Пространство в рассказе Ю.П. Казакова «Свечечка»
|
Введение 3
Глава1. Теоретические основания исследования 7
1.1 Понятие художественного текста 7
1.2 Принципы лингвистического анализа художественного текста 8
1.3 Художественный стиль. Идиостиль писателя 9
1.4 Понятие идиостиля писателя 12
1.5 Текст и текстовые категории. Категория пространства. Образ
пространства 12
1.6 Творческая биография Ю.П. Казакова 16
Глава 2. Пространство в рассказе Ю.П. Казакова «Свечечка» 20
2.1 Лексические единицы и словосочетания с пространственной семантикой 20
2.2 Основные топосы рассказа 22
Заключение 36
Литература 38
Глава1. Теоретические основания исследования 7
1.1 Понятие художественного текста 7
1.2 Принципы лингвистического анализа художественного текста 8
1.3 Художественный стиль. Идиостиль писателя 9
1.4 Понятие идиостиля писателя 12
1.5 Текст и текстовые категории. Категория пространства. Образ
пространства 12
1.6 Творческая биография Ю.П. Казакова 16
Глава 2. Пространство в рассказе Ю.П. Казакова «Свечечка» 20
2.1 Лексические единицы и словосочетания с пространственной семантикой 20
2.2 Основные топосы рассказа 22
Заключение 36
Литература 38
Данная работа посвящена изучению текстовой категории пространства в рассказе Ю.П. Казакова «Свечечка». Актуальность данной работы заключается в том, что она обращена к исследованию идиостиля писателя. К данной проблематике обращаются многие исследователи, анализируя художественные тексты в разных аспектах.
Теоретические основы изучения художественного текста рассматривали Виноградов В.В. [1959], Болотнова Н.С. [2009], Николина Н.А. [2003] и др. К исследованию художественных текстов в разных аспектах обращались многие ученые. Так, Верещагина А.Н. изучила светообоозначения в лирике Г. Иванова [2011] и установила, что они не только помогают создать световой фон, но и передают эмоционально-психологическое состояние человека и получают символические значения, отражающие мировоззрение художника слова. Средства выражения семантики состояния в рассказах Л.С. Петрушевской изучались Бадмаевой М.А., Крюковой Л.Б. [2017]. Анализ языковых средств выражения семантики состояния в рассказах Л. С. Петрушевской демонстрирует их художественную значимость в описании образов персонажей. Простота формы ясно подчеркивает глубину чувств и переживаний: отчаяния, бессилия и материнской любви. Лексику звучания в рассказе К.Г. Паустовского исследовала Юй Цинхэ [2018], она пришла к выводу, что именно эти единицы передают основную мысль произведения.
Внимание ученых обращено и на изучение текстовых категорий, в частности, категории пространства на материале различных художественных произведений. Например, в работе Воробьевой Т.А. [2014] отмечено, что важным компонентом модели мира Н. Заболоцкого являются пространственные характеристики, ориентированные по вертикальной и горизонтальной осям; в результате создается сложный образ пространства, в котором реальное взаимодействует и с географическим, и с ирреальным пространством. Сайбулаева А.Х. [2007], анализировавшая тексты А. Солженицына, пишет, что характер пространства в его произведениях является неоднородным и изменчивым, однако в разных произведениях писателя прослеживается общность приемов и способов выражения этого пространства. Автор ограничивает пространство, сужает его, но этим добивается максимальной насыщенности содержания. Е.В. Черкашина, И.И. Чумак [2011], исследовавшие пространство в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, отмечают строгую пространственную композицию, созданную при помощи различных языковых средств (таких, как местоимения, топонимы и др.), которая репрезентирует национальную картину мира.
Таким образом, изучение текстовых категорий позволяет выявить индивидуальные особенности стиля авторов. В нашем исследовании мы обращаемся к изучению идиостиля Ю.П. Казакова, в качестве материала мы выбрали его рассказ «Свечечка». Обращение к творчеству именно этого писателя не случайно. Ю.П. Казаков был выдающимся автором. У него есть много замечательных произведений. Например: «Голубое и зеленое», «Свечечка», «Адам и Ева» и т.д. Проблематика произведений Казакова обычно связана с современными проблемами и тем, о чем размышляет каждый человек. Например, повесть «Две ночи» связана со временем Великой Отечественной войны, в рассказе «Арктур - гончий пёс» Казаков пишет о смысле жизни, о том, для чего мы живём. Рассказ «Свечечка», написанный в декабре 1973 года, посвящен отношениям и чувствам между отцом и сыном. Ю.П. Казаков выражает мысль, что прошедшее время никогда не вернётся. Каждому человеку нужно ценить каждую минуту настоящего.
