Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК СТРАТЕГИЯ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Работа №179962

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты мультикультурализма 12
1.1 Модели взаимодействия принимающего общества и мигрантов: коммуникативный аспект 12
1.2 Мультикультурализм: интеграционный потенциал и дезинтеграционные риски 19
1.3 Мультикультурная модель управления миграционными процессами: европейский опыт 29
2 Мультикультурная стратегия миграционной политики: российское измерение 45
2.1 Современные миграционные процессы в России 45
2.2 Условия реализации мультикультурной стратегии интеграции мигрантов в современной России 55
2.3 Перспективы успешной социокультурной адаптации мигрантов в
Российской Федерации 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
ЛИТЕРАТУРА 89


Актуальность исследования. Вся человеческая история с древнейших времен и до настоящего времени сопровождалась переселениями людей, мотивированных отчаянием или надеждой на «лучшую» жизнь. Современная ситуация в мире в условиях глобализации, охватывающей практически все сферы общественной жизни, характеризуется масштабностью миграционных процессов. В частности, миграционные процессы в настоящее время усилились и в связи с экономическими кризисами ряда стран, делящими государства на благополучные и критические. В данном случае, высокая степень миграциинаселе- ния влечет за собой социальные, экономические, политические последствия для принимающего общества, стирает границы между государствами, и тем самым, в корне меняет этнокультурный облик стран.
Конец XX - начало ХХТ вв. стало временем коренных изменений в истории судьбы человечества. Как известно, на смену индустриальному обществу пришло новое - постиндустриальное общество, характерные черты которого привели к резкому распространению массовой культуры. Развитие технического транспортного оснащения предоставило возможность массовым перемещениям граждан (студентов, туристов, бизнесменов и т.д.) в более приемлемые для них условия существования. При этом миграция в условиях глобализации во всех сферах общества (экономики, политики и культуры) сделала контакты между людьми все более частыми, необходимыми, и стала одной из основных причин роста культурного многообразия, сосуществования множества различных культур в отдельно взятой стране.
При этом, сосуществование различных этносов, культур и религий, помимо положительных возможностей, несет в себе и серьёзные угрозы. Так Владимир Путин в своем интервью отметил, что «реальность сегодняшнего дня - рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают и разделяют общества» .
Несомненно, проблема миграции в настоящее время наиболее злободневна для стран Европы. Уже в 1980-х гг. интенсивное насыщение обществ различными культурами показало несостоятельность и неэффективность политики ассимиляции по отношению к мигрантам, и потребовало новые подходы к решению многих проблем интеграции. В тот момент, политика мультикультурализма стала главным ответом на вызовы миграции в условиях процесса глобализации. Мультикультурная политика явилась попыткой властей объединить в единое целое людей разных народностей, языка и вероисповедания. Однако, правильность пути, избранного для решения этих проблем не так давно оказалась под большим вопросом. В частности, об этом заявили ряд авторитетных лидеров ведущих стран Европы.
Здесь нужно сказать, прежде всего, о докладе Д. Кэмерона, премьер- министра Великобритании, на Мюнхенской конференции (февраль 2011 года), который, вслед за лидером Германии, открыто заявил о крахе европейской политики мультикультурализма. Подобные заявления канцлера Германии А. Меркель, Генерального секретаря Совета Европы Торбьерна Ягланда и слова Николя Саркози «да, это провал», очевидно, показали, что речь идет не только о привлекательной для значительной части их избирателей риторики, но и о неизбежности радикальных изменений европейской политики . О кризисе мультикультурализма и как о теории, и как о совокупности политических практик заявляют и видные научные исследователи, зарубежные и отечественные этнологи, политологи, антропологи и т.д.
Актуальность данной темы сложно переоценить. Стремительно развивающийся процесс глобализации во всех сферах общества, в том числе и столкновение культур, сделали принципиально важным изучение проблем межкультурной коммуникации, и поставили на повестку дня национальных политик государств вопросы о регулировании отношений между различными культурными сообществами. Вместе с тем, серьезный кризис миграционной политики, происходящий в самых развитых странах сегодня, и влияющий на всю социально-политическую жизнь государств-членов Евросоюза, указывает на актуальность изучения и анализа данной тематики.
