СПЕЦИФИКА МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Актуальность исследования
Стремительные социальные преобразования в обществе ставят перед профессиональным образованием задачу формирования творческой личности, способной находить нестандартные подходы к решению проблемных ситуаций. Для музыкального образования данный вопрос является наиболее актуальным, так как творчество - неотъемлемая часть музыкально-исполнительской деятельности, заключающейся в умении исполнителя раскрыть авторский замысел музыкального произведения, воплощая его в интерпретаторской концепции средствами исполнительского мастерства. Важнейшей составляющей профессионального мышления музыканта-исполнителя является творческое мышление, которое реализуется при решении проблем, возникающих в следующих ситуациях: подбор репертуара, работа над музыкальным произведением, концертное выступление, работа по
саморазвитию. Кроме того, современное музыкально-исполнительское
искусство предъявляет всё возрастающие требования к личности музыканта, способствующие эффективности его деятельности.
Многие исследователи отмечают, что уровень развития
профессионального мышления выпускников музыкальных учебных заведений не отвечает современным требованиям (Д.К. Кирнарская, С.А. Томчук, Л.Г. Ушакова, Ю.А. Цагарелли и др.). Анализ литературных источников и практики музыкального образования показывает, что при развитии мышления студентов-музыкантов, прежде всего, акцент делается на специальные компоненты, при этом недостаточно уделяется внимания общим составляющим музыкального таланта (В.Л. Дранков, М.А. Кононенко). В связи с тем, что содержание музыкальных произведений представляет собой эмоционально¬образные переживания, учёные мало уделяют внимания роли вербальных компонентов творческого мышления в музыкально-исполнительской деятельности. Необходимо учитывать и роль ценностно-мотивационных компонентов - важнейших составляющих личности, определяющих её активность и направленность. К сожалению, до настоящего времени недостаточно разработаны вопросы, связанные с психологическим сопровождением по развитию мышления в процессе профессионализации студентов-музыкантов исполнительских отделений.
Несмотря на множество исследований музыкального мышления с точки зрения различных дисциплин: (музыкально-психологический уровень: Л.Л. Бочкарёв, Н.Н. Гилярова, А.Л. Готсдинер, Г.В. Иванченко, Д.К. Кирнарская, Е.П. Крупник, В.И. Петрушин, А.В. Ражников, Н.В. Суслова, С.А. Томчук, Л.Г. Ушакова; психолого-педагогический уровень:
Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, Б.М. Теплов; музыковедческий уровень: Б.В. Асафьев, Л.И. Дыс, И.Г. Ляшенко, Л.А. Мазель, Б.Л. Яворский; социально-психологический уровень: М.Г. Арановский, А.Н. Сохор), до сих пор в музыкальной психологии нет чёткого определения специфики, структуры и особенностей функционирования профессионального мышления музыканта-исполнителя.
Таким образом, важность целенаправленного формирования творческой личности музыканта-исполнителя в процессе профессионализации на этапе обучения в музыкальном колледже с учётом понимания структуры, механизмов, закономерностей формирования творческого мышления, с одной стороны, и слабая разработанность основных теоретико-методологических и методических подходов, с другой стороны, определяют актуальность разработки данной темы.
Цель работы: исследовать специфику мышления студентов с различным уровнем успешности в музыкально-исполнительской деятельности.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах.
1. Проанализировать и обобщить психологические исследования, посвящённые изучению деятельности музыканта-исполнителя, профессионального, творческого и музыкального мышления.
2. Выявить когнитивные, ценностно-мотивационные, личностные компоненты мышления студентов исполнительских отделений музыкального колледжа.
3. Разработать и апробировать методику диагностики ситуативного и надситуативного уровня профессионального мышления музыкантов- исполнителей.
4. Установить особенности профессионального мышления студентов музыкального колледжа на разных уровнях его функционирования: ситуативном и надситуативном.
5. Выявить и сравнить специфические особенности творческого мышления «успешных» студентов в музыкально-исполнительской деятельности с «нестабильными» и «неуспешными».
