Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (Томский государственный педагогический университет)

Работа №180888

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы77
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-практическая работа.
База исследования: МАДОУ №61 Старшая группа «Рябинка» (г. Томск).
Выборка: 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Есть приложения.

Введение...3
Глава I. Теоретические основы игрового взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста...8
1.1. Понятие «игровое взаимодействие со сверстниками» у детей старшего дошкольного возраста...8
1.2. Сферы развития игрового взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста...16
1.3. Формы и методы развития игрового взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста…………………. 18
Выводы по первой главе...23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию игрового взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста…..25
2.1. Диагностика уровня сформированности игрового взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)…25
2.2. Система работы воспитателя по развитию игрового взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент)……37
2.3. Результаты системы работы по развитию игрового взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) ………50
Выводы по второй главе...59
Заключение...62
Список используемых источников и литературы..65
Приложения...71

Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью игровой деятельности в социальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Данный возрастной период знаменуется тем, что игра является основным способом знакомства с окружающим миром. Кроме того, дети в данном возрасте благодаря игровой деятельности усваивают социальные нормы, развивают коммуникативные навыки.
Педагоги отмечают, что игровое взаимодействие детей находится на достаточно низком уровне. Так, дошкольники не умеют договариваться между собой, они не учитывают интересы друг друга, им трудно распределять роли в игре, разрешать возникшие конфликтные ситуации. Некоторые дети вообще отстраняются от других детей; они демонстрируют формальное общение.
Данную ситуацию воспитатели связывают с тем, что в нашу жизнь, в том числе и в жизнь детей, вошли информационные технологии. Можно заметить, что дети, начиная с дошкольного возраста, используют гаджеты. Они проводят много времени в цифровом пространстве. Отсюда следует, что живое взаимодействие занимает незначительное время в жизни ребенка.
Помимо этого, в дошкольных образовательных организациях уделяют недостаточное внимание игровой деятельности детей. В полной мере условия для развития игрового взаимодействия не создаются, так как преобладают регламентированные формы деятельности.
Именно поэтому нужна целенаправленная работа, направленная на развитие игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Необходимо, чтобы педагоги создавали условия для совместных игр, обучали детей навыкам взаимодействия, разрешения конфликтов, эмоциональной регуляции. В противном случае, перейдя порог школы, ребенок столкнется с дезадаптацией. А умение взаимодействовать с окружающими людьми – критически важно.
Проблеме взаимодействия детей дошкольного возраста уделяли внимание многие педагоги и психологи. Так, Г.М. Андреева [1], В.Г. Маралов [30], Е.А. Родионова [41] и другие указывали на необходимость развития взаимодействия, начиная с раннего возраста.
В работах Т.А. Антоновой [2; 3], В.Г. Каменской [16], М.И. Лисиной [28], Т.А. Репиной [40], Е.В. Субботского [47] и др. отмечается, что, овладевая навыками взаимодействия дети активно выстраивают отношения в обществе, они становятся эмоционально благополучными, они демонстрируют готовность к активному учебному сотрудничеству в дальнейшем.
В психолого-педагогической литературе определены подходы к формированию опыта взаимодействия детей дошкольного возраста в разных видах деятельности, в том числе и игровой (Р.И. Жуковская [15], Н.А. Короткова [20; 21], О.В. Солнцева [46] и др.).
На основании изложенного выше было обнаружены противоречия: между значимостью развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и существующей ситуацией в практике образования, когда решению данной задачи педагоги уделяют недостаточно внимания даже при наличии необходимых условий, с другой.
Таким образом, нами была обозначена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками?
Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Объект исследования – игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Гипотеза исследования: развитие игрового взаимодействия со сверстниками будет эффективным, если воспитатель будет следовать определенным психолого-педагогическим условиям:
 введение разнообразных игровых ситуаций (сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, конструктивные игры и проблемные игровые ситуации);
 педагогическое сопровождение игровой деятельности детей;
 поощрение;
 развитие предметно-пространственной среды.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятия «игровое взаимодействие со сверстниками» у детей старшего дошкольного возраста;
2) провести диагностику уровня сформированности игрового взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент);
3) разработать и описать систему работы воспитателя по развитию игрового взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент);
4) оценить эффективность работы по развитию игрового взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент).
