ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ТНК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 36
1.1. Подходы к исследованию места транснациональных корпораций в современной мировой политики 36
1.2. Вклад концепций корпоративной социальной ответственности бизнеса и национального брендинга в мировые политические процессы 51
1.3. Роль гуманитарной сферы в мировой политике и деятельность ТНК 73
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАСШИРЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ТНК В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 89
2.1. Влияние гуманитарной политики ТНК на формирование образа государства на мировой арене 89
2.2. Новые тенденции в гуманитарной деятельности ТНК и перспективы их развития 107
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЗПРОМА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 131
3.1. Взаимодействие Газпрома и государства в научной-образовательной
сфере 131
3.2. Культурная политика Газпрома и поддержка проектов в области спорта 149
3.3. Гуманитарные проекты Газпрома в сфере поддержки незащищенных слоев населения, здравоохранения и экологии 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 194
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 232
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 233
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 235
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 236
Актуальность темы исследования. Аналитическое исследование роли негосударственных акторов в части расширения международного политического сотрудничества является сегодня особенно актуальным. В этом аспекте транснациональная компания представляется «хозяйствующим субъектом, который несмотря на государственную принадлежность и организационно-правовую форму собственности, имеет свои собственные подразделения в нескольких государствах, независимо от их правового положения, величины материнского капитала, степени подчинения, осуществляет управленческую деятельность в соответствии с определенной системой, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию через один или несколько центров по принятию решений» . Необычайный рост количества транснациональных компаний и их отделений по всему миру является характерным признаком современности. Так, с конца ХХ в. по середину 10¬х гг. ХХ1 в. в течение 20 лет их количество в мире возросло с 11 до более чем 80 тыс. , количество филиалов и представительств - от 100 до 810 тыс. Показательным является тот факт, что 4/5 коммерческих операций в мире приходится на производственный сектор транснациональных компаний . Согласно статистике Всемирного банка, в мире насчитывается уже около 100 тыс. ТНК. Если критерии определения ТНК не подвергнутся пересмотру, их число к 2022 году, по мнению экспертов Всемирного банка, может достигнуть 160 тыс.
Данная масштабность привела к тому, что интенсивность государственного влияния на мировой производственный экономический сегмент постепенно сокращается, ведущая роль переходит к корпоративному сектору, который в диалоге о стратегии промышленного национального развития занимает определяющую позицию. В результате происходит поступательное разделение общих и частных (специфических) функций управления, т.е. разграничение и отдаление характеристик деятельности госслужащего и частного менеджера. Также данный процесс активно способствует вовлечению представителей бизнеса в политическую сферу. Это проявляется в огромном влиянии крупных международных компаний на экономическое развитие, финансовую, налоговую, банковскую сферы значительного ряда стран, а в конечном итоге - на всю мировую систему. Экономическое господство позволяет бизнесу формировать мировую политическую стратегию, зачастую в ущерб национальным интересам, снижая тем самым государственный суверенитет .
Значение и уровень воздействия ТНК на внешнеполитическую деятельность страны необходимо оценивать в контексте тех масштабных изменений, которые происходят в международном политическом мире. Данная оценка зависит от большого количества факторов и условий, пренебрегать которыми нельзя. Одним из определяющих является процесс превращения мира в единую глобальную систему, где всё большее значение имеют международные структуры государственного и негосударственного типа, транснациональные корпорации, образованные в процессе интеграции и выступающие в качестве главных акторов мировой политики .
В этом случае финансовые средства, которые вкладываются корпорацией в экономику развивающихся стран, увеличение ее влияния на их территории являются главным рычагом подчинения высокоразвитыми государствами (как в экономике, так и в политике) развивающихся стран . Транснациональная корпорация имеет возможности воздействовать как на государственный управленческий аппарат, так и на отдельные личности, от которых зависит принятие важных и кардинальных решений.
