить значительной духовной экспансии за пределы консервативно настроенных кругов. В сфере его влияния оказалось ограниченное число стран и достаточно узкие слои населения.
Актуальность темы исследования определяется тем, что она охватывает общие проблемы взаимодействия государства и культуры. В более узком смысле данная тема исследования затрагивает проблемы воспроизводства культурных феноменов в тоталитарном государстве. Общая атмосфера жесткого социального, экономического и психологического давления, характерная для фашистского режима, требовала активизации культурных антифашистских проектов. Конфликт власти и антифашистов впервые публично обнаружил себя в фашистском манифесте Джованни Джентиле и манифесте итальянских антифашистов Бенедетто Кроче. Интересы и идеалы гуманистической культуры и корпоративного, синдикалистского государства разнонаправлены. Тоталитарное государство, определяемое Британской энциклопедией как «форма правления, теоретически не допускающая индивидуальной свободы и подчиняющая себе все аспекты индивидуальной жизни власти государства» , почти всегда стремится использовать культуру в своих интересах.
Культурный контекст антифашизма не получил широкой известности в России. За исключением работ Э. Гарэна, Л.С. Белоусова, Б.Р. Лопухова, Т.П. Нестеровой, Н.В. Устрялова, В.П. Любина, Г.С. Филатова. В последние годы на русском языке были опубликованы статьи итальянского профессора, историка Б. Гарильо , расширившие представление о фашизме и антифашизме в российской исторической науке. Неудивительно, что изучение тоталитаризма во всех его проявлениях, как и прежде вызывает широкий общественный и научный интерес. Об этом феномене писали такие известные ученые как Х. Арендт, Э. Фромм, Р. Арон, Э. Гарэн, А. Грамши, Э. Канетти, Дж. Джентиле, Н. Боббио, У. Эко, Б. Кроче, Э. Нольте.
Степень разработанности проблемы. В зарубежной научной литературе, особенно итальянской, тема антифашизма вызывает значительный интерес. Философы, политики и мыслители обратились к ней еще в 1920-е гг., тогда же набирали силу антифашистские группировки. Здесь будет уместно вспомнить тексты Б. Кроче («Манифест интеллектуалов-антифашистов»), А. Грамши («Тюремные тетради»), Л. Стурцо («La liberta in Italia» ), П. Гобетти («La rivoluzione liberale» ) и др.
Новизна. В данном исследовании представлена историческая роль антифашистской деятельности Пьеро Гобетти — итальянского писателя и издателя, имя которого сравнительно ново для отечественной научной традиции. В частности, речь пойдет о культурной сфере его деятельности, а именно — издательстве, создание которого было попыткой сохранить интеллектуальное направление мысли в эпоху фашистских репрессий. В приложении 1 представлен обзор произведений П. Гобетти, а в тексте диссертации — его идейные ориентиры, а также тех авторов, которые публиковались в его издательстве. Необходимо отметить, что в Италии изучением данной темы занимается Исследовательский центр П. Гобетти (г. Турин). В исследовании использованы также материалы лекций Б.Гарильо, прочитанных в СПбГУ в 2012-2016 годах, а также тексты монографий, статей и документов, ранее не переводившихся на русский язык.
Методология исследования строится на использовании культур- философского, а также исторического анализа материалов. Помимо этого, в работе над диссертацией применялись методы описания и теоретического обобщения. Исходными принципами диссертационного сочинения являются объективность, научность и историзм. Их реализация предполагает критическую обработку всех доступных источников и литературы, а также всестороннее изучение объекта исследования на конкретно-историческом фоне во взаимосвязи с этико-философской проблематикой.
Основная цель исследования заключается в прояснении культурных ориентиров итальянского антифашизма, а также во введении самой темы, собирающих ее текстов антифашистского характера, анализа деятельности П. Гобетти, в научный оборот в России.
Для достижения поставленной цели исследование предполагает решение следующих задач:
1. Выявить и проанализировать философскую и историческую интерпретацию итальянского фашизма и фашистской идеологии, в том числе рефлексию явления в Италии.
