ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ США НА ВЬЕТНАМСКОМ НАПРАВЛЕНИИ ПОСЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 25
§1.1 Теоретические подходы к изучению вьетнамского вектора политики
США 25
§1.2 Долгосрочные тенденции развития американо-вьетнамских
отношений 36
§1.3 Вьетнам и Азиатско-Тихоокеанский регион во внешнеполитической стратегии США в 1990-е годы 47
§1.4 Вашингтон и Ханой на пути восстановления отношений и определения
направлений сотрудничества 58
ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА
ВЬЕТНАМСКОЙ ПОЛИТИКИ США В 2000-е - 2010-е гг 70
§2.1 Экономические интересы США во Вьетнаме 70
§2.2 Оборона и безопасность, перспективы военно-технического
сотрудничества 84
§2.3 Укрепление гуманитарных связей 100
§2.4 Политические ограничители сотрудничества 109
ГЛАВА III. ВЬЕТНАМ В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ ПОЛИТИКИ США В
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ 126
§3.1 Вьетнам в стратегии «Тихоокеанского разворота» и
«перебалансировки» администрации Б.Обамы 126
§3.2 Подходы США к проблеме Южно-Китайского моря 140
§3.3 Интересы США в проекте Транстихоокеанского партнерства и выход из него 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 176
Актуальность темы исследования определяется ее научно-теоретической и политико-практической составляющими.
Во-первых, в Тихоокеанской Азии развиваются процессы, связанные с ростом значимости этого региона для мирового экономического развития и мировой политики в условиях одновременного углубления взаимозависимости и конкуренции между странами региона и внерегиональными державами. Особенно мощное воздействие на развитие ситуации в регионе, на положение большинства стран оказывает политика двух ведущих держав - США и КНР, а также развитие отношений между ними. Вьетнам в этом отношении оказывается в центре пересечения интересов Вашингтона и Пекина.
Во-вторых, увеличением важности Юго-Восточной Азии в целом и Вьетнама в частности для внешней и торгово-экономической политики США. Экономические позиции Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) уверенно укрепляются, подпитывая устремления и возможности вьетнамской политической элиты играть активную роль в региональных и порой мировых процессах. Это делает Вьетнам все более значимым для внешнеполитических и торгово-экономических планов Вашингтона.
В-третьих, наряду с повышением интереса к Вьетнаму со стороны США и сохранением для Китая важности стабильных отношений с Вьетнамом, происходит интенсификация связей Вьетнама с Россией. Характер и динамика российско-вьетнамских отношений позволяет считать СРВ одной из опор восточного вектора российской политики. В итоге Вьетнам и его рынок превращаются в один из важных объектов конкуренции.
В силу исторических причин Россию и Вьетнам связывают весьма тесные отношения во многих сферах, что подтверждается провозглашенным всеобъемлющим стратегическим партнерством между ними. Проводя прагматичный внешнеполитический курс, направленный на равноправное сотрудничество со всеми ведущими центрами силы, Ханой последовательно развивает контакты с Вашингтоном, который стремится оказывать все больше влияние на его социально-экономическое развитие, внешнюю политику и стратегию безопасности. Подобная ситуация зачастую приводит к российско-американской конкуренции на вьетнамском направлении, масштабы которой постоянно растут.
В этом контексте изучение американской политики в отношении Вьетнама имеет большое значение для системного понимания стратегических целей Вашингтона в АТР и за его пределами, выделения и изучения новых подходов США к отношениям с партнерами, для выстраивания сценариев развития ситуации и разработки научно- аналитических основ определения долгосрочных интересов России в регионе.
В теоретическом отношении актуальность темы определяется достаточно малой изученностью асимметричной модели отношений великой державы с менее мощным региональным субъектом, не являющимся ни ее противником, ни ее союзником, на материале Азиатско-Тихоокеанского региона. Сформированные в ходе изучения политики США на вьетнамском направлении теоретико-методологические основы системного анализа такого взаимодействия могут быть использованы при изучении моделей отношений не только США, но и других ведущих держав с региональными державами среднего уровня.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его основных выводов при информационно-аналитическом обеспечении политики России на вьетнамском направлении. Результаты исследования могут применяться при подготовке аналитических записок и других форм экспертных рекомендаций для органов государственной власти России, а также при подготовке специализированных учебных курсов, посвященных политике США в АТР, для гражданских и военных ВУЗов нашей страны.
