ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 19
1.1. Проблема активизация познавательного интереса к русскому языку как иностранному в философском и психолого-педагогическом аспектах 19
1.2. Требования к языковой подготовке бакалавров как составной части реализации
образовательной программы студентов-иностранцев 40
1.3. Структуризация содержания познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку как иностранному 61
1.4. Модель процесса активизации познавательного интереса иностранных студентов к изучению русского языка 88
Выводы по Главе 1 107
ГЛАВА 2 109
2.1. Программа и методика процесса активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку 109
2.2. Когнитивно-визуальные технологии как фактор активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку 122
2.3. Содержательная интерпретация процесса активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку 137
Выводы по Главе 2 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
БИБЛИОГРАФИЯ 159
ПРИЛОЖЕНИЯ 184
Актуальность исследования проблемы активизации познавательного интереса студентов-иностранцев к изучению русского языка обусловлена тем, что русский язык и культура на современном этапе остаются значимым ресурсом позиционирования России в мировом сообществе и по праву являются культурно¬исторической основой государства, выразителем ценностей Русского мира. Интерес к русскому языку обусловлен динамикой развития экономико¬политических и научно-культурных межгосударственных связей, возрастающим влиянием роли России на мировой арене. «Русский язык объединяет все народы России, является основой национальной идентичности, великим наследием, уникальным по своей образности, четкости, меткости, выразительности и красоте. В этих качествах языка и секрет величия, притягательности русской литературы, русской культуры, которая восхищает весь мир, служит эталоном для многих жанров мирового искусства» . Формирование консолидированных образовательных пространств СНГ, ШОС и БРИКС повлекло за собой необходимость выбора языка обучения. Сохранившиеся в странах СНГ русские школы позволяют обучающимся овладеть русским языком на начальном или базовом уровне, что дает им возможность получения высшего профессионального образования в российских вузах. «Главным была и остается значимость русского языка для нашей страны - для России, где он служит основой духовно¬исторической общности десятков самобытных культур и народов. В огромной степени обеспечивает суверенитет, единство и идентичность российской нации» . Руководитель Комитета Госдумы по образованию и науке В. А. Никонов подчеркнул, что «русский язык нужно защищать и внутри страны, и за рубежом» . В Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом отмечено, что «без знания русского другие народы не смогут познать гуманистические ценности российской культуры, образования и науки» .
В современном мире русский язык является самым распространенным славянским языком и занимает шестое место среди всех языков мира по численности людей, говорящих на нем, и восьмое место по степени распространённости . Стоит также отметить, что русский язык - один из шести официальных рабочих языков ООН и используется в деятельности порядка семидесяти международных организаций. В век информации и глобализации интерес к русскому языку возвращается в страны СНГ, что связано с потребностью развития этих государств на фоне глобальных перемен, а также необходимостью профессионального роста граждан. Сейчас на русском языке говорят 146 млн. граждан Российской Федерации и еще 127 млн. - за рубежом . Вместе с тем, важно признать тот факт, что «число изучающих русский язык в мире упало в два раза со времени распада СССР» . В. А. Никонов назвал обучение иностранцев русскому языку приоритетным вопросом. «Нам нужно развивать и продвигать рейтинги собственных вузов на пространстве СНГ и БРИКС. Важной перспективой является создание стратегии развития образования и подраздела этой стратегии, посвященного высшему образованию для иностранных обучающихся» . По данным на 2019 год доля иностранных студентов в МГИМО составляет 16%. Сегодня Университет является одним из лидеров российского рынка высшего образования. В рамках стратегии развития на 2020-2025 годы планируется создание особых условий для привлечения иностранных студентов и увеличения их доли до 25% .