6. Разработать и апробировать программу тренинга, направленную на формирование когнитивных, ценностно-мотивационных и личностных компонентов мышления студентов исполнительских отделений музыкального колледжа.
Объект исследования - мышление студентов исполнительских отделений музыкального колледжа.
Предмет исследования - структура мышления студентов музыкального колледжа с различным уровнем успешности в исполнительской деятельности.
Общая гипотеза исследования: на этапе обучения в музыкальном колледже у студентов существуют количественные и качественные различия в связях и взаимосвязях когнитивных, ценностно-мотивационных и личностных компонентов мышления с уровнем успешности в музыкально-исполнительской деятельности и надситуативным уровнем профессионального мышления.
Частные гипотезы исследования
1. Профессиональное мышление студентов музыкального колледжа, достигая надситуативного уровня при решении проблемных ситуаций, определяется творческими характеристиками музыкально-исполнительской деятельности и музыкального мышления на каждом уровне функционирования.
2. В процессе профессионализации на этапе обучения в музыкальном колледже происходит дифференциация показателей творческого мышления
студентов исполнительских отделений с различным уровнем успешности в музыкально-исполнительской деятельности.
3. Успешному формированию мышления студентов музыкального колледжа способствует учёт особенностей когнитивного, ценностно-мотивационного, личностного компонентов и применение специально разработанной системы интерактивных методов в обучении.
Стремительные социальные преобразования в обществе ставят перед профессиональным образованием задачу формирования творческой личности, способной находить нестандартные подходы к решению проблемных ситуаций. Для музыкального образования данный вопрос является наиболее актуальным, так как творчество - неотъемлемая часть музыкально-исполнительской деятельности, заключающейся в умении исполнителя раскрыть авторский замысел музыкального произведения, воплощая его в интерпретаторской концепции средствами исполнительского мастерства. Важнейшей составляющей профессионального мышления музыканта-исполнителя является творческое мышление, которое реализуется при решении проблем, возникающих в следующих ситуациях: подбор репертуара, работа над музыкальным произведением, концертное выступление, работа по
саморазвитию. Кроме того, современное музыкально-исполнительское
искусство предъявляет всё возрастающие требования к личности музыканта, способствующие эффективности его деятельности.
Многие исследователи отмечают, что уровень развития
профессионального мышления выпускников музыкальных учебных заведений не отвечает современным требованиям (Д.К. Кирнарская, С.А. Томчук, Л.Г. Ушакова, Ю.А. Цагарелли и др.). Анализ литературных источников и практики музыкального образования показывает, что при развитии мышления студентов-музыкантов, прежде всего, акцент делается на специальные компоненты, при этом недостаточно уделяется внимания общим составляющим музыкального таланта (В.Л. Дранков, М.А. Кононенко). В связи с тем, что содержание музыкальных произведений представляет собой эмоционально¬образные переживания, учёные мало уделяют внимания роли вербальных компонентов творческого мышления в музыкально-исполнительской деятельности. Необходимо учитывать и роль ценностно-мотивационных компонентов - важнейших составляющих личности, определяющих её активность и направленность. К сожалению, до настоящего времени недостаточно разработаны вопросы, связанные с психологическим сопровождением по развитию мышления в процессе профессионализации студентов-музыкантов исполнительских отделений.
Несмотря на множество исследований музыкального мышления с точки зрения различных дисциплин: (музыкально-психологический уровень: Л.Л. Бочкарёв, Н.Н. Гилярова, А.Л. Готсдинер, Г.В. Иванченко, Д.К. Кирнарская, Е.П. Крупник, В.И. Петрушин, А.В. Ражников, Н.В. Суслова, С.А. Томчук, Л.Г. Ушакова; психолого-педагогический уровень:
Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, Б.М. Теплов; музыковедческий уровень: Б.В. Асафьев, Л.И. Дыс, И.Г. Ляшенко, Л.А. Мазель, Б.Л. Яворский; социально-психологический уровень: М.Г. Арановский, А.Н. Сохор), до сих пор в музыкальной психологии нет чёткого определения специфики, структуры и особенностей функционирования профессионального мышления музыканта-исполнителя.