Ряд выводов настоящего исследования был использован диссертантом во время работы в политической секции Посольства России во Вьетнаме в 2013 - 2019 гг.
Объект исследования - внешняя политика США на азиатско- тихоокеанском направлении.
Предметом исследования является эволюция целей, приоритетов и подходов США при формировании концептуального обоснования и осуществлении политики в отношении Вьетнама.
Цель исследования - выявить основные факторы и условия формирования долгосрочных приоритетов политики США в отношении СРВ, определить ключевые долгосрочные тенденции и закономерности их развития, систематизировать основные тенденции трансформации целеполагания американской политики на вьетнамском направлении после окончания «холодной войны».
Достижение этих целей предусматривает решение следующих задач:
- сформировать теоретико-методологические основы изучения политики США в отношении Вьетнама после «холодной войны» на основе системно-исторического и полит-реалистского подходов к изучению международных отношений;
- выявить основные закономерности эволюции подходов США к развитию отношений с СРВ;
- определить и охарактеризовать этапы трансформации американской политики в отношении СРВ в конце XX - начале XXI века, сформировать периодизацию ее развития;
- выявить и проанализировать основные долгосрочные тенденции политики США в отношении Вьетнама на ключевых направлениях - военно¬политическом, экономическом, культурно-образовательном и т.д., а также причины их изменений;
- получить выводы о характере и направленности американской политики в отношении Вьетнама и ее значении для стратегии США в АТР в целом;
- выявить стратегические интересы США на вьетнамском направлении, экономические и политические, внутренние и внешние факторы, а также условия, влияющие на их формирование.
Основная рабочая гипотеза исследования заключается в том, что в условиях повышения значимости для США Азиатско-Тихоокеанского региона в целом и Вьетнама в частности, а также укоренения среди американской политической элиты идеи о необходимости «сдерживания Китая» Вашингтон предпринимает последовательные шаги по втягиванию СРВ в орбиту своих интересов. При этом всеобъемлющее партнерство с Ханоем становится одной из важнейших опор американского «разворота в Азию» и проведения активной и инициативной внешней политики Вашингтона в регионе, направленной на выстраивание системы новых партнерств, дополняющих традиционные союзы США.
Хронологические рамки исследования охватывают период с завершения «холодной войны» и распада СССР (1991 г.), существенным образом повлиявшего на расстановку сил в мире и внешнюю политику СРВ, и до окончания второго президентского срока Б.Обамы (2009 - 2017 гг.), при котором двусторонние связи получили мощнейший импульс к развитию. Вьетнамский фактор во внешней политике администрации Д. Трампа рассматривается преимущественно в контексте изменений, происходящих в отношениях США и КНР.
Теоретико-методологической основой исследования стал системный подход, утвердившийся в отечественной науке на стыке традиционных неформальных и широко понимаемых формальных методов. Зародившись в биологии и пройдя апробацию в кибернетике, он прочно вошел во все сферы теории и практики. У его истоков в сфере политического анализа стоят американские и британские ученые М.Каплан , Д.Истон , К.Дойч, Д.Сингер и др., которые в середине прошлого века начали рассматривать систему международных отношений не просто как сумму отдельных компонентов (мировых политических процессов, внешних политик государств, двусторонних отношений и т.д.), а сложный, но единый механизм. В нем все элементы, взаимодействуя друг с другом, приобретают новое качество, тем самым создавая ключевой принцип о несводимости свойств целого к сумме свойств его частей.