Обучение иностранных студентов в МГИМО МИД России проходит в условиях триязычия в поликультурной образовательной среде, формирующей готовность выпускников к эффективной межкультурной коммуникации. Основной язык обучения - русский, из этого следует, что иностранные студенты обучаются на неродном языке по общим и специальным дисциплинам, а также изучают второй иностранный язык с опорой на неродной язык, поэтому решение проблем, связанных с обучением инофонов русскому языку и повышению познавательного интереса к нему, является актуальной задачей для успешного продвижения России на мировом рынке . Для современного мира актуальным вопросом является экспорт образования как одного из самых востребованных продуктов человеческой деятельности , следовательно, важной необходимостью является развитие интереса студентов-иностранцев к русскому языку через поиск активных технологий, отбор содержания учебного материала и через организацию познавательной деятельности иностранных студентов. Все перечисленное делает проблему активизации познавательного интереса студентов-иностранцев актуальной на сегодняшний день.
Степень разработанности проблемы. Общетеоретические вопросы
высшего профессионального образования исследуются в работах А. Г. Асмолова, В. И. Блинова, М. Я. Виленского, А. П. Панфиловой, Н. М. Романенко, В. А. Сластенина, А. Н. Лейбовича и др. Большой вклад в разработку теории и практики профессиональной языковой подготовки внесли Е. В. Воевода, Н. П. Хомякова, Е. Н. Малюга, И. А. Пугачев, А. А. Вербицкий, Н. Д. Гальскова, Т. А. Дмитренко и др. Проблемам лингвострановедения и профессиональной межкультурной коммуникации посвящены работы Л. Г. Ведениной, В. Г. Костомарова, Е. М. Верещагина, С. Г. Тер-Минасовой, Е. В. Воевода. Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке студентов высшей школы исследовали Е. С. Полат, А. П. Панфилова, В. А. Трайнев, И. В. Трайнев, О. П. Крюкова, Е. В. Воевода, Л. К. Раицкая, И. Н. Розина, Г. М. Шампанер.
Для решения поставленных исследовательских задач были
проанализированы современные отечественные диссертационные исследования, отражающие суть и содержание познавательного интереса личности:
формирование познавательной активности студентов в процессе обучения иностранному языку на примере медицинского вуза (Крутова, 2017); формирование познавательного интереса к изучению иностранного языка средствами активных технологий (Алыпкачева, 2016); педагогическая технология формирования учебно-профессиональной мотивации курсантов военно-морских вузов (Грибаньков, 2016); о «мягких» эталонах и их функциях в учебно¬познавательных процессах (Шехтер, 2007); компьютерные технологии в самостоятельной работе иностранных студентов на начальном этапе высшего профессионального обучения (Филиппова, 2006); развитие познавательной активности личности в условиях профессиональной переподготовки (Мосягин, 2004); развитие познавательного интереса у студентов гуманитарных вузов (Суховерова, 2003); формирование познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств, Гапоненко, 2002); педагогические условия развития мотивации достижения у студентов университета (Сальков, 2002). Помимо работ российских авторов, был изучен ряд исследований представителей зарубежных университетов: Индонезии (University of Riau), США (Washington State University и Yale University), Саудовской Аравии (King Khalid University и Majmaah University), Малайзии (Management and Science University), Венгрии (University of Szeged), Австралии (University of Tasmania), Канады (Concordia University), Китая (Восточно-Китайский педагогический университет), Испании (King Juan Carlos University), Руанды (University of Rwanda) и др.
Проблемы преодоления языковых трудностей иностранными студентами в процессе изучения РКИ (русский язык как иностранный) рассмотрены в диссертациях отечественных и зарубежных ученых: инновационные
лингводидактические аспекты адаптационной самостоятельной работы (Юрова, 2011); государственное тестирование по русскому языку как иностранному в системе европейского языкового образовательного стандарта (Буглакова, 2011); дистанционное обучение в практике преподавания русского языка в иностранной аудитории на примере авторских мультимедийных курсов «Краски-А1» и «Краски-А2» (Симона, 2011); лингвометодические основы учебника русского языка для образовательной системы Сенегала (Ндяй, 2010); педагогическая система лингвокультурной адаптации иностранных учащихся в процессе обучения русскому языку (Поморцева, 2010); лингводидактическая система профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в высшей технической школе (Романова, 2009); лингводидактические основы этноориентированного обучения русскому языку и тестирования на примере китайских учащихся (Юйцзян, 2008) и др.
