ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место «большого» правительства в США в контексте осмысления «теории
предложения» 14
1.1 Анализ проблем «большого» правительства в исторической ретроспективе 15
1.2 Переход от «неолиберальных» к «неоконсервативным» оценкам «большого»
правительства в американских общественно-политических и академических кругах 25
2. Диалектика перехода в США к экономике «предложения» в 1980-е гг. В рамках
«рейганомики» (оценки правящих и академических кругов США) 32
2.1 Место и роль «ограниченного» правительства в программе «рейганомики» 33
2.2 Либертарианские оценки 35
2.3 Дебаты в американских правящих кругах по поводу Закона о дополнительном
ассигновании 1982 г 37
2.4 Разногласия американских «неолибералов» и «неоконсерваторов» по поводу
«ограниченного» правительства 41
3. «Новый новый» федерализм Р. Рейгана 43
3.1 Смена социально-экономических, политических и правовых приоритетов управления
страной 44
3.2 Обсуждение в американских правящих кругах «нового нового» федерализма Рейгана
в рамках «жесткого треугольника» и на уровне «двойной игры» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Схема 1. Идеологи «групп интересов» в США 57
Схема 2. Основные акторы (сторонники и противники) «большого» правительства США.
58
Схема 3. Принципы «рейганомики»
Соединенные Штаты, используя особые рычаги, осуществляют перераспределение финансовых, материальных и других ресурсов, принимают меры по укреплению международных экономических позиций страны и расширению экспансии американских монополий. Усилению экономической роли государства в XX веке способствовало обострение противоречий в экономике, за чем последовало развитие государственно-монополистического регулирования экономики.
По мере развития эта система регулирования превратилась в систему воспроизводственного процесса. Она состоит из многих элементов, прежде всего включая в себя регулирующий механизм федерального правительства, а также механизм штатов и местных властей, объединяет инструменты государственного экономического регулирования (налоговая система, федеральный бюджет, механизм кредитно-денежной политики) и аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.
В доктрине «новой экономики», сложившейся в 1960-е годы, главная роль в регулировании принадлежала государству, с помощью которого американская экономика должна была быть спасена от кризисов. Однако в связи с нараставшими кризисными процессами в США - скачкообразная инфляция и внутренняя нестабильность, - система государственного-монополистического регулирования оказалась неэффективной.
Дестабилизирующие процессы, происходившие в следующее десятилетие, обострили международные валютно-финансовые и экономические проблемы, которые выразились в стагфляции и структурном кризисе.
Проблема «большого» правительства не является новой, и существует фактически во всех странах. Эта тема на протяжении всей истории государства волновала американское общество, начиная с Декларации о независимости, так как именно тогда в Конституции США была закреплена концепция «ограниченного» правительства, которая претерпевала неоднозначные изменения от президента к президенту.
С начала XX века размер и сила правительства США неоднократно увеличивались, общие государственные расходы росли год от года. США от концепции «ограниченного» правительства перешли к «большому»
правительству. В течение этого времени реформы, проводимые в либеральном духе, способствовали возникновению новых экономических проблем, чрезмерному вмешательству государства в экономику, которые вылились в стагфляцию к концу 1970-го года и поставили все предыдущие действия под вопрос. Обратная реакция в духе «неоконсерватизма» была начата 40-ым президентом США, республиканцем, Р. Рейганом.
Со второй половины 1970-х годов в США, как и в других странах Запада, все более популярной становится экономическая теория консерватизма. Связано это было с технологической революцией и структурным кризисом современного капитализма, который проявлялся в стагнации старых, традиционных отраслей промышленности, в сбоях функционирования кредитно-денежной системы и международной торговли, стагфляции, кризисе сложившихся к тому времени форм организации экономики, а также с невозможностью решения возникших проблем на путях усиленного государственного регулирования, базировавшегося на идеях Кейнса и политике "нового курса" Ф. Д. Рузвельта.
