Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление в сфере общего образования в Российской Федерации

Работа №180559

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы47
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере города Тюмени.
Проведен анализ данных за 2022-2024 годы.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы управления в сфере общего образования в Российской Федерации 6
1.1. Нормативно-правовое регулирование системы общего образования в РФ 6
1.2. Организационно-экономические основы функционирования муниципальных образовательных учреждений 10
Глава 2. Анализ и оценка управления общим образованием в Российской Федерации (на примере города Тюмени) 14
2.1 Основные тенденции развития общего образования в Российской Федерации на примере города Тюмени 14
2.2 Оценка эффективности управления общим образованием в Российской Федерации и рекомендации по совершенствованию управления на примере города Тюмени 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Управление в сфере общего образования в Российской Федерации представляет собой комплексную и многогранную проблему, требующую всестороннего анализа и научного осмысления. В условиях динамичных социально-экономических трансформаций и модернизации образовательной системы особую актуальность приобретает исследование теоретико-правовых основ и практических аспектов управления общим образованием на различных уровнях, в том числе на примере конкретных муниципальных образований. Образование, являясь фундаментом интеллектуального, культурного, духовного, социального и экономического развития общества и государства, выступает стратегическим ресурсом и ключевым фактором национальной безопасности и обеспечения конкурентоспособности страны.
Город Тюмень, будучи крупным региональным центром с развитой образовательной инфраструктурой, представляет собой репрезентативный пример для анализа управления общим образованием на муниципальном уровне. Исследование тенденций развития и оценка эффективности управления системой общего образования в Тюмени позволяет не только выявить локальные особенности и проблемные аспекты, но и экстраполировать полученные результаты на общероссийский контекст.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью научного обоснования стратегических ориентиров развития системы общего образования в условиях реформирования, потребностью в выявлении факторов повышения эффективности управления образовательными системами на муниципальном уровне, а также императивом разработки практических рекомендаций по совершенствованию управленческих механизмов с учетом лучших региональных практик.
Степень научной разработанности проблемы управления общим образованием характеризуется наличием значительного массива исследований, посвященных различным аспектам данной проблематики. Теоретико-методологические основы управления образованием представлены в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, таких как В.И. Блинов, Н.В. Василенко, А.Б. Вифлеемский, В.И. Ерошкин, А.И. Гомола и др. Вместе с тем, несмотря на высокий уровень научной проработки отдельных вопросов, комплексный анализ управления общим образованием на муниципальном уровне с учетом современных реалий представлен в недостаточной степени, что актуализирует значимость настоящего исследования.
Объектом исследования выступает система управления общим образованием в Российской Федерации.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в рамках социального института общего образования, тенденции его развития и управления на муниципальном уровне на примере города Тюмени.
Цель исследования заключается в комплексном анализе управления общим образованием в Российской Федерации на муниципальном уровне и разработке практических рекомендаций по совершенствованию управленческих механизмов на примере города Тюмени.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Исследовать нормативно-правовое регулирование системы общего образования в РФ.
2. Рассмотреть организационно-экономические основы функционирования муниципальных образовательных учреждений.
3. Проанализировать основные тенденции развития общего образования в РФ на примере города Тюмени.
4. Оценить эффективность управления общим образованием в РФ на примере города Тюмени.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию управления общим образованием на муниципальном уровне.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления образованием, законодательные и нормативные правовые акты РФ, регулирующие сферу общего образования, официальные статистические данные, аналитические материалы органов управления образованием, а также результаты собственных исследований автора. В процессе работы применялись общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация, статистический анализ, экспертная оценка и др.
Теоретическая значимость работы состоит в развитии научных представлений об управлении системой общего образования в РФ, обосновании факторов и условий повышения эффективности управленческой деятельности на муниципальном уровне, расширении методологического инструментария исследования образовательных систем.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в деятельности органов управления образованием, образовательных организаций, при разработке программ развития муниципальных образовательных систем, а также в процессе подготовки и повышения квалификации кадров в управлении образованием.
