Введение 3
Глава 1. Право на вознаграждение за труд 8
1.1. Международно-правовые и конституционные основы права на
вознаграждение за труд 8
1.2. Содержание права на вознаграждение за труд в трудовом праве РФ 17
1.3. Понятие справедливой заработной платы 20
Глава 2. Государственные гарантии реализации права на вознаграждение за труд в трудовых правоотношениях 24
2.1. Недопущение дискриминации при оплате труда: равная оплата за
равный труд 24
2.2. Минимальный размер оплаты труда 27
2.3. Индексация заработной платы 39
Заключение 57
Список литературы и источников 64
Принцип справедливости как общеправовой принцип права пронизывает правовые явления, всю правовую систему, а, следовательно, и отношения по оплате труда. Результатом воплощения требований справедливости в оплате труда, а также механизме правового регулирования выступает справедливая заработная плата. Оценить трансформацию труда в денежный эквивалент посредством требований справедливости можно только посредством полученных результатов. Если он является справедливым, то и заработная плата работника тоже будет справедливой.
Мировое сообщество не сразу осознало недостаточность провозглашения только права на заработную плату, труд, свободу труда. Справедливая оплата труда как основание для полноценного существования человека в современном обществе пережило множество кризисов прежде своего признания.
Основным законом России охраняются труд и здоровье людей, а также устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Конституция РФ провозглашает право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Размер вознаграждения не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата, выполняя социальное и экономическое назначение, выступает в качестве непосредственного интереса наемных работников, работодателей, а также государства. Государство заинтересовано в росте благосостояния населения посредством установления высокой оплаты труда. Работодатели благодаря стимулированию высокой эффективности труда, содействию рациональному использованию ресурсов, увеличивают прибыль организации.
Постоянный рост заработной платы интересен для работника тем, что она должна соответствовать стоимости товаров и услуг, которые необходимы для удовлетворения потребностей работника и его семьи. Назначение заработной платы с экономической точки зрения заключается в повышении эффективности производства. Социальное назначение заключается в увеличении достатка людей.
Организации, как правило, самостоятельно выбирают различные системы оплаты труда для своих работников. Часто допускаются нарушения трудового законодательства, которые влекут нарушение прав и законных интересов работников, и, как следствие, противостояние их с работодателями. Кроме того, формы организации заработной платы носят малоэффективный характер, а также недостаточно стимулируют работников реализовывать свои возможности. Эти факторы негативно сказываются на конкурентоспособности предприятий. Оплата труда выступает одним из основных аспектов социально-экономической жизни государства, коллектива и отдельного работника. Именно этими обстоятельствами обуславливается актуальность рассматриваемой темы.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в связи со справедливой оплатой труда работников.
Предмет исследования - законодательство Российской Федерации, материалы судебной практики, а также система научных взглядов и теоретические концепции реализации права на справедливую оплату труда.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в осуществлении комплексного анализа проблем оплаты труда.
Исходя из поставленной цели работы, необходимо решить несколько
задач:
• раскрыть понятийный аппарат рассматриваемой темы;
• обозначить теоретические проблемы правового регулирования вознаграждения за труд и изучить основные подходы их решения;
• выявить основные источники законодательного регулирования оплаты труда российского и международного масштаба;
• раскрыть государственные гарантии оплаты труда;
• описать тенденции реформирования правового регулирования отношений по справедливой оплате труда.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания, а также частнонаучные методы изучения правовых явлений: формально-логические, конкретно-исторический,системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, технико¬юридический и другие.
Теоретической основу дипломной работы составили учебные и методические пособия по трудовому праву, комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации. Кроме того, мы опирались на научные труды Егоршина А.П., Травина В.В., Пастухова А.А., Наумова А.И., Крылова Э.И., Елизарова Ю.Ф., Власова Е.И., Савицкой Е.В., Шеремета А.Д., Канунникова С.А., Канунникова А.Б. Также в качестве основы для написания работы выступили исследования Мещерякова Т.Р., Федорова М.С., Кириллова О.Е. и других ученых.
Источниками информации для написания дипломной работы стали также книги, материалы Интернет-сайтов, научные статьи.
Положения, раскрываемые в работе:
1. Изучение сущности правового регулирования оплаты труда позволяет изучить понятие и основные признаки заработной платы, а также рассмотреть методы правового регулирования заработной платы.
2. Анализ проблем правоприменительной практики по поводу защиты прав на справедливую оплату труда позволяет выявить практические проблемы защиты прав работников на оплату труда.
