Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Национализм

Работа №18108

Тип работы

Статьи, Эссе, Сочинения

Предмет

политология

Объем работы32
Год сдачи2019
Стоимость388 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
705
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация. Автором дано понятие «нации» и «национализма», рассмотрены существующие теории национализма. Автор выделяет ряд идей, легших в основу современного национализма, а именно: идею об исторических и неисторических народах, национального суверенитета, национального самоопределения. Эти идеи в той или иной степени можно обнаружить в любых националистических теориях современности, вне зависимости от идеологического, географического, исторического или иного критерия их выделения. В России одним из создателей националистического дискурса можно считать Н.М. Карамзина. Автором было проведено эмпирическое исследование националистических идей, распространенных среди испытуемых. В анкетировании приняли участие 100 националистов.
Ключевые слова. Нация, национализм, националистические идеи.
Annotation. The author gives the concept of "nation" and "nationalism", considers the existing theories of nationalism. The author highlights a number of ideas that formed the basis of modern nationalism, namely the idea of historical and non-historical peoples, national sovereignty, national self-determination. These ideas can be found to some extent in any nationalist theories of our time, regardless of the ideological, geographical, historical or other criteria for their allocation. In Russia, one of the creators of nationalist discourse can be considered N. Mmm. Karamzin. The author conducted an empirical study of nationalist ideas common among the subjects. 100 nationalists took part in the survey.
Keyword. Nationalism, nationalism, nationalist ideas.

Автор статьи не преследует цель создания новой теории национализма, потенциала существующих уже более чем достаточно для понимания русского национализма, надо лишь корректно воспользоваться имеющимся теоретическим инструментарием.
Следуя принципу Рене Декарта – «определяйте значение слов» - начнем с прояснения того содержания, которое вложено в термин «национализм».
Когда-то в советское время национализм трактовался как идеология национального превосходства и национальной исключительности и безоговорочно отвергался, как несоответствующий коммунистическим идеалам.
Такие понятия как «нация» и «национализм» имеют длинную историю, в течение которой их содержание неоднократно менялось.
Мы понимаем под национализмом принцип организации социума, в соответствии с которым идея самоопределения, существования и развития сообщества (нации) служит высшим ценностным ориентиром для выстраивания норм и ценностей, определяющих легитимность социального порядка в рамках данного социума.
Национализм как оформившееся явление имеет относительно недавнюю историю. Его активная репрезентация в качестве исторического феномена приходится на период XVIII–XIX вв., когда идея народного суверенитета, лежащая в основе национализма и выдвинутая идеологами Американской, Французской и европейских революций 1848 года, становится краеугольным камнем, определяющим принцип бытия европейских государств, а сам национализм становится планетарным явлением.
Вместе с тем протонационалистические чувства были свойственны народам с глубокой древности. Так, Аристотель в работе «Политика», приводя слова трагика Эврипида, пишет: «Прилично властвовать над варварами грекам», и далее: «варвар и раб по природе своей понятия тождественные» , тем самым разводя понятия свободного грека и варвара. В главе 3 Послания к Колоссянам Святой апостол Павел указывает: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» . Хотя позднейшие комментаторы усматривали в данных словах апостола Павла указание на единство христианской церкви, в которой «все естественные разности исчезают» , важно само различение этнических групп и акцент на том, что основой различения служат ценности, исповедуемые этими группами, их социальный статус.
Выделим ряд идей, легших в основу современного национализма.
– Идея об исторических и неисторических народах. Появившаяся и получившая своё первоначальное развитие в рамках немецкой классической философии идея исторических и неисторических народов по сути послужила основой для формирования таких идеологических форм, как «шовинизм», «нацизм» и «фашизм». Суть идеи состоит в делении человечества на народы (нации), творящие историю, и народы (нации), в силу своих духовных качеств субъектами истории не являющихся. Первым мыслителем, разделившим народы на две группы, стал Ф.В.Й. Шеллинг, для которого причисление народа к историческим было возможным в том случае, если народ способен к осуществлению какой-нибудь абсолютной идеи, будь то идея добра, правды или красоты. Соответственно, неисторические народы – народы, существование которых не одухотворено какой-либо безусловной идеей. Восприняв данную идею, современник Шеллинга В.Г.Ф. Гегель дополнил её, поместив народы в историческую перспективу. В отличие от «исторических народов» Шеллинга, «исторические народы» Гегеля – воплощение абсолютного духа в истории. Таким образом, каждый исторический народ – одна из ступеней самопознания абсолютного духа в историческом процессе. Последняя ступень самопознания абсолютного духа – германский народ. Эта идея нашла дальнейшее отражение в работах Ф. Энгельса о панславизме, размышлениях Б. Муссолини, Пол Пота и других «диктаторов» о противостоянии «буржуазных» и «пролетарских» наций.
