Оглавление 2
Введение 3
ГЛАВА I. Проблема ядерной безопасности на Корейском полуострове 13
1.1 Ядерная программа Северной Кореи: история развития середина и конец
XX в 13
1.2 Первый ядерный кризис 1990-2002 гг 24
1.3 Обострение северокорейской ядерной проблемы 2002-2011 гг 37
1.4 Интенсификация ракетно-ядерной программы в 2011-2021 гг. и
дальнейшие переговоры о денуклеаризации 43
ГЛАВА II. Политика и подходы США в решении ядерной проблемы на
Корейском полуострове 47
2.1 Оценка опасности ядерной программы КНДР для США 47
2.2 Различие подходов президентов США по отношению к ядерной
программе КНДР с 1990-х по 2014 47
2.2.1 Джордж Герберт Уокер Буш 1989 — 1993 гг 49
2.2.2 Уильям Джефферсон (Билл) Клинтон 1993 — 2001 гг 51
2.2.3 Джордж Уокер Буш 2001 — 2009 61
2.2.4 Барак Обама 2009 - 2017 гг 70
2.3 Конфронтация США и КНДР на современном этапе 78
2.4 Особенность политики США по отношению к ядерной проблеме и
сравнение результатов проводимой политики 82
Заключение 85
Библиографический список 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 97
Отношения между Северной Кореей и Соединенными Штатами были исторически напряженными и враждебными, и из-за этого обе страны имеют скудные дипломатические отношения. Источником разногласий между странами является Корейская война, в которой США и Северная Корея находились на противоположных сторонах конфликта. С тех пор, как было подписано перемирие, разногласия вращались вокруг программы ядерного оружия Северной Кореи, ракетных испытаний и ее ситуации с правами человека. В ответ Соединенные Штаты ввели множество санкций против Северной Кореи, а также пытались решить проблемы мирным путем с помощью переговоров. Несмотря на отсутствие официальных дипломатических отношений, обе стороны поддерживают контакты для деэскалации напряженности.
Началось развитие ядерной программы КНДР с сотрудничества с СССР и КНР, но после распада СССР, КНДР лишилась для себя поддержки и действовала сама на основании тех данных и знаний, которые были получены в период «Холодной войны». Стремление КНДР заполучить своё ядерное оружие не осталось без внимания мировой общественности. Разногласия по ядерной проблеме вылились в ряд ядерных кризисов, которые началась с 1993 года. Для урегулирования проблемы контроля распространения ядерного вооружения в целом в мире действует ряд договоров, ключевыми из них является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ); в системе Организации Объединенных Наций существует Международное агентство по атомной энергии, которое направлено на сотрудничество стран в сфере мирного использования атомной энергии (МАГАТЭ). Помимо этого, существуют механизмы направленные непосредственно на решение ядерной проблемы корейского полуострова -
это прежде всего Шестисторонние переговоры при участии Китая, России, США, Южной Кореи, Японии и КНДР, Организация КЕДО, которая была создана для решения энергетической проблемы в КНДР; в контексте отношений КНДР и США были подписаны такие документы как: Рамочное соглашение 1994 г., Однако, условия этих механизмов КНДР не выполняет и в настоящее время они не являются действующими, а следовательно они неэффективны.
Актуальность работы
Вопрос об урегулировании ядерной проблемы на Корейском полуострове стоит на повестке дня на мировой арене уже достаточно долгое время, особенно начиная с первого ядерного кризиса 1993 года, когда КНДР заявила о процессе выхода из Договора о ядерном нераспространении (ДНЯО). Угроза ядерной программы КНДР заключается, во-первых, в наличии технологий и ресурсов у КНДР, у режима, который придерживается идей «чучхе» - опора на собственные силы, а следовательно КНДР очень неохотно идет на контакт, а также из-за этого нет доступа к информации о реальном положении дел северокорейской ядерной программы, что осложняет понимание положения ситуации, а это уже в свою очередь не дает продумать действенный план по решении ядерной проблемы на Корейском полуострове. Во-вторых, что наиболее опасно, так это то, что ядерное оружие может попасть в руки государств с нестабильным политическим режимом или к негосударственным акторам, таким как террористические группировки, которые выпадают из системы международного права, которые никак не подконтрольны ни одному государству, а следовательно их деятельность очень сложно отследить.