3. Важнейшим вопросом государственного регулирования выступает вопрос обеспеченности прав и свобод человека и гражданина. Сегодня в области теории прав и свобод человека наблюдается некоторый прогресс.
4. Способы защиты трудовых прав не всегда являются эффективными, поэтому предлагаются меры по укреплению их охраны и защиты.
5. Существует необходимость проведения преобразований в сфере регулирования трудовых правоотношений по оплате труда субъектов трудового права.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в нахождении действенных выводов и положений о правовом фундаменте оплаты труда согласно современному российскому трудовому законодательству.
Практическая новизна работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы на лекционных курсах и на семинарских занятиях в учебных заведениях. Происходит выявление особенностей правового регулирования трудовых отношений, а также формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют шесть параграфов, заключения, списка литературы и источников.
Во введении мы обосновали тему работы, сформулировали цель и поставили необходимые задачи. Кроме того, определили объект, предмет исследования, а также обозначили ряд проблем.
В первой главе исследования раскрывается вопрос международно-правового регулирования института оплаты труда, приводятся источники правового регулирования. Кроме того, описываются и конституционные основы права на вознаграждение за труд. Раскрывается понятие справедливой оплаты труда.
Во второй главе раскрывается содержание и сущность государственных гарантий реализации права на вознаграждение за труд. При этом делается акцент на недопущении дискриминации при осуществлении оплаты труда. Раскрывается проблема минимального размера заработной платы, его назначение. А также рассматриваются вопросы индексации заработной платы, механизм и порядок ее осуществления, а также проблемы реализации индексации на практике.
В заключении приводятся основные выводы работы, охватывающие общее положение дел в сфере вознаграждения за труд, перемены, которые произошли в рассматриваемой сфере в последнее время, а также ближайшие перспективы института оплаты труда.
Важным условием, призванным обеспечить достойную жизнь и всестороннее развитие человека, выступает труд. Государство обязано принимать экономические, организационные, а также правовые меры для признания трудовых прав человека и их защиты. Защита трудовых прав, в частности права на справедливую оплату труда, - конституционная обязанность государства и общества.
Процесс становления современных форм оплаты труда и развитие самой концепции начались более ста лет назад. Системы оплаты труда отличаются в высокой степени ориентацией на работника и его нужды. Они определены культурными и социальными предпосылками и наделены специфическими чертами. Кроме того, они косвенным образом влияют на экономическое развитие стран. Государство обязано гарантировать справедливое и удовлетворительное вознаграждение, которое обеспечивает достойное существование человека.
Заработная плата (легальное определение) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, а также сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Кроме того, понятие включает в себя различного рода компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
В науке, в юридической литературе, а также в законодательных актах можно отметить отсутствие смыслового единообразия в понятиях «оплата труда», «заработная плата», «вознаграждение за труд». Исходя из анализа статей ТК РФ, можно сделать вывод о том, что это синонимичные понятия и означают любые денежные выплаты работнику за выполняемую трудовую функцию на предприятии, организации.
Заработная плата выплачивается работнику за использование его труда, величина, которая определяется рынком труда. Наиболее значимые закономерности оплаты труда работников включает оплату по конечному результату, соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы, обеспечение соответствия между заработной платой и численностью работников и т.д.
Работодатели должны соблюдать главные принципы и закономерности оплаты труда работников. Они будут использовать экономические законы в практической деятельности, и обеспечить развитие человеческих ресурсов. Понимание этого факта, а также следование новейшим тенденциям позволят организациям и экономике страны в целом выходить на качественно новые уровни своего развития.
Показателями, с помощью которых раскрывается объём прав работника на справедливую оплату труда, выступают:
- способность заработной платы обеспечить достойный уровень жизни, как самому работнику, так и членам его семьи;
- обеспечение объективной дифференциации заработной платы;
- обеспечение равной оплаты за равноценный труд;
- соответствие оплаты законодательным нормам;
- исключение предвзятого отношения к некоторым работникам из-за пола, возраста и других факторов;
- обеспечение справедливого распределения предельного продукта между работодателем и работниками.
Между данными показателями существует взаимосвязь, все они имеют системный характер, поэтому только лишь одновременное их использование выступает залогом реализации права работника на справедливую заработную плату. Шестой раздел ТК РФ должен включать в себя совокупность норм, которые регулируют определения, формы, принципы, тарифные системы заработной платы, сроки выплаты заработной платы, заработную плату в особых условиях.
