Актуальность
Коммуникативное поведение является частью широкого понятия коммуникация,
которое в свою очередь является частью человеческого бытия. Человек как
социальное существо нуждается в постоянном контакте с другими людьми (Бодалев
А.А., Ломов Б.Ф., Мерлин В.С., Мясищев В.Н., Панферов В.Н.). Реализация коммуникативного поведения возможна только через активность и деятельность. Деятельность, а, следовательно, и коммуникативное поведение рассматривается на
трех уровнях системы: личность субъекта деятельности; совокупность объективных
факторов социальной микро- и макросреды (социума); процесс взаимодействия
первой со вторыми (Карпов А.В.).
Коммуникативное поведение в современных условиях взаимовлияния реальности не опосредованной техническими средствами и виртуальной реальности, дифференцируется на коммуникативное поведение реальности не опосредованной средствами интернет среды (далее: не опосредованная реальность) и коммуникативное поведение виртуальной реальности (социальных сетей).
На настоящий момент установлены противоречия в реализации коммуникативного поведения, порождаемые социальными сетями. Социальные сети являются источником большого количества различной информации, но при этом, качество данной информации крайне низко, что является причиной того, что пользователи социальных сетей часто получают искаженную и не значимую информацию, которая формирует у них искаженное восприятие мира. Социальные сети, изначальной целью которых являлась помощь в установлении и поддержании коммуникативных связей, помогают строить общение с людьми, которые находятся на расстоянии. В то же время, социальные сети могут являться причиной интернет зависимости, которая нарушает здоровое социальное поведение индивида в реальности не опосредованной техническими средствами.
Макросоциальной функцией социальных сетей является помощь в
коммуникативной интеграции.
Феномен влияния социальных сетей на коммуникативное поведение подростков
реализуется, в том числе, и через подкрепление у них норм поведения, являющихся
одобряемыми в социальных сетях. Наиболее восприимчивыми к влиянию социальных сетей на коммуникативное поведение и наиболее активными их пользователями, оказываются подростки.
Согласно данным исследования Adobe Social, количество пользователей социальных сетей в России на 2015 год выросло почти в пять раз. В 2010 году социальными сетями пользовались 37,5 млн.человек, а в 2015 году число пользователей выросло до 82 млн. (что составляет 66% населения России в возрасте 12 - 64 лет). Социальные сети завоевали 80% дневной аудитории. Из них более 15% пользователей в возрасте от 12 до 17 лет.
В сложившихся условиях, исследование коммуникативного поведения подростков в социальных сетях является насущной и актуальной темой исследования в психологии. Особенно важно изучение влияния социального одобрения в социальной сети на коммуникативное поведение подростков, как фактора,
формирующего и подкрепляющего у индивида определенные нормы и стереотипы
коммуникативного поведения, заданные в рамках социальных сетей.
Состояние научной разработанности проблемы исследования.
На данный момент изучение особенностей реализации коммуникативного поведения в социальных сетях является острой проблемой, как в России, так и за рубежом. Ведущими направлениями исследования являются: влияние процессов социальных сетей на процессы объективной реальности (Браун С., 2011; Писаревский., 2013; Deng X.N., 2013); влияние социальных сетей на формирование личности человека (Васильев С.С., 2012; Липина Н.В., 2012; Демдоуми Н.Ю., 2013); коммуникативные особенности в социальных сетях (Браун С., 2011; Козлова Н.С., 2014; Bergs A., 2012; Kouper I., 2010); формирование зависимости от социальных сетей (Войскунский А.Е., 2004; Брынин Г.Э., 2010; Zhong Z., 2011).
В настоящее время, исследование коммуникативного поведения подростков в социальных сетях является насущной и актуальной темой исследования в психологии. Особенно важно изучение влияния социального одобрения в социальной сети на коммуникативное поведение подростков, как фактора, формирующего и подкрепляющего у индивида определенные нормы и стереотипы коммуникативного поведения, заданные в рамках социальных сетей.
Цель исследования состоит в изучении социального одобрения как фактора коммуникативного поведения подростков в социальных сетях.
Объектом исследования является коммуникативное поведение подростков в социальных сетях.
В качестве предмета выступает влияние социального одобрения на коммуникативное поведение подростков в социальных сетях.
На основании проведенного исследования, мы делаем следующие выводы.