Политика США имеет важное место в решении ядерной проблемы КНДР, так непосредственно угрожает национальной безопасности США, тем, что имеет в своем арсенале технологии создания ядерного оружия. В данной 4
работе рассмотрены подходы к решению ядерной проблемы на корейском полуострове Дж. Буша старшего, Билла Клинтона, Дж. Буша мл., Барака Обамы, Дональда Трампа. Соединенные Штаты использовали во взаимоотношениях с КНДР разные подходы: двухвекторную стратегию вовлечения (которую проводила администрация У. Клинтона), политику постоянного давления (которой придерживалась администрация Дж. Буша- мл.), политику стратегического терпения (администрация Б. Обамы). Решение северокорейского вопроса вошло в число принципиальных внешнеполитических задач американской политики. Достижение желаемых результатов оказалось очень непростым делом, в том числе из-за того, что в северокорейском вопросе пересекаются интересы других стран региона: России, Китая, Южной Кореи и Японии. Несмотря на ряд договоренностей по приостановке и последующему закрытию северокорейской ядерной программы, еще рано утверждать о перманентном снижении степени напряженности на полуострове.
Ключевые слова: ядерная программа, ядерное вооружение, ДНЯО, МАГАТЭ, КЕДО, Рамочное соглашение, Корейский полуостров, США, КНДР, Китай, Россия (СССР), Южная Корея.
Объектом исследования данной работы является ядерная программа КНДР.
Предметом исследования является политика КНДР по решению ядерной программы
Цель данного исследования представляет собой выявление особенностей внешней политики США по решению северокорейской проблемы и демонстрирование ее эффективности
К задачам относится рассмотрение истории ядерной программы КНДР, изучение современного состояния проблемы, обозрение политики США по противодействию ядерной программе и анализ санкций как один из инструментов воздействия на развитие ядерной программы КНДР
В методологическом плане в работе использовались исторический метод, историко-сравнительный метод. Исторический метод позволил проследить взаимоотношения КНДР-СССР, и на современном этапе отношения между КНДР и США. Сравнительно-исторический подход позволил поэтапно описать изменение в отношениях КНДР и США опираясь на изменения факторов, вызовов и угроз, а также этот метод позволил определить различия и сходства в подходах президентов США по решению ядерной проблемы на Корейском полуострове.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 по 2020 год. Обусловлены такие хронологические рамки необходимостью комплексного рассмотрения кризисных моментов в контексте ядерной проблемы ядерной проблемы Корейского полуострова, которые начались с 1993 г., когда КНДР, подписав Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ,
отказалась его соблюдать и допускать инспекции Агентства на свои объекты. А также, это обусловлено необходимость анализа подходов внешней политики администраций президентов с Джорджа Буша — старшего до Дональда Трампа в решении ядерной проблемы КНДР. Однако, в рамках работы были также рассмотрены ключевые моменты формирования и развития северокорейской ядерной программы и ядерного вооружения
Обзор использованных источников и литературы
Поскольку, из-за характера темы, большинство источников недоступно или закрыто, то не было возможности полноценно описать все процессы, связанные с ядерной программой Северной Кореи. Особенно сложно было проследить именно историю создания ядерного вооружения у КНДР, так как источников практически нет и приходилось опираться не на официальные документы, которых нет в открытом доступе, а на мнения исследователей. Стоит отметить, что данная тема не полноценно освещена в отечественной литературе, поэтому в основном использовались зарубежные источники.
Используемые в данной работе источники можно условно разделить на четыре группы.
К первой группе относятся нормативно - паровые документы: договоры и соглашения (КНДР-СССР, КНДР-США), резолюции НАТО и т.д. Из них как самые основные можно отметить соглашение о перемирии, подписанное по итогам Корейской войны 1950-1953 гг. ; советско- северокорейский и китайско-северокорейский договоры 1961 г., Кроме
того, работа опирается на публичные документы советско-северокорейского сотрудничества: соглашения по взаимодействию в отдельных сферах,
например о научно-техническом сотрудничестве (см. приложение 1). Среди публично-международных источников особое место занимают документы, появившиеся в ходе попыток урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова. Здесь следует упомянуть в первую очередь резолюции Совета Безопасности ООН №8254, №16955, №1718 , №18747, №20878 и №2094 ; соглашение о гарантиях, подписанное КНДР и МАГАТЭ в 1992 г. 6 9 ; Рамочное соглашение 1994 г.
