Сравнительная характеристика формального и неформального стилей общения в английском языке
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы исследования 9
1.1 Понятие функционального стиля общения 9
1.2 Общая характеристика существующих стилей общения 11
1.3 Критерии сравнения формального и неформального стилей общения... 20
Глава 2 Сравнительная характеристика формального и неформального стилей в американской публицистике 27
2.1 Особенности газетно-журнальной публицистики 27
2.2 Анализ статей из американских газет в контексте сравнения
формального и неформального стилей общения 30
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 56
Список использованных источников 58
Глава 1 Теоретические основы проблемы исследования 9
1.1 Понятие функционального стиля общения 9
1.2 Общая характеристика существующих стилей общения 11
1.3 Критерии сравнения формального и неформального стилей общения... 20
Глава 2 Сравнительная характеристика формального и неформального стилей в американской публицистике 27
2.1 Особенности газетно-журнальной публицистики 27
2.2 Анализ статей из американских газет в контексте сравнения
формального и неформального стилей общения 30
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 56
Список использованных источников 58
В современном мире знание иностранных языков становится необходимостью, поскольку крепче становятся международные связи, и система образования стремится к тому, чтобы отвечать запросам общества и времени. Обучение иностранным языкам претерпевает изменения, связанные с текущими тенденциями и нововведениями в обществе. На сегодняшний день очень широкое распространение получил концепт вторичной языковой личности [20], который подразумевает приобщение к культуре народа изучаемого языка. Для развития вторичной языковой личности у обучающихся применяются самые разные формы учебного взаимодействия между учителем и обучающимся, учебники по иностранным языкам составляются в соответствии с требованиями текущих образовательных стандартов, создаются условия для практического иноязычного общения. В процессе современного обучения иностранным языкам рассматриваются различные аспекты языкознания, применяются всевозможные нестандартные формы проведения уроков, моделируются ситуации, в которых обучающиеся смогут проявить свои речевые навыки [32].
Развитие и усиление интернациональных связей в мире обязывает человека к тому, чтобы знать хотя бы один иностранный язык, а большое количество существующих в мире социальных групп и различий между ними, в свою очередь, обязывает к тому, чтобы уметь подстраиваться под речевую ситуацию и адекватным образом выстраивать свою речь в соответствии с окружающей средой. Это подводит нас к такому явлению, как существование формального и неформального стилей общения. Знание особенностей данных стилей и умение ими оперировать в нужный момент является важной чертой человека в обществе по той причине, что разные ситуации подразумевают и разное общение. Чтобы не испытывать дискомфорта или неловкости во время акта коммуникации, не оскорбить собеседника своими словами или тоном, успешно выстроить путь своей социализации в обществе, нужно обладать
подробными знаниями относительно стилевых особенностей ситуации общения, а также иметь словарный запас и набор соответствующих выражений, которые помогут осуществить взаимодействие между участниками общения успешным образом. Умение оперировать функциональными стилями во многом может отражать интеллектуальную развитость человека, его уровень образованности, знание правил хорошего тона и др. Поэтому данная тема исследования является важной и актуальной.
Одним из самых распространенных в мире языков является английский, и в большинстве российских школ он является приоритетным в процессе обучения иностранным языкам. Большинству людей так или иначе в своей жизни приходится сталкиваться с иностранным языком, а различия в языковых особенностях наблюдаются и в сферах общения. Кто-то использует английский язык в путешествии или в интернет-общении, применяя главным образом элементы неформального или нейтрального стилей, а кто-то использует английский язык для установки бизнес-контактов, каких-либо сделок, выступлений или презентаций, обращаясь к формальному стилю общения.
Система образования подготавливает обучающихся к их дальнейшей жизни. Соответственно, по окончанию школы, человек должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков, которые будут способствовать его дальнейшей социализации в самых разных условиях. Умение правильно использовать формальный и неформальный стили общения также является одним из важных моментов, которые должны быть освоены обучающимися.
В данной работе будут рассмотрены особенности функционирования формального и неформального стилей общения в публицистике на примере статей из американских газет. Газетный стиль важен и интересен для изучения, так как он представляет массовую культуру, направлен на широкую аудиторию и сочетает в себе множество элементов формального и неформального стилей. Нами было проведено исследование, направленное на выявление у обучающихся старшей школы знаний особенностей данных стилей, с использованием статей из американских газет как наиболее интересного для обучающихся средства обучения.
Цель исследования - изучить функционирование формального и неформального стилей общения в английском языке, выявить их сходство и различия.
Объект исследования: функциональные стили в английском языке.
