Рекомендации по развитию детского туризма в РФ (Российский государственный социальный университет)
|
Работа сделана на примере Брянской области.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1. Определение детского туризма, его виды и формы. 5
1.2. Основные этапы истории детского туризма в РФ 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование детского туризма в РФ 17
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РФ 23
2.1. Концептуальная модель управления детским туризмом в РФ. 23
2.2. Программные мероприятия по управлению развитием детским туризмом. 28
2.3. Основные региональные центры детского туризма в РФ 32
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА 39
3.1. Средства размещения в детском туризме 39
3.2. Классификация детских оздоровительных лагерей 43
3.3. Организация сопровождения и перевозок детских туристических групп 46
ГЛАВА 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 53
4.1. Анализ туристско-ресурсного потенциала Брянской области для развития детского туризма 53
4.2. Разработка туристического маршрута «Тропами Брянского леса» 58
4.3. Организация маркетинговой деятельности в Брянской области по новым детским туристическим продуктам 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1. Определение детского туризма, его виды и формы. 5
1.2. Основные этапы истории детского туризма в РФ 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование детского туризма в РФ 17
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РФ 23
2.1. Концептуальная модель управления детским туризмом в РФ. 23
2.2. Программные мероприятия по управлению развитием детским туризмом. 28
2.3. Основные региональные центры детского туризма в РФ 32
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА 39
3.1. Средства размещения в детском туризме 39
3.2. Классификация детских оздоровительных лагерей 43
3.3. Организация сопровождения и перевозок детских туристических групп 46
ГЛАВА 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 53
4.1. Анализ туристско-ресурсного потенциала Брянской области для развития детского туризма 53
4.2. Разработка туристического маршрута «Тропами Брянского леса» 58
4.3. Организация маркетинговой деятельности в Брянской области по новым детским туристическим продуктам 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Детский туризм в России можно рассматривать как важный инструмент, оказывающий большое влияние на воспитание, образование и оздоровление подрастающего поколения нашей страны, тем не менее тот потенциал, которым он обладает, далеко не полностью раскрыт на сегодняшний день. Под влиянием последствий пандемии и изменений в геополитической обстановке внутренний туризм в последние годы стал объектом повышенного внимания, а вопросы патриотического воспитания и формирования экологической ответственности приобрели особую актуальность. В этом контексте развитие детского туризма выходит на уровень стратегического приоритета. Но все же, та инфраструктура, нормативно-правовая база и маркетинговые механизмы, которые существуют, требуют модернизации. Особенно это актуально для регионов, обладающих богатым природным и культурным наследием, таких как Брянская область.
Актуальность данной работы связана с тем, что детский туризм в России имеет неравномерный характер развития, а его региональные особенности остаются в стороне неизученными. Несмотря на наличие фундаментальных работ в сфере туризма (А.С. Кусков, В.А. Квартальнов), специфика детских туристических программ, особенно в контексте взаимодействия образовательных учреждений, туроператоров и особо охраняемых природных территорий, требует более глубокого изучения и анализа. Современные исследования (М.А., Семенчукова; Л.Х. Назарова, П.А. Аладышкина) рассматривают отдельные аспекты этой темы, но не охватывают комплексный подход к организации маршрутов и координации между ведомствами. Особую значимость приобретает экологический туризм, который не только соответствует государственной экологической политике, но и открывает широкие перспективы для регионов схожих с Брянской областью, обладающей уникальными природными ресурсами. Все это подчеркивает необходимость дальнейших научных исследований и разработки новых методических подходов в сфере детского туризма.
Объектом исследования является детский туризм в Российской Федерации.
Предметом исследования является изучение основных механизмов развития детского туризма и выработка рекомендаций по его совершенствованию.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по эффективному развитию детского туризма в России, на примере Брянской области.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
− Оценить теоретические аспекты детского туризма, выявив его виды и нормативно-правовые основы в России.
− Провести анализ существующих в России модель управления детским туризмом.
− Дать оценку туристско-ресурсному потенциалу для развития детского туризма в Брянской области.
− Разработать экологический маршрут «Тропами Брянского леса».
− Предложить механизмы продвижения экологического маршрута в рамках детского туризма Брянской области.
