Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Работа №179737

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы трудоустройства выпускников вузов 8
1.1. Специфика трудоустройства выпускников и молодых специалистов 8
1.2. Основные проблемы трудоустройства выпускников вузов 15
1.3. Особенности требований работодателей к компетенциям выпускников вуза 19
Глава 2. Специфика развития профессиональных компетенций, направленная на содействие трудоустройству выпускников вузов 28
2.1. Анализ и сравнение представлений работодателей и молодых специалистов о
профессиональных компетенциях выпускников вузов 28
2.2. Практические рекомендации для выпускников вузов 43
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Приложение A 57
Приложение Б 59
Приложение В 60

В современном обществе остро стоит проблема трудоустройства, особенно актуальной она становится для выпускников вузов. Большинство работодателей не готовы трудоустраивать молодых специалистов без опыта работы, должной практической подготовки или из-за отсутствия развитых профессиональных компетенций. Например, служба исследований HeadHunter в 2019 году [16] провела опрос у соискателей по причинам отказа в работе и 64% соискателей отметили, что чаще всего им отказывали в работе из-за нехватки профессиональных навыков.
В свою очередь, производственные практики в вузах не всегда дают должной профессиональной подготовки. Например, Среднякова Е.К. в своей статье «Проблемы и эффективность учебной практики студентов при подготовке конкурентоспособных выпускников вуза» [40] провела опрос среди студентов на предмет проблем учебной практики. В ходе опроса, около 70% оценили формат учебной практики, как качественную подготовку к рабочей деятельности, но остальные были недовольны полученным опытом. В выводе Среднякова отметила, что университет не всегда заинтересован в выборе места практики, где студент реально будет реализовывать свои умения, развивать навыки, также, сами организации нередко дают задания, которые не связаны со специальностью студента. Поэтому, если практика не всегда может предоставить пространство для развития навыков и компетенций, необходимо создавать и развивать технологии, которые будут формировать конкурентноспособные качества выпускника, его профессиональные компетенции, чтобы выпускник успешно проходил трудоустройство и осуществлял эффективную работу в организации.
Также, исследователи выделяют другие сферы проблем трудоустройства выпускников вузов. Например, В.Е. Черноскутов выделяет следующие проблемы [50]:
— Отсутствие действенного механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;
— Слабая заинтересованность вузов в трудоустройстве выпускников;
— Недостаточное внимание вузов к изменению требований, предъявляемых работодателями на рынке труда;
— Слабая кадровая политика российских организаций, ориентированных, в основном, на достижение текущих результатов, а не перспективное развитие;
— Завышенная самооценка своего профессионально-квалифицированного уровня у определенной части выпускников и учреждений профессионального образования.
Ко всему прочему, В.Е. Черноскутов утверждает, что необходима современная система информирования абитуриентов, студентов, выпускников вуза и работодателей 3
данными о рынках труда и образовательных услуг, помогающими решать конкретные вопросы трудоустройства.
Общество находится в нелегкой социально-политической и экономической ситуации, в которой происходит интенсивное реформирование кадровой политики. У молодежи больше возможных путей интеграции в общество, но молодым людям нужно помочь освоиться в динамичной ситуации изменения кадровой политики, изменении условий рынка труда. Молодые люди, приходя на рынок труда, не имеют достаточного уровня профессиональных навыков, которые необходимо развивать с помощью специалистов и специальных организаций. Степень изученности профессиональных навыков достаточно высока, многие исследователи затрагивали тему профессиональных навыков у работников, но исследований на тему развития навыков у молодых специалистов не так много. Также, не однозначно разные исследователи трактуют понятие «компетентность» [30]. Однако большинство ученых склоняются к тому, что компетенция - ситуативная категория, и выражается в готовности к осуществлению деятельности в конкретных профессиональных ситуациях.
Опрос выпускников специальностей социальной работы и философии показал, что только 9 % могут объяснить понятие «компетенция» [18]. Есть, конечно, специальности, где это понятие более распространено, как, например, «Организация работы с молодежью», но не на всех специальностях преподаватели отмечают такие специфические определения. Тем не менее, молодые специалисты должны быть в курсе таких нюансов и как их использовать.
