ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ 11
1.1. Риск-ориентированный подход: сущность и предпосылки к
использованию в государственной системе закупок 11
1.2. Методологические особенности классификации и оценки рисков в сфере
государственных и муниципальных закупок 29
1.3. Управление рисками и стратегии потенциального реагирования на риски
в государственной системе закупок 47
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РИСК- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ В СФЕРЕ ЗАКУПОК 66
2.1. Стратегические основы реагирования на риски в сфере закупок 66
2.2. Трансформация механизма ценообразования в сфере закупок 83
2.3. Матричный подход к управлению процессом нормирования в сфере
закупок 99
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНСТРУМЕНТАМИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА 118
3.1. Повышение эффективности закупочной деятельности на основе
компетентностного подхода в образовании 118
3.2. Перспективы использования новых информационно- технологических
решений для совершенствования управления в государственной системе закупок 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 158
Актуальность темы исследования.
В условиях современной экономической, геополитической и эпидемиологической напряженности и неопределенности особое значение приобретают вопросы национальной безопасности государства и общества. Обеспечение государственных нужд в части реализации государственных целевых программ и национальных проектов, в сферах безопасности и обороны, образования и медицины, предполагает значительные бюджетные расходы. Защищенность экономических интересов населения и государства обеспечивается методами государственного финансового контроля и экономического стимулирования. Обеспечение бесперебойности цепочек поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг на всех уровнях во многом зависит от государственного сектора экономики. Контроль за бюджетными расходами требует значительных временных и финансовых ресурсов. В связи с этим необходимо обеспечивать концентрацию ограниченных бюджетных ресурсов в зонах максимального риска и одновременно снижение административной нагрузки в зонах пониженного риска возможных нарушений.
Необходимость развития устойчивой государственной системы закупок вызвана повышением спроса правительств и потребителей на товары и услуги, которые одновременно обеспечивали бы эффективное использование денежных средств и соответствие основополагающим экологическим, социальным и санитарным стандартам. Данный аспект поддерживается Европейской Экономической Комиссией ООН (Центр по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям) в части реализации устойчивых закупок. Европейская комиссия отмечает, что всего лишь 1%-ное повышение эффективности процессов государственных закупок может привести к экономии около 20 млрд. евро в год [164]. Учитывая современную
4 ситуацию большой поддержки государством бизнеса и населения в пандемийный период аспекты развития государственной системы закупок и снижения рисков в ее функционировании является объективно необходимыми.
Управление национальной контрактной системой требует мониторинга и контроля больших массивов информации о порядке проведения торгов, заключении и исполнении контрактов по большому количеству параметров. К сожалению, государственная система закупок в России не является достаточно эффективной, что подтверждается наличием значительного количества нарушений (в 2019 году Счетная палата РФ выявила более 110 тысяч нарушений в сфере закупок, что на 8,8% превысило показатели за предыдущий год, и за три года объем выявленных нарушений вырос практически 6 раз и составил 236,6 млрд. рублей [159]) и сопровождается пристальным общественным вниманием, а также множеством рисков разного происхождения и влияния, которые требуют учета и нивелирования. Данные обстоятельства обусловили выбор темы, цели и задач, объекта и предмета исследования, определи его структуру.
В этой связи тема развития государственной системы закупок на основе риск-ориентированного подхода является объективно актуальной и имеющей существенное значение для экономики страны.
Степень разработанности темы. Проблемам учета рисковых событий в предпринимательской деятельности, формированию систем управления рисками и подходам к риск-менеджменту посвящено большое количество научных трудов, как отечественных, так и зарубежных исследователей. Динамичное развитие экономических процессов, как в государственном секторе экономики, так и в структуре коммерческих предприятий, обуславливает необходимость более детального изучения, в том числе с учетом специфики сферы закупок, данного предмета исследования.
Исследованию системы государственных закупок, вопросам повышения эффективности российской сферы закупок, анализу зарубежного опыта проведения закупок, изучения современных аспектов риск-
менеджмента, в том числе вопросов идентификации, классификации, разработки методов и способов оценки и минимизации рисков посвящены научные работы Д.И. Батуевой, В.А. Власова, И.П. Гладилиной, Г.В. Дегтева, Н.Н. Ефремовой, В.А. Кныш, И.В. Кузнецова, А.Н. Литвиненко, В.В. Мельникова, Н.В. Мячина, Н.В. Нестеровича, В.И. Смирновой, И.И.