Несмотря на внушительный ряд научных исследований в области познавательной деятельности, профессионально-языковой подготовки студентов- иностранцев, разработанных технологических средств, мы вынуждены констатировать, что проблема поиска путей и средств активизации интереса к русскому языку как иностранному до конца не исследована, а потому нуждается в дальнейшей разработке и разрешении выделенных противоречий:
• на научно-методическом уровне - между потребностью повышения роли познавательного интереса студентов-иностранцев к изучению русского языка и его недостаточной научно-теоретической и методической разработкой в педагогической науке и практике;
• на профессионально-нормативном уровне - между требованиями ОС ВО МГИМО (41.03.05) к подготовке высококвалифицированных выпускников вузов, их языковой компетенции как обязательному компоненту профессиональной подготовки и отсутствием критериальных показателей, отвечающих за развитие познавательного интереса студентов к изучению русского языка как иностранному;
• на социально-педагогическом уровне - между востребованностью в
специалистах международного профиля, умеющих вести
профессиональную деятельность на русском языке и недостаточным уровнем профессионально-языковой подготовки иностранных студентов в ходе обучения в вузе;
• на познавательно-исследовательском уровне - между необходимостью моделирования процесса активизации познавательного интереса студентов- иностранцев к изучению русского языка и отсутствием примеров подобного моделирования в педагогической науке;
• на инновационно-технологическом уровне - между необходимостью использования современных подходов к обучению иностранных студентов русскому языку, с одной стороны, и недостаточностью разработки эффективных технологий, активизирующих познавательный интерес студентов-иностранцев к изучению языка, с другой.
Обозначенные противоречия выявили проблему исследования, каковы эффективные технологии активизации познавательного интереса студентов- иностранцев к изучению русского языка в процессе профессиональной подготовки и возможно ли моделирование данного процесса.
В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Активизация познавательного интереса студентов-иностранцев к изучению русского языка в процессе профессиональной подготовки».
Объект исследования - познавательный интерес иностранных студентов к изучению русского языка.
Предмет исследования - процесс активизации познавательного интереса иностранных студентов к изучению русского языка средствами активных технологий.
Цель исследования - разработать теоретико-методологические основы и технолого-методическое обеспечение процесса активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку.
Гипотеза исследования состоит в том, что активизация познавательного интереса иностранных студентов средствами когнитивно-визуальных технологий эффективна, если:
• осуществлен анализ философской, психолого-педагогической литературы, позволяющий выявить основные структурные компоненты и критерии сформированности познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку;
• разработана модель активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку средствами активных технологий;
• организован и проведен педагогический эксперимент с целью проверки эффективности модели активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку в ходе профессиональной подготовки;
• разработаны технологический и диагностический комплексы, активизирующие познавательный интерес иностранных студентов к русскому языку.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Обосновать теоретический конструкт «активизация познавательного интереса иностранных студентов международного профиля к русскому языку».
2. Определить основные сущностные характеристики компонентов, критериев и уровней сформированности познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку на основании теоретического обзора и анализа научно-педагогической литературы.
3. Выявить когнитивно-визуальные технологии как фактор активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку.
4. Разработать модель активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку и технологический комплекс, обеспечивающий ее эффективность.
...
В рамках теоретико-методологического анализа диссертационного исследования было отмечено, что проблема активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку является важной задачей отечественной и зарубежной педагогической и психологической науки. Опытным путем было доказано, что познавательный интерес и проблема его активизации является отличительной чертой личности.
Осуществленное исследование позволило поставить и разрешить одну из важных теоретических задач - обосновать теоретический конструкт «активизация познавательного интереса иностранных студентов международного профиля к русскому языку», что явилось первой задачей исследования. С этой целью были проанализированы современные отечественные и зарубежные научные работы, диссертации, статьи, отражающие суть и содержание познавательного интереса личности, и суть активизации данного процесса. Решение данной задачи позволило уяснить, что познавательный интерес может быть использован в стратегии личностного и профессионального развития студентов-иностранцев.
