Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПРИЯТИЕ КАРЬЕРЫ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОССЛУЖАЩИХ

Работа №18012

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы195
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
572
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КАРЬЕРА И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 20
1.1. Актуальные проблемы личностно-профессионального развития и карьеры _20
1.2. Теоретический анализ психологических исследований взаимовлияния
карьеры и мотивации к личностно-профессиональному развитию 36
Выводы по 1 главе 60
ГЛАВА 2. ВОСПРИЯТИЕ КАРЬЕРЫ ГОССЛУЖАЩИМИ И ИХ МОТИВАЦИЯ К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 63
2.1. Сущностные характеристики и содержательные критерии восприятия
госслужащими карьеры 64
2.2. Сущностные характеристики и содержательные критерии мотивации
госслужащих к личностно-профессиональному развитию 73
Выводы по 2 главе 85
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГОССЛУЖАЩИМИ КАРЬЕРЫ И ИХ МОТИВАЦИИ К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ 88
3.1. Эмпирическая модель: признаки и показатели восприятия карьеры и
мотивации к личностно-профессиональному развитию 88
3.2. Методы и процедура эмпирического исследования восприятия госслужащими
карьеры и их мотивации к личностно-профессиональному развитию 113
Выводы по 3 главе 128
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГОССЛУЖАЩИМИ КАРЬЕРЫ И ИХ МОТИВАЦИИ К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ. ПУТИ
ОПТИМИЗАЦИИ КАРЬЕРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 130
4.1. Результаты эмпирического исследования. Анализ и интерпретация 130
4.2. Практические рекомендации по оптимизации карьерного планирования
госслужащих на основе результатов проведенного исследования 139
Выводы по 4 главе 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156
ЛИТЕРАТУРА 161

Актуальность темы исследования. Одной из фундаментальных тем современного социально-психологического знания является проблема социальной
перцепции во всей многогранности своего проявления. Современные научные и
общественные представления о взаимном влиянии восприятия государственным
служащим своей карьеры и его мотивации к личностно-профессиональному развитию при внимательном анализе обнаруживают существенные неясности и не
всегда очевидную двойственность. За последние четверть века произошли изменения доминирующих общественных представлений о карьере, о том, как следует
воспринимать карьеру и карьерные устремления человека, а также о взаимовлиянии восприятия карьеры и стремления человека к развитию как профессионала. В
конце прошлого века карьера, «карьеризм», как декларируемое, не скрываемое
стремление индивида к социальному успеху подвергались общественному осуждению. Сегодня в практике работы с персоналом, сообщение специалиста о его
высокой мотивации к развитию воспринимается как реальное и необходимое подтверждение карьерных устремлений, и, наоборот, стремление к карьере автоматически отождествляется с мотивацией личностно-профессионального развития. То
есть, и прямая, и обратная зависимость выступают неявным постулатом, подлинная обоснованность которого не очевидна. Данные исследований более двух тысяч руководителей и специалистов, проводимых в течение последних лет на факультете оценки и развития управленческих кадров РАНХиГС, показывают, что
фактически около 80% опрошенных готовы к карьерному росту, при этом более
35% из них не связывают это со своим личностно-профессиональным развитием.
Иными словами, карьера, в том числе и в среде госслужащих, чаще воспринимается как закономерный результат активности самого человека, обеспечивающий его продвижение на профессиональном поприще, достижение поставленных целей, возможность более эффективного служения обществу, но не всегда
связывается с необходимостью получения новых знаний и развития собственных
ресурсов. Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Основополагающие подходы, обеспечивающие всестороннее научное изучение карьеры как деятельностного воплощения личностных смыслов, ценностей, жизненных стратегий, мотивов, социальных установок, направленных на профессиональное и личностное
развитие, возникли благодаря исследованиям Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева,
Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе. Возможности дальнейшей теоретической конкретизации базовых концептуальных положений, на которых стали
строиться конкретные исследования карьеры, открылись благодаря работам
К. А. Абульхановой, Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева, А. А. Бодалёва,
Л. В. Бороздиной, А. В. Брушлинского, А. А. Деркача, А. Л. Журавлёва,
Е. М. Ивановой, А. В. Карпова, Е. А. Климова, Н. В. Клюевой, Д. А. Леонтьева,
А. К. Марковой, Ю. В. Синягина и др.