В своем исследовании мне бы хотелось рассмотреть, каким образом мультикультурализм, как базовая и доминирующая стратегия, воплощалась в реальные практики в странах ЕС, а также почему данная политика провалилась, почему не состоялась коммуникация между принимающим сообществом и мигрантами. Помимо того, важным является анализ возможности реализации мультикультурной стратегии интеграции мигрантов в современной России, применение опыта зарубежных стран, а также перспективы мультикультурализма как государственной стратегии социокультурной адаптации мигрантов в РФ.
Степень научной разработанности темы.С распадом СССР и до настоящего времени, изучение миграционных процессов и совершенствование миграционной политики являются одним из главных объектов отечественных научных исследований. Вместе с тем, миграция как сложное, социальное явление, затрагивающее различные сферы жизнедеятельности людей, изучается представителями разных наук - политологами, экономистами, социологами, демографами и др.
Особый вклад в теоретическое изучение феномена миграции, ее видов и функций, а также общих характеристик миграционных процессов внесли такие исследователи, как Л.Л. Рыбаковский, В.А. Ионцев, С.К. Бондырева, Ж.А. Зай- ончковская, Д.В. Колесов, И.В. Ивахнюк и др.
Т.Н. Юдина провела комплексное исследование сущности миграции, закономерностей, диагностики и прогнозирования стадий миграционного процесса. Кроме того, в своих исследованиях Юдина отошла от традиционного описания миграции с экономической точки зрения, и указала на необходимость изучения более глубокого объяснения масштабов, причин и мотиваций перемещения населения. А сами миграционные процессы рассматривались как фактор социальных преобразований (изменения в социальной структуре, стратификации принимающего общества и т.д.).
Несомненно, важнейшими для теоретической подготовки изучения мультикультурализма являются обращение к теории американского мультикультурализма У. Кимлики, «либеральная толерантность» Ч. Кукатаса, типы толерантности М. Уолцера и рассмотрение мультикультурной проблематики С. Бенхабиб. В теоретическом плане также важно отметить изучение мультикультурализма как идеологии и практики социальной стабильности государств отечественными исследователями А.И. Куропятником, Е.Г. Аванесовой и др.
Большой вклад в изучение миграционных процессов в Европе внесла монография ряда авторов под редакцией Н.Б. Кондратьевой и О.Ю. Потемкиной «Миграционные проблемы в Европе и пути их решения». Авторы анализируют влияние миграционных проблем на социально-политическую ситуацию в Европейском союзе, трудности государств-членов в интеграции мигрантов, оценивают нормативную базу иммиграционной политики ЕС и новые предложения по противодействию нелегальной иммиграции. Кризис идеологии мультикультурализма и судьба европейской цивилизации также содержательно рассмотрены в работах Грановской Р.М. Содержательный анализ мультикультурной политики в Европе провел Э. Пайн в своих работах «К вопросу о крахе мультикультурализма в Европе», «Невольники общин» и др.
Что касается России, то после распада СССР особое внимание исследователей уделялось миграционным процессам на постсоветском пространстве. Одной из наиболее значимых работ по этой тематике является книга В.И. Му- комеля «Миграционная политика России: постсоветские контексты». Автор делает комплексный анализ эволюции миграционной политики России после распада СССР по 4 основным компонентам: законодательной базы, институциональных основ, инструментов реализации и финансирования.
Современной национальной политике России посвящена вторая часть книги «Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики», написанная В. Тишковым. Автор анализирует различные аспекты миграционной политики России, как она справляется с реальной поликультурностью в обществе.
Перспективы политики мультикультурализма на российской почве стали предметом исследования многих авторов: В.К Антоновой, И.В. Довжук, С.Р. Дерябина и др. Так, Р.Э. Бараш анализировал нормативные и социальные предпосылки реализации политики мультикультурализма в России. В.С. Малахов анализировал европейский опыт интеграции мигрантов и его перспективы в России. Л.Р. Низамова рассматривала потенциал, особенности и значение мультикультурализма для России.
Для того чтобы говорить о наличии элементов мультикультурализма в российской миграционной политике были также рассмотрены некоторые нормативно-правовые документы, задающие определенную стратегию (Конституция РФ, ФЗ «О национально-культурной автономии», ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и др.).
