Формирование социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ 7
1.1. Роль социального опыта в аспекте социального развития детей дошкольного возраста 7
1.2. Физкультурные занятия в образовательном процессе детского сада 14
1.3. Педагогические условия формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ 31
2.1. Диагностика уровня сформированности социального опыта у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Разработка методических рекомендаций по формированию социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ 7
1.1. Роль социального опыта в аспекте социального развития детей дошкольного возраста 7
1.2. Физкультурные занятия в образовательном процессе детского сада 14
1.3. Педагогические условия формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ 31
2.1. Диагностика уровня сформированности социального опыта у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Разработка методических рекомендаций по формированию социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Проблема социального развития детей дошкольного возраста в процессе их взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых социально-личностных качеств у детей.
Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является социально¬коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Основной целью этого направления является социальное развитие детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Различные аспекты социального развития детей получили отражение в работах Т.М. Бабуновой, Н.Ф. Головановой, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко, Л.В. Мардахаева,
A. В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна и др.
Социальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит через овладение социальным опытом, который в широком смысле понимается как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок. Проблема формирования и развития социального опыта у детей дошкольного возраста рассматривалась в исследованиях
B. С. Бычковой, Л.Н. Волошиной, Н.Ф. Головановой, Л.А. Михайловой и др.
«Социальный опыт является одним из важнейших компонентов социализации личности ребенка дошкольного возраста, который определяет ее направленность и интенсивности», - считают Л.В Мардахаев, А.В. Мудрик и др. Социальный опыт ребенка является результатом его активного взаимодействия с окружающим миром. «Овладеть социальным опытом - это значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является», - отмечает Н.Ф. Голованова. Усваивая социальный опыт, ребенок развивается как личность и индивидуальность, становится социально компетентным.
Факторы, средства и содержание социального опыта детей дошкольного возраста отражены в работах Т.М. Бабуновой, С.А. Козловой, Л.Б. Коломийченко и др.
Следует отметить, что физическая культура обладает большими возможностями для развития социального опыта детей дошкольного возраста. Л.В. Абдульманова отмечает, что физическое воспитание следует рассматривать как социокультурную практику приобретения и накопления социокультурного опыта. Одной из форм физического воспитания являются физкультурные занятия в детском саду.
На основании анализа научных исследований мы выявили противоречие между необходимостью формирования социального опыта у детей дошкольного возраста и недостаточной обоснованностью педагогических условий формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Формирование социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий» определяет постановку проблемы: каковы педагогические условия формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий. Цель исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий и разработке методических рекомендаций.
Объект исследования: процесс формирования социального опыта у
детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий.
Гипотеза исследования: процесс формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий будет наиболее эффективным при следующих педагогических условиях:
- развитие социальных способностей и навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровых физкультурных занятий;
- формирование социальной уверенности у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий с элементами соревнования;
- создание ситуаций социального взаимодействия дошкольников со сверстниками в процессе физкультурных занятий с элементами спортивного ориентирования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть роль социального опыта в аспекте социального развития детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть процесс организации физкультурных занятий в образовательном процессе детского сада.
3. Обосновать педагогические условия формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий .
4. Разработать содержание работы по формированию социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы); эмпирические методы (беседа, наблюдение; педагогический эксперимент (констатирующий этап)); качественный и количественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
Первый этап (май 2018 г. - сентябрь 2018 г.) - выбор темы, определение области исследования, изучение научной литературы, определение проблемы, цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования; подготовка материала для теоретической части исследовательской работы.
Второй этап (сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.) - обработка
теоретического материала, проведение педагогического эксперимента (проведение констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, разработка содержания работы по формированию социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий).
Третий этап (май 2019 г. - июнь 2019 г.) - обобщение и анализ результатов экспериментальной работы, подготовка выпускной квалификационной работы к защите.
База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №71 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является социально¬коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Основной целью этого направления является социальное развитие детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Различные аспекты социального развития детей получили отражение в работах Т.М. Бабуновой, Н.Ф. Головановой, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко, Л.В. Мардахаева,
A. В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна и др.
Социальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит через овладение социальным опытом, который в широком смысле понимается как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок. Проблема формирования и развития социального опыта у детей дошкольного возраста рассматривалась в исследованиях
B. С. Бычковой, Л.Н. Волошиной, Н.Ф. Головановой, Л.А. Михайловой и др.
«Социальный опыт является одним из важнейших компонентов социализации личности ребенка дошкольного возраста, который определяет ее направленность и интенсивности», - считают Л.В Мардахаев, А.В. Мудрик и др. Социальный опыт ребенка является результатом его активного взаимодействия с окружающим миром. «Овладеть социальным опытом - это значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является», - отмечает Н.Ф. Голованова. Усваивая социальный опыт, ребенок развивается как личность и индивидуальность, становится социально компетентным.
Факторы, средства и содержание социального опыта детей дошкольного возраста отражены в работах Т.М. Бабуновой, С.А. Козловой, Л.Б. Коломийченко и др.
Следует отметить, что физическая культура обладает большими возможностями для развития социального опыта детей дошкольного возраста. Л.В. Абдульманова отмечает, что физическое воспитание следует рассматривать как социокультурную практику приобретения и накопления социокультурного опыта. Одной из форм физического воспитания являются физкультурные занятия в детском саду.
На основании анализа научных исследований мы выявили противоречие между необходимостью формирования социального опыта у детей дошкольного возраста и недостаточной обоснованностью педагогических условий формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Формирование социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий» определяет постановку проблемы: каковы педагогические условия формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий. Цель исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий и разработке методических рекомендаций.
Объект исследования: процесс формирования социального опыта у
детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий.
