Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОВЕСТКИ ГРЕЧЕСКИХ СОЦИОЛОГОВ

Работа №179575

Тип работы

Диссертация

Предмет

социология

Объем работы150
Год сдачи2021
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ГРЕЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТУРБУЛЕНТНЫХ ПРОЦЕССОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. . 20
§1.1. Факторы зарождения «социологической идеи» в Греции 20
§1.2. Институционализация академической социологии в контексте
модернизации и обострения социальных проблем 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА 2. ПЛЮРАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И КАНАЛОВ
ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В 49
§2.1. Профессионализация греческого социологического сообщества в период возрождения социальной науки и накопления эмпирического знания 49
§2.2. Образование как канал распространения социологического знания в
Греции 55
§2.3. Укрепление статуса социологии в Греции 68
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 75
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОВЕСТКА ГРЕЧЕСКИХ СОЦИОЛОГОВ В НАЧАЛЕ XXI В 78
§3.1. Семейная повестка как пример сочетания универсального и национального в исследовательской практике греческих социологов 78
§3.2. Содержание социальной и исследовательской повестки в современной
Греции 90
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УСТАВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (1909) 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРЕЧЕСКОЙ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ


Актуальность темы обусловлена научными и социальными причинами. Социальный аспект актуальности состоит в наличии единой цивилизационной общности, многовековой культуры, многочисленных пересечений исторического пути и языкового родства между Россией и Греций.
Несмотря на то, что греческие социологи ведут активную научную и академическую деятельность, проводят интересные исследования по новейшим социальным вызовам и проблемам, активно публикуются как в греческих, так и в признанных европейских научных изданиях, состоят в социологических объединениях, налаживают и поддерживают контакты с западными коллегами, в отечественном социологическом поле не сформировано устойчивое представление о греческой социологии, что, несомненно, определяет потребность в заполнении этой информационной лакуны. Некоторые греческие социологические журналы учреждены в первой половине XX в., что говорит о масштабности и академичности греческой социологии.
Что касается научного аспекта актуальности, то очевидно, что кейс греческой социологии расширяет представления о плюрализме европейской социологии, о соотношении универсального и национального в социологии , о влиянии социально-политической истории на формирование научной школы, о содержании научного дискурса.
Дополнительную уникальность и актуальность работе придает проведенный в ходе исследования анализ содержания материалов, опубликованных по особенностям взаимодействия двух стран в разных сферах по итогам четырёх перекрёстных годов (2016 - Перекрёстный год культуры, 2017 - Перекрёстный год туризма, 2019-2020 - Перекрёстный год языка и литературы, 2021 -
Перекрёстный год истории и 200-летия независимости Греческой Республики).
Анализ контента статей, интернет-публикаций и сайтов научных организаций на трёх языках (русском, английском и греческом) позволил сформировать корпус исследования, представляющий греческую
социологическую мысль в российском социологическом поле, и сделать вывод о научном вкладе греческих ученых в мировую социологическую науку. Сегодня между нашими странами отсутствуют прочные связи в сфере обмена актуальной социологической информацией, что во многом обусловлено вакуумом данных о современной греческой социальной науке.
В этой связи актуальность работы заключается в восполнении дефицита информации о греческой социологии для стимулирования интереса к исследованиям греческих коллег и активизации научных контактов между учеными двух стран.
Степень разработанности проблемы. Данная работа опирается на три вида исследований, непосредственно и опосредованно связанных с развитием греческой социологии.
Первый блок работ - это труды на греческом языке по проблемам семьи, национальной идентичности, политической жизни страны, распределению гендерных ролей, цифровизации. Здесь примечательными являются следующие работы: исследование авторов А. Франгудаки, Ф. Драгона (А. ФраукоиЗакр, 0. Арауш'а) 1997 г. «Что есть наша родина? Этноцентризм в образовании» , статья 2014 г. В. Коллиа «Интернет на службе равенства полов» , аналитический доклад Л. Марату-Алипранди 2011 г. «Семья в современной Греции: процессы и трансформации» , две работы Л.М. Мусуру - 1999 г. «Кризис семьи и кризис ценностей» и «Семья и семейная политика» , исследование Г.С. Превелакиса
«Кто мы? Геополитическая составляющая греческой идентичности»5 ,
опубликованное в 2016 г., монография Н. Панайотопулоса 2020 г. «Об
автономности греческой социологии» и др.