В авторском понимании понятие «активизация познавательного интереса иностранных студентов международного профиля к русскому языку» - это специально организованный процесс, основанный на когнитивно-визуальном подходе продуктивного типа обучения, организованного через активное вовлечение обучающихся в учебную деятельность. В данной работе когнитивно¬визуальный подход рассматривается как основа разработки и внедрения таких образовательных технологий, которые отражают единство абстрактно¬логического содержания учебного материала с наглядно-интуитивными методами.
Следующей задачей стало выявление современных требований к языковой подготовке бакалавров как составной части реализации образовательной программы студентов-иностранцев. Суть требований к языковой подготовке бакалавров определена через активизацию их познавательного интереса к русскому языку, которая позволит быть им конкурентоспособными на рынке труда. Быть конкурентоспособным может такой выпускник-международник, который способен реализовать себя в будущей дипломированной деятельности, благодаря профессионализму в сфере межкультурных коммуникаций, языковой компетентности, в овладении мировым культурным наследием России, творческому подходу и эрудиции. В ходе профессиональной языковой подготовки иностранных специалистов-международников была поставлена и решена цель совершенствования языковых и профессионально-коммуникативных компетенций.
Выводы теоретической главы позволили не только определить суть и содержание теоретического конструкта «познавательный интерес иностранных студентов международного профиля к русскому языку», выявить способы его активизации, но и продемонстрировать всю его сложность. Это обстоятельство привело к необходимости структуризации познавательного интереса, определению отдельных компонентов для лучшего его понимания и осознания того, как последовательно развивать профессионально-личностные качества студентов-иностранцев в рамках активизации их интереса к русскому языку. Процесс активизации познавательного интереса иностранных студентов к изучению русского языка - это результат оптимизации развития основных структурных компонентов исследуемого явления.
Рассмотрение ключевых компетенций в рамках дисциплины «русский язык» позволило определить основной компонентный состав сформированности познавательного интереса иностранных студентов, определяющий суть и динамику активизации познавательного интереса студентов-иностранцев к изучению русского языка. Проведенный содержательный анализ в рамках структурно-функционального подхода позволил выделить четыре взаимосвязанных компонента познавательного интереса: когнитивно-знаниевый, поисково-любознательный, коммуникативно-речевой и эмоционально¬чувственный.
Исследование проблемы активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку как иностранному в теоретическом ключе, разработка структурно-компонентного состава познавательного интереса, определение уровней интереса иностранных студентов, привели к пониманию необходимости создания соответствующей модели активизации познавательного интереса. Это связано с тем, что активизация познавательного процесса иностранцев-международников представляет собой сложный, многофакторный и развивающийся процесс.
На основе структурно-функционального подхода была разработана модель процесса активизации познавательного интереса иностранных студентов к изучению русского языка, отражающая наиболее важные характеристики исследуемого процесса и демонстрирующая логику и последовательность развития мотивации студентов к изучению русского языка.
Модель активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку дала возможность изменить параметры исследования искомого процесса, разработать функциональные блоки - целеполагающий, отражающий цель исследования - активизация познавательного интереса); нормативно- компетентностный, включающий Образовательный стандарт ВО МГИМО, современные требования к выпускнику и требования работодателя; теоретико-методологический, содержащий подходы и принципы; критериально - компонентный, выражающий сущность четырех ключевых компонентов познавательного интереса; содержательно-технологический, объединяющий цифровые, когнитивно-визуальные, комплексные технологии и внеаудиторную работу, которые способствуют созданию благоприятных педагогических условий для активизации познавательного интереса; диагностико-аналитический, включающий анкетирование, наблюдение, опрос; итогово-результативный, демонстрирующий повышение уровня активизации познавательного интереса иностранных студентов международного профиля на уроках РКИ.
Представленная модель позволила разработать программу опытно-экспериментальной работы и приступить к ее реализации и внедрить ее в практику.
Целью опытно-экспериментальной работы стало определение содержательно-технологического обеспечения функционально-блоковой модели активизации познавательного интереса к русскому языку как иностранному, разработка комплекса активных технологий и выявление его эффективности.
