Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Работа №18010

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы323
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
870
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ 17
1.1. Категориальный и понятийно-феноменологический анализ межличностных
отношений в онтогенетическом аспекте 17
1.2. Классификационно-феноменологический анализ проявлений
гиперактивности как условие реализации межличностных отношений в подростковом возрасте 6 1
1.3. Специфика статусно-ролевой структуры межличностных отношений
младших подростков с проявлениями гиперактивности 86
1.4. Интерпретация и выводы по 1 главе 94
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ 98
2.1. Организация и методы исследования специфики статусно-ролевой структуры
межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности 98
2.2. Эмпирическое исследование социально-психологического статуса младших
подростков с проявлениями гиперактивности в группе сверстников 1 10
2.3. Эмпирическое исследование статусно-ролевой структуры детско-родительских отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности
1 15
2.4. Эмпирическое исследование поведенческих характеристик младших
подростков с проявлениями гиперактивности 122
2.5. Эмпирическое исследование регуляции межличностных отношений и
поведения на непроизвольном и произвольном уровнях у младших подростков с проявлениями гиперактивности 128
2.6. Эмпирическое исследование индивидуально-типологических особенностей
младших подростков с проявлениями гиперактивности 137
2.7. Интерпретация и выводы по 2 главе 142
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ
ГИПЕРАКТИВНОСТИ 154
3.1. Организационные основания 154
3.2. Концептуально-методологические основания 162
3.3. Результаты апробации программы психологического сопровождения 176
3.4. Интерпретация и выводы по 3 главе 181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182
ЛИТЕРАТУРА 187
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Одной из фундаментальных проблем
социальной психологии является проблема межличностных отношений. Вопрос
формирования межличностных отношений в подростковом возрасте приобретает
особую значимость в связи с ведущим типом деятельности на данном возрастном
этапе (интимно–личностное общение со сверстниками). Несмотря на большое количество теоретических и эмпирических исследований межличностных отношений подростков, исследовательский интерес в различных социально–
психологических подходах преобладает к настоящему времени в области описания феноменологии статусно–ролевых межличностных отношений в подростковом возрасте. Это – изучение межличностных отношений подростков со сверстниками (Т. А. Никулина, О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева, О. С. Жажина),
детско–родительских отношений (О. Б. Крушельницкая, М. К. Ойшыбекова,
Г. В. Москаленко, Ю. А. Парфенов, Л. В. Оконечникова, С. К. Нурмукашева,
А. А. Аманиязова, С. Н. Сорокоумова, О. В. Суворова, Т. Г. Мухина,
С. А. Гладышев), ролевых отношений подростков (Т. Шибутани, М. Ч. Райт,
Л. В. Мардахаев, Г. М. Андреева, Р. Линтон), статусов подростков (Т. Шибутани,
М. Вебер, В. В. Новиков, Cameron Anderson, P. J. Oliver, D. Keltner, A. M. Kring).
Однако к настоящему времени неизученной является специфика структурной организация межличностных отношений у подростков с точки зрения статусно–
ролевых позиций.
Не менее фундаментальной проблемой является изучение девиантных проявлений подросткового поведения. Особенную остроту этот вопрос приобретает у
младших подростков с проявлениями гиперактивности, количество которых с каждым годом увеличивается (по данным Федеральной службы государственной
статистики). Тем не менее, недостаточно изученными являются факторы, приводящие к девиантному модусу поведения младших подростков с проявлениями гиперактивности с точки зрения комплексного понимания факторов, обусловливающих данную проблематику. Работ, раскрывающих взаимосвязи закономерно организованного комплекса детерминант и особенностей статусно–ролевой
структуры межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивностии, а также их поведения, нет.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости комплексного подхода к описанию специфики статусно–ролевой структуры межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности.