Второй блок работ о греческой социологии представляют англоязычные публикации. В 1990-е годы вышла целая серия статей на английском языке, в которой проводилась связь между политической жизнью страны и трансформацией научного дискурса. Из текстов следует, что греческая социология, пройдя в течение XX в. несколько этапов становления, к началу 2000-х годов достигла высоких научно-исследовательских результатов. Каждый автор акцентирует внимание на специфике отдельных периодов, но их сочетание формирует объемное представление об особенностях развития социологии в Греции. Во-первых, это прямое влияние политического фактора на судьбу социальной науки в Греции в XX веке, что привело к разрывам в научной эволюции и отставанию от других европейских стран. Во-вторых, зависимость от западного научного дискурса, породившая вопрос о статусе национальной школы греческой социологии . Несмотря на эти факторы, погружаясь в тексты греческих учёных, становится очевидным тезис А. Киртсиса, что «история социологии в Греции намного интереснее, чем это могло бы показаться на первый взгляд» .
Здесь стоит отметить работы И. Ламбири-Димаки (J. Lambiri-Dimaki) «Социология в Греции: тенденции и перспективы» , Н. Кокосалакиса (N. Kokosalakis) «Политика и социология в Греции, 1950-98» , К. Кассимати (K. Kassimati) «Развитие социальных исследований в Греции» , П.Г. Цаусиса
(P.G. Tsaousis) «Греческая социальная структура» , А.А. Киртсиса (A. A. Kyrtsis) «Греческая социология: действительно ли она существует?»
и «Греческие модернизаторы в межвоенный период и социологическая идея» , а также работы М. Саматаса «Изучая технологии наблюдения в Греции: методологические и другие проблемы авторитарной контрольно-надзорной культуры» .
Третий блок представляют научные исследования отечественных специалистов, посвященные анализу и специфике политического и социального устройства Греции. Здесь стоит выделить работу Е.Г. Круговой «Черные полковники» в Греции» , опубликованную в 2001 г. в журнале Новая и новейшая история, № 3; работы Ю.Д. Квашнина «Социальное государство в Греции: становление, развитие, реформирование» (2014 г., журнал Международная экономика ), «Кризис в Греции» (2011 г., журнал Мировая экономика и международные отношения №4 ), «Политический кризис в Греции: новые партии и старые идеи» (2012 г., журнал «Вопросы экономики» №7 ), а также сборник статей ИМЭМО РАН под ред. Ю. Д. Квашнина «Современная Греция в мировой экономике и политике» (2013 г.), работу Я.М. Миркина «Греческий переполох» (2015 г., журнал «Профиль», № 2522), работу А.В. Зимакова «Греция: особенности региональной политики» (2009 г., журнал «Современная Европа», №2 ).
Несмотря на имеющийся задел, на русском языке, однако, отсутствует системный анализ процесса развития греческой социологической мысли, что определило выбор темы диссертационного исследования.
Цель исследования - выявить внешние и внутренние социально-политические условия и факторы, повлиявшие на развитие национальной школы греческой социологии, а также на конструирование и изменение научно-исследовательской повестки греческих социологов.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
1. Систематизировать социально-экономические, политические и научные условия поэтапного развития и институционализации национальной школы греческой социологии;
2. Проанализировать генезис и процесс трансформации социологической повестки греческих социологов в контексте социально-политической модернизации греческого общества ХХ в.;
3. Раскрыть особенности формирования и эволюции сообщества греческих социологов в диахронии;
4. Показать вклад греческих социологов в развитие европейской социологии;
5. Выделить основные подходы для изучения общества, которых придерживаются греческие социологи;
6. Обозначить основные приоритеты исследовательской повестки греческих социологов, которые формируются на стыке национального и глобального контекстов.
Объектом диссертационного исследования является социально-политический контекст становления и развития греческой социологии.
Предмет исследования составляют национальные особенности повестки греческих социологов в контексте ее развития как части общеевропейского социологического дискурса.
