ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА 31
1.1. Генезис становления системы профессиональной языковой подготовки студентов в российских вузах 31
1.2. Факторы, влияющие на становление системы профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза 61
1.3. Основные подходы к профессиональной языковой подготовке
студентов в вузе 84
Выводы по первой главе 115
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА 118
2.1. Требования к профессиональной языковой подготовке студентов
языковых и неязыковых вузов 118
2.2. Сущность и содержание иноязычной компетентности студентов
вузов и факультетов с усиленной языковой подготовкой 135
2.3. Критерии и показатели оценки проявления иноязычной
компетентности студента в поликультурной среде вуза 163
2.4. Поликультурная среда вуза в профессиональной языковой
подготовке студентов 185
Выводы по второй главе 226
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В ВУЗЕ 229
3.1. Концепция профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза 229
3.2. Этнолингвокультурная направленность профессиональной
языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза 266
3.3. Модель реализации концепции профессиональной языковой
подготовки студентов в поликультурной среде вуза 298
3.4. Содержательно-технологическое и методическое обеспечение
модели профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза 319
Выводы по третьей главе 350
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА353
4.1. Методика экспериментальной проверки содержательно -
технологического и методического обеспечения модели профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза 353
4.2. Реализация содержательно-технологического и методического обеспечения модели профессиональной языковой подготовки студентов
вузов 370
4.3. Динамика развития профессиональной языковой подготовки
студентов в поликультурной среде вуза 417
4.4. Пути повышения эффективности реализации модели
профессиональной языковой подготовки студентов в вузе 435
Выводы по четвертой главе 449
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 452
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 457
ПРИЛОЖЕНИЯ 497
Актуальность исследования. Развитие межгосударственных отношений усиливает необходимость лингвокультурного образования подрастающего поколения. Знание языков обусловливает характер и направленность, результативность процессов, связанных с взаимодействиями между государствами на социально-экномическом, образовательном, культурном уровнях. С.В. Лавров в своей статье о направленности межгосударственных отношений отмечает, что ценности, составляющие основу межгосударственной политики в условиях трансформации миропорядка, необходимо соотносить с историей и сложившейся культурой каждой нации; только такой подход гарантирует возможность построения межгосударственных отношений, ориентированных на установление межнациональных и межэтнических диалогов, сохранение мира, признание языковых и образовательных прав государств, свободное самоопределение народов и личности .
Следовательно, общество испытывает потребность в личности, самореализующейся в поликультурной среде на основе языка, опыта постижения и усвоения культур в их своеобразии, а также сформированных умений решать проблемы социальных взаимоотношений в поликультурном пространстве на основе сформированной позиции личности как гражданина российского государства. Основы такого личностного и профессионального взаимодействия закладываются в образовательных организациях.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства в 2017 г. на срок реализации 2018-2025 гг., одной из целей деятельности вузов обозначено воспитание личности, которая отличается социальной ответственностью, сформированной на основе усвоения ею культурных традиций российского народа и духовно-нравственных ценностей народов России . Данный факт находит также свое подтверждение в содержании Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г., где отмечается, что деятельность образовательных организаций нацелена на решение задач сохранения и развития национальной культуры, формирования культуры межэтнических и межнациональных отношений в мировом пространстве .
Языковая подготовка студентов осуществляется в условиях определенной поликультурной образовательной среды в вузах. Для этой системы характерны факторы (внешние - социальные, экономические, политические; внутренние, характеризующие информатизацию вуза, традиции в образовании и др.), существенно влияющие на процесс и результат профессионального обучения. Данное обстоятельство диктует необходимость учета воздействия этих факторов и обусловливает этнолингвокультурную направленность профессиональной языковой подготовки студентов в вузе. Это будет способствовать тому, что профессиональное обучение студентов приобретает ориентированность на потребности профессиональной деятельности выпускника как гражданина российского государства и учет этнокультурных особенностей студента.