Но существует и другой подход к определению воздействия ТНК. Как было сказано выше, быстрое мировое развитие сетей ТНК в конце 20 века не подтверждает их влияние на мировые процессы и их статус как негосударственных политических и экономических акторов. Важно брать во внимание экономические показатели компаний и реальные факты их воздействия на мировые социально-политические действия. Согласно статистике, экономические показатели крупных транснациональных компаний можно сравнить с суммарным объемом ВВП целой страны. К примеру, один из известных российских исследователей ТНК С.А. Афонцев акцентирует внимание на значительном преувеличении при сравнении ВВП государств и доходов компаний. Он считает, что даже после экономически обоснованной корректировки результатов сравнения мы можем убедиться в том, что экономические показатели ТНК превосходят показатели некоторых стран, как например, в 2010-2011 гг. британско-нидерландская нефтегазовая компания «Ройял датч-шелл (Royal Dutch Shell)» была сопоставима с Марокко, компания «Wal-Mart Stores» могла стоять наравне со Вьетнамом, а российская корпорация «Газпром» превосходила страны, которые схожи с Коста-Рикой в экономическом плане .
Весомым инструментом формирования политики выступают
транснациональные медиакорпорации. Доминирующая роль на мировом информационном рынке принадлежит американским компаниям: Google, Walt Disney Corp., News Corporation, Time Warner, General Electric, CBS Corporation . Дальнейшее развитие ведущих медиаконцернов свидетельствует о востребованности медийных услуг как средства формирования мирового общественного сознания и мирового общественного мнения, способного оказывать идеологическое, политическое, экономическое воздействие на людей.
Интеграция и унификация во многих сферах общественной жизни, формирование единого мирового рынка усиливает конкурентную борьбу между крупными компаниями международного масштаба. И в данном случае для их успешного функционирования и победы над конкурентами важно не только продуктивное эксплуатирование производственного и финансового потенциала концерна, но и результативное управление не имеющими материальной формы активами, а также политическими, социальными, репутационными и прочими рисками.
Следует заметить, что ТНК в современном мире значительно влияют на международное процессы как в положительном, так и в отрицательном плане. Кроме того, отдельные масштабные международные мероприятия предопределяются деятельностью крупных концернов, а иногда проводятся непосредственно по их предложению. Такая тенденция поддерживается глобализационными процессами, помогающими крупным бизнес-компаниям приобретать весомую значимость и усиливать их влияние на политический курс отдельных государств и мирового пространства в целом.
Огромное значение в данном аспекте имеет принятый Организацией Объединенных Наций Глобальный договор , который является примером международной инициативы корпоративной социальной ответственности. В данном документе утверждается задача создать бизнес-структурам позитивную репутацию, активизировать глобальное движение перехода к ответственному бизнесу. Большое количество бизнес-акторов приняло участие в создании базы прочного партнерства между ними и руководством государств, инвесторами, представителями научной среды, общественных организаций как коммерческого, так и некоммерческого типа и прочими субъектами.
Реализация ООН Целей устойчивого развития (ЦУР) и инновационной модели мировой экономики состоится только в том случае, если произойдет трансформация коммерческого сектора во всем мире в пользу глобальной повестки. Цели устойчивого развития апеллируют к предпринимательскому сообществу, предлагая ему задействовать свою изобретательность, новаторство и динамизм для того, чтобы справиться с вызовами устойчивого развития.
Поэтому в достижении ЦУР ключевая роль отведена бизнесу, который пересматривает бизнес-стратегии с учетом ценностей корпоративной социальной ответственности, международных требований к защите прав человека и трудовых отношений, антикоррупции, ответственной цепочки поставок, гендерного равенства и др.; отвечает на запросы инвесторов и «зеленого» финансирования; пытается получить долгосрочный доступ к глобальным рынкам и вписаться в климатическую низкоуглеродную повестку; ищет локальные решения глобальных проблем; а также разрабатывает форматы придания большей устойчивости своим бизнес-моделям, что, в свою очередь, обеспечивает также устойчивость территорий присутствия компаний, благополучие общества, развитие экономики.
На сегодня ЦУР ООН формируется за счет 17 целей, на основе которых разработано 169 задач. С целью обеспечить контроль над продвижением по каждому из них создано более сотни всевозможных индикаторов, еще часть находится в процессе разработки. «Глобальное партнерство в целях эффективного сотрудничества для развития уже предложило десяток собственных индикаторов, позволяющих проводить мониторинг степени прогресса по каждой из позиций ЦУР. Один из этих критериев - «Качество государственно-частного диалога» .