В Советском Союзе системный подход широко распространился в различных дисциплинах, что наиболее комплексно рассмотрено в работе И.В.Блауберга и Э.Г.Юдина . В политической науке он получил развитие в фундаментальных работах В.И.Гантмана , Н.А.Косолапова, М.А.Хрусталева, А.Д.Богатурова , А.Ю.Мельвиля , Э.Я.Баталова . Проблема системности международных отношений также рассматривалась в работах Э.А.Позднякова , А.П.Цыганкова . Данные исследования, базируясь на различных теоретических концепциях, анализируют динамику эволюции как самой системы международных отношений, так и воздействия отдельных элементов на ее изменения. В настоящем исследовании такая методологическая гибкость системного подхода дала возможность учесть противоречивость и сложность рассматриваемых объекта и предмета.
Системный подход предоставляет возможность всесторонне проанализировать политику США в отношении СРВ, в динамике изучить взаимодействие внутренних и внешних социально-экономических и военно-политических факторов, влияющих на разработку вьетнамской политики Вашингтона и ее практическое воплощение. Он позволяет комплексно рассматривать глобальные, региональные и внутригосударственные экономические, политические, идеологические процессы и тенденции в сфере глобальной и региональной безопасности, оказывающие воздействие на выработку внешнеполитического курса.
При этом методология системного подхода подразумевает использование в исследовании методов не только политической, но и других общественных наук - истории, политэкономии, социологии. В данном контексте оправдано использование системно-исторического метода - для понимания динамики американо-вьетнамских отношений как значимых для региональной системы международных отношений, а также связанных с глобальным контекстом. Применение этого метода дало возможность вывить и проанализировать внешние и внутренние условия выработки курса Вашингтона в отношении Ханоя, систематизировать все многообразие двусторонних связей и выявить основные факторы их трансформации, в том числе на основе исторического прошлого.
Для выполнения поставленных задач потребовалось использовать ряд подходов характерных не только для политологических, но и для исторических исследований. Согласно фундаментальной работе классиков отечественной политологии «Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений» такое методологическое заимствование не противоречит принципам политологических исследований - в настоящей диссертации рассматривается текущий исторический этап и незавершившийся подпроцесс американо-вьетнамских отношений, а именно после их выхода на траекторию стабильного поступательного развития.
Вместе с тем, некоторые источники, использованные в работе, действительно, отражают предыдущие по хронологии этапы и подпроцессы, а в качестве фактологической базы используются уже ставшие историческими документы. Задействование исторического материала не являлось самоцелью, а создавало фундамент для более глубокого рассмотрения проблемы.
При изучении этих и других материалов преобладал принцип историзма. Он позволил построить целостную периодизацию эволюции подходов Вашингтона к Ханою, выявить долгосрочные тренды, закономерности, преемственность и изменения на каждом этапе. Он обеспечил последовательность при изучении трансформации восприятия Вьетнама американским внешнеполитическим истеблишментом и механизмов реализации внешнеполитического курса.
Кроме того, автор использовал метод включенного наблюдения, непосредственно находясь в регионе исследования и обсуждая различные аспекты, связанные с его тематикой, с представителями дипломатических кругов и экспертного сообщества США и Вьетнама в ходе проводившихся в СРВ многосторонних мероприятий и различных научно-практических семинаров. Сравнительный анализ использовался для соотнесения различных объектов одного типа, например, взглядов на проблему официальных ведомств и экспертного сообщества. К использованным общенаучным методам также следует отнести индукцию и дедукцию, восхождение от абстрактного к конкретному, описание и другие.
...
Политика США в отношении Вьетнама за относительно короткий промежуток времени - после распада биполярной системы и до прихода в Белый дом Д.Трампа - претерпела существенные изменения. Меньше чем за три десятилетия Вашингтону удалось преодолеть послевоенную подозрительность, создать устойчивые каналы коммуникации, осознать свои интересы и стоящие на их пути препятствия, закрепиться на вьетнамском направлении и сформировать собственную повестку, в воплощении которой заинтересован Ханой.
Основные выводы настоящего исследования, посвященного тенденциям, этапам и основным закономерностям этой эволюции, можно сформулировать, объединив в следующие блоки:
1. Анализ базовых теоретических подходов к изучению политики США в отношении Вьетнама, и в целом - политики великой державы в отношении региональной державы, существующих в российской и зарубежной историографии, позволяет прийти к выводу, что неореалистский подход сохраняет актуальность. Внешняя политика государств относительно единообразна и строится вокруг двух основных целей - усиления собственной безопасности и создания условий для устойчивого социально - экономического развития. Однако способность государства реализовывать эти цели практически во всех случаях зависит от поведения других участников мировой политики, что заставляет даже крупнейших игроков учитывать действия своих контрагентов, включая не только глобальные державы, но и региональные.
