Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЭПОХУ ВЫЗОВОВ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №180585

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы63
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Философско-антропологические программы: историко-философский анализ 10
1.1 Образы человека до греческой культуры 10
1.2 Античная концепция «человека разумного» 12
1.3 Теоцентризм Средневековья 15
1.4 Эпоха Возрождения и антропоцентристские воззрения. Новое время 16
1.5 Проблема смысла и проблема зла как антропологические категории в религиозной
философии 18
1.6 Антропологические программы в современной западной философии 23
Глава 2. NBICS-технологии и социум. Анализ перспективы внедрения 29
2.1. NBICS-технологии и политика 29
2.2 Проблемное поле биоэтики 31
Глава 3. Основания для сравнения когнитивных способностей человека и искусственного интеллекта 35
3.1. Техника и идентичность человека 35
3.2 Риски и перспективы глобальной цифровизации 37
3.3 Этическая экспертиза достоверности знания в эпоху высоких технологий 39
3.4 Тело в философской традиции 42
3.4.1 Аналитическая антропология тела. Валерий Подорога 42
3.4.2 Феноменология тела Мерло-Понти 45
3.4.3 Философия сознания: физикалистский и антифизикалисткий подходы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 57

Настоящее исследование проведено в междисциплинарной области таких направлений как философская антропология, философия сознания и философии техники. Антропологический кризис, сущность которого будет раскрыт по ходу изложения обусловлен интенсивным развитием высоких технологий, вписываемых в объём понятия NBICS-конвергенций. В современных кроссдисциплинарных исследованиях вопрос о человеческой идентичности под влиянием hi-tech технологий один из самых обсуждаемых. Жизненный мир, дополненный цифровыми средами, перспективами биотехнологического и нейротехнологического вмешательства в природу человека инициирует введение таких категорий в философско-антропологическом измерение как «постчеловек», «постгуманистическое общество», «постправда», переосмысление таких фундаментальных понятий, характеризующих человеческую сущность, как сознание, свобода, идентичность, мораль.
Актуальность работы отражается в сочетании нескольких факторов:
Во-первых, прикладной характер влияния NBICS-технологий, в частности искусственного интеллекта, на когнитивные способности, социальные практики, телесность и, соответственно, самосознание человека, отражающийся в кризисе основных антропологических категорий.
Во-вторых, отсутствие определенной конвенции в сфере исследований философии сознания в вопросе природы сознания, критериев его наличия, в том числе, учитывая проблему наличия сознания у ИИ. Кроме указанного, отсутствие отчетливой демаркации между машинным интеллектом и интеллектом человека обнаруживает концептуальный вакуум в свете экспансии техно-инноваций.
В-третьих, указанные в предыдущих факторах обстоятельства создают условия для формирования общества постправды. Такое положение дел характеризуется высокой степенью тождественности действительности и моделируемым ИИ содержанием виртуальной реальности. Отсюда предпосылки для проблематизации социально-этического положения общества.
Характеризуя степень разработанности темы исследования, укажем таких авторов как Джон Сёрль, Дэниэл Деннет, Дэвид Чалмерс, Томас Нагель, Ник Бостром. Эти авторы, так или иначе, анализируют возможности сильного и слабого ИИ, риски и перспективы его интеграции в социальных практиках. Высокую значимость имеет разработанность аргументов против возможности сильного ИИ, достаточно широко раскрыта трудная проблема сознания, а также выделяемый в результате анализа человеческого восприятия такой элемент как субъективный опыт и его несводимость к примитивной функции копирования внешнего мира.
Что касается аппарата человеческого восприятия, здесь нельзя не отметить одного из первопроходцев в феноменологии тела Мориса Мерло Понти; в исследовании аналитической антропологии, а именно, телесности, отечественного философа - Валерия Подорогу. Кроме того, важно отметить отечественных философов, которые весьма релевантно современному положению дел сформулировали основные проблемы в области биоэтики. Эти проблемы главным образом включают этическую экспертизу и философское осмысление дилемм генетического редактирования, применения биотехнологического и нейротехнологического вмешательства в природу человека. Итак, это такие авторы, как Г.Р. Апресян, В.А. Бажанов, О.В. Попова, П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдин, Е.В. Брызгалина и др.