В данной дипломной работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез; сравнение и классификация; обобщение научных и практических данных; сравнительно-описательный метод; картографический метод; статистический анализ данных; проектный метод; контент-анализ.
Актуальность данной работы связана с тем, что детский туризм в России имеет неравномерный характер развития, а его региональные особенности остаются в стороне неизученными. Несмотря на наличие фундаментальных работ в сфере туризма (А.С. Кусков, В.А. Квартальнов), специфика детских туристических программ, особенно в контексте взаимодействия образовательных учреждений, туроператоров и особо охраняемых природных территорий, требует более глубокого изучения и анализа. Современные исследования (М.А., Семенчукова; Л.Х. Назарова, П.А. Аладышкина) рассматривают отдельные аспекты этой темы, но не охватывают комплексный подход к организации маршрутов и координации между ведомствами. Особую значимость приобретает экологический туризм, который не только соответствует государственной экологической политике, но и открывает широкие перспективы для регионов схожих с Брянской областью, обладающей уникальными природными ресурсами. Все это подчеркивает необходимость дальнейших научных исследований и разработки новых методических подходов в сфере детского туризма.
Объектом исследования является детский туризм в Российской Федерации.
Предметом исследования является изучение основных механизмов развития детского туризма и выработка рекомендаций по его совершенствованию.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по эффективному развитию детского туризма в России, на примере Брянской области.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
− Оценить теоретические аспекты детского туризма, выявив его виды и нормативно-правовые основы в России.
− Провести анализ существующих в России модель управления детским туризмом.
− Дать оценку туристско-ресурсному потенциалу для развития детского туризма в Брянской области.
− Разработать экологический маршрут «Тропами Брянского леса».
− Предложить механизмы продвижения экологического маршрута в рамках детского туризма Брянской области.
В данной дипломной работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез; сравнение и классификация; обобщение научных и практических данных; сравнительно-описательный метод; картографический метод; статистический анализ данных; проектный метод; контент-анализ.
Таким образом можно прийти к выводу, что анализ теоретических аспектов детского туризма раскрывает его сущность как особого направления туристской деятельности, которое ориентировано на детей и подростков. Детский туризм выступает в качестве инструмента, способного реализовывать через себя множество функций, самыми основными из которых являются образовательные, оздоровительные, культурные и патриотические. Все они способствуют всестороннему развитию личности ребёнка и формируют у него активную гражданскую позицию.
Рассмотрев основные виды и формы детского туризма, которые включают в себя познавательные, оздоровительные, спортивные, культурные и просветительские направления, необходимо отметить, что их разнообразие позволяет учитывать интересы и возрастные особенности детей, направленные на эффективное решение задач воспитания и социализации. Немаловажную роль в данной работе играет анализ нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу, в том числе федеральных законов, ГОСТов и санитарных правил.
Мы видим, что на современном этапе детский туризм обладает значительным потенциалом, который требует комплексного подхода к развитию. Наличие нормативной базы и богатого исторического опыта говорит о возможности совершенствования условий организации, механизма контроля и содержания программ, что будет способствовать дальнейшему укреплению этого направления как важной части государственной социальной и образовательной политики.
В процессе исследования данной темы работы была успешно выполнена задача анализа существующих в России моделей управления детским туризмом. Система управления должна опираться на комплексный подход, включая федеральные и региональные инициативы. Важно создать эффективные механизмы координации между государственными и частными структурами, образовательными учреждениями и родителями, а также развивать инфраструктуру для детского туризма.
Концептуальная модель управления детским туризмом, предложенная Е. А. Маслаковой, является целостной системой, которая объединяет стратегическое планирование, организационно-функциональные механизмы и ресурсное обеспечение. Реализация модели должна осуществляться через программные мероприятия, обеспечивающие развитие инфраструктуры и культурных ценностей, расширяя доступность туризма по всей стране. Примеры таких программ – ВДЦ «Смена», «Моя Россия», «Дети едут к детям».
Нехватка кадров, слабое развитие инфраструктуры, неравномерно-региональный охват являются сдерживающими факторами. Исходя из этого, требуется адаптация программ с учётом особенностей региона, а также усиления взаимодействия между различными ведомствами и развитие региональных центров детского туризма.