Структура работы обусловлена целью, задачами и внутренней логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретико-правовые основы управления в сфере общего образования в РФ, включая нормативно-правовое регулирование и организационно-экономические аспекты функционирования муниципальных образовательных учреждений. Вторая глава посвящена анализу и оценке управления общим образованием в РФ на примере города Тюмени, выявлению основных тенденций развития, проблемных аспектов и перспективных направлений совершенствования управленческой деятельности на муниципальном уровне.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд ключевых выводов и обобщений, отражающих основные результаты работы в соответствии с поставленной целью и задачами.
Управление системой общего образования в Российской Федерации представляет собой сложный, многоаспектный процесс, направленный на обеспечение функционирования и развития образовательных организаций в соответствии с государственной образовательной политикой и потребностями общества. Эффективность управления в значительной степени определяется качеством нормативно-правового регулирования, организационно-экономическими условиями деятельности образовательных учреждений, а также компетентностью управленческих кадров на всех уровнях системы образования.
Анализ состояния сферы общего образования в Тюмени за период 2022-2024 гг. показывает следующие тенденции:
- неравномерный характер динамики количества педагогических работников общего образования Тюменской области (с 2022 г. испытывает тенденцию к снижению);
- увеличение коэффициента текучести кадров и неравномерное изменение коэффициента приема кадров на протяжении рассматриваемого периода. Преобладание коэффициента текучести над коэффициентом приема кадров;
- положительная динамика цифровизации общеобразовательных учреждений г. Тюмени;
- снижение среднего процента укомплектованности педагогическими кадрами учреждений общего образования (при непревышении 95 %), что является одной из важнейших проблем.
Комплексный анализ состояния системы управления общим образованием города Тюмени позволил выявить следующие ключевые проблемы:
1. В сфере стратегического планирования и программно-целевого управления: недостаточная согласованность муниципальных программ развития образования с региональными и федеральными стратегическими документами; отсутствие действенных механизмов мониторинга и корректировки программных мероприятий; низкая вовлеченность стейкхолдеров в процессы стратегического планирования.
2. В области кадрового обеспечения: дефицит управленческих кадров, обладающих современными компетенциями; старение педагогического состава и недостаточный приток молодых специалистов; несовершенство системы профессионального развития руководителей образовательных организаций.
3. В сфере ресурсного обеспечения: недостаточный уровень материально-технического оснащения ряда образовательных организаций; неравномерность распределения ресурсов между образовательными организациями; ограниченность внебюджетных источников финансирования.
4. В области информационно-технологического обеспечения: недостаточный уровень цифровой зрелости образовательных организаций, проявляющийся в отсутствии комплексной автоматизации управленческих процессов и ограниченном использовании современных информационных систем поддержки принятия решений, что существенно снижает эффективность административной деятельности и создает дополнительную нагрузку на управленческий персонал; фрагментарность информационных систем, используемых различными субъектами управления образованием, что затрудняет формирование единого информационного пространства и снижает качество управленческих решений; недостаточное развитие цифровой инфраструктуры образовательных организаций, особенно в части обеспечения высокоскоростного доступа к сети Интернет и современного аппаратного обеспечения.
5. В сфере оценки качества образования: преобладание формальных показателей оценки деятельности образовательных организаций над качественными характеристиками образовательных результатов; недостаточное развитие механизмов независимой оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации; слабая интеграция результатов оценочных процедур в систему принятия управленческих решений.
В плане разработки/корректировки Стратегии образования частично все проблемы можно конкретизировать по трем основным стратегическим направлениям, привязанным к проблемам экономической безопасности в муниципальной системе общего образования города Тюмени
- материально-техническое направление (материально-технический блок проблем);
- кадровое направление (кадровый блок проблем);
- финансовое направление (блок финансирования системы общего образования).



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 12.01.2025)
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ: от 6 октября 2003 г.: по состоянию на 01.01.2025 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 12.01.2025)
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: от 29 декабря 2012 г.: ред. от 28.12.2024 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 12.01.2025)
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г., № 413; ред. от 27.12.2023 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 15.02.2025).
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г., № 286; ред. от 22.01.2024 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 12.01.2025).