Таким образом, важность целенаправленного формирования творческой личности музыканта-исполнителя в процессе профессионализации на этапе обучения в музыкальном колледже с учётом понимания структуры, механизмов, закономерностей формирования творческого мышления, с одной стороны, и слабая разработанность основных теоретико-методологических и методических подходов, с другой стороны, определяют актуальность разработки данной темы.
Цель работы: исследовать специфику мышления студентов с различным уровнем успешности в музыкально-исполнительской деятельности.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах.
1. Проанализировать и обобщить психологические исследования, посвящённые изучению деятельности музыканта-исполнителя, профессионального, творческого и музыкального мышления.
2. Выявить когнитивные, ценностно-мотивационные, личностные компоненты мышления студентов исполнительских отделений музыкального колледжа.
3. Разработать и апробировать методику диагностики ситуативного и надситуативного уровня профессионального мышления музыкантов- исполнителей.
4. Установить особенности профессионального мышления студентов музыкального колледжа на разных уровнях его функционирования: ситуативном и надситуативном.
5. Выявить и сравнить специфические особенности творческого мышления «успешных» студентов в музыкально-исполнительской деятельности с «нестабильными» и «неуспешными».
6. Разработать и апробировать программу тренинга, направленную на формирование когнитивных, ценностно-мотивационных и личностных компонентов мышления студентов исполнительских отделений музыкального колледжа.
Объект исследования - мышление студентов исполнительских отделений музыкального колледжа.
Предмет исследования - структура мышления студентов музыкального колледжа с различным уровнем успешности в исполнительской деятельности.
Общая гипотеза исследования: на этапе обучения в музыкальном колледже у студентов существуют количественные и качественные различия в связях и взаимосвязях когнитивных, ценностно-мотивационных и личностных компонентов мышления с уровнем успешности в музыкально-исполнительской деятельности и надситуативным уровнем профессионального мышления.
Частные гипотезы исследования
1. Профессиональное мышление студентов музыкального колледжа, достигая надситуативного уровня при решении проблемных ситуаций, определяется творческими характеристиками музыкально-исполнительской деятельности и музыкального мышления на каждом уровне функционирования.
2. В процессе профессионализации на этапе обучения в музыкальном колледже происходит дифференциация показателей творческого мышления
студентов исполнительских отделений с различным уровнем успешности в музыкально-исполнительской деятельности.
3. Успешному формированию мышления студентов музыкального колледжа способствует учёт особенностей когнитивного, ценностно-мотивационного, личностного компонентов и применение специально разработанной системы интерактивных методов в обучении.
В заключении обобщаются полученные данные, формулируются основные выводы. Результаты проведённого исследования подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют сделать следующие
выводы.
1. Анализ основных направлений по проблеме профессионального мышления музыкантов-исполнителей показал недостаточную разработанность данной проблемы. Проведённое исследование позволило определить специфику профессионального мышления музыкантов-исполнителей.
2. На этапе обучения в музыкальном колледже у студентов существуют количественные и качественные различия в связях и взаимосвязях когнитивных, ценностно-мотивационных и личностных компонентов мышления с уровнем успешности в музыкально-исполнительской деятельности и надситуативным уровнем профессионального мышления. Процесс создания исполнительской концепции «успешных» в музыкально-исполнительской деятельности студентов происходит на основе образной и рационально¬логической сфер. У «нестабильных» студентов доминирует рационально¬логическая сфера. Для «неуспешных» студентов характерна опора при создании интерпретации музыкального произведения на образную сферу. Регрессионный анализ и корреляционные связи терминальных ценностей с успешностью и надситуативным уровнем мышления при решении проблемных ситуаций свидетельствуют о значимости для студентов музыкального колледжа ценностей: «развитие себя», «достижения», «духовное удовлетворение».