Ко второй группе относятся сайты МАГАТЭ , ООН , Национального Комитета КНДР , содержащие информационные материалы различных конференций, резолюций, отчетов и т.д.
К следующей группе заявления официальных лиц и представителей правительств в СМИ и т.д. Наиболее часто использовались материалы из интернет-сайтов как отечественных: РИА Новости , РБК , ТАСС , так и зарубежные: New York Times16 17 , Bloomberg , BBC News , Washington Post и т.д.
К четвертой группе источников относятся санкции США, наложенные на КНДР. К ним относятся распоряжения президентов 13466 , 13551 ,
13570 , 13687 , 13722 , в которых содержатся санкции в основном экономического характера.
Для первой главы использовались работы как отечественных авторов, так и зарубежных. Из отечественных аналитических работ в первую очередь следует назвать работу А. Торкунова, В. Денисова и Вл. Ли «Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории» , которая содержит
подробный анализ как северокорейской ядерной проблемы, так и истории внешней политики корейских государств. Для освещения общих вопросов истории Кореи в XX в. использовалась работа С. Курбанова «История Кореи с древности до начала XXI в.» . В ней Курбанов описывает историю Кореи с древнейших времен до начала двадцать первого столетия. Работа построена на изучении отечественной, южнокорейской и северокорейской историографии с привлечением материалов первоисточников, а также ряда сведений, почерпнутых из западной научной литературы. Книга содержит ряд различных трактовок вопросов исторического развития Кореи и предлагает читателю систематизированное изложение основных событий истории страны конца 1970— начала 2000-х годов. Особенно полезной стала работа Мансурова А. Ю. «Северокорейский путь до Атомной Бомбы» , в которой, помимо предпосылок и истории становления северокорейской ядерной программы описаны усилия международного сообщества по решению ядерной проблемы КНДР. Еще одной важной работой является исследование Ким. Д «Северокорейский кризис ядерного оружия: пересмотр ядерного табу?» , в которой она исследует как Северная Корея совершенствовала свое стремление к программам ядерного оружия на протяжении более двух десятилетий, при этом выделяя препятствия для развития северокорейской ядерной программы, а также параллельно исследуя развитие ядерного кризиса. Так же использовались работы Дьячкова А.С. , Бажановой Н.Е. , Кристенсена Г.М. и Норриса Р.С. , Асмолова К.В и т.д.
Для второй главы, в которой описываются подходы американских президентов, начиная с Дж. Буша старшего заканчивая Дональдом Трампом, к решению ядерной проблемы КНДР характерно скудное количество отечественных работ по данной теме, поэтому использовались в основном источники и литература на английском языке, а также англоязычные переводы корейских работ. Из наиболее важных можно выделить работу Смита М. А «Денуклеаризация Северной Кореи: оценка вины США за невыполнение соглашений, 1993-2008 гг.»34 , в которой автор делает вывод, что развитие ядерного кризиса на корейском полуострове в какой-то мере вина США, так как у администрации Б. Клинтона и Дж. Буша мл. наблюдалось несвоевременное обращение внимание на проблему, а также невыполнение соглашений, заключенных в этот период между США и КНДР. Можно отметить работу Вита Д. С, Понемана Д.Б, Галлуччи Р. Л «Становится критическим. Первый корейский ядерный кризис» , в которой подробно описывается первый ядерный кризис 1993 года, его предпосылки, пути решения и дальнейшие последствия. Эта работа важна тем, что опирается на международные правительственные документы, меморандумы, телеграммы и заметки, а авторы ведут хронику сложной сети дипломатии — от Сеула, Токио и Пекина до Женевы, Москвы и Вены и обратно — которая привела к переговорам по Рамочному Соглашению 1994 г. для урегулирования первого ядерного кризиса. Особенностью данной работы является, то, что один из авторов, Роберт Галлуччи, был главным переговорщиком США с Северной Кореей во время ядерного кризиса 1994 года. Также использовались работы Вита. Д , Мичиситы Н. , Литвака Р. и т.д.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Северокорейский ядерный кризис длится вот уже почти двадцать лет. В начале кризиса, в начале 1990-х годов, ядерный потенциал Северной Кореи оценивался как примитивный и считалось, что он был далек от готовности производить нужное количество плутония, для того чтобы производить атомное оружие. Однако в 2000-х годах Северная Корея провела два ядерных испытания, а в настоящее время разрабатывает мощности по обогащению урана и строит экспериментальный легководный реактор собственной разработки. Развитие северокорейской ядерной программы является главной причиной конфликта между КНДР и мировым сообществом. Разногласие усугубляется из-за разных взглядов на ядерную программу КНДР: если Пхеньян рассматривает ядерную программу как защиту своего суверенитета, то международное сообщество - как нарушение КНДР международного порядка, который состоит из обязательств по соглашениям (ДНЯО, Рамочное соглашение) и резолюций ООН. Ситуацию осложняет отсутствие точной информации об арсенале и реальном состоянии ядерной программы Северной Кореи, постоянный блеф северокорейской стороны и идеологическая составляющая, что уже в свою очередь затрудняет оценку ядерного потенциала КНДР.