В процессе анализа нормативно-правовых документов были выявлены основные требования к организации детского туризма, в которые в обязательном порядке входит обеспечение высокого уровня безопасности, соблюдение всех санитарных и технических норм в процессе организованного детского туризма. Были определены основные требования, которые предъявляются к условиям проживания детей в различных видах размещения. На основании классификации детских оздоровительных лагерей по различным признакам удалось выделить их типы, каждый из которых характеризуется определёнными особенностями в организации детского туризма.
В процессе изучения особенностей организации сопровождения и перевозок детских туристических групп был определен ряд требований к автобусным, железнодорожным и международным перевозкам. К ним относятся нормативно-правовые и организационные меры сопровождения, технические и кадровые стандарты, требования к водителю, а также возрастные и временные ограничения.
Оценка туристско-ресурсного потенциала Брянской области показала, что регион обладает значительным культурным и историческим наследием, а также высоким потенциалом природных объектов. Рекреационные ресурсы занимают важное место в формировании детских туристических маршрутов и программ. Область отличается выгодным транспортно-географическим положением с хорошо развитой автомобильной и железнодорожной сетью. В регионе имеется ряд объектов размещения в форме гостиниц, туристических баз, детских лагерей и домов отдыха.
Однако на сегодняшний день сохраняется необходимость в улучшении дорожного покрытия, особенно в сельских районах, где расположены перспективные объекты для развития детского экологического туризма. В отношении объектов размещения требуется модернизация материально-технической базы, установка современных систем видеонаблюдения, обновление санитарно-гигиенических условий, а также обеспечение доступной среды для детей с ОВЗ. Среди проблемных зон остаётся низкий уровень цифровизации детского туристского продукта. В регионе практически отсутствуют специализированные информационные ресурсы, онлайн-карты и мобильные приложения, способствующие упрощению доступа к информации родителям и сопровождение организованных групп.
Цель данной работы была достигнута в полном объёме за счёт разработки туристского маршрута «Тропами Брянского леса», который представляет собой полноценный экологический тур, ориентированный на школьников и сочетающий в себе познавательные, оздоровительные и воспитательные компоненты, способствующие формированию экологического сознания и патриотическому развитию. Программа представляет собой двухдневный тур, рассчитанный на группу из 12 детей, с проживанием в палаточном лагере на экологически оборудованной стоянке в заповеднике «Брянский лес».
Согласно проведённым расчётам, предполагается, что рентабельность данного тура в 40,2 % позволит приносить стабильную прибыль.
Учитывая специфику целевой аудитории и особенности детского экологического туризма, была предложена разработка и реализация маркетинговой кампании маршрута, которая позволила выстроить комплексный подход к его продвижению. Каналами распространения информации выступали сочетание цифровых и традиционных форм. В медиаплане отражена поэтапная реализация мероприятий сроком на 6 месяцев — от запуска сайта до участия в форумах и анализа результатов. Были обоснованы расходы на все этапы маркетинга, включая рекламу, печатные материалы, создание видео, участие в выставке и прочие сопутствующие затраты. Предполагается, что предложенная стратегия позволит выстроить системное продвижение маршрута, создать устойчивый интерес к нему и укрепить имидж Брянской области как региона, ориентированного на детский экологический туризм.
Рассмотрев основные виды и формы детского туризма, которые включают в себя познавательные, оздоровительные, спортивные, культурные и просветительские направления, необходимо отметить, что их разнообразие позволяет учитывать интересы и возрастные особенности детей, направленные на эффективное решение задач воспитания и социализации. Немаловажную роль в данной работе играет анализ нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу, в том числе федеральных законов, ГОСТов и санитарных правил.
Мы видим, что на современном этапе детский туризм обладает значительным потенциалом, который требует комплексного подхода к развитию. Наличие нормативной базы и богатого исторического опыта говорит о возможности совершенствования условий организации, механизма контроля и содержания программ, что будет способствовать дальнейшему укреплению этого направления как важной части государственной социальной и образовательной политики.
В процессе исследования данной темы работы была успешно выполнена задача анализа существующих в России моделей управления детским туризмом. Система управления должна опираться на комплексный подход, включая федеральные и региональные инициативы. Важно создать эффективные механизмы координации между государственными и частными структурами, образовательными учреждениями и родителями, а также развивать инфраструктуру для детского туризма.
