Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Работа №180041

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы205
Год сдачи2004
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования проблем профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел 12
1.1. Причины педагогической запущенности подростков и её
связь с правонарушениями 12
1.2. Историко-педагогический анализ организации работы по
профилактике правонарушений среди несовершеннолетних 47
1.3. Особенности педагогических подходов к организации и
управлению процессом профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел 85
Выводы 104
ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия
эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел 106
2.1. Организационная модель структуры управления
профилактикой правонарушений среди
несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел 106
2.2. Педагогические средства повышения эффективности
организации профилактической работы органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями 128
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по
изучению эффективности управления организацией профилактической работы органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями 146
Выводы 161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
ЛИТЕРАТУРА 168
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Процесс развития социальной сферы современного российского общества характеризуется рядом тенденций, из которых давней и наиболее болезненной как для государства, так и для отдельного гражданина является криминализация всей общественной жизни в целом. Борьба людей, общества, государства с преступностью и правонарушениями при всём многообразии средств и методов воздействия на эти социально-негативные явления осуществляется, как правило, двумя путями. Первый - это наказание, так называемая «расплата» за совершённые поступки. Второй - устранение самой возможности противоправного действия, заблаговременное предотвращение поведения, вступающего в противоречие с действующими законами государства и общества.
Нестабильность, нравственно-смысловая неопределенность, социальная необустроенность, характерные для современной России, в значительной степени способствовали криминализации общественной жизни и вовлечению в криминальные отношения детей и подростков. По данным МВД РФ (Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2001-2002 годы)»), на учете в органах внутренних дел состоят почти 425 тысяч несовершеннолетних. Характер преступности и правонарушений, совершаемых категорией несовершеннолетних граждан, а также их детерминирование таковы, что в борьбе с ними на первый план необходимо ставить не меры уголовного наказания, которые могут только ухудшить состояние «болезни», а превентивные подходы, профилактику.
Российское общество нуждается в тщательно проработанной, рассчитанной на перспективу концепции государственной политики предупреждения преступности и правонарушений несовершеннолетних. При этом основная роль отводится нейтрализации, блокированию, ограничению действий экономических причин и условий данного вида преступности, ресурсное обеспечение её предупреждения.
Наука, со своей стороны, должна направить свои усилия на разработку фундаментальных, стратегических проблем, например, таких, как подготовка политико-правового акта по вопросам борьбы с преступностью. Это важно, поскольку в России пока отсутствует основной документ, принятый на государственном уровне, который определял бы стратегию борьбы с преступностью и её профилактики, в том и числе и в сфере работы с несовершеннолетними. Существующий комплекс предупреждающих мер в современных условиях нуждается в научных исследованиях специалистов различных наук: криминологии, психологии, педагогики, социологии и т.д.
В результате подобного разностороннего рассмотрения проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних возникает необходимость не только дифференциации направлений превентивной деятельности по критерию «задействования» субъектов и мер профилактики, но и обратный процесс - интеграции усилий субъектов различных направлений профилактики. В частности, это касается объединения усилий педагогов и работников органов внутренних дел.
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что исследованием процесса профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимались и продолжают заниматься учёные различных научных областей.
Так, изучению общих вопросов проблемы профилактики преступлений и правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних, посвящены работы учёных-криминалистов: Н.Г. Акбарова, А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, Б.С. Волкова, С.И. Герасимова, В.В. Лунева, М.Д. Лысова, С.В. Максимова, Г.М. Миньковского, А.Я. Сухарева, Г.И. Фильченкова и др.
Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя, причины и пути её формирования, а также средства психологической коррекции отклонений в поведении подростков отражены в исследованиях таких отечественных и зарубежных учёных, как М.А. Алемаскин, Б.М. Алмазов, И.П. Башкатова, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, В.Д. Ермаков, Е.В. Змановская, Л.М. Зюбин, Н.И. Крюкова, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, А. Бандура, Б.П. Буунк, А. Малеменди, Р. Уолтерс, Т. Шибутани и др.