Цель данной работы - исследовать категорию пространства в рассказе Ю.П. Казакова «Свечечка».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить рассказ Ю.П. Казакова «Свечечка»: понять его
содержание; определить значение всех лексических единиц, используемых в тексте рассказа.
2. Определить главные теоретические понятия и термины, которые будут использованы в нашей работе.
3. Сформировать из лексических единиц пространственного значения семантическое поле «пространство».
4. Выявить главные топосы в рассказе.
5. Проанализировать способы их описания автором и стилистическую функцию в рассказе.
Объект исследования - особенности идиостиля Ю.П. Казакова.
Предмет исследования - способы представления пространства в произведении Ю.П. Казакова «Свечечка».
Новизна работы заключается в обращении к художественной категории пространства в произведении Ю.П. Казакова, описание которой позволит глубже понять смысл произведения, выявить индивидуальные особенности стиля писателя.
Методы, применяемые в работе.
Основной метод изучения материала — метод научного описания в совокупности следующих приёмов:
1) приём сплошной выборки материала;
2) приём компонентного, а также контекстуального анализа;
3) приём статистических подсчётов;
4) приём сравнения, сопоставления, конкретизации и обобщения;
5) приём дискурсивно-функционального анализа.
Материал работы: более 180 лексических единиц разных частей речи с пространственной семантикой, которые входят в семантическое поле «пространство».
Структура работы.
Работа состоит из Введения, в котором определяется актуальность исследования, формулируются цели и задачи, описывается предмет и объект, методы анализа и материал.
Основная часть состоит из двух глав, в которых решаются поставленные задачи.
В работе имеется Заключение и Список использованной литературы.
Теоретические основы изучения художественного текста рассматривали Виноградов В.В. [1959], Болотнова Н.С. [2009], Николина Н.А. [2003] и др. К исследованию художественных текстов в разных аспектах обращались многие ученые. Так, Верещагина А.Н. изучила светообоозначения в лирике Г. Иванова [2011] и установила, что они не только помогают создать световой фон, но и передают эмоционально-психологическое состояние человека и получают символические значения, отражающие мировоззрение художника слова. Средства выражения семантики состояния в рассказах Л.С. Петрушевской изучались Бадмаевой М.А., Крюковой Л.Б. [2017]. Анализ языковых средств выражения семантики состояния в рассказах Л. С. Петрушевской демонстрирует их художественную значимость в описании образов персонажей. Простота формы ясно подчеркивает глубину чувств и переживаний: отчаяния, бессилия и материнской любви. Лексику звучания в рассказе К.Г. Паустовского исследовала Юй Цинхэ [2018], она пришла к выводу, что именно эти единицы передают основную мысль произведения.
Внимание ученых обращено и на изучение текстовых категорий, в частности, категории пространства на материале различных художественных произведений. Например, в работе Воробьевой Т.А. [2014] отмечено, что важным компонентом модели мира Н. Заболоцкого являются пространственные характеристики, ориентированные по вертикальной и горизонтальной осям; в результате создается сложный образ пространства, в котором реальное взаимодействует и с географическим, и с ирреальным пространством. Сайбулаева А.Х. [2007], анализировавшая тексты А. Солженицына, пишет, что характер пространства в его произведениях является неоднородным и изменчивым, однако в разных произведениях писателя прослеживается общность приемов и способов выражения этого пространства. Автор ограничивает пространство, сужает его, но этим добивается максимальной насыщенности содержания. Е.В. Черкашина, И.И. Чумак [2011], исследовавшие пространство в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, отмечают строгую пространственную композицию, созданную при помощи различных языковых средств (таких, как местоимения, топонимы и др.), которая репрезентирует национальную картину мира.
Таким образом, изучение текстовых категорий позволяет выявить индивидуальные особенности стиля авторов. В нашем исследовании мы обращаемся к изучению идиостиля Ю.П. Казакова, в качестве материала мы выбрали его рассказ «Свечечка». Обращение к творчеству именно этого писателя не случайно. Ю.П. Казаков был выдающимся автором. У него есть много замечательных произведений. Например: «Голубое и зеленое», «Свечечка», «Адам и Ева» и т.д. Проблематика произведений Казакова обычно связана с современными проблемами и тем, о чем размышляет каждый человек. Например, повесть «Две ночи» связана со временем Великой Отечественной войны, в рассказе «Арктур - гончий пёс» Казаков пишет о смысле жизни, о том, для чего мы живём. Рассказ «Свечечка», написанный в декабре 1973 года, посвящен отношениям и чувствам между отцом и сыном. Ю.П. Казаков выражает мысль, что прошедшее время никогда не вернётся. Каждому человеку нужно ценить каждую минуту настоящего.