Существенный вклад в изучении природы и особенностей ксенофобии россиян в отношении мигрантов внесли такие авторы как Л.Д. Гудков, А. Муравьев, В. Филиппов, Е.В. Закалюкина, Э.А. Пайн и др. В частности, Л. Гудков анализирует природу и степень распространенности ксенофобских настроений по отношению к мигрантам на основе массовых опросов российских граждан. В. Филиппов анализирует конфликтогенный потенциал СМИ в разжигании ксенофобии россиян, и предлагает определенные стратегии ее преодоления.И.М. Бадышатова анализирует истоки интолерантности россиян к мигрантам. Важно отметить и книгу А.М. Верховского, посвященную анализу законодательства о противодействии экстремистской деятельности и России.
Большое внимание такой актуальной на сегодняшний день проблеме, как незаконная миграция, которая связана с негативными явлениями и угрозами безопасности российского общества, уделили такие авторы как Г.С. Витков- ская, Е.С. Красинец, Т.И. Куценко, Л.П. Шахотько и др.
Проблемы социальной, психологической, культурной адаптации мигрантов, условий, факторов и способов их интеграции, а также трудности межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающего общества подробно изучены в работах таких исследователей как В.А. Тишков, Ж.А. Зайончковская, В.С. Айрапетов, Е.А, Назарова и др. Так например, А.Н. Гуляева исследует социокультурную адаптацию детей мигрантов. С. А. Ляушева в своей статье «К вопросу о социокультурной адаптации мигрантов» рассматривает проблемы интеграции мигрантских сообществ в инокультурную среду и предлагает анализ возможных моделей и адаптационных последствий интеграции на примере российского общества.
Объект - мультикультурная модель управления миграционными процессами
Предметом- мультикультурализмкак стратегии адаптации мигрантов в Российской Федерации
Цель работысостоит в выявлении специфики мультикультурной стратегии адаптации мигрантов в российском обществе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать модели взаимодействия принимающего сообщества и мигрантов;
2. Проанализировать интеграционный потенциал и дезинтеграционные риски мультикультурализма;
3. Рассмотреть европейский опыт мультикультурной модели управления миграционными процессами;
4. Изучитьсовременные миграционные процессы в России;
5. Выявить условия реализации мультикультурной стратегии интеграции мигрантов в современной России;
6. Определить перспективы успешной социокультурной адаптации мигрантов в РФ.
Гипотеза исследования СОСТОИТЕ обосновании того, что на сегодняшний день в РФ условия для реализации мультикультурной стратегии адаптации мигрантов созданы лишь частично.
Теоретико-методологические основы исследования.
В теоретическом основании важно отметить концепцию миграционных процессов Л.Л. Рыбаковского, где миграция рассматривается как последовательная смена трех основных стадий, включающих возникновения факторов, провоцирующих миграцию, непосредственно само территориальное перемещение индивидов и приживаемость на новом месте. В данной работе нас интересует третья стадия миграционного процесса, а именно адаптация.
В исследовании применялись системный и нормативно-ценностный подходы.Системный подходопределяет идею мультикультурализма, предполагающую важность наличия культурных различий в политической системе. С помощью нормативно-ценностного подхода исследуются возможности привнесения культурного разнообразия в социально-политическую систему, благодаря которому система получает способность повышения своих адаптационных возможностей в окружающей среде.
При написании данной работы помимо традиционных общенаучных методов, таких как анализ, синтез, дескриптивный, был использован и эмпирический метод исследования - анализ нормативно-правовых документов, регулирующих миграционные процессы в России. В исследовании применялся и коммуникативный метод, который позволил изучить процесс построения коммуникации между принимающим сообществом и государством, с одной стороны, и мигрантами, с другой.
Новизна научных результатов исследования и практическая значимость работы. Автору удалось обобщить результаты отечественных исследований по проблеме интеграции и провести анализ преимуществ, недостатков и противоречий реализации мультикультурной стратегии адаптации мигрантов в России. Выводы, сделанные в ходе написания работы, могуч быть использованы в деятельности структур, ответственных за реализацию миграционной политики, как на федеральном уровне, так и на региональном. Вместе с тем, данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала к изучению студентами таких дисциплин, как «Этнополитология», «Политические отношения и процессы в современной России» и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы были представлены докладами и обсуждались в рамках научных конференций: «Актуальные проблемы социальных наук», «Тоталитаризм и тоталитарное сознание».