В исследованиях Р. Аргайла, Л. В. Бороздиной, И. А. Джидарьян,
Д. А. Леонтьева, К. Муздыбаева, В. А. Толочека, В. Франкла, Д. В. Ушакова,
А. В. Юревича и др. показаны многогранные связи между карьерой, уровнем притязаний, удовлетворённостью жизнью, социальным восприятием счастья.
С позиций задач нашего исследования, важно понимание процессов карьерного продвижения, которые многосторонне изучали И. В. Афанасенко,
Т. Ю. Базаров, А. А. Бодалёв, Д. Гоулман, А. С. Гусева, А. А. Деркач,
Е. В. Дьячкова, Ю. Г. Ершова, В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, А. Р. Килба,
Е. Г. Комаров, Р. Л. Кричевский, И. П. Лотова, Г. К. Максимов, Е. А. Могилёвкин,
О. В. Москаленко, А. Г. Руденко, Е. А. Смирнов, Е. Г. Стажкова, О. В. Таранова,
В. А. Толочек, M. Attwood, S. Dimmock, S. G. Barsade, A. J. Ward, D. S. Chappel,
J. R. Schermerhorn, D. Garvin, A. Edmondson, F. Gino, D. T. Hall, P. H. Mirvis, J. -
M. Hiltrop, M. Mangino, C. Dreyfus, R. Mayer, M. Gavin, C. Post, T. Rebelo,
A. Gomes, J. Reingold и др. Важными являются исследования К. А. Абульхановой,
Т. Ю. Базарова, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, Р. Л. Кричевского, И. П. Лотовой,
А. К. Марковой, О. В. Москаленко, Н. С. Пряжникова, Ю. В. Синягина, и др., где карьерное продвижение понимается как сложный, многоуровневый процесс, развёртывающийся во взаимовлиянии с самыми разными условиями и факторами
внутриличностного (интрапсихического), межличностного (интерпсихического),
локально-социального, культурно-исторического и иных уровней, а восприятие
карьеры исследуется в тесной взаимосвязи с этим процессом.
Ключевыми теоретико-методологическими ориентирами настоящего исследования являются «ресурсный подход», предполагающий изучение человека с
точки зрения его психологических и личностно-профессиональных ресурсов, и
трехкомпонентная модель ориентаций в пространстве внешне заданных и собственных задач субъекта профессиональной деятельности (Ю. В. Синягин). В соответствии с этой моделью, стратегия поведения личности в организационном взаимодействии и своем карьерном продвижении определяется иерархическим соотношением и степенью выраженности трех векторов: ориентации на поставленную
организационную задачу, ориентацией на безопасность и ориентацией на «стратегическую жизненную идею». Стратегическая жизненная идея в контексте данного
исследования – это стратегическая цель, ради которой человек готов пожертвовать многим и что, в конечном итоге, обеспечивает ему смысловую наполненность жизни; форма профессионального призвания (Ю. В. Синягин). Данная модель наряду с ресурсным подходом реализуется в рамках деятельности факультета оценки и развития управленческих кадров Высшей школы государственного
управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ и внедрена в практику работы по личностнопрофессиональной диагностике и развитию руководителей государственной
службы.
Цель исследования: выявить сущность и характер взаимовлияния восприятия карьеры и личностно-профессионального развития и разработать пути оптимизации карьерного планирования государственных служащих.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги работы можно условно расположить их на нескольких
уровнях. Это – теоретико-методологический, конкретно-теоретический, а также
уровень обобщения полученных результатов и уровень их практического применения.
