Интеллект-карты как средства подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования 5
1.1. Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации по
информатике 5
1.2. Дидактические особенности применения интеллект-карт в учебном
процессе в школе 11
2. Применение интеллект-карт в процессе подготовки учащихся к ЕЕЭ по
информатике и ИКТ 30
2.1. Разработка экспериментальной методики 30
2.2. Проверка эффективности экспериментальной методики 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Д
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования 5
1.1. Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации по
информатике 5
1.2. Дидактические особенности применения интеллект-карт в учебном
процессе в школе 11
2. Применение интеллект-карт в процессе подготовки учащихся к ЕЕЭ по
информатике и ИКТ 30
2.1. Разработка экспериментальной методики 30
2.2. Проверка эффективности экспериментальной методики 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Д
Актуальность. На сегодняшний день основным достижением учительского труда многие считают результаты сдачи выпускниками ЕГЭ.
Экзамены в форме ЕГЭ стали обязательными с 2009 года, когда вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В связи с этим в последние годы остро стоит проблема несоответствия существующего стандарта среднего (полного) образования по информатике набору и уровню заданий, предлагаемых на Едином государственном экзамене (ЕГЭ) и, как следствие, невозможность сдачи последнего на высокий балл без серьезной дополнительной подготовки. ЕГЭ становится экзаменом не только для ученика, но и для учителя, так как для успешного прохождения итоговой аттестации всеми учащимися, педагог должен сам провести немалую подготовительную работу. Для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ без внедрения дополнительного учебного времени требуется разработка и применение новых методов и средств, в том числе инновационных.
Эффективным средством в этой области является применение интеллект-карт.
Несмотря на то, что автор идеи Тони Бьюзен популяризировал свой метод еще в прошлом веке, в российском школьном образовании применение интеллект-карт является инновационным процессом. Его изучением в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Е.А. Бершадская. Теоретические вопросы данного вопроса освещаются на сайте М. Е.Бершадского. Тем не менее, в научно-методической литературе недостаточно сведений о применении интеллект-карт для подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ, поэтому выбранная тема является весьма актуальной.
Целью данного исследования является проверка эффективности применения интеллект-карт в подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике;
2. Исследовать дидактические особенности применения интеллект-карт в учебном процессе в школе;
3. Разработать экспериментальную методику применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
4. Опытным путем проверить и обосновать эффективность экспериментальной методики применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Объект исследования - учащиеся 11 «А» класса МБОУ «СШ №13» г.Норильск.
Предмет исследования - интеллект-карты при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистические методы.
Теоретико-методологической основой работы являются труды Т. Бьюзена, М.Е. Бершадского, А.В. Григорьевой, Е.Ф. Костюкевича, В.Ф. Мельниковой, И.А. Петровой, Ю.С. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Экзамены в форме ЕГЭ стали обязательными с 2009 года, когда вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В связи с этим в последние годы остро стоит проблема несоответствия существующего стандарта среднего (полного) образования по информатике набору и уровню заданий, предлагаемых на Едином государственном экзамене (ЕГЭ) и, как следствие, невозможность сдачи последнего на высокий балл без серьезной дополнительной подготовки. ЕГЭ становится экзаменом не только для ученика, но и для учителя, так как для успешного прохождения итоговой аттестации всеми учащимися, педагог должен сам провести немалую подготовительную работу. Для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ без внедрения дополнительного учебного времени требуется разработка и применение новых методов и средств, в том числе инновационных.
Эффективным средством в этой области является применение интеллект-карт.
Несмотря на то, что автор идеи Тони Бьюзен популяризировал свой метод еще в прошлом веке, в российском школьном образовании применение интеллект-карт является инновационным процессом. Его изучением в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Е.А. Бершадская. Теоретические вопросы данного вопроса освещаются на сайте М. Е.Бершадского. Тем не менее, в научно-методической литературе недостаточно сведений о применении интеллект-карт для подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ, поэтому выбранная тема является весьма актуальной.