США, как заинтересованная сторона, приложили не мало усилий по преодолению северокорейской ядерной проблемы, так как на сегодняшний день, по разным подсчетам, КНДР насчитывает ядерный арсенал примерно из двадцати ядерных бомб и ракетную технологию, способную доставить оружие к западному побережью Соединенных Штатов. Исторически отношения КНДР и США складывались не лучшим образом, начиная с их противостояния в Корейской войне и заканчивая тем, что во времена «Холодной войны» они находились в противоборствующих блоках. После распада Советского Союза и, следовательно, окончания холодной войны, 85
режим КНДР стремился разработать ядерное оружие, чтобы сохранить свою власть и избежать смены режима. США делали несколько попыток договориться о прекращении ядерных вооружений Северной Кореи. Например, подход администрация Клинтона был направлен на замораживание и демонтаж северокорейской ядерной программы в обмен на продовольственную помощь, деньги и улучшение двусторонних отношений. На этом первом этапе дипломатия принуждения проложила путь к получению согласия КНДР на Рамочное соглашение 1994 года. Это было лучшим из вариантов, которого могла добиться в тех условиях администрация Клинтона. Однако, Рамочное соглашение потерпело неудачу, поскольку это было временное урегулирование, которое не привело к более постоянному согласованному решению. С приходом администрации Буша младшего и его более жесткого подхода, а также нежеланием вести переговоры дали КНДР дополнительную мотивацию для дальнейшего совершенствования и проведения испытания своей первой ядерной бомбы. Более того Буш младший включил Северную Корею в список «стран-изгоев». В свете вторжений как в Ирак, так и в Афганистан, КНДР чувствовала, что у нее нет другого выбора, кроме как совершенствовать свою ядерную программу, что уменьшило шансы на то, что КНДР станет целью агрессии США. Эскалация привела к выходу КНДР из ДНЯО и в мировое сообщество стало обращать больше внимания на корейскую ядерную проблему. Одним из последствий обострения конфликта стал рост общественного внимания на корейскую ядерную проблему. В итоге, был создан шестисторонний формат переговоров, в которой помимо США и КНДР были вовлечены помимо Япония, Южная Корея, Россия и Китай. Данный формат стал для КНДР отличным инструментом для получения выгод от государств-участников, не давая ничего существенного взамен. При администрации Обамы США развернулись к другому подходу решения ядерной проблемы, к подходу «стратегического терпения», который предполагает оказывание давления на
северокорейский режим и настаивание на том, чтобы КНДР вернулась к шестисторонним переговорам. В результате такого подхода режим КНДР сумел значительно улучшить свои ударные возможности и ядерное вооружение. КНДР за этот период провела четыре ядерных испытания. Администрация Обамы делала все возможное, чтобы заморозить ядерную программу Пхеньяна и не допустить войны с Северной Кореей, в том числе и накладывала большое количество экономических санкций из-за чего КНДР находится в международной изоляции. При Трампе отношения между странами начали более-менее налаживаться. Не смотря на незадавшийся старт КНДР и США продвинулись в отношениях, подписав Сингапурское соглашение, а также Дональд Трамп стал первым американским президентом, который ступил на территорию КНДР, но это стало скорее символичным шагом. Тем не менее, денуклеаризации не произошло, а даже наоборот, Северная Корея еще больше нарастила свой ядерный потенциал.