Теоретико-методологическую основу составляют подходы, способные объяснить особенность каждого периода эволюции греческой социологии:
8 парадигмальный (развитие науки как смена парадигм через научную революцию), исторический подход (развитие науки посредством накопления знаний, диалектический принцип перехода количественных изменений в качественные), научный диффузионизм (объясняет развитие национальной науки посредством заимствования научных идей и концепций).
Труды, лежащие в основе анализа и отражающие эти подходы, разделены на несколько категорий.
К первой категории отнесены работы, которые содержат информацию о методологических принципах изучения развития социальной науки и социологического дискурса. Это работы Ч.Р. Миллса «Социологическое воображение» , Т. Куна «Структура научных революций» , З. Баумана «Мыслить социологически» , Дж. Ритцера «Современные социологические теории» , С.А. Кравченко («Развитие социологической теории в начале третьего тысячелетия: по материалам международных конгрессов и конференций» , «Классические теории через призму социологического воображения» , «Усложняющиеся метаморфозы: социологические поиски ответов на вызовы» , «Переоткрытие социальной реальности как показатель валидности социологического знания» , «Новации в социологическом знании: по итогам XIII конференции ЕСА» , «Становление рефлексивного доверия к нелинейно
развивающемуся научному знанию» , «Настоящее и будущее социологии: к итогам XIII конференции ЕСА» , «Нормальная аномия» в России и современном мире» , «Динамика современных социальных реалий: инновационные подходы» , «Становление сложного социума: за гуманистический поворот» , «Нелинейная динамика: парадоксальные разрывы и синтезы социума» , «Сложный социум: востребованность поворотов в социологии» ), История теоретической социологии под ред. Ю.Н. Давыдова , работы В. П. Култыгина («Исследования социальной структуры в переходных обществах (Историко-методологический обзор)», «Специфика социологического знания: преемственность, традиции» ), Н.В. Романовского («Текущий дискурс будущего социологии» , «Теоретическое и эмпирическое знание в социологии: современные вызовы и перспективы взаимодействия (ХХ Харчевские чтения)» , «Дискурс кризиса (в) современной социологии» , «О современном этапе развития социологии» , «Три подхода к будущему социологии» , «Что происходит
в истории социологии»47 , «Историческая социология: проблемы
и перспективы» ), Д.Г. Подвойского «О предпосылках и истоках рождения социологической науки» . Сюда же нами были отнесены работы, в которых описываются особенности формирования и зарождения научных школ: И.Г. Дежиной,В. В. Киселёвой («Тенденции развития научных школ в современной России» ), Т.Ю. Павельевой («Экстеральные факторы становления и развития научных школ» ), А.Г. Здравомыслова («Сравнительный анализ национальных социальных школ в их отношении к национальным культурам» ), С.А. Ильиных, С.А. Филатова, Л.Ю. Руди («Полипарадигмальное пространство современной социологии» ), Д.Г. Подвойского «О понятии и дисциплинарном статусе исторической социологии» .
Ко второй категории мы отнесли работы, отражающие развитие общества на современном этапе. К ним относятся коллективная монография С.А. Кравченко, Н.Н. Зарубиной, А.И. Подберезкина, Д.В. Голоуховой, Д.Н. Карповой, Е.В. Небольсиной, А.В. Носковой , А.Л. Темницкого «Доверие к знанию в условиях социальной турбулентности: риски, уязвимости, вызовы безопасности» , работы В.П. Култыгина («Мировое социологическое сообщество
на рубеже тысячелетий» , «Облик социального мира в современной социологической мысли» , «Современное знание и реальность: противоречия в познании и развитии современного мира» , «Современные зарубежные
социологические концепции» ), А.Б. Гофмана («Пятнадцать тезисов в защиту идеи модернизации» , «Слишком быстро?! Культура замедления в современном мире» ) и другие.