В рамках констатирующего этапа была разработана программа опытно-экспериментальной работы; выделены контрольная и экспериментальная группы; подобраны и разработаны методики и диагностики исследования; определены критерии и показатели начального уровня познавательного интереса иностранных студентов контрольной и экспериментальной групп; осуществление наблюдения за процессом активизации уровня познавательного интереса студентов- иностранцев. Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, полученные в ходе анализа уровней сформированности познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку в ЭГ и КГ на констатирующем этапе, был сделан вывод о схожести всех трех уровней сформированности познавательного интереса студентов-иностранцев к русскому языку.
На заключительном этапе был внедрен комплекс активных технологий, повышающих интерес иностранных студентов к русскому языку. По окончания заключительного этапа студенты экспериментальной группы в результате активизации познавательного интереса демонстрировали высокий уровень стремления к осознанному познанию русского языка, понимание
страноведческих и бытовых реалий, духовных ценностей и нравственных ориентиров русской культуры. Студенты значительно расширили имеющиеся знания и научились самостоятельно накапливать новые; стали проявлять интерес к лингвострановедческой информации и устойчивое желание изучать русский язык. В конце заключительного этапа опытно-экспериментальной работы иностранные студенты экспериментальной группы стали активнее заниматься на уроках русского языка, начали проявлять творческое воображение, успешно использовали новые знания в речи, с интересом выполняли новые виды заданий и по собственной инициативе принимали участие во внеаудиторной работе. Студенты стали понимать важность самостоятельной поисковой работы на уроках русского языка, задавать больше вопросов, откликаться на предложение обсудить проблемные вопросы, проявлять интерес к познавательной литературе, демонстрировать способность к рефлексии и участвовать во внеаудиторной деятельности.
Выводы, полученные на заключительном этапе, важно было проверить на достоверность и репрезентативность с помощью количественных математических расчетов. Для достижения достоверности полученных результатов и определения динамики в рамках активизации познавательного интереса был использован тот же диагностический инструментарий, задействованный на констатирующем этапе опытно-эскпериментальной работы.
Результаты проведенной диагностики были обработаны, проанализированы и соотнесены с аналогичными данными констатирующего этапа. Для обработки данных с целью выявления динамики уровня сформированности познавательного интереса были использованы методы математической статистики.
Полученные данные уровней сформированности когнитивно-знаниевого, поисково-любознательного, коммуникативно-речевого и эмоционально-чувственного компонентов познавательного интереса иностранных студентов контрольной и экспериментальной групп, продемонстрировали, что на заключительном этапе видна разница в показателях по ЭГ и КГ, тогда как на начальном этапе значения были близки.
В результате внедрения комплекса когнитивно-визуальных технологий иностранные студенты стали проявлять творческое воображение, осознанное желание совершенствовать имеющиеся знания страноведческого характера, поисковую активность, любознательность.
Наиболее эффективными показали себя следующие когнитивно-визуальные технологии: видео-скрайбинг, основанный на принципе мультимедийности - одном из ведущих дидактических принципов современного цифрового образовательного процесса; ментальная карта, создаваемая в мобильном приложении MiMind и используемая для отработки новой лексики русского языка; веб-квест, разрабатываемый при помощи хостинга «Google Сайты»; анимационное видео, создаваемое с помощью программы Vyond; инфографика, выстраиваемая на сервисе Canva; мобильный класс в приложении «LearningApps.org»; создание виртуальной группы с использованием мессенджера WhatsApp.
Проведенная опытно-экспериментальная работа продемонстрировала активизацию познавательного интереса иностранных студентов международного профиля. Это проявилось в понимании страноведческих реалий, более заинтересованному и углубленному изучению русского языка, готовности к поисковой-исследовательской работе в рамках дисциплины «Русский язык». Данный вывод подтвержден результатами, полученными в ходе анкетирования на констатирующем и формирующем этапах с применением авторских анкет. Студенты проявляли стремление и желание общаться на русском языке с преподавателями и однокурсниками, приобретать новые знания из русскоязычных источников, изучать город пребывания, посещать музеи, путешествовать по русским городам, смотреть фильмы и читать книги на русском языке, пользоваться русскоязычными сайтами для получения необходимой информации. Многие студенты освоили специфику невербального общения с представителями культуры страны пребывания.