– Идея национального суверенитета. Впервые обоснование идеи суверенитета можно найти в работе «Шесть книг о республике» французского мыслителя XVI в. Ж. Бодена. С точки зрения Бодена, суверенитет – абсолютная и постоянная власть государства как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях. Соответственно, важнейшая характеристика суверенитета – независимость государства, выражающаяся в праве самостоятельно издавать и отменять законы, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, помилования, чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати. Теория народного (национального) суверенитета была разработана Ж.-Ж. Руссо в преддверии Великой Французской революции. С точки зрения Руссо, суверенитет выступает зримым воплощением заключённого Общественного договора. Суверенитет принадлежит народу как основному субъекту Общественного договора и выступает основополагающим принципом республиканского строя. В основе суверенитета лежит принцип общей воли, который определяет, что есть благо для народа, а что благом не является. Суверенитет неотчуждаем и неделим, т.е. никто и ничто не может лишить народ суверенитета. Соответственно, обладая суверенитетом, народ выступает не просто источником власти, но и её субъектом.
– Идея национального самоопределения. Зачатки этой идеи нашли первое выражение в работах английских философов Т. Гоббса и Дж. Локка. Несмотря на все различия подходов Гоббса и Локка, их размышления о форме и содержании Общественного договора, который добровольно заключают граждане в целях учреждения политического сообщества и формирования представительных институтов (суверен – Т. Гоббса, власти – Дж. Локк), строятся по одному принципу. Идеи Гоббса и Локка в их применении к идее национального самоопределения развил Дж.-С. Милль в работе «Размышления о представительном правлении». С точки зрения Милля, стремление сообщества (нации), которое определило себя как нацию, выступает естественным чувством. Однако реализация этого чувства может быть ограничена в том случае, если указанный народ вынужден сосуществовать с другим народом в рамках одного государства. В таком свете попытка установления самоуправления (свободных институтов) может натолкнуться на сопротивление со стороны народа, что в значительной степени ограничивает возможность осуществлять свободное развитие народа (нации). Соответственно, «свободные установления по большей части требуют, чтобы политические границы совпадали с национальными» , т.е. идея свободного развития народа имплицитно предполагает свободу самоопределения.
Эти идеи в той или иной степени можно обнаружить в любых националистических теориях современности, вне зависимости от идеологического, географического, исторического или иного критерия их выделения.
Сам вопрос типологизации национализмов достаточно сложен и запутан. Перечислим самые популярные. Наиболее известная и одновременно наиболее простая типологизация предполагает выделение «западного» и «восточного» национализмов. Как считается, основоположником этой дихотомии выступил американский историк австрийского происхождения Ганс Кон, изложивший её основы в книге «Идея национализма». Исследователи предполагают, что идейные основы этой дихотомии Кон позаимствовал у немецкого историка Фридриха Мейнеке, который в начале ХХ в. предложил различать «государственные нации» и «культурные нации», отнеся к первым англичан, а ко вторым – немцев. Позаимствовав эту дихотомию, Кон вложил в неё собственное содержание. С его точки зрения, национализмы различаются по следующим критериям: 1) идеологический; 2) географический; 3) социологический; 4) политический; 5) хронологический; 6) психологический; 7) исторический.
Несмотря на определённую грубость классификация Кона, в силу простоты и эвристичного потенциала, достаточно широко использовалась на протяжении многих десятилетий.
В России одним из создателей националистического дискурса можно считать Н.М. Карамзина. Одновременно, термин «национализм» употребляется здесь в ценностно-нейтральном ключе, без каких-либо заведомо негативных коннотаций, связанных с шовинизмом, ксенофобией и пр., – такое понимание национализма прочно утвердилось в зарубежном академическом сообществе, но еще не совсем прижилось в России. В рамках данного подхода под национализмом понимается, прежде всего, совокупность взглядов, идей, а также практик, связанных со строительством национальных государств. Это чрезвычайно широкое определение, однако дать более точную дефиницию весьма затруднительно в силу разнородности национализма как явления и многозначности самого термина (скажем, к немецким националистам при желании можно отнести и Бисмарка, и Гитлера), заставляющего исследователей делать выводы, что «национализма как такового не существует» , ибо каждый раз мы имеем дело с конкретной интерпретацией понятий «нация» и «национализм», с той или иной разновидностью националистического дискурса.