К третьей категории относятся работы, описывающие опыт межстрановых сравнений в сфере социальных исследований. К таким работам мы отнесли коллективную монографию О.В. Гаман-Голутвиной, Ю.В. Гимазовой, А.Г. Гуриновича, В.И. Добросоцкого, С.А. Кравченко, Н.М. Мамедовой, Н.А. Омельченко, Е.В. Охотского, М.В. Харкевича и др. «Государственное управление в условиях кризиса и санкционных ограничений: отечественный и зарубежный опыт» , статьи А.В. Носковой («Семьи сквозь призму разнообразия» (о IX Конгрессе Европейского общества семейных отношений)» , «Меняющиеся семейные отношения - гендер и поколения (о VIII Конгрессе Европейского общества изучения семейных отношений)» , «Новые методологические подходы, исследовательские фокусы, дискуссионные проблемы социологии семьи» , «Семейная политика в Европе: эволюция
моделей, дискурсов, практик» , «Семейная тематика в европейской социологии» ), Н.Н. Зарубиной («Модернизация и хозяйственная культура» (Концепция М. Вебера и современные теории развития) , «Самобытный вариант модернизации» , «Социально-экономическая проблематика в теориях
постмодернистского типа» , «Социокультурные особенности хозяйственной деятельности» ), Е. Г. Пономаревой «Эмпирическая политическая социология» , М.Л. Энтина, Е.Г. Энтиной, В.В. Войниковой «Углубление интеграции и институциональная трансформация: дилеммы стран Евросоюза» ,
Е.Г. Энтиной, Н.А. Коноваловой «Переходные общества сквозь призму "Греческой болезни"» , Д.Г. Подвойского «Понятие социальной идентичности: основные исследовательские подходы» , «Генезис нормативных порядков общества и оппозиция субъект - структура: от человека к институтам и обратно» , «Человек в мире институтов: о логике и механизмах социального конструирования реальности» , «Хвост, виляющий собакой: как актуальное настоящее формирует изменчивое прошлое» , А.В. Андреенковой «Щепетильные вопросы в межстрановых сравнительных опросах» .
Научно-практическая новизна работы заключается в полученных практических результатах:
1. На основе теоретического анализа обобщены и систематизированы социальные и научные предпосылки развития греческой национальной школы социологии;
2. Определены этапы развития греческой национальной школы социологии с позиций их связи с социально-политической историей страны и меняющейся исследовательской повесткой;
3. Выделены признаки существования научной социологической школы в Греции в контексте универсальной и национальной специфики исследовательской повестки;
4. Обозначены особенности формирования профессионального сообщества греческих социологов, выявлены механизмы продвижения социологических идей;
5. Раскрыт вклад греческих социологов в разработку исследовательской повестки и специальных социологических теорий, что позволило национальной социологии достичь общеевропейского уровня;
6. Обозначены основные приоритеты исследовательской повестки греческих социологов, сформированные на стыке национального и глобального контекстов .
Положения, выносимые на защиту.
1. Повестка греческих социологов исторически находится в тесной связи с изменениями в социальной и политической жизни страны и имеет амбивалентный характер (вариативность акцента от лояльного до критического); специфика производимого учёными-социологами дискурса определялась как риторикой, которая несла в себе заряд новых идеологем, либеральных ценностей, курс на социальные изменения, так и совмещение научных исследований с деятельностью в сфере публичной политики. Новейшая исследовательская повестка греческих социологов, с одной стороны, охватывает широкий спектр направлений изучения греческого общества, с другой стороны, тематически
14 интегрирована в глобальный социологический дискурс (проблемы гендерного равенства, женской занятости, баланса семьи/работы и др.). Оригинальная исследовательская повестка преодолела национальные границы и получила мировое признание.
2. В формировании научной школы греческой социологии можно выделить пять последовательных этапов, различающихся по следующим параметрам: хронологические рамки; уровень накопления социологического знания; каналы распространения социологического знания; содержание социологической повестки. По совокупности этих переменных становление социологической школы в Греции делится на следующие периоды (Приложение 2):
1) 1907-1920 гг. - зарождение социологической идеи, «наивное» понимание социологии; начальный уровень накопления, распространение социологических идей в среде либерально ориентированной интеллектуальной элиты греческого общества; социологическое знание рассматривается в качестве идеологической силы, способной менять общество.
