Введение 3
1 История применения метода проектов и актуальность его
использования в начальной школе 5
1.1 История и опыт применения метода проектов 5
1.2 Понятие социальной компетентности 12
1.3 Особенности проектирования в начальной школе 20
2 Практическое применение метода проектов в начальной школе 25
2.1 Структура проектов в начальной школе 25
2.2 Описание практической реализации проекта 29
2.3 Анализ полученных результатов 36
Список использованных источников 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 58
ПРИЛОЖЕНИЕ И 59
ПРИЛОЖЕНИЕ К 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 61
ПРИЛОЖЕНИЕ М 62
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, современный человек должен быть готов к изменчивым экономическим и социальным условиям. Он должен не подстраиваться под них, а продуктивно использовать, чтобы изменчивая ситуация была для человека не препятствием, а источником саморазвития.
Ввиду того, что человек является биосоциальным существом, его важнейшая деятельность, помимо выживания — это социальная коммуникация, окружающая нас ежедневно от момента рождения до смерти, что говорит о том, что общение - основная деятельность человека на протяжении жизни. Коммуникации позволяют человеку развиваться самому, перенимая опыт других людей, и развивать других, передавая свой опыт.
Однако далеко не все вступают в коммуникации эффективно, из-за неразвитого умения решать конфликты мирно, слушать и слышать собеседника, организовывать работу в группе или команде, являющейся самой распространенной формой коммуникации, или высказывать свои мысли. С учетом этого ФГОС второго поколения каждой ступени (от НОО до ВПО), ставит перед современными педагогами задачу: развить социальную компетентность.
Работа в группе - способ коммуникации, начинающийся от начальной школы и применяющийся в течение всей жизни, однако социальная компетенция естественным путем развивается только в подростковом возрасте, что описано у таких авторов, как Учурова [39], Абраменко [1], и подтверждается Прихожан [31].
ФГОС НОО в требованиях к выпускнику предъявляет наличие социальной компетенции на начальном уровне, что описывается в пунктах 9 и 10 данного стандарта. Это говорит о том, что перед современными педагогами начального образования государством ставится задача развить данную компетенцию у детей, чем и обусловлена актуальность данной работы.
Результаты работы и описанные в ней данные могут использоваться для применения в начальном общем образовании.
Объектом нашего исследования является метод проектов в начальной школе.
Предмет исследования - влияние совместного проектирования на развитие социальной компетентности младшего школьника.
Цель исследования - изучить влияние совместного проектирования на развитие социальной компетентности младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- раскрыть содержание понятия социальная компетенция младших школьников;
- провести исследование внутри изучаемого класса с целью изучения текущих отношений внутри класса;
- провести повторные исследования внутри изучаемого класса с целью фиксации изменений.
Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что развитие социальной компетенции в начальной школе методом проектов возможно, если будет организовано:
- педагогическое сопровождение проекта;
- совместная творческая деятельность, ориентированная на получение социально значимого продукта.
Для подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- наблюдение;
- социометрия.
В ходе работы нами было выяснено, что представляет собой метод проектов, как он менялся и применялся в течение времени в нашем государстве и за его пределами. Было выведено понятие проекта и компоненты, из которых он должен состоять. Также были рассмотрены особенности применения метода проектов в современной начальной школе.
Также в результате теоретического обзора современных авторов и классиков педагогики, в данной работе было выведено понятие социальной компетенции, а также ее компоненты, на развитие которых учителя начальной школы могут оказать влияние.
При помощи методологической базы и практических исследованиях, проведенных до и после выполнения проекта второклассниками, мы увидели динамику, наглядно демонстрирующую эффективность данного метода для развития социальной компетенции.
Гипотеза подтверждена, поставленные цели и задачи реализованы, был получен практический результат: качественное изменение отношений между обучающимися класса, на котором проводилось исследование, что подтверждено не только расчетными данными, но и классным руководителем.
Отметим, что данный проект был краткосрочным - с учетом четырех учебных часов, затраченных на исследования, изменения оказались существенными, это, несомненно, говорит о том, что метод проектов обладает большим потенциалом и при регулярном применении метода проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности, уровень социальной компетенции может достигнуть больших высот.
Данный метод, во-первых, удовлетворяет всем критериям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; во-вторых, вызывает у детей интерес к учебному процессу, вследствие чего можно предположить, что повсеместное внедрение его в образовательный процесс поможет детям не только развить социальную компетентность, но и улучшить образовательные результаты