В центре внимания в данном исследовании влияние высоких технологий, в частности искусственного интеллекта, на человеческую природу, и это одна из актуальнейших проблем современности.
В этой связи полезно проанализировать основные этапы становления техносферы, как способа человека приспособить окружающую природу под свое бытие. Палка, с помощью которой человек может дотянуться до плодов, весящих на высоких ветвях дерева, отбиться от дикого животного и другие подобные орудия труда стали восприниматься как некоторый инструмент, по структуре и характеру действия дополняющий человеческую анатомию, как продолжение тела. Для информационного общества характерны более сложные инструменты - искусственный интеллект.
В процессе анализа становления техносферы было показано, что некоторые виды техники по своей форме и функции (что непосредственно связано с восприятием тела) подобны телу человека. Поэтому закономерно изучить понятие телесности в истории философии. Зигмунд Фрейд формулировал концепцию, что такая структура психики как наше «Я» («ego») - телесно. Например, тело новорожденного покрыто эрогенными зонами, через которые возникают и проявляются желания человека. Процесс воспитания подразумевает научение управлению своими желаниями и влечениями. Так, складывается ситуация, когда культура ограничивает наше тело: человеческая личность формируется на основании борьбы требований общества и собственных желаний, потребностей. Происходит раздвоение тела на культурное и природное. Продолжая традицию психоанализа, Лакан накладывает на мир пан-языковую схему, что, собственно, означает необходимость наличия языка для существования культуры. Возникает вопрос, как воспринимать телесные аффекты, проявления, которые не представляют без языка определенной целостности. Идентичность формируется на основании телесности. Важно выяснить каким образом формируется телесность? Какое влияние на процесс формирования телесности оказывают технологии виртуальной реальности и ИИ? В различных обществах существуют разные телесные практики. Телесность инвариантна или она детерминирована культурными особенностями различных обществ?
Поскольку антропологический кризис возникает в результате интегрирования NBICS-конвергенций в социум, важно разобраться с основными понятиями, которые формируют смысловое поле нашего исследования. Традицию, которая фундирует системное взаимодействие когнитивной нейробиологии, с одной стороны, и моральной теории с другой, называют метаэтикой, в состав которой входит так называемая «virtue epistemology» (эпистемология добродетели) и моральная психология. Для реализации последовательного изложения пунктов решения проблем, связанной с влиянием высоких технологий на человеческую природу важно определить понятие NBICS-технологий.
NBICS-технологии - составное понятие, включающее следующие термины: нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии, когнитивные технологии, социальные технологии. Смысл нанотехнологий заключается в продуцировании принципиально нового качества в результате уменьшения какого-либо вещества в той или иной мерности (1-, 2-, 3-) до масштабов нанометровой величины. Нанотехнологии имеют широкий спектр применения: в качестве инструментария в научной сфере, в сельском хозяйстве, машиностроение и др.
К биотехнологиям относятся различного характера манипуляции с живыми организмами, живыми системами с целью продуцирования необходимых для определенной технологической отрасли свойств. Применение такого рода технологий началось ещё на ранних этапах развития человеческой культуры, например, в агропромышленности. Сегодня можно отнести к биотехнологиям, например, биоинфроматику, биотерапию, геномику и др. Биоинформатика включает такие направления, как компьютеризация ДНК, клиническая диагностика, виртуальные исследования. К области биотерапии относятся протезирование, биологически активные добавки, фармацевтика. Геномика включает исследование генома, фармогеномику, генную инженерию.
Информационные технологии - это совокупность методов работы с информацией: хранение её и обработка. Информация - особая реальность, кодируемая и передаваемая система сигналов. Под понятием информационного взаимодействия можно подразумевать особый тип коммуникации. В результате интенсивного развития информационного общества, социальная кооперация выходит на глобальный уровень. Формируется новое коммуникационное пространство. Справедливо ли утверждать, что человек, как непосредственный актор и создатель этого пространства сохраняет за собой уровень контроля над информационным полем достаточный для претензии на свободу воли. Очевидны риски угнетения большинства меньшинствами обладающими инструментами манипулирования информационным полем.
Когнитивные технологии - совокупность методов обработки сведений о когнитивных и чувственных способностях человека, а также высших животных. В эпистемологической основе когнитивных технологий результаты теоретической и практической деятельности в таких областях знания, как физиология, зоология, этология, биология, психология.