2) 1920-1959 гг. - институционализация академической социологии в контексте модернизации и обострения социальных проблем; распространение социологического знания через университетское образование; социология - теоретическое знание;
3) 1959-1967 гг. - период возрождения социальной науки и накопления эмпирического знания; профессионализация греческого социологического сообщества; производство и распространение социологического знания через академическую сферу; развитие прикладных исследований;
4) 1967-1974 гг. - период диктатуры «черных полковников», развитие социологии замерло;
5) 1974-1999 гг. - интеграция с европейскими учёными; продолжающееся накопление и распространение научного знания, плюрализация каналов распространения социологического знания;
6) 2000-е гг. - укрепление международного статуса греческой социологии; расширение исследовательской повестки.
3. К факторам формирования национальной школы греческой социологии
относятся: переосмысление эпистемологических знаний Афинской школы;
образовательная и научная мобильность греческих интеллектуалов; сложный исторический и социально-политический контекст; самобытный характер социальных проблем, требующих категоризации и изучения; общественная потребность в ценностной наполненности национальной идентичности.
4. Профессионализация сообщества греческих социологов происходила под влиянием идей немецкой и французской социологических школ, европейского гуманизма и марксизма с последующей разработкой собственных подходов к изучению общества, семьи, политики, образования. Важной характеристикой стало тяготение к публичности через приверженность этическим традициям античной школы и стремление к налаживанию диалога с властью путем занятия важных политических постов. «Новый образ социальной науки» формировался путем создания институциональной системы социологических ассоциаций и организаций со своими правилами и этическими профессиональными нормами, внутри которых происходила легитимация нового социального знания.
5. Научное сообщество греческих социологов придерживается стратификационного подхода к изучению социальных процессов, который строится на сочетании разных сторон анализа - теоретическое «визионерство» (выработка специфической национальной теории социологии семьи), стратификационный анализ (анализ различных страт общества посредством рассмотрения гендерных ролей, возможности реализации политического лобби, равного доступа к тем или иным благам, ценностного контента на разных социальных уровнях) и измерение престижа профессий (урбанистический бум изменил карту традиционных профессий, позволил женщине выйти на рынок труда и получать высшее образование).
6. Греческая социологическая повестка охватывает широкий спектр вопросов: семья, традиционные и современные ценности; проблемы гендерного равенства, аномии и тревоги в обществе, миграции, безработицы, здравоохранения, автономности социологии, поиска идентичности; вопросы, связанные с устройством греческого общества и функционированием базовых социальных институтов семьи и образования. Приоритетными для всех этапов развития греческой национальной социологической школы стали проблемы национальной идентичности, проблемы базовых социальных институтов семьи и образования, вопросы этнокультурного ландшафта страны, а также автономности греческой социологии. Многочисленные публикации греческих социологов охватывают ряд актуальных проблем, одна часть которых транслирует приоритеты мировой социологической повестки, другая освещает специфические внутристрановые особенности.
Теоретическая значимость работы заключается в:
1. Расширении основы для теоретического анализа комплекса социальных проблем европейского региона (за счет большого пласта переведенных в рамках исследования материалов с греческого языка на русский);
2. Приращении эмпирического знания в области теоретико-социологического исследования социальных процессов, развивающихся в современной Греции;
3. Введении знания по греческой социологии для отечественных социологов;
4. Обобщении факторов, повлиявших на развитие национальной школы греческой социологии, а также на конструирование и изменение научной повестки греческих социологов;
5. Демонстрации связи между развитием науки и социально-политической истории страны.
Практическая значимость работы заключается в востребованности развития гуманитарных связей, научных коммуникаций между учеными, которые стимулируются распространением среди российских социологов знаний и представлений о специфике исследовательской повестки греческого социологического сообщества. Материал диссертации может быть включен в курсы, например, по критической социологии, истории социологии, а также
17
спецкурс «Греческая эмпирическая социология» для студентов направления
подготовки «Социология».
Пространство современного общественного диалога не охватывает регулярные научные контакты между социологами двух стран. Число работ по данной теме в исследовательском пространстве крайне мал, в отечественном социологическом поле мало известны имена и труды греческих социологов.
