ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 10
1.1. Графомоторный навык в структуре письменной речи 10
1.2. Особенности формирования графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи 17
1.3. Направление работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников 24
1.4. Анализ методических рекомендаций по формированию графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 36
2.1. Организация экспериментальной работы по изучению особенностей развития графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи 36
2.2. Анализ результатов исследования развития графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи 42
2.3. Методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 10
1.1. Графомоторный навык в структуре письменной речи 10
1.2. Особенности формирования графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи 17
1.3. Направление работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников 24
1.4. Анализ методических рекомендаций по формированию графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 36
2.1. Организация экспериментальной работы по изучению особенностей развития графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи 36
2.2. Анализ результатов исследования развития графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи 42
2.3. Методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
В последние годы в педагогической и медицинской статистике отмечается большой рост детей с нарушениями в речевом развитии. Самым тяжелым и сложным речевым расстройством является «общее недоразвитие речи». При данном нарушении страдают все компоненты речевой системы: небольшой словарный запас детей, нарушенное произношение и восприятие звуков, трудности в освоении грамматического строя речи (Г.А. Волкова, В.П. Глухов, Р.Е. Левина).
Дети младшего школьного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в связи вышеперечисленными нарушениями, испытывают большие трудности в учёбе. Данные дети попадают в группу риска по возникновению дисграфии - «частичного расстройства процесса письма, которое проявляется в специфических и стойких ошибках, обусловленных недоразвитием и нарушением психических функций, обеспечивающих процесс письма». Сбой дают те системы организма, которые принимают непосредственное участие в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные знаки - письмо (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Ястребова).
Главным компонентом, составляющим процесс письма, является понятие «графомоторный навык». Проблема освоения учениками графомоторных навыков письма занимает особенное место в системе подготовки и обучения ребенка в школе. Связанно это с тем, что для большого количества учащихся наиболее трудным предметом в начальной школе считается письмо. У детей с общим недоразвитием речи графомоторные навыки развиты слабо или недостаточно. Это связано с невысоким уровнем сформированности мелкой моторики, плохой координацией движения, недостаточностью пространственно-временных ориентировок и самоконтроля.
Проблемой формирования графомоторных навыков детей занимались следующие учение: М.М. Безруких, А.Д. Ботвинникова, В.А. Илюхина, Е.В. Гурьянова и других. Именно развитием методических рекомендаций по формированию графомоторных навыков детей с нарушением речи занимались А.В. Астахова, Т.П. Буцыкина, Н.Н. Волоскова, С.Н Лысюк и другие.
Нарушение графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи приводит к появлению графических ошибок на письме, в последствие, снижая школьную успеваемость и осложняя учебную деятельность ребенка.
В настоящее время современное среднее учебное заведение предъявляет очень высокие требования к детям, вследствие этого выбранная нами тема: «Формирования графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи» считается актуальной.
Проведенный анализ теоретических представлений о сущности графомоторных навыков, его роли в процессе формирования письменной деятельности, а также сложившейся практики по коррекции графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи позволили обнаружить следующие противоречия:
- между научно-педагогической теорией исследования процесса формирования графомоторного навыка и практикой логопедической работы, осуществляющей недостаточное их использование в процессе устранения нарушений письма, у учащихся осваивающих ступень начального образования с общим недоразвитием речи.
Указанные противоречия выявили проблему изучения нарушений графомоторного навыка у учащихся осваивающих ступень начального образования с общим недоразвитием речи и необходимостью разработки научно обоснованного содержания и методического обеспечения его формирования у данных детей....
Дети младшего школьного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в связи вышеперечисленными нарушениями, испытывают большие трудности в учёбе. Данные дети попадают в группу риска по возникновению дисграфии - «частичного расстройства процесса письма, которое проявляется в специфических и стойких ошибках, обусловленных недоразвитием и нарушением психических функций, обеспечивающих процесс письма». Сбой дают те системы организма, которые принимают непосредственное участие в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные знаки - письмо (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Ястребова).
Главным компонентом, составляющим процесс письма, является понятие «графомоторный навык». Проблема освоения учениками графомоторных навыков письма занимает особенное место в системе подготовки и обучения ребенка в школе. Связанно это с тем, что для большого количества учащихся наиболее трудным предметом в начальной школе считается письмо. У детей с общим недоразвитием речи графомоторные навыки развиты слабо или недостаточно. Это связано с невысоким уровнем сформированности мелкой моторики, плохой координацией движения, недостаточностью пространственно-временных ориентировок и самоконтроля.
Проблемой формирования графомоторных навыков детей занимались следующие учение: М.М. Безруких, А.Д. Ботвинникова, В.А. Илюхина, Е.В. Гурьянова и других. Именно развитием методических рекомендаций по формированию графомоторных навыков детей с нарушением речи занимались А.В. Астахова, Т.П. Буцыкина, Н.Н. Волоскова, С.Н Лысюк и другие.
Нарушение графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи приводит к появлению графических ошибок на письме, в последствие, снижая школьную успеваемость и осложняя учебную деятельность ребенка.
В настоящее время современное среднее учебное заведение предъявляет очень высокие требования к детям, вследствие этого выбранная нами тема: «Формирования графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи» считается актуальной.
