Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы понятия «мягкой» силы 9
1.1. Концепция «мягкой» силы 9
1.2. Адаптация концепции «мягкой» силы во внешнеполитический дискурс Китая 17
Глава 2. «Мягкая» сила КНР 22
Глава 3. Образовательная политика КНР как инструмент «мягкой» силы 35
3.1. Основная характеристика системы образования в КНР 35
3.2 Международное сотрудничество в сфере образования 40
3.3 Механизмы получения образования в КНР для иностранных студентов 48
3.4. Образовательная политика КНР как инструмент «мягкой» силы 52
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Источники 58
Литература 59
Пока на мировом пространстве на протяжении нескольких тысячелетий рождались, возвышались и рушились великие империи, в восточной части Евразийского материка неизменно существовало Срединное государство. Несмотря на это, с середины 19 века на пике экономической, а порой и военной экспансии мировых держав у западной публики сложился устойчивый образ чуждой прогрессу, погрязшей в невежестве страны. Интересно, что еще 60 лет назад 80 процентов 500-миллионного населения Китая было неграмотными. Но, пережив глубокие потрясения, построив эффективно функционирующую систему образования, Китай смог добиться потрясающих результатов, приобщиться к достижениям современного мира и на рубеже второго и третьего тысячелетия предстать одной из самых динамично развивающихся стран, не потерявшей своё культурное своеобразие и неизменно исповедующей культ традиции.
На данный момент поднебесная является великой державой — кандидатом-сверхдержавой, второй экономикой мира по ВВП , мировым лидером по производству большинства видов промышленной продукции, крупнейшим мировым экспортёром («фабрика мира»). Она обладает глубоким и ярким культурным богатством и прекрасными культурными традициями, включая, безусловно, и мудрость для использования «мягкой» силы и полного раскрытия ее эффективности. Углубленное исследование стратегии строительства и развития «мягкой» силы Китая крайне необходимо, так как она приобретает все более и более рельефное место в международных отношениях по мере непрерывного углубления экономической глобализации и политической мультиполяризации и уже стала одинаково важной, а возможно, уже более важной чем «жесткая» сила.
Особый интерес в изучении данной концепции именно в контексте китайских исследований международных отношений обусловлен наличием исторической составляющей: подобные идеи присутствовали еще в философской мысли Древнего Китая. Так, например, книга «Искусство войны» Сунь Цзы ,также как и памятник древнекитайской философской мысли «Тридцать шесть стратагем», посвящены тому, как достигнуть победы над врагом, избегая прямого столкновения с ним. Поэтому для китайских ученых это стало скорее возвращением к тому, что уже было заложено в культуре. Рассмотрев структуру «мягкой» силы, основные ее элементы, становится очевидно, что большинство из них тесно связано или, по крайней мере, соприкасается с образовательной политикой государства.
Целью данной работы является изучение концепции «мягкой» силы, ее структуры (источники, механизмы, носители), истории развития и принятия данной концепции в КНР, а также рассмотрение конкретного инструмента «мягкой» силы Китая — системы образования.
Изучением Китая на данный момент занимается большое количество русских и зарубежных исследователей, журналистов, историков. Но большинство своих работ они посвящают прошлому столь бурно развивающейся в наше время страны. Однако очевидно, что изучение современного развития КНР является крайне важной задачей. И одним из самых важных аспектов этого процесса является берущая свое начало с выступления Ху Цзиньтао на 17-ом съезде политика наращивания «мягкой» силы Китая.
Чтобы достичь поставленной цели, предстоит выполнить следующие задачи:
• изучить теоретические основы концепции «мягкой» силы, ее
структуру;
выявить исторические предпосылки возникновения понятия
«мягкой» силы в политической мысли Китая;
• проанализировать«мягкую» силу современного Китая, ее
развитие и применение;
• рассмотреть образовательную политику КНР как одного из главных инструментов «мягкой» силы, а также конкретные внешнеполитические инициативы в этой области;
Для выполнения вышеперечисленных задач и достижения поставленной цели использовались работы отечественных и зарубежных историков, политологов, ученых-китаеведов. Основными источниками для первой главы послужили работы Джозефа Ная - американского политолога, профессора Гарвардского института государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди, создателя концепции «мягкой» силы. Его многочисленные работы, как в оригинале, так и переведенные на русский язык, дают полное представление о теории «мягкой» силы. Например, в своей статье «Public Diplomacy and Soft Power» в журнале «The annals of the American Academy of Political and Social Science» исследователь четко описывает свою теорию, предоставляя конкретные примеры из истории и современности.
Источниковую базу исследования составляют выступления официальных лиц КНР , информация официального сайта МИД КНР , документы съездов КПК . При анализе деятельности Институтов Конфуция и динамики их учреждения в различных регионах мира были использованы ежегодные отчеты .