Целью данного исследования является проверка эффективности применения интеллект-карт в подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике;
2. Исследовать дидактические особенности применения интеллект-карт в учебном процессе в школе;
3. Разработать экспериментальную методику применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
4. Опытным путем проверить и обосновать эффективность экспериментальной методики применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Объект исследования - учащиеся 11 «А» класса МБОУ «СШ №13» г.Норильск.
Предмет исследования - интеллект-карты при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистические методы.
Теоретико-методологической основой работы являются труды Т. Бьюзена, М.Е. Бершадского, А.В. Григорьевой, Е.Ф. Костюкевича, В.Ф. Мельниковой, И.А. Петровой, Ю.С. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Рассмотрев особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике было выявлено, что единственной ее формой является единый государственный экзамен. Для успешного прохождения итоговой аттестации всеми учениками, учитель должен провести немалую подготовительную работу. Многие педагоги предлагают разработку и внедрение специальных систем для подготовки к ЕГЭ. Они предполагают систематическую работу, начиная с 8-9 класса, направленную на получение навыков решения тренировочных заданий ЕГЭ. Важнейшей составляющей успешной сдачи ЕГЭ является предметная готовность ученика. Одной из проблем в подготовке к ЕГЭ является неравномерность изучения некоторых тем, на некоторые из которых отводится небольшое количество часов. Еще одной проблемой является дефицит учебного времени, что требует применения новейших методов и средств, способных за короткое время прочно закрепить знания, требуемые для подготовки к ЕГЭ. В качестве средств подготовки могут выступать как традиционные учебно-методические комплексы (учебники, рабочие тетради, конспекты, схемы), так и инновационные материалы.
2. Исследуя дидактические особенности применения интеллект-карт в школе было выявлено, что они являются прямым приложением и формой графического выражения радиантного мышления. Обработка информации в интеллект-картах соответствует принципам работы мозга. Она изображается вокруг центрального объекта. Интеллект-карта является схемой, используемой для представления ассоциаций по определенной теме, которые связаны и размещены вокруг ключевого слова.
Центральный образ интеллект-карты выглядит как «ствол дерева», от которого отходят базовые идеи, представляющие собой «толстые ветви».
Интеллект-карты в обучении применяются для удобного конспектирования и запоминания, для анализа и обобщения информации и концентрации внимания на основных моментах, а также с целью повторения, усвоения и систематизации знаний по учебным темам. Интеллект-карта может применяться на различных этапах урока: начиная с планирования
образовательной деятельности, заканчивая проведением мозговых штурмов в момент актуализации опорных знаний, и, кроме того, для повторения, обобщения и закрепления знаний. Построение интеллект-карт возможно как вручную на бумаге или на доске, так и при помощи специальных компьютерных программ.
3. Была разработана и внедрена экспериментальная методика применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Методика предполагает 4 этапа знакомства с методом интеллект-карт: на первом уроке учитель демонстрирует готовую интеллект-карту, описывает ее назначение и особенности. На втором уроке ведется групповая деятельность по составлению интеллект-карт на бумаге. На третьем уроке учащиеся уже самостоятельно строят интеллект-карту. На четвертом и последующих уроках учащиеся самостоятельно строят интеллект-картус использованием специального компьютерного приложения.
Далее построенные интеллект-карты используются при подготовке к ЕГЭ. Они помогают быстро вспомнить изученный материал, а также сам процесс построения интеллект-карты позволяет более прочно закреплять в голове полученные знания вследствие особенностей радиантного мышления.
В работе представлено тематическое планирование по теме «Алгоритмы и элементы программирования», разработан урок по теме «Запись алгоритмов на языке программирования» с составлением соответствующей интеллект¬карты.