Объектом исследования данной бакалаврской работы является «неоконсерватизм» и «неоглобализм» республиканской администрации Р. Рейгана
Предмет изучения данной бакалаврской работы - оценка «большого правительства» США в исторической ретроспективе и в рамках «рейганомики», которая обеспечивала «неоконсервативную» и «неоглобалистскую» внешнюю политику Р. Рейгана.
Цель данного исследования - общественно-политические, экономические и академические дискуссии в американском обществе по проблеме «большого» правительства в рамках проводимой Р. Рейганом экономической политики «рейганомики».
Хронологические рамки бакалаврской работы охватывают оба президентских срока Р. Рейгана (1981 - 1988 гг.). Именно в этот период правящие в стране республиканцы, руководствуясь консервативными принципами отцов- основателей американской нации, приступили к сокращению государственного аппарата, отказываясь тем самым от теории и практики государственного управления страной, которыми руководствовались правящие круги США со времён "нового курса" Ф. Д. Рузвельта.
Проблемы консерватизма в целом и политика администрации Р. Рейгана привлекают особое внимание американских исследователей. За 1980-1990-е гг. в США была создана обширная историография, в которой отражены все основные направления развития консервативной теории и практики в этой стране, изучены главные закономерности экономических и политических процессов, развивавшихся в конце 70-х годов, исследованы характер и масштабы воздействия консервативных реформ 1981-1988 гг. на американское общество. Множество монографий и статей, посвященных «рейгановской революции», рассматривают самые разные ее аспекты: налоговую, бюджетную, социальную, экологическую, оборонную политику Белого дома, внешнеполитический курс администрации президента. Создана обширная галерея политических портретов, и прежде всего самого президента Р. Рейгана. В десятках серьезных работ проанализированы достижения и неудачи «рейганомики», уроки консервативного поворота.
Российские источники по этому вопросу, в отличие от иностранных, в большинстве своем не обладают исчерпывающим и глубоким анализом внутренней политики США периода 1980-х гг., они обладают анализом внешней политики, а также раскрывают суть самой «рейганомики» и её влияние на социум. Учебное пособие А.Д. Богатурова «Системная история международных отношений в четырех томах. Том четвертый. Документы» представляет собой пособие для комплексного изучения истории международных отношений с использованием системного подхода. В этом пособии используется горизонтальный временный срез для более полного понимания происходящих событий.
Большой комплекс источников составили документы, связанные с государственной деятельностью президента США Р. Рейгана. Для изучения эволюции воззрений Рейгана значительную ценность представляют официальные бумаги президента (тексты выступлений и радиообращений, стенограммы пресс-конференций, меморандумы и материалы, содержащие сведения о его встречах с лидерами Конгресса, Республиканской партии и губернаторами США), включенные прежде всего в такое фундаментальное издание как «Публичные документы президентов Соединенных Штатов. Рональд Рейган» в 15 томах (29 книгах).
Серьезное внимание уделялось изучению специальных докладов, подготовленных консервативными "фабриками мысли" (фондом "Наследие", Американским предпринимательским институтом по исследованиям в области общественной политики, Гуверовским институтом войны, революции и мира), отражавших итоги их исследовательской активности и содержавших конкретные политические рекомендаций республиканской администрации. Материалы этих изданий позволяют судить о степени участия политико-академического комплекса в формировании стратегии как исполнительной, так и законодательной ветвей власти США.
Богатый документальный материал содержится также в публикациях Конгресса США: «Конгрешнл Куотерли Уикли Репорт» , «Конгрешнл Куотерли Альманах» , «Конгрешнл Рекордс» , включающих в себя значительный объем информации: стенограммы заседаний обеих палат, сообщения о ходе слушаний в их комитетах, тексты принятых резолюций и законов и т. п. Разнообразные документы, включенные в эти публикации, раскрывают логику мышления законодателей и позволяют восстановить систему аргументов, выдвигавшихся ими во время дебатов в ходе работы над законопроектами.