Кроме того, очевидно, здесь будет уместно эскизное, предварительное
проектирование возможных перспектив дальнейших исследований, поскольку полученные в работе научные данные неизбежно становятся источниками, порождающими новые темы, новые цели и задачи, новые вопросы теоретического и
прикладного характера.
На теоретико-методологическом уровне самостоятельным эффектом работы стала результативная опора на интегративный, целостный подход к изучению
человека как индивида, личности, индивидуальности и как субъекта деятельности,
– в данном случае, профессиональной, – истоком которого стали труды
Б. Г. Ананьева. Действительно, сопоставляя карьеру как явление психологии восприятия со стремлением к личностно-профессиональному развитию, где стремление оказывается интегративом мотивов, побуждений, интересов, намерений, образа потребного будущего, исследователь не может не действовать в русле целостного подхода к анализу «человека как предмета познания» (Б. Г. Ананьев). Работа, выполненная в пространстве этого подхода, не просто была обеспечена надёжной теоретико-методологической базой. Обнаруженная экспериментально
своеобразная нелинейность корреляционных связей между восприятием карьеры,
варьирующим различным образом по высоте ценности и удовлетворённости, с
одной стороны, и силе стремления к личностно-профессиональному развитию – с
другой, стала дополнительным подтверждением идеи Б. Г. Ананьева о гетерохронности (неравномерности) развития. Не менее существенно развёрнутым в теоретико-методологическом аспекте оказался такой ракурс интерпретации полученных результатов, при котором
фиксированная, константная и неподвижная цель, вершина, достижение которой
приводит к последующему спаду, к стагнации, обнаруживает себя, если госслужащий воспринимает карьеру как единственный предел его профанных желаний,
ориентированных преимущественно на статус, власть, материальный достаток. В
рабочих обозначениях проведённого исследования это обозначено как реализация
госслужащим жизненных сценариев, образуемых из типов восприятия карьеры
«группы Б» (см. гл. 1, п.1.2.), где у человека нет сильного стремления к личностно-профессиональному развитию и нет опредмеченной стратегической жизненной
идеи. Следуя выводам работы, приходится констатировать, что в рамках этих
жизненных сценариев госслужащий рассматривается в большей степени только
лишь как индивид, как «обыденный персонаж», а не как личность или индивидуальность. Если же человек проявляет ориентированность, «одержимость» своим
профессиональным призванием, восходящим в опредмеченности и конкретности
до качества «стратегической жизненной идеи», то здесь преобладают признаки
субъектности (К. А. Абульханова), личностного смысла (А. Н. Леонтьев), жизненной стратегии (Ю. В. Синягин). Эффект самотрансцентентности (В. Франкл)
возникает, если идея выходит за рамки прогнозируемой продолжительности жизни субъекта профессиональной деятельности. Иными словами, в последнем случае, когда актуализируются жизненные сценарии, образуемые из типов восприятия карьеры «группы А» (см. гл. 1, п.1.2.), госслужащий создаёт себя как личность, отстаивая в социуме свою индивидуальность, выступая как субъект деятельности, воплощающий в реальность свою стратегическую жизненную идею.
Здесь уже развивающий фактор связан не с фиксированным достижением, а с переживаемым состоянием инициативного «самоизменения», перманентного развития госслужащего как личности, развития, неизбежно порождаемого самим процессом воплощения стратегической жизненной идеи, которая, опять-таки, неизбежно усложняется и преобразуется в ходе её превращения в реальность. Таким образом, имплицитно потенциал интегративного подхода в психологии в настоящем исследовании получил дополнительное приращение.
К теоретико-методологическому пространству, в котором выполнено исследование, относится «ресурсная» концепция, обеспечившая верность акцентов,
принципиально важных для построения гипотез, понимания предметности и целевой ориентированности работы. Так, если осмысливать полученные результаты
в категориях ресурсной концепции, то получается, что в отсутствие стратегической жизненной идеи госслужащий как субъект не наращивает, а лишь затрачивает свой личностно-профессиональный ресурс ради достижения профанной фиксированной цели. Истощённый ресурс приводит к стагнации, к пределу развития.
