Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты инновационного процесса
в индустрии гостеприимства 6
1.1. Теоретические основы и сущность инноваций в индустрии
гостеприимства 6
1.2. Понятие и значение инновационных технологий в сфере
гостиничного бизнеса и их типология 14
1.3. Международный опыт и тенденции развития инновационных технологий
в индустрии гостеприимства 22
2. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия
ООО «БСМ-Комфорт» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 35
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 44
2.3. Анализ инновационно-технологического развития предприятия 58
3. Разработка и предложения конкретных мероприятий по развитию гостиничного предприятия с помощью технологических инноваций
(на примереООО «БСМ-Комфорт») 67
3.1. Рекомендации по внедрению инновационных технологийв
гостиничном предприятии 67
3.2. Разработка конкретных организационно-экономических мероприятий по
внедрению инновационной технологии 73
3.3. Предложения по управлению развитием гостиничного предприятия с по¬мощью инновационных технологий 82
Заключение 88
Список использованных источников 92
Приложения 98
Актуальность темы исследования обусловлена огромным значением технологических инноваций в сфере гостеприимства в условиях рыночной экономики, а также их внедрению и совершенствованию использования в процессе оказания гостиничных услуг и управлении гостиничным предприятием.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию использования инновационных технологий в процессе оказания гостиничных услуг и управлении гостиничным предприятием.
Инновации являются главным источником конкурентных преимуществ современного отеля.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке и используемого в практической деятельности либо в новом подходе к оказанию услуг.
Сегодня инновационность становится основной характеристикой современной экономики, поскольку базовые инновации являются мощным стратегическим и антикризисным инструментом. Актуальность инновационных технологий обоснована стремительной глобализацией мирового рынка и сокращением жизненного цикла продуктов, а также необходимостью стратегического подхода к обновлению качественных характеристик продуктов и услуг.
В гостиничном бизнесе инновации затрагивают технологические аспекты производства гостиничной услуги и маркетинговые инструменты.
В условиях усиливающейся конкурентной борьбы гостиничные предприятия вынуждены искать новые пути к усовершенствованию и привлекательности. Для поддержания конкурентоспособности и эффективного развития, а также для привлечения иностранных туристов в гостиницах России необходимо активное внедрение инновационных технологий, применяемых ведущими мировыми гостиничными предприятиями.
Инновации должны не просто удовлетворять потребности клиента, а вызывать ощущение восторга от проведённого в гостинице времени.
В настоящее время наблюдается активное развитие информационных технологий и программных средств в сфере гостиничного и туристского бизнеса. От внедрения инноваций зависит устойчивость предприятия, перспективы его развития, конкурентоспособность на рынке, что влечёт за собой привлечение новых клиентов, увеличение прибыли, а также возможность завоевать себе постоянных клиентов.
Тенденции, которые развиваются в туристской отрасли в последние годы, свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие гостеприимства будет осуществляться путём широкого внедрения технологических инноваций.
В магистерской диссертации рассмотрены и проанализированы теоретические основы формирования и использования инноваций в гостиничном бизнесе, позволяющие обеспечить рост эффективности гостиничных предприятий. В работе уточнены методические положения и даны практические рекомендации в сфере развития инновационных технологий в индустрии гостеприимства, включая мероприятия по внедрению инновационно-технологических продуктов и услуг на примере ООО «БСМ-Комфорт».
В качестве объекта исследования выступает гостиничное предприятие ООО «БСМ-Комфорт» (Бизнес-отель «Континенталь»).
Предмет исследования — технологические инновации повышения эффективности гостиничного бизнеса.
Цель исследования — проведение анализа влияния технологических новшеств на рост и развитие предприятия индустрии гостеприимства и на этой основе разработка плана по их внедрению в работу гостиничного предприятия ООО «БСМ-Комфорт».
Для достижения этой цели решены следующие задачи:
- рассмотрен международный опыт и тенденции развития инновационных технологий в индустрии гостеприимства;
- проведен анализ конкурентоспособности предприятия на рынке гостиничных услуг (г. Белгород);
- проведен анализ и выявлены основные проблемы в финансово-экономической деятельности действующего предприятия;
- проведены исследования по целесообразности внедрения в деятельность предприятия ООО «БСМ-Комфорт» приоритетных технологических инновационных проектов;
- дана оценка влияния предложенных проектных мероприятий на изменение роста загрузки номерного фонда, в т. ч. и на увеличение финансовой прибыли и деловую активность предприятия: результативность и эффективность производственно-коммерческой деятельности предприятия.