Смотрицкой, Ф.А. Тасалова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Федоровича, Я.И.
Фельдмана, Л.И.Якобсона и др.
Важность идентификации рисков в системе государственных закупок и их оценки на ранних стадиях планирования отмечается в работах A. Патруччо, Д. Луззини, С. Рончи, А.О. Диты, М. Рохмана, Л. Нуркальо, Н. Чаррон, Л. Дальстрем, М. Фазекас, В. Дапуэнте, Н. Суонен, Т. Тамми, Дж. Саастамойнен, Дж. Песью, Л. Окконен, Э. Браччи, М. Таллаки, Дж. Гоббо, Л. Папи и др.
Изучению частных вопросов управления рисками в сфере закупок, в том числе в части применения риск-ориентированного подхода, посвящены работы Р.К. Арыкбаева, О.С. Белокрыловой, Я.Р. Гильдеевой, Е.Ф. Гуцелюк, А.В. Полковникова, В.И. Цыбульской.
Проведенный анализ результатов опубликованных научных исследований позволяет утверждать, что отдельные вопросы, связанные с функционированием сферы закупок, такие как планирование и нормирование закупок, риски в сфере закупок и управление ими, стратегии реагирования на риски, остаются недостаточно изученными в государственной системе управления закупками, при этом существующие инструменты и механизмы риск-менеджмента ограниченно применимы и недостаточно эффективны, поэтому требуют адаптации и совершенствования с учетом специфики национальной сферы государственных закупок.
Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы является комплексное исследование возможности применения риск- ориентированного подхода в государственной системе управления закупками в парадигме развития российской контрактной системы, повышения эффективности использования бюджетных средств на всех уровнях и совершенствования управленческого инструментария в сфере закупок.
В соответствие с указанной целью в диссертационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- обоснована возможность применения риск-ориентированного подхода в государственной системе управления в целях повышения эффективности закупочной деятельности;
- определены состав и специфика рисков в контрактной системе Российской Федерации;
- проанализированы существующие методологические подходы к управлению рисками государственных и муниципальных заказчиков;
- выделены и исследованы особенности применения различных стратегий реагирования на риски в сфере закупок;
- определены уязвимые места в механизме ценообразования в сфере закупок и предложены меры по устранению выявленных недостатков;
- разработаны инструменты по управлению процессом нормирования для повышения качества управленческих решений в государственной системе закупок;
- определены перспективы и возможности повышения эффективности государственной системы управления закупками на основе реализации компетентностного подхода;
- выявлены направления совершенствования государственной системы закупок при внедрении цифровых технологий и инструментов управления рисками.
Объектом исследования выступает система органов и институтов публичного управления в сфере закупочной деятельности для
7
государственных и муниципальных нужд, включая характеристики объемов
и структуры закупок.
Предметом исследования являются управленческие отношения, складывающиеся между участниками закупок, в процессе управления рисками и формирования устойчивой государственной системы.
Теоретической базой исследования составили фундаментальные концепции и положения отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, государственного управления, риск-менеджмента,
планирования и прогнозирования, а также труды российских и зарубежных авторов, посвященные аспектам функционирования государственной системы закупок, вопросам и проблемам ее организации.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы (индукции, дедукции, синтеза, анализа) и частные научные методы:
а) методы структурного анализа при классификации рисков в сфере закупок;
б) методы сравнительного, статистического и структурно-логического анализа; в) методы структурно-логического и функционального анализа при характеристике стратегий реагирования на риски в сфере закупок; г) методы стратегического анализа (SWOT-анализ), метод Парето, методы последовательных уступок и мультипликативной свертки при разработке методики нармирования в процессе закупок.
Информационная база исследования представлена аналитическими и статистическими материалами Министерства экономического развития Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, ФАС, Росстата, ретроспективной информацией, оценками экспертов и результатами национального рейтинга прозрачности закупок. Исследование опирается на действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие государственные закупки.
Научная новизна исследования заключается в развитии методологических и практических аспектов управления в государственной системе закупок на основе включения инструментария риск-
повышения ее устойчивости
К числу наиболее существенных результатов, полученных лично автором диссертации и обладающих научной новизной, могут быть отнесены следующие:
1. Дополнена классификация рисков в сфере государственных закупок за счет расширения классификационного признака «по субъекту» и включения новых классификационных признаков «по стадии процесса закупки в рамках контрактной системы» и «по идентификатору риска», что позволило позволяет оценить влияние указанных рисков на эффективность осуществления закупок.