Социально-педагогические причины возникновения отклонений в поведении несовершеннолетних раскрываются в работах С.В. Агулиной, А.С. Белкина, В.Г. Бочаровой, Ю.В. Гербеева, М.П. Гурьяновой, А.В. Мудрика, Г. С. Тагировой, Т.Ф. Яркиной и др.
Разработкой системы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних занимались С.А. Беличева, Т.Ф. Блонский, Г.В. Вершина, В.Н. Гуров, Е.В. Змановская, Н.А. Катаева, И.С. Клемантович, Я. Корчак, Н.Р. Косевич, А.С. Макаренко, Л.И. Маленкова, Г.П. Медведев, А.И. Миллер, И.Б. Михайловская, И.А. Невский, Л.Е. Никитина, А.М. Печенюк, Л.С. Славина, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, Г.С. Тагирова, Т.М. Титаренко, В.А. Татенко, С.Т. Шацкий, Ю.И. Юричка и др.
Социологические аспекты раскрываемой проблемы отражены в социологических исследованиях Ю.Н. Крупка, Ф.А. Лопушанского, К.К. Матвеева, И.К. Туркевич и др.
Однако, несмотря на очевидные достижения, проблема профилактики правонарушений подростков не оснащена достаточными теоретическими и практическими разработками по использованию педагогического подхода к управлению процессом профилактики, осуществляемой органами внутренних дел, применительно к современным реалиям российского общества.
Вышесказанное позволяет выделить ряд устойчивых противоречий между:
- социальной потребностью в снижении уровня преступности и правонарушений среди несовершеннолетних и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ использования потенциала основных социальных институтов в этом процессе в условиях современного российского общества;
— необходимостью и возможностью решения задач профилактики правонарушений несовершеннолетних на основе современных достижений педагогической науки и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в превентивной деятельности органов внутренних дел;
— потребностью в изменении подходов к управлению профилактической работой по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, проводимой органами внутренних дел, и отсутствием отлаженной структуры управления ею.
В этой связи возникает проблема: каковы педагогические условия оптимизации процесса профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел? Данная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: на основе многоаспектного анализа научной литературы и достижений педагогической практики разработать организационную модель структуры управления профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел.
Объект исследования: процесс профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел.
Предмет исследования: педагогические аспекты организации процесса профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и управления им в системе работы органов внутренних дел.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи.
1. На основе изучения научно-теоретической литературы, передового педагогического и криминологического опыта провести анализ современного состояния проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и выявить её особенности.
2. Исследовать потенциальные возможности органов внутренних дел по использованию современных педагогических подходов в профилактической работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
3. Разработать организационную модель структуры управления профилактической работой с несовершеннолетними правонарушителями в деятельности органов внутренних дел.
4. Выявить оптимальные педагогические средства и условия эффективного использования разработанной модели в практической работе органов внутренних дел.
Гипотеза исследования: профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая органами внутренних дел, станет эффективной, если:
- в основу превентивной деятельности органов внутренних дел будут положены современные педагогические подходы к организации, содержанию процесса профилактики и управлению им;
- в профилактической работе органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями будет использована организационная модель структуры управления профилактикой;
- в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов внутренних дел, педагогически запущенных подростков, их семей, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; идеи социально-исторической обусловленности процессов социального воспитания и формирования личности; современное видение процесса детерминации личности её собственной активностью; современные концепции социальной и превентивной педагогики; принципы взаимной дополнительности различных факторов, формирующих личность.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные труды в области отечественной педагогики, в том числе социальной и специальной, психологии и криминологии таких ученых, как Ю.М. Антонян, С. А. Беличева, Т.Ф. Блонский, Г.В. Вершина, Б.С. Волков, С.И. Герасимов, В.Н. Гуров, В.Д. Ермаков, Е.В. Змановская, Л.М. Зюбин, Н.И. Крюкова, Н.А. Катаева, И.С. Клемантович, Я. Корчак, А.С. Макаренко, Л.И. Маленкова, Г.П. Медведев, А.И. Миллер, И.Б. Михайловская, И. А. Невский, Л.Е. Никитина, А.М. Печенюк, Л.С. Славина, В.Н. Сорока- Росинский, А.М. Столяренко, В. А. Сухомлинский, Г.С. Тагирова, Т.М. Титаренко, В.А. Татенко, Д.И. Фельдштейн, С.Т. Шацкий, Ю.И. Юричка и др.
