ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
|
АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
1 Теоретические основы инновационного развития региона 7
1.1 Понятие и сущность инновационного развития региона 7
1.2 Нормативные основы и инновационная инфраструктура как необходимое
условие инновационного пространства региона 12
2 Технопарк как ключевая модель становления инновационной экономики в регионах. 22
2.1 Технопарк как ключевое звено инновационного развития 22
2. 2 Технопарки в контексте российского опыта 28
3 НОЦ как современная модель модернизации экономики Новосибирской области 38
3.1 НОЦ на первых этапах становления 3 8
3.2 Проект «Академгородок 2.0» как НОЦ: перспективы и барьеры 43
Заключение 51
Список использованных источников и литературы
Введение 4
1 Теоретические основы инновационного развития региона 7
1.1 Понятие и сущность инновационного развития региона 7
1.2 Нормативные основы и инновационная инфраструктура как необходимое
условие инновационного пространства региона 12
2 Технопарк как ключевая модель становления инновационной экономики в регионах. 22
2.1 Технопарк как ключевое звено инновационного развития 22
2. 2 Технопарки в контексте российского опыта 28
3 НОЦ как современная модель модернизации экономики Новосибирской области 38
3.1 НОЦ на первых этапах становления 3 8
3.2 Проект «Академгородок 2.0» как НОЦ: перспективы и барьеры 43
Заключение 51
Список использованных источников и литературы
С последней четверти XX в. в странах Запада началось становление информационного общества, что проявилось в использовании компьютеров и переходе к передаче и обмену информацией с помощью компьютерных сетей. У развитых и развивающихся стран появилась первостепенная цель - перевод экономики на инновационный тип развития для повышения своих позиций на мировой арене. В частности создание системы экономических, научно-технических, правовых, организационных и иных мер, направленных на обеспечение необходимых условий для эффективного инновационного развития страны и повышения уровня жизни населения.
В настоящее время в развитых странах внутренний валовый продукт на 70-90% достигается за счет «прогресса в знаниях». В России инновационные механизмы всё ещё не стали главным фактором развития экономики страны. Сфера знаний приносит не более 10% к ВВП . Следовательно, перевод российской экономики на «инновационные рельсы» становится одной из важнейших задач, поскольку обеспечивать экономический рост за счет использования сырьевых ресурсов становится затруднительно и бесперспективно. Становление инновационной экономики наиболее эффективно происходит не на национальном, а на региональном уровне, поскольку условия в каждом регионе разные. Каждый регион имеет свои особенности, например, географическое расположение, климат, природные ресурсы, структура экономики и другие. Поэтому становление и успешное развитие будь то технопарка или НОЦа (научно-образовательного центра) зачастую зависит именно от этих особенностей.
Соответственно для субъектов РФ, в том числе для Новосибирской области, переход на «инновационные рельсы» также является актуальной задачей для повышения своей конкурентоспособности. Данная задача также прослеживается в официальных документах и стратегиях РФ. Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из запланированных мер являлась разработка региональных программ и стратегий инновационного развития. А также усиление влияния региональных властей в формировании инновационной системы в субъекте. В 2017 году в Новосибирской области была принята Стратегия инновационного развития на период до 2030 года. В данном документе ставится задача превращения Новосибирской области в главный инновационный центр на Востоке Сибири, а также содержатся основные принципы и положения инновационной политики субъекта, ключевые проблемы развития, характеристика внешних и внутренних вызовов. Стратегия связывает задачи социально-экономического развития с инвестиционной политикой, направленной на развитие экономики знаний и высоких технологий. Таким образом, осознание властей важности становления инновационной экономики является первым и важным шагом к научно-технологическому прогрессу.
Однако действия региональных и федеральных органов власти, направленные на инновационное развитие, часто имеют бессистемный характер и, как следствие, не дают ожидаемых результатов. В таком случае особую значимость приобретают научно обоснованные теоретические положения, практические рекомендаций, нормативные основы для активизации инновационного процесса в субъектах федерации.