Эксперты организаций отмечают, что построение стратегий на основе ЦУР обеспечит участникам хозяйственных отношений расширенные возможности доступа к ресурсам, управлению рисками и приобретению конкурентных преимуществ . Вместе с этим указывается необходимость выстраивания тесных взаимоотношений между представителями бизнеса и государственными органами власти, осуществляющими регулятивную функцию, оказывающую непосредственное влияние на внедрение тех или иных инноваций.
Универсальный характер направлений, заявленных в повестке устойчивого развития ООН, позволяет компаниям выбрать тот набор Целей, которые наилучшим образом вписываются в их деятельность и существующие программы, как на глобальном уровне, так и на уровне каждой страны .
Не менее интересно для российского бизнес-сообщества, по крайней мере для компаний, работающих на внутреннем рынке, такое исключительно новое направление как ESG (англ. Environmental, Social, Governance, что означает «окружающая среда», «социальная сфера» и «сфера управления» соответственно), на полноценное становление которого понадобится, возможно, не один год. Простыми словами ESG - это вложение денег в компании, которые ведут бизнес на принципах экологичности, социальной ответственности и высокого качества корпоративного управления.
Устойчивое развитие и защита экологии и окружающей среды касается всей совокупности людей в целом, и каждого отдельного человека в частности, и справедливо, что ESG-повестка становится всё более значимой на государственном уровне, а ESG-факторы оказывают всё большее влияние на многие показатели эффективности компаний. Развитие концепции ESG указывает на трансформацию парадигмы современного бизнеса. Внедрение ее на практике требует изменения экономического и управленческого сознания, серьезной организационной работы и высокой финансовой поддержки. ЦУР, как и ESG в основном нацелены на экономические аспекты деятельности стран и в большинстве случаев по внутренней проблематике, но участники рынка отмечают, что ЦУР и ESG постепенно перестает быть исключительно имиджевой характеристикой, а более жесткие подходы со стороны зарубежных регуляторов и инвесторов заставляют российских игроков предметно заниматься этой проблематикой .
Тот период, когда государство ориентировалось в основном на военно-политический ресурс, а ТНК - на экономический, остался в прошлом. На сегодняшний день акторы стараются заниматься многими сферами. М.М. Лебедева отмечает, что «именно по этой причине ТНК, например, очень внимательно относятся к имиджевой стороне своей деятельности, оказывают финансовую поддержку неправительственным организациям, университетам, больницам и т.п., т.е. наряду с использованием традиционного для себя экономического ресурса делают ставку на развитие своего влияния посредством социально-политического и гуманитарного ресурса» .
Социально-гуманитарная сфера, как и другие, находится под воздействием процесса трансформации политической организации мира. Интенсивное развитие социально-гуманитарной сферы связано с тем, что в современном мире люди и человеческий капитал приобретают всё большее значение. Транснационализация в рамках Вестфальской системы приводит к тому, что огромные массы людей вовлекаются в международные связи, в результате чего интенсивно формируются сетевые связи .
Интерес к исследованию роли российской корпорации «Газпром» в политическом процессе нашей страны обоснован тем, что она является одной из главных и ведущих российских транснациональных компаний, которые принимают активное участие в международной политике страны. Транснациональные компании оказывают влияние на многие процессы, происходящие в странах, в которых они функционируют.
На сегодняшний день российская компания «Газпром» носит статус крупнейшей мировой нефтегазовой компании. 82% российской и 18% мировой добычи газа находится в ведении компании. Значительные средства компания вкладывает в научные разработки и исследования. Серьезное влияние Газпромом оказывается на социально-экономическое и социально-гуманитарное развитие России. Деятельность Газпрома выходит за пределы границ России, что несёт за собой стратегическое значение не только для национальной политики, но и для других государств, где учитываются интересы многих людей. В результате формируются основные принципы деятельности данной компании, которые включают в себя внимательное отношение к интересам общества, полноценное содействие развитию регионов нашей страны, созданию социально-гуманитарных условий для благоприятного делового климата, поддержка социального благополучия людей и достойных условий труда. Ежегодно Газпром поддерживает многие общественные проекты, к которым относятся оказание помощи в развитии науки, образования и культуры и пропаганда здорового образа жизни....