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования по проблемам эмоциональной и нормативной регуляции поведения и деятельности дошкольников (Г.М. Бреслав, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова, С.Г. Якобсон); психолого-педагогические концепции игровой деятельности дошкольников (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Д.Б. Эльконин); концепция целостного развития ребенка - дошкольника как субъекта детской деятельности и нравственного поведения (Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт); психолого-педагогические концепции социализации-индивидуализации личности (Н.Ф. Голованова, А.В. Петровский); теория психологического и педагогического проектирования образовательной среды (Т.И. Бабаева, Е.С. Заир-Бек, В.А. Ясвин и др.); концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (А.Г. Асмолов, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, М.Н. Полякова и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические педагогическое наблюдение; подбор батареи диагностик; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.возраст детей
Практическая значимость: предложенная система работы по развитию игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, а также подборка игр могут быть использованы воспитателями в своей практической деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (из 57 источников), 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать ряд выводов.
Игровое взаимодействие представляет собой специфическим видом взаимодействия, который осуществляется через игру и способствует развитию социальных, когнитивных и эмоциональных навыков детей, а также влияет на их взаимодействие с окружающим миром.
Развитие игрового взаимодействия осуществляется в различных сферах: коммуникативные развитие, эмоциональное развитие, личностное и когнитивное развитие.
Для того чтобы игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста развивалось, необходимо использовать определенные формы и методы. Формы включают сюжетно-ролевые, конструкторские, театрализованные игры, в то время как методы предоставляют педагогам возможность для активного вмешательства и поддержки детей в процессе игры (создание предметно-пространственной среды, педагогическая поддержка, рефлексия игровой деятельности, поощрение). Важно, чтобы педагоги эффективно сочетали различные формы и методы, создавая благоприятную среду для развития взаимодействия, сотрудничества и социальной компетенции у детей.
Нами была организована и реализована опытно-экспериментальная работа по развитию игрового взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. Она состояла из 3 этапов.
По результатам констатирующего этапа эксперимента были сделаны следующие выводы:
 по результатам диагностики по методике Т.Н. Дороновой у 5 воспитанников старшей группы (25%) обнаружили высокий уровень сформированности игровых умений, у 6 детей – средний уровень (30%), а у 9 старших дошкольников – низкий уровень (45%);
 по методике Т.А. Криволесовой были получены следующие результаты: у большинства старших дошкольников отмечается низкий уровень сформированности игровых навыков (10 детей; 50%), у 6 воспитанников старшей группы, что составляет 30% от всей выборки, отмечается средний уровень сформированности игровых навыков, у 4 детей (20%) выявлен высокий уровень сформированности игровых навыков;
 у 7 обучающихся (35%) обнаружен низкий уровень сформированности коммуникативных умений, у 8 детей старшего дошкольного возраста (40% воспитанников) выявлен средний уровень, у 5 детей (25% старших дошкольников) отмечается высокий уровень сформированности коммуникативных умений.
Формирующий этап предполагал разработку и реализацию системы работы по развитию игрового взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста. Основная идея данной системы – самостоятельное овладение социального опыта. Предположили, что развитие игрового взаимодействия со сверстниками будет эффективным, если воспитатель будет следовать определенным психолого-педагогическим условиям: введение разнообразных игровых ситуаций (сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, конструктивные игры и проблемные игровые ситуации), педагогическое сопровождение игровой деятельности детей, поощрение, развитие предметно-пространственной среды.
Контрольный этап эксперимента был направлен на оценку эффективности проведенной работы. По результатам повторной диагностики обнаружили положительную динамику в уровне сформированности игровых и коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и получили следующие результаты.
Сравнивая результаты диагностики на контрольном этапе по методике Т.Н. Дороновой отметили, что на констатирующем этапе преобладал низкий уровень и составлял 45%, на контрольном этапе – уменьшился до 30%, средний уровень на констатирующем этапе был обнаружен у 30% и увеличился до 40% на контрольном. Высокий уровень был изначально выявлен у 25% детей, а на контрольном – повысился до 30%.