Предмет исследования: специфика функционирования формального и неформального стилей общений в публицистике на примере статей из американских газет.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
1. Проанализировать понятие функционального стиля.
2. Изучить сущность существующих функциональных стилей.
3. Выявить сходство и различия формального и неформального стилей общения.
4. Изучить особенности публицистического и газетного стилей.
5. Провести анализ американской прессы.
6. Провести опытно-экспериментальную работу с обучающимися старших классов.
Методы исследования:
- метод дефиниционного анализа;
- метод сплошной выборки;
- поисковый метод;
- анализ литературы по теме исследования;
- сравнительно-сопоставительный метод;
- метод контекстуального анализа;
- метод компонентного анализа;
- опытно-экспериментальная работа.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2017 - февраль 2018) - анализ учебной литературы и научных публикаций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта и предмета, выбор методов исследования, проведение опытно-экспериментальной работы;
2 этап (февраль 2018 - март 2018) - анализ отечественной и зарубежной учебной литературы по теме исследования и написание теоретической части работы;
3 этап (март 2018 - июнь 2018) - изучение публицистического материала (статей из американских газет) и написание практической части работы; анализ результатов исследования, подведение итогов исследования, оформление результатов исследования.
Исследование данной темы и анализ предполагают привлечение публицистического материала СМИ (американских газет «FTWeekend», «TIME», «Life & Arts», и др.) Методологической базой исследования служат работы И. Р. Гальперина, И. В. Арнольд, В. В. Гуревича, А. Д. Швейцера, Е. А. Комаровой, и др.
Эмпирическая база исследования: исследования проводились на базе МБОУ «СОШ» №9 г. Лесосибирска.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в курсе изучения лингвистических дисциплин «Межкультурная коммуникация», «Стилистика английского языка», а также при написании разного рода статей, рефератов, курсовых работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы изложены в материалах и отражены в следующих публикациях.
1. Рябова, Ю. А. Неформальный стиль общения в английском языке у обучающихся при проведении уроков иностранного языка в нетрадиционных формах / Ю. А. Рябова // Проблемы иноязычного образования: теория и практика: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. Конф./ отв. ред. Е. В. Семенова. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2018. - (в печати).
2. Рябова, Ю. А. Неформальный стиль общения в англоязычных текстах современных рок-исполнителей на примере группы Guns n’ Roses / Ю. А. Рябова // Проблемы иноязычного образования: теория и практика: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. Конф./ отв. ред. Е. В. Семенова. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2018. - (в печати).
Статья по теме «Неформальный стиль общения в английском языке у обучающихся при проведении уроков иностранного языка в нетрадиционных формах» была подготовлена при поддержке Фонда М. Прохорова (победитель конкурса «Академическая мобильность» 2018 года).
Структура работы включает: реферат, введение, две главы, заключение, список использованных источников. Результаты исследования приводятся в заключении.
Развитие и усиление интернациональных связей в мире обязывает человека к тому, чтобы знать хотя бы один иностранный язык, а большое количество существующих в мире социальных групп и различий между ними, в свою очередь, обязывает к тому, чтобы уметь подстраиваться под речевую ситуацию и адекватным образом выстраивать свою речь в соответствии с окружающей средой. Это подводит нас к такому явлению, как существование формального и неформального стилей общения. Знание особенностей данных стилей и умение ими оперировать в нужный момент является важной чертой человека в обществе по той причине, что разные ситуации подразумевают и разное общение. Чтобы не испытывать дискомфорта или неловкости во время акта коммуникации, не оскорбить собеседника своими словами или тоном, успешно выстроить путь своей социализации в обществе, нужно обладать
подробными знаниями относительно стилевых особенностей ситуации общения, а также иметь словарный запас и набор соответствующих выражений, которые помогут осуществить взаимодействие между участниками общения успешным образом. Умение оперировать функциональными стилями во многом может отражать интеллектуальную развитость человека, его уровень образованности, знание правил хорошего тона и др. Поэтому данная тема исследования является важной и актуальной.
Одним из самых распространенных в мире языков является английский, и в большинстве российских школ он является приоритетным в процессе обучения иностранным языкам. Большинству людей так или иначе в своей жизни приходится сталкиваться с иностранным языком, а различия в языковых особенностях наблюдаются и в сферах общения. Кто-то использует английский язык в путешествии или в интернет-общении, применяя главным образом элементы неформального или нейтрального стилей, а кто-то использует английский язык для установки бизнес-контактов, каких-либо сделок, выступлений или презентаций, обращаясь к формальному стилю общения.
