Работа сделана на примере города Тюмени.
Проведен анализ данных за 2022-2024 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы управления в сфере общего образования в Российской Федерации 6
1.1. Нормативно-правовое регулирование системы общего образования в РФ 6
1.2. Организационно-экономические основы функционирования муниципальных образовательных учреждений 10
Глава 2. Анализ и оценка управления общим образованием в Российской Федерации (на примере города Тюмени) 14
2.1 Основные тенденции развития общего образования в Российской Федерации на примере города Тюмени 14
2.2 Оценка эффективности управления общим образованием в Российской Федерации и рекомендации по совершенствованию управления на примере города Тюмени 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Управление в сфере общего образования в Российской Федерации представляет собой комплексную и многогранную проблему, требующую всестороннего анализа и научного осмысления. В условиях динамичных социально-экономических трансформаций и модернизации образовательной системы особую актуальность приобретает исследование теоретико-правовых основ и практических аспектов управления общим образованием на различных уровнях, в том числе на примере конкретных муниципальных образований. Образование, являясь фундаментом интеллектуального, культурного, духовного, социального и экономического развития общества и государства, выступает стратегическим ресурсом и ключевым фактором национальной безопасности и обеспечения конкурентоспособности страны.
Город Тюмень, будучи крупным региональным центром с развитой образовательной инфраструктурой, представляет собой репрезентативный пример для анализа управления общим образованием на муниципальном уровне. Исследование тенденций развития и оценка эффективности управления системой общего образования в Тюмени позволяет не только выявить локальные особенности и проблемные аспекты, но и экстраполировать полученные результаты на общероссийский контекст.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью научного обоснования стратегических ориентиров развития системы общего образования в условиях реформирования, потребностью в выявлении факторов повышения эффективности управления образовательными системами на муниципальном уровне, а также императивом разработки практических рекомендаций по совершенствованию управленческих механизмов с учетом лучших региональных практик.
Степень научной разработанности проблемы управления общим образованием характеризуется наличием значительного массива исследований, посвященных различным аспектам данной проблематики. Теоретико-методологические основы управления образованием представлены в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, таких как В.И. Блинов, Н.В. Василенко, А.Б. Вифлеемский, В.И. Ерошкин, А.И. Гомола и др. Вместе с тем, несмотря на высокий уровень научной проработки отдельных вопросов, комплексный анализ управления общим образованием на муниципальном уровне с учетом современных реалий представлен в недостаточной степени, что актуализирует значимость настоящего исследования.
Объектом исследования выступает система управления общим образованием в Российской Федерации.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в рамках социального института общего образования, тенденции его развития и управления на муниципальном уровне на примере города Тюмени.
Цель исследования заключается в комплексном анализе управления общим образованием в Российской Федерации на муниципальном уровне и разработке практических рекомендаций по совершенствованию управленческих механизмов на примере города Тюмени.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Исследовать нормативно-правовое регулирование системы общего образования в РФ.
2. Рассмотреть организационно-экономические основы функционирования муниципальных образовательных учреждений.
3. Проанализировать основные тенденции развития общего образования в РФ на примере города Тюмени.
4. Оценить эффективность управления общим образованием в РФ на примере города Тюмени.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию управления общим образованием на муниципальном уровне.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления образованием, законодательные и нормативные правовые акты РФ, регулирующие сферу общего образования, официальные статистические данные, аналитические материалы органов управления образованием, а также результаты собственных исследований автора. В процессе работы применялись общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация, статистический анализ, экспертная оценка и др.
Теоретическая значимость работы состоит в развитии научных представлений об управлении системой общего образования в РФ, обосновании факторов и условий повышения эффективности управленческой деятельности на муниципальном уровне, расширении методологического инструментария исследования образовательных систем.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в деятельности органов управления образованием, образовательных организаций, при разработке программ развития муниципальных образовательных систем, а также в процессе подготовки и повышения квалификации кадров в управлении образованием.