1. Основным коммуникативным пространством подростков в не опосредованной реальности является малая группа с численностью от 2 до 15 человек, с выделением одного человека, как значимого близкого, с которым поддерживаются постоянные отношения.
Основным коммуникативным пространством в социальных сетях является большая группа с численностью от 7 до 9000 человек, со средним числом виртуальных друзей - 82 человека, в число которых входят знакомые из не опосредованной реальности и незнакомцы (личность достоверно не подтверждена) из социальных сетей.
В социальных сетях подростки более ориентированы на количество, а не на качество коммуникаций. Виртуальные друзья, которые не являются реальными знакомыми подростка, обезличены и заменяемы.
Доступность коммуникации в социальных сетях снижает активность подростков в приватной коммуникации и увеличивает активность в массовой коммуникации. Это объясняется тем, что активность в массовой коммуникации требует меньше усилий и времени, и включает в процесс коммуникации большее количество людей.
Установлено, что подростки систематически (2-3 раза в неделю) производят обновление профилей в социальных сетях, имеющих одну лишь положительную модальность оценки. Сети, имеющие и положительную и отрицательную модальности оценки, обновляются реже.
2. Коммуникативная активность подростков в социальных сетях вызвана их социальной фрустрацией и социальной изоляцией в не опосредованной реальности и поиском способов реализации социальных ролей.
Уровень социальной изоляции и фрустрированности подростков в социальных сетях субъективно ниже, что свидетельствует о том, что социальные сети более комфортный и доступный способ реализации коммуникативного поведения для подростков.
Подростки реализуют социальные роли в социальных сетях в искаженном виде. Области реализации социальных ролей: социальное Я, коммуникативное Я, физическое Я. Ведущие социальные роли не опосредованной реальности: гендерные (девушка, парень), семейные/демографические (дочь, сын, сестра, брат и т.п.), статусные (ученик, выпускник и т.п.). Преобладающие социальные роли социальных сетей: статусные специфические (опытный пользователь, новичок, блогер, фикрайтер и т.п.), роль в группах по интересам (администратор группы, редактор группы, переводчик, активный подписчик и т.п.), характерологические (скрытный, общительный, яркий и т.п.).
Установлена выраженная взаимосвязь между уровнями социальной фрустрированности и изолированности и количеством партнеров по коммуникации. то Определяется значимое снижение уровней социальной изолированности и фрустрированности подростков в социальных сетях, за счет многократного увеличения количества друзей.
3. Лингвосемантическая структура коммуникативного поведения подростков в социальных сетях характеризуется: высоким уровнем демонстративности, открытости личной информации, искажением смысла слов, высоким уровнем использования сленг- речи. Вербальный компонент является основным способом реализации коммуникативного поведения в социальных сетях.
Преобладающие темы сообщений: личная и демонстративная информация, а также отвлеченные темы, которые не несут определенной тематической нагрузки. Преобладающие формы речевых единиц, не имеющие собственного семантического содержания: междометия, маты, бессмысленные фразы. Преобладающие
коммуникативные паттерны: агрессия, шутки и демонстративность. Равное распределение положительной и отрицательной модальности коммуникативного поведения. Таким образом, зафиксировано низкое содержание смыслов в коммуникации подростков в виртуальном пространстве.
4. Активность коммуникативного поведения подростков в социальных сетях обусловлена поиском удовлетворения нереализованных потребностей в: социальном одобрении, безопасности, отдыхе, социальном принятии. Социальное одобрение в социальных сетях выражается через элементы социального одобрения социальных сетей. Социальное одобрение в социальных сетях, выражается в: «лайках», репостах, комментариях и подписках. Способы социального одобрения в социальных сетях имеют двойственную направленность: с одной стороны, как способ социального одобрения реципиенту; с другой стороны, косвенный способ привлечения социального одобрения коммуникатору.
Социальное одобрение в социальных сетях имеет высокую субъективную значимость и субъективно ценно для преобладающего большинства подростков. С целью получения социального одобрения в социальных сетях, подростки корректируют коммуникативное поведение в рамках норм и стереотипов социально одобряемого поведения социальных сетей. Подростки демонстрируют ожидаемые паттерны поведения: открытость, доступность личной информации, демонстративность, активное обновление профиля, предоставление востребованной информации, выражение социального одобрения другим пользователям сети, использование специфических для социальных сетей форм общения. Преобладающее большинство подростков формируют коммуникативное поведение под влиянием поиска социального одобрения в социальных сетях.