Значение гуманитарной сферы в мировой политике сегодня возрастает в связи с транснациональными вызовами, которые представляют угрозу гуманитарной безопасности современного общества, несмотря на то что ряд проблем не может быть решен на данном этапе окончательно, например, проблема бедности. Тем не менее они требуют гуманитарного участия и вмешательства для снижения негативных последствий. В этом отношении ТНК как структуры, обладающие значительными финансовыми, техническими, трудовыми, административными и прочими ресурсами, могут внести и делают существенный вклад в решение мировых гуманитарных проблем.
1. Как отчетливо видно из проведенного анализа, сама аббревиатура «ТНК» (анг. transnational corporation), а также все ее синонимы и производные (анг. multinationals enterprise, multinational company, multinational corporation) в политическом дискурсе впервые были использованы в 1960-1962 гг. ЮНКТАД предлагает понимать под ТНК компанию, осуществляющую деятельность не меньше, чем в двух странах мира, и объединившую в себе предприятия различных форм собственности, действующие на основании единой политики и корпоративной стратегии, где основные решения принимаются на уровне головной штаб-квартиры. Анализ различных определений данного понятия позволил выделить такие атрибуты ТНК, как
- наличие материнской или группы материнских компаний;
- осуществление бизнеса в нескольких зарубежных государствах;
- обязательное наличие зарубежных представительств или подразделений.
Транснациональные компании могут иметь любую организационно-юридическую форму , любую форму собственности и заниматься бизнесом в разных сферах деятельности . Тем не менее на практике наиболее часто встречающаяся форма ТНК - акционерное общество, как правило, в рамках холдинга и работающее в части его отраслей. Сегодня на долю более 500 самых крупных ТНК приходится около 70% заграничных инвестиций. Эти 500 корпораций реализуют свою деятельность в таких областях, как фармацевтика (95%), электроника и электротехника (80%) и машиностроение и станкостроение (76%). Больше половины (60%) ТНК активно работают в производственных областях, 37% заняты в сфере услуг и только 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
На протяжении своей истории существования ТНК активно занимали господствующие позиции в мировой хозяйственной системе. В итоге, благодаря расширению сфер деятельности и укреплению самих компаний, в конце 90-х гг. ТНК прочно заняли позицию важнейшего актора в международных отношениях, встав на один уровень с национальными правительствами. Сама деятельность ТНК имеет полярное влияние на государства. Можно отметить, что эти последствия довольно противоречат друг другу. С точки зрения привилегий, получаемых государствами от деятельности ТНК, можно назвать следующие:
- снижение уровня безработицы;
- экономический рост;
- увеличение собираемой государством суммы налогов;
- привлечение в производство на территории государства новых
технологий и научно-техническое развитие;
- увеличение концентрации ресурсов, позволяющее претворять в жизнь необходимые государству крупные инвестиционные проекты, невозможные без участия ТНК.
Таким образом, ТНК увеличивают благосостояние стран. Негативные аспекты деятельности ТНК выражаются в том, что они провоцируют значительную экономическую зависимость национальной экономики от корпорации, на территории стран размещаются грязные производства, используя трансфертное ценообразование, ТНК уклоняются от уплаты налогов и прочее.
2. Процессы глобализации выгодны для развития и расширения ТНК, благодаря им корпорации получают все более эффективные рычаги давления на национальные государства, расширяют границы своего влияния. За счет внедрения ТНК практически во все сферы деятельности стран формируются сложнокомпонентные многоуровневые глобальные структуры, оказывающие влияние на процессы, происходящие в мировом сообществе.
Тем не менее ТНК в первую очередь являются компаниями, т.е., бизнес- субъектами, а главная цель бизнеса - получение прибыли при минимизации сопутствующих издержек. Бывают случаи, когда корпорации, осуществляя свою деятельность, не выходят за пределы физических границ государства или государств. В данном случае они формируют своеобразную наднациональную структуру и, таким образом, не подпадают под юрисдикцию национальных законодательств. Но государство оставляет за собой право вмешаться в этот процесс в случае, если возникнет серьезная угроза национальным интересам. В этом смысле наднациональный механизм носит ограниченный и до некоторой степени обратимый характер.