Гипотеза исследования: процесс формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий будет наиболее эффективным при следующих педагогических условиях:
- развитие социальных способностей и навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровых физкультурных занятий;
- формирование социальной уверенности у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий с элементами соревнования;
- создание ситуаций социального взаимодействия дошкольников со сверстниками в процессе физкультурных занятий с элементами спортивного ориентирования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть роль социального опыта в аспекте социального развития детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть процесс организации физкультурных занятий в образовательном процессе детского сада.
3. Обосновать педагогические условия формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий .
4. Разработать содержание работы по формированию социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы); эмпирические методы (беседа, наблюдение; педагогический эксперимент (констатирующий этап)); качественный и количественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
Первый этап (май 2018 г. - сентябрь 2018 г.) - выбор темы, определение области исследования, изучение научной литературы, определение проблемы, цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования; подготовка материала для теоретической части исследовательской работы.
Второй этап (сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.) - обработка
теоретического материала, проведение педагогического эксперимента (проведение констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, разработка содержания работы по формированию социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий).
Третий этап (май 2019 г. - июнь 2019 г.) - обобщение и анализ результатов экспериментальной работы, подготовка выпускной квалификационной работы к защите.
База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №71 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Формирование социального опыта детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В этой связи процесс формирования социального опыта детей ориентирован на усвоение норм и ценностей, которые приняты в обществе, усвоение моральных и нравственных ценностей; развитие процесса эффективного взаимодействия ребенка с ровесниками и взрослыми; становление самостоятельности, саморегуляции и целенаправленности собственных действий; развитие эмоционального и социального интеллекта, развитие эмоциональной отзывчивости и эмпатии. Существенное значение в процессе социального развития приобретает социальный опыт как результат усвоения общественного опыта. При этом особую важность приобретает образовательная среда детского сада.
В нашей работе в рамках темы исследования нами были решены следующие задачи.
Мы раскрыли роль социального опыта в аспекте социального развития детей дошкольного возраста. Социальный опыт ребенка дошкольного возраста в нашей работе рассматривается как сочетание знаний, определяющих поведение дошкольника в коллективе сверстников, умений, способствующих как общению, так и взаимодействию детей, навыков социального взаимодействия. Мы считаем, что существенную роль в процессе социального развития детей дошкольного возраста играет социальный опыт, поскольку он является механизмом регуляции социально приемлемого поведения ребенка.
Нами были рассмотрен процесс организации физкультурных занятий в образовательном процессе детского сада. В качестве одного из важных факторов формирования социального опыта детей дошкольного возраста выступают физкультурные занятия. Физкультурное занятие в детском саду - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Формирование социального опыта дошкольника средствами физической культуры имеет характер педагогической системы, стратегической целью которой выступает воспитание социализированной личности, проявляющей субъектность. Жесткая регламентация процесса физического воспитания неминуемо приводит к использованию единообразных форм и методов воспитания и обучения, ограничению креативности воспитателей, ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития. В связи с этим проблема организации нетрадиционных физкультурных занятий должна заслуживать большого внимания педагогов дошкольного образования.
Мы выявили и обосновали педагогические условия формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий: развитие социальных способностей и навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровых физкультурных занятий; формирование социальной уверенности у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий с элементами соревнования; создание ситуаций социального взаимодействия дошкольников со сверстниками в процессе физкультурных занятий с элементами спортивного ориентирования.
На основании теоретического анализа научных работ и анализа опыта работы воспитателей мы составили методические рекомендации по апробации педагогических условия формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий.
Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования, в основном, решены. Вместе с тем, работа над данной проблемой представляется очень важной и будет нами продолжена.
В нашей работе в рамках темы исследования нами были решены следующие задачи.
Мы раскрыли роль социального опыта в аспекте социального развития детей дошкольного возраста. Социальный опыт ребенка дошкольного возраста в нашей работе рассматривается как сочетание знаний, определяющих поведение дошкольника в коллективе сверстников, умений, способствующих как общению, так и взаимодействию детей, навыков социального взаимодействия. Мы считаем, что существенную роль в процессе социального развития детей дошкольного возраста играет социальный опыт, поскольку он является механизмом регуляции социально приемлемого поведения ребенка.
Нами были рассмотрен процесс организации физкультурных занятий в образовательном процессе детского сада. В качестве одного из важных факторов формирования социального опыта детей дошкольного возраста выступают физкультурные занятия. Физкультурное занятие в детском саду - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Формирование социального опыта дошкольника средствами физической культуры имеет характер педагогической системы, стратегической целью которой выступает воспитание социализированной личности, проявляющей субъектность. Жесткая регламентация процесса физического воспитания неминуемо приводит к использованию единообразных форм и методов воспитания и обучения, ограничению креативности воспитателей, ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития. В связи с этим проблема организации нетрадиционных физкультурных занятий должна заслуживать большого внимания педагогов дошкольного образования.
Мы выявили и обосновали педагогические условия формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий: развитие социальных способностей и навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровых физкультурных занятий; формирование социальной уверенности у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий с элементами соревнования; создание ситуаций социального взаимодействия дошкольников со сверстниками в процессе физкультурных занятий с элементами спортивного ориентирования.
На основании теоретического анализа научных работ и анализа опыта работы воспитателей мы составили методические рекомендации по апробации педагогических условия формирования социального опыта у детей дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий.
Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования, в основном, решены. Вместе с тем, работа над данной проблемой представляется очень важной и будет нами продолжена.
Подобные работы
- Развитие физических качеств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Повышение квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические приемы формирования дружелюбного отношения в группе детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В КЛУБЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Развитие основных физических качеств у детей дошкольного возраста средствами оздоровительной физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017