Таким образом, напрашивается вывод, что компромисс между сторонами невозможен без уступок со стороны северокорейского руководства. Однако международное сообщество, прежде всего Южная Корея, Соединенные Штаты и Япония, должны предпринять соответствующие шаги навстречу им. Как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, недопустимо, когда КНДР открыто нарушает резолюцию Совета Безопасности, но сейчас всем сторонам конфликта необходимо отказаться от взаимных обвинений и угроз и прекратить демонстрировать военную мощь.
Будущее Корейского полуострова сильно зависит от дальнейших действий США, Соединенные Штаты также должны начать отмену экономических санкций, одни санкции не снимут изоляцию с Северной Кореи, но другие страны будут более охотно рассматривать возможность заимствования и инвестирования в Северную Корею, если санкции будут 87
сняты. США могут координировать участие Северной Кореи в сотрудничестве с южнокорейскими и японскими разведчиками. США должны сделать первые шаги по демилитаризации Азии, отменив свои планы противоракетной обороны, сократив численность войск, официально прекратив войну в Корее, а сокращение своего военного присутствия будет способствовать замораживанию ядерных испытаний.
1. Абратов, А. Ядерное распространение в Северо-Восточной Азии / А. Абратов, В. Михеев,. - Москва : Московский центр Карнеги, 2005. - 8-17 с. Электронный ресурс:
2. Булычев Г., Воронцов А., Новиков В. В чем суть выбора в «корейском вопросе»? Пути преодоления кризиса на Корейском полуострове // Ядерное распространение. Вып. 47. Апрель-июнь 2003. М., Московский Центр Карнеги. С. 17
3. Володин Д. А. США и Северная Корея: от Буша-страшего к Бушу-младшему // США-Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 3. С. 33-37
4. Дьячков А.С. (2018) Ядерно-оружейный комплекс и денуклеаризация Северной Кореи // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 11. № 6. С. 68-80.
5. Ковш, А. В рамочное соглашение 1994 года между Соединенными Штатами Америки и корейской народно-демократической республикой и его влияние на ядерную программу КНДР / А.В Ковш //. - 2009.
6. Корейский полуостров и вызовы XXI века : доклады, представленные на VI научной конференции кореистов, Москва, 26-27 марта 2002 г. /Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока, Центр корейс. исслед. ; отв. ред. В. П. Ткаченко
7. Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. США и Восточная Азия. Борьба за «новый порядок». М.: Международные отношения, 2010. С. 253.
8. Кузнецов А. О ситуации на Корейском полуострове // Зарубежное военное обозрение. 2017. № 12 С. 3-11.
9. Курбанов С. О. История Кореи с древности до начала XXI в. / С. О. Курбанов; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - 3-е изд., испр. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018. - 742 с
10. Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли Вл.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. С. 102 - 103.
11. A history of US nuclear weapons in South Korea / Hans M. Kristensen & Robert S.
Norris. - DOI: 10.1080/00963402.2017.1388656 // Bulletin of the Atomic Scientists. - 2017. - Vol.73, is. 6 - P. 349-357. - URL:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/00963402.2017.1388656#:~:text=The%20 South%20Korean%2Dbased%20nuclear,bombers%20and%20submarines%20based%20e Isewhere
12. An, J.-S. Verifying the DPRK Nuclear Program / J.-S. An // Assessment of the Nuclear Programs of Iran and North Korea. - 2013. - С. 23
13. Denuclearising North Korea: Evaluating the United States’ Culpability for Failed
Agreements, 1993-2008 / Martin A. Smith. - DOI: 10.1080/09592296.2019.1641925 // Diplomacy & Statecraft. - 2019. - Vol. 30, is. 3, P. 556-575. - URL:
https://www.tandfonline.com/doi/citedby/10.1080/09592296.2019.1641925?scroll=top& needAccess=true
14. Ganguly, S Nuclear Proliferation in South Asia / S Ganguly, S. P. Kapur. - Abingdon : Taylor & Francis or Routledge, 2009. - 113-218 с.
15. Going Critical. The First Korean Nuclear Crisis / Joel S. Wit, Daniel B. Poneman &
Robert L Gallucci. - DOI: 10.1080/00396338.2004.9688601 // Global Politics and Strategy - 2004. - Vol. 46, is. 3, P. 183. - URL:
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00396338.2004.9688601
...52