2. Исследовать и представить явление антифашизма, его идеи и главных представителей.
3. Изучить механизмы функционирования культуры в условиях фашистской идеологии, в особенности развитие писательской деятельности в условиях тоталитарного режима, выявить ее цели и задачи.
4. Обозначить отношения издательского мира с фашистской властью, выделить основные издательские антифашистские центры, в частности деятельность издательства П. Гобетти.
5. Определить тот культурный фон, результатом которого может быть названо интеллектуальное «проектирование постфашизма».
6. Выявить основные тенденции существования понятий фашизма и антифашизма в современной Италии.
7. Оценить вклад итальянского антифашизма в формирование устойчивых культурных и идеологических практик и концептов, направленных на борьбу, профилактику а также предупреждение таких исторических травм, как фашизм.
Объектом исследования является культурно-просветительская деятельность итальянских интеллектуалов, разделявших антифашистскую идеологию в условиях фашистского режима.
В качестве предмета исследования выступает деятельность издательства «Пьеро Гобетти», репрезентирующая культурно-политические оппозиционные ориентиры итальянских интеллектуалов по отношению к тоталитарной власти.
Гипотеза исследования состоит в том, что движение итальянского антифашизма формировалось благодаря деятельности интеллектуалов (писателей, философов, публицистов, экономистов, священников). Это позволило создать культурное, гуманистическое поле Сопротивления, помогло организовать процесс переосмысления и объединения людей в твердую оппозицию, и, как следствие — повлиять на падение фашистской власти в Италии, а также подготовить и закрепить теоретическую, моральную и духовную почву для противостояния возможным последующим тоталитарным инициативам.
Практическая значимость диссертации заключается в расширении корпуса научных исследований по теме итальянского антифашизма, которая на данный момент не столь изучена в отечественной науке. Также практическая значимость может быть реализована в привлечении к данной теме российских исследователей и переводчиков для дальнейших переводов текстов П. Гобетти на русский язык, что позволит российскому читателю более глубоко ознакомиться с темой итальянского антифашизма и деятельностью его основных идеологов. Данные и результаты исследования могут быть включены в преподавание дисциплин по истории, культуре, политике Италии и Европы. Также исследование может быть применено для уточнения справочных и энциклопедических сведений, расширения информационного поля по теме исследования.
Основные положения диссертации апробированы в следующих выступлениях и обсуждениях на конференциях и семинарах:
1. XIII Ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых, Вологда, ВоГУ, 18-22 ноября 2019 г. (доклад «Издательство Пьеро Гобетти как пример антифашистской культурной деятельности»).
2. Семинар «Теория культуры», СПбГУ, 2018 г. (доклады «Деятельность Пьера Гобетти — антифашиста и издателя», «Искусство эпохи фашизма», «Фашистская архитектура», «Театр во время фашизма»).
И отражены в публикациях:
1. Некипелова Е.А. Издательство Пьеро Гобетти как пример антифашистской культурной деятельности // XIII Ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых. Материалы межрегиональной научной конференции (Вологда, 18-22 ноября 2019 г.). Том II. С. 228 - 232.
2. Гарильо Б., Некипелова Е.А, Николаева Ж.В. Культурные ориентиры итальянского антифашизма // (готовится к публикации).
3. Перевод статьи «Паоло Гобетти» в «Википедии» с итальянского языка на русский.
Логика исследования определила использование проблемно - хронологического принципа изложения материала, обусловившего структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, содержащего ссылки на 33 работы отечественных и 50 — зарубежных авторов и списка электронных источников. Диссертация изложена на 129 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на то, что вплоть до 70-х годов исследовать идеологию фашизма в Италии было не принято, а научные исследования попросту отвергали фашистскую идеологию, ее политическую систему и культурное влияние, после семидесятых годов отношение к изучению фашизма изменилось. Появление новых интересных направлений исследований позволили ученым утверждать, что сущность фашизма состоит главным образом в его идеологии, и что если кто-то хочет понять фашизм, необходимо прежде всего понять его идеологию. Традицию интерпретации и анализа фашизма начал и ввел в научный оборот итальянский историк Ренцо де Феличе, который выделил два вида идеологии: фашизм как режим и фашизм как движение. Также Р. де Феличе настаивал на индивидуальности фашизма, и потому — изучении его отдельно от нацизма.