6. О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. № 955 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 12.01.2025).
7. Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства: приказ Департамента образования Администрации города Тюмени от 29 апреля 2020 г., № 620 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 15.02.2025)
8. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в городе Тюмени на 2021 - 2028 годы» и о признании утратившими силу некоторых распоряжений Администрации города Тюмени: распоряжение Администрации города Тюмени от 23 ноября 2020 г., № 248-рк; ред. от 24.03.2025. URL: https://docs.cntd.ru/document/571033663?section=status (дата обращения: 23.04.2025).
9. Акулова Е.А. Матвеева А.А. Система размещения и анализ обеспеченности города Тюмени общеобразовательными объектами // Стратегические ресурсы тюменского АПК: люди, наука, технологии: сб. трудов LVIII международ. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, Тюмень, 12 марта 2024 г. Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2024. С. 22–32.
10. Андронаке Д.В. Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования // Технопарк универсальных педагогических компетенций: материалы Всерос. науч.-практич. конф., Чебоксары, 10 февраля 2023 г / гл. ред. Ж.В. Мурзина. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. С. 160–161.
11. Асхадуллина Н.Н., Талышева И.А. Сущность системы формирования личностных результатов у обучающихся в условиях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: материалы II Всерос. науч.-практич. конф., Чебоксары, 13 июня 2024 года. Чебоксары: Среда, 2024. С. 136–140.
12. Белькова А.Е. Актуальные проблемы в системе общего образования: методический аспект // Право, история, педагогика и современность: сб. статей V Международ. науч.-практич. конф., Пенза, 30–31 января 2024 года. Пенза: Пензенский государственный университет, 2024. С. 36–40.
13. Боос Н.В., Федорчук Ю.М. Мониторинги в сфере общего образования: функции и особенности проведения // Информатизация образования и науки. 2023. № 4(60). С. 132–142.
14. Боровикова А.А. Гарантии реализации права ребенка на общее образование в Российской Федерации // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: в ракурсе «траектория профессионального развития современного педагога»: материалы X Всерос. науч.-практич. форума для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов, Пермь, 25–26 апреля 2023 года. Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2023. С. 67–69.
15. Бородина Е.М., Донгаузер Е.В. Трансформация понятия «качество образования» в системе общего образования Российской Федерации // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сб. науч. трудов VII Международ. конф., Екатеринбург, 08 апреля 2023 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 87–98.
16. Бородина Е.М., Донгаузер Е.В. Трансформация понятия «качество образования» в системе общего образования Российской Федерации // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сб. науч. трудов VII Международ. конф., Екатеринбург, 08 апреля 2023 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 87–98.
17. Васильева О.Ю., Басюк В.С., Иванова С.В. Современная российская школа: этапы становления (1980-е – 2020-е гг.) // Ценности и смыслы. 2024. № 2(90). С. 6–45.
18. Гагаев П.А., Гагаев А.А. Об исходе общего образования в школе России // Современный ученый. 2023. № 2. С. 246–253.
19. Гагарина С.Н., Данилова К.А. Развитие сферы общего образования в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 11-1(117). С. 92–95.
20. Жукова М.В. Интеграция общего и дополнительного образования как условие развития мобильности личности школьника // Мир, открытый детству: материалы V Межрегион. науч.-практич. конф., Екатеринбург, 09 сентября 2024 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2024. С. 199–202.
21. Жуковская Н.Ю. Глобальная образовательная политика и реформирование системы образования в России: общее и особенное // Правовые и педагогические аспекты управления системой образования и науки: материалы Всеросс. науч.-метод. круглого стола, Липецк, 19 апреля 2023 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. С. 53–59.
22. Журавлева И.А. Правовое регулирование сферы дошкольного и общего образования // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика: материалы VI Всерос. науч.-практич. конф., Иркутск, 25 апреля 2024 года. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2024.С. 200–205.
23. Иванова Е.С., Кузьмина Е.Н. Право на образование и проблемы его реализации в России // Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности (к 280-летию Костромской епархии и 80-летию Костромской области): сб. трудов VII Международ. науч.-практич. конф., Кострома, 19–21 сентября 2024 года. Кострома: Костромской государственный университет, 2024.С. 129–135.