5. Аккаунты с большим числом подписчиков, «лайков», репостов и комментарий привлекают к себе больше подростков и большее число элементов социального одобрения. Пользователи, имеющие высокое число «лайков» (как основного элемента социального одобрения в социальных сетях) в своей поведении отличаются высокой демонстративностью, агрессивностью, открытостью.
Социальное одобрение в социальных сетях в среде подростков взаимосвязано с параметрами: лингвосемантическая структура коммуникативного поведения и ролевая структура коммуникативного поведения, и непосредственно влияет на реализацию данных параметров в рамках социальных сетей.
Эмпирически установлена взаимосвязь между использованием речевых форм коммуникации и коммуникационными паттернами у подростков. Самая высокая коммуникационная нагрузка попадает на речевую форму - умышленные ошибки, которые взаимосвязаны с паттернами агрессия, демонстративность, принятие и шутки, и на сформированный сленг, который взаимосвязан с агрессией, демонстративностью, близостью и принятием.
Установлена взаимосвязь между использованием речевых форм коммуникации и основными темами сообщений. Самая высокая коммуникационная нагрузка попадает на речевые формы: бессмысленные фразы, междометия и умышленные ошибки. Данные речевые формы имеет значимую взаимосвязь со всеми темами сообщений: Эмоции, информация о третьих лицах, групповая информация, демонстративность, флирт, политика, отвлеченные темы, личная информация. Также высокую коммуникационную нагрузку имеет сформированный сленг, он значимо взаимосвязан со всеми темами сообщений, исключая один только флирт.
Установлена значимая взаимосвязь между коммуникативными паттернами и социальным одобрением в коммуникации подростков в социальных сетях. Установлена значимая взаимосвязь между темами сообщений и социальным одобрением в коммуникации подростков в социальных сетях. Подростки демонстрируют поведение, отвечающее нормам виртуального сообщества и публикуют и обсуждают востребованную в социальных сетях информацию, что позволяет им привлечь больше социального одобрения.
Установлена значимая взаимосвязь между социальным одобрением в социальных сетях и субъективной значимостью социального одобрения в социальных сетях. Существует значимая взаимосвязь между социально-одобряемым поведением и стремлением к получению социального одобрения. Подростки знают нормы поведения, принятые в социальных сетях и сознательно следуют им, чтобы быть принятыми виртуальным сообществом. Подростки принимают эти нормы и правила, даже если они несут деструктивный характер. Таким образом, уровень критики подростков к информации в социальной сети снижен, они усваивают любую транслируемую им информацию через социальные сети, если она подкрепляется элементами социального одобрения.
6. С целью получения социального одобрения в социальных сетях подростки строят свое коммуникативное поведение в рамках социальных норм и стереотипов одобряемого поведения в социальных сетях. Эмпирически установлено, что основной целью активности коммуникативного поведения подростков в социальных сетях является получение одобрения от социальной группы.
Степень мотивации получения социального одобрения влияет на количество элементов социального одобрения в социальных сетях. Замотивированные на получение социального одобрения подростки проявляют коммуникативную активность в рамках социально-одобряемого поведения и получают больше социального одобрения в социальных сетях, чем не замотивированные подростки.
Установлены субъективные представления подростков о целях коммуникативной активности в социальных сетях. Преобладающее большинство подростков обращаются к социальным сетям, как к способу отвлечься от проблем и избавиться от стресса, так как социальная сеть содержит в себе больше свободы действий и возможностей безопасного обсуждения своих трудностей.
Сопоставив количество друзей в социальных сетях и количество «лайков», мы делаем вывод о том, что коммуникативное поведение подростков направлено на получение количественных показателей социального одобрение, а не на его качество. Учитывая то, что в не опосредованной реальности понятие «друг» имеет в себе ценностный аспект, и рассматривается как показатель близких и исключительных отношений между людьми, друзьями человеку могут стать лишь ограниченное количество людей, обладающих определенными качествами и находившиеся в контакте длительное время. В социальных сетях ценность понятия «друг» снижается. В «друзья» может быть добавлен абсолютно незнакомый человек, чью личность нельзя подтвердить достоверно. Качество уступает количеству, как в «дружбе» так и в коммуникативном поведении. Согласно полученным результатам, мы делаем вывод о том, что увеличение числа друзей в социальных сетях снижает качество коммуникативного поведения, но увеличивает количество социального одобрения в социальных сетях.