Однако, в отечественной историографии, начиная с Н.А. Полевого, сформировалось и постепенно укрепилось представление о Н.М. Карамзине как о беллетристе, авторе «красиво написанной летописи», «галереи портретов», которая не отвечает ни на один «философский вопрос». Такое нигилистическое отношение к работам Н.М. Карамзина было окончательно сформулировано П.Н. Милюковым, по мнению которого главный труд историографа России ничего не дал российской исторической науке, а только беспомощно завершил старый период ее развития . При этом в историографическом труде П.Н. Милюкова, где содержится подобный вывод, именно анализ исторической концепции Н.М. Карамзина занимает центральное место. Характерно и то обстоятельство, что вся русская историография XVII — первой трети XIX в. разделена П.Н. Милюковым на 2 периода: «Период первый — до Карамзина (включительно)» и «Период второй — после Карамзина». Не случайно подобная оценка принадлежала перу одного из лидеров российского либерального радикализма предреволюционной поры, мечтавшего о создании новой культурной традиции в России. К сожалению, в российской культуре XIX — первой половины XX в. историческое творчество Н.М. Карамзина рассматривалось, прежде всего, через призму политических вопросов. «История» Н.М. Карамзина воспринималась и подвергалась нападкам в качестве одного из символов старой монархической России.
В XX в. начинается второе открытие творчества Н.М. Карамзина в российской историографии и культуре. С.Ф. Платонов в речи, посвященной Карамзину, отмечал, «В произведениях своих Карамзин вовсе упразднил вековое противоположение Руси и Европы, как различных и непримиримых миров; он мыслил Россию, как одну из Европейских стран, и русский народ, как одну из равнокачественных с прочими наций» . Крупнейшие исследователи русского средневековья С.Б. Веселовский, М.Д. Приселков высоко оценивали источниковедческий уровень работы Н.М. Карамзина. Жизнь и творчество раннего Н.М. Карамзина были глубоко переосмыслены в замечательных работах Ю.М. Лотмана. В подобной переоценке нуждается и главный труд Н.М. Карамзина — «История государства Российского», многие идеи которого требуют нового осмысления.
В XIX в. в российской исторической науке славян было принято считать европейским народом, который был вынужден покинуть родину — земли по р. Дунай — в результате движения других народов. В «Истории» Н.М. Карамзин отмечал, что славяне, как и другие народы Европы, скорее всего пришли из Азии — «колыбели всех народов», что согласуется «с преданиями Священными» и данными филологии о родстве европейских и азиатских языков. Однако, так как первые исторические данные сообщают о славянах — венедах как жителях Европы, то, как отмечал историк, «считаем Венедов Европейцами, когда История находит их в Европе. Сверх того, они самыми обыкновениями и нравами отличались от Азиатских народов…» .
Позднее, размышляя над историей России, Н.М. Карамзин отметил глубокую связь славян с Востоком — «древний характер Славян являл в себе нечто Азиатское; являет и доныне: ибо они, вероятно, после других Европейцев удалились от Востока, коренного отечества народов». Карамзин отмечает, что после распада Римской империи военные силы славян на Западе были достаточны для завоевания Европы, но отсутствие у них политического единства привело большинство славянских народов, кроме русского, к потере независимости. Славянские народы в древности расселились на громадной территории «от моря Балтийскаго до Адриатическаго, от Эльбы до Мореи и Азии… они, сильные числом и мужеством, могли бы тогда, соединясь, овладеть Европою; но, слабые от развлечения силъ и несогласия, почти везде утратили независимость, и только один из них, искушенный бедствиями, удивляет ныне мир величиемъ». Когда после падения Рима наследниками античной культуры Запада стали германские народы («основалось в Европе владычество народов германских»), то Россия вошла «в сию новую, общую систему», добровольно призвав варягов. Карамзин полагал, что главным фактором этого вхождения стало призвание князей из Северной Европы — «Скандинавия, гнездо витязей беспокойных… дала нашему отечеству первых государей, добровольно принятых славянскими и чудскими племенами…» . Всего за сто лет ранней истории, к концу X в. «Европейская Россия была уже не менее нынешней… она достигла от колыбели до величия редкого». По характеристике Карамзина, в это время «Россия превосходила обширностию едва ли не все тогдашния Государства Европейския… рожденная, возвеличенная Единовластиемъ, не уступала в силе и в гражданском образовании первейшим Европейским Державам, основанным на развалинах Западной Империи народами Германскими» .
Справедливости ради отметим, что современники нередко воспринимали «Историю» Карамзина не в качестве научного труда, но в качестве литературного произведения. Об этом прямо говорил один из них, заявлявший, что «Карамзина должна благодарить Россия не за историю, но за обогащение словесности многими превосходными, драгоценными историческими отрывками» .
Замечено было весьма точно. Труд Карамзина как произведение литературы содержит такие типичные для этого жанра письменности категории, как образ и сюжет. Под образом можно понимать реальность (прошлого и настоящего), сформированную сознанием и воображением автора и нашедшую выражение в художественном (или научно-историческом) произведении. Что касается сюжета, то в этой категории выражается действенная сторона образа, или образ в процессе его генезиса, развития и связей. Центральным образом произведения является государство Российское. Но если принимать во внимание, что «История государства Российского» есть история монархической власти, то образ государства в произведении Карамзина сливается с образом монархии и неотделим от нее. Сюжет же произведения охватывает весь ход истории государства — от призвания варягов, которое было завязкой сюжета, до периода междуцарствия, поскольку последующий период историограф осветить не успел.
