Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Методологические особенности понятия «конкурентоспособность» 7
1.2 Факторы и пути повышения конкурентоспособности предприятия 17
Глава 2 Анализ конкурентоспособности ЗАО «Сахарный комбинат Большевик» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 47
2.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 56
Заключение 63
Список литературы 67
Актуальность темы исследования. В жестких условиях конкуренции, с большими барьерами при входе на рынок обретает важность правильное позиционирование компании, выбор целевой аудитории, анализ перспектив и тенденций рынка. Но не менее важное место занимает PR-деятельность компании, которая влияет как на внешнее окружение, так и на внутреннюю среду организации.
Важно отметить, что рынок оптово-розничной торговли очень динамичен, участникам важно вовремя увидеть новые технологии, позволяющие получить им конкурентное преимущество. В настоящий момент нет компании, доминирующей на рынке, у каждой из них есть свои сильные и слабые стороны. Для продвижения продуктов на рынок применяются различные методы, направленные на выявление оптимальных средств воздействия производителя на потребителя. Эффективность метода заключается в анализе и оценке способов сбыта и распределения товаров и услуг, при этом не исключая использование методов конкурентов.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современный рынок характеризуется нарастающей силой конкурентной борьбы и ускорением темпов изменения основных макро- и микроэкономических факторов, от которых напрямую зависит ситуация на рынке для большинства продуктов. Вместе с этим происходит постепенное насыщение рынков, увеличивается количество выводимых на рынок новых продуктов. Данная ситуация требует профессионального подхода по разработке комплексной программы вывода новых продуктов.
При разработке новых продуктов важнейшим конкурентным преимуществом становится процесс комплексного планирования программы вывода, позволяющий предприятию рационально распределить имеющиеся ресурсы, заранее подготовиться к возможным сложностям и изменениям на рынке, принять верные управленческие решения. Разработанная комплексная программа вывода новых продуктов на рынок должна способствовать реализации главной цели - своевременному достижению плановых показателей (по обороту, прибыли, временным ограничениям и др.) по итогам предпринимательской деятельности.
Степень научной разработанности темы исследования. Включили концептуальные положения теории конкуренции, современного стратегического и кадрового менеджмента, предпринимательских структур, теории управления знаниями, изложенные в работах ведущих отечественных и зарубежных специалистов, а также результаты научных исследований по рассматриваемой проблеме. В научных публикациях последних лет рассматриваются различные аспекты влияния разработки и вывода новой услуги на развитие предприятий. Разработка теории и методологии управления инновационной деятельностью на предприятиях отражены в трудах таких российских и зарубежных ученых, как Балабанов И.Т., Виленский П.Л., Гурков И.Б., Друкер П., Идрисов А.Б., Кавасаки Г., Кристенсен К., Ламбен Ж-Ж., Липсиц И.В., Чесбро Г. и многих других.
Вопросы по изучению экономических аспектов деятельности отдельных отраслей сферы услуг в России рассмотрены в работах Алексеева А.А., Бугакова Е.П., Деевой Е.М., Жильцова E.H., Лавлока К., Песоцкой Е.В., Просветова Г.И., и других.
Однако изучение литературных источников показало, что задача совершенствования процесса вывода на рынок новой услуги продолжает оставаться недостаточно изученной, что в свою очередь является актуальной научной и прикладной проблемой.
Проблема исследования исходит из предположения о том, что разработанная программа позволит достовернее выявить наиболее эффективные направления конкурентоспособности на региональном отраслевом рынке для предприятия.....
Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.
В выпускной квалификационной работе мы рассмотрели повышение конкурентоспособности предприятия на примере ЗАО «Сахарный комбинат Большевик. Закрытое акционерное общество «Сахарный комбинат Большевик» является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации. Основная работа ЗАО «Сахарный комбинат Большевик» направлена на выработку сахара из сахарной свеклы.
Средняя производственная мощность ЗАО «Сахарный комбинат Большевик» - 3200 тонн сахара в сутки. Сахар-песок - является сертифицированной продукцией и соответствует требованиям стандартов и нормативных документов. Продукция завода - сахар-песок направляется во все точки России. Помимо основного продукта сахара-песка завод выпускает отходы производства: мелассу, жом и известь.
За сезон, при полной загрузке производственных мощностей, предприятие способно переработать около 450 000 тонн свеклы.
Вырабатывают сахар-песок из сахарной свеклы на предприятии в период с сентября по январь включительно, а из сахара-сырца в весенне-летний период. В перерабатывающий сезон на предприятии работает около 430 человек, по окончании сезона 360 человек.
Проведенная оценка финансовой устойчивости ЗАО «Сахарный комбинат Большевик» показала, что предприятие является достаточно финансово устойчивым.
Несмотря на то, что за последние годы на предприятии реализовано много организационно-технических мероприятий по совершенствованию технологической схемы переработки сахарной свеклы: усовершенствована система дефекосатурации, введена система подогрева дефекованного сока, проведена реконструкция моечного отделения, капитально отремонтированы паровые котлы, предприятию необходимо сделать акцент на повышении своей конкурентоспособности, путем внедрения автоматизированных технологий учета и контроля производства.
По результатам проведенного анализа конкурентоспособности видно, что главным конкурентом для ЗАО «Сахарный комбинат большевик» является ООО «Валуйкисахар», на втором месте ОАО «Чернянский сахарный завод» и на третьем ОАО «Ника» (Волоконовский р-н). На предприятиях внедряются инновации и современные технологии производства, способствующие их развитию и совершенствованию. Для ЗАО «Сахарный комбинат Большевик» также необходимо разработать комплекс мероприятий направленных на повышение его конкурентоспособности......
1. Андрианов, В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике [Текст] / В.Д. Андрианов. - Москва : ВЛАДОС, 2013. - 296 с.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. - Москва : Экономика, 2014. - 560 с.
3. Баринов, В.А. Антикризисное управление [Текст] / В.А. Баринов. - Москва : ИНФРА-М, 2010. - 390с.
4. Борщевский, П.П. Эффективность свеклосахарного производства [Текст] / П.П. Борщевский. - Москва : Легкая и пищевая промышленность, 2017. - 184с.
5. Борщевский, П.П. Экономика, организация и планирование сахарного производства [Текст] / П.П. Борщевский, М.Д. Свиргун. - Москва : Легкая и пищевая промышленность, 2016. - 248с.
6. Гапоненко, А.Л. Управление экономическим развитием [Текст] / А.Л. Гапоненко. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 452с.
7. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] / И.Н. Герчикова. - Москва : ЮНИТИ, 2014. - 685с.
8. Говорова, Н. Конкурентоспособность - основной фактор развития современной экономики [Текст] / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 7. - С. 25-37.
9. Горшкова, Л.А. Основы управления организацией [Текст] / ЛА. Горшкова. - Москва : КноРус, 2017. - 240с.
10. Гузков, И. Тенденции изменения конкурентоспособности продукции промышленного производства [Текст] / И. Гузков. - Москва : Экономика, 2012. - 210с.
11. Данилов, И.П. Изыскание перспективных методов оценки качества продукции [Текст] / И.П. Данилов. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 420 с.
12. Жиделеева, В.В. Экономика предприятия [Текст] / В.В. Жиделеева. - Москва : ИНФРА-М , 2018. - 130с.
13. Завьялов, П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей [Текст] / П.С. Завьялов. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 425с.
14. Качалина, Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент [Текст] / Л. Н. Качалина. - Москва : Дело, 2015. - 460 с.
15. Кнышова, Е. Н. Экономика организации [Текст] / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 336 с....(47)