В области профессиональной языковой подготовки студентов к работе в поликультурной среде образовательная система российской высшей школы сложились свои традиции, которые необходимо сохранять и развивать с учетом потребностей социума в подготовке национальных кадров. С.Г. Тер- Минасовой подчеркивается ориентированность языковой подготовки в вузе на передачу подрастающему поколению общекультурных и национальных концептов посредством нацеленности образовательной деятельности на осознание студентом уникальности феноменов, характеризующих мировую и национальную культуры.
Поэтапно организованный образовательный процесс, нацеленный на сознательное овладение иностранным языком в качестве средства осуществления будущей профессиональной деятельности личностью как гражданином российского государства, является той основой, которая, во- первых, характеризует поликультурную образовательную среду; во-вторых, учитывает своеобразие обучаемых, особенности их этнической и национальной культур, языка, предрасположенность к овладению иноязычной компетентностью; в-третьих, позволяет оказывать комплексное образовательное воздействие на студента - в планах его профессионального развития и личностного становления.
В российском образовании сложилась система профессиональной языковой подготовки студентов, существо которой раскрыто в отдельных аспектах. Изложенное определяет актуальность разработки теоретико-методологических основ развития системы профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Изучение научной литературы показало, что в ней нашли отражение многие вопросы, обусловленные потребностями профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза.
На методологическом уровне раскрыты: сложившиеся подходы к профессиональной языковой подготовке студентов (М.В. Давер , Н.В. Попова , Е.Р. Поршнева , D. Palfreyman , C. Rogers , др.), в том числе, системный подход к становлению профессионального языкового образования (А.Е. Иванов9 , Е.А. Князев , И.А. Корягина , Б.А. Лапидус , М.В. Ляховицкий , А.А. Миролюбов , Ф.Г. Паначин , И.Ф. Плетнева , др.); факторы, существенно влияющие на языковую подготовку подрастающего поколения в образовании (Н.М. Андронкина , Н.М.
19 20 21 22
Ахмерова , Е.С. Бабунова , Л.П. Карпушина , П.И. Касаткин , В.С. Лузан , М.Б. Насырова , М.В. Силантьева , Т.К. Солодухина , L. Lister , J. Moule , Elfriede G. Schlesinger , Joseph E. Trimble , др.). В то же время вопросы лингвокультурного и этнокультурного подходов в совершенствовании системы профессиональной языковой подготовке студентов в поликультурной среде вуза не получили достаточного отражения.
На теоретическом уровне исследованы:
- сущность профессиональной компетентности (В.Ф. Аитов29 30 , В.Н. RnP ПРЫРкЧЛ Ы3 Тч Д ПАКЯТТПКЯ R Л/1 VMR3 ТТ-М- РйПРЦ С* L АПСтТЛ^Я
Введенский , Е./Р. Леванова , B.IVI. монахов , дж. равен , Х^.Б. х^ерякова , А.В. Хуторской , В.Д. Шадриков , др.) и специфика содержания иноязычной компетентности будущего специалиста (С.Н. Алиев , К.Э. Безукладников , О.В. Варникова , И.А. Зимняя , З.И. Коннова , R. Lado , др.); организация образовательного процесса в вузах (Ю.К. Бабанский , П.Ф. Каптерев , Б.Т. Лихачев , П.И. Пидкасистый , Т.А. Стефановская , др.);
- вопросы, оптимизирующие социально-личностное развитие обучающихся (А.Б. Афанасьева , У.С. Борисова , Г.Н. Волков , Л.В. Мардахаев , А.В. Мудрик , А.Б. Панькин , В.К. Шаповалов , A.J. Castro ; K.J. Kennedy ; R.T. Knowles , др.). Однако аспекты лингвокультурного содержания и реализации его основных положений в будущей профессиональной деятельности личности как гражданина российского государства в условиях поликультурной среды вуза не получили достаточного проявления.
