Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиционная культура Кореи как фактор формирования имиджа Республики Корея

Работа №180950

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Традиции и новации в формировании общей корейской культуры 12
1.1 Архаический пласт в культуре корейцев 12
1.2 Китайские влияния на корейскую культуру 16
1.3 Христианство на Корейском полуострове 28
1.4 Культура Кореи в период японского протектората 31
Глава 2 Формирование массовой культуры Республики Корея 37
2.1 Модернизационные процессы в Республике Корея 37
2.2 Синтез традиционного и западного в массовой культуре РК 41
2.3 Феномен “корейской волны” и причины его успеха в мировой культуре 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59


Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что взаимное восприятие различными народами друг друга играет важную роль как в отношениях между ними, связанными долгой и непростой историей, так и в отношениях с мировым сообществом в целом. Современный мир фрагментирован на различные и многообразные культуры, однако только изучение общих и похожих представлений в этих культурах способно привести нас к формулированию более целостной и последовательной ценностной ориентации, а также выявить роль национальной культуры в формировании имиджа страны, что, в свою очередь, поможет лучше понять причины притягательности данной культуры для мирового сообщества и дать рекомендации для развития и создания еще более позитивного имиджа.
Следует отдельно выделить значение имиджа государства. Именно на его основе складываются его репутация, представление о соответствующем государстве, оценка его внутренней и внешней политики, а также культурного достояния. Государство с негативным имиджем заведомо проигрывает перед государством с имиджем позитивным, так как то, будет ли внешнеполитический курс государства успешен или нет, в немалой степени зависит от восприятия его на международной арене.
Основу формирования международного имиджа современного государства могут составлять различные компоненты, среди которых - экономика, политика, военная мощь и т.п. Но именно культура пронизывает все сферы и уголки общественной и индивидуально¬личностной жизни; в культурной идентичности воплощаются национальная идея, представления о внутренней силе и сплоченности
государства; культурные различия, обусловленные уникальностью исторического пути и самобытности того или иного народа, обеспечивают вклад нации в сокровищницу мировой культуры и вместе с тем — место страны в современном мире. Поэтому все чаще имиджеобразующий фактор государства связан и обращается к
культурному потенциалу его народа, притягательности нравственных и иных гуманитарных ценностей нации.
Объектом выпускной квалификационной работы является имидж Республики Корея в мировом геополитическом пространстве.
Предметом выпускной квалификационной работы является традиционная культура Кореи как фактор формирования имиджа Республики Корея на международной арене.
Цель данной работы состоит в определении роли и места традиционной корейской культуры в процессе формирования позитивного международного имиджа Республики Корея через массовую культуру.
Вышеуказанная цель ставит перед собой задачи, такие как:
- выделить основные константы традиционной корейской культуры;
- определить китайские, японские и западные влияния на сложение корейской культуры;
- показать сложение в РК массовой культуры как следствие глобализации;
- выявить источники финансирования массовой культуры в РК;
- определить степень влияния массовой культуры на политический имидж Республики Корея в условиях глобализации;
- охарактеризовать и рассмотреть феномен “корейской волны”, а также выявить причину успеха данного феномена.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с основания государства Древний Чосон по настоящее время. Дата основания государства Древний Чосон является спорным вопросом в корееведении , так как предполагаемая дата, встречающаяся в нескольких корейских хрониках (2333 г.) является сильно удревненной и не имеет никаких подтверждений. Более важным является то, что именно в этот период зарождалась традиционная культура корейцев. В данной работе автор будет избегать конкретной даты. Древний Чосон (Кочосон) стал первым корейским государством, поэтому хронологические рамки дипломной работы начинаются именно с этой отправной точки. С основания Древнего Чосона можно говорить о Корее, как о государстве, где формируется своя традиционная культура, ставшая основным пластом современной культуры.
Географические рамки выпускной квалификационной работы не могут быть обозначены предельно четко, так как объект исследования предполагает рассмотрение его на международной геополитической арене. Если отстраниться от этого, то географические рамки охватывают Корейский п-ов и п-ов Ляодун, который являлся частью территории Кореи в её архаичный период.