Система образования подготавливает обучающихся к их дальнейшей жизни. Соответственно, по окончанию школы, человек должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков, которые будут способствовать его дальнейшей социализации в самых разных условиях. Умение правильно использовать формальный и неформальный стили общения также является одним из важных моментов, которые должны быть освоены обучающимися.
В данной работе будут рассмотрены особенности функционирования формального и неформального стилей общения в публицистике на примере статей из американских газет. Газетный стиль важен и интересен для изучения, так как он представляет массовую культуру, направлен на широкую аудиторию и сочетает в себе множество элементов формального и неформального стилей. Нами было проведено исследование, направленное на выявление у обучающихся старшей школы знаний особенностей данных стилей, с использованием статей из американских газет как наиболее интересного для обучающихся средства обучения.
Цель исследования - изучить функционирование формального и неформального стилей общения в английском языке, выявить их сходство и различия.
Объект исследования: функциональные стили в английском языке.
Предмет исследования: специфика функционирования формального и неформального стилей общений в публицистике на примере статей из американских газет.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
1. Проанализировать понятие функционального стиля.
2. Изучить сущность существующих функциональных стилей.
3. Выявить сходство и различия формального и неформального стилей общения.
4. Изучить особенности публицистического и газетного стилей.
5. Провести анализ американской прессы.
6. Провести опытно-экспериментальную работу с обучающимися старших классов.
Методы исследования:
- метод дефиниционного анализа;
- метод сплошной выборки;
- поисковый метод;
- анализ литературы по теме исследования;
- сравнительно-сопоставительный метод;
- метод контекстуального анализа;
- метод компонентного анализа;
- опытно-экспериментальная работа.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2017 - февраль 2018) - анализ учебной литературы и научных публикаций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта и предмета, выбор методов исследования, проведение опытно-экспериментальной работы;
2 этап (февраль 2018 - март 2018) - анализ отечественной и зарубежной учебной литературы по теме исследования и написание теоретической части работы;
3 этап (март 2018 - июнь 2018) - изучение публицистического материала (статей из американских газет) и написание практической части работы; анализ результатов исследования, подведение итогов исследования, оформление результатов исследования.
Исследование данной темы и анализ предполагают привлечение публицистического материала СМИ (американских газет «FTWeekend», «TIME», «Life & Arts», и др.) Методологической базой исследования служат работы И. Р. Гальперина, И. В. Арнольд, В. В. Гуревича, А. Д. Швейцера, Е. А. Комаровой, и др.
Эмпирическая база исследования: исследования проводились на базе МБОУ «СОШ» №9 г. Лесосибирска.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в курсе изучения лингвистических дисциплин «Межкультурная коммуникация», «Стилистика английского языка», а также при написании разного рода статей, рефератов, курсовых работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы изложены в материалах и отражены в следующих публикациях.
1. Рябова, Ю. А. Неформальный стиль общения в английском языке у обучающихся при проведении уроков иностранного языка в нетрадиционных формах / Ю. А. Рябова // Проблемы иноязычного образования: теория и практика: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. Конф./ отв. ред. Е. В. Семенова. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2018. - (в печати).
2. Рябова, Ю. А. Неформальный стиль общения в англоязычных текстах современных рок-исполнителей на примере группы Guns n’ Roses / Ю. А. Рябова // Проблемы иноязычного образования: теория и практика: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. Конф./ отв. ред. Е. В. Семенова. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2018. - (в печати).
Статья по теме «Неформальный стиль общения в английском языке у обучающихся при проведении уроков иностранного языка в нетрадиционных формах» была подготовлена при поддержке Фонда М. Прохорова (победитель конкурса «Академическая мобильность» 2018 года).
Структура работы включает: реферат, введение, две главы, заключение, список использованных источников. Результаты исследования приводятся в заключении.
В нашем исследовании мы рассмотрели феномен функционального стиля общения в английском языке, а именно разные подходы к формулировке понятия стиля общения, характеристики существующих и официально принятых стилей общения, их сходство и различия, а также отражение в них элементов формального и неформального общения.
Подробно нами был рассмотрен стиль газетно-журнальной публицистики. Для практической части исследования нами были взяты разнородные статьи из американских газет, в текстах которых мы выявляли наличие элементов формального и неформального общения, особенности их функционирования в данных текстах, их стилистическая значимость для статьи, возможность их замены и т.д. Исследуемые статьи имели самый разный характер: политическая статья, интервью с музыкантом, описание научных исследований, инновации в информационных технологиях, социальные сети, и др. Мы пришли к выводу, что большая часть выбранных нами статей написана в нейтральном стиле, что доказывается сочетанием в них черт формального и неформального стилей. Цели использования этих стилей в данных статьях определяются их тематикой, актуальностью среди той или иной аудитории, личными характеристиками автора статьи и его стиля изложения.