2. Обосновано применение риск-ориентированного подхода для процессов управления, мониторинга и контроля в государственной системе закупок, что позволяет сформировать потенциал устойчивости системы и потенциальные стратегии реагирования на риски в сфере закупок.
3. Предложена методика оценки рисков в государственной системе управления закупками, позволяющая реализовать переход от качественных оценок рисков к количественным и провести оценку частных рисков и совокупного риска закупки в целом и для каждого субъекта в частности.
4. Определен инструментарий управления рисками в сфере закупок с использованием коэффициента «Риск / Издержки», позволяющего обосновать выбор стратегии реагирования на риски.
5. Предложена модель управления процессом нормирования в государственной системе закупок, позволяющая в рамках реализации стадии планирования закупок на основе сценарного, прогнозного и матричного подходов, через структуризацию отбора и сравнение по параметрам закупок повысить бюджетную эффективность в части выделяемых на государственные закупки денежных средств
6. Сформированы научно-практические рекомендации по применению комепетентностного подхода в подготовке кадрового состава и
9
внедрению технических и интеллектуальных решений, обеспечивающих
повышение эффективности государственной системы управления закупками
и защиту от рисков.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в получении самостоятельных научных результатов, которые обобщают, конкретизируют и дополняют положения риск-менеджмента в части разработки методических подходов к применению риск- ориентированного подхода в системе управления государственными закупками, в качестве неотъемлемого элемента экономической деятельности, характерного и для заказчика, и для исполнителя, и для потребителя; разработки организационно-экономических механизмов управления рисками в сфере государственных закупок.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в применении разработанных методик в закупочной деятельности заказчиков при проведении государственных и муниципальных закупок в целях снижения рисков, в контролирующих органах при организации мониторинга, аудита и контроля закупочной деятельности, повышении эффективности данного направления и снижения издержек, а также управления закупками в государственных корпорациях. Отдельные положения могут быть использованы для совершенствования законодательной базы, уточнения и конкретизации ее отдельных положений. Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности при изучении рисков в процессах планирования и реализации государственных закупок, в практической деятельности для организации процессов перепроектирования организационных структур для целей учета рисков в закупочной деятельности, в учебном процессе при разработке курсов по риск- менеджменту и государственному управлению.
Апробация и публикация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях (Московский городской университет 10 управления Правительства Москвы, 2019-2021 гг.; Topical Problems of Green
Architecture, Civil and Environmental Engineering - TPACEE 2021).
Основные положения, изложенные в диссертации, опубликованы в 5 работах, в т.ч. в 1 монографии, 3 статьях в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК, 1 статье в журнале, индексированном в Scopus.
Гладилина И.П., Строганова Е.В. Совершенствование закупочной деятельности в условиях цифровой экономики на основе управления рисками: монография. - М.: КноРус, 2020. - 106 с.
Гладилина И.П., Сергеева С.А., Орлюк А.В., Строганова Е.В., Шайдуллина Г.М. Совершенствование управления закупочной деятельностью в условиях цифровизации на основе мониторинга закупок // Финансовые рынки и банки. - 2020. - № 3. - С. 128-132.
Гладилина И.П., Сергеева С.А., Кадыров Н.Н., Мельникова А.В., Строганова Е.В. Подготовка специалистов в сфере закупок к работе в условиях умной контрактной системы // Инновации и инвестиции. - 2020. - №6. - С. 96-99.
Гладилина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 5. - С. 62-64.
Stroganova Y., Kadyrov N., Prokhorov А. Matrix approach to managing of rationing in the public procurement // E3S Web of Conferences, 2021, vol. 284, no. 07024, https://doi.org/10.1051/e3sconf/202128407024.
Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников. Основной текст диссертационной работы изложен на 175 страницах, включает в себя 23 таблицы и 22 рисунка. Список использованных источников содержит 166 наименований.
Государственные закупки - это важнейший инструмент управления, который играет решающую роль в реализации программ развития, поддержки деятельности бизнеса и решения социальных задач. Сегодня закупки занимают значительную долю в бюджетах стран, а сами правительства определяют механизмы перехода к устойчивым государственным закупкам, которые позволят более эффективно использовать денежные средства.