доминирующая роль принадлежит «креативности», «активным социальным контактам», «сохранению собственной индивидуальности»,
«профессиональной жизни», «обучению и образованию», «общественной жизни». Исследование личностного компонента позволило установить значимость для надситуативного уровня мышления решения проблемных ситуаций следующих факторов: «интеллект», «воображение», «мятежность», «сила «Я»», «смелость» и «самоудовлетворённость». Успешность в музыкально-исполнительной деятельности определяется теми же факторами, а также фактором «теплота» с доминированием факторов «воображение», «сила «Я»» и «эмоциональная сензитивность».
3. Профессиональное мышление студентов музыкального колледжа, достигая надситуативного уровня мышления при решении проблемных ситуаций, характеризуется творческими особенностями музыкально-исполнительской деятельности и музыкального мышления на каждом уровне функционирования.
4. Мотивация достижения студентов музыкального колледжа характеризуется направленностью на продуктивное выполнение музыкально-исполнительской деятельности, связана с показателями успешности и творческими характеристиками музыкально-исполнительской деятельности, надситуативным уровнем решения проблемных ситуаций.
5. Проведённая психометрическая проверка подтвердила возможность использования разработанной методики исследования доминирующего уровня проблемности при решении проблемных ситуаций в музыкально-исполнительской деятельности.
6. Разработанная программа тренинга, направленная на развитие мышления студентов музыкального колледжа, является эффективной и может использоваться в системе профессионального музыкального образования.
выводы.
1. Анализ основных направлений по проблеме профессионального мышления музыкантов-исполнителей показал недостаточную разработанность данной проблемы. Проведённое исследование позволило определить специфику профессионального мышления музыкантов-исполнителей.
2. На этапе обучения в музыкальном колледже у студентов существуют количественные и качественные различия в связях и взаимосвязях когнитивных, ценностно-мотивационных и личностных компонентов мышления с уровнем успешности в музыкально-исполнительской деятельности и надситуативным уровнем профессионального мышления. Процесс создания исполнительской концепции «успешных» в музыкально-исполнительской деятельности студентов происходит на основе образной и рационально¬логической сфер. У «нестабильных» студентов доминирует рационально¬логическая сфера. Для «неуспешных» студентов характерна опора при создании интерпретации музыкального произведения на образную сферу. Регрессионный анализ и корреляционные связи терминальных ценностей с успешностью и надситуативным уровнем мышления при решении проблемных ситуаций свидетельствуют о значимости для студентов музыкального колледжа ценностей: «развитие себя», «достижения», «духовное удовлетворение».
доминирующая роль принадлежит «креативности», «активным социальным контактам», «сохранению собственной индивидуальности»,
«профессиональной жизни», «обучению и образованию», «общественной жизни». Исследование личностного компонента позволило установить значимость для надситуативного уровня мышления решения проблемных ситуаций следующих факторов: «интеллект», «воображение», «мятежность», «сила «Я»», «смелость» и «самоудовлетворённость». Успешность в музыкально-исполнительной деятельности определяется теми же факторами, а также фактором «теплота» с доминированием факторов «воображение», «сила «Я»» и «эмоциональная сензитивность».
3. Профессиональное мышление студентов музыкального колледжа, достигая надситуативного уровня мышления при решении проблемных ситуаций, характеризуется творческими особенностями музыкально-исполнительской деятельности и музыкального мышления на каждом уровне функционирования.
4. Мотивация достижения студентов музыкального колледжа характеризуется направленностью на продуктивное выполнение музыкально-исполнительской деятельности, связана с показателями успешности и творческими характеристиками музыкально-исполнительской деятельности, надситуативным уровнем решения проблемных ситуаций.
5. Проведённая психометрическая проверка подтвердила возможность использования разработанной методики исследования доминирующего уровня проблемности при решении проблемных ситуаций в музыкально-исполнительской деятельности.
6. Разработанная программа тренинга, направленная на развитие мышления студентов музыкального колледжа, является эффективной и может использоваться в системе профессионального музыкального образования.
Подобные работы
- ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ КАКСРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГАРМОНИЯ» В МУЗЫКАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСАХ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, патентное право. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки(средствами игровой деятельности)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016