Методологической основой исследования является принцип историзма, концепция модернизации, теория взаимодействия культур, традиционная и «массовая культура», а также теория «мягкой силы» Джозефа Ная .
Уровень разработки проблем межкультурных контактов достаточно высок, и среди авторов, которые посвятили ей свои работы, прежде всего следует выделить С. А. Арутюнова, который в своей книге “Народы и культуры: развитие и взаимодействие ” рассматривает культурное взаимодействие между различными народами, а также концепцию перехода из новации в традицию. Понятие культуры и “культурного диалога” в своем труде “Роль межличностных коммуникаций и национальных ориентаций в передаче этнической культуры ” использует М. С. Каган. В данной книге автор анализирует возможности применения теории общения к изучению взаимоотношения культур, в частности, использования понятия "диалог" для обозначения межсубъектных отношений, реализующихся не только на межличностном уровне, но и на международном пространстве.
Вопросы культурного взаимодействия народов в рамках этнокультурных процессов также довольно подробно рассмотрены в работе Э. С. Маркаряна “Очерки теории культуры” , “Теория культуры и современная наука ”. Теоретико-методологические основы феномена как традиционной, так и культуры в широком смысле рассматриваются в работах Э. С. Маркаряна, Д.С. Лихачева , Л. Н. Когана , П. Дж. Мёрдока , и др.
Помимо этого, множество как отечественных, так и зарубежных авторов посвятили свои труды формированию современного представление о культуре, закономерностях ее развития и функционирования. Среди них: М. М. Бахтин , Г. К. Ашин , Б. А. Грушин , Э. А. Баллер , Б. Г. Соколов , В. С. Библер и другие.
Проблему формирования имиджа как отдельной личности, так и целой страны в своих работах затронули такие авторы, как В. Г. Горчакова , Д. В. Журавлев , Б. Брюс и пр.
Если анализировать степень изученности темы, касающейся непосредственно культуры государств Корейского полуострова, то из русскоязычных авторов в первую очередь следует выделить труд С. О. Курбанова “История Кореи: с древности до начала XXI в.”, в котором автор подробно рассматривает историю Кореи (а затем и обоих государств Корейского полуострова), останавливаясь на каждом периоде в истории страны и затрагивая также культурные аспекты. Подробно рассматривает культуру Кореи Л. Н. Андронова. в хрестоматии “Культура Кореи. Часть 1 (с древнейших времен до 1910 г.) ” под издательством ТПУ.
Г. Н. Ким в “Истории религий в Корее ” берет во внимание не только основные константы традиционной культуры и верований Кореи, но и путь проникновения в Корею новых религий и их ассимиляции. Корейской культуре и истории посвятили свои работы и другие авторы, такие как известный российский кореевед А. Н. Ланьков , а также С. В. Волков , М. В. Воробьев , Чжо Хын Юн , Дж. Грэйсон , Г. К. Бэндс 28 и другие.
Для данной работы является опорным тезис перехода новации в традицию, обозначенный С.А.Арутюновым в его работе “Народы и культуры: развитие и взаимодействие” .
Что касается других терминов и понятий, то понимание «имиджа» используется в том значении, которое дал ему Ф. Котлер - это набор представлений, идей и впечатлений индивида о том или ином объекте, в значительной степени определяющих установки потребителя и его действия по отношению к объекту. В словаре практического психолога имидж определен как “сложившийся в сознании массовом и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо”. В политическом справочном словаре, составленном И. И. Санжаревским , имидж это целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. Иными словами, имидж - это образ какого-либо лица, группы лиц, явления либо предмета, сложившийся в массовом сознании и формируемый чаще всего целенаправленно, для того, чтобы оказать влияние на кого-либо. Исходя из данного определения, можно судить об исключительной важности той роли, которую играет имидж, особенно если речь идет об имидже целой страны.
Массовая культура, согласно ее определению в “Теоретической культурологии” под ред. Разлогова К.Э. , это культура,
приспособленная к вкусам широких масс людей, технически
тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий. Подобное определение встречается также в видео-лекции А. Ланькова , определяющего массовую культуру как культуру коммерческую, направленную на механическое воспроизведение информации.