В процессе теоретического осмысления современного состояния рассматриваемой проблемы использовались достижения и инновации в педагогике, несущие в себе ценности гуманистических идеалов, психолого-педагогические основы поддержки и защиты личности.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент, практический метод;
- статистический: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились отделы внутренних дел Кочубеевского и Красногвардейского районов Ставропольского края и действующие в них подразделения (группы) по делам несовершеннолетних.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1997 - 1998 гг.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая, криминологическая, социологическая литература по проблеме, массовый и передовой педагогический и криминологический опыт профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу; определить цель, задачи, объект и предмет исследования; теоретически разработать организационную модель структуры управления профилактикой правонарушений среди подростков, осуществляемой органами внутренних дел; наметить программу эксперимента.
На втором этапе (1999 - 2001 гг.) проводились работа по внедрению организационной модели структуры управления профилактической работой органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди подростков на базе экспериментальных учреждений, систематизация полученных данных, анализ результатов и корректировка на их основе разработанной модели.
На третьем этапе (2002 - 2003 гг.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысливались результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые обоснована необходимость внедрения организационно-педагогического компонента в структуру управления профилактической работой органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних; продемонстрирована взаимосвязь эффективности процесса профилактики и степени использования работниками органов внутренних дел современных педагогических подходов к вопросу профилактической работы с несовершеннолетними.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены современное толкование понятий «педагогическая запущенность» и «профилактика правонарушений» как в сфере педагогики, так и в сфере криминологии, их соотношение и взаимосвязь; выявлены и конкретизированы педагогические средства повышения эффективности организации профилактической работы органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны организационная модель структуры управления профилактической работой с несовершеннолетними подростками в системе органов внутренних дел и технология её внедрения, сформулированы организационные и управленческие условия эффективной реализации предложенной модели в деятельности работников органов внутренних дел. Полученные результаты можно использовать при построении концепции профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Ставропольского края, при подготовке и повышении квалификации работников органов внутренних дел, в повседневной профилактической деятельности системы органов внутренних дел.
Положения, выносимые на защиту.
1. Уточнение толкования понятий «педагогическая запущенность»,
«несовершеннолетние правонарушители» и «профилактика правонарушений» как в сфере педагогики, так и в сфере криминологии, их соотношение и взаимосвязь.
2. Использование педагогических подходов к организации и содержанию профилактики и управлению ею как условие повышения эффективности процесса профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел является.
3. Основанная на педагогических подходах организационная модель структуры управления процессом профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел.
4. Педагогические средства повышения эффективности организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационной работы обсуждались на конференциях различного уровня: международной (Санкт-Петербург, 2001), региональных (Ставрополь, 2001, 2002), университетских (Ставрополь, 2000, 2003).
Результаты исследования внедрены в практику деятельности отделов внутренних дел Кочубеевского района Ставропольского края и Ленинского района города Ставрополя.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 205 страницах машинописного текста, иллюстрирована 2 рисунками, содержит 3 таблицы, 1 схему, 3 приложения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 249 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решение проблемы склонности несовершеннолетних к правонарушениям и ее профилактики - одна из важнейших задач современной педагогики. Целенаправленное влияние общества на поведение подростков в целях их развития и обеспечения социального порядка осуществляется через организацию средств познавательной активности и личностно-обоснованных форм профилактической деятельности. Познание и труд, выступающие как факторы социализации личности, обеспечивают определенное соотношение между социальными силами общества и возникающими личностными образованиями подростков, гарантируют процесс усвоения нормативов культуры, гибко регулируют поведение отдельно взятого подростка на индивидуальном уровне. Вместе с тем, конфликт как неизбежная сторона межличностных отношений может являться одним из источников социального развития подростков, приводя к изменению статуса и переоценке ценностей, критике господствующих стандартов и массового сознания.