7. Закрепления негативных коммуникативных паттернов можно предотвратить методами профилактики и коррекции. Разработанная программа психологического сопровождения коммуникативного поведения подростков в социальных сетях позволила снизить социальную изолированность и фрустрированность подростков в не опосредованной реальности; снизить выраженность семантического дефицита; снизить объема употребления междометий, мата, бессмысленных фраз; улучшить качество коммуникативного поведения в социальных сетях (уменьшение числа «обезличенных» друзей).
Информированность подростков об особенностях их коммуникативного поведения, а также возможность удовлетворить потребность в социальном одобрении напрямую от значимых близких, снижает коммуникативную активность подростков в социальных сетях.
1. Самосват, О.И. Субъективная ценность социального одобрения в социальной сети в среде подростков [Текст] / О.И.Самосват// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия лингвистика и педагогика// Курск, 2015 - №3 (16). - С.127-131.
2. Самосват, О.И. «Лайк» в социальных сетях как показатель социального одобрения в подростковой среде [Текст] / О.И.Самосват// Казанский педагогический журнал. - Казань, 2015 - №6 (113) часть 1. - С.148-150.
3. Самосват, О.И. Открытый доступ к личной информации в социальных сетях, как способ привлечения социального одобрения подростками в интернет пространстве [Текст] / О.И.Самосват//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки - Белгород, 2015 - № 24 (221), вып.28. - С.194-198.
4. Самосват, О.И. Поиск социального одобрения как основной мотив коммуникативной активности подростков в социальных сетях[Текст] / О.И.Самосват//Вестник университета Российской академии образования. - Москва, 2015 - №5(78). - С.90-93.
а также в следующих публикациях автора:
5. Самосват, О.И. Лингвосемантическая структура коммуникативного поведения подростков в социальных сетях [Электронный ресурс]/ О.И.Самосват//Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-20 1 5» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2015.
6. Самосват, О.И., Никишина, В.Б. Демонстративное поведение подростков в социальных сетях как способ получения социального одобрения [Текст]/ В.Б. Никишина, О.И.Самосват // Психологические и общекультурные детерминанты здоровья человека: сборник материалов межвузовской научн. -практ. конф.(8-10 апреля 2015 г.)/Белгород:ООО «Эпицентр», 2015. - С.255 -258.
7. Самосват, О.И. Лингвосемантические особенности коммуникации подростков в виртуальном пространстве /О.И.Самосват// Молодые ученые - медицине: Материалы XIV научной конференции молодых ученых и специалистов с международным участием: [Текст] - Владикавказ: ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России: Изд-во «Олимп», 2015. - С.205 - 210.
8. Самосват, О.И. Формирование коммуникативной культуры подростков по средствам
виртуальной коммуникации в социальных сетях [Текст] / О.И.Самосват//«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» [электронный ресурс]: электронный научный журнал. Рязань, 2015. - С.320-325.
www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru;
9. Самосват, О.И. Субъективные представление подростков о результатах коммуникативной активности в социальных сетях [Текст] / О.И.Самосват// Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы V Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции с международным участие. - Курск:
КГМУ, 2015. - С.293-298.
10. Самосват, О.И. Мотив одобрения - ведущий мотив коммуникативной активности подростков в социальных сетях [Текст] / О.И.Самосват// Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: мат. междунар. науч.- практ. конф. (г. Белгород, 19-20 ноября 2015 г.) / отв. ред. Ю.А. Зубок. - Воронеж: ООО «ПТ», 2015. - С.174-180.
11. Самосват, О.И., Никишина, В.Б. Особенности коммуникативного поведения подростков под влиянием поиска социального одобрения в социальных сетях [Текст] /
B. Б. Никишина, О.И.Самосват// Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 19-20 ноября 2015 г.) / отв. ред. Ю.А. Зубок. - Воронеж: ООО «ПТ», 2015. -
C. 149-156.
12. Самосват, О.И., Никишина, В.Б. Эмпирическое исследование способов социального одобрения в социальных сетях [Текст] / В.Б. Никишина, О.И.Самосват // Scientific achievements of the third millennium. Collection of scientific papers, on materials of the international scientific-practical conference November 30, 2015 Ed. SIC "LJournal", 2015. -
p.38 - 40.