Говоря о проблеме недостаточного развития профессиональных навыков, необходимо отметить проблему развития надпрофессиональных компетенций. Есть исследования, которые предлагают выстроить личностный план развития компетенций, но это больше похоже на образовательную траекторию, что уже популярно в образовательной сфере. Также, большинство исследований направлены на развитие компетенций отдельных отраслей специальностей, как авиация, волонтерство, система неформального образования, в которых надпрофессиональные компетенций специализированы. Например, затрагивая проблему развитых компетенций студентов ТГУ, в работе Сырямкиной Е.Г., Румянцевой Т.Б. и Ливенцовой Е.Ю «Практика развития надпрофессиональных компетенций студентов в современном университете» [45] говорится о развитии надпрофессиональных компетенций, которые студенты ТГУ могут получить в Центре социально-профессионального волонтерства и в Парке социогуманитарных технологий в области волонтерской деятельности, предпринимательских проектов и гуманитарных инициатив, но не рассматривают другие направления деятельности. Чащина А.А. в статье «Развитие надпрофессиональных качеств студента как результат освоения компетенций федерального государственного образовательного стандарта» [49] отмечает, что развитие надпрофессиональных компетенций должно начинаться еще в младшем возрасте, например, с начальной школы, т.к. надпрофессиональные компетенции с каждым годом меняются в соответствии с изменением условий на рынке труда и поэтому, логично, чтобы надпрофессиональные компетенции развивались не только в университете, но и в школе.
Рассматривая проблемы трудоустройства выпускников вузов, следует обратиться к статистике, из которой видно, что в 2015 году доля трудоустроенных выпускников была 88,4%, в 2016 году 84,7%, а в 2017 году 76,4% [9]. Получается, что с 2015-2017 года доля трудоустроенных выпускников вузов уменьшается. Это говорит о том, что безработица среди выпускников вузов растет.
Говоря о проблемах трудоустройства выпускников, можно выделить и проблему недостаточной критичности студентов и выпускников к своим возможностям и несоответствие ожиданий студентов, молодых специалистов с ожиданиями работодателей. В работе «Конкурентоспособность национальных экономик и регионов в контексте глобальных вызовов мировой экономики» А.Б. Яценко [19] половина опрошенных считает, что причинами приема их на работу являются: готовность к дальнейшему обучению, высокий уровень мотивации к труду и профессиональной деятельности, качественная теоретическая подготовка и готовность начать карьеру с низовых ступеней (55,3%, 54,9%, 51,1% и 48,5% соответственно). Для работодателей большое значение имеет уровень развития когнитивных, межличностных и внутриличностных компетенций молодых специалистов: понимание бизнес-процессов и технологических процессов производства, работа в команде для достижения общих целей, умение выстроить контакты, дисциплинированность, эффективное использование рабочего времени, стрессоустойчивость, планирование работы, предполагающее определение приоритетов, тщательность и аккуратность при исполнении заданий при условии работы под давлением, ответственность и самостоятельность, умение просчитывать последствия предпринимаемых действий, обучаемость, инициативность, системность мышления, умение увидеть, как изменение элемента повлияет на всю систему в целом.
Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что остро стоит проблема развития профессиональных компетенций у выпускников вузов. Подготовка выпускников к трудоустройству, развитие компетенций, отвечающих требованиям рынка труда, является приоритетным в настоящее время и предполагает разработку технологий развития профессиональных компетенций, которые помогли бы выпускнику ознакомиться с рынком труда, с требованиями работодателей, оценить объективно свои качества и вступить подготовленным в рынок труда.
Проблема исследования: низкая конкурентоспособность выпускника вуза из-за недостаточного развития компетенций во время обучения.
Объект исследования: трудоустройство выпускников вузов.
Предмет исследования: специфика развития профессиональных компетенций, направленная на содействие трудоустройству выпускников вузов.
Цель исследования: развитие профессиональных компетенций выпускников вуза для повышения уровня их конкурентоспособности на рынке труда.
Задачи исследования:
— Определить специфику системы трудоустройства выпускников вузов;
— Выявить основные проблемы трудоустройства выпускников вузов;
— Провести сравнительный анализ требований работодателей к выпускникам вузов и ожиданий от рынка труда молодых специалистов;
— Разработать буклет для молодых специалистов, направленный на развитие компетенций выпускников.
Гипотеза исследования: развитие профессиональных компетенций выпускников позволит выпускникам стать более конкурентноспособными на рынке труда.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы по теме трудоустройства выпускников вузов в России;
Эмпирические методы: анализ экспертного интервью, опрос, сравнительный анализ, разработка метода развития компетенций выпускников.