Проведенный анализ теоретических представлений о сущности графомоторных навыков, его роли в процессе формирования письменной деятельности, а также сложившейся практики по коррекции графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи позволили обнаружить следующие противоречия:
- между научно-педагогической теорией исследования процесса формирования графомоторного навыка и практикой логопедической работы, осуществляющей недостаточное их использование в процессе устранения нарушений письма, у учащихся осваивающих ступень начального образования с общим недоразвитием речи.
Указанные противоречия выявили проблему изучения нарушений графомоторного навыка у учащихся осваивающих ступень начального образования с общим недоразвитием речи и необходимостью разработки научно обоснованного содержания и методического обеспечения его формирования у данных детей....
Процесс овладения графомоторными навыками считается достаточно трудоёмким процессом для младших школьников, а для учащихся с диагнозом общее недоразвитие речи он сложнее вдвойне. А поскольку количество детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи постоянно возрастает, то проблема коррекции и формирования у них графомоторных навыков достаточно актуальная. В случае если вовремя не проводить логопедическую работу по развитию графомоторного навыка учащихся с общим недоразвитием речи, нарушение этого компонента проявляется в ошибках на письме, что в свою очередь ведет к снижению успеваемости. Вследствии вышесказанного, систематическая и поэтапная система логопедической работы по развитию графомоторного навыка очень важна и необходима для младших школьников с общим недоразвитием речи.
Проведя исследование экспериментальной работы, мы изучили особенности формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением речи, обозначили влияние общего недоразвития речи на развитие графомоторного навыка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Мы исследовали связь между уровнем сформированности мелкой моторики, зрительно-пространственных ориентировок, зрительно-моторных координаций и уровнем сформированности графомоторного навыка. Обобщили методики диагностики кинестетического праксиса, зрительно-моторных координаций и зрительно-пространственной ориентировки. Нами разработаны, и апробированы методические рекомендации системы логопедической работы по развитию графомоторного навыка у учащихся с общим недоразвитием речи. А также разработана и внедрена рабочая тетрадь по развитию графомоторного навыка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвития речи.
Из показателей результатов диагностики, мы выявили большое количество графомоторных ошибок у учащихся с общим недоразвитием речи, в результате недостаточного развития функционального базиса графомоторного навыка письма.
В ходе формирующего этапа экспериментального исследования нами проводились методичсекие рекомендации системы логопедической работа по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственных ориентировок, зрительно-моторных координаций, а так же коррекция и автоматизация графомоторного навыка у учащихся с общим недоразвитием речи.
В результате систематической работы по формированию функционального базиса и совершенствованию графомоторных навыков, мы сделали следующие выводы:
1. Для полноценной сформированности графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи необходимо развитие мелкой моторики рук, зрительно-пространственных ориентировок и зрительно-моторной координации. В предложенных нами методических рекомендациях к организации системы коррекционно-педагогической работы были подобраны различные виды пальчиковых упражнений, а также серии упражнений, направленных на развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
2. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно, непрерывно и систематически, с соблюдением следующих условий:
1) целенаправленная и систематическая работа по формированию предпосылок графомоторных навыков;
2) выделение этапов в работе по формированию графомоторных навыков;
3) повторяемость заданий, с учетом индивидуальных особенностей младших школьников....
Проведя исследование экспериментальной работы, мы изучили особенности формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением речи, обозначили влияние общего недоразвития речи на развитие графомоторного навыка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Мы исследовали связь между уровнем сформированности мелкой моторики, зрительно-пространственных ориентировок, зрительно-моторных координаций и уровнем сформированности графомоторного навыка. Обобщили методики диагностики кинестетического праксиса, зрительно-моторных координаций и зрительно-пространственной ориентировки. Нами разработаны, и апробированы методические рекомендации системы логопедической работы по развитию графомоторного навыка у учащихся с общим недоразвитием речи. А также разработана и внедрена рабочая тетрадь по развитию графомоторного навыка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвития речи.
Из показателей результатов диагностики, мы выявили большое количество графомоторных ошибок у учащихся с общим недоразвитием речи, в результате недостаточного развития функционального базиса графомоторного навыка письма.
В ходе формирующего этапа экспериментального исследования нами проводились методичсекие рекомендации системы логопедической работа по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственных ориентировок, зрительно-моторных координаций, а так же коррекция и автоматизация графомоторного навыка у учащихся с общим недоразвитием речи.
В результате систематической работы по формированию функционального базиса и совершенствованию графомоторных навыков, мы сделали следующие выводы:
1. Для полноценной сформированности графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи необходимо развитие мелкой моторики рук, зрительно-пространственных ориентировок и зрительно-моторной координации. В предложенных нами методических рекомендациях к организации системы коррекционно-педагогической работы были подобраны различные виды пальчиковых упражнений, а также серии упражнений, направленных на развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
2. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно, непрерывно и систематически, с соблюдением следующих условий:
1) целенаправленная и систематическая работа по формированию предпосылок графомоторных навыков;
2) выделение этапов в работе по формированию графомоторных навыков;
3) повторяемость заданий, с учетом индивидуальных особенностей младших школьников....
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2016