Стремясь обеспечить национальные интересы, государства действуют эгоистично, что в сочетании с ограниченностью ресурсов зачастую ведет к конфликту. Ведущей мотивацией в данном случае становится максимизация мощи и влияния - как военных, так и экономических. Торговля и международное взаимодействие поощряются, так как помогают эту мощь накапливать. Объединение в союзы также может способствовать реализации этой задачи - такой альянс будет существовать до тех пор, пока соответствует интересам его участников, после чего распадется.
Тем не менее, неореализм, концентрируясь на поведении великих держав, не в полной мере описывает возможную роль региональных акторов. В этой связи востребована теория асимметричных отношений для изучения образа действий США и Вьетнама. При определенных условиях, особенно при наличии «третьей силы», открывающей возможности для балансирования, средней державе удается не только успешно противостоять натиску более крупного игрока, но и добиваться от него существенных уступок для реализации своих интересов. В отношении современного американо-вьетнамского диалога такой третьей силой стал Китай.
2. На протяжении всей истории двусторонних отношений, уходящей корнями еще в XVIII век, интерес США к развитию контактов с вьетнамским государством был обусловлен преимущественно торгово-экономическими факторами. Страны имели хорошие перспективы налаживания сотрудничества сразу после окончания Второй мировой войны, однако развернувшаяся за ней «холодая война» и поддержка Вашингтоном Парижа, попытавшегося восстановить свою былую колониальную мощь, развели США и СРВ по разные стороны глобального противостояния. Начавшийся вскоре кровопролитный вооруженный конфликт оставил глубокие отпечатки в сознании двух народов, а политико-психологические последствия Второй Индокитайской войны не удалось полностью ликвидировать и по сей день. В США укрепился т.н. «вьетнамский синдром», который примечателен в контексте данной работы тем, что сформировал у американского политического истеблишмента резкое неприятие любых форм взаимодействия с победившим режимом. Однако уже в послевоенное время инициатором установления контактов выступил американский бизнес, успехам которого способствовала трансформация политического и экономического миропорядка.
После распада Советского Союза в США остро встал вопрос об адаптации внешней политики к новым реалиям. Внимание к Азиатско- Тихоокеанскому региону в 1990-е годы поступательно увеличивалось и подкреплялось положительной динамикой экономического развития его стран. Азиатский финансовый кризис, отголоски которого были слышны далеко за пределами региона, продемонстрировал вовлеченность АТР в целом и стран ЮВА в частности в мировую экономическую систему. Одновременно администрация У.Клинтона, воспринимая завершение «холодной войны» во многом в качестве победы западных ценностей и институтов, активизировала линию на продвижение за рубежом демократических свобод и прав человека, что закономерно повлияло и на азиатскую политику. Параллельно в американский политический оборот стали постепенно вводиться идеи о наращивании Китаем своей военной и экономической мощи, однако пока без акцента на необходимость сдерживания амбиций КНР. Все это оказало воздействие на переоценку значимости АТР для Вашингтона - к концу десятилетия он прочно закрепился на втором месте в шкале региональных приоритетов, уступая только Европе.
Такой подход нашел отражение на вьетнамском направлении. Окончание биполярного противостояния позволило Вашингтону пересмотреть отношение к бывшему противнику, входившему в орбиту влияния Москвы. Это вновь было мотивировано экономическими интересами. Несмотря на запрет на осуществление коммерческой деятельности с Вьетнамом, американские компании находили способы участвовать в разделе перспективного вьетнамского рынка. В середине 1990-х годов было отменено торговое эмбарго и нормализованы дипломатические отношения. Вместе с тем примечательно, что эти шаги не стали переломными в подходах США к Вьетнаму - они скорее закрепили уже достигнутый прогресс и позволили систематизировать сеть контактов. После них в Конгрессе развернулись жаркие дебаты по поводу преждевременности нормализации отношений с Ханоем, на несколько лет парализовавшие дальнейшее развитие политических связей. Однако успехи СРВ в области поиска останков американских военнослужащих и демократизации вьетнамского общества дали возможность американо-вьетнамского диалогу продвинуться дальше. В конце десятилетия стороны в целом сформулировали интересы взаимодействия друг с другом, многие из которых оказались совпадающими. В первую очередь это касалось вопросов торгово¬инвестиционного сотрудничества, что и позволило выйти на подписание профильного двустороннего соглашения.