Теоретической базой магистерской работы послужили научные разработки российских авторов, среди которых наиболее известны работы Морозова В.А., Кабушкина Н.И. и др. В ходе исследования были проанализированы источники вторичной информации: специализированные туристские и компьютерные издания — журналы «Туризм. Проблемы, практика, перспективы», журнал «Туристские технологии», различная информация справочного, рекламного и статистического характера, а также сведения, полученные в результате посещения Интернет-серверов наиболее известных компаний.
Результаты исследования могут быть использованы в деятельности предприятий индустрии гостеприимства как одной из форм повышения экономической и технологической эффективности. Кроме того, предложенные рекомендации позволят выбрать наиболее эффективные и современные ИТ-технологии для перехода на новый уровень оказания гостиничных услуг.
В условиях глобализации мировой экономики туризм играет важную роль в развитии государств и регионов, являясь главной составной частью сферы услуг. Международный гостиничный бизнес занимает важное место в современной мировой экономике. В последнее десятилетие он относится к наиболее динамично развивающимся и весьма прибыльным видам экономической деятельности.
Сегодня инновационность становится основной характеристикой современной экономики, поскольку базовые инновации являются мощным стратегическим и антикризисным инструментом.Известно, что главной целью любого коммерческого предприятия является прибыль. Технологические инновации предоставляют прекрасную возможность увеличения прибыли. В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых услугах и технологиях.
Объектом данного исследования является гостиничное предприятиеО- ОО «БСМ-Комфорт».
Инновации в гостиничном бизнесе развиваются быстрыми темпами. Причины этого заключаются в следующем: привлечь как можно большее количество клиентов, заинтересовав своей гостиницей, своим брендом; расположить гостя к себе и тем самым сделать его постоянным клиентом, а в следствие увеличить прибыль гостиничного предприятия.
Непременное условие успешности и конкурентоспособности любой гостиницы - это грамотное и последовательное внедрение инноваций: от применения новых методов управления персоналом до использования новейших технологий гостинично-ресторанной сферы.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из наиболее сильно влияющих на производственный процесс в гостиничном бизнесе явлений стал прогресс инновационных технологий. Гостиничная деятельность по ряду своих специфических особенностей одна из первых в полной мере адаптировала своим потребностям достижения в сфере телекоммуникаций и автоматизированных систем обработки информации. Автоматизация позволила гостиничным предприятиям увеличить эффективность деятельности за счёт автоматизированных и интернет-систем, обеспечить максимальное присутствие на потребительских рынках и тем самым, максимально приблизится к своим потенциальным клиентам.
В диссертационной магистерской работе были изучены следующие аспекты:
- исследованы теоретические основы инновационного процесса в индустрии гостеприимства;
- рассмотрены аспекты инновационно-технологического развитияго- стиничного бизнеса их современные технологии и международный опыт внедрения;
-проведён анализ финансово-экономической деятельности предприятия ООО «БСМ-Комфорт»;
- разработаны и исследованы конкретные организационноэкономические мероприятия по внедрению технологических инноваций в гос ООО «БСМ-Комфорт» и проанализированы существующие проблемы;
- предложенырекомендации по управлению развитием гостиничного предприятия с помощью инновационных технологий.
В процессе анализа основных показателей финансовой деятельности гостиничного предприятия ООО «БСМ-Комфорт» была проанализирована динамика активов организации и рассчитаны коэффициенты финансовой устойчивости, ликвидности, рентабельности и деловой активности предприятия.
Административный персоналООО «БСМ-Комфорт» постоянно следит за новинками,появившимся на рынке, и планомерно внедряет новые продукты в работу гостиничного комплекса. Вводятся в использование современные технические устройства и новые услуги, а также регулярно проводятся реин- новационные мероприятия с применениемновыхсовременных технологий и материалов.
Проведённый анализ инновационно-технологического развития ООО «БСМ-Комфорт» показал, что все принятые меры помогают занимать лидирующие позиции среди конкурентов на рынке гостиничных услуг Белгородской области, а также соответствовать уровню основных игроков этого сегмента в РФ.