Социальные технологии - совокупность методов влияния на социальные процессы. Это такие методы, которые направлены на формирование экологичной в отношении индивида структуры общества.
Так, охарактеризовав степень разработанности темы, обозначив в общих чертах её актуальность и разъяснив центральные понятия (что позволило ясно определить контекст настоящего исследования), обратимся к следующим структурно важным элементам исследования, а именно формулировке проблемы, постановке цели и задач.
Проблема исследования: влечёт ли применение ИИ как функционального дополнения человеческого образа, изменения в самосознании человека, и какие?
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является сознание человека и когнитивные способности ИИ. Тогда как предметом исследования - искусственный интеллект как фактор антропологической трансформации
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования - выявить перспективы нового образа человек на основании сравнения между сознанием человека и способностями ИИ.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно проработать следующие задачи:
1. Проанализировать антропологические образы в историко-философской
перспективе.
2. Выявить различия между машинным и человеческим восприятием на основании феноменологии восприятия
3. Определить границы когнитивных способностей ИИ в сравнении с человеческим сознанием.
4. Определить критерии демаркации между сознанием человека и способностями ИИ
5. Проанализировать концепции сознания, в которых допускается наличие сознания у ИИ.
6. Охарактеризовать представления о человеческой сущности в условиях технологической экспансии


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование было посвящено анализу антропологического кризиса, обусловленного экспансией NBICS-конвергенций. В частности, был рассмотрен вопрос о влиянии применения искусственного интеллекта как функционального дополнения человеческого образа на изменение самосознания человека. Для этого необходимо было сравнить когнитивные возможности человека и интеллекта, основанного на алгоритмах машинного обучения. Чтобы достичь этой цели были выполнены следующие задачи. Проведен историко-философский анализ образов человека. Стало очевидно, что в философском дискурсе актуальной остается проблема определения границ человеческой природы. Отсюда, отсутствие нормативной основы для классификации методов влияния на человека посредством NBICS-технологий.
Так, проведя анализ основных теорий о человеческой природе в контексте философской антропологии, можно сказать, что ни один образ не определяет человека тотально. Анализ эволюции антропологических программ от первобытных способов экспликации человеческого естества, платоновского дуализма, сравнения трансцендентального субъекта Декарта и Канта, до феноменологии тела Мерло-Понти и образа человека, раскрывающегося через модусы обладания и бытия Эриха Фромма показал, что антропологические концепции культурно обусловлены. В настоящее время нет антропологической концепции, включающей категории человеческого бытия, которые бы были релевантны вызовам высоких технологий. Несмотря на это, представляется возможным провести синтез вопроса о технократии и некоторых идей, характеризующих уникальность человеческого бытия. Технократия здесь понимается как сообразование тактики жизни человека алгоритмам, продуцируемым искусственным интеллектом. Это реализуется через социальные сети, рекламу и СМИ. Например, рекомендательные системы навязывают свои алгоритмы в цифровых средах, предопределяя цифровое поведение сетевого пользователя.
Цифровое поведение, которое должно было быть результатом свободной деятельности субъекта становится обусловленным внешними предпосылками. Такое положение дел обнаруживает проблему редукции человека к программе, которая может быть управляема внешними алгоритмами (например, нативная реклама, которая вплетается в нашу цифровую среду, предполагая, что мы своими цифровым поведением создали возможность её появления). Здесь мы можем вспомнить идеи Шеллинга о необходимости существования зла для возможности существования блага. Именно наличие альтернативы для свободного выбора предполагает подлинную свободу.
Выявленные различия между машинным и человеческим восприятием главным образом выражается в наличии у человека и отсутствии у машины феноменального опыта. Так, справедливо утверждать нередуцируемость человеческого опыта к алгоритмической обработке данных. Человеческий перцептивный аппарат характеризуется в результате исследования как активный, опосредованный телесностью, процесс конституирования значения и целостности объектов внешнего мира. Всё характеризует специфику человеческого восприятия. ИИ же в отличии от человеческого восприятия обрабатывает входные символы по формальным алгоритмам; здесь нет места интенциональности и в силу отсутствия такого элемента как телесность нет места субъективному переживанию (раннее в работе мы таким образом определяли понятие «квалиа»).
