Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 8
1.1 Перечень полномочий органов государственной власти при
осуществлении государственного экологического надзора 10
1.2 Осуществление государственной функции экологического надзора на
территории ХМАО-Югры 13
2 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 15
2.1 Механизмы реализации государственного экологического надзора на
региональном уровне 15
2.2 Механизмы реализации государственного экологического надзора на
федеральном уровне 16
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 21
3.1 Методика оценки эффективности государственного экологического
надзора 25
4 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
НА КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 31
4.1 Критерии качества окружающей среды 35
4.2 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух 36
4.3 Сброс загрязненных сточных вод 39
4.4 Обращение с отходами производства и потребления 42
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Экологическая безопасность Российской Федерации, а также высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены при условии поддержания соответствующего качества окружающей среды. Поэтому, государственный экологический контроль - это важнейшая функция государственного управления.
Эффективный экологический контроль является необходимым условием привлечения к ответственности за правонарушения в природоохранной сфере, и может рассматриваться как способ обеспечения законности и правопорядка, средство защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, но при этом недолжен оказывать неоправданное административное давление на хозяйствующие субъекты Российской Федерации.
Актуальность работы: функции государственного экологического контроля реализуется в разных степенях эффективности, что негативно влияет на оперативность принятия управленческих решений и влечет за собой увеличение негативного воздействия на качество окружающей среды.
Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области экологического права и государственного экологического надзора: Горковенко Н.Е. [2], Демичев А.А. [3], Грачева О.С [3], Бусыгин К. Д., Полунина С. Ю., Маркелова Е. А., Блоков И. П. и многих других.
Объект исследования: государственный экологический контроль на примере Ханты-Мансийского Автономного Округа.
Предмет исследования: эффективность реализации государственного экологического контроля на территории Ханты-Мансийского Автономного округа.
Цель: оценить эффективность реализации и разработать перечень мероприятий по оптимизации государственного экологического контроля на основе экологического мониторинга на территории Ханты-Мансийского Автономного округа.
Задачи исследования:
1) Изучить нормативно-правовую базу в области государственного экологического надзора;
2) Проанализировать эффективность государственного экологического надзора;
3) Разработать методы оптимизации государственного экологического надзора с учетом фактора, ограниченного выделение финансовых средств и уменьшение кадрового состава инспекторов.
Защищаемые положения:
1. Оптимизация государственного экологического надзора имеет непосредственное влияние на качество окружающей среды;
2. Оптимизированный государственный экологический контроль, уменьшает негативное воздействие на окружающую среду;
3. Региональная нормативно-правовая база в сфере ГЭН в некоторых случаях более эффективна федеральной нормативно-правовой базы
Выражаю благодарность научному руководителю А.М. Адаму, старшему государственному инспектору в области охраны окружающей среды Природнадзора Югры Беловой Н.В. за общее руководство работой и профессиональные консультации.
С помощью контроля и постоянного мониторинга за состоянием окружающей среды, «Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты- Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры)» каждый год увеличивает показатель эффективности своей деятельности в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры:
1. Негативное воздействие на качество ОС за 5 лет уменьшилось в 1,4 раза;
2. Доля нерекультивированных нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель снизилась на 52.1 %;
3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников снизились на 41 %;
4. Количество неликвидированных шламовых амбаров снизилось на 92,7 %;
5. Среднегодовой вынос нефтепродуктов по реке Обь в Карское море уменьшился в 27,5 раз;
Таким образом, основными факторами, определяющими высокий уровень эффективности в части реализации государственного экологического контроля (надзора) на территории ХМАО-Югры, являются усовершенствованная региональная нормативно-правовая база, оперативность в принятии управленческих решений и комплексный контроль за негативным воздействием природопользователей на все природные ресурсы.
По результатам исследования была выявлена тенденция снижения фактической численности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды за 5 лет на 10 процентов.