На основе научного анализа содержания публикаций греческих социологов, сайтов научно-исследовательских организаций, а также смежного анализа социально-политического дискурса, в исследовании дан обзор социальных и научных проблем, актуальных для Греции и греческой социологии в диахронии, что представляет значимое дополнение к общей социологической палитре научной мысли и даёт возможность для усиления и разнообразия межкультурной коммуникации.
Диссертационное исследование поможет заполнить образовавшиеся информационные пустоты, что должно способствовать формированию научных связей и коллаборации социологов двух стран.
В качестве эмпирической и информационной базы были использованы статистические данные Организации европейского сотрудничества и развития (OECD) и Греческой статистической службы «ЭЛЬСТАТ» (ЕАЕТАТ), а также результаты исследований греческих социологов: опросы независимых
некоммерческих организаций социальных исследований и анализа dioNEOoio (в том числе крупный национальный опрос общественного мнения «Во что верят греки?» («Т лготебом oi Ellpveg;» )) и Prorata, экспертные мнения ведущих греческих социологов, архив научных публикаций информационного ресурса elibrary, актуальные сообщения на социологическую тематику на порталах Общества греческих социологов, Греческого социологического общества,
Национального центра социальных исследований, диссертационного архива
Греции.
Апробация результатов исследования. Положения работы были представлены на международных и всероссийских конференциях: I международная научная "он-лайн" конференция эллинистов, посвященная 20-летию образования кафедры новогреческой филологии (РФ, г. Краснодар, 2013); III Международная конференция по эллинистике памяти Ковалевой И.И. (РФ, г. Москва, 2015); XIII научный семинар «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения» (РФ, г. Москва, 2015); IX Конвент Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) «Многосторонние институты: глобальная эффективность vs. национальные интересы» (РФ, г. Москва, 2015); международная научно-практическая конференция «Греческая традиционная культура на европейском фоне» (РФ, г. Москва, 2016); XIV научный семинар «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения» (РФ, г. Москва, 2016); международная научно-практическая конференция «Эллинистика в гуманитарном пространстве: языковые, культурологические и дидактические аспекты» (РФ, г. Краснодар, 2016); XV научный семинар «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения» (РФ, г. Москва, 2017); III Международная научно-практическая конференция эллинистов «Кипр: 10 000 лет истории
и культуры» (РФ, г. Краснодар, 2017); XVI научный семинар «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения» (РФ, г. Москва, 2018); вторая научно-практическая конференция «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе» (РФ, г. Москва, 2018); V Международная конференция по эллинистике памяти Ковалевой И.И. (РФ, г. Москва, 2019); XII Конвент Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) «Мир регионов vs. регионы мира» (РФ, г. Москва, 2019); международная научно-практическая конференция «Россия и Греция: языковые и культурные связи» (РФ, г. Москва, 2020); VI международная конференция по эллинистике памяти Ковалёвой И.И. (РФ, г. Москва, 2021); международная
19
научно-практическая конференция «Дни науки — 2021» (РФ, г. Калининград,
2021); а также в работах, опубликованных в изданиях ВАК и SCOPUS:
1. Носкова А.В., Торопова А.А. Греческая социология: история становления и современные исследования / Носкова А.В., Торопова А.А. // Социологические исследования. 2020. №10. С. 118-128. (SCOPUS)
2. Toropova A.A. Greek Language Section of the Moscow State University of International Relations / Toropova A.A., Smirnova I.Sh. // Academia. 2018. №13. С. 88-100. (SCOPUS)
3. Торопова А.А. Особенности современной социально-политической риторики в Греции / Торопова А.А. // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал. 2020. №1 (78). С. 24-33.
4. Торопова А.А. Греческая семья: аксиологические противоречия // Научное обозрение. - Серия 2. - Гуманитарные науки. - 2021. - № 1. - С. 43-52.
5. Торопова А.А. Дискурс о коронавирусе в политической, исследовательской и медийной повестке (кейс Греции) // Коммуникология. - 2021. Том 9. № 2. С. 110-123.