На технологическом уровне определены: содержание и особенности технологий профессионального образования и способы реализации образовательных программ в подготовке студентов к будущей
профессиональной деятельности (М.А. Галагузова , В.В. Гузеев , В.Г. Кашинцева , М.М. Левина , Т.Г. Мухина , А.А. Остапенко , Г.К. Селевко , др.). В то же время вопросы технологии поэтапной
образовательной деятельности, направленной на подготовку
лингвокультурной личности студента, не получили в литературе достаточного отражения.
Изложенное позволило выявить сложившиеся противоречия:
- на методологическом уровне: между значимостью лингвокультурной подготовки личности в вузе и недостаточным вниманием к лингвокультурному и этнокультурному подходам в профессиональной языковой подготовке студентов;
- на теоретическом уровне: между необходимостью осуществления профессиональной языковой подготовки студентов вуза в соответствии с повышенными требованиями к выпускникам для работы в поликультурной социальной среде и недостаточным вниманием к теоретическим аспектам совершенствования отмеченной системы подготовки, становления лингвокультурной личности с осознанной гражданской позицией в поликультурной среде вуза;
- на технологическом уровне: между потребностью обеспечить качественную профессиональную языковую подготовку и недостаточным вниманием к технологиям поэтапной образовательной деятельности,
направленной на профессиональную языковую подготовку
лингвокультурной личности студента как гражданина России.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-методологических и содержательно-технологических основ
профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза.
Проблема исследования обусловила выбор темы: «Система профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза».
Цель исследования: разработать теоретико-методологические и содержательно-технологические основы системы профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза.
Объект исследования: система профессиональная языковая
подготовка студентов в поликультурной среде вуза.
Предмет исследования: содержание и технология профессиональной языковой подготовки лингвокультурной личности студента с осознанной гражданской позицией в поликультурной среде вуза.
Концептуальная идея исследования. Система профессиональной языковой подготовки ставит перед собой цель формирования готовности к профессиональной деятельности у выпускника, обладающего иноязычной лингвокультурной компетентностью. Такая компетентность формируется на базе этнолингвокультурного опыта (познания родной культуры и овладения языками), на духовно-нравственной основе, национальной
самоидентификации, осознанной и целенаправленной деятельности по овладению иностранным языком, что обеспечивает осознанность и открытость студента для развития требуемых компетенций, становления его как лингвокультурной личности с осознанной гражданской позицией.
Формирование у студентов иноязычной компетентности в поликультурной среде вуза диктует необходимость учета культур (этнической, национальной, иноязычной) в образовательном процессе, профессионального воспитания, а также этнолингвокультурной направленности овладения иностранным языком, что обусловлено потребностями профессиональной деятельности выпускника как гражданина российского государства и этнокультурными особенностями студента.
Реализация концепции предполагает индивидуально-
дифференцированный подход к решению задач становления профессионально направленной лингвокультурной личности с осознанной гражданской позицией. Образовательная деятельность строится поэтапно, с учетом этнолингвокультурной когнитивности студентов, посредством лингводидактики, с опорой на лингвокультурную коммуникативность в учебное и внеучебное время, накопления опыта самореализации в будущей профессиональной деятельности. Такая организация образовательной деятельности способствует как более качественной профессиональной языковой подготовке обучаемых, так и развитию их личностного потенциала (духовно-нравственного, коммуникативного и профессионального).
...
Развитие социально-культурной цивилизации требует включения личности в социальную поликультурную среду с опорой на её способности к пониманию и участию в межкультурной коммуникации, осуществлению профессиональной деятельности с использованием средств иностранного языка, с позиции личности как гражданина российского государства. Данное обстоятельство обусловливает необходимость развития у личности иноязычных компетенций, которые закладываются в образовательной организации - в вузе, и развиваются в специально организованной среде, характеризующейся поликультурностью. Таким образом, уровень иноязычной готовности к межкультурной коммуникации и иноязычному профессиональному общению личности как гражданина российского государства в поликультурном социуме зависит от подготовленности обучаемых как в профессиональном плане, так и в личностном. Следовательно, профессиональная языковая подготовка студентов
ориентирована на формирование у них профессиональных и личностных качеств, относящихся к иноязычной лингвокультурной компетентности, в зависимости от профессионального назначения и с учетом культуры (иноязычной, национальной, этнической).