Другими словами, что, в принципе, ясно из самого понятия, «массовая культура» направлена именно на широкие массы (в отличие, например, от элитарной культуры), с целью оказывать мощное влияние на аудиторию, а ее появление и развитие связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, позволяющих воспроизводить информацию механически. Существуют два вида массовой культуры: одна направлена внутрь общества, формирует его идеалы, национальное сознание, стиль жизни, идеалы для подражания, а вторая - направлена извне, на экспорт, и служит инструментом по формированию международного имиджа, образа страны, позволяет другим нациям ознакомиться с данной культурой. В данном исследовании под понятием «массовая культура» будет пониматься именно та культура, которая направлена на экспорт, а не внутрь общества.
Традиционная культура. Синонимами данного термина являются такие понятия, как “национальная культура”, “народная культура”, “этническая культура”. Различные культурологические интернет- порталы дают такое определение: “традиционная культура -
совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве ”. По мнению Козелько 36 , традиционная культура включает в себя также способы
взаимодействия человека с природой и его социальным окружением - обществом, практикуемых данной этнической общностью. В одной из статей “Культурологического журнала” за 2014 г. М. В. Монгуш пишет, что “традиционная культура охватывает всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования”.
Арутюнов С.А. отмечает, что любая традиция - это бывшая инновация, и любая инновация - в потенции будущая традиция. Ни одна традиционная черта не присуща любому обществу изначально, она имеет свое начало, и, следовательно, некогда была инновацией. То, что мы видим ныне как инновацию, либо не приживется в культуре и отомрет, либо приживется, со временем перестанет смотреться как инновация, а значит, станет традицией . То есть, в общем смысле этого слова, культура традиционная - это совокупность норм, убеждений, ритуалов, символов и пр., сопровождающих взаимодействие человека с окружающей его средой (социумом и природой), практикуемых конкретной этнической общностью и характеризуемых с ней, и впитывающая инновации, которые постепенно либо отмирают, либо становятся одними из традиционных черт для данной культуры.
Под фактором (от лат. factor - делающий, производящий), в данной работе подразумевается движущая сила массовой корейской культуры, которая определяет характер имиджа Республики Корея на мировом геополитическом пространстве.
Еще одной важной категорией, используемой в работе, является понятие модернизации - процесса внедрения в различные сферы жизни новейших методов, идей, оборудования и пр. для того, чтобы сделать их более современными. Синонимом данного слова, пожалуй, следует назвать “усовершенствование”. Как пишет С.А.Арутюнов в своей работе “Народы и культуры. Развитие и взаимодействие” , “модернизация идет в двух направлениях: по пути выработки новых, от-вечающих современным запросам, форм и по пути заимствования отдельных черт или готовых ком-плексов из арсенала мировой урбанистической культуры”. Для данного исследования данное понятие является важным, так как именно модернизационные процессы, идущие в обоих направлениях, являются двигателями развития массовой культуры Республики Корея.
В ходе работы над данной выпускной квалификационной работой были использованы как общенаучные методы исследования (анализ, абстрагирование, дедукция, индукция, обобщение), так и конкретные методы - сравнительно-исторический, историко-типологический.
Источниковую базу выпускной квалификационной работы составляют различные источники письменного характера, среди которых первые письменные памятники: «Самгук юса» и «Самгук саги» , которые представляют собой исторические записи, собрания легенд и преданий, относящиеся к периоду Трех Государств в Корее и опубликованные в 1145 г., документальные сюжеты из различных статей , электронные ресурсы , учебные пособия , а также видео¬источники .