Аналогичная тенденция наблюдается и по результатам диагностики по методике Т.А. Криволесовой: на констатирующем этапе преобладал низкий уровень и составлял 50%, на контрольном этапе – уменьшился до 25%, средний уровень на констатирующем этапе был обнаружен у 30% и увеличился до 45% на контрольном. Высокий уровень был изначально выявлен у 20% детей, а на контрольном – повысился до 30%.
По результатам диагностики по методике Г.А. Цукерман был сделан следующий вывод: на констатирующем этапе преобладал средний уровень развития коммуникативных умений и составлял 40%, на контрольном этапе остался без изменений, низкий уровень на констатирующем этапе был обнаружен у 35% и уменьшился до 25% на контрольном. Высокий уровень был изначально выявлен у 25% детей, а на контрольном – повысился до 35%.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза нашла свое подтверждение в выпускной квалификационной работе.
Дети научились договариваться между собой, учитывать интересы друг друга, выходить из спорных ситуаций. Они успешно развивали игровые замыслы, предлагали собственные игровые ситуации, в результате чего увеличивалась продолжительность игровой деятельности, игры становились содержательнее.



1. Андреева, Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы / Г. М. Андреева. – Воронеж : МОДЭК, 1999. – 411 с.
2. Антонова, Т. В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте / Т. В. Антонова // Как помочь ребенку войти в современный мир. – Москва : Центр Дошк. детства им. А. В. Запорожца, 1995. – С. 10-27.
3. Антонова, Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возрастав игре / Антонова Татьяна Викторовна: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Москва, 1983. – 23 с.
4. Аронова, Е. Ю. Формирование социального интеллекта дошкольников в коллективной конструкторской деятельности / Е. Ю. Аронова, Ф. М. Телегина // Управление человеческими ресурсами в целях устойчивого развития. – 2018. – С. 20-22.
5. Бенашвили, Т. Г. Психология общения / Т. Г. Бенашвили. – Москва : Академия, 2008. – 361 с.
6. Богомолова, В. П. Психология личностного развития детей / В. П. Богомолова. – Москва : Академия, 2016. – 318 с.
7. Буре, Р. С. К характеристике структуры детской совместной деятельности / Р. С. Буре // Новые исследования в педагогических науках. – 1969. – С. 79-86.
8. Васюкевич, В. В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений старших дошкольников / В. В. Васюкевич, Н. И. Бережная // Актуальные вопросы образования в XXI веке. – 2017. – С. 57-63.
9. Волкова, Н. В. Игровое взаимодействие в дошкольном воспитании / Н. В. Волкова. – Москва : Академия, 2014. – 362 с.
10. Газман, О. С. Каникулы: игра, воспитание / под ред. О. С. Газмана. – Москва : Просвещение, 1988. – 160 с.
11. Горина, Е. А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Горина // Гаудеамус. – 2017. – С. 79-84.
12. Горлова, Л. И. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Л. И. Горлова. – Москва : Академия, 2015. – 209 с.
13. Гусев, Д. А. Основы философии / Д. А. Гусев. – Москва : Изд-во Рос. экон. акад., 1994. – 279 с.
14. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия / В. В. Давыдов. – Москва : Большая российская энциклопедия, 1993. – 1160 с.
15. Жуковская, Р. И. Воспитание ребёнка в игре / Р. И. Жуковская. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 318 с.
16. Каменская, В. Г. Психология общения: структура системы эго-защитных процессов в онтогенезе поведения / В. Г. Каменская. – Санкт-Петербург : Образование, 1993. – 26 с.
17. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва : Академия, 2003. – 176 с.
18. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я. Л. Коломинский. – Минск : Тера Системе, 2001. – 431с.
19. Коломинский, Я. Л. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский // Вопросы психологии. – 1986. – №5. – С.38-44.
20. Короткова, Н. А. Игра как содержательное общение / Н. А. Короткова // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. трудов. – 1983. – С.122-131.
21. Короткова, Н. А. Особенности взаимодействия детей в игре / Н. А. Короткова // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – Москва : Педагогика, 1987. – С. 32-47.
22. Краткий психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; ред.-сост. Л. А. Карпенко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 512 с.
23. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. – Москва : Просвешение, 1972. – 253 с.
24. Кудакаева, Г. З. Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы в образовательном процессе. – URL : https://www.pdou.ru/categories/9/articles/4574 (дата обращения: 21.03.2025).
25. Лавринчук, М. Ю. Поддержка и развитие игровой деятельности в ДОУ. – URL : https://www.maam.ru/detskijsad/poderzhka-i-razvitie-igrovoi-dejatelnosti-v-dou.html (дата обращения: 21.03.2025).
26. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – Москва : Книга по Требованию, 2021. – 392 с.
27. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / под ред. Д. А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2009. – 205 с.
28. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисин. – Москва : Педагогика., 1986. – 143 с.
29. Литвинова, С. Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх / Литвинова Светлана Николаевна: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Москва, 1997. – 16 с.
30. Маралов, В. Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста: автореф. дис. … д. психол. наук / Маралов Владимир Георгиевич. – Москва, 1994. – 31 с.
31. Матвеева, В. В. Игры в дошкольном возрасте: психология и педагогика / В. В. Матвеева. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 489 с.
32. Медведева, Е. Н. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста / Е. Н. Медведева, Н. В. Баринова, С. И. Доронина, И. В. Кошелькова // Актуальные исследования. – URL : https://apni.ru/article/7458-igrovoe-vzaimodejstvie-kak-instrument-formiro (дата обращения: 21.03.2025).
33. Михайленко, Н. Я. Особенности регуляции игрового взаимодействия старших дошкольников / Н. Я. Михайленко // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. – 1983. – С. 111-122.
34. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов / под ред. Л. И. Скворцова. – Москва : Мир и образование, 2020. – 736 с.
35. Панфилова, А. П. Игровая образовательная деятельность как условие развития навыков сотрудничества / А. П. Панфилова // Интерактивная наука. – 2016. – С. 27-33.
36. Петрова, Т. А. Когнитивное развитие детей дошкольного возраста / Т. А. Петрова. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 344 с.
37. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 192 с.
38. Пинхасова, Е. А. Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре / Е. А. Пинхасова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 2 (12). – С. 97-101.
39. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – Москва : Высш. шк., 2004. 512 с.
40. Репина, Т. А. Социально-психологическое изучение общения дошкольников в игре / Т. А. Репина // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – 1978. – С.99-105.
41. Родионова, Е. А. Общение как условие развития личности (психология формирования и развития личности) / Е. А. Родионова. – Москва : Наука, 1981. – 188 с.
42. Савельева, Е. А. Психология детских конфликтов / Е. А. Савельева. – Москва : Юрайт, 2020. – 543 с.
43. Селиванова, Е. В. Игровые технологии в воспитании детей / Е. В. Селиванова. – Москва : Академия, 2013. – 471 с.
44. Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. – Москва : Юрайт, 2025. – 223 с.
45. Советский энциклопедический словарь. – Москва : Советская энциклопедия, 1988. – 1600 с.
46. Солнцева, О. В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста / Солнцева Ольга Викторовна: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 1998. – 19 с.
47. Субботский, Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников / Е. В. Субботский. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 144 с.
48. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 3 / В. А. Сухомлинский; О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – Москва : Педагогика, 1981. – 639 с.
49. Тарасова, Н. В. Дошкольная педагогика: теория и практика / Н. В. Тарасова. – Москва : Академия, 2019. – 401 с.
50. Третьяк, А. В. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами / Третьяк Анна Вячеславовна: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2006. – 19 с.
51. Усова, А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – Москва, 1966. – С. 38-49.
52. Чурилова, Э. Г. Методика организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
53. Шакирзянова, М. Р. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / М. Р. Шакирзянова. – Москва : Академия, 2018. – 352 с.
54. Шелгунов, Н. В. Сочинения Н.В. Шелгунова. Т. 1 / Н. В. Шелгунов. – Санкт-Петербург : Типография В. Демакова, 1987. – 376 с.
55. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков. – Москва : Новая школа, 1994. – 238 с.
56. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
57. Яскевич, Я. С. Философия и методология социальных наук / Я. С. Яскевич, В. Л. Васюков. – Москва : Юрайт, 2025. – 246 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