Сила Карамзина как мыслителя, историка и художника в том, что он нашел путь к преодолению несомненного противоречия в его повествовании об опричнине с общим сюжетом его труда как литературного произведения и с содержащейся в нем концепцией как в произведении русской историографии. Заключалось это, во-первых, в том, что он допускал возможность исторической неправоты монарха, когда тот, забывая о своем месте, превращается в тирана, и карамзинский образ Ивана Грозного при описании опричнины был образом такого монарха-тирана. Такой образ был вполне понятен современникам, читателям Карамзина. С русской историей до появления «Истории государства Российского» эти читатели знакомы были слабо. Но образы тиранов в лице римских императоров были им хорошо известны из священной истории, что и позволило им воспринять подобный образ монарха. Во-вторых, Карамзин показал, что спасение государству потребовалось уже от тирана. Таким спасителем стал народ, «подданные», которые «превзошли всех в терпении», и, по его словам, «гибли, но спасли для нас могущество России, ибо сила народного повиновения есть сила государственная». Таким образом создавались предпосылки для общего обогащения сюжета произведения. Тем самым Карамзин наметил идею включения народа в историю, как силы, для России столь же существенной, как и монархия. Но эта идея воплотится в общественной мысли несколько позже, когда возникнет теория официальной народности, в которой наравне с монархией в качестве основы России будет
и народ. Однако, конечно же, такое заявление по поводу народа, осознававшего необходимость терпения ради спасения России, совершенно неисторично.
«Национализм» в западном научном дискурсе, связанном с Россией, представляет собой совершенно отдельную категорию. В качестве научной темы этот термин появился в 1960-х годах в работах, посвященных основным политико-философским школам императорской России (славянофильство, панславизм, консерватизм) . Новый всплеск интереса к российской политической философии XIX века можно объяснить контекстом холодной войны, в котором формировалось большинство западных школ по изучению Советского Союза, а также ощущением, что для понимания советского общества уже недостаточно знания марксизма и революционного образа мыслей. Новая волна исследований, таким образом, сосредоточилась на русской консервативной традиции, которая до сих пор оставалась вне поля зрения, поскольку основное внимание уделялось революционным авторам.
Во второй половине 1970-х акцент в исследованиях сместился с России XIX века на тогдашнее советское общество. Это явилось заслугой таких авторов, как Джон Данлоп, Уильям Лакёр, пытавшихся в течение многих лет привлечь внимание к явлению, которое они определяли как «возрождение русского национализма» . Они изучали тенденцию, казавшуюся им парадоксальной: рост интереса среди советских диссидентов к темам, которые считались националистическими, что выражалось в обращении к имперскому прошлому и в защите исторических и природных памятников, а также параллельно нарастающее внимание к тем же темам в среде «официальной» советской интеллигенции, проявлявшееся главным образом в литературе («деревенская проза») и в изобразительном искусстве , одобренном партией .
Годы перестройки и распада Советского Союза стали своего рода золотым веком для изысканий в области «национализма», которые теперь уже не ограничивались Россией, а охватывали все народы СССР . Политические и социальные потрясения во вновь возникших странах интерпретировались как «пробуждение» народов, находившихся под гнетом России, который был назван «шовинистическим». Таким образом, национализм рассматривался в рамках бинарной схемы: национализм не русских народов, поскольку он был демократическим и антиколониальным, считался «здоровым», равно как и «народные фронты» эпохи Горбачёва, в то время как национализм русских определялся как консервативный, самодержавный и колониальный, символом которого стала антисемитская «Память», основная организация русских националистов . В некоторых работах предпринимались попытки исследовать различия между «хорошим» и «плохим» национализмом, как если бы его интуитивно определяемая бинарная природа и непосредственное влияние на внешнюю политику Запада (поддержка новых государств в их противостоянии российскому господству) могли быть достаточным основанием для признания легитимности подобного рода разделения. Отсутствие работ, в которых рассматривались бы «националистические» черты российских политиков, считавшихся либеральными (от Ельцина до Гайдара и Чубайса), говорит о том, что западным ученым было трудно приклеивать ярлык «националистический» к своим на тот момент политическим союзникам.