Увлечённость же воплощением в жизнь стратегической жизненной идеи порождает у госслужащего потребность в личностно-профессиональном развитии, обогащает ресурс профессионализма и личности. Предел здесь ограничен лишь продолжительностью жизни и факторами соматического порядка.
На конкретно-теоретическом уровне показана продуктивная функциональность, смысловая близость и категориальная родственность введённого понятия
«стратегическая жизненная идея» и таких устойчиво вошедших в научный оборот
понятий как «стратегия жизни» (К. А. Абульханова), «жизненный смысл»
(Л. В. Бороздина), «воля личности» (Ю. Б. Гиппенрейтер), «личностный смысл»
(А. Н. Леонтьев), «смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), «самоактуализация» (А. Маслоу) и др.
Обобщая и анализируя итоги работы, следует принять как убедительные
несколько существенных научных фактов, выявленных в ходе исследования. Это,
во-первых, мощное, но, далеко не доминирующее влияние действующих социальных представлений на восприятие госслужащим карьеры. Так, полученные данные свидетельствуют о том, что при разных сочетаниях восприятия ценности
карьеры и удовлетворённости ей примерно от одной трети до половины участников исследования либо не воспринимают карьеру как самостоятельную цель, либо
используют её как средство достижения иных целей, в частности, связанных с реализацией профессионального призвания и своей стратегической жизненной
идеи.
Во-вторых, стремление к личностно-профессиональному развитию имеет
статистически значимые корреляционные связи с восприятием карьеры как высокой ценности при низкой удовлетворённости ей, только если здесь есть влияние
сформировавшейся, осознанной и личностно-значимой стратегической жизненной
идеи.
В-третьих, если сложившаяся и опредмеченная в практической деятельности стратегическая жизненная идея у госслужащего не обнаруживается, а карьеру
госслужащий, тем не менее, воспринимает как высокую ценность при низкой
удовлетворённости ей, то здесь не проявляет себя и стремление к личностнопрофессиональному развитию. В этом жизненном сценарии очевиден его относительно близкий финал. Без развития в профессиональном и личностном плане
трудно ожидать существенного прогресса эффективности труда человека. А раз
так, то и карьерное продвижение такого госслужащего, вероятно, будет недолгим
и неустойчивым.
Интересными оказались данные о корреляционных связях между восприятием карьеры как высокой ценности при высокой удовлетворённости ей с одной
стороны, и стремлением к личностно-профессиональному развитию, – с другой.
Здесь не обнаружилось статистически значимого взаимовлияния. При этом, обладание госслужащим осознанной стратегической жизненной идеей, так же, как и не
обладание ею, никак не изменили эти результаты. Подобные же взаимосвязи, вернее, их отсутствие между восприятием карьеры и стремлением к личностнопрофессиональному развитию обнаружили себя в обстоятельствах, относящихся к
«жизненным сценариям», образуемым из типов восприятия карьеры «2-а» и «2-б»
(см. гл. 1, 1.2.), характеризующимся низкой удовлетворённостью карьерой при
низкой её ценности для госслужащего. Здесь также обладание стратегической
жизненной идеей ничего не изменило. Остаётся лишь предполагать, что обе группы этих жизненных сценариев каким-то образом проживаются без ориентированности госслужащего на карьеру. Более значимой здесь оказывается взаимосвязь стратегической жизненной идеи и стремления к личностно-профессиональному
развитию. Эти две категории, очевидно, выглядят более близкими друг другу. Логично допустить, что и находятся они в отношениях большего взаимовлияния по
сравнению с влиянием фактора карьеры.