Важной проблемой организации заработной платы выступает механизм заинтересованности работников, который способен обеспечить максимально тесную взаимосвязь их заработной платы с непосредственным трудовым вкладом. Такую связь обеспечивают традиционные системы оплаты труда на основе тарифной системы. Тем не менее, организации в последнее время применяют нетрадиционные методы в организации оплаты труда. Необходимо повышать реальную заработную плату до стоимости рабочей силы.
Среди значительных функций государства должна оставаться разработка положений об условиях применения действующих систем оплаты труда. Они должны обеспечивать объединение работников, стимулировать взаимовыгодное сотрудничество. Управление заработной платой должно осуществляться всесторонне. Государству необходимо участвовать в этом процессе непосредственно путем установления гарантируемого минимума заработной платы, совершенствования механизма индексации заработной платы и т.д.
Масштабы дифференциации в оплате труда в России довольно существенные. Эта и другие причины способствуют резкому снижению стимулирующей роли оплаты труда в развитии экономики страны. На сегодняшний день среди главных проблем организации оплаты труда выступают: нарушение принципов социальной справедливости,
игнорирование региональных особенностей, а также различий между бюджетной, производственной сферой и т.д.
Трудовой кодекс РФ признает одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений равенство прав и возможностей работников. Конституция и Трудовой кодекс РФ запрещает какую-либо дискриминацию в сфере труда, в том числе и по признакам пола. Подчеркивается, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, которые не связаны с деловыми качествами работника. На сегодняшний день одним из видов дискриминации в области оплаты труда является установление дифференцированных окладов по одной и той же должности, так называемая «вилка» окладов.
Такую систему еще называют грейдированной системой оплаты труда. Грейдинг - это система должностных разрядов, которая объединяет все должности конкретной организации в общую систему, выстраивает единую систему координат. Должности группируются в разряды (грейды) на основании однотипности выполняемых функций, степени значимости данной позиции для организации, а также на основании качества работы отдельного сотрудника.
Следует отметить, что трудовое законодательство не содержит указания на то, что по одной и той же должности работники могут выполнять только одни и те же обязанности. Поэтому в ситуации, когда работники занимают одинаковую должность, утверждать, что их трудовые обязанности, безусловно, должны быть идентичны, нельзя.
Исходя из судебной практики, при рассмотрении заявлений о том, что при установлении того или иного размера оклада работодатель не соблюдал требование о недопущении дискриминации, исследуется круг обязанностей, который был возложен на работника трудовым договором.
Поэтому, если в обязанности работников, занимающих одну и ту же должность, входят различные должностные обязанности, размеры их окладов могут отличаться.
Суды могут руководствоваться следующими аспектами:
- установление должностного оклада является правом работодателя, определяется трудовым договором и зависит не только от квалификации работника, но и от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда;
- работа в одной и той же должности не означает ее одинаковый объем, сложность и количество, у работодателя есть право индивидуально определять размер оплаты труда;
- установление различных окладов обуславливается деловыми качествами каждого из работников;
- индивидуальный подход к оплате труда каждого работника соответствует действующему трудовому законодательству и не является дискриминацией.
Система основных государственных гарантий по оплате труда работников, включает величину минимального размера оплаты труда, меры, которые обеспечивают повышение уровня реального содержания заработной платы, ограничение оплаты труда в натуральной форме и т.д.
Применение минимального размера оплаты труда осуществляется в целях регулирования оплаты труда и определения размеров социальных пособий. Минимальный размер оплаты труда представляет собой государственную гарантию по оплате труда, устанавливается на всей территории страны. MPOT не включает в себя доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, которые отклоняются от нормальных условий и т.д.
Субъектам РФ Трудовым Кодексом предоставлено право устанавливать на своей территории минимальную заработную плату выше федерального уровня.
При определении минимального размера оплаты труда международным сообществом учитываются не только экономико¬социальные факторы, но и личные потребности трудящихся и их семей.
MPOT в системе трудового права Российской Федерации должен стать одной из главных гарантий справедливой заработной платы.
Систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платой, который включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен. Государственная индексация заработной платы означает установление нового минимального размера оплаты труда.
ТК РФ гарантирует работникам повышение уровня реального содержания их зарплаты тем, что обязывает работодателей индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен. При этом порядок проведения индексации зависит от категории работодателя:
- бюджетные организации проводят ее в порядке, установленном законодательством;
- иные организации - в порядке, указанном в коллективном договоре, соглашении и локальном нормативном акте.