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Делая вывод из первой главы, можно заключить, что традиционная культура Республики Корея, какой мы привыкли считать ее сейчас, складывалась и формировалась на протяжении многих десятилетий, под влиянием многих факторов. Одним из наиболее значительных можно назвать культурное влияние Китая, использовавшего путь “мягкой силы” 108. Корею не зря называют культурным проводником Китая, так как именно на ее примере можно наиболее отчетливо проследить китайскую тактику по распространению его культуры, религиозных и философских течений и пр., ставших инновациями для Кореи того времени. Опираясь на тезис С. А. Арутюнова, что любая инновация предполагает наличие донора и реципиента, где донором выступает культура группы или индивида, а роль реципиента играет, как правило, культура более широкой группы, которая заимствует культуру донора , мы можем заключить, что в данном случае культурой - донором выступает Китай, а культурой реципиентом - Корея. В результате многочисленных заимствований из Китая у корейцев сложилась своеобразная поведенческая модель: с одной стороны, исчезли какие-либо предубеждения в отношении заимствования чужого опыта, с другой - сохранилось бережное отношение к собственным традициям . Успех и путь заимствования китайских новаций во многом зависел от того, что функциональный аналог этих комплексов (в нашем случае - даосизм и буддизм) уже был развит и оформлен в традиционной культуре Кореи. Успех в распространении конфуцианства был обусловлен отсутствием в Корее государственной идеологии. Но все новации, все религии, учения и сопутствующие им предметы быта, элементы одежды, архитектурные сооружения, письмо, живопись, театр и остальные виды искусства с ходом времени в Корее постепенно перешли в традицию, вросли в культуру и стали ее неотъемлемой частью, в симбиозе с буддизмом, даосизмом и исконно корейским шаманизмом образовав нечто новое и самобытное для Кореи.
Другим фактором, повлиявшим на культурную модернизацию Кореи, стал период японского протектората. В данном исследовании этому периоду придается большое значение, так как, с одной стороны, он повлиял на рост национального самосознания корейцев, которые осознали важность сохранения собственной традиционной культуры и гордость за нее, а с другой стороны, в этот период возникает «массовая культура» и первые средства массовой коммуникации, необходимые для дальнейшего функционирования и развития данного типа культуры. Следствием японского протектората стало также укоренение христианства в Корее, послужившее в дальнейшем одной из причин успеха феномена “корейской волны”.
Во второй главе данного исследования говорится о процессе модернизации массовой культуры Республики Корея. По С. А. Арутюнову, “модернизация идет в двух направлениях: по пути выработки новых, от-вечающих современным запросам, форм и по пути заимствования отдельных черт или готовых ком-плексов из арсенала мировой урбанистической культуры” . Если «массовая культура» Кореи начинает формироваться с 1910-х годов, то ее бурное развитие приходится на период после 1948 г., когда в Республике Корея начинаются процессы глобализации, и стремительно идет по обоим из данных путей. Именно благодаря глобализации в Республике Корея начинают свое бурное развитие и модернизацию средства массовой коммуникации и информации, появляются такие понятия, как поп - культура, стремительно развивается телевидение, набирает обороты музыкальная индустрия, происходит либерализация и рост различных СМИ и еще большая популяризация фильмов западного производства.
Вместе с процессом глобализации в Республике Корея начинается процесс вестернизации, обусловленный тем, что в уже христианизированной стране западные ценности приживались очень легко. Вестернизация незамедлительно отразилась на массовой культуре страны. Всё разнообразие музыкальных жанров, как и жанров киноиндустрии и индустрии сериалов, Республика Корея заимствовала у Запада: училась снимать фильмы, клипы и записывать музыку по западному образцу. Однако, в итоге, используя западные технологии, приемы и жанры, Корея создала собственный, уникальный культурный продукт, в котором, не смотря на влияние Запада, отразилась ее традиционная культура. Не боясь экспериментировать с различными зарубежными стилями, и по-конфуциански дотошно, с ответственностью подходя к каждой детали, придавая большое значение цвету и декорациям, а также наполняя произведения восточной образностью и символичностью, Республике Корея удалось отразить в конечном продукте традиционные корейские черты, элементы и конфуцианства, и даосизма, и буддизма, и, конечно же, шаманизма. Подходя к любому произведению, будь то сериал, фильмы или музыкальная композиция, корейцы наполняют его целомудренностью, выводя на первую роль чувства, эмоции и переживания героев, и затрагивая, в свою очередь, чувства зрителей. Этим во многом и объяснился дальнейший успех «корейской волны» - не пытаясь затронуть человеческие инстинкты, корейцы апеллируют к чувствам зрителя, а это именно то, что знакомо всем людям на земном шаре.
