ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования 5
1.1. Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации по
информатике 5
1.2. Дидактические особенности применения интеллект-карт в учебном
процессе в школе 11
2. Применение интеллект-карт в процессе подготовки учащихся к ЕЕЭ по
информатике и ИКТ 30
2.1. Разработка экспериментальной методики 30
2.2. Проверка эффективности экспериментальной методики 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Д
Актуальность. На сегодняшний день основным достижением учительского труда многие считают результаты сдачи выпускниками ЕГЭ.
Экзамены в форме ЕГЭ стали обязательными с 2009 года, когда вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В связи с этим в последние годы остро стоит проблема несоответствия существующего стандарта среднего (полного) образования по информатике набору и уровню заданий, предлагаемых на Едином государственном экзамене (ЕГЭ) и, как следствие, невозможность сдачи последнего на высокий балл без серьезной дополнительной подготовки. ЕГЭ становится экзаменом не только для ученика, но и для учителя, так как для успешного прохождения итоговой аттестации всеми учащимися, педагог должен сам провести немалую подготовительную работу. Для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ без внедрения дополнительного учебного времени требуется разработка и применение новых методов и средств, в том числе инновационных.
Эффективным средством в этой области является применение интеллект-карт.
Несмотря на то, что автор идеи Тони Бьюзен популяризировал свой метод еще в прошлом веке, в российском школьном образовании применение интеллект-карт является инновационным процессом. Его изучением в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Е.А. Бершадская. Теоретические вопросы данного вопроса освещаются на сайте М. Е.Бершадского. Тем не менее, в научно-методической литературе недостаточно сведений о применении интеллект-карт для подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ, поэтому выбранная тема является весьма актуальной.
Целью данного исследования является проверка эффективности применения интеллект-карт в подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике;
2. Исследовать дидактические особенности применения интеллект-карт в учебном процессе в школе;
3. Разработать экспериментальную методику применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
4. Опытным путем проверить и обосновать эффективность экспериментальной методики применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Объект исследования - учащиеся 11 «А» класса МБОУ «СШ №13» г.Норильск.
Предмет исследования - интеллект-карты при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистические методы.
Теоретико-методологической основой работы являются труды Т. Бьюзена, М.Е. Бершадского, А.В. Григорьевой, Е.Ф. Костюкевича, В.Ф. Мельниковой, И.А. Петровой, Ю.С. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Рассмотрев особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике было выявлено, что единственной ее формой является единый государственный экзамен. Для успешного прохождения итоговой аттестации всеми учениками, учитель должен провести немалую подготовительную работу. Многие педагоги предлагают разработку и внедрение специальных систем для подготовки к ЕГЭ. Они предполагают систематическую работу, начиная с 8-9 класса, направленную на получение навыков решения тренировочных заданий ЕГЭ. Важнейшей составляющей успешной сдачи ЕГЭ является предметная готовность ученика. Одной из проблем в подготовке к ЕГЭ является неравномерность изучения некоторых тем, на некоторые из которых отводится небольшое количество часов. Еще одной проблемой является дефицит учебного времени, что требует применения новейших методов и средств, способных за короткое время прочно закрепить знания, требуемые для подготовки к ЕГЭ. В качестве средств подготовки могут выступать как традиционные учебно-методические комплексы (учебники, рабочие тетради, конспекты, схемы), так и инновационные материалы.
2. Исследуя дидактические особенности применения интеллект-карт в школе было выявлено, что они являются прямым приложением и формой графического выражения радиантного мышления. Обработка информации в интеллект-картах соответствует принципам работы мозга. Она изображается вокруг центрального объекта. Интеллект-карта является схемой, используемой для представления ассоциаций по определенной теме, которые связаны и размещены вокруг ключевого слова.
Центральный образ интеллект-карты выглядит как «ствол дерева», от которого отходят базовые идеи, представляющие собой «толстые ветви».
Интеллект-карты в обучении применяются для удобного конспектирования и запоминания, для анализа и обобщения информации и концентрации внимания на основных моментах, а также с целью повторения, усвоения и систематизации знаний по учебным темам. Интеллект-карта может применяться на различных этапах урока: начиная с планирования
образовательной деятельности, заканчивая проведением мозговых штурмов в момент актуализации опорных знаний, и, кроме того, для повторения, обобщения и закрепления знаний. Построение интеллект-карт возможно как вручную на бумаге или на доске, так и при помощи специальных компьютерных программ.