Структура работы обусловлена целью, задачами и внутренней логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретико-правовые основы управления в сфере общего образования в РФ, включая нормативно-правовое регулирование и организационно-экономические аспекты функционирования муниципальных образовательных учреждений. Вторая глава посвящена анализу и оценке управления общим образованием в РФ на примере города Тюмени, выявлению основных тенденций развития, проблемных аспектов и перспективных направлений совершенствования управленческой деятельности на муниципальном уровне.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд ключевых выводов и обобщений, отражающих основные результаты работы в соответствии с поставленной целью и задачами.
Управление системой общего образования в Российской Федерации представляет собой сложный, многоаспектный процесс, направленный на обеспечение функционирования и развития образовательных организаций в соответствии с государственной образовательной политикой и потребностями общества. Эффективность управления в значительной степени определяется качеством нормативно-правового регулирования, организационно-экономическими условиями деятельности образовательных учреждений, а также компетентностью управленческих кадров на всех уровнях системы образования.
Анализ состояния сферы общего образования в Тюмени за период 2022-2024 гг. показывает следующие тенденции:
- неравномерный характер динамики количества педагогических работников общего образования Тюменской области (с 2022 г. испытывает тенденцию к снижению);
- увеличение коэффициента текучести кадров и неравномерное изменение коэффициента приема кадров на протяжении рассматриваемого периода. Преобладание коэффициента текучести над коэффициентом приема кадров;
- положительная динамика цифровизации общеобразовательных учреждений г. Тюмени;
- снижение среднего процента укомплектованности педагогическими кадрами учреждений общего образования (при непревышении 95 %), что является одной из важнейших проблем.
Комплексный анализ состояния системы управления общим образованием города Тюмени позволил выявить следующие ключевые проблемы:
1. В сфере стратегического планирования и программно-целевого управления: недостаточная согласованность муниципальных программ развития образования с региональными и федеральными стратегическими документами; отсутствие действенных механизмов мониторинга и корректировки программных мероприятий; низкая вовлеченность стейкхолдеров в процессы стратегического планирования.
2. В области кадрового обеспечения: дефицит управленческих кадров, обладающих современными компетенциями; старение педагогического состава и недостаточный приток молодых специалистов; несовершенство системы профессионального развития руководителей образовательных организаций.
3. В сфере ресурсного обеспечения: недостаточный уровень материально-технического оснащения ряда образовательных организаций; неравномерность распределения ресурсов между образовательными организациями; ограниченность внебюджетных источников финансирования.
4. В области информационно-технологического обеспечения: недостаточный уровень цифровой зрелости образовательных организаций, проявляющийся в отсутствии комплексной автоматизации управленческих процессов и ограниченном использовании современных информационных систем поддержки принятия решений, что существенно снижает эффективность административной деятельности и создает дополнительную нагрузку на управленческий персонал; фрагментарность информационных систем, используемых различными субъектами управления образованием, что затрудняет формирование единого информационного пространства и снижает качество управленческих решений; недостаточное развитие цифровой инфраструктуры образовательных организаций, особенно в части обеспечения высокоскоростного доступа к сети Интернет и современного аппаратного обеспечения.
5. В сфере оценки качества образования: преобладание формальных показателей оценки деятельности образовательных организаций над качественными характеристиками образовательных результатов; недостаточное развитие механизмов независимой оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации; слабая интеграция результатов оценочных процедур в систему принятия управленческих решений.
В плане разработки/корректировки Стратегии образования частично все проблемы можно конкретизировать по трем основным стратегическим направлениям, привязанным к проблемам экономической безопасности в муниципальной системе общего образования города Тюмени
- материально-техническое направление (материально-технический блок проблем);
- кадровое направление (кадровый блок проблем);
- финансовое направление (блок финансирования системы общего образования).
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 12.01.2025)
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ: от 6 октября 2003 г.: по состоянию на 01.01.2025 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 12.01.2025)
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: от 29 декабря 2012 г.: ред. от 28.12.2024 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 12.01.2025)
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г., № 413; ред. от 27.12.2023 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 15.02.2025).
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г., № 286; ред. от 22.01.2024 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 12.01.2025).