При работе над темой были систематически изучены комплекты периодических изданий как консервативной («Комментарии, «Паблик Интерест», «Нэшнл Ревью», «Хьюман Ивэнтс», «Полиси ревью» ), так и либеральной («Нью Йорк Таймс», «Тайм», «ЮС Ньюс энд Уорлд Репорт», «Вашингтон Пост» ) направленности, что позволило воссоздать ход развития событий "рейгановской революции", полнее представить весь спектр оценок политики сторонников Р. Рейгана, содержащихся в американской прессе.
Что касается отечественной историографии «рейгановской революции», то она представлена различными публикациями, анализирующими преимущественно внешнеполитические аспекты деятельности республиканской администрации, а также раскрывающими суть «рейганомики» и ее воздействие на американское общество.
Проблемы консервативной теории и практики «рейганомики», сама личность Р. Рейгана стали объектами пристального внимания отечественных американистов (подавляющее большинство которых являлись научными сотрудниками Института США и Канады Российской академии наук) с начала 1980-х годов. В первые же годы правления республиканцев в научных журналах ("США - экономика, политика, идеология", "Мировая экономика и международные отношения", "Рабочий класс и современный мир" и др.) стали публиковаться многочисленные статьи, посвященные отдельным аспектам консервативной теории и практики в США.
В 1986 г. под редакцией Г. Е. Скорова вышла фундаментальная работа "Американский капитализм в 1980-е гг. Закономерности и тенденции развития экономики", в которой на основе богатого статистического материала комплексному анализу были подвергнуты тенденции развития экономики США в первой половине консервативного десятилетия, рассмотрены проблемы переориентации государственного регулирования и др.
При написании данной работы использовалась фундаментальная биография Рейгана, написанная Э. А. Иваняном - «Рональд Рейган: хроника жизни и времени». «Американское государство накануне XXI века. В книге «От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса» автор исследует личность президента Рейгана и его влияние на общество, правительство и Конгресс.
Монография В.Н. Гарбузова «Революция Рональда Рейгана», автор которой анализирует либеральное и консервативное направления на рубеже 1980-1990-х гг. В.Н. Гарбузов привлекает внимание к «новым правым» движениям, «молодому капиталу» штатов Юга и Запада США. Его внимание также сосредоточено на анализе «рейганомики». Такой глубокий анализ теории и основ консерватизма, действий администрации Рейгана и направлений их деятельности позволил автору дать объективную оценку деятельности президента.
Вскоре после выборов 1980 г. вышла книга «Рейган - человек и президент» , её подготовили корреспонденты газеты «Нью-Йорк таймс» Х. Смит, А. Климер, Л. Силк и др. Содержание книги резко критично в адрес предшественников Р.Рейгана, но авторы были уверены, что новому президенту удастся всё исправить, изменить роль американского правительства во всех сферах жизни общества.
Доклад «Рейгановский эксперимент: Исследование экономической и социальной политики в годы администрации Рейгана» , под редакцией Дж. Палмера и И. Соухилла раскрыл масштабы сдвигов проделанных действий. В нем содержатся статистические данные, анализ экономической, бюджетной, налоговой, социальной политики Белого дома, а также её влияние на американское общество
Разные точки зрения консерваторов и либералов высказаны в книге Дж. Эрмана и М. Флэмма «Обсуждая президентство Рейгана» . Первые видят эпоху Рейгана как нужный для государства момент по выходу из трудностей, в то время как вторые утверждают, что столь радужное наследие является мифом, и что на самом деле его 8 лет на посту президента не имели эффективных результатов.
В книге М. Таннера «Левиафан справа: как консерватизм большого правительства привел к республиканской революции» , мы можем проследить в ретроспективе развитие проблемы «большого» правительства в США в XX веке вплоть до президентства Дж. Буша младшего. Также удалось вынести основные различия в возможном решении проблемы между либералами, либертарианцами и «неоконсерваторами».
В книге Дж. Сэмплса «Борьба с ограничением власти» отражены основные политические дебаты между общественно-политическими, академическими и экономическими кругами по поводу «большого» правительства в рамках либертарианской идеологии.
В 1984 г. под редакцией Л. Hoy вышла работа "Рейганомика: Новый федерализм" , раскрывавшая проблемы перераспределения полномочий в социальной сфере в пользу штатов и местных органов власти.