В результате анализа физикалистского подхода, представителем которого является Д. Деннет, стало ясно что функционализм и редукционизм присущие этому подходу не дают адекватного объяснения феноменальному опыту сознания. Для подтверждения этой позиции были приведены аргументы от приватности, от знания, модальности.
Главные черты, репрезентирующие риски антропологического кризиса выражаются в технократической стратегии и алгоритмизации жизненного мира. На последний набрасывается сетка цифрового детерменизма: рекомендательные системы навязывают интенциональный ряд сознания, соцсети готовят почву для трансформации ценностного аппарата. В свете глобальной цифровизации актуализируется кризис идентичности человека, а также кризис коммуникации моего я и Другого. В условиях техно-экспансии интерпретация проблемы Другого характеризующаяся тремя горизонтами: экзистенциально-феноменологическим, герменевтическим и структуралистским, требует либо переоценки, либо признания факта смещения в сторону только одного горизонта - структуралистского. Очевидно, что интенсивный темп развития NBICS-технологий не оставляет свободного времени для формулировки адекватных этических и правовых норм, которые бы не допускали формирование общества постправды и пост-человека.
Так, искусственную способность к мышлению относится к области материи. ИИ вполне может претендовать на статус инновационного мощного органа чувств, но никак на автономность мышления. Для возможности сознания необходима биологическая основа, сознание возникает в специфичном сочетании биологии, социальности и телесности. Сознание есть нечто превосходящее совокупность алгоритмических решений.



1. Searle, J. R. Is the Brain's Mind a Computer Program? // Scientific American, 1990, №262, pp. 26-31. (Русский перевод статьи в журнале «В мире науки», 1990, № 3, с. 7-13 или на http://az13.mail333.com/mat/in1.htm).
2. Chalmers D. Facing up to the Problem of Consciousness // Explain- 84 Философские проблемы информационных технологий и киберпространства ing Consciousness The “Hard Problem”. Ed. by J. Shear. - Cambridge (Mass.), 1997. - P. 9-30.
3. Chalmers D. J. Reality+: Virtual Worlds and the Problems of Philosophy: Allen Lane. 2022, 544 pp.
4. Chalmers D.J. Moving forward on the problem of consciousness // Journal of Consciousness Studies. - 1997. - P. 43-46.
5. Chalmers D.J. The Matrix as metaphysics. 2005. URL: http://consc.net/papers/matrix.pdf (дата обращения: 07.06.2024).
6. Churchland P.M. Toward a cognitive neurobiology of the moral virtues // Topoi: An international rev. of philosophy. - Dordrecht, 1998. - Vol. 17, N 2. - P. 83-96.
7. Dennett D. What RoboMary Knows, in T. Alter and S. Walter (eds.), Phenomenal Concepts and Phenomenal Knowledge: New Essays on Consciousness and Physicalism. - Oxford: Oxford University Press, 2007. - P. 15-31.
8. Farrah M.L. Neuroethics: The ethical, legal and societal impact of neuroscience // Annual rev. of psychology. - Palo Alto (CA), 2012. - Vol. 63. - P. 571-591.
9. Агацци. Э. Человек как предмет философии: [Электронный ресурс]: Электронная
публикация: Центр гума-нитарных технологий — 02.12.2009. URL:
https://gtmarket.ru/library/articles/5269
10. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье / пер. С.А. Мальцева. СПб.: Пневма, 2001. - С. 5 - 113
11. Апресян Р. Г. Нейроэтика: вызовы и недосмотры // Философия. Журнал Высшей школы экономики. — 2020. — Т. IV, № 1. — С. 13 - 23.
12. Аристотель. Евдемова этика. М. : ИФ РАН, 2005. - 448 с.
13. Бажанов В.А. Мозг - культура - социум: кантианская программа в когнитивных исследованиях / В.А. Бажанов. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2019. - 288 с.
14. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну / У. Бек ; пер. с нем. В. Седельника и Н. Фёдоровой ; послесл. А. Филиппова. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.
15. Белкина Г.Л. Феномен риска в творческой деятельности человека: стимул или угроза / Г. Л. Белкина, Е.И. Ярославцева// Человек в глобальном мире: риски и перспективы. — М.: Канон-плюс, 2021. — С. 350 - 359....70



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