В СССР «история инноваций» началась с развития технопарков в конце 1950 - начале 1960-х гг., когда были созданы так называемые академгородки, первым из которых стал Сибирский Академгородок в городе Новосибирск. В его функции входило проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и доведение их до промышленной стадии. При этом деятельность носила некоммерческий характер. С тех пор и по сей день, Новосибирская область являлась и является одним из экономических лидеров Сибирского Федерального округа (СФО). В 80-е годы XX века данный регион вошел в 10 самых быстроразвивающихся регионов РФСФР и являлся мощным промышленным центром с сильным научным и сельскохозяйственным потенциалом. Но в 90-е годы XX века ситуация стала меняться. Из промышленного центра Новосибирская область постепенно превращалась в регион, обслуживающий сферу обращения финансов, межрегиональной торговли, что стало переломным моментом в развитии экономики данного региона. Когда-то сильная сфера промышленности начала терять свои позиции, а транспортный или инновационный потенциал еще не развился в полной мере.
Так, власть Новосибирской области в 2000-х гг. столкнулась со сложной проблемой реализации новой социально-экономической политики с целью ускоренного развития инновационного потенциала региона и приобретения статуса инновационного центра Сибирского Федерального округа. В 2018 году, по указу президента РФ, в Новосибирске приступили к разработке нового проекта под названием «Академгородок 2.0», который будет состоять из трех НОЦев . Однако, нет четкого понимания инновационной экономики, нет подходящей и законченной нормативной базы . Учитывая то, что это уже не первая попытка становления экономики нового типа, данная тема является весьма актуальной для изучения, ведь с годами вопросов о явлении «инновационная экономика» становится все больше.
Цель данной работы - выявить проблемы становления инновационной экономики региона на примере Новосибирской области и дать оценку перспективам реализации нового проекта «Академгородок 2.0».
Для достижения поставленной цели работы требуется выполнение следующих задач:
1. Выявить основные элементы и характеристики инновационного региона;
2. Рассмотреть технопарки и НОЦ как возможные модели становления инновационной экономики;
3. Проанализировать конкурентные преимущества Новосибирской области как инновационного региона;
4. Показать основные проблемы развития инновационной деятельности в Новосибирске;
5. Дать оценку перспективам реализации нового проекта «Академгородок 2.0» Объект исследования: процесс становления экономики инновационного типа в РФ.
Предмет исследования: Новосибирская область как регион, имеющий достаточный научно-производственный потенциал и заявивший стратегический план перехода на инновационный путь развития.
В данной работе использовались методы причинно-следственного анализа для поиска причин неэффективного развития инновационной экономики в РФ и Новосибирской области и следствий этого процесса. Также представлены методы анализа инновационного региона, обобщения и классификации его составных частей, функций и характеристик. Помимо этого в работе использованы такие методы как сравнение и описание развитых и развивающихся инновационных центов.
В настоящее время в развитых странах внутренний валовый продукт на 70-90% достигается за счет «прогресса в знаниях». В России инновационные механизмы всё ещё не стали главным фактором развития экономики страны. Сфера знаний приносит не более 10% к ВВП . Следовательно, перевод российской экономики на «инновационные рельсы» становится одной из важнейших задач, поскольку обеспечивать экономический рост за счет использования сырьевых ресурсов становится затруднительно и бесперспективно. Становление инновационной экономики наиболее эффективно происходит не на национальном, а на региональном уровне, поскольку условия в каждом регионе разные. Каждый регион имеет свои особенности, например, географическое расположение, климат, природные ресурсы, структура экономики и другие. Поэтому становление и успешное развитие будь то технопарка или НОЦа (научно-образовательного центра) зачастую зависит именно от этих особенностей.
