Введение 3
1 Государственное управление музеями в Российской Федерации 5
1.1 История музейного дела -
1.2 Развитие государственного управления музеями 11
1.3 Виды современных музеев 15
2. Государственное управление музеями в Томской области 27
2.1 Законодательные акты, регулирующие деятельность музеев -
2.2 Виды музее Томской области 32
2.3 Эффективность государственного управления музеями Томской области 48
3 Государственное управление музеями в Парабельском районе 49
3.1 Музеи Парабельского района -
3.2 Анализ проблем управления музеями 59
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 67
Музей - это сокровищница человеческой памяти. На протяжении всего периода существования общества музей служил целям сохранения коллективной памяти, источником развития, обогащения, пополнения духовных сил общества.
Выделяет следующие основные социальные функции музея: документирования; образовательно-воспитательная; коммуникационная, функция актуализации культурно-исторического наследия; функция организации свободного времени.
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе музеи являются хранилищами ценных экспонатов, составляющих государственное достояние, и выполняют важнейшую функцию воспитания патриотизма. Однако механизм государственного регулирования работы прежде всего общественных музеев является несовершенным. Право называться «музеем», собирать и хранить экспонаты может принадлежать любой организации и частному лицу. Поэтому существует насущная проблема выработки продуманной и реально работающей системы взаимодействия государства и многочисленных негосударственных музеев.
Объектом исследования являются российские музеи и их современное состояние.
Предмет исследования - современное состояние музеев в Томской области на примере музеев Парабельского района.
Цель работы: выявить основные проблемы государственного регулирования работой негосударственных музеев Российской Федерации.
Задачи:
1. Характеристика состояния музейного фонда Российской Федерации
2. Характеристика законодательства, регулирующего деятельность музеев.
3. Характеристика состояний музеев Томской области
4. Характеристика законодательства, регулирующего деятельность музеев в томской области
5. Сбор материала и характеристика музеев Парабельского района.
6. Выявление основных проблем взаимодействия государственных органов и районных музеев.
Методы, используемые в работе: логический анализ, причинный анализ.
Положения, выносимые на защиту.
1. В Российской федерации существует значительное количество музеев различных форм собственности
2. Система государственного регулирования деятельности этими музеями является слабо продуманной, т.к. к музеям предъявляются заведомо невыполнимые требования.
3. Музеи находятся в различной собственности, но при этом хранят экспонаты, входящих в музейный фонд Российской федерации. Это противоречие приводит к утрате ценного наследия, принадлежащего государству.
В заключение можно отметить, что сегодня город Томск один из значимых культурных центров Сибири, где расположено большое количество музеев. Большая часть музеев находятся в городе Томске. В настоящее время в Томской области насчитывается около 270 музеев, из них муниципальных музеев - восемь.
• Музейные собрания постоянно пополняются, в том числе и благодаря помощи томичей.
• Фонды музеев постоянно увеличиваются.
Но есть и моменты, которые требуют внимания со стороны государства:
1. Бывают случаи, когда из-за отсутствия соответствующей квалификации сотрудников-энтузиастов и малом количестве работников музеев многие экспонаты слабо атрибутированы. Благодаря личным связям и значительной заинтересованности в своем деле, эти сотрудники часто получают для музея уникальные предметы, но не умеют правильно их оформить. Но когда из музеев уходят старые сотрудники, никто уже не помнит, когда и от кого были получены эти экспонаты.
2. В село Парабель музеи достойно выполняют роль культурного пространства. Администрация района поддерживает музейную деятельность, выделяет помещения, территорию, гранты. Музеи имеют хорошие помещения, ценные музейные экспонаты, действующие экспозиции, ведут поисковую, научно-исследовательскую работу и огромную просветительскую работу. Однако сами сотрудники Парабельских музеев в ходе проведенного интервьюирования высказали недовольство, по поводу большого количества работы, связанной с составлением различных отчетов, сложной документацией, нехватки времени для творческой работы.