3.1. Торгово-экономические связи в период администраций Дж.Буша-младшего и Б.Обамы воспринимались в обеих столицах в качестве основы двусторонних отношений. Вашингтон был заинтересован в поставках из СРВ дешевых и относительно качественных товаров, а также развитии позиций американских компаний на вьетнамском рынке за счет наращивания ими капиталовложений. Понимая желание Ханоя последовательно увеличить экспорт на американский рынок, который к концу рассматриваемого периода стал ключевым для товаров из Вьетнама, США стали продвигать реформирование вьетнамского законодательства по западным стандартам. В частности это проявилось в ходе согласования предоставления Вьетнаму постоянного режима наибольшего благоприятствования в торговле и вступления страны во Всемирную торговую организацию. Вместе с тем, Вашингтон нередко прибегал к протекционистским мерам, в т.ч. нетарифного регулирования, в тех случаях, когда появлялась угроза национальным производителям. Масштабы коммерческих связей между двумя странами позволили не ограничиваться исключительно вопросами торговли - к концу второго президентского срока Б.Обамы на вьетнамском рынке активно работали крупнейшие энергетические корпорации, задействованные в первую очередь в добыче углеводородов на шельфе СРВ. Одновременно свою нишу нашли и компании из США, обеспечивавшие запуски вьетнамских спутников; были созданы заделы для развития взаимодействия в области использования мирного атома.
Приход Д.Трампа не внес существенных корректив в данную область. Интересы Вашингтона остались прежними, однако он стал более агрессивен в их реализации - под предлогом придания двусторонним торгово¬экономическим отношениям более справедливого характера США стали чаще использовать меры давления на Вьетнам, в том числе шантаж и угрозы.
3.2. Последовательно укреплялись контакты между Пентагоном и Министерством национальной обороны Вьетнама. Основной интерес для американской стороны на этом треке первоначально представляла тематика поиска останков военнослужащих, погибших в годы вооруженного конфликта. Углубление взаимодействия с Ханоем было невозможно в сохранявшейся атмосфере недоверия между оборонными ведомствами, поэтому дальнейшие шаги были направлены на формирование позитивного образа США и в целом «привыкание» вьетнамских военных к сотрудничеству с американскими коллегами. Были запущены программы по ликвидации последствий войны (очистка территории СРВ от дефолиантов, неразорвавшихся мин и снарядов), подготовке кадров, военной медицине и т.д. Вместе с тем, Вашингтон так и не признал связь между применением химических веществ во Вьетнаме и генетическими и другими заболеваниями граждан СРВ, опасаясь масштабных судебных исков (извинений вьетнамская сторона также не получила).
Важнейшее место во взаимодействии по вопросам обороны и безопасности, особенно начиная со второго президентского срока Б.Обамы, стала занимать тематика морской безопасности, что напрямую связано с американо-китайским соперничеством в регионе - США все чаще демонстрировали свой флаг во вьетнамских портах. В этот период произошло качественное изменение оборонного сотрудничества - Ханой стал рассматриваться в качестве перспективного рынка сбыта продукции военного назначения, что было подтверждено в результате отмены американского эмбарго. Более того, администрация Д.Трампа начала расценивать поставки ПВН в качестве одной из мер по ликвидации дефицита в торговле с Ханоем.