Степень разработанности темы исследования. Основополагающие подходы, обеспечивающие всестороннее научное изучение межличностных отношений и их роли в становлении личности ребенка, возникли благодаря исследованиям А. В. Петровского, В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского, А. А. Бодалева,
Т. Шибутани, В. Б. Ольшанского, С. Г. Климовой, Н. Ю. Волжской, А. А. Реана,
Я. Л. Коломинского, Н. Н. Обозова, А. Л. Журавлева, В. В. Новиковой,
Н. В. Клюевой, В. Г. Крысько, Г. М. Андреевой, Р. Мертона, Б. Ф. Ломова,
Е. П. Ильина, А. В. Микляевой, В. Н. Мясищева, О. С. Жажиной,
Е. Ю. Клепцовой.
С позиций задач нашего исследования, важен вопрос формирования межличностных отношений в подростковом возрасте, поскольку он приобретает особую значимость в связи с ведущим типом деятельности на данном возрастном
этапе (интимно-личностное общение со сверстниками), которые многосторонне
изучили Т. А. Никулина, О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева, О. С. Жажина,
О. Б. Крушельницкая, М. К. Ойшыбекова, Г. В. Москаленко, Ю. А. Парфенов,
Л. В. Оконечникова, С. К. Нурмукашева, А. А. Аманиязова, С. Н. Сорокоумова,
О. В. Суворова, Т. Г. Мухина, С. А. Гладышев.
В исследованиях Т. Шибутани, М. Ч. Райта, Л. В. Мардахаева,
Г. М. Андреевой, Р. Линтона и др. показаны ролевые отношения подростков.
Изучение статусов подростков представлены в исследованиях Т. Шибутани,
М. Вебера, В. В. Новикова, К. Андерсона, А. Кринга.
С позиций задач нашего исследования, важно понимание не изученной к
настоящему времени специфики структурной организация межличностных отношений у подростков с точки зрения статусно–ролевых позиций. Изучению структуры межличностных отношений уделяли внимание Я. Л. Коломинский,
Г. М. Андреева, В. А. Михайлова, А. А. Реан, Р. Мертон.
Цель исследования: изучение специфики статусно–ролевой структуры
межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности.
Задачи исследования:
1. Осуществить категориальный и феноменологический анализ межличностных отношений в онтогенетическом аспекте.
2. Выполнить классификационно–феноменологический анализ проявлений гиперактивности как условия реализации межличностных отношений в подростковом возрасте.
3. Разработать концептуальную схему специфики статусно–ролевой
структуры межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности
4. Осуществить эмпирический анализ преобладающих статусов межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности в доминирующих ролевых позициях.
5. Осуществить эмпирический анализ взаимосвязей межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности со стратегиями
совладающего поведения, а также со склонностью к отклоняющемуся поведению.
6. Осуществить эмпирический анализ механизмов регуляции межличностных отношений и стратегий поведения младших подростков с проявлениями
гиперактивности на непроизвольном и произвольном уровнях.
7. Разработать программу психологического сопровождения, направленную на оптимизацию системы межличностных отношений младших подростков с
проявлениями гиперактивности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного теоретико–методологического анализа специфики статусно–ролевой структуры межличностных отношений младших подростков
с проявлениями гиперактивности были выделены следующие методологические
основания: положения системного подхода (Л. Ф. Берталанфи, Б. Г. Ананьев,
А. В. Карпов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов) [22, 8, 105, 146, 149]; положения культурно–исторической теории Л.С. [41]; положения субъектно–деятельностного
подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков) [146, 247, 313]; положения отечественных онтогенетических теорий психического развития, описывающих онтогенетические особенности формирования межличностных отношений в подростковом возрасте (С. В. Корницкая, Л. С. Выготский, Н. В. Клюева,
Л. И. Божович, М. И. Лисина) [126, 43, 113, 26, 148]; положения социально–
психологической теории межличностных отношений (А. В. Петровский,
М. Г. Ярошевский, Н. Н. Обозов, А. А. Бодалев, Н. В. Клюева, Г. М. Андреева,
Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев) [216, 190, 25, 113, 10, 149, 180]; положения о социометрической структуре межличностных отношений (И. С. Кон, 1999; А. А. Реан,
Н. П. Коломинский, Дж. Морено, А. В. Киричук) [124, 243, 175, 110]; положение
Л. С. Выготского об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка [41]; положение о системном строении (Л. С. Выготский,
К. С. Лебединская, М. Мастюкова, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский) [44, 142,
162, 144, 153]; положение о социальной ситуации развития (Л. С. Выготский) [41].