Соответственно для субъектов РФ, в том числе для Новосибирской области, переход на «инновационные рельсы» также является актуальной задачей для повышения своей конкурентоспособности. Данная задача также прослеживается в официальных документах и стратегиях РФ. Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из запланированных мер являлась разработка региональных программ и стратегий инновационного развития. А также усиление влияния региональных властей в формировании инновационной системы в субъекте. В 2017 году в Новосибирской области была принята Стратегия инновационного развития на период до 2030 года. В данном документе ставится задача превращения Новосибирской области в главный инновационный центр на Востоке Сибири, а также содержатся основные принципы и положения инновационной политики субъекта, ключевые проблемы развития, характеристика внешних и внутренних вызовов. Стратегия связывает задачи социально-экономического развития с инвестиционной политикой, направленной на развитие экономики знаний и высоких технологий. Таким образом, осознание властей важности становления инновационной экономики является первым и важным шагом к научно-технологическому прогрессу.
Однако действия региональных и федеральных органов власти, направленные на инновационное развитие, часто имеют бессистемный характер и, как следствие, не дают ожидаемых результатов. В таком случае особую значимость приобретают научно обоснованные теоретические положения, практические рекомендаций, нормативные основы для активизации инновационного процесса в субъектах федерации.
В СССР «история инноваций» началась с развития технопарков в конце 1950 - начале 1960-х гг., когда были созданы так называемые академгородки, первым из которых стал Сибирский Академгородок в городе Новосибирск. В его функции входило проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и доведение их до промышленной стадии. При этом деятельность носила некоммерческий характер. С тех пор и по сей день, Новосибирская область являлась и является одним из экономических лидеров Сибирского Федерального округа (СФО). В 80-е годы XX века данный регион вошел в 10 самых быстроразвивающихся регионов РФСФР и являлся мощным промышленным центром с сильным научным и сельскохозяйственным потенциалом. Но в 90-е годы XX века ситуация стала меняться. Из промышленного центра Новосибирская область постепенно превращалась в регион, обслуживающий сферу обращения финансов, межрегиональной торговли, что стало переломным моментом в развитии экономики данного региона. Когда-то сильная сфера промышленности начала терять свои позиции, а транспортный или инновационный потенциал еще не развился в полной мере.
Так, власть Новосибирской области в 2000-х гг. столкнулась со сложной проблемой реализации новой социально-экономической политики с целью ускоренного развития инновационного потенциала региона и приобретения статуса инновационного центра Сибирского Федерального округа. В 2018 году, по указу президента РФ, в Новосибирске приступили к разработке нового проекта под названием «Академгородок 2.0», который будет состоять из трех НОЦев . Однако, нет четкого понимания инновационной экономики, нет подходящей и законченной нормативной базы . Учитывая то, что это уже не первая попытка становления экономики нового типа, данная тема является весьма актуальной для изучения, ведь с годами вопросов о явлении «инновационная экономика» становится все больше.
Цель данной работы - выявить проблемы становления инновационной экономики региона на примере Новосибирской области и дать оценку перспективам реализации нового проекта «Академгородок 2.0».
Для достижения поставленной цели работы требуется выполнение следующих задач:
1. Выявить основные элементы и характеристики инновационного региона;
2. Рассмотреть технопарки и НОЦ как возможные модели становления инновационной экономики;
3. Проанализировать конкурентные преимущества Новосибирской области как инновационного региона;
4. Показать основные проблемы развития инновационной деятельности в Новосибирске;
5. Дать оценку перспективам реализации нового проекта «Академгородок 2.0» Объект исследования: процесс становления экономики инновационного типа в РФ.
Предмет исследования: Новосибирская область как регион, имеющий достаточный научно-производственный потенциал и заявивший стратегический план перехода на инновационный путь развития.
В данной работе использовались методы причинно-следственного анализа для поиска причин неэффективного развития инновационной экономики в РФ и Новосибирской области и следствий этого процесса. Также представлены методы анализа инновационного региона, обобщения и классификации его составных частей, функций и характеристик. Помимо этого в работе использованы такие методы как сравнение и описание развитых и развивающихся инновационных центов.