В 1990-х схема, сложившаяся в предыдущее десятилетие, сохранилась. В работах, посвященных проблеме национальной идентичности, речь главным образом шла о том, какую роль играли интеллектуалы в формулировании идеи своей нации . «Национализм» рассматривался как отдельная область исследований в рамках проблемы «национальной идентичности», относящейся к политической философии или истории идей, и исследовался по большей части как идеологическое явление. Идеологическая подоплека работ мало изменилась: русский национализм по-прежнему понимался как продукт имперского и советского наследия. Таким образом, прилагались усилия к тому, чтобы проследить идеологическую преемственность с царских времен (черносотенцы, антисемитизм и т.п.) и социальную преемственность с советских времен (различные группы вокруг «Памяти»: монархисты, сталинисты и др.). Сформировавшийся нарратив по-прежнему дополнялся скрытым подтекстом, который сводился к осуждению национализма как российской «проблемы» . При этом множились медицинские метафоры: тело России было больным, а национализм сравнивался с раком или гангреной, для которых необходимо найти лекарства или лечение и т.д. Аналогия с веймарской Германией способствовала появлению основной метафоры, на этот раз исторической, для описания России начала 1990-х годов, когда ученые были сосредоточены на успехе Владимира Жириновского и искали параллели с нацизмом .
В то время как «русский национализм» анализировался в соответствии с вышеописанной схемой, различные «национализмы» других народов бывшего Советского Союза оценивались гораздо более позитивно: украинский, белорусский, прибалтийские варианты национализма бурно приветствовались, поскольку считалось, что они вносят свой вклад в демократизацию соответствующих республик и даже в укрепление их связей с Европой. С тех же позиций изучались и разные внутрироссийские варианты национализма, поскольку они воспринимались как своего рода локомотив демократизации страны — через опыт федерализации: Татарстан и Якутия возглавляли список республик, превозносимых западными учеными . Дебаты по поводу концепции гражданской нации и понятия «россияне», продвигаемого Борисом Ельциным, рассматривались по большей части как способ обезвредить национализм этнических республик и в гораздо меньшей степени уделялось внимание тому, как это соотносилось с «этническим большинством» и идеей «русской идентичности». Регионы, которые столкнулись с проявлениями массового насилия и/или сепаратистскими движениями (Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Чечня), выделились в совершенно особую категорию: там «национализм» изучался в основном не как продукт идеологии, а с точки зрения его социальных причин и геополитических факторов, в результате которых страны оказались в столь критических ситуациях . На этом фоне практически только работы, посвященные русским национальным меньшинствам в ближнем зарубежье, пытались каким-то образом встроить «русский национализм» в более широкий социальный и политический контекст и представить анализ культурных мотивов, связанных с национализмом, что существенно отличалось от упомянутых медицинских метафор. С этой точки зрения наиболее плодотворными были исследования, посвященные странам Балтии и звучавшим там требованиям со стороны русского национального меньшинства .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По мнению опрашиваемых, вышеуказанные страны являются союзниками по принуждению, так как зависимы от России экономически, ментально, и на их территории находится ограниченный контингент российской армии. Все эти 4 страны не питают теплых чувств к Российской Федерации, но вынуждены идти в фарватере сильного соседа и присоединятся в случае необходимости ко всем его инициативам.
Предпочтения в отношении типа национализма анкетируемых разделились.
Мы, вслед за Староконь Е. В. , понимаем, что национализм имеет два основных типа: это национализм большинства и национализм меньшинства. И каждый тип имеет свои цели: национализм большинства (он же национализм государствообразующей нации, унификаторский национализм и державно-государственный национализм) направлен на укрепление позиций этнической группы, которая в отдельно взятом государстве является большей, и направлен на отстаивание интересов этого самого государства и сохранение его целостности. Национализм меньшинства (он же сепаратистский национализм и национализм этнический) направлен на становление суверенитета этнической группы, являющейся меньше в государстве. Он проявляется в чувстве угнетения, в стремлении отсоединения части территории, на которой проживает эта группа, от государства и в противопоставлении себя государствообразующей нации и соответственно государству.
Таким образом, проведя сознательную часть анкетирования, автор делает следующие выводы.
По нашему мнению, русский вопрос в наши дни состоит из трёх основных моментов, трёх проблем, на решение которых он настроен. Первое — это деструктурированное состояние русской идентичности, которая в нынешнем виде просто не может быть консолидирующим общество признаком. Второе — это отсутствие у русских своего легального политического представительства, своего не то что национального базового региона, но даже инструментов культурной автономии. И третье — это пребывание русского народа в расколотом состоянии, его компактное проживание в границах нескольких государств, проводящих в отношении к нему открыто этноцидную политику.
Автор анализирует подсознательную часть анкетирования, 4 рисунка, выполненных респондентами, первый из которых представлял собой образ русского народа, второй - область власти в России, третий - Россия, четвертый - русский национализм.
Автор отмечает, что психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс.
Проанализировав рисунки анкетируемых, автор выделяет следующие проблемы.
Основная проблема состоит в том, что большим количеством опрошенных, которые являются русскими националистами или относят себя к ним, русский национализм, русские национальные интересы понимаются неодинаково, иногда и ровно противоположно.
Восприятие России как многонациональной страны естественно для человека советской закваски, усвоившего соответствующие идеологические клише. Но почти через четверть века после распада СССР подобное мироощущение вовсе не данность — в стране, где этнические русские составляют подавляющее большинство, его разделяют далеко не все. На фоне постоянного притока трудовых мигрантов и проблем, связанных с Северным Кавказом, все больше наших сограждан разделяет лозунг «Россия для русских».