В соответствии с представленными теоретико–методологическими основаниями нами были выделены основные положения концептуальной модели исследования специфики статусно–ролевой структуры межличностных отношений
младших подростков с проявлениями гиперактивности.
Процесс построения межличностных отношений в подростковом возрасте
выступает на первый план, раскрывается с учетом ведущего типа деятельности (интимно–личностные отношения со сверстниками) и реализуется в системах
межличностных отношений с родителями и сверстниками при доминирующей
роли последних. Умение строить продуктивные межличностные отношения приобретает особое значение в подростковом возрасте в связи с социальным аспектом формирования и развития личности.
В рамках исследования проявления гиперактивности рассматриваются в
группе нормального развития с преимущественным нарушением регуляторных
процессов (произвольной и непроизвольной регуляции). Непроизвольный уровень
саморегуляции представлен разбалансированностью свойств внимания (высокие
показатели скорости внимания при низких показателях точности внимания). Произвольный уровень системы регуляции – показателями точности внимания и
уровнем осознанной саморегуляции.
Проявления гиперактивности следует понимать как несистемное нарушение
отдельных сторон психической активности, в частности нарушения регуляторной
и поведенческой сфер.
В подростковом возрасте у младших подростков с проявлениями гиперактивности возможны два варианта формирования специфики статусно–ролевой
структуры межличностных отношений: оптимистический и пессимистический.
В нашем исследовании статусно–ролевая структура межличностных отношений подростков представляет собой систему преобладающих статусов в ролевых позициях межличностных отношений младших подростков.
В подростковом возрасте у младших подростков с проявлениями гиперактивности видоизменяются проявления гиперактивности за счет изменений процессов саморегуляции и индивидуально–типологических особенностей, что находит свое отражение в поведении, которое, в свою очередь, встраивается в социальное взаимодействие подростка, реализующееся в системе межличностных отношений, поскольку они являются ведущим типом деятельности на данном возрастном этапе и закрепляется в статусно–ролевых позициях.
Таким образом, результаты проведенного теоретического и эмпирического
исследования специфики статусно–ролевой структуры межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности, позволили подтвердить все выдвинутые нами гипотезы, представленные на защиту положения, и
сформулировать выводы:
1. Комплекс детерминант, характеризующих статусно–ролевую структуру
межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности имеет уровневую организацию и реализуется на социально–психологическом,
поведенческом, регуляторном уровнях.
2. Структура статусов младших подростков с проявлениями гиперактивности характеризуется преобладанием позиции «Непринятых» в ролевой позиции
«Подросток – Подросток», что выражается в противоречии, между потребностью
в поддержании отношений при низкой возможности их реализации в группе сверстников.
3. Межличностные отношения младших подростков с проявлениями гиперактивности в ролевой позиции «Подросток – Подросток» характеризуются неустойчивостью и поверхностностью социальных взаимосвязей и межличностных
отношений, стремлением к руководству, невосприимчивостью к замечаниям.
4. Структура статусов младших подростков с проявлениями гиперактивности смещается в преобладающую позицию «Непринятых» в ролевой позиции
«Подросток – Родитель», что проявляется в противоречии между негативной эмоциональной окраской детско–родительских отношений, выраженных реакциях отвержения и низким уровнем уверенности в себе у подростков.
5. Межличностные отношения младших подростков с проявлениями гиперактивности в ролевой позиции «Подросток – Родитель» проявляется выраженным социально желательным образом родительского отношения, характеризующимся демонстрацией поощрения инициативы и самостоятельности ребенка, а
также наличием эмоциональной дистанции в общении с ребенком.
