Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рекомендации по развитию детского туризма в РФ (Российский государственный социальный университет)

Работа №180614

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы79
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Брянской области.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1. Определение детского туризма, его виды и формы. 5
1.2. Основные этапы истории детского туризма в РФ 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование детского туризма в РФ 17
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РФ 23
2.1. Концептуальная модель управления детским туризмом в РФ. 23
2.2. Программные мероприятия по управлению развитием детским туризмом. 28
2.3. Основные региональные центры детского туризма в РФ 32
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА 39
3.1. Средства размещения в детском туризме 39
3.2. Классификация детских оздоровительных лагерей 43
3.3. Организация сопровождения и перевозок детских туристических групп 46
ГЛАВА 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 53
4.1. Анализ туристско-ресурсного потенциала Брянской области для развития детского туризма 53
4.2. Разработка туристического маршрута «Тропами Брянского леса» 58
4.3. Организация маркетинговой деятельности в Брянской области по новым детским туристическим продуктам 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Детский туризм в России можно рассматривать как важный инструмент, оказывающий большое влияние на воспитание, образование и оздоровление подрастающего поколения нашей страны, тем не менее тот потенциал, которым он обладает, далеко не полностью раскрыт на сегодняшний день. Под влиянием последствий пандемии и изменений в геополитической обстановке внутренний туризм в последние годы стал объектом повышенного внимания, а вопросы патриотического воспитания и формирования экологической ответственности приобрели особую актуальность. В этом контексте развитие детского туризма выходит на уровень стратегического приоритета. Но все же, та инфраструктура, нормативно-правовая база и маркетинговые механизмы, которые существуют, требуют модернизации. Особенно это актуально для регионов, обладающих богатым природным и культурным наследием, таких как Брянская область.
Актуальность данной работы связана с тем, что детский туризм в России имеет неравномерный характер развития, а его региональные особенности остаются в стороне неизученными. Несмотря на наличие фундаментальных работ в сфере туризма (А.С. Кусков, В.А. Квартальнов), специфика детских туристических программ, особенно в контексте взаимодействия образовательных учреждений, туроператоров и особо охраняемых природных территорий, требует более глубокого изучения и анализа. Современные исследования (М.А., Семенчукова; Л.Х. Назарова, П.А. Аладышкина) рассматривают отдельные аспекты этой темы, но не охватывают комплексный подход к организации маршрутов и координации между ведомствами. Особую значимость приобретает экологический туризм, который не только соответствует государственной экологической политике, но и открывает широкие перспективы для регионов схожих с Брянской областью, обладающей уникальными природными ресурсами. Все это подчеркивает необходимость дальнейших научных исследований и разработки новых методических подходов в сфере детского туризма.
Объектом исследования является детский туризм в Российской Федерации.
Предметом исследования является изучение основных механизмов развития детского туризма и выработка рекомендаций по его совершенствованию.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по эффективному развитию детского туризма в России, на примере Брянской области.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
− Оценить теоретические аспекты детского туризма, выявив его виды и нормативно-правовые основы в России.
− Провести анализ существующих в России модель управления детским туризмом.
− Дать оценку туристско-ресурсному потенциалу для развития детского туризма в Брянской области.
− Разработать экологический маршрут «Тропами Брянского леса».
− Предложить механизмы продвижения экологического маршрута в рамках детского туризма Брянской области.
В данной дипломной работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез; сравнение и классификация; обобщение научных и практических данных; сравнительно-описательный метод; картографический метод; статистический анализ данных; проектный метод; контент-анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом можно прийти к выводу, что анализ теоретических аспектов детского туризма раскрывает его сущность как особого направления туристской деятельности, которое ориентировано на детей и подростков. Детский туризм выступает в качестве инструмента, способного реализовывать через себя множество функций, самыми основными из которых являются образовательные, оздоровительные, культурные и патриотические. Все они способствуют всестороннему развитию личности ребёнка и формируют у него активную гражданскую позицию.
Рассмотрев основные виды и формы детского туризма, которые включают в себя познавательные, оздоровительные, спортивные, культурные и просветительские направления, необходимо отметить, что их разнообразие позволяет учитывать интересы и возрастные особенности детей, направленные на эффективное решение задач воспитания и социализации. Немаловажную роль в данной работе играет анализ нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу, в том числе федеральных законов, ГОСТов и санитарных правил.
Мы видим, что на современном этапе детский туризм обладает значительным потенциалом, который требует комплексного подхода к развитию. Наличие нормативной базы и богатого исторического опыта говорит о возможности совершенствования условий организации, механизма контроля и содержания программ, что будет способствовать дальнейшему укреплению этого направления как важной части государственной социальной и образовательной политики.
В процессе исследования данной темы работы была успешно выполнена задача анализа существующих в России моделей управления детским туризмом. Система управления должна опираться на комплексный подход, включая федеральные и региональные инициативы. Важно создать эффективные механизмы координации между государственными и частными структурами, образовательными учреждениями и родителями, а также развивать инфраструктуру для детского туризма.