На основании изучения теоретической литературы и экспериментальных данных, полученных при исследовании социализации подростков с отклоняющимся поведением, были выявлены объективные и субъективные причины педагогической запущенности и в частности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также особенности развития личности подростка, позволяющие предупреждать девиантные формы выражения отношения к себе и к окружающему миру. При этом подросток изучался не как изолированный индивид, а как член референтной группы подростков и взрослых, с которыми связан совместной деятельностью, общением. Изучение уровней общения подростков с окружающими позволило раскрыть его мотивацию, содержательные основы и нормы отношений.
Проведенный анализ теоретических источников и эмпирических материалов позволил нам в ходе исследования уточнить понятие «профилактика правонарушений» как в сфере педагогики, так и в сфере криминологии, их соотношение и взаимосвязь, а также разработать новую модель управления профилактической работой в системе ОВД.
В ходе экспериментального внедрения указанной модели на территории Красногвардейского района Ставропольского края нами были изучены:
- динамика уровня функционального взаимодействия (сработанности, согласованности) различных субъектов профилактической работы (прежде всего ГДН РОВД и общеобразовательных учреждений);
- динамика роста и ассортимент средств, форм, методов
профилактической работы за счет активизации указанного взаимодействия ее субъектов;
- показатели, традиционно учитываемые при определении эффективности результатов данной работы по основным ее субъектам (в РОВД - группы по делам несовершеннолетних, в школе - социально-педагогической работы).
Практически по всем показателям в экспериментальной зоне (Красногвардейский район) нами были получены положительные результаты, что доказывает эффективность предложенной нами модели структуры управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних в системе работы ОВД, оптимально обеспечивающей реализацию педагогических аспектов в данной деятельности.
Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтверждает выдвинутую гипотезу и дает основание сформулировать общие выводы:
1.Эффективность работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел и их подразделений в значительной степени определяется пониманием места данного вида деятельности в обеспечении условий формирования современной личности. При этом сама профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой комплекс взаимосвязанных мер педагогического характера по предотвращению появления любых отклонений поведения подростка (общая профилактика) и сформировавшегося у отдельных подростков неприемлемого в нашем обществе отношения к людям, своим обязанностям (специальная профилактика). В первом случае речь идет о преимущественно педагогическом воздействии на личность несовершеннолетнего, во втором - педагогическая работа более тесно взаимодействует с правоохранительной деятельностью и может осуществляться в рамках специальных учреждений. При этом, органы внутренних дел и их специальные подразделения, предназначенные для работы с несовершеннолетними, могут сыграть важную роль в профилактической работе как на общем, так и на специальном уровнях.
2. Такое понимание профилактики, её объекта и субъектов позволило определить, что важным условием повышения эффективности процесса профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел является использование педагогических подходов (гуманистического, культурологического, личностно-ориентированного, человекоцентрированного и др.) к организации, содержанию и управлению данным процессом, включающее технологии профилактической работы, организацию планирования воспитательной деятельности, получение и применение полной информации о самом подростке, его психологических свойствах, социальной среде и ближайшем его окружении, овладение участниками профилактической работы на уровне правоохранительных органов педагогическими знаниями, умениями, навыками.
3. Важным организационным средством эффективности профилактической деятельности является разработанная нами универсальная модель структуры управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних в системе работы ОВД, которая строится на основе организационно-содержательного, технологического и кадрового компонентов, каждый из которых имеет конкретное наполнение, представленное в нашем диссертационном исследовании. Центральным звеном организационного компонента указанной модели является подразделение по делам несовершеннолетних ОВД - ПДН, так как в системе органов внутренних дел именно оно проводит основную профилактическую работу.
4. Важной составляющей указанной модели (основой её технологического компонента) являются педагогические средства повышения эффективности организации работы с несовершеннолетними в системе внутренних дел, а именно:
- использование педагогических подходов в осуществлении профилактики и применении мер воздействия в качестве основы и средства данной работы;
- воспитательный характер профилактической работы;
- педагогизация специальных средств профилактики;
- совместная работа подразделений ОВД и образовательных учреждений;
- принципы взаимодействия органов внутренних дел, педагогически запущенных подростков, их семей, образовательных учреждений и общественности в целях обеспечения процесса профилактики правонарушений несовершеннолетних.