Таким образом, полученные результаты доказали эффективность разработанного авторского содержательно-технологического комплекса «Когнитивно-визуальные технологии на занятия РКИ», который применим при обучении иностранных студентов в российских вузах любого профиля.
Результаты исследования свидетельствует о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, поставленная цель достигнута, задачи исследования решены.
Мы не претендуем на всеобъемлемость раскрытия и освещение заявленной тематики - активизации познавательного интереса иностранных студентов к русскому языку. За рамками диссертации остались проблемы, требующие тщательного изучения в перспективных исследованиях:
- познавательный интерес как фактор повышения качества обучения русскому языку;
- обучение русскому языку как иностранному в иноязычной среде;
- изучение русского языка и культуры в разных лингвокультурных средах;
- преодоление культурных стереотипов при изучении русского языка как иностранного;
- специфика учебных заданий по русскому языку как иностранному через особенности методики в преподавании русского языка;
- развитие иноязычной речевой культуры через знание формул речевого этикета и норм современного русского языка.
1. Аверин, В. А. Психология человека от рождения до смерти энциклопедия /
B. А. Аверин. - Санкт-Петербург: «Прайм-ЕВРОЗНАК»; М.: Олма-Пресс, 2002. - 189 с.
2. Азимов, Э. Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного / Э. Г. Азимов. - М.: Издательство «Русский язык. Курсы, 2012. - 352 с.
3. Акишина, А. А. Учимся учить: Для преподавателей русского языка как иностранного / А. А. Акишина, О. Е. Каган - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. яз. Курсы, 2002. - 256 с.
4. Алексеева, Т. В. Информационные технологии в обучении иностранным языка : монография / Т. В. Алексеева. - СПб.: СПбГИКиТ, 2018. - 160 с.
5. Арефьев, А. Л. Экспорт российского образования: основные показания и тенденции / А. Л. Арефьев // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. -
C. 125-141.
6. Аристотель. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
7. Асмолов, А. Г. Деятельностный подход в образовании : монография. Книга
1 / составитель В. А. Львовский. - М.: Некоммерческое партнерство
«Авторский клуб». 2018. - 360 с.
8. Афанасьева, Н. Д. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? / Н. Д. Афанасьева // Концепт: Философия, религия, культура. - 2017. - № 1. - C. 87-93.
9. Бабинская, П. К. Коммуникативность и когнитивность - основные категории современной методики обучения иностранным языкам // Непрерывное обучение иностранным языкам: методология, теория, практика: материалы Международной научно-практической конференции (Минск, 23-24 декабря 2003 г.) / Отв. ред. Н.П. Баранова. - Минск, 2003. - Ч. 1. - С. 3-5.
10. Байденко, В. И. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт / В. И. Байденко, Н. А. Селезнева // Высшее образование в России. - 2017. - № 11. - С. 122-135.
11. Балыхина, Т. М. Некоторые вопросы содержания и технологии обучения РКИ в контексте лингводидактической прогностики / Т. М. Балыхина, А. Д. Гарцов // Вестник РУДН. Серия: Русский язык не филологам. Теория и практика. - 2004. - № 5. - С. 67-73.
12. Барабанова, Е. И. Активизация познавательной деятельности студентов средствами аудиовизуальной трансляции учебно-научной информации : монография / Е. И. Барабанова. - Липецк: ЛГПУ, 2013. - 185 с.
13. Барабанова, Е. Н. Роль познавательного интереса студентов в обучении иностранному языку / Е. Н. Барабанова // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. № 1. - С. 130-136.
14. Бароненко, Е. А. Визуальные опоры как средство активизации речевых умений студентов вузов в межкультурном образовании / Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, Т. В. Штыкова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2020. - № 1 (154). - С. 23-42.
15. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М.: Высшая школа, 1989. - 141 с.
...230