3. Была разработана и внедрена экспериментальная методика применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Методика предполагает 4 этапа знакомства с методом интеллект-карт: на первом уроке учитель демонстрирует готовую интеллект-карту, описывает ее назначение и особенности. На втором уроке ведется групповая деятельность по составлению интеллект-карт на бумаге. На третьем уроке учащиеся уже самостоятельно строят интеллект-карту. На четвертом и последующих уроках учащиеся самостоятельно строят интеллект-картус использованием специального компьютерного приложения.
Далее построенные интеллект-карты используются при подготовке к ЕГЭ. Они помогают быстро вспомнить изученный материал, а также сам процесс построения интеллект-карты позволяет более прочно закреплять в голове полученные знания вследствие особенностей радиантного мышления.
В работе представлено тематическое планирование по теме «Алгоритмы и элементы программирования», разработан урок по теме «Запись алгоритмов на языке программирования» с составлением соответствующей интеллект¬карты.
4. Опытным путем была проверена экспериментальная методика применения интеллект-карт при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Установлено, что в результате эксперимента со значимой достоверностью (p<0,05) повысились показатели уровня знаний учащихся, занимающихся по разработанной методике, В результате эксперимента показатели уровня знаний в заданиях теоретического типа в ЭГ улучшились на 0,9 балла;показатели уровня знаний в заданиях практического типа в ЭГ также улучшились на 0,9 балла, Значит достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что экспериментальная методика эффективна и может быть использована учителями информатики и ИКТ в общеобразовательных школах при подготовке к ЕГЭ,
1. Абдуллаев, А. О применении информационных технологий как средство формирования информационно-коммуникативных компетентностей учащихся / А. Абдуллаев // Наука и Мир,- 2015.- Т. 2.- № 5.- С. 33-34.
2. Абетаева, Е.А. Повышение эффективности образовательного процесса через использование интеллект-карт / Е.А. Абетаева // В сборнике: Актуальные вопросы современных научных исследований Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции.- 2017.- С. 447-454.
3. Абылкасова, Е.Е. Применение интеллект-карт как одной из форм информационных технологий в процессе обучения учащихся в средней школе / Е.Е. Абылкасова, Е.К. Дюсембинова // В сборнике: Теория и практика современного научного знания.проблемы. прогнозы. решения Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции.- 2017.- С. 33-34.
4. Акчурина, Э.А. Новые тенденции в подготовке к ЕЕЭ по информатике / Э.А. Акчурина // В сборнике: Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе Сборник статей VII Межрегиональной научно-практической конференции учителей.под общ. ред. М. А. Родионова.- 2016.- С. 162-166.
5. Алашеева, С.А. Интеллект-карта как способ систематизации и визуализации информации / С.А. Алашеева // В сборнике: Культурно-исторические исследования в Поволжье: проблемы и перспективы материалы III Всероссийского научно-методологического семинара. Министерство культуры Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры».- 2015.- С. 528-532.
6. Асауленко, Е. В. Тестирование знаний учащихся на основе машинного анализа ментальных карт / Е.В. Асауленко // Вестник КЕПУ им. В.П. Астафьева.- 2013.- №4.- С. 26.
7. Бершадский, М.Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий / М.Е. Бершадский // Народное образование.- 2012.- №6. - С. 203-212.
8. Босова, Л.Л. Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 56 с.
9. Босова, Л.Л. Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень: примерная рабочая программа / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 27 с.
10. Босова, Л.Л. Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 256 с.
11. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. Пер. с англ. Е. А. Самсонов.- 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2003. - 304 с.
12. Воробьева, М.В. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие / авторы-составители В.М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Е. Будунова. - М.: ЕБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с.
13. Еаррас, Ж.Е. Развитие теории и практики применения эмпирических методов педагогических исследований / Ж.Е. Еаррас, О.Ю Ефремов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.- 2012.- Т. 54.- № 2.- С. 195-201.