В заключение нельзя не отметить, что содержательные критерии, а также
ключевые существенные признаки восприятия карьеры и стремления к личностно-профессиональному развитию были получены в результате специально проведённых для этого исследований. Эмпирически фундированные и теоретически
обоснованные, эти критерии и признаки вполне могут быть использованы как методические ориентиры в дальнейших исследованиях. Их содержание полностью
представлено в выводах к соответствующим главам.
К перспективным направлениям дальнейших исследований, естественным
образом возникающим благодаря состоявшейся работе, необходимо отнести вопрос о природе возникновения стратегической жизненной идеи, а также о процессах её осознания и саморазвития в процессе воплощения. Не менее существенным
представляется выявление обстоятельств, факторов, условий, провоцирующих
стагнацию стратегической жизненной идеи, «умирание» профессиональных жизненных смыслов, связанных с призванием.
Что касается перспективы дальнейших исследований, то логика проведенной работы диктует отнести к ним изучение структуры, динамики, сущности
стратегической жизненной идеи как катализатора личностно-профессионального
развития. А карьера здесь уже будет выступать как один из промежуточных факторов, как некое «стимул-средство» (Л. С. Выготский) даже не достижения цели,
присутствующей содержательно среди сущностных характеристик стратегической жизненной идеи, а средство преобразования и обогащения этой идеи в процессе её реализации.


Абульханова, К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности / К. А. Абульханова // Психологический журнал. –
2014. – Т. 35. – № 2. – С. 5 – 18.
2. Адлер, А. Понять природу человека: научное издание / А. Адлер –
СПб.: Академический проект., 1997. – 256 с.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: сборник
статей /А. Адлер – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. – 96 с.
4. Акмеологический словарь / под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во
РАГС, 2010. – 161 с.
5. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные
психологические труды: научное издание / Б. Г. Ананьев / под ред.
А. А. Бодалёва. – 3-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального
института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. – 432 с.
6. Анциферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита /
Л. И. Анциферова / Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 1. – С. 3 – 18.
7. Аргайл, М. Психология счастья: монография / М. Аргайл. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
8. Асеев, В. Г. Критерии социальной оценки личности в управленческом
и воспитательном процессах / В. Г. Асеев, М. А. Адамов – М.: РАГС, 2001. – 32 с.
9. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов – М.: Смысл, 2010. – 448 c.
10. Афанасенко, И. В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.сpt21.ru/pub/friends/10 (дата обращения: 05.01.2015)
11. Ахмеров, Р. А. Биографические кризисы личности: дис. ... канд. психол. наук / Ахмеров Рашад Анварович. – М., 1994.162
12. Базаров, Т. Ю. Планирование карьеры. URL: http: // www. Eexecutive.ru / publications / aspects / article_7687 / (датаобращения: 25.12.2014)
13. Бодалёв, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения: научное издание / А. А. Бодалев – М., 1998. – 99 с.
14. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.
Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
15. Выготский, Л. С. Собр. соч.: в 6-ти тт. / Л. С. Выготский – М: Педагогика, 1983.
16. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций /
Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 352 с.
17. Горобец, Т. Н. Социально-психологические и акмеологические основания и условия профилактики аутодеструктивного поведения: дис. …докт. психол. наук: 19.00.13; 19.00.05 / Горобец Татьяна Николаевна – М., РАГС, 2007. –
826 с.
18. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: научное издание / Д. Гоулман,
Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – 6-е. изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 301
с.
19. Грошев, И. В. Организационная культура: учебное пособие /
И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 289 с.
20. Гусева, А. С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития
государственных служащих: теория, методология, практика: монография /
А. С. Гусева, А. А. Деркач – М., 1997. – 299 с.
21. Денисова, В. Г. Актуализация ресурсов субъекта на протяжении профессиональной карьеры: условия, динамика, закономерности // Человек, субъект,
личность в современной психологии: материалы Международной конференции,
посвящённой 80-летию А. В. Брушлинского / В. Г. Денисова, Н. И. Журавлёва,
В. А. Толочек.– Т.3 / отв. ред. А. Л. Журавлёв, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 36 – 39.163
22. Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие
человека: кн.1 – 5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2:
научное издание / А. А. Деркач. – М.: РАГС, 2000. – 533 с.