В скором времени появилось бесчисленное количество осмыслений фашизма, который получил в качестве своего главного определения свойство многогранности. По мысли Х. Арендт, фашизм представлялся как не тоталитарный режим, а обыкновенная националистическая диктатура, однако эту мысль вскоре опроверг Э. Джентиле, настаивая на обратном. Э.Фромм выбрал психологический подход и обозначил фашизм как систему, заставляющую индивида подчиняться внешним целям и ослабляющую развитие его подлинной индивидуальности. Э. Канетти воспринимает власть, в особенности фашистскую, как убийцу нации, решившую поиграть с былой античной славой. Р. Арон, чья точка зрения схожа с Х. Арендт, обратил внимание на нереволюционность итальянского фашизма и на его промежутночность по сравнению с нацизмом и коммунизмом. Ф. Эспозито делает акцент на антропологическую революцию фашизма, которая заключалась в создании «нового человека», способного на все ради нового государства. Также Ф. Эспозито отмечает важность концепции фашизма, которая способна облегчить анализ и понимание гибридных политических явлений между Первой и Второй мировыми войнами. Э. Нольте призывает к объективности и предлагает смотреть на фашизм как на уже пережитое прошлое, что позволило бы историзировать термин, а значит, исследовать его научно.
Отечественным историкам — Л. С. Белоусову, Н. В. Устрялову, Б.Р.Лопухову, В. П. Любину и Г. С. Филатову принадлежат труды по истории и теории фашизма, представляющие собой поэтапное его развитие: аналитический очерк о фашизме и его идеологии. Говоря о фашизме, каждый из них по-своему расставляет акценты, но так или иначе их работы объединяет последовательность и историчность повествования. М. А. Лифшиц же сосредотачивает свое внимание на культуре и искусстве фашизма и опровергает идею о его тотальном академизме и натурализме, обращая внимание на футуризм. Т. П. Нестерова делает акцент на роль архитектуры как важный инструмент фашистской власти. Ей же принадлежит мнение об относительной независимости итальянского искусства во время фашизма, повлиявшее на становление итальянского неореализма.
Из уст итальянских философов прозвучат следующие определения фашизма: игрушка для балилл (А. Грамши), интеллектуальная и моральная болезнь (Б. Кроче), плод трансформизма, неискренности, компромиссов, шантажа (П. Гобетти), реакционная политика католического происхождения (Э. Гарин), продукт низкопробных интеллектуалов, производителей мусора (Н. Боббьо). Дж. Джентиле считается теоретиком, философом фашизма, соавтором доктрины наравне с Б. Муссолини. Он воспринимал фашизм как миссию, которую нужно выполнить, как постоянную политическую и экзистенциальную приверженность. У. Эко внес вклад в интерпретацию фашизма, выделив в нем 14 основных признаков, знание которых сможет предостеречь современный мир от ошибок XX века. Э. Джентиле близко такое понимание фашизма, которое определяет его новизну и оригинальность, утверждает его специфические черты, а не сводится к фигуре Муссолини. Его позиции близка мысль П.Тольятти об эклектичности фашизма. С 90-х годов изучение итальянского фашизма все больше ориентируется на «культурное», внутреннее понимание явления.
Можно сказать, что одним из способов понимания и восприятия фашизма является антифашизм, впервые публично проявивший себя в «Манифесте интеллектуалов-антифашистов», после чего его оппозиционная сила нарастала с каждым годом. Антифашизм главным образом объединял под своим крылом левых интеллектуалов, для многих из которых борьба с фашизмом прежде всего была противостоянием идеологий и представлений о свободе человека, постепенно к ним примкнул и католический мир, чьи представления о государстве шли вразрез с жестокой политикой фашизма, пытавшейся установить дружбу с церковью и сделать ее своей марионеткой.
