АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ООПТ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 8
1.1 Система ООПТ РФ 8
1.2 Нормативная правовая база в сфере ООПТ 9
2 ООПТ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 17
2.1 Динамика создания и правовое состояние ООПТ регионального значения в Томской
области 19
2.2 Процесс создания ООПТ регионального значения в Томской области 21
2.3 Процесс упразднения ООПТ регионального значения в Томской области 23
3 СОЗДАНИЕ ООПТ «СОСНОВЫЕ БОРЫ ПРИЧУЛЫМЬЯ» 26
3.1 Природный комплекс 26
3.2 Среда обитания животных и растений 27
3.3 Процесс создания ООПТ «Сосновые боры Причулымья» 30
4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ
БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ООПТ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ 32
4.1 Проблемы в сфере управления ООПТ регионального значения в Томской области .32
4.2 Предложения по оптимизации процесса управления ООПТ регионального значения
в Томской области 33
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62
В настоящее время одним из способов сохранения биоразнообразия и обеспечения экологической устойчивости регионов является создание особо охраняемых природных территорий. По данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Феде-рации (МПР РФ) «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году», на долю ООПТ регионального значения приходилось 89,1% от общего числа ООПТ и 49,6% от суммарной площади [22]. Таким образом, невозможно переоценить важ-ность ООПТ регионального значения в вопросах сохранения биоразнообразия. Однако эф-фективность функционирования ООПТ (в вопросах сохранения биоразнообразия) опреде-ляется эффективностью процессов их государственного управления и охраны. Поэтому чрезвычайно важными становятся вопросы оптимизации процесса государственного управ¬ления ООПТ регионального значения в целях выполнения определенных им функций, в том числе сохранения биоразнообразия.
Законодательные основы деятельности по охране и использованию ООПТ представ¬лены в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» ФЗ-33 [36]. Порядок создания ООПТ регионального уровня, состав материалов комплексного экологи¬ческого обследования и порядок преобразования и упразднения существующих ООПТ ре¬гионального значения были описаны в работе В.Б. Степаницкого, М.Г. Синицына [33]. Также, проблемы изменения границ, преобразования, ликвидации и правового регулирова¬ния отношений в сфере ООПТ, а также снижение их правовых гарантий рассматривались в работах И. С. Андречеева [2], А. В. Менкенова [20], О. Л. Вербиной [7], М. У Суюнчеева [34], Е. А. Галиновской [9]. Однако процесс создания и упразднения ООПТ регионального значения в Томской области (с точки зрения его эффективности) изучен недостаточно, по¬скольку по большей части представлен только в Законе Томской области «Об особо охра¬няемых природных территориях в Томской области» ОЗ-134 [12].
Объектом исследования является процесс государственного управления ООПТ ре-гионального значения в Томской области.
Предметом исследования является нормативная правовая база создания и упраздне¬ния ООПТ регионального значения в Томской области.
Цель работы: создать особо охраняемую территорию регионального значения ланд¬шафтный парк «Сосновые боры Причулымья».
Задачи:
1. Провести анализ нормативной правовой базы в сфере управления ООПТ регио-нального значения.
2. Провести анализ процедуры создания ООПТ регионального значения на примере Томской области.
3. Провести анализ процедуры упразднения ООПТ регионального значения на при¬мере Томской области.
4. Разработать пакет документов для ООПТ «Сосновые боры Причулымья».
Защищаемое положение:
1. Природный комплекс «Сосновые боры Причулымья» соответствует требованиям ст. 2 Закона Томской области от 12.08.2005 г. №134-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» и может быть создан как ООПТ «ландшафтный парк».
Автор выражает особую признательность своему научному руководителю Гориной Наталье Владимировне кандидату биологических наук, доценту кафедры экологии, природопользования и экологической инженерии за значимую помощь в подготовке и оформлении данной работы, а также ведущему экологу отдела особо охраняемых природных терри¬торий ОГБУ «Облкомприрода» Левченко Ларисе Сергеевне.
В ходе работы подготовлен пакет документов для создания ООПТ «Сосновые боры Причулымья», Администрацией Томской области подписано соответствующее Постанов-ление от 03.06.2024 № 196а.
На основании проведенных исследований получены следующие выводы:
1. Большая часть ООПТ регионального значения в Томской области создана до 2000¬го года. Средняя продолжительность процесса создания составляет 2 года.
2. В структуре из 95 ООПТ регионального значения 82 созданы старыми норматив-ными актами, из которых 18 не приведены в соответствие действующему законо-дательству.