Цель данной работы - исследовать категорию пространства в рассказе Ю.П. Казакова «Свечечка».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить рассказ Ю.П. Казакова «Свечечка»: понять его
содержание; определить значение всех лексических единиц, используемых в тексте рассказа.
2. Определить главные теоретические понятия и термины, которые будут использованы в нашей работе.
3. Сформировать из лексических единиц пространственного значения семантическое поле «пространство».
4. Выявить главные топосы в рассказе.
5. Проанализировать способы их описания автором и стилистическую функцию в рассказе.
Объект исследования - особенности идиостиля Ю.П. Казакова.
Предмет исследования - способы представления пространства в произведении Ю.П. Казакова «Свечечка».
Новизна работы заключается в обращении к художественной категории пространства в произведении Ю.П. Казакова, описание которой позволит глубже понять смысл произведения, выявить индивидуальные особенности стиля писателя.
Методы, применяемые в работе.
Основной метод изучения материала — метод научного описания в совокупности следующих приёмов:
1) приём сплошной выборки материала;
2) приём компонентного, а также контекстуального анализа;
3) приём статистических подсчётов;
4) приём сравнения, сопоставления, конкретизации и обобщения;
5) приём дискурсивно-функционального анализа.
Материал работы: более 180 лексических единиц разных частей речи с пространственной семантикой, которые входят в семантическое поле «пространство».
Структура работы.
Работа состоит из Введения, в котором определяется актуальность исследования, формулируются цели и задачи, описывается предмет и объект, методы анализа и материал.
Основная часть состоит из двух глав, в которых решаются поставленные задачи.
В работе имеется Заключение и Список использованной литературы.
В данной работе описано пространство в рассказе Юрия Казакова «Свечечка» как текстовая категория.
Для этого мы определили главные теоретические понятия и термины, которые употребляются для описания пространства.
Кроме того, мы нашли все лексические единицы в тексте рассказа с пространственной семой и сформировали из них семантическое поле «пространство», которое состоит в основном из имён существительных, глаголов бытия и передвижения, а также наречий, прилагательных.
Пространство в рассказе представлено многими топосами, как реальными, так и воображаемыми (пространство памяти), мы определили самые важные - пространство дома и пространство леса.
После этого мы описали ключевые пространства, выявили их черты и функции в рассказе.
Мы сделали выводы, в которых перечислили разные группы, на которые разделили все языковые единицы, и характеристики пространства.
Конечно, моя работа далека от совершенства, но мне это доставляет удовольствие. Она была очень полезна. Я узнала много новых теорий и научилась анализировать. В процессе анализа я узнала больше о русской литературе и художественных текстах.
Я также познакомилась с замечательным русским писателем Ю.П. Казаковым.
В целом, я многому научилась, изучая эту тему. Она мне очень помогла в учебе.
Для этого мы определили главные теоретические понятия и термины, которые употребляются для описания пространства.
Кроме того, мы нашли все лексические единицы в тексте рассказа с пространственной семой и сформировали из них семантическое поле «пространство», которое состоит в основном из имён существительных, глаголов бытия и передвижения, а также наречий, прилагательных.
Пространство в рассказе представлено многими топосами, как реальными, так и воображаемыми (пространство памяти), мы определили самые важные - пространство дома и пространство леса.
После этого мы описали ключевые пространства, выявили их черты и функции в рассказе.
Мы сделали выводы, в которых перечислили разные группы, на которые разделили все языковые единицы, и характеристики пространства.
Конечно, моя работа далека от совершенства, но мне это доставляет удовольствие. Она была очень полезна. Я узнала много новых теорий и научилась анализировать. В процессе анализа я узнала больше о русской литературе и художественных текстах.
Я также познакомилась с замечательным русским писателем Ю.П. Казаковым.
В целом, я многому научилась, изучая эту тему. Она мне очень помогла в учебе.
Подобные работы
- ЛЕКСИКА СВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ И ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ
В РАССКАЗАХ Ю. КАЗАКОВА «СВЕЧЕЧКА» и «ВО СНЕ ТЫ ГОРЬКО ПЛАКАЛ»
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024