Работа состоит из введения, двух глав, в первой - три параграфа, во второй - два, а также заключения, списка использованной литературы, приложения. В конце каждой главы делается общий вывод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении выпускной квалификационной работы можно сделать следующие теоретические и практические выводы.
В современном обществе остро стоит проблема трудоустройства, наиболее актуальной она является для молодых специалистов и выпускников вузов. Специфика проблем трудоустройства обширна, она имеет как психологические проблемы, так и экономические, социальные и т.д. К психологическим можно отнести страх перед работодателем, неуверенность в себе, инфантильность. У работодателей в приоритете работники, которые не ограничены в осуществлении трудовой деятельности и не нуждаются в инвестициях на оборудование рабочих мест, что влияет на выбор специалистов, например с инвалидностью. Женщины, особенно молодые выпускницы тоже часто сталкиваются с отказами, так как работодатели считают, что они в скором времени могут выйти замуж и уйти в декрет, поэтому отдают предпочтение мужчинам.
К профессиональным факторам относятся: отказ в работе молодым специалистам из- за нехватки у них профессиональных навыков или отсутствия опыта; некачественной подготовки учебной практики в учебных заведениях; отсутствия действенного механизма между рынком и образовательными организациями; завышенной самооценки выпускников относительно желаемой заработной платы; изменения условий рынка труда - растущая безработица среди выпускников вузов, несоответствие ожиданий молодых специалистов с ожиданиями работодателей, работа не по специальности, что является распространенной проблемой среди молодых специалистов.
Изучив исследования по трудоустройству молодых специалистов, мы выявили, что остро стоит проблема развития профессиональных компетенций, существуют организации, которые помогают молодым специалистам в трудоустройстве, профессиональной адаптации, развитии навыков: образовательные организации, например, Отдел практик и трудоустройства ТГУ, Центр повышения квалификации и переподготовки ТГУ; сами работодатели и их компании (публикации вакансий, стажировки в России и за рубежом и различные мероприятия, наставничество, welcome-тренинги, мероприятия, информационное сопровождение и т.д.) и государственные учреждения (Например, Департамент труда и занятости населения Томской области, центры занятости, Базовый центр содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Томской области). Все это влияет на развитие и формирование профессиональных компетенций молодых специалистов.
При этом, немаловажным аспектом при трудоустройстве являются требования самих работодателей к молодым специалистам. При изучении многочисленных опросов, выявлены следующие наиболее типичные требования работодателей: работодатели ориентируются больше на опыт, чем на навыки. Но также отмечают, если навыки нетривиальные, то это может компенсировать недостаток опыта; интерес к работе и желание учиться, навыки должны удовлетворять потребностям той позиции, на которую направляется резюме, коммуникабельность, стрессоустойчивость, оперативность и т.д. Сравнивая с западными исследованиями, мы определили, что требования работодателей за рубежом и в России во многом совпадают.
Практическая часть исследования состояла в анализе и сравнении представлений работодателей и молодых специалистов на предмет конкурентноспособного трудоустройства. Сначала, мы провели экспертное интервью среди работодателей с целью выявления того, какими компетенциями должен обладать выпускник вуза, чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда. В исследовании участвовало 20 работодателей, 20 компаний с разными сферами деятельности: журналистика, IT, программирование, научная деятельность, производство товаров и т.д. Проанализировав интервью, был сделан краткий вывод о том, что работодатели хотят видеть активного, коммуникабельного сотрудника, который умел бы работать с людьми, практичного, который имел бы желание и интерес к работе. Далее, был проведен опрос у молодых специалистов, направленный на определение ключевых профессиональных и надпрофессиональных качеств, которые нужны молодым специалистам и выпускникам вузов для того, чтобы стать конкурентоспособными на рынке труда. Респондентов было 20. Переходя к сравнительному анализу экспертного интервью с опросом, можно сказать, что молодые специалисты осознают какие компетенции нужны работодателям, но способы их развить расходятся: работодатели больше отмечали стажировки, молодые специалисты курсы. Возможно, в этом кроется одна из причин не качественного развития компетенций: стажировка в организации продуктивнее, чем прохождение курсов (знакомство со специалистами отрасли их специальности, опыт практики в компании, бесплатное прохождение).