Структура работы состоит из введения, основной части (двух глав), заключения и списка литературы. Во введении были раскрыты актуальность и степень изученности темы, обозначены объект и предмет исследования, определена цель и поставлены задачи, требующие решения для достижения цели исследования. В первой главе отражены теоретические аспекты мультикульту
рализма, а именно: модели взаимодействия принимающего общества и мигрантов, интеграционный потенциал и дезинтеграционные риски мультикультурализма, а также европейский опыт мультикультурной модели управления миграционными процессами. Во второй главе изучены миграционные процессы в РФ, выявлены условия реализации мультикультурной стратегии интеграции мигрантов в современной России, а также определены перспективы успешной социокультурной адаптации мигрантов в РФ. В заключении обозначены основные выводы по результатам исследовательской работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования мы достигли указанной цели за счет планомерного решения поставленных задач. Также нам удалось подтвердить поставленную гипотезу, в связи с чем, сделаем следующие выводы.
Демократизация и интенсификация миграционных процессов в условиях глобализации еще в 1960-70 х гг. привели к несостоятельности политики ассимиляции в зарубежных странах. Следствием данной ситуации стал поиск новой стратегии интеграции мигрантов в принимающем обществе, чем и стал мультикультурализм. Как известно, совсем недавно европейские государства прочно встали на путь формирования мультикультурного гражданского общества, но уже в 2010-2011 гг. лидеры европейских стран заявили о провале мультикультурализма. Однако, несмотря на то, что европейские государства так изрядно обсуждали в 1980-1990-х гг. мультикультурный поворот, наделе, он затронул в большей степени публичную риторику, чем сферу реальной политики. Проанализировав мультикультурный опыт европейских стран, мы пришли к выводу о том, что говорить о крахе мультикультурализма как стратегии адаптации мигрантов говорить рано. Мультикультурализм способен дать определенные положительные результаты интеграции мигрантов и мирного сосуществования различных культур, но только в том случае, если он реализуется именно как стратегия, последовательно проводимая политика, а не как незначительные фрагментарные попытки.
Российский политический курс, рассчитанный на долгосрочные социально-экономические перспективы за счет привлечения иностранной рабочей силы, а также депопуляция населения делает вопрос иммиграции в Россию не выбором, а необходимостью. Стабильное существование нашего многонационального государства, тем самым, является немыслимым без реализации эффективной стратегии адаптации мигрантов. При этом, учитывая несостоятельность ассимиляционной стратегии в условиях современной глобализации и ин- 85
тенсификации миграционных процессов, все чаще в российском обществе говорят о мультикультурной стратегии, как наиболее приемлемой.
Несмотря на то, что мультикультурализм в России не провозглашен как государственная стратегия, его предпосылки и определенные практики существуют в российском обществе достаточно давно. Это прослеживается как в нормативно-правовом регулировании миграционных процессов, так и в конкретных действиях властей в построении мульти культурного общества. Однако, исследование показало, что на сегодняшний день в РФ условия для реализации мультикультурной стратегии адаптации мигрантов созданы лишь частично.
Несомненно, важными проблемами для иммигрантов в нашем обществе на сегодняшний день являются жилищный вопрос, социальное обеспечение, здравоохранение, правовой статус и т.д. Необходимо наведение порядка в трудовой сфере, вывод части мигрантов из теневого сектора экономики, устранение административных барьеров для иностранной рабочей силы, ужесточение законодательства для работодателей в области дискриминаций в трудовых отношениях с мигрантами. Очень важным является и преодоление коррупции в таких аспектах иммиграции, как регистрация по месту пребывания иностранных граждан или оформления разрешений на работу.
Условием полноценного существования мигрантов в российском обществе и равного доступа к ресурсам является гражданство. Законодательство в данной сфере предоставляет иностранным гражданам возможность получить российское гражданство, однако, на практике эта процедура достаточно сложная процедура, где при том, царит бюрократический произвол.