14. Еерасимова, И.Н. Интеллект-карта как метод формирования понятийно-терминологического аппарата обучающихся в высшей школе / И.Н. Еерасимова, Ж.Е. Ермолаева // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация.- 2014.- № 2.- С. 59-65.
15. Еолубев, О.Б. Методические рекомендации по подготовке к ЕЕЭ по информатике и ИКТ / О.Б. Еолубев. // В сборнике: Системные стратегии: наука, образование, информационные технологии Сборник научных статей.- Вологодский государственный педагогический университет.- 2013.- С. 39¬43.
16. Григорьева, А.В. Использование технологии интеллект-карт на уроке как средство развития критического мышления / А.В. Григорьева, А.С. Курочкин // В сборнике: Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении материалы VII Всероссийской научно-практической конференции.- 2016.- С. 157-160.
17. Гуляева, И.В. Технология составления интеллект-карт как необходимое условие формирования информационной компетенции студентов СПО / И.В. Гуляева // В сборнике: Материалы конференций ГНИИ
«НАЦРАЗВИТИЕ». Октябрь 2016 Сборник избранных статей.Ответственный за выпуск Л.А. Павлов.- 2016.- С. 54-56.
18. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по информатике и ИКТ / Подготовлен ФГБНУ «ФИЛИ», 2018.
19. Дружкова, О.В. Механизм решения проблемы психолого-педагогической
готовности выпускников к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ / О.В. Дружкова // В сборнике: Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- 2017.- С. 110-112.
20.Зинурова, З.А. Подготовка к егэ по информатике / З.А.Зинурова // В сборнике: Интернет-технологии в образовании Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции. МОО «Академия информатизации образования» ОО «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования»; Ответственный редактор Н. В. Софронова.- 2015.- С. 290-293.
21.Зорина, С.А. Система подготовки к ЕГЭ по информатике / С.А.Зорина // В сборнике: Интернет-технологии в образовании Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции. МОО «Академия информатизации образования» ОО «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования»; Ответственный редактор Н. В. Софронова.- 2015.- С. 293-297.
22. Ильин, А.Е. Интеллект-карты в преподавании информатики / А.Е. Ильин // В сборнике: Современные образовательные технологии в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин Сборник научных трудов IV Международной научно-методической конференции. Ответственный редактор: А.Б. Маховиков.- 2017.- С. 315-318.
23. Ильин, А.Е. Использование интеллект-карт в преподавании информатики / А.Е. Ильин // Вестник научных конференций.- 2017.- № 3-6 (19).- С. 57-58.
24. Интеллект-карты [Электронный ресурс]: тренинг эффективного мышления.- Режим доступа: http://www.mmd-map.ru
25. Костюкевич, Е.Ф. Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе / Е.Ф. Костюкевич // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве.- 2016.- № 3.- С. 83-89.
26. Кубеков, Б.С. Инновационная технология обучения как композиция радиантного подхода, интеллект-карт и объектного моделирования / Б. С. Кубеков // Вестник университета Туран.- 2012.- № 1 (53).- С. 181-186.
27. Кузьмин, Д.Н. Анализ результатов ЕЕЭ по информатике и ИКТ по Красноярскому краю / Д.Н. Кузьмин, Т.В. Кузьмина // Проблемы и перспективы современной науки.- 2015.- № 9.- С. 72-77.
28. Куликова Н.Ю. Методические основы формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения / Н.Ю. Куликова // Современные проблемы науки и образования.- 2014.- № 4.- С. 92.
29. Липская, М.К. Ментальные карты и их применение в учебном процессе // Инновационные процессы и корпоративное управление : материалы VI Международной заочной научно- практической конференции, 14-28 марта 2014 г., Минск. - Минск, 2014. - С.142-147.
30. Мельникова, В.Ф. Система подготовки к ЕЕЭ по информатике / В.Ф. Мельникова // Наука и образование: новое время.- 2014.- № 5.- С. 123-125.
31. Моргунова, А.Ю. К вопросу о ЕЕЭ по информатике / А.Ю. Моргунова // Психолого-педагогический журнал Еаудеамус.- 2014.- № 2 (24).- С. 186-187.