Ввиду того, что единого порядка индексации на законодательном уровне нет, возникает много вопросов и проблем с индексацией заработной платы.
Зарплата работников бюджетной сферы различных уровней индексируется нерегулярно по распоряжению либо Правительства РФ, либо исполнительного органа субъекта РФ, или муниципалитета, также отсутствует единый нормативный акт, регулирующий механизм, порядок и сроки проведения индексации.
Порядок индексации зарплаты в коммерческих организациях устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, например Положением об оплате труда. Увеличивать зарплату можно ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода, раз в год. Выплаты, которые индексируются, прописываются во внутреннем положении организации. Можно индексировать только оклады работников, но не индексировать премии, доплаты, надбавки в твердой сумме. Возможна индексация не всего дохода, а лишь некой суммы в пределах порогового значения.
Правовое регулирование порядка осуществления индексации зарплаты как формы государственной гарантии для работников направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий ее предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в ЛИЛ, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 05.04.1995, № 67.
3. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, №12.
4. Конвенция МОТ № 95 «Об охране заработной платы», 1949 г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Конвенция МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы», 1970 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета, 31.12.2001, № 256.
7. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ, 26.06.2000, № 26.
8. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Российская газета, 29.10.1997, № 210.
Комментарии законодательства
9. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / М.А. Бочарникова, З.Д. Виноградова, А.К. Гаврилина и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. 7-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, КНОРУС, 2015. - 272 с.
10. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.Ю. Головина, А.В. Гребенщиков, Т.В. Иванкина и др.; под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. 3-е изд., пересмотр. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2015. - 848 с.
11. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Извлечения: научно-практический комментарий (постатейный) / М.А. Архимандритова, А.К. Гаврилина, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: КОНТРАКТ, 2012. - 526 с.
12. Комментарий Конституции РФ (постатейный). [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http: //constrf.ru/razdel-1 /glava-2/st-37-krf.
Научная литература
13. Абикенова Ш.К., Еселханова Е.А., Есбенбетова Ж.Х. Предоставление повышенного размера оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда // Сборник трудов конференции, 2016.- 5-7 с.
14. Абузярова Н.А. Конституционные принципы организации труда - право на труд, достойный труд, достойную оплату труда // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, № 6, 2013. - 1071-1074 с.
15. Бабынина Л.С. Новые понятия в оплате труда как предпосылки формирования компенсационной модели оплаты труда // Нормирование и оплата труда в промышленности, № 6, 2013. - 16-27 с.
16. Бабынина Л.С. Развитие систем оплаты труда в России (теория и практика) // Нормирование и оплата труда в промышленности, № 4, 2012. - 24-28 с.
17. Буланкина Н.Н. Социально-экономические показатели,
характеризующие труд и его оплату // Материалы II ежегодных международных научно-практических чтений Ставропольского института кооперации (филиала) БУКЭП, 2016. - 66-68 с.
18. Буянова М.О. Трудовое право России: учеб. пособие [для вузов] / Минобрнауки России, Мое. госуд. юрид. акад. - М.: Проспект, 2011. - 235 с.
19. Валькович О.Н., Смирная М.О. Оплата труда в системе стимулирования труда // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.consultant .ru
20. Виноградов В. Гармонизация показателей по труду и расходов на его оплату. Изд.: Лаборатория книги, М.: 2010. - 79 с.
21. Гузиева А.И. Минимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда. Автореф. дисс. Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина, Москва, 2012. - 28 с.
22. Дрепа Е.Н., Хаммадеева Е.И. Актуальность изучения вопросов оценки результатов труда персонала организации как основы реализации принципа оплаты по труду // Новая наука: теоретический и практический взгляд, 2016, № 5-2 (81). - 79-80 с.
23. Забиранов В.А. Право на справедливое вознаграждение за труд // Молодой ученый, 2016, №21 (125). - 57- 60 с.
24. Загуляев Д.Е. Еенезис понятий «цена и труд» и «оплата труда» наемных работников в традиционной экономической теории. Федеральное агентство по образованию, Еос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Ижевский гос. технический ун-т», Боткинский фил. Монография, 2009. - 100 с.
25. Королькова Н.В. Внутрихозяйственный контроль расчетов по оплате труда и использованию фонда оплаты труда / Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России, 2011. - 79-81 с.
26. Конвенции МОТ и трудовое право в России. Горно¬металлургический профсоюз России Центральный Совет: сб.статей. М., 2015. - 5-17 с.
