АННОТАЦИЯ 5
Введение 2
1 Теоретические аспекты исследования системы финансирования высшего образования в
России 4
1.1 Структура системы образования и источники ее финансирования 4
1.2 Правовое регулирование системы финансирования высшего образования 11
1.3 Формирование государственного задания по реализации программ высшего
образования 17
2 Анализ зарубежной и российской практики финансирования высшего образования 25
2.1 Анализ опыта финансирования высшего образования за рубежом 25
2.2 Анализ системы финансирования высшего образования в России 35
2.3 Анализ затрат в системе финансировании высшего образования в России 46
3 Исследование современных тенденций, проблем и путей решения в сфере высшего
образования и финансирования в России 52
3.1 Современные тенденции сферы высшего образования и ее системы финансирования
в России 52
3.2 Выявление проблем в сфере высшего образования и ее финансировании в России ..59
3.3 Возможные пути решения выявленных проблем для различных участников системы
высшего образования 65
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 77
Согласно Конституции Российской Федерации, право на образование является одним из фундаментальных социокультурных прав каждого гражданина РФ. Образование играет ключевую роль в формировании личности, развитии общества и экономики страны. Повышение уровня образованности населения способствует развитию науки, культуры и экономики. Поэтому важно уделять должное внимание развитию образования и созданию условий для его доступности и качества.
Высшее образование является важным элементом в структуре образования, поскольку специалисты с высшим образованием обладают как теоретическими знаниями, так и практическими навыками, необходимыми для успешной работы. Это способствует формированию квалифицированного человеческого капитала, что в свою очередь обеспечивает поставку на рынок труда грамотных специалистов. Такой подход способствует эффективному развитию экономики и процветанию государства.
Важно отметить, что развитие сферы высшего образования является одним из приоритетов государственной и научно-технической политики на сегодняшний день. Это подтверждается Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». А значит развитие системы финансирования высшего образования имеет стратегически важное значение для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны. Успешные страны активно инвестируют в развитие своих университетов, стимулируя инновационные исследования, поддерживая современные образовательные методы, и реагируя на динамично меняющиеся технологии и требования к профессиональным навыкам.
Наконец, актуальность данной темы обусловлена потребностями современного рынка труда. Это создает необходимость в постоянном обновлении образовательных программ и инфраструктуры образовательных организаций, осуществляющих программы высшего образования. Для обеспечения этой потребности требуется устойчивая и эффективная система финансирования.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление проблем в системе финансирования высшего образования и поиск возможных решений .
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить теоретические аспекты системы финансирования высшего
образования в России;
2) рассмотреть структуру системы образования и источники ее финансирования;
3) ознакомиться с правовым регулированием системы финансирования высшего образования;
4) выявить этапы формирования государственного задания по программам высшего образования в России;
5) провести сравнительный анализ зарубежного финансирования высшего образования;
6) проанализировать систему финансирования высшего образования в России и выделить основные тенденции;
7) выявить проблемы сферы высшего образования и ее финансировании на основе проведенного исследования, влияющие на ее развитие;
8) предложить возможные пути решения выявленных проблем для различных участников системы высшего образования.
Объектом исследования является процесс финансирования системы высшего образования в России.
Предметом исследования выступают источники финансирования системы высшего образования в России.
Для проведения данного исследования были использованы следующие методы: систематизация нормативной базы, обобщение теоретических и статистических материалов, сравнительный анализ, синтез и классификация, сбор первичных данных из открытых источников.
Источниками информации для его проведения послужили: нормативно-правовая база, формы федеральных статистических наблюдений № ВПО-1 и № ВПО-2, ресурсы Министерства науки и высшего образования РФ - СБИАС и Интеробразование, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, зарубежные статистические данные, внутренние материалы Департамента науки и высшего образования Администрации Томской области, статистические сборники и разработки Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», учебные пособия, материалы периодической печати, а также ресурсы Интернет по рассматриваемой проблематике.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Развитие общества и повышение интеллектуального потенциала человека оказывают существенное влияние на социально-экономическое благополучие государства. Для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо иметь высококвалифицированных специалистов и талантливых ученых с высоким уровнем образования. Сфера высшего образования является важным элементом этого процесса, представляя собой смешанное благо, которое не только важно для общества в целом, но также для удовлетворения потребностей отдельных граждан.
Для населения образование открывает возможности личностного роста, реализации потенциала и достижения профессиональных целей. Образованные люди имеют больше шансов на успешную карьеру, высокую заработную плату и улучшение качества жизни. Они также лучше адаптируются к изменяющимся условиям рынка труда и общества.
Финансирование играет ключевую роль в обеспечении качественного образования и развитии образовательных программ. Оно позволяет обеспечить образовательные организации высшего образования необходимыми ресурсами для функционирования всей системы. Кроме того, финансирование способствует развитию инноваций в образовании, созданию новых образовательных программ и повышению доступности образования для всех слоев населения, что способствует обеспечению социальной справедливости и уменьшению социальных различий, предоставляя доступ к образованию для людей из различных социальных групп и позволяя им реализовывать свой потенциал и подниматься по социальной лестнице.
По итогам проведенного исследования в целом можно отметить положительную динамику роста финансирования образования в России, однако необходимо уделить внимание более эффективному использованию этих средств и более точному распределению ресурсов в образовательной системе. Система высшего образования в России финансируется из трех основных источников, где доминирующие позиции занимает бюджетное финансирование. Средства населения покрывают расходы образовательной деятельности, а средства организаций направлены на научные исследования и разработки.