4. Опытным путем была проверена экспериментальная методика применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Установлено, что в результате эксперимента со значимой достоверностью (p<0,05) повысились показатели уровня знаний учащихся, занимающихся по разработанной методике, В результате эксперимента показатели уровня знаний в заданиях теоретического типа в ЭГ улучшились на 0,9 балла;показатели уровня знаний в заданиях практического типа в ЭГ также улучшились на 0,9 балла, Значит достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что экспериментальная методика эффективна и может быть использована учителями информатики и ИКТ в общеобразовательных школах при подготовке к ЕГЭ,
1. Рассмотрев особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике было выявлено, что единственной ее формой является единый государственный экзамен. Для успешного прохождения итоговой аттестации всеми учениками, учитель должен провести немалую подготовительную работу. Многие педагоги предлагают разработку и внедрение специальных систем для подготовки к ЕГЭ. Они предполагают систематическую работу, начиная с 8-9 класса, направленную на получение навыков решения тренировочных заданий ЕГЭ. Важнейшей составляющей успешной сдачи ЕГЭ является предметная готовность ученика. Одной из проблем в подготовке к ЕГЭ является неравномерность изучения некоторых тем, на некоторые из которых отводится небольшое количество часов. Еще одной проблемой является дефицит учебного времени, что требует применения новейших методов и средств, способных за короткое время прочно закрепить знания, требуемые для подготовки к ЕГЭ. В качестве средств подготовки могут выступать как традиционные учебно-методические комплексы (учебники, рабочие тетради, конспекты, схемы), так и инновационные материалы.
2. Исследуя дидактические особенности применения интеллект-карт в школе было выявлено, что они являются прямым приложением и формой графического выражения радиантного мышления. Обработка информации в интеллект-картах соответствует принципам работы мозга. Она изображается вокруг центрального объекта. Интеллект-карта является схемой, используемой для представления ассоциаций по определенной теме, которые связаны и размещены вокруг ключевого слова.
Центральный образ интеллект-карты выглядит как «ствол дерева», от которого отходят базовые идеи, представляющие собой «толстые ветви».
Интеллект-карты в обучении применяются для удобного конспектирования и запоминания, для анализа и обобщения информации и концентрации внимания на основных моментах, а также с целью повторения, усвоения и систематизации знаний по учебным темам. Интеллект-карта может применяться на различных этапах урока: начиная с планирования
образовательной деятельности, заканчивая проведением мозговых штурмов в момент актуализации опорных знаний, и, кроме того, для повторения, обобщения и закрепления знаний. Построение интеллект-карт возможно как вручную на бумаге или на доске, так и при помощи специальных компьютерных программ.
3. Была разработана и внедрена экспериментальная методика применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Методика предполагает 4 этапа знакомства с методом интеллект-карт: на первом уроке учитель демонстрирует готовую интеллект-карту, описывает ее назначение и особенности. На втором уроке ведется групповая деятельность по составлению интеллект-карт на бумаге. На третьем уроке учащиеся уже самостоятельно строят интеллект-карту. На четвертом и последующих уроках учащиеся самостоятельно строят интеллект-картус использованием специального компьютерного приложения.
Далее построенные интеллект-карты используются при подготовке к ЕГЭ. Они помогают быстро вспомнить изученный материал, а также сам процесс построения интеллект-карты позволяет более прочно закреплять в голове полученные знания вследствие особенностей радиантного мышления.
В работе представлено тематическое планирование по теме «Алгоритмы и элементы программирования», разработан урок по теме «Запись алгоритмов на языке программирования» с составлением соответствующей интеллект¬карты.
4. Опытным путем была проверена экспериментальная методика применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Установлено, что в результате эксперимента со значимой достоверностью (p<0,05) повысились показатели уровня знаний учащихся, занимающихся по разработанной методике, В результате эксперимента показатели уровня знаний в заданиях теоретического типа в ЭГ улучшились на 0,9 балла;показатели уровня знаний в заданиях практического типа в ЭГ также улучшились на 0,9 балла, Значит достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что экспериментальная методика эффективна и может быть использована учителями информатики и ИКТ в общеобразовательных школах при подготовке к ЕГЭ,
Подобные работы
- Формирование проектной компетентности
школьников в условиях перехода на ФГОС
(на примере информатики и ИКТ)
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016