5. Инновационная модель структуры управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних в системе работы ОВД обнаруживает резервы педагогического взаимодействия с отклоняющимися в поведении подростками: подросток не становится лишь субъектом «воспитания» и негативно эмоционально окрашенного воздействия со стороны взрослых, а самостоятельно и полноценно усваивает социально полезные установки общества в процессе совместной деятельности со взрослыми.
Наше исследование не исчерпывает все аспекты рассматриваемой проблемы. Выделены следующие перспективные направления: проблема педагогического диалога с подростками в познавательной и трудовой деятельности, изучение конфликтности как необходимого позитивного образования.



1. Агулина С.В. Социально-педагогические факторы,
способствующие проявлению подростковой дезадаптации // Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования: Материалы научно-практической конференции / Ред Н.Н. Сотникова. - Ставрополь: Ставрополье, 2002. - 88 с.
2. Акбаров Н.Г. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних: Региональные проблемы борьбы и профилактики. - Казань, 1999.
3. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я.
Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. - М., 2001. - 496 с.
4. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1979. - 230 с.
5. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дисс... канд. психол. наук. - М., 1968.
6. Алемаскин М.А. Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. - М.: НИИ ОП, 1980.
7. Алмазов Б.М. Психическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.
8. Алмазов Б.М. Средовая адаптация и социальная поддержка в процессе воспитания // Б.Ф. Семёнов. Социальная педагогика. - Свердловск, 1989.
9. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 176 с.
10. Андреева И.Н. Семья как объект социально-философских исследований: Учебное пособие /Ставропольский гос. ун-т. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.-78 с.
11. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
12. Анисимова Р.А. Психологическая служба школы и мастерство педагога // Сов. педагогика. - 1990. - №2. - С. 38-41.
13. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. - М., 1992.
14. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. - М.: Академия МВД СССР, 1975.
15. Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. - М., 1993.
16. Астемиров З.А. Проблемы перевоспитания несовершеннолетних осужденных. - М.: Юридическая литература, 1974.
17. Бааль Е.Г. Преступность несовершеннолетних в России и организация ее предупреждения органами внутренних дел. - М., 1997.
18. Байков Ф.Я. Ответственность родителей. Заметки о воспитании детей в семье. - Л.: Лениздат, 1983. - 135 с.
19. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999. - 512 с.
20. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. - М.: Изд-во МСПИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 416 с.
21. Бекетова Н.Е. Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 1996. - 16 с.
22. Беличева С.А. Дети и семьи группы риска как объекты социальной профилактики // Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. - М., 1993.
23. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: РЧЦ консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 118 с.
24. Беличева С. А. Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних: Автореф. дисс... канд. психол. наук. - Л., 1977.
25. Беличева С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф. дисс. докт. психол. наук. - М., 1989. - 45 с.
26. Белкин А.С. Внимание - ребёнок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск: Среднеурал. кн. изд-во, 1981. - 120 с.
27. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. - Свердловск: Свердловский пед. институт, 1973.
28. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 1994. - №2. - С. 2-5.
29. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу - институт социальных педагогов // Педагогика. - 1992. - №5-6. - С. 38-44.
30. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. - Минск, 1998.
31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
32. Божович Е.Д. Психодидактические принципы подготовки школьных психологов // Сов. педагогика. - 1991. - №8. - С. 60-64.
33. Бойко В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания // Советская педагогика. - 1988. - №2. - С. 65-69.
34. Болотов В. Проблема педагогического образования семьи все еще остается «за кадром» // Социальная работа. - 1994. - №1. - С. 4-5.
35. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979.
36. Блонский П.П. Ребенок в коллективе. - М., 1961.
37. Блонский П.П. Трудные школьники. 2-е изд. - М., 1930. - 368 с.
38. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. - Киев: Наукова думка, 1982.
39. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1991.
40. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
41. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
42. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. - М.: Педагогика, 1994. - 138 с.
43. Бочкарева Г.Г. Изучение мотивационной сферы
несовершеннолетних правонарушителей // О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков / Под ред. Л.В. Благонадежиной. - М.: Советская Россия, 1970.
44. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Знание, 1971.
45. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
46. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. - М., 1998.
47. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 160 с.