Кроме того, нами была проведена опытно-экспериментальная работа в общеобразовательной школе с обучающимися старших классов. Ученики были ознакомлены с особенностями формального и неформального стилей на основе теоретического материала, а также выполнили ряд практических заданий (в том числе и домашнее), направленных на закрепление теории. Результат проделанной работы показал, что данная тема представляет для обучающихся интерес и является достаточно понятной, так как выданные обучающимся практические задания в большинстве своем содержали очень малое количество ошибок.
В целом, можно сказать, что исследуемая тема представляет важность для лингвистики, так как вместе с изменениями в языке возникают изменения и в различных его разделах, в частности, в стилистике. Учитывая актуальность стилистической дифференциации в общении в современном мире, важно изучать данную тему подробно и передавать эти знания обучающимся. Человек в современном обществе должен обладать знаниями в области стилистики, чтобы без затруднений, неловкости и конфликтов выстраивать свое общение с представителями самых разных социальных групп. Кроме того, усиление международных связей в мире и растущая популярность изучения иностранных языков (в том числе и английского) обязывают к тому, чтобы человек был способен к адекватной коммуникации не только на родном, но и на иностранном языке. Именно поэтому в системе современного иноязычного образования важно уделять большее внимание изучению и практической работе с функциональными стилями общения.
Подробно нами был рассмотрен стиль газетно-журнальной публицистики. Для практической части исследования нами были взяты разнородные статьи из американских газет, в текстах которых мы выявляли наличие элементов формального и неформального общения, особенности их функционирования в данных текстах, их стилистическая значимость для статьи, возможность их замены и т.д. Исследуемые статьи имели самый разный характер: политическая статья, интервью с музыкантом, описание научных исследований, инновации в информационных технологиях, социальные сети, и др. Мы пришли к выводу, что большая часть выбранных нами статей написана в нейтральном стиле, что доказывается сочетанием в них черт формального и неформального стилей. Цели использования этих стилей в данных статьях определяются их тематикой, актуальностью среди той или иной аудитории, личными характеристиками автора статьи и его стиля изложения.
Кроме того, нами была проведена опытно-экспериментальная работа в общеобразовательной школе с обучающимися старших классов. Ученики были ознакомлены с особенностями формального и неформального стилей на основе теоретического материала, а также выполнили ряд практических заданий (в том числе и домашнее), направленных на закрепление теории. Результат проделанной работы показал, что данная тема представляет для обучающихся интерес и является достаточно понятной, так как выданные обучающимся практические задания в большинстве своем содержали очень малое количество ошибок.
В целом, можно сказать, что исследуемая тема представляет важность для лингвистики, так как вместе с изменениями в языке возникают изменения и в различных его разделах, в частности, в стилистике. Учитывая актуальность стилистической дифференциации в общении в современном мире, важно изучать данную тему подробно и передавать эти знания обучающимся. Человек в современном обществе должен обладать знаниями в области стилистики, чтобы без затруднений, неловкости и конфликтов выстраивать свое общение с представителями самых разных социальных групп. Кроме того, усиление международных связей в мире и растущая популярность изучения иностранных языков (в том числе и английского) обязывают к тому, чтобы человек был способен к адекватной коммуникации не только на родном, но и на иностранном языке. Именно поэтому в системе современного иноязычного образования важно уделять большее внимание изучению и практической работе с функциональными стилями общения.
Подобные работы
- АНАЛИЗ ФОРМУЛ ЭТИКЕТА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В АНГЛИЙСКОЙ, АМЕРИКАНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 7100 р. Год сдачи: 2020 - ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В АНГЛИЙСКОЙ, АМЕРИКАНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 7200 р. Год сдачи: 2020 - ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ. ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 7000 р. Год сдачи: 2020 - Диалогическое единство «просьба-реакция» на примере произведения Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» на уроках по домашнему чтению в средней общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Переводческие трансформации при переводе сленгизмов в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (Петрозаводский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛЕКТОРА TED
(НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКОВ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Жанровые особенности корпоративного сайта (на материале сайтов российской и французской нефтегазовых компаний)
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - Особенности перевода глагола широкой семантики «to do» на материале новостных статей сайта BBC
Магистерская диссертация, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2022 - КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВЕДЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «УРАЛМЕХАНОБР»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