Статьи российских исследователей-синологов в большинстве своём были взяты из сети интернет, поскольку на данный момент этот ресурс хранит огромное количество разнообразной информации на заданную тему, когда как книжные издания не поспевают за постоянно сменяющими друг друга событиями в мире.
Так, работы старшего научного сотрудника Института актуальных международных проблем Звягиной Д. «Мягкая сила»: структурный анализ» и «Культурное влияние как компонент «мягкой силы» содержали необходимый материал для описания структуры «мягкой» силы и культурного влияния как одного из ее инструментов. Также были использованы статьи отечественных исследователей, опубликованных в электронных версиях таких известных журналах как «Мировая экономика и международные отношения», «Международные процессы». В электронной версии журнала «Россия и Китай: проблемы стратегического
сотрудничества» было найдено много материала для анализа на заданную тему.
Непосредственно «мягкой» силе Китая посвящены работы Борох О. и Ломанова А. (в своих работах авторы провели анализ дискуссий в китайском академическом сообществе, а также ряд правительственных инициатив) , Кривохиж С. (работы, посвященные публичной дипломатии Китая) , Мосяковой Д, Распертовой С. (историко-философский аспект развития данной концепции) .
В исследованием особенностей «мягкой»силы КНР также
заинтересованы как европейские, так и китайские авторы. В частности, одной из наиболее ранних работ можно назвать исследование ученых Фуданьского университета Хэ Сяодун, Ван Хунин, появившееся в 1993г. , в которой рассматривается возможность использования концепции «мягкой» силы для становления внешнеполитического курса Китая. Интерес представляют и современные исследования Ин Фан, Ван Ивэй, Ян Сюэтун. Ван Хунин в совместной с Дж. Розенау работе изучает роль КНР в глобальном управлении .
Среди работ европейских авторов наиболее полно освещает данный вопрос И.Д'Хуг (работы, посвященные публичной дипломатии Китая) , М. Брейди (аспекты использования пропаганды) , а также Ю. Аукия (акцент на культурном компоненте «мягкой силы») .
Статистические данные, необходимые для проведения количественного и сравнительного анализа находятся в свободном доступе на официальном сайте министерства образования Китайской Народной Республики. Данные о количестве иностранных студентов в Китае и китайских студентов за рубежом опубликованы институтом международного образования в проекте «Атлас» (project Atlas) , отслеживающем студенческую мобильность по всему миру и ведущему ежегодный подсчет обучающихся вне родной страны. О повышении активности КНР в рамках миротворческой деятельности свидетельствуют статистические данные ООН .
За последние десятилетия факторы, определяющие положение того или иного государства на мировой арене, резко поменялись. Такие категории, как «жесткая» сила и военная мощь, веками являвшимися основой «авторитета» государства, постепенно отошли на второй план. Они несомненно продолжают оставаться весомыми факторами:активно проводятся испытания новых видов вооружений, участились случаи вооруженных конфликтов на границе тех или иных государств. Однако в данной работе была рассмотрена концепция, которая изменила подход к оценке силы государства.
Автором концепции «мягкой» силы является американский политолог - Джозеф Най. Именно он впервые разделил силу на «жесткую» и «мягкую», и описал вторую как «форму внешнеполитической стратегии, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности» . Применение мягкой силы представляет собой распространение непрямого влияния на страны-субъекты, исключая методы прямого военного или экономического принуждения.
Свой аналог осуществления непрямого влияния на объект политического воздействия можно найти в истории развития китайской мысли (как, например, «Искусство войны» Сунь Цзы), в ходе ее эволюции и развития отношений с соседними странами на даннической основе. В 60-70е года был задействован идеологический компонент «мягкой» силы, когда возникла теория трех миров, и в ряде развивающихся государств стали возникать маоистские партии. В 1990-е годы концепция Дж.Ная была с интересом перенята китайскими исследователями. А в 2007 году на XVII съезде правящей партии в 2007 году официально были выдвинуты конкретные задачи строительства «мягкой» силы КНР. В риторике официальных лиц, как правило, важнейшей составляющей называют культуру и традиции Китая.
Проанализировав структуру «мягкой» силы КНР, можно заметить, что тот или иной инструмент ее реализации переплетается с образовательной политикой. «Мягкая» сила, особенно когда речь заходит об образовании, предполагает выстраивание прочных отношений на уровне обществ, которые могут стать хорошей основой для любых политических контактов в будущем. Китайское правительство, понимая это, направляет свою политику на улучшение и укрепление имиджа Китая, китайских ВУЗов и образовательных программ.
Принимая огромное количество иностранных студентов, КНР всячески пытается создать у них положительное представление о стране, познакомить с китайской культурой, приобщить к китайским традициям и языку. Часто эта политика направлена на студентов престижных ВУЗов, которые по возвращении на родину смогут занять высокое положение в обществе, ведущие позиции в политических и деловых кругах, при этом распространяя лояльность по отношению к Китаю.