32. Московский центр технологической модернизации образования.
Эффективное использование метода интеллект - карт на уроках: методическое пособие.- М.,2013.-11 с.
33. Немчинова, Т.В. Эффективные приемы подготовки школьников к ЕГЭ по информатике и ИКТ // Вести. Бурят.гос. ун-та. - 2013. - № 15. - С. 20-24.
34. Никитин, ВЯ. Теория методов в педагогических исследованиях / В.Я. Никитин // Академия профессионального образования.- 2014.- № 1-2.- С. 3¬6
35. Нужнова, С.В. Применение статистических методов в психолого-педагогических исследованиях: Учебное пособие / Сост. С.В. Нужнова. - Троицкий филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ».- Троицк, 2005. - 120 с.
36. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ege.edu.ru (Дала обращения: 11.01.2018)
37. Петрова, И. А. Использование структурированных графических схем в изучении информатики / И.А. Петрова, Е.П. Ракова // Успехи современного естествознания.- 2013.- №10.- С.48-50.
38. Потакова, Л.И. Подготовка к ЕГЭ по информатике в 2014-2015 учебном
году / Л.И.Потакова // В сборнике: Интернет-технологии в образовании Материалы всероссийской с международным участием научно¬практической конференции. МОО «Академия информатизации образования» ОО «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования»; Ответственный редактор Н. В. Софронова.- 2015.- С. 306-309.
39. Пронина, Е.В. Интеллект-карта как средство развития учебно-творческой деятельности учащихся / Е.В. Пронина // В сборнике: Педагогическое образование в современных условиях материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Министерство образования и науки РФ; Куйбышевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»,- 2014.- С. 134-139.
40. Пышницкий, К.М. Информационные технологии при подготовке ЕГЭ по дисциплине «Информатика» в средней школе / К.М. Пышницкий // В сборнике: ЧЕРЕПОВЕЦКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ - 2012 Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.П. Павлова.- 2013.- С. 232-234.
41. Романичева, Е.С. Ментальные карты, или интеллект-карты / Е.С. Романичева // Литература в школе.- 2015.- № 8.- С. 40-41.
42. Сайт Федерального института педагогических измерений: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fipi.ru (Дата обращения: 11.01.2018)
43. Сафронов, И.К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика / И.К. Сафронов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 368 с.
44. Свалова, Т.А. Интеллект-карта как средство формирующего оценивания знаний / Т.А. Свалова, М.Ю. Мамонтова // В сборнике: Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий Межвузовский сборник научных работ. Екатеринбург, 2016.- С. 86-96.
45. Семченко, Я.А. Интеллект-карта как способ развития визуального мышления учащихся / Я.А. Семченко // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах.- 2015.- С. 108-109.
46. Слышкина, Е.И. Технологии и методики развития креативного мышления: интеллект-карты / Е.И. Слышкина / В сборнике: Креативная педагогика и педагогический поиск Материалы Международной научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев.- 2017.- С. 101-103.
47. Соколова, А.В. Интеллект-карта как средство развития информационной компетентности у будущих педагогов дошкольного и начального образования / А.В. Соколова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2015.- № 7-2.- С. 105-112.
48. Урбанович, Ю.П. Проблемы подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ в
старшей школе / Ю.П. Урбанович // В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный
профессионально-педагогический университет.- 2014.- С. 134-137.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение, 2013 г. - 62 с.
50. Хорева Э.А. Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике / Э.А.Хорева, К.А. Колесниченко // Научно-методический журнал Педагогический поиск.- 2014.- № 10-12.- С. 53-56.
51. Цыбикова, Т.С. Информационная система учета подготовленности учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике / Т.С. Цыбикова // Система ценностей современного общества.- 2016.- № 49.- С. 185-189.
52. Цыброва, И.О. Интеллект-карта как средство реализации современного урока / И.О. Цыброва // Информатика в школе.- 2015.- № 3 (106).- С. 31-36.
53. Шумилов, В.Е. Интеллект карты для подготовки к экзаменам / В.Е. Шумилов // В сборнике: Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества Материалы X международной научно-практической конференции. C6opHHK научных статей участников конференции.- 2017.- С. 147-151.