6. О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. № 955 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 12.01.2025).
7. Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства: приказ Департамента образования Администрации города Тюмени от 29 апреля 2020 г., № 620 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 15.02.2025)
8. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в городе Тюмени на 2021 - 2028 годы» и о признании утратившими силу некоторых распоряжений Администрации города Тюмени: распоряжение Администрации города Тюмени от 23 ноября 2020 г., № 248-рк; ред. от 24.03.2025. URL: https://docs.cntd.ru/document/571033663?section=status (дата обращения: 23.04.2025).
9. Акулова Е.А. Матвеева А.А. Система размещения и анализ обеспеченности города Тюмени общеобразовательными объектами // Стратегические ресурсы тюменского АПК: люди, наука, технологии: сб. трудов LVIII международ. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, Тюмень, 12 марта 2024 г. Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2024. С. 22–32.
10. Андронаке Д.В. Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования // Технопарк универсальных педагогических компетенций: материалы Всерос. науч.-практич. конф., Чебоксары, 10 февраля 2023 г / гл. ред. Ж.В. Мурзина. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. С. 160–161.
11. Асхадуллина Н.Н., Талышева И.А. Сущность системы формирования личностных результатов у обучающихся в условиях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: материалы II Всерос. науч.-практич. конф., Чебоксары, 13 июня 2024 года. Чебоксары: Среда, 2024. С. 136–140.
12. Белькова А.Е. Актуальные проблемы в системе общего образования: методический аспект // Право, история, педагогика и современность: сб. статей V Международ. науч.-практич. конф., Пенза, 30–31 января 2024 года. Пенза: Пензенский государственный университет, 2024. С. 36–40.
13. Боос Н.В., Федорчук Ю.М. Мониторинги в сфере общего образования: функции и особенности проведения // Информатизация образования и науки. 2023. № 4(60). С. 132–142.
14. Боровикова А.А. Гарантии реализации права ребенка на общее образование в Российской Федерации // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: в ракурсе «траектория профессионального развития современного педагога»: материалы X Всерос. науч.-практич. форума для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов, Пермь, 25–26 апреля 2023 года. Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2023. С. 67–69.
15. Бородина Е.М., Донгаузер Е.В. Трансформация понятия «качество образования» в системе общего образования Российской Федерации // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сб. науч. трудов VII Международ. конф., Екатеринбург, 08 апреля 2023 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 87–98.
16. Бородина Е.М., Донгаузер Е.В. Трансформация понятия «качество образования» в системе общего образования Российской Федерации // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сб. науч. трудов VII Международ. конф., Екатеринбург, 08 апреля 2023 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 87–98.
17. Васильева О.Ю., Басюк В.С., Иванова С.В. Современная российская школа: этапы становления (1980-е – 2020-е гг.) // Ценности и смыслы. 2024. № 2(90). С. 6–45.
18. Гагаев П.А., Гагаев А.А. Об исходе общего образования в школе России // Современный ученый. 2023. № 2. С. 246–253.
19. Гагарина С.Н., Данилова К.А. Развитие сферы общего образования в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 11-1(117). С. 92–95.
20. Жукова М.В. Интеграция общего и дополнительного образования как условие развития мобильности личности школьника // Мир, открытый детству: материалы V Межрегион. науч.-практич. конф., Екатеринбург, 09 сентября 2024 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2024. С. 199–202.
21. Жуковская Н.Ю. Глобальная образовательная политика и реформирование системы образования в России: общее и особенное // Правовые и педагогические аспекты управления системой образования и науки: материалы Всеросс. науч.-метод. круглого стола, Липецк, 19 апреля 2023 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. С. 53–59.
22. Журавлева И.А. Правовое регулирование сферы дошкольного и общего образования // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика: материалы VI Всерос. науч.-практич. конф., Иркутск, 25 апреля 2024 года. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2024.С. 200–205.
23. Иванова Е.С., Кузьмина Е.Н. Право на образование и проблемы его реализации в России // Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности (к 280-летию Костромской епархии и 80-летию Костромской области): сб. трудов VII Международ. науч.-практич. конф., Кострома, 19–21 сентября 2024 года. Кострома: Костромской государственный университет, 2024.С. 129–135.