Тенденция увеличения числа поступающих в университеты связана с ростом выпускников школ и средних профессиональных учебных заведений, что говорит о стремлении к получению высшего образования. Растущая популярность программ дополнительного образования и переподготовки свидетельствует о желании студентов повышать свою квалификацию без отрыва от работы. Увеличение числа студентов на ключевых направлениях подготовки указывает на адаптацию образовательной системы к современным требованиям рынка труда.
Важно обратить также внимание на проблемы трудоустройства выпускников и несоответствие образовательных программ потребностям рынка труда. Наблюдаемое разнообразие специализаций в высшем образовании и широкий спектр карьерных путей для студентов указывают на значимость обеспечения равных возможностей для всех категорий студентов.
Результатом данной работы стало выявление основных проблем сферы высшего образования и ее финансировании в России, которые оказывают влияние на ее развитие, а также предложены их возможные пути решения:
1. Гибкость финансирования: Важно создать механизмы, которые позволят быстро реагировать на изменения на рынке труда. Это может включать в себя пересмотр бюджетных планов, ориентированных на актуальные потребности и требования рынка труда.
2. Усиление связи с работодателями: Необходимо развивать партнерство между учебными заведениями и компаниями, чтобы обеспечить соответствие образовательных программ требованиям рынка труда. Это может включать стажировки, практикумы и обмен опытом.
3. Современные методы прогнозирования: Использование современных технологий и методов анализа данных поможет более точно прогнозировать будущие потребности рынка труда и адаптировать программы обучения соответственно.
4. Эффективный мониторинг и анализ: Непрерывный мониторинг процесса финансирования и эффективности расходования средств поможет выявить проблемные моменты и оперативно реагировать на них.
5. Стимулирование выбора непопулярных специальностей: Важно проводить информационную работу среди абитуриентов о ценности и перспективах непопулярных специальностей, а также предоставлять различные льготы и поощрения для стимулирования выбора этих направлений.
6. Согласование предложения и спроса на рынке труда: Необходимо активно взаимодействовать с работодателями и государственными органами для более точного определения потребностей рынка труда и планирования образовательных программ соответственно.
7. Развитие гибкости в управлении бюджетом: Важно создать механизмы корректировки бюджета в процессе исполнения государственного задания для более эффективного распределения ресурсов и достижения поставленных целей.
Важно понимать, что не все проблемы высшего образования напрямую связаны с финансированием, однако финансовые механизмы могут стать инструментом их решения.
В ходе выпускной квалификационной работы был описан механизм формирования государственного задания по программам высшего образования. А также был проведен анализ статистической информации, который позволил определить современные тенденции в сфере высшего образования. Этот анализ стал основой для выявления проблем, влияющих на развитие высшего образования. Далее были предложены возможные пути решения выявленных проблем для различных участников системы высшего образования в России.
Выявленные проблемы можно считать направлениями для развития сферы высшего образования и ее финансирования. А предложенные пути решения могут послужить важным шагом для ее совершенствования. Нельзя забывать, что наличие развитой системы финансирования высшего образования формирует качественный кадровый потенциал, тем самым повышая экономический уровень страны и ее конкурентоспособность
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: (с изм. от 1 июля 2020 г.) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения: 10.02.2024).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г.
№ 145-ФЗ: (в ред. от 26 фев. 2024 г.) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/ (дата
обращения: 26.02.2024).
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. №
273-ФЗ: (в ред. от 25 дек. 2023 г.) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата
обращения: 08.02.2024).
4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ: (в ред. от 25 дек. 2023 г.) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 103023/ (дата обращения: 24.03.2024).
5. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 475991/ (дата обращения: 09.05.2024).
6. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования: Указ Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343: (в ред. от 26 июня 2023 г.) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/documen t/cons doc LAW 446951/ (дата обращения: 08.02.2024).
7. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW
357927/ (дата обращения: 17.04.2024).
8. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15 июня 2018 г. № 682: (в ред. от 21 марта 2024 г.) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 300363/341665c14e89619d23dee170404 de7ca42c681b9/ (дата обращения: 21.03.2024).
9. О порядке формировании государственного задания на оказание
государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640: (в ред. 16 мая 2023 г.) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 181991/041cf3d59fff7dbbd21d6a8938006 6372f0e1aed/ (дата обращения: 24.03.2024).
10. Об утверждении методики формирования государственного задания при оказании услуг в рамках реализации образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования на очередной финансовый год и плановый период: приказ Минобрнауки России от 25 окт. 2023 г. № 1014 // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/documen t/cons doc LAW 473360/54aa2a74b4b20bb92ce0fb3d584d8de438cb983e/ (дата обращения: 24.03.2024).
11. Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Минобрнауки России: приказ Минобрнауки России от 26 дек. 2013 г. № 1405 // Портал информационного взаимодействия с организациями и учреждениями, участниками бюджетного процесса Минобрнауки России. - [М.], 2024. - URL: https://www.cbias.ru/wp-content/uploads/2018/10/48 1405.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
12. О предоставлении статистических данных по форме федерального статистического наблюдения № ВПО-2 за 2023 год: <Письмо> Минобрнауки России от 28 марта 2024 г. № МН-7/1033-ДА // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 473586/96c60c11ee5b7388 2df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения: 12.05.2024).
13. Послание Президента Федеральному Собранию: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21 фев. 2023 г. // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 440178/ (дата обращения: 14.02.2024).
14. Акаев А.А. Региональное развитие и система образования в условиях цифровой трансформации / А.А. Акаев, Д.Н. Десятко, А.А. Петряков, А.И. Сарыгулов // Экономика региона. - 2020. - Т.16. - вып. 4. - С. 1031-1045.
15. Ананишнев В.М. Социология образования / В.М. Ананишнев. - М.: Канон+, 2012. - 19 с.
..60