6. Совладающее поведение как способ реализации межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности характеризуется противоречием между относительно продуктивными когнитивными и непродуктивными эмоциональными и поведенческими стратегиями.
7. Содержание совладающего поведения младших подростков с проявлениями гиперактивности характеризуется противоречием между склонностью к
делинквентности, характеризующееся предрасположенностью к противопоставлению себя реальности посредством нарушения общественных норм, и аддиктивности, характеризующееся предрасположенностью к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонностью к иллюзорно–
компенсаторному способу решения личностных проблем поведение.
8. Произвольная саморегуляция межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности характеризуется противоречием между
высоким уровнем планирования и низким уровнем моделирования, программирования и оценивания: младшие подростки с проявлениями гиперактивности, выстраивая детализированные планы, не придерживаются их, что следует рассматривать в качестве одного из проявлений импульсивности.
9. Непроизвольная саморегуляция межличностных отношений младших
подростков с проявлениями гиперактивности характеризуется противоречием
между высокими показателями скорости и низкими показателями точности, что
обусловливает импульсивность и неустойчивость младших подростков с проявлениями гиперактивности.
10. Статусно–ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности в индивидуально–типологическом аспекте взаимосвязана с высокими показателями экстравертированности, что выступает основой для формирования неустойчивого характера межличностных отношений.
11. Статусно–ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями гиперактивности в индивидуально–типологическом аспекте взаимосвязана с высокими показателями агрессивности, что выступает основой для формирования делинквентного и аддиктивного характера совладающего поведения в межличностных отношениях.


Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений
ребенка в детской субкультуре: монография / В. В. Абраменкова. – М.: МПСИ;
Воронеж: Модэк, 2000. – 416 с.
2. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: учебное пособие /
В. В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
3. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития
отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2002. –
№ 1.– С. 3–17.
4. Абшилава, Э. Ф. Клинико-психопатологические и патопсихологические
особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) /
Э. Ф. Абшилава // Здоровье и образование в XXI веке. – 2015. – Т. 17. – № 1.– С.
29–34.
5. Агрис, А. Р. Нейропсихологические особенности детей с расстройством
координации движений: аналитический обзор зарубежных исследований /
А. Р. Агрис, О. И. Егорова // Психологические исследования. – 2013. – Т. 6. – №
29. – С. 5.
6. Акатов, Л. И. Групповое волевое усилие и личность лидера-организатора
/ Л. И. Акатов // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. – Труды Курского пединститута. – Курск, 1972. – С. 46–52.
7. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие / Л. И. Акатов. –
М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
8. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания: монография /
Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
9. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания: монография /
Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
10.Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных
заведений / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.188
11.Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: учебное пособие / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова,
Л. А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 288 с.
12.Антонова, Е. В. Оценка клинических проявлений синдрома дефицита
внимания с гиперактивностью детьми и их родителями / Е. В. Антонова,
О. И. Маслова, Л. М. Кузенкова // Медицинский вестник Северного Кавказа. –
2010. – № 3. – С. 105.
13.Баранова, Е. С. Влияние детско-родительских отношений на социометрический статус подростка в группе сверстников / Е. С. Баранова // Теоретические
и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции 31 января 2015 г.: в
10 ч. – 2015. – № 10. – С. 9–11.
14.Бажин, Е. Ф., Эткинд, А. М. Цветовой тест отношений (ЦТО).
Методические рекомендации. Методическое пособие. – Ярославль, 1981. – 65 с.
15.Баркова, В. Л. Эмоционально–волевая регуляция поведения и адаптации
подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:
автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Баркова Валентина Леонидовна. –
М., 2009. - 26 с.
16.Баркова, В. Л., Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: регуляторно–поведенческий аспект: монография / В. Л. Баркова, В. Б. Никишина. –
Курск: МУП «Курская городская типография», 2008. – 240 с.