В процессе написания работы по теме «Проблемы реализации инновационного сценария развития Новосибирской области» были рассмотрены теоретические основы инновационного развития региона и две модели становления экономики знаний - технопарки и НОЦ.
Необходимость становления инновационной экономики давно стала широкой темой для обсуждения. После изучения материла по основным элементам и характеристикам инновационного региона, можно прийти к выводу, что главная движущая сила развития производства и общества в эпоху интенсивной научно-технической революции - инновации. В свою очередь инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынок, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Для построения инновационной экономики в регионе всегда нужно отталкиваться от условий, в которых она будет создаваться: особенность исторического развития, культуры и экономики региона. Мировой опыт доказывает, что национальная экономика имеет возможность беспрерывно производить инновации и выводить их на рынок лишь в том случае, когда каждый актор данного процесса функционирует неразрывно с остальными, а именно как единая система. Основными признаками перехода экономики на инновационные рельсы являются:
1. Развитая система профессионального образования для обеспечения экономики квалифицированными кадрами
2. Сформировавшийся предпринимательский слой, готовый модернизировать промышленность
3. Развитая инфраструктура для обеспечения трансфера научных разработок в реальный сектор экономики
4. Благоприятный инвестиционный климат, невысокие риски вложений и сформированные механизмы роста объемов инвестиций
5. Постепенное сокращение доли государственного финансирования
6. Заинтересованность государства в гарантировании эффективного взаимодействия реального сектора экономики и научно-образовательных организаций
7. Открытость общества и экономики
В мире не существует унифицированной модели инновационной экономики, которая будет работать в каждой стране и в каждом регионе. Однако есть наиболее эффективные схемы интеграции науки и производства. К подобным моделям относятся технопарки и НОЦ.
Технопарк представляет собой территорию с научной, технологической и технической базой, одной из главных целей которых является реализация инновационных проектов. Фактически внутри развитого технопарка происходит коммерческая реализация завершенных НИОКР. На территории технопарка «Новосибирск» на данный момент размещается 80 малых и средних инновационных предприятий. Около 30% наукоемких компаний, созданных в 1990-е года, выросли до устойчиво работающих и стабильных организаций. 15 из них работают в сфере разработок технических сервисов для сырьевых, транспортных и коммуникационных предприятий СФО. Данные предприятия прошли полный путь от бизнес-инкубаторов до сформированных промышленных предприятий. Тем не менее, большинство российских так называемых технопарков в действительности являются лишь промышленными парками и не несут в себе инновационной направленности.
В свою очередь, НОЦ представляет собой организационную форму интеграции учебного, научного и инновационного потенциала подразделений университета. Целью подобной модели является обеспечение устойчивого инновационного развития и функционирования ВУЗа в сфере своей деятельности. Эффективность заключается в привлечении студентов, аспирантов и молодых ученых. НОЦ могут обеспечить тесное взаимное сотрудничество бизнеса и университетов, а также научных коллективов между собой. Так, в Новосибирской области в 2018 году появилась актуальная задача разработка проекта «Академгородок 2.0» и его последующая реализация с целью становления Новосибирска как самого мощного научного центра РФ. Новосибирская область имеет ряд преимуществ в борьбе на научное первенство регионов РФ: является основным транспортным центром Сибири, имеет широкий научный и образовательный потенциал, также крупный промышленный комплекс.
На данный момент Академгородок 2.0 представляет собой совокупность проектов обновления научной и социальной инфраструктуры. Безусловно, становление инновационной экономике региона невозможно без наличия соответствующей инфраструктуры, однако сейчас данный проект выглядит скорее как план по «капитальному строительству». В дальнейшем подобное отсутствие нормативно-правовой базы и стратегического планирования может стать большой проблемой в процессе превращения Новосибирска в мировой научный центр.