Говоря о феномене итальянского антифашизма, обычно выделяют имена Бенедетто Кроче, Антонио Грамши, Луиджи Стурцо, Пьеро Гобетти, Джованни Амендолы, Луиджи Эйнауди, Гаэтано Сальвемини, Луиджи Сальваторелли. Важным механизмом воздействия антифашистов стало писательское и издательское дело. В то время получили большое распространение журналы и газеты антифашистского толка, которые, не имея возможности существовать долго, так или иначе повлияли на культурную сфера даже в рамках режима. Постепенно формировалось культурное окружение итальянского антифашизма.
О фашизме (постфашизме, неофашизме) до сих пор говорят, им до сих пор живут, пускай и без великого вождя, но во имя его. А значит, все еще жива и оппозиция, сильная антифашистская идея, не позволяющая вновь повториться ужасам фашистского режима. Антифашизм крепнет, обновляется, развивается и распространяет свое влияние, помня своих героев, чья деятельность в современном мире активно исследуется, а книги переиздаются благодаря культурным историческим центрам Италии. Например таким, как Исследовательский центр Пьеро Гобетти в Турине.
Пьеро Гобетти был одним из самых инновационных политических мыслителей Италии двадцатого века. Известный интеллектуал, радикальный либерал и антифашист, считающийся наследником постпросвещенческой эпохи и либеральной традиции, которая до недавнего времени направляла Италию из Рисорджименто, за свою короткую жизнь основал издательство а также руководил культурными журналами («Energie Nove», «La Revoluzione Liberate», «Il Baretti»), которые привлекли внимание многих итальянских интеллектуалов того времени, в том числе Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле. Тем не менее, П. Гобетти и его редакционная деятельность также быстро привлекли внимание фашистского режима, что привело к запрету его публикаций, а также к его преследованиям, физическим избиениям и преждевременной смерти в изгнании.
П. Гобетти внес существенный вклад в политическую и культурную жизнь Италии XX века. Его главная жизненная цель и стремление заключались в том, чтобы избавить Италию от фашизма и направить энергию оппозиции прежде всего на интеллектуальную борьбу за обновление итальянского общества. Можно смело утверждать, что он был одним из главных идеологов и тех людей, что формировали культурное окружение итальянского антифашизма, повлиявшего на создание крепкой идеологии сопротивления и на стремление освободиться от тоталитарной власти, что принесло положительные результаты и сплотило тысячи людей в борьбе за свободу. П. Гобетти боролся за свою идею до конца с помощью своего главного оружия — издательства и идеи либеральной революции, которые являлись способом воздействия на окружающий мир и источником трансляции антифашистских идей. П. Гобетти стал примером для многих борцов за свободу, разделявших его образ мысли и действия, его установки и ценности, которые до сих пор живы, пока жива идея.



1. Арон. Р. Демократия и тоталитаризм. Москва: Текст, 1993.
2. Арендт Х. Банальность зла. Москва: Европа, 2008.
3. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. Борисовой И. В. и др.; послесл. Давыдова Ю. Н.; под ред. Ковалевой М. С., Носова Д. М. — М.: ЦентрКом, 1996.
4. Арендт Х. Vita activa, или о деятельной жизни. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000.
5. Белоусов Л.С. Муссолини: диктатура и демагогия. Москва: Планета,
2016.
6. Белоусов Л.С. Режим Муссолини и массы. Москва: МГУ, 2000.
7. Гарильо Б. Католическая Церковь от анафемы до реабилитации Рисорджименто. // STUDIA CULTURAE, 2012, № 14. С. 127 - 152.
8. Гарильо Б. Итальянские католики и сопротивление нацизму и фашизму в годы Второй мировой войны (1943 - 1945). // STUDIA CULTURAE, 2012, № 14. С. 195 - 223.
