Введение 3
1 История применения метода проектов и актуальность его
использования в начальной школе 5
1.1 История и опыт применения метода проектов 5
1.2 Понятие социальной компетентности 12
1.3 Особенности проектирования в начальной школе 20
2 Практическое применение метода проектов в начальной школе 25
2.1 Структура проектов в начальной школе 25
2.2 Описание практической реализации проекта 29
2.3 Анализ полученных результатов 36
Список использованных источников 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 58
ПРИЛОЖЕНИЕ И 59
ПРИЛОЖЕНИЕ К 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 61
ПРИЛОЖЕНИЕ М 62
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, современный человек должен быть готов к изменчивым экономическим и социальным условиям. Он должен не подстраиваться под них, а продуктивно использовать, чтобы изменчивая ситуация была для человека не препятствием, а источником саморазвития.
Ввиду того, что человек является биосоциальным существом, его важнейшая деятельность, помимо выживания — это социальная коммуникация, окружающая нас ежедневно от момента рождения до смерти, что говорит о том, что общение - основная деятельность человека на протяжении жизни. Коммуникации позволяют человеку развиваться самому, перенимая опыт других людей, и развивать других, передавая свой опыт.
Однако далеко не все вступают в коммуникации эффективно, из-за неразвитого умения решать конфликты мирно, слушать и слышать собеседника, организовывать работу в группе или команде, являющейся самой распространенной формой коммуникации, или высказывать свои мысли. С учетом этого ФГОС второго поколения каждой ступени (от НОО до ВПО), ставит перед современными педагогами задачу: развить социальную компетентность.
Работа в группе - способ коммуникации, начинающийся от начальной школы и применяющийся в течение всей жизни, однако социальная компетенция естественным путем развивается только в подростковом возрасте, что описано у таких авторов, как Учурова [39], Абраменко [1], и подтверждается Прихожан [31].
ФГОС НОО в требованиях к выпускнику предъявляет наличие социальной компетенции на начальном уровне, что описывается в пунктах 9 и 10 данного стандарта. Это говорит о том, что перед современными педагогами начального образования государством ставится задача развить данную компетенцию у детей, чем и обусловлена актуальность данной работы.
Результаты работы и описанные в ней данные могут использоваться для применения в начальном общем образовании.
Объектом нашего исследования является метод проектов в начальной школе.
Предмет исследования - влияние совместного проектирования на развитие социальной компетентности младшего школьника.
Цель исследования - изучить влияние совместного проектирования на развитие социальной компетентности младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- раскрыть содержание понятия социальная компетенция младших школьников;
- провести исследование внутри изучаемого класса с целью изучения текущих отношений внутри класса;
- провести повторные исследования внутри изучаемого класса с целью фиксации изменений.
Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что развитие социальной компетенции в начальной школе методом проектов возможно, если будет организовано:
- педагогическое сопровождение проекта;
- совместная творческая деятельность, ориентированная на получение социально значимого продукта.
Для подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- наблюдение;
- социометрия.
В ходе работы нами было выяснено, что представляет собой метод проектов, как он менялся и применялся в течение времени в нашем государстве и за его пределами. Было выведено понятие проекта и компоненты, из которых он должен состоять. Также были рассмотрены особенности применения метода проектов в современной начальной школе.
Также в результате теоретического обзора современных авторов и классиков педагогики, в данной работе было выведено понятие социальной компетенции, а также ее компоненты, на развитие которых учителя начальной школы могут оказать влияние.
При помощи методологической базы и практических исследованиях, проведенных до и после выполнения проекта второклассниками, мы увидели динамику, наглядно демонстрирующую эффективность данного метода для развития социальной компетенции.
Гипотеза подтверждена, поставленные цели и задачи реализованы, был получен практический результат: качественное изменение отношений между обучающимися класса, на котором проводилось исследование, что подтверждено не только расчетными данными, но и классным руководителем.
Отметим, что данный проект был краткосрочным - с учетом четырех учебных часов, затраченных на исследования, изменения оказались существенными, это, несомненно, говорит о том, что метод проектов обладает большим потенциалом и при регулярном применении метода проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности, уровень социальной компетенции может достигнуть больших высот.
Данный метод, во-первых, удовлетворяет всем критериям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; во-вторых, вызывает у детей интерес к учебному процессу, вследствие чего можно предположить, что повсеместное внедрение его в образовательный процесс поможет детям не только развить социальную компетентность, но и улучшить образовательные результаты
1. Абраменко, Н. Ю. Психологические факторы возникновения «Группы риска» в подростковом возрасте // Вестник ПГУ им. Шолом- Алейхема. 2015. №1 (18) С.9-20.
2. Александрова, М. В. Продуктивное взаимодействие педагогов как фактор развития школы: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2001. 210 с.
3. Анастасова, Е.В., Лукина, А.К. Проектная деятельность студентов во время педагогической практики: трудности и особенности // Ped.Rev.. 2016. №3 (13) С.63-67.
4. Аткинсон, Р.Л., Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен- Хоэксема Введение в психологию, Прайм-Еврознак, 2007 - 816с.