Необходимость становления инновационной экономики давно стала широкой темой для обсуждения. После изучения материла по основным элементам и характеристикам инновационного региона, можно прийти к выводу, что главная движущая сила развития производства и общества в эпоху интенсивной научно-технической революции - инновации. В свою очередь инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынок, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Для построения инновационной экономики в регионе всегда нужно отталкиваться от условий, в которых она будет создаваться: особенность исторического развития, культуры и экономики региона. Мировой опыт доказывает, что национальная экономика имеет возможность беспрерывно производить инновации и выводить их на рынок лишь в том случае, когда каждый актор данного процесса функционирует неразрывно с остальными, а именно как единая система. Основными признаками перехода экономики на инновационные рельсы являются:
1. Развитая система профессионального образования для обеспечения экономики квалифицированными кадрами
2. Сформировавшийся предпринимательский слой, готовый модернизировать промышленность
3. Развитая инфраструктура для обеспечения трансфера научных разработок в реальный сектор экономики
4. Благоприятный инвестиционный климат, невысокие риски вложений и сформированные механизмы роста объемов инвестиций
5. Постепенное сокращение доли государственного финансирования
6. Заинтересованность государства в гарантировании эффективного взаимодействия реального сектора экономики и научно-образовательных организаций
7. Открытость общества и экономики
В мире не существует унифицированной модели инновационной экономики, которая будет работать в каждой стране и в каждом регионе. Однако есть наиболее эффективные схемы интеграции науки и производства. К подобным моделям относятся технопарки и НОЦ.
Технопарк представляет собой территорию с научной, технологической и технической базой, одной из главных целей которых является реализация инновационных проектов. Фактически внутри развитого технопарка происходит коммерческая реализация завершенных НИОКР. На территории технопарка «Новосибирск» на данный момент размещается 80 малых и средних инновационных предприятий. Около 30% наукоемких компаний, созданных в 1990-е года, выросли до устойчиво работающих и стабильных организаций. 15 из них работают в сфере разработок технических сервисов для сырьевых, транспортных и коммуникационных предприятий СФО. Данные предприятия прошли полный путь от бизнес-инкубаторов до сформированных промышленных предприятий. Тем не менее, большинство российских так называемых технопарков в действительности являются лишь промышленными парками и не несут в себе инновационной направленности.
В свою очередь, НОЦ представляет собой организационную форму интеграции учебного, научного и инновационного потенциала подразделений университета. Целью подобной модели является обеспечение устойчивого инновационного развития и функционирования ВУЗа в сфере своей деятельности. Эффективность заключается в привлечении студентов, аспирантов и молодых ученых. НОЦ могут обеспечить тесное взаимное сотрудничество бизнеса и университетов, а также научных коллективов между собой. Так, в Новосибирской области в 2018 году появилась актуальная задача разработка проекта «Академгородок 2.0» и его последующая реализация с целью становления Новосибирска как самого мощного научного центра РФ. Новосибирская область имеет ряд преимуществ в борьбе на научное первенство регионов РФ: является основным транспортным центром Сибири, имеет широкий научный и образовательный потенциал, также крупный промышленный комплекс.
На данный момент Академгородок 2.0 представляет собой совокупность проектов обновления научной и социальной инфраструктуры. Безусловно, становление инновационной экономике региона невозможно без наличия соответствующей инфраструктуры, однако сейчас данный проект выглядит скорее как план по «капитальному строительству». В дальнейшем подобное отсутствие нормативно-правовой базы и стратегического планирования может стать большой проблемой в процессе превращения Новосибирска в мировой научный центр.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ РЕГИОНОВ СИБИРИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Стратегическое планирование территориального развития в регионах
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Эффективность инновационного проекта: факторы и принципы анализа
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019 - Управление инновационной деятельностью российских предприятий в
современных условиях
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ВОСПРОИЗВОДСТВА
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - Реализация программ правового просвещения в общеобразовательной организации как способ профилактики аддиктивного поведения обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития
муниципального образования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ
ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ
КОМПЛЕКСНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2021