Ориентированность профессионального образования на культуру предполагает нацеленность образовательной системы конкретной организации на формирование у студентов качеств, позволяющих им применять усвоенное в вузе лингвокультурное содержание при осуществлении профессиональной деятельности. Социальные процессы (направленность на создание консолидированного европейского образовательного пространства, расширение границ межкультурного взаимодействия) обусловливают то, что значимыми для выпускника вуза выступают качества, обеспечивающие его деятельность поликультурной социальной среде с использованием средств иностранного языка, в процессах
взаимодействий с участниками этой профессиональной среды - носителями иноязычной культуры. Сформированность таких качеств, являющихся основой для осуществления профессиональной деятельности, влияет на процессы становления лингвокультурной личности с осознанной гражданской позицией, приобретение качеств и способностей,
характеризующих её в качестве языковой и культурной личности, ориентированной на познание иноязычной культуры и овладение иностранным языком с позиции гражданина российского государства. Это позволяет лингвокультурной личности самореализоваться в условиях многообразия культур в поликультурном социуме.
Решению задач, связанных подготовкой студентов к осуществлению профессиональной деятельности в поликультурном социуме способствует реализация этнолингвокультурной направленности образовательного процесса - ориентированность профессиональной языковой подготовки на усвоение студентами лингвокультурного содержания в поликультурной образовательной среде вуза, с целью применения усвоенного содержания в межкультурном и профессиональном общении, при осуществлении профессиональной деятельности средствами иностранного языка личностью как гражданином российского государства. Этнолингвокультурная направленность профессиональной языковой подготовки студентов предполагает ориентированность образовательного процесса в вузе на овладение ими иностранным языком в единстве с усвоением содержания иноязычной культуры, во взаимосвязи с национальной культурой, с учетом этнокультурных особенностей личности каждого обучаемого. Именно такой подход, ориентированный на учет культур, позволяет решать поставленные задачи профессиональной языковой подготовки студента, способного к осуществлению профессиональной деятельности средствами иностранного языка, с проявлением личностной позиции обучаемого как гражданина российского государства.
Отмеченные положения обусловливают значимость исследования вопросов, касающихся формирования иноязычной лингвокультурной компетентности студентов в поликультурной среде вуза.
При проведении исследования сформулированы следующие выводы:
1. Становление системы профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза является поэтапным процессом и подвержено влиянию факторов социально-политического, экономического, образовательного характера.
2. Учет культуры (иноязычной, национальной, этнической) в организации образовательной деятельности по передаче, познанию, усвоению лингвокультурного содержания в профессиональной языковой подготовке студентов обеспечивает достижение образовательных целей, касающихся профессионального и личностного развития обучаемых.
3. В условиях перехода на многоуровневое образование к профессиональной языковой подготовке бакалавров предъявляются требования, выражающиеся в сформированности у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности в поликультурной социальной среде средствами иностранного языка, с проявлением позиции личности как гражданина российского государства в поликультурном социуме. Такая личность выпускника выступает как лингвокультурная, с осознанной гражданской позицией.
4. Обучающая деятельность, организованная с учетом культуры, обеспечивает развитие компонентов иноязычной лингвокультурной компетентности студентов в процессе овладения ими иностранным языком и содержанием иноязычной культуры с учетом этнокультурных особенностей каждого обучаемого и направленностью на проявления лингвокультурной личности с осознанной гражданской позицией.