3.3. Серьезное внимание уделялось и уделяется продвижению связей в гуманитарной сфере. Флагманом являются многочисленные проекты как напрямую по линии Государственного департамента США, так и через связанные с государством некоммерческие организации - в частности, Агентство США по международному развитию. Инициативы в этой области получают мощную финансовую поддержку. Они способствовали серьезному улучшению имиджа США среди вьетнамцев, что, в свою очередь, позитивно сказалось на взаимодействии на всех направлениях. При этом основной упор сделан на молодежь - через разветвленную сеть проектов в области образования и подготовки кадров заложен фундамент для качественного изменения общественного мнения по отношению к некогда ненавистному противнику. Согласно опросам Исследовательского центра Пью, в конце второго срока администрации Б.Обамы к США положительно относились 78% вьетнамцев в целом, и 89% молодежи. По этим показателям СРВ лидирует в мире.
3.4. Несмотря на весьма позитивную динамику взаимодействия ...
1. КПВ: Стратегия социально-экономического развития страны до 2000 года // Перевод с вьетнамского языка, Ханой, Изд. «Тхезёй», 1991
2. КПВ: Стратегия социально-экономического развития страны до 2010 года // Перевод с вьетнамского языка, Ханой, Изд. «Тхезёй», 2001
3. КПВ: Стратегия социально-экономического развития страны в 2011-2020 гг. // Перевод с вьетнамского языка, Ханой, Изд. «Тхезёй», 2011
4. Материалы VII Съезда Коммунистической партии Вьетнама // Ханой, издательство «Правда», 1991
5. Annual Threat Assessment of the Director of National Intelligence for the Senate Select Committee on Intelligence 2006 // Federation of American Scientists, URL: https://fas.org/irp/congress/2006_hr/020206negroponte.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
6. Annual Threat Assessment of the Director of National Intelligence 2007 // Office of the Director of National Intelligence, URL: https://www.dni.gov/files/documents/Newsroom/Testimonies/20070111_testimony .pdf (дата обращения: 01.02.2018)
7. Annual Threat Assessment of the Director of National Intelligence for the Senate Armed Service Committee 2007 // Office of the Director of National Intelligence, URL: https://www.dni.gov/files/documents/Newsroom/Testimonies/ 20080227_testimony.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
8. Annual Threat Assessment of the Director of National Intelligence for
the Senate Select Committee on Intelligence 2009 // Office of the Director of National Intelligence, URL: https://www.dni.gov/files/documents/
Newsroom/Testimonies/20090212_testimony.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
9. Annual Threat Assessment of the Director of National Intelligence for the Senate Select Committee on Intelligence 2010 // Office of the Director of National Intelligence, URL: https://www.dni.gov/files/documents/Newsroom/ Testimonies/20100202_testimony.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
10. Annual Threat Assessment of the Director of National Intelligence for the Senate Select Committee on Intelligence 2011 // Office of the Director of National Intelligence, URL: https://www.dni.gov/files/documents/Newsroom/ Testimonies/20110210_testimony.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
11. Worldwide Threat Assessment of the US Intelligence Community
2012 // Office of the Director of National Intelligence, URL: https://www.dni.gov/files/documents/Newsroom/Testimonies/20120131_testimony _ata.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
12. Worldwide Threat Assessment of the US Intelligence Community
2013 // Office of the Director of National Intelligence, URL: https://www.dni.gov/files/documents/Intelligence%20Reports/UNCLASS_2013% 20ATA%20SFR%20FINAL%20for%20SASC%2018%20Apr%202013.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
13. Worldwide Threat Assessment of the US Intelligence Community
2014 // Office of the Director of National Intelligence, URL: https://www.dni.gov/files/documents/Intelligence%20Reports/2014%20WWTA% 20%20SFR_SSCI_29_Jan.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
14. Worldwide Threat Assessment of the US Intelligence Community
2015 // Office of the Director of National Intelligence, URL: https://www.dni.gov/files/documents/Unclassified_2015_ATA_SFR_- _SASC_FINAL.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
15. Worldwide Threat Assessment of the US Intelligence Community
2016 // Office of the Director of National Intelligence, URL: https://www.dni.gov/files/documents/SASC_Unclassified_2016_ATA_SFR_FINA L.pdf (дата обращения: 01.02.2018)
...321