Функционирующие в более чем 120 странах Институты Конфуция распространяют по всему миру язык и культуру Китая. Они из года в год организовывают мероприятия, направленные на популяризацию китайского языка: устраивают конкурсы, концерты, обменные программы. Уже много лет существует стипендия Института Конфуция, позволяющая получить высшее образование в КНР бесплатно. Как результат: сегодня в мире китайский язык изучают более 50 млн. человек. А многие образовательные учреждения вводят китайский язык даже как основной для изучения. Таким образом, учитывая увеличение числа изучающих китайский язык в качестве иностранного, можно предположить, что в среднесрочной перспективе будет сформирована определенная часть общества, которая будет выступать скорее за сотрудничество с Китаем. И хотя зачастую в мотивации людей, желающих изучить китайский язык, лежат прагматические основания, параллельное ознакомление с культурой данной страны потенциально приведет к тому, что будет реализована одна из трех составляющих концепции мягкой силы по Дж. Наю — возникновение интереса к культуре страны-субъекта.
Отправляя своих студентов заграницу, Китай стремится разнообразить знания, полученные внутри страны, зарубежным опытом. Такая политика помогает не стоять на месте, соответствовать требованиям современности. Общее число китайских студентов, проходивших обучение за границей, со времен реформ открытости в 1978 году составляет около четырех миллионов человек. С каждым годом количество студентов, получивших образование за границей, но желающих вернуться обратно в Китай неуклонно растет. Исследователи связывают это с высоким ростом китайской экономики и повышением уровня жизни.
Как результат, с помощью образовательных обменов формируется система долгосрочных связей, которая гарантирует положительное отношение друг к другу представителей разных культур, что является незаменимым компонентом «мягкой» силы.
1. Архипов В., Плоды политики открытых дверей // Азия и Африка сегодня. - 2003. - №4. - С. 11-14.
2. Борох О., Ломанов А. От «мягкой силы» к «культурному могуществу». Россия в глобальной политике. №4, 2012. - С.54-70;
3. Галенович Ю. «Великое возрождение» «великой нации Китая» и Россия / Ю. Галенович. - Москва: Восточная книга, 2013. -234 с.
4. Гельбрас В. КНР: социальные последствия реформ и открытости // Азия и Африка сегодня. №7. 2008. с. 9
5. Давыдов Ю.П. «Жёсткая» и «мягкая» сила в международных отношениях // Международные процессы. — 2007. — No 1. — С. 2-23.
6. Делюсин Л.П. Китай в поисках путей развития / Л.П.Делюсин. - М. : муравей, 2004. - 444с.
7. Доклад Ху Цзиьтао на 17-ом съезде КПК [Электронный ресурс ]// Газета «Жэньминь Жибао» онлайн. - Электрон.дан. - 2013 - URL: http://russian.people.com.cn/31521/6290184.html (дата обращения: 03.04.2016)
8. Егоров В.К. Культура и дипломатия: предложения нашего времени // Сб. «Дипломатия и культура». Материалы научной конференции 4 июня 2002 г. / ДА МИД. — М., 2003. — С. 12-22.
9. Жизнь иностранных студентов в Китае [Электронный ресурс] // газета
«Жэньминь Жибао» онлайн. - Электрон.дан. - 2013. - URL:
http://russian.people.com.cn/31516/8373305.html (дата обращения:
03.04.2016)
10. Зародов И.А. Трансформация подхода Китая к участию в
миротворческих операциях ООН (1981-2012) // Сравнительная
политика, 1 (11), 2013. - С.98-102
11. Звягина Д.А. «Мягкая сила»: структурный анализ [Электронный ресурс ] // Журнал Инициативы XXI века. - Электрон.дан. - 2012. - No 3. - URL: http://elibrary.ru/ download/27514626.pdf (дата обращения: 03.06.2016)
12. Звягина Д.А. Культурное влияние как компонент «мягкой силы» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. No 11. Ч. 2. С. 94-98
13. Колпакова Т.В. «Мягкая сила» как механизм реализации интересов
КНР на международной арене [Электронный ресурс ] // Журнал Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия. - Электрон.дан. - 2011 - No 9. - URL: http://elibrary.ru/download/
34868600.pdf (дата обращения: 14.05.2016)
14. Коротина Н.Ю. Подходы к измерению «мягкой» силы // Журнал Дискурс Пи. - 2014. - №4. - С. 56-61
15. Кривохиж С.В. «Мягкая сила» и публичная дипломатия в теории и внешнеполитической практике Китая. // Вестник Санкт- Петербургского государственного ун-та. Сер.13, вып.3, 2012. - C.103- 112... 50