24. Кашаев А.А., Гукаленко О.В. Единое образовательное пространство регионального формата как механизм повышения качества общего образования: вопросы управления // Ценности и смыслы. 2024. № 4(92). С. 68–86.
25. Козлова А.А. Половникова А.В., Сорокин А.А. Развитие общего образования в России // История России: учебник для вузов: в 2 ч. – Москва: Издательство «Наука», 2024. С. 509–513.
26. Котенева О.И. Мониторинг реализации стандартов и программ как средство повышения качества общего образования // Формирование единого образовательного пространства: задачи, решения, перспективы: сб. науч. трудов Юбилейного форума с международ. участием, Москва, 16 ноября 2023 года. Москва: Институт стратегии развития образования, 2023. С. 191-199.
27. Мкртчян М.А. Проблемы реализации государственных общеобразовательных стандартов // Народное образование. 2023. № 7(1502). С. 22–27.
28. Муллахмедова С.С., Касьяненко К.А., Идрисов М.О. Управление развитием общего образования в современной России: некоторые проблемы и пути их решения // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем: материалы XIX Всерос. науч.-практич. конф., Махачкала, 27–28 ноября 2023 года. Махачкала: Дагестанский государственный технический университет, 2024. С. 263–266.
29. Некрасов Д.Д. Реализация несовершеннолетними права на общее образование в России // Правовой статус несовершеннолетнего: история, современность, перспективы реформирования: материалы Всерос. науч.-практич. конф., Липецк, 05 октября 2022 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. С. 66–68.
30. Переведенцев А.Н. Управление системой качества общего образования // Тенденции развития экономики в современных социально- экономических условиях функционирования государства: сб. материалов конф. студентов, магистров и аспирантов, Москва, 14 марта 2023 года. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2023. С. 83–87.
31. Порш Л.А. Проблема обеспечения педагогическими кадрами деятельности общеобразовательных организаций на современном этапе // Социальные процессы в российском обществе: проблемы современности и перспективы: материалы VIII Всерос. науч. Конф. с международным участием, Иркутск, 19 апреля 2024 года. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2024. С. 180–184.
32. Преображенский Ю.П., Фирсова Е.А., Стукалова В.С. О проблемах развития общего образования // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сб. науч. статей 6-й Всерос. науч. конф.: в 4-х томах, Курск, 17–18 октября 2024 года. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024. С. 384–387.
33. Пустовойтов В.Н., Белоус Н.Н., Шубабко Е.Н. Ключевые принципы использования технологий искусственного интеллекта в общем образовании // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 4. С. 55–59.
34. Скворцова Е.Е. Интерпретация показателей цифровизации российской системы общего образования // Народонаселение. 2023. Т. 26, № 2. С. 102–113.
35. Тищенко А.С., Новикова С.Е., Токарева Г.С. Территориальная доступность общего образования: факторы и риски // Экономическое развитие России. 2024. Т. 31, № 9. С. 85–92.
36. Узденов И.М. Развитие общего и дополнительного образования в современной образовательной системе // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: сб. науч. трудов по материалам V Международ. интернет-конф., Ставрополь, 01–30 июня 2023 года. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. С. 158–161.
37. Шевель Р.Г. Современные вызовы и пути решения проблем общего образования // Психолого-педагогические исследования по Тульскому региону: сб. материалов IV Регион. науч.-практич. конф. молодых ученых, Тюмень, 16 мая 2024 года. Чебоксары: Среда, 2024. С. 449–451.
38. Отчет департамента образования Администрации города Тюмени о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования города Тюмени за 2023 год. URL: https://depedu.tyumen-city.ru/files/informer/files/2024/10/671b35287fd67.doc (дата обращения: 15.01.2025).
39. Параметры погодных условий для отмены очных занятий в общеобразовательных учреждениях юга Тюменской области. URL: https://depedu.tyumen-city.ru/obrazovanie/ (дата обращения: 16.01.2025).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