17.Бахтадзе С. З. Нефармакологические методы лечения нарушения внимания у детей с синдромoм дефицита внимания и гиперактивности / С. З. Бахтадзе,
Геладзе Н.М, Н. С. Хачапуридзе, И. Т. Хатиашвили // Неврологический журнал. –
2012. – Т. 17. – № 5. – С. 38–42.
18.Бейтсон, Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Г. Бейтсон. – М.: Смысл, 2000. – 476 с.
19.Беликова, В. В. Педагогическая диагностика формирования
межличностных отношений в учебной группе / В. В. Беликова // Известия РГПУ
им. А. И. Герцена. – 2008. – № 74. – С. 50–52.189
20.Безруких, М. М. Интеллектуальное развитие детей 6–7 лет с дефицитом
внимания и гиперактивностью / М. М. Безруких, Е. С. Логинова // Экология человека. – 2010. – № 11. – С. 40–46.
21.Безруких, М.М. Интеллектуальное развитие детей 6–7 лет с СДВГ /
М. М. Безруких, Е. С. Логинова // Новые исследования. – 2008. – Т. 1. – № 17. – С.
4–20.
22.Берталанфи, Л. Общая теория систем – критический обзор / Исследования по общей теории систем: сборник переводов / Л. Берталанфи. – М.: Прогресс,
1969. – С. 23 – 82.
23.Богданова, Т. Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников / Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова // Дефектология. – 1998. – Т. 1. – № 3. – С. 40–44.
24.Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком: монография / А. А. Бодалев. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – 200 с.
25.Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные психологические труды /
А. А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
26.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
27.Борисова, И. В. Акцентуации характера подростков с различным социометрическим статусом / И. В. Борисова, Ю. Шкуратова // Сборники конференций
НИЦ Социосфера. – 2015. – № 46. – С. 74–76.
28.Боулдинг, К. Общая теория систем – скелет науки // Исследования по
общей теории систем. Сборник переводов с польского и английского /
К. Боулдинг. – М.: Прогресс, 1969. – С. 106-124.
29.Брязгунов, И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей: научное издание / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М.: Медпрактика, 2002. – 128 с.
30.Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях:
научное издание / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. – 208 с.190
31.Бэндлер, Р.Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий: научное издание / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. – Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1995. – 256 с.
32.Бурков, А. В. Взаимосвязь уровня тревожности и социометрического
статуса подростков в учебной группе / А. В. Бурков // Студенческий эллектронный журн. «Стриж». – 2016. – № 5. – С. 81–85.
33.Варшавская, Н. Е. Роль семьи в формировании социометрического статуса подростка в группе сверстников / Н. Е. Варшавская // Научные исследования:
от теории к практике. – 2015. – Т. 1. –№ 4. – С. 231–233.
34.Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социологические исследования / М. Вебер. – 1994. – № 5. – С. 96-104.
35.Визиль, Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование: учебное пособие / Т. Г. Визиль. – М.: В. Секачев, 2015. – 24 с.
36.Вийтар, Э. А. Зависимость адекватности перцепции межличностных отношений слабослышащих школьников от сферы и способа восприятия /
Э. А. Вийтар / Психолого-педагогическое изучение аномальных детей и вопросы
коррекционной работы: сборник. – Тарту: Изд-во ТГУ, 1985. – С. 25–26.
37.Власова, Т. А. Дети с отклонениями в развитии: библиотека директора
школы / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 176 с.
38.Воробьева, Е. А. Профилактика и коррекция дезадаптационных нарушений у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью при поступлении в школу / Е. А. Воробьева, О. Ю. Кочерова, Л. А. Пыхтина, О. М. Филькина,
Т. Г. Шанина // Вестник новых медицинских технологий. – 2007. – Т. 14. – № 1. –
C. 91–93.
39.Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования:
учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – М.:
Академический Проект, 2005. – 352 с.
40.Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2008.– 272 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