3. Проведенный в работе анализ показывает, что культурная и гуманитарная деятельность для ТНК - важный, хотя и не приоритетный аспект. Корпорации осознают важность развития и расширения гуманитарной деятельности в международных отношениях и эффективно принимают участие в существующих процессах. Растущая роль гуманитарной сферы в мировой политике объяснятся огромным числом существующих гуманитарных вызовов, таких как, например, террористические акты, военные конфликты и их последствия, широкое распространение заболеваний, низкий уровень социально-экономического развития отдельных регионов и стран, бедность, стихийные бедствия, последствия климатических изменений и др.
Социально-гуманитарная сфера формируется образованием, медициной, наукой, спортом, борьбой с распространением наркотиков, ликвидацией бедности и голода. С конца XX века она стала стремительно развиваться, выходя за отведенные ей границы. В рамках социально-гуманитарного развития недостаточно просто иметь подготовленных специалистов и применять накопленные человечеством практики. Социальная сфера - часть политического и экономического процессов, происходящих в государстве, которые во многом от нее зависят.
4. В основе данного исследования лежит гуманитарная деятельность нефтегазовой транснациональной корпорации «Газпром». Как следует из официальной статистики, Газпром занимается разработкой самых богатых в мире источников природного газа. Газпром прочно занимает позиции мирового лидера в сфере добычи природного газа, а также владеет самой протяженной сетью газопроводов, превышающей 172 тыс. км.
В сфере интересов корпорации в настоящее время - проекты по освоению полуострова Ямал (газовые месторождения), разработка на шельфе Арктики, в Восточной Сибири и ряд проектов на Дальнем Востоке. ТНК не ограничивает свою деятельность территорией Российской Федерации. Газпром ведет несколько проектов по разведке и добыче углеводородов за ее пределами. В работе были проанализированы такие направления гуманитарной деятельности ТНК, как наука, образование, культура, спорт, экология, здравоохранение.
Главным научным центром Газпрома «по осуществлению исследований и научно-методическому обеспечению проектов, реализуемых ПАО «Газпром» в сферах добычи, транспорта, подземного хранения, переработки и использования газа» является «Газпром ВНИИГАЗ», существующий еще с 1948 г. Здесь в рамках учебного процесса слушателям и студентам доступны:
- вычислительный центр с высокой производительностью;
- узел технологической связи, принадлежащий подразделению «Газпром связь»;
- «Опытный завод Газпром ВНИИГАЗа», специализирующийся на организации опытного производства.
ПАО «Газпром» взаимодействует с институтами развития с целью укрепления сотрудничества с компаниями малого и среднего бизнеса. Компания участвует в таких технологических платформах, как
- максимальная степень переработки углеводородного сырья;
- добыча углеводородов;
- совершенствование экологических технологий;
- малая распределенная энергетика;
- эффективная и безопасная тепловая энергетика.
Газпром реализует свою деятельность в тесном взаимодействии с крупнейшими международными энергетическими корпорациями, развивая сотрудничество в инновационной сфере. Также следует отметить, что компания является учредителем премий в области науки и техники, которые присуждаются ежегодно за достижения в сфере научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских разработок.
Как и многие другие транснациональные компании, Газпром реализует гуманитарные проекты в сфере образования. Благодаря деятельности ТНК в образовательной отрасли ей удалось добиться седующих результатов:
- формирование корпоративной и межфирменной системы образования;
- разработка инновационных форм организации учебного процесса;
- открытие корпоративных учебных заведений;
- непрерывность учебного процесса;
- организация подготовки специалистов по узким направлениям.
На примере компании можно увидеть, что корпоративные образовательные организации могут создаваться в двух формах: объединение с традиционными университетами и формирование самостоятельной корпоративной структуры . В этой сфере следует отметить ведущую роль, которую играет заинтересованность компании в высококвалифицированных молодых кадрах.