Итак, подведем некоторые итоги. На начало 2016 г. общая численность населения Российской Федерации составила 146 519 759 чел. Русских по переписи 2010 г. - 111 016 896 чел., или 80,9% от числа указавших свою национальность. Татар - 5 310 649, или 3,87%, украинцев - 1 927 988 (1,41%), башкир - 1 584 554 (1,16%), чувашей - 1 435 872 (1,05%), чеченцев - 1 431 360 (1,04%), армян - 1 182 388 (0,86%), белорусов - 521 тыс. (0,36%) и т.д. . Это и есть многонациональный состав современной России.
Лишь укрепившись у власти, большевики допустили понимание нации, которая (по И.В. Сталину) есть не расовая и не племенная, а «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» .
Говоря о необходимости конституировать понятие российской нации, следует помнить, что нацией может быть только общность людей, сложившаяся вокруг национальной идеи и пронизанная национальной идеологией. «Национальное единение, которое особенно явно проявляется в критические моменты истории, формируется не программами и лозунгами, - подчеркивает выдающийся историк права И.А. Исаев, - а общей направленностью эмоций и стремлений народа, его этосом, архетипами национального сознания и бессознательного» . Неразрывную связь нации и национальной идеи И.А. Исаев формулирует как онтологический закон, поскольку только идея позволяет сохранять нации как свое единство, так и свою идентичность . Отсюда и необходимость, избегая повторения ошибок «советского народа», оторванного от своих исторических корней, конституировать не "российскую нацию", а многонациональную русскую.
Сердцевину русского духа, который не может не отражаться в Конституции, выразила Декларация русской идентичности, предложенная 24 апреля 2014 г. Соборными слушаниями "Сергий Радонежский - объединитель русских земель" и одобренная 11 ноября 2014 г. по итогам XVIII Всемирного Русского народного собора. Собор подчеркнул, что национальные и гражданские общности существуют в разных феноменологических плоскостях, а русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племен. Собор дал четкое определение русской идентичности. Русский - это:
- человек, считающий себя русским;
- не имеющий иных этнических предпочтений;
- говорящий и думающий на русском языке;
- признающий православное христианство основой национальной духовной культуры;
- ощущающий солидарность с судьбой русского народа.
Отсутствует хоть один из этих пяти признаков - мы имеем дело с кем угодно, но не с русским. Даже если человек будет изумительно правильно говорить по-русски или размахивать своей многовековой вполне даже славянской родословной.
Именно на основе духовного, а не этнического единства всегда шло и государственное строительство России. Россия никогда не была национальным государством в европейском понимании этого слова. Она всегда была союзом народов. Если можно с полным на то основанием вернуться к пониманию, что русский народ триедин, что он включил в себя великороссов, белорусов и украинцев (малороссов), то русская нация охватывает не только русский народ, но и объединенные с ним самой историей, братские ему по духу и образу жизни другие народы (этносы). Формой самоорганизации полиэтнической русской нации исторически были только царство, потом империя, а в современных условиях - федеративное (союзное) государство.
Если русскость - понятие цивилизационное, то принадлежать к русской нации несет в себе государственно-правовое содержание. Критериями принадлежности к русской (российской) нации как гармоничному единству русского народа с духовно и исторически едиными с ним народами останутся такие ключевые условия соединения русскости с государственно-правовой принадлежностью, как:
а) наличие гражданства Российской Федерации;
б) признание православных христианских ценностей основой межнациональной духовной культуры и образа жизни;
в) ощущение солидарности с судьбой русского народа.
В начале XXI в. перед многонациональным народом России, полиэтнической русской нацией вновь стоит дилемма: бороться и жить по-русски, в жизни и в государственном строительстве выстраивая лад с заветами предков и христианской традицией, либо духовно сдаться и продолжить путь отступников. Важен вывод, которым тот же уже упоминавшийся Гаэтано Моска завершает свое исследование о политических доктринах: "Только систематическое воспитание, формирующее человека, и богатый опыт будут способны найти практические пути и способны заглушать насильственные и преступные инстинкты, часто сопровождающие чувство власти. Эти инстинкты столько раз проявлялись во время больших политических кризисов, после того как длительный период и социального мира заставлял поверхностных наблюдателей верить в то, что они сошли на нет" .
Мы все в ответе за национальный выбор, который предстоит сделать не только власти, но и народу. Борьба за российскую (русскую) государственность продолжается



1. Аристотель. Политика / Пер. с дневнегреч. С.А. Жебелева // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. – 711 с.
2. Милль Дж.С. Рассуждения о представительном правлении / Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2006. - 384 с.
3. Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. Учеб. пособие. М.: КДУ, 2005. - 315 с.