Большинство принятых мер по развитию ООО «БСМ-Комфорт» были направлены на улучшение процесса оказания гостиничных услуг для постояльцев отеля. Другими словами происходит процесс упрощения предоставления туристических услуг. Таким образом, можно сделать вывод, что, для того чтобы удержать лидирующие позиции на рынке гостиничного бизнеса, руководству отеля необходимо следить за тенденциями технологических инноваций и использовать в работе комплекса.
Учитывая сегодняшнюю сложную экономическую ситуацию, необходимо чётко расставить акценты и определить план мероприятий по их внедрению.
В качестве организационных мероприятий развития гостиничного предприятия ООО «БСМ-Комфорт» предложен ряд направлений по дальнейшему развитию, а также исследован проект по установке терминала самообслуживания SELF CHECK-IN KIOSK. Предложенный проект будет способствовать росту загрузки номерного фонда, увеличению прибыли предприятия, а также позволит сократить затраты и оптимизировать расходы.
Можно сделать вывод, что вложенные инвестиции по установке киоска SELF CHECK-IN экономически обоснованы и целесообразны, так как в рамках проекта предполагается сократить затраты на производство за счёт сокращения персонала, тем самым оптимизировать расходы и значительно сократить издержки ООО «БСМ-Комфорт».
Это связано с тем, что установка терминала не требует таких ежегодных затрат на обслуживание, как содержание в штате двух сотрудников СПР.
Эти расчёты показывают, что установка одного киоска будет способствовать не только повышению сервиса в отеле, но позволит сократить ежегодные затраты гостиничного предприятия на 720 000 рублей в год, так как годовой ФОТ на содержание двух сотрудников составляет 900 000 рублей, а годовое обслуживание терминала составляет 180 000 рублей.
Предложенный инвестиционный проект по установке терминала SELF CHECK-IN KIOSK является первым этапом по внедрению инновационных технологий в ООО «БСМ-Комфорт», так как уже сегодня инновации в процессе оказания гостиничных услуг - это обязательное условие развития и выживания предприятия в условиях жёсткой конкуренции.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая и третья: по состоянию на 30 нояб. 2011 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2011. - 480 с. - (Правовая б-ка).
2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения [Текст] :ГОСТ Р 22.0.04-95- Введ.2006-01-25. -М. Изд-во стандартов, 2006. -16 с.
3. Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия [Текст] : ГОСТ Р 24909-81. - Введ. 2008-01-01- М. : Изд-во стандартов, 2006. - 7 с.
4. Абрютина, М.С. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия [Текст]: учебник: 3-е изд. / М.С. Абрютина, А.В. Грачев // Учебно - практическое пособие. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: издательство «Дело и сервис», 2008. - 238 с.
5. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда [Текст]: учебник для вузов по экономическим специальностям / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина; под общ. Ред. В.В. Адамчук. -М.: ЮНИТИ, 2009г. -386с.
6. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] : учебное пособие / М. Армстронг. - СПб.: Питер, 2009. - 847 с.
7. Бабаева, З. Д. Бухгалтерский учет. Учеб.пособие [Текст] / 3. Д. Бабаева, И. М. Рендуков- М.: Финансы и статистика, 2008. - 345 с.
8. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: [Текст]: учебник / М.И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 416 с.
9. Баринов, В. А. Экономика предприятия: учебник [Текст] / В. А. Баринов,
B. Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 237 с.
10. Басовский, О. В. Теория экономического анализа [Текст]: учеб.пособие /
C. Л. Басовский. - М. 2009.- 114 с.
11. Беккер, Г. Человеческий капитал. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал [Текст]: учебное пособие / США. - 2008. -503 с.
12. Бердникова, В. П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб.пособие / В. П. Бердникова. - М.: ИЭП,
2008. - 341 с.
13. Бондарь, И.К. Производительность труда: вопросы теории и практики [Текст] : учеб.пособие / И.К. Бондарь. - М.: Наука. 2009. -152с.
14. Быкадоров, В. Л. Финансово-экономическое состояние предприятия [Текст]: учеб.пособие / В.Л. Быкадыров. - М.: ПРИОР-СТРИКС, 2008. - 380с.
15. Вахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет [Текст] / М. А. Вахрушина. - Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. - М.: Омега-Л; Высш. шк., 2008. - 528 с... 62