Подводя итог анализируемым явлениям и фактам, следует отметить, что нынешний этап развития российской экономики характеризуется направленностью на широкое использование новаций в сфере информатизации и автоматизации закупочной деятельности, что, объективно позволяет судить о тенденции снижения рисков субъективного характера и неверных управленческих решений Государственные закупки - это важный процесс, который позволяет удовлетворить потребности государства и создать систему взаимодействия между государством и участниками рынка для доставки товаров, выполнения работ и предоставления услуг. На данном этапе контрактная система является неотъемлемой частью административных инструментов и играет важную роль в формировании стратегии развития страны.
Следует констатировать, что государственные закупки являются важным шагом в реализации общественного порядка как системы экономических отношений между экономическими операторами в связи с деятельностью по государственным закупкам. Эти экономические отношения развиваются на высоком уровне, что отражает значительный акцент законодателя на развитии современной российской сферы закупок, которая действенно влияет на экономическую систему и является одним из основных финансовых инструментов Российской Федерации.
В современной сфере закупок необходимо грамотное использование инструментов и методов риск-менеджмента, что позволяет значительно сократить неопределенности, являющиеся неотъемлемой частью любого контракта, также оно сопряжено с множеством существенных выгод, так как открывает новые возможности и позволяет выполнить закупку с соблюдением установленных временных, стоимостных и качественных параметров.
В зависимости от возникающих потребностей заказчика с учетом экономической ситуации управление рисками может основываться на одной из существующих стратегий реагирования на риски: пассивное избегание, пассивное финансирование, активное снижение, активное принятие. Каждая из стратегий может включать в себя несколько методов управления, требующих разных ресурсов. Государственная система управления требует развития подходов, которые обеспечивали бы повышение эффективности расходования бюджетных средств и в целом устойчивости самой системы в противодействии рискам заказчиков, поставщиков и потребителей.
Стоит подчеркнуть, в результате анализа проблем, связанных с организацией экономического механизма и взаимодействия участников сферы закупок, мы пришли к выводу, что целесообразно принять и реализовать совокупность мер для снижения рисков государственных и муниципальных заказчиков и более эффективной реализации принципов контрактной системы. В этой связи представляется необходимым провести углубленный анализ и изучить правовые методы предотвращения нарушений на основе внедрения риск-ориентированного подхода в управлении, разрешенные действующим законодательством о закупках, и разработать четкие рекомендации по снижению их негативного воздействия.
Значительному снижению рисков заказчиков способствует широкое внедрение лучших мировых практик, базирующихся на использовании информационных систем в сфере государственных закупок и технологий искусственного интеллекта. Такой подход способствует повышению открытости и прозрачности закупочных процедур, предоставляет широкие
возможности для внешнего и внутреннего контроля за деятельностью заказчиков и поставщиков.
Современная единая система информации о закупках была создана сравнительно недавно и нуждается в дальнейшем развитии. Несмотря на общую ее эффективность, по-прежнему существует много проблем, которые еще предстоит решить. По нашему мнению, основными проблемами являются: коррупция, сговор между участниками закупок, сбои системы, которые препятствуют закупкам на всех уровнях, что делает невозможным эффективное управление закупками на всех уровнях.
Разработка системы закупочных требований должна осуществляться на всех этапах процесса закупок с использованием инструментов управления рисками, которые включают детальное планирование, сравнение различных вариантов для достижения желаемых результатов, оценку рисков и управление ими, а также повышение качества и целевых затрат в ходе реализации государственного контракта.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом изменений от 01.07.2020 г.).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. (ред. от 28.12.2017г.).
3. Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
4. Федеральный закон № 71-ФЗ от 01 мая 2019 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5. Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
6. Федеральный закон №223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
7. Постановление Правительства Российской Федерации №145 от 08.02.201 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
8. Постановление Правительства РФ №552 от 05 июня 2015 г. «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также системы требований к форме системы плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».
9. Постановление Правительства РФ №145 от 08.02.2017 г. (ред. от 12.04.2018) «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
10. Постановление Правительства РФ №1414 от 23 декабря 2015 г. (ред. от 11.04.2019) «Правила функционирования Единой информационной системы в сфере закупок».
11. Постановление Правительства РФ №36 от 23.01.2015 г. (ред. от 30.05.2017) «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок».
12. Постановление Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 г.
«Об особенностях участия субъектов малого и среднего
предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
13. Постановление Правительства РФ №927 от 02.09.2015 г.
«Об определении требований к закупаемым федеральными
государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».
14. Постановление Правительства РФ №1062 от 25.11.2013 г. «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».
15. Приказ Минэкономразвития России №567 от 02.10.2013 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
...166