Репутация современной компании во многом зависит от приверженности высоким этическим принципам. В связи с этим компании группы Газпром поддерживают не только проекты, которые связаны с профессиональной деятельностью организации, но и благотворительные социально -ориентированные проекты, в том числе существенная доля благотворительных средств идет на спонсирование мероприятий культуры. Это как крупные международные культурные события, так и национальные, а также проекты регионального масштаба. Что касается мероприятий национального масштаба, можно отметить крупный исторический проект «Россия - Моя история», который реализуется в формате исторических парков и является самым масштабным экспозиционным комплексом в России. Проект охватывает всю Россию и насчитывает 21 город в 2020 году.
ТНК поддерживает многочисленные мероприятия в сфере искусства: изобразительного, хореографического, музыкального, сценического,
кинематографического.
Отдельным блоком в деятельности компаний группы Газпром идет участие в международных проектах сферы культуры и искусства. Цель данных мероприятий не только обмен культур, но и укрепление международных связей, усиление позиции и формирование положительного имиджа компании на иностранных территориях. Примером мероприятия международного формата для сотрудников Газпрома является фестиваль музыки и спорта BRIDGE, который впервые прошел в 2017 году в Амстердаме под лозунгом «Connecting Cultures» . В 2018 г. совместно с австрийской OMV AG ООО «Газпром экспорт» поддержало выставочный проект «Имперские столицы: Санкт-Петербург - Вена. Шедевры музейных коллекций» . На счету компании много других международных проектов в сфере культуры.
Осуществляя и спонсируя мероприятия регионального и государственного уровня, компания тесно сотрудничает с государственными институтами культуры и действует в интересах государства, что неудивительно, если учесть, что ПАО «Газпром» - государственная компания. С другой стороны, культурные мероприятия создают компании положительный имидж как производителя, так и работодателя.
Мероприятия на уровне корпорации прежде всего направлены на формирование сильной корпоративной культуры, что является существенным фактором нематериальной мотивации сотрудников....
1. «Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных
корпораций и социальной политики», принята в г. Женеве 16.11.1977 на 204-ой сессии Административного совета МОТ с поправками, принятыми на его 279-й сессии (Женева, ноябрь 2000 г.). URL: http://interlaw.consultant.ru/doc18253.html (дата
обращения: 24.03.2020).
2. Глобальный договор ООН. URL: http://www. globalcompact.ru/ (дата обращения: 24.03.2020).
3. Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром». URL:
https://www.gazprom.ru/17posts/60/091228/2014-02-25-codex-of-corporate-ethics-2019- 08-20-edit.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
4. Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». URL: http://www.ksovok.com/doc/iso_fdis_26000_rus.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
5. ОЭСР, «Декларация о международных инвестициях и транснациональных компаниях», 2000 г. URL: https://www.oecd.org/daf/inv/mne/RBC-Matters-Russian.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
6. Паспорт Программы инновационного развития ПАО «Газпром» до 2025 года. URL: https://www.gazprom.rU/f/posts/97/653302/prir-passport-2018-2025.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
7. Положение о корпоративном фестивале «Факел» самодеятельных
творческих коллективов и исполнителей дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром». URL:
https://www.gazpromfakel.ru/fileadmin/files/Official_documents/polozheniya_o_festivale _fakel_dlya_sayta.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
8. Положение о премиях ПАО «Газпром» в области науки и техники. URL: https://www.gazprom.ru/f7posts/56/937343/gazprom-regulations.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
9. Резолюции ЭКОСОС. URL:
http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp7symboHE/RES/2016/26 (дата обращения: 06.12.2020).
10. Устав Организации Объединенных Наций. URL:
http://www.un.org/ru/documents/charter/index.shtml (дата обращения: 06.12.2020).
11. Устав ПАО «Газпром». URL:
https://www.gazprom.rU/f/posts/60/091228/gazprom-articles-2019-06-28-ed-ru.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
12. Letter of Commitment. URL: https://www.unglobalcompact.org/what-is- gc/participants/139255-PJSC-Gazprom-Neft (дата обращения: 21.12.2020).
13. OECD. Guidelines for Multinational Enterprises 2011. URL: http://www.oecd.org/daf/inv/mne/48004323.pdf (date of access: 24.03.2020).
14. UN Global Compact. URL: https://www.unglobalcompact.org/ (date of access: 03.04.2020).
15. United Nations Millennium Declaration. URL:
https://www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/Millennium.aspx (date of access: 08.06.2020)
...377