3. Из 18 не приведенных в соответствие ООПТ 12 определены на упразднение по причине утраты значения, определившего для них режим особой охраны. Однако нынешнее состояние законодательной базы не позволяет оптимизировать систему особо охраняемых природных территорий регионального значения исходя из ре¬ального состояния природных объектов в регионе.
4. Территория ландшафтного парка расположена в Тегульдетском районе Томской области, на правом и левом берегу р. Чулым, включает 7 кластеров, проектная пло¬щадь составляет 3 459,4 га.
5. Природный комплекс ландшафтного парка представлен сочетанием интразональ- ных пойменных лугов в сочетании с эталонными участками малонарушенных сос¬новых боров и экстразональных темнохвойных южно-таежных формаций.
6. На территории парка обитает 251 вид позвоночных животных и 382 вида сосуди-стых растений. Из них 26 видов относятся к особо охраняемым видам. Ланд-шафтный парк может быть отнесен к ключевым ботаническим территориям.
7. Для создания ООПТ регионального значения «Сосновые боры Причулымья» пакет документов включает проект Постановления и 5 запросов о согласовании с заин¬тересованными органами исполнительной власти, процесс создания занял 6 лет.
1. Абдуллаев, Э. А. Электронная подпись: преимущества и недостатки / Э. А. Абдул-лаев. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 6 (453). - С. 5-6. - URL: https://moluch.ru/archive/453/99931/ (дата обращения: 07.05.2024).
2. Андреечев И.С. Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения // "Актуальные проблемы российского права", 2022, № 2 / СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2024);
3. Антонов. О. М. Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме «Комплексное экологическое обследование природных объектов Томской области в 2022 году с целью придания статуса ООПТ». ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС «СОСНО¬ВЫЕ БОРЫ ПРИЧУЛЫМЬЯ /Антонов О. М., Найданов Б. Б., Баздырев А. В., Богда¬нова Е. А., Михайлова О. Н. // СПб - 2022, 54 стр.;
4. Артемов И.И. Критерии выделения ключевых ботанических территорий в Алтае-Са- янском экорегионе: Методическое пособие/ Артемов И.И., Королюк А.Ю., Лащин- ский Н.Н., Смелянский И.Э. Новосибирск: Си-бирский экологический центр, 2007. 106 с.
5. Бердинских С.В. О типичных нарушениях законодательства в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий // "Актуальные проблемы рос-сийского права", 2021, № 5 / СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2024);
6. Бочарникова А. В.// Особо охраняемые природные территории и коренные народы:
способы решения конфликтов в сравнении между британской Колумбией (Канада) и Приморским краем (Россия) // Биосфера. 2020. №1-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobo-ohranyaemye-prirodnye-territorii-i-korennye- narody-sposoby-resheniya-konfliktov-v-sravnenii-mezhdu-britanskoy-kolumbiey- kanada-i (дата обращения: 01.08.2023);
7. Вербина О.Л. Особо охраняемые природные территории: соотношение частных и
публичных интересов // "Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, № 1 / СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения:
07.05.2024);
8. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 13.06.2023) //СПС КонсультантПлюс - https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.08.2023);
9. Галиновская Е.А. Проблемы модернизации законодательства об особо охраняемых природных территориях // "Экологическое право", 2022, № 5 / СПС Консультант- Плюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2024);
10. Законы, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов. URL: https://duma.tomsk.ru/document/view/96 (дата обращения: 01.08.2023);
11. Закон Томской области от 10.07.2007 № 134-ОЗ (ред. от 06.12.2022) «Об охране окружающей среды в Томской области» (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 28.06.2007 № 311) //СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.08.2023);
12. Закон Томской области от 12.08.2005 № 134-ОЗ (ред. от 06.12.2022) «Об особо охра-няемых природных территориях в Томской области» (принят постановлением Госу¬дарственной Думы Томской области от 28.07.2005 № 2287) //СПС Консультант- Плюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.08.2023);
13. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 24.06.2023) //СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обраще-ния: 01.08.2023);
14. Красная книга Томской области. - Изд. 3-е, перера. И доп. - Элиста: Прцвет. - 580 с.
15. Коротеев Г. Д. Зарубежный опыт правового режима национальных и природных пар¬ков / Г. Д. Коротеев, М. Н. Игнатьева // Система управления экологической безопас¬ностью : сборник трудов IX заочной международной научно-практической конфе¬ренции (Екатеринбург, 30-31 мая 2015 г.). — Екатеринбург : УрФУ, 2015. — С. 39¬45;..73