9. Гарильо Б. Италия XX—XXI вв.: историко—культурный обзор // Учебно—методические материалы кафедры культурологии, философии культуры и эстетики: учебное пособие / под ред. А. М. Алексеева—Апраксина, Ж. В. Николаевой, А. В. Смирнова. — СПб.: СПбГУ, 2017. С. 135 - 217. (на итальянском языке).
10. Гарэн Э. Хроника итальянской философии XX века. (1900—1943) Пер. с итал. Москва: Прогресс, 1965.
11. Грамши А. Тюремные тетради в трех частях. Москва: Издательство политической литературы, 1991.
12. Генис А. Без языка. Эзра Паунд. // Иностранная литература, 1999, №9.
13. История фашизма в Западной Европе / АН СССР, Ин-т всеобщ. истории; Г. С. Филатов, В. Д. Ежов, Б. Р. Лопухов и др. ; Редкол.: Г. С. Филатов (отв. ред.) и др. — М.: Наука, 1978.
14. Канетти, Э. Масса и власть. — Москва: Ad Marginem, 1997.
15. Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб: Пневма, 1999.
16. Лифшиц, М. А. Искусство и фашизм в Италии / Искусство и современный мир. [Сб. статей] / М. А. Лифшиц.- М.: Изобразительное искусство, 1978.
17. Лопухов, Б. Р. История фашистского режима в Италии. — Москва: Наука, 1977.
18. Любин В. П. «История и Антиистория» Италии в современной литературе. (реферативный обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Реферативный журнал. 2005. № 4.
19. Магрис К. Вслепую. Пер. с итал. А.Б. Долгих, под ред. В.П. Любина. М.: Река времен, 2012.
20. Манифесты итальянского футуризма. Москва: Типография Русского Товарищества, 1914.
21. Нестерова Т. П. Культура в идеологии и практике итальянского фашизма / Т. П. Нестерова // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 45.
22. Николаева Ж.В. Итальянский роман с нефтью. // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2019. № 4 (126). С. 270 - 279. https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/126_nz_4_ 2019/article/21772/
23. Нольте Э. Фашизм в его эпохе. Аксьон Франсэз. Итальянский фашизм. Национал-социализм. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.
24. Устрялов Н.В. Итальянский фашизм. — Москва: Директ-Медиа,
2016.
25. Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. Пермь: КАПИК, 1992. Т. II. С. 7—14.
26. Пазолини П. Неверная заря. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2013.
27. Пробштейн Я. «Пизанские песни» Эзры Паунда. // Историко— литературный журнал. Литература двух Америк, 2019, №7.
28. Тольятти П. Лекции о фашизме: Пер. с итал. / П. Тольятти. Москва: Политиздат, 1974.
29. Токарева Е.С. Фашизм, церковь и католическое движение в Италии (1922-1943) // Отв. ред. Григорьева И.В. Москва: ИВИ РАН, 1999.
30. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Пер.с англ. Москва: АСТ, 2006.
31. Филатов Г. С. Крах итальянского фашизма. — М.: Наука, 1973.
32.Чухрова (Чухрукидзе) К.К. К вопросу об этике в эстетике. Существует ли эстетика фашизма? // Философия и культура, №3. 2011 с.57—65.
33.Эко У. Пять эссе на темы этики - СПб.: Symposium, 2003.
***
1. Amendola G. Per una nuova storia dell’antifascismo in I’Unita. Italian Communist party's newspaper). 20 July 1975.
2. Avarna di Gualtieri C. Il fascismo. Roma, Edizioni di storia e letteratura,
2017.
3. Benjamin W. "L'oeuvre d'art a l'epoque de sa reproductibilite technique," Essais 1935-1940 (Paris: Denoel-Gonthier, 1983), p. 126. Translated as "The Work of Art in the Age of Its Technological Reproducibility," in Selected Writings: Vol. 4, 1938-1940, ed. Howard Eiland and Michael W. Jennings (Cambridge: Belknap Press, 2003).