24. Кашаев А.А., Гукаленко О.В. Единое образовательное пространство регионального формата как механизм повышения качества общего образования: вопросы управления // Ценности и смыслы. 2024. № 4(92). С. 68–86.
25. Козлова А.А. Половникова А.В., Сорокин А.А. Развитие общего образования в России // История России: учебник для вузов: в 2 ч. – Москва: Издательство «Наука», 2024. С. 509–513.
26. Котенева О.И. Мониторинг реализации стандартов и программ как средство повышения качества общего образования // Формирование единого образовательного пространства: задачи, решения, перспективы: сб. науч. трудов Юбилейного форума с международ. участием, Москва, 16 ноября 2023 года. Москва: Институт стратегии развития образования, 2023. С. 191-199.
27. Мкртчян М.А. Проблемы реализации государственных общеобразовательных стандартов // Народное образование. 2023. № 7(1502). С. 22–27.
28. Муллахмедова С.С., Касьяненко К.А., Идрисов М.О. Управление развитием общего образования в современной России: некоторые проблемы и пути их решения // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем: материалы XIX Всерос. науч.-практич. конф., Махачкала, 27–28 ноября 2023 года. Махачкала: Дагестанский государственный технический университет, 2024. С. 263–266.
29. Некрасов Д.Д. Реализация несовершеннолетними права на общее образование в России // Правовой статус несовершеннолетнего: история, современность, перспективы реформирования: материалы Всерос. науч.-практич. конф., Липецк, 05 октября 2022 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. С. 66–68.
30. Переведенцев А.Н. Управление системой качества общего образования // Тенденции развития экономики в современных социально- экономических условиях функционирования государства: сб. материалов конф. студентов, магистров и аспирантов, Москва, 14 марта 2023 года. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2023. С. 83–87.
31. Порш Л.А. Проблема обеспечения педагогическими кадрами деятельности общеобразовательных организаций на современном этапе // Социальные процессы в российском обществе: проблемы современности и перспективы: материалы VIII Всерос. науч. Конф. с международным участием, Иркутск, 19 апреля 2024 года. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2024. С. 180–184.
32. Преображенский Ю.П., Фирсова Е.А., Стукалова В.С. О проблемах развития общего образования // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сб. науч. статей 6-й Всерос. науч. конф.: в 4-х томах, Курск, 17–18 октября 2024 года. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024. С. 384–387.
33. Пустовойтов В.Н., Белоус Н.Н., Шубабко Е.Н. Ключевые принципы использования технологий искусственного интеллекта в общем образовании // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 4. С. 55–59.
34. Скворцова Е.Е. Интерпретация показателей цифровизации российской системы общего образования // Народонаселение. 2023. Т. 26, № 2. С. 102–113.
35. Тищенко А.С., Новикова С.Е., Токарева Г.С. Территориальная доступность общего образования: факторы и риски // Экономическое развитие России. 2024. Т. 31, № 9. С. 85–92.
36. Узденов И.М. Развитие общего и дополнительного образования в современной образовательной системе // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: сб. науч. трудов по материалам V Международ. интернет-конф., Ставрополь, 01–30 июня 2023 года. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. С. 158–161.
37. Шевель Р.Г. Современные вызовы и пути решения проблем общего образования // Психолого-педагогические исследования по Тульскому региону: сб. материалов IV Регион. науч.-практич. конф. молодых ученых, Тюмень, 16 мая 2024 года. Чебоксары: Среда, 2024. С. 449–451.
38. Отчет департамента образования Администрации города Тюмени о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования города Тюмени за 2023 год. URL: https://depedu.tyumen-city.ru/files/informer/files/2024/10/671b35287fd67.doc (дата обращения: 15.01.2025).
39. Параметры погодных условий для отмены очных занятий в общеобразовательных учреждениях юга Тюменской области. URL: https://depedu.tyumen-city.ru/obrazovanie/ (дата обращения: 16.01.2025).