48. Василькова Ю.В. Очерки по истории социальной педагогики: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.
49. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 440 с.
50. Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики // Народное образование. - 2002. - №6. - С. 170-174.
51. Вилке А.Я. К вопросу о тактике профилактической работы с антисоциальными группами несовершеннолетних // Вопросы усиления борьбы органов внутренних дел с правонарушителями / Сборник научных трудов ВМШМ МВД СССР. - М., 1981.
52. Власова Т. А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
53. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.
54. Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних: Сб. науч. трудов / Отв. редакторы М.А. Алемаскин, Ю.В. Гербеев. - М., 1985.
- 102 с.
55. Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии: Монография / Борытко Н.М., Воронцова Т.В., Герасев П.В. и др. Под. ред. В. А. Пятина. - Астрахань, 2001. - 532 с.
56. Воспитательный процесс: изучение эффективности.
Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
57. Воспитание и развитие личности в социуме: Комплексно-целевая программа. - Нижний Новгород: Педагогические технологии; Арабеск, 2000.
- 101 с.
58. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992. - №5-6. - С. 45-49.
59. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1994.
60. Выгорбина А.Е. Специфика воспитательной работы социального педагога // Педагогика. - 2000. - №5. - С. 36-40.
61. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования . - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 540 с.
62. Гаспарян Ю.А. Институт семьи: социологические проблемы обновления и развития: Автореф. дисс. докт. философ. наук. - СПб., 1998. - 30 с.
63. Гирфанова Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Уфа, 1997. - 23 с.
64. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - №6. - С. 3-12.
65. Гнатенко О. Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка // Народное образование. - 2000. - №9. - С. 219-224.
66. Гонеев А.Д. Перевоспитание педагогически запущенных подростков в процессе внешкольного общения: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М., 1982.
67. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. - 2002. - №6. - С. 161-169.
68. Городская целевая программа «Дети «группы риска» (2002 - 2005)» (Утверждено городской Думой 31.10.2001 № 156). - Ставрополь, 2001.
69. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
70. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
71. Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения // Педагогика. - 1992. - №7-8. - С. 37-41.
72. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: Учебное пособие. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 155 с.
73. Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. - Ставрополь, 2002. - 300 с.
74. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: Монография. - М. - Ставрополь: Сервисшкола, 1998. - 228 с.
75. Гуров В.Н., Зейбель О.В., Кудрук В.И., Селюкова Л.Я. Социальные службы и семья (из опыта работы средней школы №7 г. Буденновска): Методическое пособие для социальных педагогов, социальных работников и учителей. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1995. - 80 с.
76. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Работа с семьей в условиях школы как открытой социально-педагогической системы. - Ставрополь: СКИУУ, 1991. - 56 с.
77. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993. - 184 с.
78. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я., Шинкаренко Н.Ф. Социальная педагогика в действии: Методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1994. - 142 с.
79. Гуров В.Н., Шинкаренко Н.Ф. Открытая школа и социально-педагогическая работа с детьми // Воспитание школьников. - 1994. - №2. - С. 6-9.
80. Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК. - М., 1991.
81. Данилин Е.М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М., 1978.
82. Дармодехин С.В. Государственная, семейная политика: проблемы теории и практики. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1998. - 48 с.
83. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения):
Учебное пособие / Змановская Е.В. - М.: «Академия», 2003. - 288 с.
84. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания: руководство для педагогов. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. - 36 с.
85. Дерюгин В.И. Специальные методы социально¬
профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. - Челябинск, 1996.
86. Дети «группы риска»: социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Международной научно-практической конференции. - М., 1998. - 178 с.
87. Детская беспризорность и детский дом / Под ред. С. С. Тизанова, В.Л. Швейцер, В.М. Васильевой. - Москва, 1926.
88. Детская беспризорность. - М., 1923.
89. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Юридическая литература, 1981.
90. Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. - М., 2000.
91. Дубровина Н.В. Формирование личности старшеклассников. - М.: Педагогика, 1989. - 168 с.
92. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении
общественными процессами. - М. - Белгород, 1993.
93. Ермаков В., Крюкова Н. Несовершеннолетние преступники в России. - М., 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