Концептуальная модель управления детским туризмом, предложенная Е. А. Маслаковой, является целостной системой, которая объединяет стратегическое планирование, организационно-функциональные механизмы и ресурсное обеспечение. Реализация модели должна осуществляться через программные мероприятия, обеспечивающие развитие инфраструктуры и культурных ценностей, расширяя доступность туризма по всей стране. Примеры таких программ – ВДЦ «Смена», «Моя Россия», «Дети едут к детям».
Нехватка кадров, слабое развитие инфраструктуры, неравномерно-региональный охват являются сдерживающими факторами. Исходя из этого, требуется адаптация программ с учётом особенностей региона, а также усиления взаимодействия между различными ведомствами и развитие региональных центров детского туризма.
В процессе анализа нормативно-правовых документов были выявлены основные требования к организации детского туризма, в которые в обязательном порядке входит обеспечение высокого уровня безопасности, соблюдение всех санитарных и технических норм в процессе организованного детского туризма. Были определены основные требования, которые предъявляются к условиям проживания детей в различных видах размещения. На основании классификации детских оздоровительных лагерей по различным признакам удалось выделить их типы, каждый из которых характеризуется определёнными особенностями в организации детского туризма.
В процессе изучения особенностей организации сопровождения и перевозок детских туристических групп был определен ряд требований к автобусным, железнодорожным и международным перевозкам. К ним относятся нормативно-правовые и организационные меры сопровождения, технические и кадровые стандарты, требования к водителю, а также возрастные и временные ограничения.
Оценка туристско-ресурсного потенциала Брянской области показала, что регион обладает значительным культурным и историческим наследием, а также высоким потенциалом природных объектов. Рекреационные ресурсы занимают важное место в формировании детских туристических маршрутов и программ. Область отличается выгодным транспортно-географическим положением с хорошо развитой автомобильной и железнодорожной сетью. В регионе имеется ряд объектов размещения в форме гостиниц, туристических баз, детских лагерей и домов отдыха.
Однако на сегодняшний день сохраняется необходимость в улучшении дорожного покрытия, особенно в сельских районах, где расположены перспективные объекты для развития детского экологического туризма. В отношении объектов размещения требуется модернизация материально-технической базы, установка современных систем видеонаблюдения, обновление санитарно-гигиенических условий, а также обеспечение доступной среды для детей с ОВЗ. Среди проблемных зон остаётся низкий уровень цифровизации детского туристского продукта. В регионе практически отсутствуют специализированные информационные ресурсы, онлайн-карты и мобильные приложения, способствующие упрощению доступа к информации родителям и сопровождение организованных групп.
Цель данной работы была достигнута в полном объёме за счёт разработки туристского маршрута «Тропами Брянского леса», который представляет собой полноценный экологический тур, ориентированный на школьников и сочетающий в себе познавательные, оздоровительные и воспитательные компоненты, способствующие формированию экологического сознания и патриотическому развитию. Программа представляет собой двухдневный тур, рассчитанный на группу из 12 детей, с проживанием в палаточном лагере на экологически оборудованной стоянке в заповеднике «Брянский лес».
Согласно проведённым расчётам, предполагается, что рентабельность данного тура в 40,2 % позволит приносить стабильную прибыль.
Учитывая специфику целевой аудитории и особенности детского экологического туризма, была предложена разработка и реализация маркетинговой кампании маршрута, которая позволила выстроить комплексный подход к его продвижению. Каналами распространения информации выступали сочетание цифровых и традиционных форм. В медиаплане отражена поэтапная реализация мероприятий сроком на 6 месяцев — от запуска сайта до участия в форумах и анализа результатов. Были обоснованы расходы на все этапы маркетинга, включая рекламу, печатные материалы, создание видео, участие в выставке и прочие сопутствующие затраты. Предполагается, что предложенная стратегия позволит выстроить системное продвижение маршрута, создать устойчивый интерес к нему и укрепить имидж Брянской области как региона, ориентированного на детский экологический туризм.



1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 24 февраля 2024 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.03.2025) «О Правилах дорожного движения». – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ (дата обращения: 19.04.2025).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. № 1527 (ред. от 30.11.2022) "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/74891586/ (дата обращения: 19.04.2025).
5. Приказ от 19.12.2019 № 702/811 "Об утверждении общих требований к организации и проведению мероприятий с участием детей в природной среде" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73807206/ (дата обращения: 10.04.2025)
6. ГОСТ Р 71846-2024 «Туризм и сопутствующие услуги. Научно-популярный туризм. Общие требования». — М.: Росстандарт, 2024. — URL: https://normadocs.ru/gost_r_71846-2024
7. ГОСТ Р 54605–2017. Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования. – Введ. 2018–07–01. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200160048 (дата обращения: 16.04.2025)
8. ГОСТ Р 52887–2018. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления. – Введ. 2019-03-01. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200160048 (дата обращения: 19.04.2025).
9. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32) (ред. от 22.08.2024) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: https://docs.cntd.ru/document/566276706 (дата обращения: 20.04.2025).
10. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 // Гарант.Ру. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/ (дата обращения: 10.04.2025).
11. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 20.04.2025).