23. Деркач А.А. Методы акмеологических исследований: учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – М., 2010. – 256 с.
24. Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма: пособие / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина– М.: РАУ, 1993. – 32 с.
25. Дергачева, О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Дейси и Р. Райана / О. Е. Дергачева // Современная психология
мотивации / под ред. Д. А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 103-121.
26. Джемс, У. Психология: научное издание / У. Джемс. – М.: Педагогика,
1991.
27. Джидарьян, И. А. Психология счастья и оптимизма: научное издание /
И. А. Джидарьян. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 268 с.
28. Дьячкова, Е. В. Психолого-акмеологические основы успешной карьеры: учебное пособие / Е. В. Дьячкова, В. Г. Зазыкин, Е. А.Смирнов. – Иваново:
Ивановский филиал РАНХиГС; ОАО «Издательство Иваново», 2012. – 224 с.
29. Ершова, Ю. Управление деловой карьерой. [Электронный ресурс] //
URL: http://www.him.ru/db/hrm/default.html (дата обращения: 21.01.2015).
30. Зазыкин, В. Г. Оценка персонала современной организации: учебное
пособие / В. Г. Зазыкин, Е. А. Смирнов, Ю. В. Синягин. – Иваново: Ивановский
филиал РАНХиГС; ОАО «Издательство Иваново», 2014. – 224 с.
31. Занковский, А. Н. Организационная психология: учебное пособие /
А. Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – 648 с.
32. Зеер, Э. Ф. Психологические особенности управления карьерой /
Э. Ф. Зеер, О. В. Таранова [Электронный ресурс] // URL:
http://www.сpt21.ru/pub/friends/13 (дата обращения: 12.01.2015).
33. Зинченко, В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. –
С. 3 – 20.164
34. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции:
учебное пособие / В. А. Иванников. – М.: УРАО, 1998. – 140 с.
35. Иванова, Е. М. Психология профессиональной деятельности. – М.:
ПЕР СЭ, 2006.
36. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Издательство «Питер», 2000.
37. Карпов А. В. Технологии управления развитием персонала: учебник
для вузов / [авт. А. В. Карпов и др.] / под ред. А. В Карпова, Н. В. Клюевой. — М.:
Проспект, 2016. – 402 с.
38. Карпов, А.В. Исследование личностных детерминант карьерных
предпочтений руководителей / А. В. Карпов, Н. В. Субботина // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные
науки. – 2012. – № 4/1 (22/1). – С. 77–80.
39. Килба, А. Р. Акмеологические особенности индивидуальной стратегии карьерного развития государственных служащих: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. Килба Амра Рамазановна. – М., 2007. – 25 с.
40. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения:
учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. – 4-е изд., стер. –
М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
41. Климов Е.А., Буякас Т.М. Зотова Н.Н, Кринчик Е.П., Михеев В.А.,
Прудков П.Н., Родина О.Н., Фокин В.А., Фокина Р.А. Трудности и перспективы
становления профессионала: Сборник научных трудов /под ред. Е.А. Климова. –
М.: МГУ, 2012. – 224 с.
42. Клюева, Н. В. Организационное консультирование: учебное пособие /
Н. В. Клюева. - Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2008. – 136 с.
43. Комаров, Е. Управление карьерой / Е. Комаров [Электронный ресурс]
// URL: http://www.hrm.ru/db/b2/doc.html (дата обращения – 25.01.2015).
44. Крайг, Г. Психология развития: учебное пособие / Г. Крайг, Д. Бокум.
– 9-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 940 с.
45. Кристофер, Э. Тренинг лидерства: эффективный тренинг /
Э. Кристофер, Л. Смит. – СПб.: Питер, 2001. – 317 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