27. Лихачева А.А. Минимальный размер оплаты труда и его роль в регулировании рынка труда // Приволжский научный вестник, 2016, № 6 (58). - 42-45 с.
28. Лушникова М.В., Смирнов Д.А. Основные понятия института оплаты труда: минимальный размер оплаты труда и стимулирующие выплаты // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия гуманитарные науки, 2010, №1. - 31- 43 с.
29. Потеев А.Т., Потеева М.А., Чечина И.А. Оплата труда и организация ее взаимосвязи с количеством, качеством и производительностью труда // Международные научные конференции, 2015, № 7-1. - 161-165 с.
30. Ратехина В.А. Право работника на выплату заработной платы в
полном объеме и гарантии его реализации: международно-правовое
измерение // Вестник трудового права и права социального обеспечения, 2009, №4 (4). - 145-160 с.
31. Рахманова С.Ю. Оплата труда: типичные нарушения, сложные вопросы. Монография, М.: 2007. - 255 с.
32. Рец А.В., Дегальцева Ж.В. Достойный труд и его достойная оплата в современном российском обществе // Актуальные вопросы развития современного общества, 2016. - 241-244 с.
33. Руднев В.Д. Оплата труда в современной России // Социальная политика и социология, 2011, № 6 (72). - 55-62 с.
34. Сабетова Т.В., Кремер К.И. Минимальный размер оплаты труда как важнейший инструмент государственного регулирования рынка труда // Актуальные вопросы экономических наук, 2015, № 42. - 81-88 с.
35. Садков В. О взаимосвязях оплаты труда, монетизации экономики и государственного бюджета. / В. Садков, И. Греков // Общество и экономика, 2010, № 10-11. - 69-75 с.
36. Семенов С.В., Севрюкова А.А. Оплата труда по результативности как основа роста производительности труда на предприятиях/ Конференция «Экономическое развитие России: тенденции, перспективы, 23 апреля 2015. - 139-142 с.
37. Сланченко Л.И., Узунян А.А. Оплата труда в системе стимулирования труда персонала предприятия // Сборник трудов конференции, 2016. - 106-109 с.
38. Темницкий А.Л. Патерналистская и либеральная модели справедливости в оплате труда // VI-я Международная социологическая Грушинская конференция «Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными», Москва, 16-17 марта 2016 г. - 685-688 с.
Судебная практика
39. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». // Российская газета, 31.12.2006, № 297.
40. Апелляционное определение Московского городского суда от
14.09.2016 № 33-31926/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.v2b.ru/documents/apellyatsionnoe-opredelenie-moskovskogo- gorodskogo-suda-ot-14-09-2016-2/
41. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 22.09.2016 по делу № 33-16831/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-rostovskij-oblastnoj-sud-rostovskaya-oblast-s/act- 534939113/
42. Решение по делу №33-2405/2016 (08.11.2016, Верховный Суд
Республики Тыва (Республика Тыва)). [Электронный ресурс].
Режим дocтyпa:https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-tyva-
respublika-tyva-s/act-536454201/
Интернет-ресурсы
43. Большой юридический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //slovari.yandex.ru.
44. Газета.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.gazeta.ru/business/2014/06/27/6088589.html.
45. Кадровые решения №2, 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //www.profiz.ru/kr/2_2016/indeks_zp/
46. Кодексы и законы РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.zakonrf.info/.
47. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.rosmintrud.ru.
48. Международная организация труда. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm.
49. «Неравные зарплаты»: дискриминация или право работодателя? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.top-
personal.ru/lawissue.html?2430
50. Обязательна ли индексация зарплаты в коммерческой сфере?
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://glavkniga.ru/elver/2015/20/2086/print
51. Правовая система Правовая система ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/35256760/
52. Правовые консультации (практика). [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.garant.ru/consult/business/491048/
53. Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online3.consultant.ru/cgi/online.
54. Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс].
Режим дocтyпa:http://www.coш.m/news/225-seraya-zarplata-podtverzhdenie-
vyplat-i-otvetstvennost-rabotodatelya
55. Прожиточный минимум. [Электронный ресурс]. Режим доступа. http: //working-papers .ru/prozhitochnyj -minimum-rf
56. Саурин С. Индексация заработной платы. Чем грозит отсутствие правил повышения окладов. //Трудовые споры, 2015, № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tspor.ru/
57. Управление персоналом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.top-personal.ru/lawissue.html?2589
58. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru
59. Федеральное отраслевое соглашение по организациям связи и
информационных технологий Российской Федерации на 2015 - 2017 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70717474/