4. Полевой Н.А. О новейших критических замечаниях на «Историю государства Российского», сочиненную Карамзиным // URL: http://polevoy.lit-info.ru/polevoy/ kritika-polevogo/o-novejshih-kriticheskih-zamechaniyah-karamzin.htm (дата обращения — 10.11.2018)
5. Платонов С.Ф. Н. М. Карамзин. Спб., 1912. – 211 с.
6. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. 1. М., 1988. – 207 с.
7. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. – 193 с.
8. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. 1. М., 1988. – 207 с.
9. Хеффе О. Есть ли будущее у демократии? О современной политике: Пер. с нем. / Под ред. В.С. Малахова. М.: Изд. дом "Дело" РАНХиГС, 2015. – 77 с.
10. Макиавелли Н. Государь. М.: РИПОЛ классик, 2010. – 311 с.
11. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.В. Малько. 2-е изд. М.: Проспект, 2016. – 1107 с.
12. Эсмен А. Общие основания конституционного права: Пер. с фр. / Под ред. проф. В. Дерюжинского. СПб., 1898. – 229 с.
13. Драницын С. Конституция С.С.С.Р. и Р.С.Ф.С.Р. в вопросах и ответах. 2-е изд. Л.: Прибой, 1924. – 119 с.
14. Бабурин С.Н. Конституционно-правовое и духовное: русская (российская) нация перед историческим выбором // «Конституционное и муниципальное право», 2017, № 4. С. 44 – 51.
15. Анучин Д. Великоруссы // Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 10. СПб., 1892. – 911 с.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 10-изд., стереотип. М.: Советская энциклопедия, 1973. – 417 с.
17. Евразийское экономическое сообщество в 2012 году. Статистический ежегодник. М.: Статкомитет СНГ, 2013. – 117 с.
18. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Соч. Т. 2. М.: ОГИЗ, 1946. – 419 с.
19. Исаев И.А. Национальная идея и национальная идеология // Национальные интересы. 2006. № 5. С. 26 – 33.
20. Моска Г. История политических доктрин: Пер. с итал. / Г. Моска. М.: Мысль, 2012. – 518 с.
21. Шнирельман В. Быть аланами: Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М.: НЛО, 2006. – 214 с.
22. Апостол Павел. Послание к Колоссянам 3:11. URL: http://days.pravoslavie. ru/bible/z_kol_3_12_16.html (дата обращения: 14.11.2018).
23. Свт. Феофан Затворник. Толкование на Кол. 3:11. URL: http://bible. optina.ru/new: kol:03:11 (дата обращения: 14.11.2018).
24. Aldis A., Graeme P. Russian Regions and Regionalism: Strength Through Weakness. L.: Routledge, 2002.
25. Beissinger M. Nationalist Mobilization and the Collapse of the Soviet Union. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2002.
26. Brubaker R. Nationalism Reframed: Nationhood and the National Question in the New Europe. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996.
27. Brudny Y.M. Reinventing Russia: Russian Nationalism and the Soviet State, 1953—1991. Cambridge—London: Harvard Univ. Press, 2000.
28. Cheterian V. War and Peace in the Caucasus: Russia’s Troubled Frontier. L.: Hurst, 2009.
29. De Waal T. Black Garden: Armenia and Azerbaijan Through Peace and War. N. Y.: N. Y. Univ. Press, 2003, reed. 2013.
30. Dowler W. Dostoevski, Grigoriev and Native Soil Conservatism. Toronto: Univ. of Toronto Press, 1982.
31. Dunlop J.B. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. Princeton: Princeton Univ. Press, 1983.
32. Dunlop J.B. The New Russian Nationalism. N. Y.: Praeger Publishers, 1985.
33. Fedorov N.F.: Study in Russian Eupsychian and Utopian Thought. Newark: Univ. of Delaware Press, 1977.
34. Gerstein L. Nikolay Strakhov: Philosopher, Man of Letters, Social Critic. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1971.
35. Giuliano E. Constructing Grievance: Ethnic Nationalism in Russia’s Republics. Ithaca: Cornell Univ. Press, 2011.
36. Gorenburg D. Minority Ethnic Mobilization in the Russian Federation. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2005.
37. Hale H. E. Why Not Parties in Russia? Democracy, Federalism, and the State. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2007.
38. Hale H.E. The Foundations of Ethnic Politics. Separatism of States and Nations in Eurasia and the World. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2008.
39. Hanson S. E., Kopstein J. S. Paths to Uncivil Societies and Anti-Liberal States: A Reply to Shenfield // Post-Soviet Affairs. 1998. Vol. 14. №. 4. P.369—375.
40. Hanson S.E., Kopstein J.S. The Weimar/ Russia Comparison // Post-Soviet Affairs. 1997. Vol. 13. №. 3. P. 252—283.
41. Hill F. In Search of Great Russia. Elites, Ideas, Power, the State, and the Pre-Revolutionary Past in the New Russia, 1991—1996. PhD., Cambridge: Harvard Univ., 1998.