В конце первого президентства Рейгана стали появляться и первые фундаментальные труды авторов консервативного направления. Так, в 1984 г. в издательстве одного из ведущих консервативных "мозговых центров" -
Гуверовского института войны, революции и мира Стэнфордского университета под редакцией Дж. Мура вышел сборник "В целях процветания: внутренняя политика США в середине 80-х годов" , содержащий 22 статьи известных американских экономистов, социологов и политологов - идейных вдохновителей Р. Рейгана (М. Андерсона, М. Фридмэна, Р. Рикардо-Кэмпбелла, Дж. Гудмэна, Р. Фримэна, П. К. Робертса, С. Липсета и др.). В них рассматривались различные аспекты финансовой, социальной, экономической и внутренней политики республиканской администрации. Анализируя внутриполитический курс рейгановского Белого дома с консервативных позиций, авторы высказывали в его адрес свои критические замечания и предложения.
В последние годы первого и в период второго президентства Р. Рейгана в США стали издаваться мемуары самих инициаторов «рейгановской революции» - людей, которые принимали непосредственное участие в разработке и реализации консервативной политики. Это способствовало как усилению внимания к этой проблеме в академической и политической среде, так и воссозданию более полной картины развития процесса консервативных преобразований. В 1984 г. появились воспоминания бывшего помощника министра финансов П. К. Робертса "Революция предложения: Отчет ее участника о том, как делается политика в Вашингтоне" . В 1986 г. вышла в свет книга бывшего директора Административно-бюджетного управления Д. Стокмэна "Триумф политики: рассказ участника рейгановской революции" . В 1987 г. свои мемуары выпустил и спикер Палаты представителей американского Конгресса Т. О’Нил 'Человек палаты: Жизнь и политические воспоминания спикера Типа О'Нила" .
Особенно богатым на подобные издания оказался 1988 г. - последний год эпохи Рейгана. В этом году появились воспоминания бывшего министра финансов и главы аппарата Белого дома Д. Ригана "Для протокола: От Уолл-стрит до Вашингтона" , мемуары бывшего члена Экономического совета У. Нисканена "Рейганомика: отчет участника о событиях и людях" , работа советника президента Рейгана по экономическим вопросам М. Андерсона «Революция» . Особенность этих фундаментальных публикаций состоит в том, что их авторы, многие из которых были тесно связаны с академическим сообществом США и являлись известными экономистами, рассматривали события 1981 -1988 г. не только глазами участников, но и исследователей. Именно такое сочетание и придает большинству этих работ особую как источниковедческую, так и историографическую ценность.
Актуальность темы, связанной с ограничением финансовых затрат на содержание «большого» правительства в США, кстати, связанных с так называемым «новым» федерализмом, т.е. с распределением предметов ведения (государственный федерализм, бюджетный федерализм и т.д.) между федеральным центром и штатами правящие в Белом доме республиканцы осуществляли дважды в течение 1970-х - 1980-х гг. В первом случае, при Р. Никсоне, в связи со вторым мировым экономическим кризисом в 1973-74 гг.; во втором - при Рейгане, в условиях так называемой «рейганомике» - модернизации национальной экономики на принципах «теории предложения» и возрождения «неоконсервативного» «неоглобалистского» курса США на международной арене. И в том, и в другом случае правящие круги США действовали под лозунгами реалполитик , не исключающей призыва «Вернуть Америку американцам» и деятельности на международной арене с «позиций силы», что в наши дни не раз уже повторял преемник республиканцев на посту президента США Дональд Трамп.
Сильная рыночная экономика требует эффективного управления. Правительство обязано защищать страну, обеспечивать права собственности, предоставлять общественные блага и вмешиваться в рынок, имеющий высокий внешний эффект. Однако правительства во многих развитых странах сейчас обладают гораздо большими функциями. Эти государства, где налогообложение становится искаженным, требуют высоких налоговых поступлений, что создает неэффективность экономики. Г осударства же с низким уровнем налогов будут меньше подвержены искажениям, соответственно будут более эффективны.