4. Bobbio N. Contro i nuovi dispotismi. Scritti sul berlusconismo. Bari, Dedalo, 2008.
5. Cadioli A. Letterati editori. Attivita editoriale e modelli letterari nel Novecento. Milano, Il Saggiatore, 2017.
6. Carioti A. Gli orfani di Salo. Il Sessantotto nero dei giovani neofascisti nel dopoguerra 1945-1951. Milano, Ugo Mursia Editore, 2008.
7. Carteggio Croce-Amendola. Napoli, Istituto italiano per gli studi storici, 1982.
8. Castellani C. Croce e Gentile // TRECCANI. — ISSN e l'Istituto dellaEnciclopedia Italiana Gentile e l'Istituto della Enciclopedia Italiana.
9. Centro studi Piero Gobetti. La Rivoluzione liberale in versione digitale: il settimanale di Piero Gobetti analizzato con le moderne tecnologie. Torino, Comitato nazionale per il centenario della nascita di Piero Gobetti, 2005.
10. De Felice R. Mussolini, 4 volumes. Turin, Einaudi, 1965-97.
11. De Felice R. Autobiografia del Fascismo. Antologia di testi fascisti 1919-1945. Torino, Einaudi, 2004.
12. Einaudi L. Le lotte del lavoro. Torino, Piero Gobetti editore, 1924.
13. Favero P. Italy, anti-fascist ideology. International Encyclopedia of Revolution and Protest, ed. Immanuel Ness, Blackwell Publishing, 2009.
14. Freda F. La disintegrazione del sistema. Avellino, Edizioni di Ar, 2010.
15.Istituto nazionale di cultura fascista. Quaderni dell'Istituto nazionale fascista di cultura. Sandron, 1928.
16. Gariglio B. Con animo di liberale. Piero Gobetti e i popolari. Carteggi 1918—1926, a cura di B. Gariglio. Milano, Angeli, 1997.
17. Gariglio B. Progettare il postfascismo. Gobetti e i cattolici (1919—1926). Milano, Franco Angeli, 2003.
18. Gennaro R. Il manifesto degli intellettuali fascisti e 1'espansione culturale. // Nuova storia contemporanea. Bimestrale di studi storici e politici sull’eta contemporanea. Firenze, Le Lettere. №1. 2013.
19. Gentile E. Fascismo. Storia e interpretazione. Editori Laterza, 2005.
20. Gentile E. Le silence de Hannah Arendt : L'interpretation du fascisme dans Les origines du totalitarisme. Revue d’histoire moderne et contemporaine. Paris, Belin, 2008.
21. Gobetti P. Elogio della ghigliottina. Rivoluzione Liberale, 1:34 (23 Nov. 1922); SP, 434.
22. Gobetti P., Gobetti A. Nella tua breve esistenza. Lettere 1918—1926. Torino, Einaudi, 2017.
23. Gobetti P. La rivoluzione liberale. Torino, Einaudi, 2008.
24. Gobetti P. Paolo Gobetti, a cura di U. Mosca, P. Olivetti, G. Rondolino. Torino, Lindau, 1999.
25. Gramsci A. Il materialismo storico e la filosofia di Benedetto Croce. Torino, Einaudi, 1948.
26. Gramsci A. Gli intellettuali e l'organizzazione della cultura. Torino, Einaudi, 1948.
27. Gramsci A. Il Risorgimento. Torino: Einaudi, 1949.
28. Gramsci A. Note sul Machiavelli sulla politica e sullo stato moderno. Torino, Einaudi, 1949.
29. Gramsci A. Letteratura e vita nazionale. Torino, Einaudi, 1950.
30. Gramsci A. Passato e presente. Torino, Einaudi, 1951.
31. James Gregor A. Giovanni Gentile. Il filosofo del fascismo. Lecce, Pensa Multimedia, 2014.
32. James Gregor A. The Search for Neofascism: The Use and Abuse of Social Science. Cambridge, Cambridge University Press, 2006.