Они отмечают, что взаимодействие с областным музеями является эпизодическим и ограничивается приглашениями на выставки или отдельные мероприятия.
3. На примере Парабельского музея мы видим, что квалификация сотрудников районных музеев не соответствует необходимым требованиям. Как правило, в музеях работают люди с самым разным базовым образованием, за исключением собственно музееведческого. Большая часть этих сотрудников - энтузиасты своего дела. Однако их энтузиазм, не подкрепленный нужными знаниями, имеет как положительную, так и отрицательную сторону.
Делаем следующие выводы:
1. Необходима государственная поддержка сотрудников таких музеев в деле приобретения соответствующей квалификации.
2. Необходима государственная поддержка в постановке на учет особо ценных экспонатов и обеспечения их реставрации.
3. Необходима разработка облегченного варианта музейной документации, применимого в реальной деятельности районных и школьных музеев.
4. Необходима выработка более четкого механизма по взаимодействию государства и районных музеев.
1. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 26.05.1996 № 54-ФЗ - Электрон. дан.- М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 23.06.2016)
2. О музеях и музейном деле в Томской области. [Электронный ресурс]: закон Томской области от 11.05.2011 N 73-ОЗ - Электрон. дан.- М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 23.06.2016)
3.О концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Решение коллегии Министерства культуры РФ от 7 февраля 2013 г. N 3// Гарант : информ.-правовое обеспечение. - Электрон. дан. - М., -2016. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 23.06.2016)
4. Департамент по культуре и туризму Томской области [Электронный ресурс]: Музейное дело.- Электрон. дан.- Томск, - 2016. - URL: http://www.depculture.tomsk.gov.ru (дата обращения: 23.06.2016).
5. Музеи Томска и Томской области [Электронный ресурс]: Информационный портал музеев Томской области / Электрон. дан.- Томск, 2016. - URL:http://www.museumstomsk.ru (дата обращения: 23.06.2016).
6. Бардина П.Е. Быт и хозяйство русских сибиряков Томского края. / П.Е. Бардина - Северск: Контекст, - 2009. - 432 с.
7. Васильев Е.А. Древнейшее поселение в устье Большой Киргизки/ Е.А. Васильев // Северск. История и современность. - Томск, - 1994. С.162
8. Галкина Т.В. К истории научных экспедиций под руководством Андрея Петровича Дульзона/ Т.В. Галкина // Труды ТГОИАМ. - Томск,1996. - Т. 9.- С. 232 - 276.
9. Гребнева Г.И. Археологические исследования Томского областного краеведческого музея в 1980-1996 гг. / Г.И. Гребнева // История и культура Томской области. Томск, - 1998, - с. 14-20.
10. Драчёв П. Томская судоходная компания: история, проблемы, перспективы. / П.Драчёв, В. Кноль. - Томск, 2001. - 312 с.
11. Дульзон А.П. Археологические памятники Томской области/ А.П. Дульзон // Труды ТОКМ - Томск,1956.- Т. 5. - С. 89-316.
12. История музея [Электронный ресурс] // Музей Боевой и трудовой славы им.
Деменина. - Электрон. дан.-Парабель, 2016. - URL:http://museum-parabel.ucoz.ru/ (дата
обращения: 23.06.2016).
13. История музея [Электронный ресурс] // Краеведческий музей. - Электрон. дан. - Парабель, 2016. - URL: http://musey.sokik.ru/ (дата обращения: 24.06.2016).
14. Казарян А. В. Музеи и музейная деятельность: сравнительно-правовой анализ / А.В. Казарян // Вестник НГУ. - Новосибирск, 2015 - с. 127 -134
15. Ким А.А. Исследователь Томского Севера / А.А. Ким, Р.А. Ураев // Труды ТГОИАМ. - Томск, 1994, - С. 63-72.
..40