На основе изучения теоретических источников, анализа экспертного интервью и опроса, был разработан буклет для молодых специалистов: «Успешное трудоустройство: что, как, где». В буклете представлена информация касающаяся:
— Информационного оповещения молодых специалистов о том, что реально думают о них работодатели и каких специалистов они хотят видеть
— Статистических данных по теме трудоустройства
— Площадок, где специалисты могут развить свои компетенции
— Нужных молодому специалисту компетенций, которые ему надо развить
— Самых эффективных методов развития компетенций
— Советов работодателей молодым специалистам.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Буклет в виде предложенных рекомендаций поможет развитию профессиональных компетенций молодых специалистов и тем самым, они станут более конкурентоспособными на рынке труда, что является практической значимостью исследования.



1) Андреева К. С. Выпускники вуза на рынке труда: ориентации при выборе работодателя [Электронный ресурс] / К. С. Андреева, Е. А. Закомолкина, А. В. Скакунова, Т. В. Шендель // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - № 1. - С. 481-488. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.
2) Анцупова А. С. Проблемы выбора направлений профессиональной подготовки и трудоустройство выпускников вузов [Электронный ресурс] // Социальная активность молодежи как необходимое условие развития общества : материалы международной научно-практической конференции. - СПб. : Типография ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2019. - С. 24-29.
- Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.
3) Беленов О. Н. Какие компетенции выпускников вузов востребованы на региональном рынке труда [Электронный ресурс] / О. Н. Беленов, И. В. Шилова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. - 2017. - № 1. - С. 57-63. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.
4) Бочарникова И. С. Региональная специфика профессиональной адаптации выпускников вузов / И. С. Бочарникова, А. В. Зыгалова // Достижения вузовской науки : сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2015. - С. 106-114.
5) Бутрин Д. Профессионалов не хватает и в будущем [Электронный ресурс] //
Газета "Коммерсантъ". - Электрон. дан. - 2019. - № 68. - URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3946136 (дата обращения: 10.06.2020).
6) Гибкие навыки [Электронный ресурс] / HR-Portal. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2018.
- URL: https://hr-portal.ru/varticle/gibkie-navyki (дата обращения: 10.06.2020).
7) Горяйнова Н.М. О проблеме трудоустройства молодых специалистов и возможностях взаимодействия образовательных организаций и работодателей в её решении [Электронный ресурс] // Управление в современных системах. - 2016. - № 4 (11). - С. 3-8. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme- trudoustroystva-molodyh-spetsialistov-i-vozmozhnostyah-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh- organizatsiy-i-rabotodateley-v-eyo (дата обращения: 10.06.2020).
8) Гущин Г. К. Психологические проблемы трудоустройства выпускников вуза [Электронный ресурс] / Г. К. Гущин, И. М. Лапшина // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2007. - Т. 2, № 12. - С. 61-64.- Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.
9) Доля трудоустроенных выпускников 2015-2017 гг. в общей численности выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (уровень занятости) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики / РОССТАТ. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/vps3.xlsx (дата обращения: 10.06.2020).
10) Донец О. В. Проблема трудоустройства выпускников [Электронный ресурс] / О.
B. Донец, А. В. Гордиенко // Современные технологии управления персоналом : сб. трудов VI Международной научно-практической конференции. - Симферополь : Типография «Ариал», 2019. - С. 41-43. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.
11) Дружинина Е. Н. Система взаимодействия вуза и работодателя по содействию адаптации выпускников педагогического вуза к рынку труда [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 43-49. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.
12) Дудина M. M. Изучение требований работодателей к выпускникам вузов: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] / M. M. Дудина, Е. Е. Глотова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2015. - № 1(5). - С. 95-98. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.
13) Желтышева И. В. Выпускник вуза без опыта работы как ценный ресурс для работодателя [Электронный ресурс] / И. В. Желтышева, И. В. Федченко // Лесной и химический комплексы - проблемы и решения : сб. статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - Красноярск : Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2015. -
C. 61-63. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.
14) Золотарев В. Б. Требование работодателей - основной ориентир для формирования профессионально компетентного специалиста [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. - 2015. - № 3. - С. 90-98. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.
15) Ивлева О. В. К вопросу о проблемах взаимодействия между работодателями и вузами в трудоустройстве выпускников [Электронный ресурс] // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 3. - С. 26-29. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки „eLIBRARY.RU“.
...52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