Сторонники «экономики предложения» продолжают утверждать, что, поощряя предпринимательство и риск, низкие налоговые ставки приводят к более высоким темпам экономического роста. Подразумевается, что до тех пор, пока воздействие на экономический рост достаточно велико, «маленькие» правительства могут инвестировать многие ресурсы в их общественные службы. Поэтому априори отсутствует причина, что «маленькие» правительства ухудшают объективные общественные результаты.
С 1980-х гг. гипотеза о теории предложения сильно повлияла на экономическую политику Р. Рейгана. С того момента многие страны последовали его примеру, например, путем снижения налогов и ограничения размера правительства.
Задачами данной бакалаврской работы являются:
1. Проследить эволюцию изучаемого вопроса в исторической ретроспективе.
2. Выявить сторонников и противников «неоконсервативного» и «неолиберального» курса США на международной арене в 1980-е гг. как в рамках «жёсткого треугольника», так и на уровне «двойной игры» в американских правящих кругах.
3. Проанализировать конкретные меры администрации Рейгана по ликвидации бюджетного дефицита в США, включая не только сокращения социальных расходов и бюджетного дефицита, в частности, путём снижения расходов на содержание раздутого административно-бюрократического аппарата на уровне федерального центра и штатов (суть так называемого «нового нового» федерализма в стране).
4. Рассмотреть подходы и проанализировать основные механизмы формирования и осуществления так называемой «рейганомики» в центре и на местах (в штатах).
В основу исследования положен комплексный подход с элементами междисциплинарного исследования. Рассматриваются не только политические, но и экономические проблемы. Это означает использование, наряду с собственно историческими методами, методов других наук гуманитарного цикла: экономики, социологии, этнополитологии, социальной психологии. Сюда можно отнести анализ документов, контент-анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, построение типологий, институциональный, сравнительный, бихевиоралистский, статистический методы.
К концу 1970-х гг. в США оформился ряд политических, экономических и социальных предпосылок, которые привели к переходу от либерализма к консерватизму и победе лидера республиканской партии Р. Рейгана на президентских выборах в 1980 г.
Начало президентского правления Рейгана совпало с ухудшением экономического положения американской экономики: рост инфляции,
безработицы, спад производства и др., что подтолкнуло американскую политическую элиту к сдвигу в сторону консерватизма как идеологической основы для формирования так называемой «рейгановской коалиции». Её социально-политическое ядро составили «новые правые»: новоиспеченные бизнесмены юго-западных штатов, большинство членов республиканской партии в исполнительных и законодательных органах страны, а также неоконсервативно настроенные «мозговые центры» США.
«Рейгановкая коалиция» позиционировала себя в качестве революционеров в области экономических реформ, результатом деятельности которых стало: удвоение дефицита государственного бюджета, ликвидация многочисленных социальных программ и инициатив и раздутый военный бюджет. Тем не менее, «неоконсервативно» настроенные «мозговые центры» США до сих пор представляют «рейганомику» как «либерализм с человеческим лицом», который «спасал» демократические ценности страны с помощью консервативных средств.
Подобные утверждения содержат в себе некоторые практические смыслы: чтобы преодолеть острые общественно-политические и академические дискуссии, связанные с социально-экономическими реформами в стране, правящие в Белом доме республиканцы вынуждены были лавировать, добиваясь в процессе осуществления «рейганомики» двухпартийного компромисса. Президент Рейган заключал сделки с демократами, в частности, по вопросу о «большом правительстве», хотя всегда старался делать это как можно с меньшими потерями для своей партии.
В целом, «рейганомика» была направлена на развитие и изменение отношений между государством и рынком. Целью Рейгана было поспособствовать развитию свободного рынка, а государственную власть сделать рассредоточенной и децентрализованной. Ключевым моментом в этой программе было возродить индивидуализм и личную инициативу рядовых американцев. Все это, в конечном счете, было призвано укрепить институты гражданского общества в интересах развития традиционных либерально¬демократических ценностей в стране.