Однако успех феномена «корейской волны» на международной арене является комплексным явлением, и зависит от других факторов:
1. Японская и китайская культура в определенной степени уже приелась международному потребителю, а корейская - является относительно новой и экзотичной.
2. Корейская культура в наибольшей степени европеизирована, чем остальные Азиатские, и поэтому более понятна западному зрителю.
3. Активная реклама и пропаганда «всего корейского», спонсируемая государством. Это своего рода политика рекламирования бренда, где брендом выступает вся Республика Корея.
4. Государственная поддержка развития индустрии музыки и кино, спонсирование продвижения «культурной волны» за рубеж, выделение на это значительных средств из государственного бюджета Республики Корея, а также поддержка частных лиц, проявляющих инициативу в сфере культуры. Данный фактор является одним из самых важных.
Корейская волна начиналась как чисто коммерческое явление, но на сегодняшний день представляет собой скорее рекламирование Кореи на мировой арене, финансируемое государством. Это связано с тем, что, распространение «корейской волны» предоставило возможности как для пополнения государственного бюджета, так и для формирования положительного образа страны за рубежом. В связи с этим южнокорейское правительство приняло ряд мер по продвижению данного явления, сделав бренд «Made in Korea» одним из своих приоритетных направлений в международной политике, тем самым, формируя имидж Республики Корея, именно с помощью массовой культуры. «массовая культура» Республики Корея (в данном случает феномен «корейская волна») сочетает в себе как влияния Запада, так и черты традиционной корейской культуры, формируя уникальный культурный продукт.
Итак, будучи сформированной на основе традиционной культуры, «массовая культура», на которую южнокорейское правительство делает «ставку» в популяризации страны, играет огромную роль в формировании позитивного имиджа Республики Корея. Следовательно, и традиционная культура выступает в качестве значимого фактора в создании имиджа Республики Корея на международной арене.



1. Александрова Р.И. Мир культуры и мир жизни человека // Проблемы научного наследия. Межвузовский сб. научных трудов. -Саранск: Изд-во МГУ, 1992. - С. 108-115.
2. Андронова Л. А. Культура Кореи. Часть 1 (с древнейших времен до 1910 г.). - изд. ТПУ, Томск. - 2014. 139 с.
3. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — Наука Москва, 1989. — 247 с.
4. Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиция // Совет. этнография. - 1982. - № 2. - С. 58-99.
5. Асмолов К.В. Современная ситуация и проблема феномена «Корейской
волны». [Электронный ресурс]. -2016. - URL:
http://makkawity.livejournal.com/819307.html (дата обращения: 24.05.2018).
6. Ашин Г.К. «массовая культура»: Чем и какие массы она привлекает // Глобус. 1986. - № 28. - С. 20-31.
7. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. - 294 с.
8. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Редкол: А.А. Гусейнов и др.— М.: Политиздат, 1990.- С.16-57.
9. Бураев Д. И. Корейская волна и мягкая сила. Стратегия развития и
распространения [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. 2014. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koreyskaya-volna-i-myagkaya-
sila-strategiya-razvitiya-i-rasprostraneniya (дата обращения:
24.05.2018).
10. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. - СПб, 1873. 680 с.
11. Волков С. В. Ранняя история буддизма в Корее: (Сангха и государство) / С. В. Волков. М.: Наука, 1985. - 152 с.
12. Воробьев М. В. Очерки культуры Кореи. — СПб: Петербургское востоковедение, 2002. — 192 с.
13. Гармаханов М. Ц. Политическое и экономическое влияние
корейской волны в начале XXI в [Электронный ресурс]// Вестник БГУ. 2013. №8. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/politicheskoe-i- ekonomicheskoe-vliyanie-koreyskoy-volny-v-nachale-xxi-v (дата
обращения: 24.05.2018).
14. Глебов Г. И., Милаева О. В. Современные международные отношения. Учебное пособие. — Пенза: Изд. Пенз. гос. ун-та, 2010. — 24 c.
15. Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогия. учебн. пособ. для вузов / В. Г. Горчакова. М. : Академический проект, 2007. - 400 с... 73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