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, разделённых на семь параграфов, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представленная в рамках диссертационного исследования историческая ретроспектива социологической науки в Греции с начала ХХ в. по настоящее время позволяет составить детальный образ генезиса, эволюции и современного состояния греческой социологической мысли. Отличительной характеристикой исследования является рассмотрение процесса зарождения национальной школы греческих социологов в исторической ретроспективе, с учетом социально¬политического контекста каждого из выделенных диахронических этапов. В работе показано, что на становление и развитие греческой социологии значительное влияние оказала парадигма «нормальности», в основании которой лежали идеи древнегреческих мыслителей.
В работе в рамках трех диахронических этапов (первая половина ХХ в., вторая половина ХХ в. и начало XXI в.) освящены следующие, наиболее, на наш взгляд, важные основания и траектории процесса становления греческой социологии:
- факторы зарождения социологической идеи;
- институционализация академической социологии в контексте модернизации и обострения социальных проблем;
- профессионализация греческого социологического сообщества в период возрождения социальной науки и накопления эмпирического знания;
- образование как канал распространения социологического знания;
- укрепление международного статуса греческой социологии;
- социология семьи как пример сочетания универсального и национального;
- факторы формирования и содержание новейшей исследовательской повестки.
Для каждого из обозначенных временных отрезков нами были
сформулированы и даны их характеристики с точки зрения развития
115
социологической науки в рамках определенного социально-политического
контекста:
1) первая половина ХХ в. - становление социологического дискурса в Греции в контексте турбулентных социально-политических процессов;
2) вторая половина ХХ в. - развитие греческой социологии в условиях экономического и культурного кризиса в Европе и смены власти внутри страны; профессионализация греческого социологического сообщества в период возрождения социальной науки и накопления эмпирического знания;
3) начало ХХ1 в. - укрепление международного статуса греческой социологии.
В работе продемонстрировано, что становление социологической мысли в Греции начала ХХ в. проходило под влиянием, с одной стороны, капиллярной миграции идей западной Европы на ее восточную часть, а с другой - внутренних противоречий в государственной политике, спада экономики и социальной нестабильности.
В исследовании выделены особенности генезиса и развития профессионального научного сообщества греческих социологов. К этим особенностям относятся: приверженность этическим принципам Афинской
классической школы, преемственность традиций публичного диалога, отсутствие классического социологического образования на начальном этапе, обращение к междисциплинарности и представление себя в более широком научном контексте, обусловленность национальной научной социологической мысли влиянием западноевропейских научных идей, зависимость социологической риторики от социально-политического фактора, гистерезис в развитии социологической школы от стран Западной Европы, следование стратификационному подходу к изучению социальных процессов.
В работе установлено, что греческая социологическая мысль сосредоточена на изучении семьи. Продемонстрировано, что теориях и наработкам греческих социологов в этой сфере удалось преодолеть рамки национального научного поля и получить мировое признание.
Выявлено, что греческую национальную школу отличает двойственный подход к социальной действительности. С одной стороны, греческие социологи активно занимаются исследованиями национальных проблем, а, с другой, внутри самого сообщества греческих социологов наличествует дискурс о существовании самостоятельной национальной социологической школы и о ее автономности.
Исследования греческих социологов охватывают широкий спектр проблем, как общих для мировой социологии, так и специфических для греческой социологии, что продемонстрировано в палитре научных статей главных журналов по социологии и смежным наукам.
Важной эвристической компонентой исследования является экспозиция социальных проблем и приоритетов научной повестки греческих социологов, к которым относятся следующие вопросы: идентичность, миграция, гендерные роли, безработица, ценностный кризис, brain drain и др. Отметим, что на протяжении всего исследования прослеживается склонность Греции к парадоксам. Так, являясь законодателями европейской идентичности, греки перманентно находились в поисках своей собственной.
В работе выявлено, что с точки зрения парадигмального контента специфика процесса становления и развития греческой социологии заключается в следующих пунктах:
- восприятие западноевропейских идей на начальном этапе становления греческой социологии (позитивизм, европейская гуманистическая традиция и марксизм);
- формирование в обществе убеждения о пользе социологии как формы общественного самопознания для укрепления греческой нации и выработки мер социальной политики;
- усиление позиций политической социологии, связанной с укреплением национальной идеи (сюда мы относим и внутренние процессы, основанные на теории конфликта (гражданская война, а также предшествовавшая и последовавшая через несколько десятилетий диктатура, разбалансировка социальных страт посредством нестабильного политического управления));
- укрепление на протяжении ХХ в. практических проявлений теории феминизма (борьба за власть, перераспределение гендерных ролей);
- феноменологическая интерпретация реальности, выражающаяся, прежде всего, в жизни, развитии и проблемах института семьи (социология семьи (традиционный и современный тип));
- период социологического забвения в контексте установления диктаторского режима черных полковников 1967-1974 гг.