5. Баёва, Ю. В. Метод проекта как современная педагогическая технология // Вестник ТГПУ. 2012. №2 С.117-120.
6. Богуш, Е. А. Проектная деятельность в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. №1 С.41-43.
7. Бороненкова, Л. С. Формирование социальной компетентности учащихся // Среднее профессиональное образование. 2013. №2 С.31-35.
8. Васильева, Н.Н. Метод проектов в начальной школе в условиях ФГОС НОО [электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/2014/04/10/metod-proektov-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyakh- vvedeniya, 2014.
9. Вербицкий, А. А. Методы обучения: традиции и новации // Вестн. Воронежского гос. техн. ун-та. 2014. Т. 10, № 3.2. С. 106-111.
10. Галакова, О. В. Модель развития социальной компетентности младших школьников // Вестник ВГТУ. 2012. №10-2 С. 131-137.
11. Гиенко, Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий // Концепт. 2014. №S23 С.1-5.
12. Голошумова, Г. С., Ежов С. Г. Факторы формирования социальной компетентности подростков // Педагогическое образование в России. 2011. №4 С.211-217.
13. Г онтарева, Г. А., Агафонова О. П. Дидактический потенциал метода проектов в формировании субъектной позиции младшего школьника // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №3 С.159-167.
14. Дерябина, Л. В. Современные педагогические технологии. Метод
проектов. [электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //nsportal .ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-
tematika/all/2012/04/23/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-metod, 2012
15. Десятов, С.А. Обеспечение преемственности в обучении между ступенями образования в условиях введения ФГОС / С.А. Десятов // Информационно-методический бюллетень «Начальная школа». - 2015. - №5 . - С. 12.
16. Дж. Дьюи, Школа и общество, М.: 1922
17. Дьюи Д., Дьюи Э., Школа будущего 1922, Второе издание М.: «Проспект», 1998.
18. Закирова-Зиева, Е. В. Учебное сотрудничество как условие формирования коммуникативной компетентности учащегося начальной школы // Вестник ВГТУ. 2012. №10-2 С.77-81.
19. Иванова, Н. В. Программа психологического сопровождения проектной деятельности в начальной школе // Вестник Брянского государственного университета. 2013. №1 С.180-184.
20. Игнатова, И. Б., Сушкова. Л. Н. Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ // Теория и практика общественного развития. 2011. №1 С.164-167.
21. Каменская, Е. В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий // Современные проблемы науки и образования. 2012. №1 С.110.
22. Коллингс, Э. М. Опыт работы американской школы по методу проектов, Новая Москва, 1926
23. Коробова, О. В. Проектная деятельность как средство социализации младших школьников // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №12 С.346-349.
24. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. / Под ред. Ю.П. Дубенского // Учебно- методическое пособие. - Омск. - 2005
25. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики, М, 1981.-С. 509-519.
26. Морозова, М. М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики // Интеграция образования. 2007. №3-4 С.36-41.
27. Нартова, О. В. Инновационные технологии в образовании: проектная методика / Качество образования: системы, технологии, инновации: материалы международной научно-практической конференции, Барнаул, АлгГТУ, 2007.
28. Нетесова, Н. И., Развитие проектного метода в системе образования // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 587-590.
29. Пеньковских, Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. 2010. №4 С.307- 319.
30. Поздеева, С. И. Начальная школа пространство совместной деятельности // Вестник ТГПУ. 2003. №2 С.58-67.
31. Прихожан, А.М. Шкала социальной компетентности [электронный ресурс]. Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/node43.html, ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения , .2008.
32. Романова, Е. А. Компетентностный подход в современной системе образования // Science Time. 2014. №3 (3) С.90-97.
33. Савчук, А. А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе // Мир современной науки. 2014. №4 (26) С.21-31.
34. Свечников, К. Л. Метод проектов в истории советской школы // КПЖ. 2007. №1 С. 109-115.
35. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И. С. Сергеев // АРКТИ. - М. - 2008
36. Серякова, С. Б., Галакова, О. В. Критерии оценки социальной компетентности младших школьников // Среднее профессиональное образование. 2013. №9
37. Токарева, Н. Г., Петров, Р. А. Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 139-141.
38. Устюжина, Н.И., Система оценивания проектно-исследовательской деятельности младших школьников [электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/04/sistema-otsenivaniya- proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti, 2014.
39. Учурова, С.А. Развитие социальной компетенции в
образовательном процессе (на примере уроков немецкого языка и обществознания) [электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.study.urfu.ru/Aid/Publication/10734/1/Ychyro va.pdf, 2011.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/922
41. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М,1980. Т.2.
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология, М, 1960
43. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника, М.,
44. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М., 2001
45. Юденкова, И. В., Балагурова, М. С. Диагностика социальной компетентности младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №14.
46. K. Hymowitz, Liberation’s Children: Parents and Kids in a Postmodern Age (Lanham, MD: Ivan R. Lee Publishing, 2015).
47. Kilpatrick, W. H., The Project-Method. In, Teachers College Record Vol.XIX, no. 4 (Sept. 1918), S. 319335)
48. W. Berry, What Are People For? (New York, New York: North Point Press, 2011);