Формирование орфографических навыков младших школьников на нетрадиционных формах уроков по русскому языку
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования нетрадиционных уроков русского языка
1.1. Общее понятие об орфографическом навыке 5
1.2. Нетрадиционные уроки русского языка 8
Глава II. Методические основы формирования орфографического навыка на нетрадиционных уроках русского языка
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения изучения орфографии 14
2.3. Экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм уроков русского языка 19
Заключение 32
Библиографический список 33
Глава I. Теоретические основы использования нетрадиционных уроков русского языка
1.1. Общее понятие об орфографическом навыке 5
1.2. Нетрадиционные уроки русского языка 8
Глава II. Методические основы формирования орфографического навыка на нетрадиционных уроках русского языка
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения изучения орфографии 14
2.3. Экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм уроков русского языка 19
Заключение 32
Библиографический список 33
Материал по орфографии в начальной школе представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальными программами и составленными на их основе школьными учебниками русского языка. В пределах школьной про-граммы учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки (термин «опознавательные признаки орфограмм» введен в методику преподавания русского языка профессором Н.Н. Алгазиной для обозначения условий выбора конкретной орфограммы) и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание - это не одно и то же. И здесь большое значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную дея-тельность учащихся.
Однако в настоящее время роль нетрадиционных уроков в формировании орфографических навыков не получила достаточного обоснования и оценки, тогда как в них заложен большой обучающий и воспитательный потенциал.
Однако, несмотря на определенную методическую освещенность и разработанность данной проблемы, формирование навыков орфографии по- прежнему остается одной из наиболее важных задач начального обучения, чем и объясняется актуальность исследования.
Объект исследования - изучение орфографии в начальной школе.
Предмет исследования - процесс формирования орфографических навыков учащихся начальной школы на нетрадиционных уроках русского языка.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой у младших школьников орфографических навыков будет успешным, если не-традиционные уроки:
- дополняют традиционные уроки русского языка;
- выступают средством повышения интереса младших школьников к изучению орфографии;
Исходя из цели и гипотезы исследования, выдвигаются следующие за-дачи:
1. Изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу с целью выявления степени ее изученности и опыта работы по данной проблеме.
2. Разработать систему упражнений, направленных на выявление наиболее эффективных приемов работы по выработке орфографических навыков у младших школьников на нетрадиционных уроках русского языка.
3. Проследить динамику изменения орфографических навыков у младших школьников в процессе экспериментальной работы.
В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы: наблюдение и описание его результатов; анализ программ, учебников и письменных работ учащихся; изучение и обобщение опыта передовых учителей, успешно работающих по данной проблеме; проведение методического эксперимента и анализ его результатов; математический метод, позволивший выявить динамику формирования орфографических навыков у младших школьников на нетрадиционных уроках русского языка.
Структура и основное содержание исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений....
Однако в настоящее время роль нетрадиционных уроков в формировании орфографических навыков не получила достаточного обоснования и оценки, тогда как в них заложен большой обучающий и воспитательный потенциал.
Однако, несмотря на определенную методическую освещенность и разработанность данной проблемы, формирование навыков орфографии по- прежнему остается одной из наиболее важных задач начального обучения, чем и объясняется актуальность исследования.
Объект исследования - изучение орфографии в начальной школе.
Предмет исследования - процесс формирования орфографических навыков учащихся начальной школы на нетрадиционных уроках русского языка.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой у младших школьников орфографических навыков будет успешным, если не-традиционные уроки:
- дополняют традиционные уроки русского языка;
- выступают средством повышения интереса младших школьников к изучению орфографии;
Исходя из цели и гипотезы исследования, выдвигаются следующие за-дачи:
1. Изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу с целью выявления степени ее изученности и опыта работы по данной проблеме.
2. Разработать систему упражнений, направленных на выявление наиболее эффективных приемов работы по выработке орфографических навыков у младших школьников на нетрадиционных уроках русского языка.
3. Проследить динамику изменения орфографических навыков у младших школьников в процессе экспериментальной работы.
В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы: наблюдение и описание его результатов; анализ программ, учебников и письменных работ учащихся; изучение и обобщение опыта передовых учителей, успешно работающих по данной проблеме; проведение методического эксперимента и анализ его результатов; математический метод, позволивший выявить динамику формирования орфографических навыков у младших школьников на нетрадиционных уроках русского языка.
Структура и основное содержание исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений....
Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования показала, что орфографическая грамотность учащихся начальной школы низка. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что лишь один ученик имеет уровень сформированности орфографических навыков близкий к высокому. Более 70 % школьников имеют низкий уровень орфографических навыков. Изучая причины таких низких показателей, мы пришли к выводу, что необходима специальная работа по развитию орфографических навыков. Понимание того, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, заставило нас искать новые формы и методы работы. И такой формой обучения стали нетрадиционные уроки: уроки - путешествия, уроки-соревнования, уроки-сказки и др.
Выбор нетрадиционных форм обучения в процессе формирования орфографических навыков обоснован тем, что нестандартные уроки побуждают школьников к активной учебной деятельности, вызывают массу положительных эмоций, способствуют формированию мотивации учения. Именно на та-ких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций они успешнее усваивают учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом.
На формирующем этапе эксперимента были проведены нетрадиционные уроки (урок с компьютерной поддержкой, урок-путешествие, урок- расследование, урок-соревнование, урок-сказка и др.) по ключевым для начальной школы темам: правописание безударных гласных и парных со-гласных в корне слова, правописание звонких и глухих согласных на конце слова, правописание слов с непроизносимыми согласными в корне, правописание словарных слов. Формирование орфографических навыков осуществлялось в нескольких направлениях: создание соответствующей речевой среды; развитие умения обнаруживать и распознавать орфограмму в условиях слухового восприятия; обучение второклассников видеть «опасные» места в слове, а также обучение проверке написанного и самостоятельному исправлению допущенных орфографических ошибок.
Выбор нетрадиционных форм обучения в процессе формирования орфографических навыков обоснован тем, что нестандартные уроки побуждают школьников к активной учебной деятельности, вызывают массу положительных эмоций, способствуют формированию мотивации учения. Именно на та-ких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций они успешнее усваивают учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом.
На формирующем этапе эксперимента были проведены нетрадиционные уроки (урок с компьютерной поддержкой, урок-путешествие, урок- расследование, урок-соревнование, урок-сказка и др.) по ключевым для начальной школы темам: правописание безударных гласных и парных со-гласных в корне слова, правописание звонких и глухих согласных на конце слова, правописание слов с непроизносимыми согласными в корне, правописание словарных слов. Формирование орфографических навыков осуществлялось в нескольких направлениях: создание соответствующей речевой среды; развитие умения обнаруживать и распознавать орфограмму в условиях слухового восприятия; обучение второклассников видеть «опасные» места в слове, а также обучение проверке написанного и самостоятельному исправлению допущенных орфографических ошибок.
Подобные работы
- Использование приемов эйдетики в процессе формирования орфографического навыка младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - УСВОЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ НАПИСАНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Реализация интегрированного подхода в процессе развита речи младших школьников («Русский язык» и «Литературное чтение»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Комплекс творческих заданий для формирования орфографической гра-
мощности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРЕЧИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Методика морфемного разбора в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Обучение иероглифике китайского языка в основной школе с использованием игровых приемов
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025