- следование неолиберальным ценностям и идеям (новейшие теории современности, глобализация, общество риска);
- интерпретация периода затяжного финансово-экономического
и аксиологического кризиса 2008-2018 гг. посредством теории хабитуализации П. Бурдье (социолог Н. Панайотопулос).
Процесс становления греческой социологии выявил основные направления национальной социологической мысли, интерпретированной, главным образом, в теории среднего уровня и изучении проблем института семьи.
Подводя итоги исследования, необходимо отметить тесную связь повестки национальной социологической школы с трансформационными политическими, экономическими и социальными процессами внутри страны.
Знакомство с основными направлениями и идеями национальной школы греческих социологов позволяет расширить границы представлений о потенциале социологический науки, а также обрести новые эмпирические знания, поскольку греческие социологи активно развивают и дополняют мировую социологическую мысль посредством многочисленных публикаций и исследований на темы гендера, семьи, политики, образования в признанных изданиях ведущих западных социологических школ.
Для проведения дальнейших исследований в рамках заданной тематики стоит учитывать, что процесс институционального становления греческой социологии продолжается, совершенствуется и в его поле включаются всё новые тенденции современных социальных реалий.



1. Абрамов Р.Н. Классификация исследовательских направлений в изучении занятий и профессий. Аналитический обзор // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2014. № 3.
2. Абрамов Р.Н. Академическая автономия на службе интеллектуалов // Социологический журнал. 2015. № 3.
3. Андреенкова А.В. Щепетильные вопросы в межстрановых сравнительных опросах // Социологические исследования. 2017. № 12.
4. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. Пособие/Пер. с англ. под ред. Филиппова А.Ф. М.: Аспект Пресс, 1996. 255 с.
5. Государственное управление в условиях кризиса и санкционных ограничений:
отечественный и зарубежный опыт: монография / [Гаман-Голутвина О.В.,
Гимазова Ю.В., Гуринович А.Г., Добросоцкий В.И., Кравченко С.А.,
Мамедова Н.М., Омельченко Н.А., Охотский Е.В., Харкевич М.В. и др.]; под общ. ред. Охотского Е.В. [науч. консультант Добросоцкий В.И.]; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. государственного управления и права. М.: МГИМО-Университет, 2017. 889 с.
6. Гофман А.Б. Пятнадцать тезисов в защиту идеи модернизации // Россия реформирующаяся. Вып. 11: Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2012.
7. Гофман А.Б. Слишком быстро?! Культура замедления в современном мире // Социологические исследования. 2017. № 10.
8. Грязнова О.С., Подвойский Д.Г. О понятии и дисциплинарном статусе исторической социологии // Социологические исследования. 2006. №7.
9. Гумилев Л.Н. Passionarium. Теория пассионарности и этногенеза. М.: АСТ, 2016. 936 с.
10. Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. В 5 томах. - М.: Наука,
I полугодие 1995.
11. Дежина И.Г., Киселева В.В. Тенденции развития научных школ
в современной России // Научные труды № 124Р // Институт экономики
переходного периода. - М.: ИЭПП, 2009.
12. Зарубина Н.Н. Модернизация и хозяйственная культура (Концепция М. Вебера и современные теории развития) // Социологические исследования. 1997. № 4.
13. Зарубина Н.Н. Самобытный вариант модернизации // Социологические исследования. 1995. № 3.
14. Зарубина Н.Н. Социально-экономическая проблематика в теориях постмодернистского типа // Социологические исследования. 2012. № 11.
15. Зарубина Н.Н. Социокультурные особенности хозяйственной деятельности // Социологические исследования. 1994. № 8-9.
...241


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