ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ СПРИНТЕРОВ 3
1.1 Легкая атлетика в системе физического воспитания подрастающего поколения .... 3
1.2 Определение скоростно - силовых способностей и их значение для спринтеров ...4
1.3 Факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей . 6
1.3.1 Характеристика специальной выносливости бегуна на 400 метров 7
1.3.2 Физиологические особенности 9
1.3.3 Психологические особенности 11
1.4. Методы и методические приемы совершенствования специальной выносливости бегунов на 400 метров 13
1.4.1 Динамика развития специальной выносливости в годовом цикле подготовки ....16
РЕЗЮМЕ 20
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 24
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 25
3.1 Оценка уровня специальной выносливости у бегунов на 400 метров в
подготовительном периоде 25
3.2 Методика развития скоростной выносливости на основе применения интервального
и повторного метода 27
3.3 Оценка эффективности методики развития специальной выносливости у
легкоатлетов спринтеров 29
ВЫВОДЫ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты тестирования КГ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты первого тестирования ЭГ 36
Актуальность. Высокая спортивная значимость спринтерских дисциплин легкой атлетики определяет интерес к научным исследованиям по всему спектру проблем, многолетней подготовки занимающихся. В основе подготовки бегунов на короткие дистанции лежит использование разнообразных упражнений скоростного, скоростносилового и силового характера. Уровень развития этих физических качеств обеспечивает эффективное выполнение специфической нагрузки и в наибольшей степени определяет соревновательный результат. Поэтому каждый тренер должен совершенствовать свои знания в данной области, путем изучения методической литературы, участия в научных конференциях (собраниях), и даже экспериментальным способом можно приумножать свой опыт и делиться им с другими. Такая всеобщая тенденция к изучению и пополнению знаний в данной области, несомненно, поднимет уровень конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
Цель работы: разработать программу тренировочного процесса по развитию скоростной выносливости у легкоатлетов спринтеров
В исследовании были поставлены задачи:
1. Выявить особенности тренировочного процесса у легкоатлетов спринтеров на основе анализа литературных источников.
2. Определить применение наиболее распространенных методов подготовки для совершенствования техники и в улучшении спортивных результатов бегунов на спринтерские дистанции.
3. Разработать комплекс средств для повышения уровня скоростной выносливости и спортивных результатов у легкоатлетов спринтеров и проверить его эффективность в педагогическом эксперименте.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс легкоатлетов спринтеров.
Предмет исследования: методика подготовки бегунов на 400 метров.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Гипотеза: Мы предположили, что применение интервального и повторного метода в разработанной методике позволит повысить уровень развития специальной выносливости у легкоатлетов, специализирующихся на 400 метров, на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Изучение средств и методов совершенствования специальной выносливости считается актуальным и востребованным. Это связано с тем, что именно способность бороться с утомлением и наиболее эффективно выполнять поставленную задачу в условия соревновательной дистанции обеспечивают высокий результат. Данное определение раскрывает понятие о специальной выносливости. Это качество является доминирующим и одним из самых значимых в подготовке высококвалифицированного бегуна на 400 м.
В ходе написания работы нами была изучена специальная методическая литература, включающая в себя труды специалистов в области физической культуры и спорта (статьи, учебные пособия, книги). Подводя итоги, акцентируем внимание на содержание проделанной работы:
1. Представлены определения понятий о выносливости, о специальной и скоростной выносливости в рамках легкой атлетики и более детально в рамках 400метровой дистанции. Также, рассмотрев структуру тренировочного процесса, мы можем утверждать, что по мере приближения к главным соревнованиям сезона, объём тренировочной нагрузки падает, а интенсивность выполнения упражнений возрастает. Исходя из этого, в каждом из периодов подготовки тренировочная нагрузка в большей мере выполняется в одной из зон энергообеспечения, например, в обще-подготовительные больше аэробные «работы», а в соревновательном - анаэробной (гликолитической, креатинофосфорной). Этот вопрос раскрыт в наглядных рисунках, графиках, таблицах, и в классификации периодов макроцикла.
2. Определены наиболее преобладающие методы тренировки, состоящие из повторного (используется для развития техники и скоростных качеств) и интервального (для развития специальной выносливости).
3. Разработана методика на предлагаемый комплекс средств развития скоростных способностей, положительно зарекомендовали в педагогическом эксперименте. На основании проведенных статистических расчетов доказано его эффективность.
1. Козырь, В.Д. Тренировка бегунов на 400 м в подготовительном периоде: пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / В.Д. Козырь, Л.П. Сиводедова, Н.Д. Кондрат. - Гомель: ГГТУ им. П.О.Сухого, 2017. - 22с.
2. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: «Академия», 2001. - 144с
3. Пресняков, В.В., Губа, В.П. Методика подготовки квалифицированных бегунов на 400 м на основе индивидуализации морфо-биомеханических параметров спортсменов / Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 2012 год. - с.87-92
4. Жалкин, А.И. Легкая атлетика / А.И. Жалкин, Е.В. Кузьмин, Е.В. Сидорчук // Учебное пособие. 6-е. - М.: Издательский цент "Академия", 2009.
5. Слимейкер, Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость / Роб Слимейкер, Рэй Браунинг // Изд. Тулома, 2007. - 328 с.
6. Набатникова, М.Я. Специальная выносливость спортсмена / М.Я. Набатниковой. - М: «Физкультура и спорт», 1972.
7. Зимкин, Н. В. Физиология человека / Н. В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 496 с.
8. Шепель, С.П. Структура годичного цикла ведущих бегунов-спринтеров мира в условиях коммерциализации спорта / Шепель С.П., Суслов Ф.П. // Материалы конференции молодых ученых и студентов РГАФК. - Москва, 1999. - С. 118 - 123.
9. Попов, В.И. Практикум по теории и методике физической культуры: Учебно-методическое пособие / СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 107с
10. Абдулова, A.M. Книга легкоатлета / А.М. Абдулова, Р.В. Орлова, В.П, Теннова, Е.Б. Иена Е, С.Б. Шенкмана, П.Г. Болотников. - М., Физкультура и спорт, 2001, - 165с.
11. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. -М: Физкультура и спорт, 1971г. - 205с.
12. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер // Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М.: «Академия», 2002. - 416 с.
13. Дедковский, С.М. Скорость или выносливость / С.М. Дедковский, - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 208с.
14. Макаров, А.Н. Бег на средние и длинные дистанции: техника, тактика, тренировка / А. Н. Макаров .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Физкультура и спорт, 1973 .— 235, [2] с. : ил. — Библиогр. : с. 233-236
15. Полунин, А.И. Школа бега / А.И. Полунин - М: Советский спорт, 2003г....45