42. Ideology and the Making of Foreign Policy. Lanham, MD: Rowman and Littlefield, Inc., 2000.
43. Ingram AA Nation Split into Fragments: the Congress of Russian Communities and Russian Nationalist Ideology // Europe-Asia Studies. 1999. №. 4. P. 687—704.
44. Kononenko V., Moshes A. Russia as a Network State: What Works in Russia When State Institutions Do Not? N. Y.: Palgrave Macmillan, 2011.
45. Korey W. Russian Antisemitism, Pamyat and the Demonology of Zionism. Harwood Academic Publishers for the Vidal Sassoon International Center for the Study of Antisemitism, The Hebrew University of Jerusalem, 1995.
46. Laitin D. Identity in Formation: The Russian-Speaking Populations in the New Abroad. Ithaca: Cornell Univ. Press, 1998.
47. Laitin D. Political Construction Sites: Nation Building in Russia and the Post-Soviet States. Boulder, Westview, 2000.
48. Laqueur W. Black Hundred: The Rise of the Extreme Right in Russia. N. Y.: Harpercollins, 1993.
49. Ledeneva A. Can Russia Modernise? Sistema, Power Networks and Informal Governance. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2013.
50. Likhachev V. Political Anti-Semitism in Post-Soviet Russia: Actors and Ideas in 1991—2003. Stuttgart: Ibidem-Verlag, 2006.
51. Lukashevich S. Konstantin Leontev: A Study in Russian “Heroic Vitalism”. N. Y.: Pageant Press, 1967.
52. Nation-Building and Ethnic Integration in Post-Soviet Societies: An Investigation of Latvia and Kazakhstan / P. Kolstoe (ed.). Boulder, Westview, 1999.
53. Orttung R., Lussier D., Paretskaya A. The Republics and Regions of the Russian Federation: A Guide to Politics, Policies, and Leaders. N. Y.: M.E. Sharpe, 2000.
54. Parland T. The Extreme Nationalist Threat in Russia: The Growing Influence of Western Rightist Ideas. L.; N. Y.: Routledge—Curzon, 2004.
55. Parthé K. Russian Village Prose: The Radiant Past. Princeton: Princeton Univ. Press, 1992.
56. Reznik S. The Nazification of Russia: Antisemitism in the Post-Soviet Era. Wash. D. C.: Challenge Publications, 1996.
57. Rose R., Mishler W., Munro N. Russia Transformed: Developing Popular Support for a New Regime. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006.
58. Rossman V. Russian Intellectual Antisemitism in the Post-Communist Era. Lincoln, L.: Univ. of Nebraska Press, Vidal Sassoon International Center for the Study of Antisemitism, The Hebrew University of Jerusalem, 2002.
59. Sakwa R. Putin: Russia’s Choice. L.: Routledge, 2008, 4th ed.
60. Sakwa R. The Crisis of Russian Democracy: The Dual State, Factionalism and the Medvedev Succession. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2011.
61. Shenfield S. D. Russian Fascism: Traditions, Tendencies, Movements. N. Y.; L.: M.E. Sharpe, 2001.
62. Shenfield S. The Weimar/ Russia Comparison: Reflections on Hanson and Kopstein // Post-Soviet Affairs. 1998. Vol. 14. №. 4. P. 355—368.
63. Shnirel’man V. Who Gets the Past? Competition for Ancestors Among Non-Russian Intellectuals in Russia. Wash.: Woodrow Wilson Center Press, John Hopkins Univ. Press, 1996.
64. Suny R. G. Intellectuals and the Articulation of the Nation. Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1999.
65. Suny R. G. The Revenge of the Past: Nationalism, Revolution and the Collapse of the Soviet Union. Stanford: Stanford Univ. Press, 1993.
66. The New Russian Revolutionaries. Belmont, Mass.: Nordland Publishing Company, 1976.
67. The Rise and Fall of the Soviet Union. Princeton: Princeton Univ. Press, 1993.
68. Tsygankov A. Russia’s Foreign Policy: Change and Continuity in National Identity. Lanham: Rowman & Littlefield, 2006; Kuchins A., Zevelev I. Russia’s Contested National Identity and Foreign Policy // Worldviews of Aspiring Powers: Domestic Foreign Policy Debates in China, India, Iran, Japan, and Russia / H. R. Nau, D. M. Ollapally (eds). Oxford: Oxford Univ. Press, 2012.
69. Tuminez A. Russian Nationalism Since 1856.
70. Wilson A. Virtual Politics: Faking Democracy in the Post-Soviet World. New Heaven: Yale Univ. Press, 2005.
71. Митрохин Н. «Русская партия»: Движение русских националистов в СССР 1953—1985. М.: НЛО, 2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