Подобная тактика, безусловно, обеспечила в целом позитивные результаты «рейганомики», способствовала решению проблем «большого правительства» в
США. В частности, Рейгану удалось восстановить доверие нации к власти и добиться одобрения со стороны большинства американского общества признания идеи «ограниченного» правительства. Эту идею реализовал на практике, констатировала газета «Нью-Йорк Таймс», «сильный, решительный и оптимистичный» президент, вселив веру американского народа в институте президентства», уровень неуважения и недоверия к которому падал в США со времён правления демократов во главе с Л. Джонсоном». Он сделал экономику более продуктивной, а правительство менее расточительным .
Бюджетный дефицит страны достиг колоссального уровня, в течение двух сроков президентства Рейгана, начиная от 1981 г. фискального года и до 1989 г. финансового, государственный долг вырос с 32,5% до 53,1% от ВВП. Хотя среднегодовой темп роста был равен 14,05%. . Это обстоятельство, в свою очередь, потребовало увеличивать расходы содержание бюрократического аппарата в центре и на местах правительства: они выросли на $321 млрд. . Тем не менее, к концу президентства Р. Рейгана так и не удалось достигнуть консенсуса, связанного с обсуждением проблемы «большого» правительства в общественно-политических, экономических и академических кругах США.
1. История США в документах [Электронный ресурс] // URL: http: //www.grinchevskiy .ru/
2. Рейган Р. Жизнь по-американски / Р. Рейган. - М.Новости. - 1992.
3. Системная история международных отношений в четырех томах. 1918-2003. События и документы / Под ред. А.Д. Богатурова. том IV - . М.: НОФМО, 2003-2004. - 600 с.
4. Скоров Г.Е. Американский капитализм в 80-е годы: закономерности и тенденции развития экономики / Г.Е. Скоров, Г.А. Арбатов; Ин-т США и Канады РАН. - М. : Наука, 1986. - С. 10 - 79.
5. America in the 1980s. Washington, D. C.: Congressional Quarterly: Ed. Research Rep., 1980.
6. American Federalism: A New Partnership for the Republic. San Francisco, California: Institute for Contemporary Studies, 1982.
7. Economic Recovery Tax Act of 1981: [Электронный ресурс] // URL: http://ru.scribd.com/doc/61986150/Economic-Recovery-T ax-Act-of-1981 -PL-97-34. (Дата обращения: 4.04.2016).
8. First Inaugural Address: [Электронный ресурс] // University of Virginia. 2008. URL: http://millercenter.org/president/speeches#reagan. (Дата обращения: 24.03.2014)
9. Lindert P. Does Big Government Hurt Economic Growth? [Электронный
ресурс] // Saint John’s University. URL:
http://www.csbsju.edu/Documents/Clemens%20Lecture/lecture/ClemensLect04.pdf
10. Newport F. Ronald Reagan from people’s perspective, Gallup Poll Review [Электронный ресурс] // URL: http://www.gallup.com/poll/11887/ronald- reagan-from-peoples-perspective-gallup-poll-review.aspx
11. Niskanen A.W. Supply tax cut and the truth about the Reagan economic
record [Электронный ресурс] // W. A. Niskanen and S. Moore. URL: http://www.cato.org/pubs/pas/pa-261.html - Cato institute. - Oct 22, 1996. (Дата обращения: 22.04.2016)
12. Public papers of the president of the United States: Ronald Reagan, 1981,1982 // U.S. Government Printing Office
13. The Second American Revolution: Reaganomics: [Электронный ресурс]
// The Ronald Reagan Presidential Foundation & Library. 2010. URL: http://www.reaganfoundation.org/economic-policy.aspx. (Дата обращения
24.03.2015)
14. Reaganomics: the New Federalism. / Ed. by C. Lowe. N. Y.: The H. W. Wilson Company, 1984.
15. Rowland E. The Reagan Revolution / E. Rowland, Robert D. Novak - Washington D.C. : E.P. Dutton, 1981. - 257 p... 42