33. Kusin F. Antistoria d'Italia. Una dimistficazione della storia uficiale. Un'Italia sotto luce diversa Introd. di G.Alvi. Milano, Mondadori. 2001.
34. Luzzatto, C. La Crisi dell’ antifascismo. Turin, Einaudi. 2004.
35. Le encicliche Sociali dei papi, da Pio IX a Pio XII. A cura di Igino Giordani. Roma, Editrice Studium, 1948.
36. Messina A. Recensione a A. J. Gregor, Giovanni Gentile. Il filosofo del fascismo con una prefazione di Herve A. Cavallera. Il pensiero storico. Rivista internazionale di storia delle idee. Gioacchino Onorati S.r.l., Ariccia. 2019.
37. Morcillo A, ed., Memory and Cultural History of the Spanish Civil War: Realms of Oblivion, Vol. 93, (History of Warfare series) Leiden, Boston, Brill, 2013, Antonio Cazorla—Sanchez, «From Anti—Fascism to Humanism.
38. Mussolini B. La dottrina del fascismo. Roma, Istituto della Enciclopedia Italiana, 1933.
39. Papa R. E. Storia di due manifesti: il fascismo e la cultura italiana. Milano, Feltrinelli, 1958.
40. Pasolini P. Il fascismo degli antifascisti. Milano, Garzanti, 2018.
41. Perazzoli G. Il paese mancato di Piero Gobetti. Il problema italiano. // Incontri. Rivista europea di studi italiani. 2011.
42. Petrocchi F. Scrittori italiani e fascismo. Tra sindacalismo e letteratura. Roma, Archivio Guido Izzi, 1997.
43. Prezzolini G. Per una societa degli Apoti. 1. Lettera di Prezzolini a Piero Gobetti // La rivoluzione liberale A. 1, n. 28 (28—9—1922), p. 103—104.
44. Salvadori M. L. Storia d’Italia, crisi di regime e crisi di sistema, 1861-2013. Bologna, II Mulino, 2013.
45.Salvatorelli L. Nazionalfascismo. Edizioni Libero, Milano, 2004.
46.Sasso G . Le due Italie di Giovanni Gentile. Bologna, Il Mulino, 1998.
47. Sturzo L. La liberta in Italia. Torino, Piero Gobetti Editore, 1925.
48.Sturzo L. Pensiero antifascista. Roma, Edizioni di Storia e Letteratura, 2013.
49. Traverso E. Intellectuals and Anti-Fascism: For a Critical Historization.// New Politics, vol. 9, no. 4 (new series), whole no. 36, Winter 2004.
50. Ward D. Piero Gobetti's New World: Antifascism, Liberalism, Writing.
University of Toronto Press, 2010. Accessed January 9, 2020.
www.jstor.org/stable/10.3138/9781442687080.
Электронные ресурсы
1. Editors of Encyclopaedia Britannica. Totalitarianism // URL: https://www.britannica.com/topic/totalitarianism, 10.03.2020.
2. De Felice R. Fascismo. // URL:
http://www.treccani.it/enciclopedia/fascismo_%28Enciclopedia-del- Novecento%29/, 01.02.2020.
3. Esposito F. Fascism - Concepts and Theories // URL: http://docupedia.de/zg/Esposito_fascism_v1_en_2017, 03. 03. 2020.
4. Чечи Л. «Это движение стало необходимостью»: католическая
церковь и фашистское насилие в Италии (1920-1924 гг.) // БЕРЕГИНЯ. 777. СОВА. 2014. №4 (23). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/eto-dvizhenie-stalo-neobhodimostyu- katolicheskaya-tserkov-i-fashistskoe-nasilie-v-italii-1920-1924-gg, 30.04.2020.
5. Vicari M. La Piero Gobetti Editore: genesi di un progetto. // URL: https://riviste.unimi.it/index.php/ACME/article/view/8829, 25.02.2020.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