Помимо социально-правовых факторов, для успешной интеграции, безусловно, важную роль играют и культурные. Поскольку в России доминируют ксенофобские и антииммиграционные установки, необходима продолжительная работа по их устранению. Здесь, в первую очередь, необходимо справиться с негативным публичным обсуждением проблем миграции, это касается и СМИ, и лидеров общественного мнения, и отдельных представителей политической власти. Формирование позитивного образа мигранта в сознании россиян возможно целенаправленным информированием о положительных моментах миграции, о вкладе иностранных граждан в экономику, в культурное развитие нашей страны и т.д. В данном случае важную роль играют средства массовой информации, именно от них зависит благоприятная атмосфера для взаимодействия мигрантов и коренного населения.
Надо сказать и о неразвитости институтов, отвечающих за интеграционные процессы иммиграции. Необходимо сделать акцент на образовании, как важнейшем институте, закладывающим фундамент благоприятной интеграции - прежде всего, дошкольном и школьном образовании как процессе первичной социализации и преодолении языкового барьера. Необходимым является и активное включение институтов гражданского общества, общественных организаций, церкви в вопросы адаптации и интеграции мигрантов на основе передачи им части полномочий государственных структур.
Хотелось бы также отметить, что необходимо более эффективное выстраивание коммуникационного пространства, сокращающего дистанцию между принимающим сообществом и инокультурными группами. В данной связи возможна разработка и реализация на практике различных мероприятий и акций, например, турниров по различным видам спорта, дней этнической кухни, чаепития в праздничные дни и многое другое.
Таким образом, говоря о перспективах мультикультурализма, на мой взгляд, вполне можно говорить о его принятии на государственном уровне как модели социокультурной адаптации мигрантов, однако, для успешной реализации данной стратегии в российском обществе, необходимо решение вышеперечисленных и других задач. Как уже было отмечено, на сегодняшний день в РФ условия для реализации мультикультурной стратегии адаптации мигрантов созданы лишь частично...


1. Аванесова Е.Г. Мультикультурализм и проблема стабильности полиэтничного государства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. №4(18): в 2-х ч. Ч. Т. С. 10-13.
2. Антонова В.К. Карпова ГТ. Политика мультикультурализма на российской почве: есть ли перспективы? // Журнал исследований социальной политики. Том 9. №1. С. 99-108.
3. Апанович М.Ю. Вопросы интеграции мигрантов в Европе // Вестник МГИ- МО-Университета. 2011. № 6. С. 248-254,
4. Бабич И. Л. Теория и практика мультикультурализма / И. Л. Бабич, О. В. Родионова // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М.: ИЭА РАН, 2009. - Вып. 215. - 49 с.
5. Бадыштова И.М. Истоки интолерантности россиян к мигрантам [Электронный ресурс] URL: http://www.demoscope.rLi/weeklv/2006/0231/analit04.php (дата обращения 20.03.2016).
6. Бараш Р. Э. Нормативные и социальные предпосылки реализации политики мультикультурализма в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 6. С. 5-15.
7. Бараш Р.Э. Между исторической памятью и толерантностью // Вестник Российской нации. 2013. № 1-2. С. 16-45.
8. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру: пер. с англ. / С. Бенхабиб; под ред. В. И. Иноземцева. -М.: Логос, 2003. -350 с.
9. Бергер П. Л. Конструирование социальной реальности. Трактат по социологии знания / П. Л. Бергер, Т. Лукман. -М.: Медиум, 1995. -323 с.
10. Большова Н. Мультикультурализм: провал или кризис? [Электронный ресурс] URL: http://www.mgimo.rii/news/experts/document215823,phtml (дата обращения 10.03.2016).
11. Верховский А.М., Ледовских М.А., Султанов А.Р. Анализ законодательства о противодействии экстремистской деятельности и практики его применения / Под ред. Ледовских М.А.- Воронеж: ООО фирма «Элист», 2013. - 122 с.
12. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.rii/politics/2012-01-23/1 national.html (дата обращения 10.03.2016).
13. Волкова Т. П. Классические философские концепции мультикультурализма и толерантности // Вестник МГТУ. 2011. Том 14. №2. С. 254-259.
14. Воронков В. М. Мультикультурализм и деконструкция этнических границ // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 38-47.
15. Гасанова Н.К. Мультикультурализм в культурной политике. - М.: Международный издательский центр «Этно-социум», 2014. - 222 с...82


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