5. Ориентированность образовательного процесса вуза на культуру
позволяет реализовать этнолингвокультурную направленность
профессиональной языковой подготовки студента как гражданина российского государства, с направленностью данного процесса на последовательную реализацию лингвокультурного содержания в решении задач развития требуемых иноязычных компетенций и становления лингвокультурной личности с осознанной гражданской позицией.
6. Модель профессиональной языковой подготовки студентов в поликультурной среде вуза представляет собой совокупность основных компонентов исследуемого образовательного процесса, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
7. Технология профессиональной языковой подготовки студентов (ПЯПС) в поликультурной среде вуза строится на модульной основе и базируется на поэтапной комплексной реализации этнолингвокультурной направленности образовательного процесса, ориентированного на последовательное решение задач по развитию иноязычных компетенций, образующих иноязычную лингвокультурную компетентность, и становлению лингвокультурной личности с осознанной гражданской позицией.
8. В процессе проведения экспериментальной проверки выявлены трудности и факторы риска, на основе анализа которых определены пути повышения эффективности реализации модели профессиональной языковой подготовки студентов.
Представленное диссертационное исследование претендует на изучение вопросов языковой подготовки профессиональных кадров в вузе, в условиях многоуровневого образования, осуществляемого в поликультурной образовательной среде. Мы рассмотрели профессиональную языковую подготовку студентов в поликультурной среде вуза как систему, которая:
- во-первых, строится на основе совокупности компонентов и связей, отраженных в модели, сконструированной на основе концептуальной идеи, с учетом механизмов функционирования и развития системы;
- во-вторых, предусматривает образовательный процесс, описание которого представлено в концепции и реализовано средствами технологии профессиональной языковой подготовки студентов (ПЯПС) в поликультурной среде вуза, с учетом специфики (этнолингвокультурной направленности) и нацеленности данного процесса на формирование иноязычной профессиональной компетентности и решаемых задач по становлению лингвокультурной личности с осознанной гражданской позицией.
Содержание положений отмеченных положений представлено на рисунке 14.
...
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 335 с.
2. Агапов, И. Г. Проектирование инициативной педагогической среды в условиях компетентностного подхода в образовании / И. Г. Агапов // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 10. - С. 9-14.
3. Адольф, В. А. Об одном из подходов к обеспечению качества процесса профессиональной подготовки специалиста / В. А. Адольф, Т. Н. Бойко, И. Ю. Степанова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2008. - № 1. - С. 13-17.
4. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учебное пособие / сост. Т. Г. Мухина.
- Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. - 97 с.
5. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. - 5-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА. - 2016. - 288 с.
6. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки / Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. / Под ред. А. А. Бодалева. - М. : Педагогика, 1980. - 288 с., ил.
7. Анненкова, А. В. Мужкультурная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным языкам в языковом вузе / А. В. Анненкова // Известия Российского государственного педагогического университета им.
A. И. Герцена. 2009. - № 102. - С. 121-125.
8. Артамонова, Е. И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала / Е. И. Артамонова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10. - С. 4-9.
9. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека : 2-е изд., испр. / Н. Д. Арутюнова. - М. : Языки русской культуры. - 1999. - I-XV, 896 с.
10. Архангельский, С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. - М. : Высшая школа, 1976.
- 200 с.
11. Аршинов, В. И. Философия образования и синергетика: как синергетика может способствовать становлению новой модели образования? / В. И. Аршинов // Материалы Московского синергетического форума. - М. : РАГС, 1996. - С. 24-27.
12. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление /
B. Г. Афанасьев. - М. : Политиздат, 1981. - 432 с.
13. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы : монография / А. Б. Афанасьева. - СПб. : Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2009. - 296 с.
14. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / А. Б. Афанасьева // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 3. - С. 189-195.
15. Бабунова, Е. С. Место культуры и ее этнических функций в этнокультурном образовании / Е. С. Бабунова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 221- 228.
...535