12. Аигина Екатерина Вячеславовна, Тульская Надежда Игоревна Современное состояние и развитие детского туризма в Российской Федерации // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №10 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-razvitie-detskogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 06.04.2025).
13. Голомудько И. К. Природно-ресурсный туристский потенциал брянской области //Экономика и региональное управление. – 2017. – С. 431-435.
14. Демихов В. Т., Чиграй О. Н., Чучин Д. И. Самодеятельный туризм на территории брянской области: состояние и перспективы развития // Динамика и взаимодействие геосфер земли. – 2021. – С. 127-129.
15. Долганова М. В. Анализ туристско-рекреационного потенциала малых городов Брянской области //Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма. – 2021. – С. 222-224.
16. Долматеня Ю.В., Кучумов А.В., Жуков П.В. Нормативно-правовые особенности организации детско-юношеского туризма в РФ [Электронный ресурс] // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2021. № 2(10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovye-osobennosti-organizatsii-detsko-yunosheskogo-turizma-v-rf (дата обращения: 09.04.2025).
17. Дьяченко О. Н., Полесская О. П., Легченко П. А. Ресурсный потенциал сферы туризма и эффективность его использования в Брянской области //Российский экономический интернет-журнал. – 2016. – №. 4. – С. 18.
18. Игнатова В.Н., Матвеева М.В., Пешкова Е.С. Целесообразность реконструкции и перспективы развития «заброшенных» детских оздоровительных лагерей // Baikal Research Journal. 2024. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselesoobraznost-rekonstruktsii-i-perspektivy-razvitiya-zabroshennyh-detskih-ozdorovitelnyh-lagerey (дата обращения: 20.04.2025).
19. Карасев И.Е. Организация детско-юношеского и молодежного туризма: учеб. пособие / И. Е. Карасев и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. — ISBN 978-5-8149-2517-6.
20. Константинов Ю. С., Зорин И. В. Зарождение детского туризма вдореволюционный период (конец XIX - начало XX века) // Вестник РМАТ. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarozhdenie-detskogo-turizma-vdorevolyutsionnyy-period-konets-xix-nachalo-xx-veka (дата обращения: 07.04.2025).
21. Куница М. Н. Рекреационный потенциал как фактор формирования туристского образа территории: особенности Брянской области //Региональные геосистемы. – 2022. – Т. 46. – №. 4. – С. 488-501.
22. Ларичева Е. А. К вопросу о развитии экотуризма в Брянской области //Экономика и эффективность организации производства. – 2009. – №. 11. – С. 104-108.
23. Мальшакова В.В. Исторические аспекты становления детско-юношеского туризма в системе образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-stanovleniya-detsko-yunosheskogo-turizma-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 06.04.2025).
24. Маслакова, Е. А. Управление развитием детского туризма в новых экономических условиях хозяйствования: автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Маслакова Екатерина Александровна; [Место защиты: Гос. ун-т упр.]. — Москва, 2009. — 25 с.
25. Саранча М.А., Вапнярская О.И. Феномен детского туризма как предмет классификации: проблемы и основные направления [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. 2018. № 3(81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-detskogo-turizma-kak-predmet-klassifikatsii-problemy-i-osnovnye-napravleniya (дата обращения: 06.04.2025).
26. Семенчукова М.А. Детский туризм: основные понятия, проблемы, перспективы развития // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018020268 (дата обращения: 06.04.2025).
27. Смирнов С. И. Региональная туристско-рекреационная система брянской области и перспективы её развития //Туризм и региональное развитие. – 2020. – №. 1. – С. 46-59.
28. Тенова З. Ю., Стас Н. Н., Шомахова А. И. Внутренний экскурсионный туризм для школьников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-ekskursionnyy-turizm-dlya-shkolnikov (дата обращения: 06.04.2025).
29. Фещенко В. В. Состояние и перспективы развития туристической деятельности в Брянской области //Экономика. Социология. Право. – 2016. – №. 2. – С. 20-25.
30. Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания. Официальный сайт. URL: https://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai (дата обращения: 17 апреля 2025).
31. Всероссийский детский центр «Смена» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://смена.рф (дата обращения: 18.04.2025).
32. Национальные проекты России. Проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://национальныепроекты.рф/projects/turizm/ (дата обращения: 18.04.2025).
33. Виды детских лагерей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80aafj0aicbnfderoi1t.xn--p1ai/vidy-detskikh-lagerey/, свободный. – Дата обращения: 19.04.2025.
34. РИА Новости. ДТП с участием автобусов, перевозивших детей, в России в 2023-2024 годах [Электронный ресурс]. 2024. 12 февр. URL: https://ria.ru/20240212/dtp-1926848710.html (дата обращения: 19.04.2025).
35. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Северная Осетия – Алания [Электронный ресурс]. – URL: https://mon.alania.gov.ru/news/10354 (дата обращения: 20.04.2025).
36. 380 детей из воссоединённых регионов отдохнули в «Орлёнке» [Электронный ресурс] // Российское образование : федеральный портал. – URL: https://edu.ru/news/glavnye-novosti/380-detey-iz-vossoedinennyh-regionov-otdohnuli-v-o/ (дата обращения: 20.04.2025).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