Концептуальная модель управления детским туризмом, предложенная Е. А. Маслаковой, является целостной системой, которая объединяет стратегическое планирование, организационно-функциональные механизмы и ресурсное обеспечение. Реализация модели должна осуществляться через программные мероприятия, обеспечивающие развитие инфраструктуры и культурных ценностей, расширяя доступность туризма по всей стране. Примеры таких программ – ВДЦ «Смена», «Моя Россия», «Дети едут к детям».
Нехватка кадров, слабое развитие инфраструктуры, неравномерно-региональный охват являются сдерживающими факторами. Исходя из этого, требуется адаптация программ с учётом особенностей региона, а также усиления взаимодействия между различными ведомствами и развитие региональных центров детского туризма.
В процессе анализа нормативно-правовых документов были выявлены основные требования к организации детского туризма, в которые в обязательном порядке входит обеспечение высокого уровня безопасности, соблюдение всех санитарных и технических норм в процессе организованного детского туризма. Были определены основные требования, которые предъявляются к условиям проживания детей в различных видах размещения. На основании классификации детских оздоровительных лагерей по различным признакам удалось выделить их типы, каждый из которых характеризуется определёнными особенностями в организации детского туризма.
В процессе изучения особенностей организации сопровождения и перевозок детских туристических групп был определен ряд требований к автобусным, железнодорожным и международным перевозкам. К ним относятся нормативно-правовые и организационные меры сопровождения, технические и кадровые стандарты, требования к водителю, а также возрастные и временные ограничения.
Оценка туристско-ресурсного потенциала Брянской области показала, что регион обладает значительным культурным и историческим наследием, а также высоким потенциалом природных объектов. Рекреационные ресурсы занимают важное место в формировании детских туристических маршрутов и программ. Область отличается выгодным транспортно-географическим положением с хорошо развитой автомобильной и железнодорожной сетью. В регионе имеется ряд объектов размещения в форме гостиниц, туристических баз, детских лагерей и домов отдыха.
Однако на сегодняшний день сохраняется необходимость в улучшении дорожного покрытия, особенно в сельских районах, где расположены перспективные объекты для развития детского экологического туризма. В отношении объектов размещения требуется модернизация материально-технической базы, установка современных систем видеонаблюдения, обновление санитарно-гигиенических условий, а также обеспечение доступной среды для детей с ОВЗ. Среди проблемных зон остаётся низкий уровень цифровизации детского туристского продукта. В регионе практически отсутствуют специализированные информационные ресурсы, онлайн-карты и мобильные приложения, способствующие упрощению доступа к информации родителям и сопровождение организованных групп.
Цель данной работы была достигнута в полном объёме за счёт разработки туристского маршрута «Тропами Брянского леса», который представляет собой полноценный экологический тур, ориентированный на школьников и сочетающий в себе познавательные, оздоровительные и воспитательные компоненты, способствующие формированию экологического сознания и патриотическому развитию. Программа представляет собой двухдневный тур, рассчитанный на группу из 12 детей, с проживанием в палаточном лагере на экологически оборудованной стоянке в заповеднике «Брянский лес».
Согласно проведённым расчётам, предполагается, что рентабельность данного тура в 40,2 % позволит приносить стабильную прибыль.
Учитывая специфику целевой аудитории и особенности детского экологического туризма, была предложена разработка и реализация маркетинговой кампании маршрута, которая позволила выстроить комплексный подход к его продвижению. Каналами распространения информации выступали сочетание цифровых и традиционных форм. В медиаплане отражена поэтапная реализация мероприятий сроком на 6 месяцев — от запуска сайта до участия в форумах и анализа результатов. Были обоснованы расходы на все этапы маркетинга, включая рекламу, печатные материалы, создание видео, участие в выставке и прочие сопутствующие затраты. Предполагается, что предложенная стратегия позволит выстроить системное продвижение маршрута, создать устойчивый интерес к нему и укрепить имидж Брянской области как региона, ориентированного на детский экологический туризм.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА
ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Внутренний туризм России: точки роста (Российский государственный социальный университет)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Разработка региональной модели развития детского туризма для Алтайского края
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Управление развитием детского туризма в образовательной организации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОПЫТ, БАРЬЕРЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА КАК ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
КАК ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - СОЗДАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ МАРШРУТОВ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



